Программа элективного предпрофильного курса и учебно-методическое пособие “Флора родного края”:
из опыта работы
Коркиной Н.Е.
учителя биологии Бугурусланского района

(для дистанционного обучения)

Материалы представлены зав. УМК биологии ООИПКРО В.Н. Мишаковой

Пояснительная записка

Каждая область, всякая местность русской земли имеет только ей присущий облик, неповторимую красоту и, конечно же, своего певца. А если край воспет таким великим писателем, как Сергей Тимофеевич Аксаков, красота его становится достоянием многих миллионов. К такому краю, его природе - особое отношение, особый интерес. На северо-западе Оренбуржья Бугурусланского района расположена заповедная зона, музей - усадьба С.Т.Аксакова, современное состояние растительности и флоры которого предлагается исследовать в данной программе.

Современная флора музея - усадьбы С.Т.Аксакова представляет природную ценность, так как:

-Является украшением ландшафта, его культурно - историческим, высоко эстетическим объектом;

-Имеет высокую видовую насыщенность, разнообразие растительных ассоциаций;

- может использоваться в учебно-позновательных целях;

-встречаются охраняемые растения, занесенные в Красную книгу Оренбургской области;

-заросли лекарственных, плодово-ягодных, ядовитых и других хозяйственно ценных видов растений.

-наличие старых по возрасту деревьев.

Бережное отношение к природе села Аксакова поможет сохранить это памятное место, многократно описанное в произведениях писателя и связанное с ним.

Чем и как школа может помочь в этом деле?

Прежде всего, прививать детям любовь к природе, пробудить интерес к растениям своего края, убедить в необходимости охраны бесценных богатств его флоры. Однако, ни любовь, ни интерес к растительности обычно не приходят сами собой. Школьникам надо помочь в этом. Никакие книги, беседы и рассказы не смогут заменить непосредственного общения с растительным миром, под руководством учителя биологии, хорошо знающим местную флору и увлеченным своим делом. И хотя природа “Аксаковского лесостепья” ныне уже не та, что два века назад, но по- прежнему узнаваемы аксаковские разнотравные луга и степи, живописные лесные поляны, великолепные уремы реки Бугуруслан. Нельзя допустить, чтобы все, написанное Аксаковым о степных местах этого чудного края, сделалось приданием, рассказом старины.

Предварительно были проанализированы архивные данные, научно-проектная документация, на основании которых в программу включено составление краткой исторической справки, позволяющей проследить не только этапы создания музея, но и его современное состояние, а также узнать о быте и жизни семьи Аксаковых, природных условиях этого удивительного края. Включенный в программу материал, см. приложение, содержит интегрированные сведения по биологии, экологии, краеведению, истории, литературы, народного фольклора, географии, геологии. Поэтому программа может быть востребована учителями различных специальностей, способствовать профессиональному определению детей, так как во время её выполнения ученики смогут познакомиться с особенностями таких профессий, как: хранитель музея, архивный работник, историк, писатель, эколог, биолог, работник культуры, руководитель с/х предприятия, и другие.

Основная цель программы: С помощью данной программы осуществлять предпрофильную подготовку, привить любовь к родному краю.

Основные задачи программы:

1. Изучить творчество С.Т.Аксакова, ибо основная ценность его произведений для реализации данной программы заключается в том, что писатель выступает в них не только как художник, но и как натуралист. Например, “Детские годы Багрова - внука”, “Семейная хроника” и другие произведения составляют научно-художественную природоведческую энциклопедию Оренбургского края. В кратких зарисовках писатель последовательно описал все основные типы лесов, перечислил травы, с удивительной точностью передал сезонную смену лесостепной растительности.

2. На основе анализа произведений писателя и изучения современного состояния природы края, составить сравнительную характеристику, флористический список растений, указать их хозяйственное значение.

3. Данная программа будет способствовать сохранению неповторимого уголка природы, позволит зародить у подрастающего поколения ростки любви к природе родного края дать минимум научных представлений о его флоре и растительности, позволит убедить в том, что мы, ныне живущие, ответственны за сохранение окружающего природного наследия, которое может исчезнуть бесследно. Формирование экологической культуры школьников путем активизации природоохранного воспитания, эколого – просветительской деятельности.

4. Содержание программы позволит осуществить предпрофильную подготовку учеников, так как включает в себя не только ценный исторический, краеведческий материал, фольклорный, но и интегрированный: по биологии, экологии, краеведению, литературе.

При описании некоторых видов растений, обитающих на территории усадьбы, использована цитата из произведений С.Т.Аксакова, включены пословицы и поговорки местного населения об этом растении, указывается практическое его применение в быту жителей села Аксакова. Для работы по программе подобран фото и видео материал, ксерокопии архивных данных, видеофрагменты о заповедном памятнике природы. Исследования проводились под руководством автора программы, совместно с группой учащихся 8 – 10 классов, в период летней практики (2001 – 2003 г). В результате накоплен богатый краеведческий материал, который и будет являться вспомогательным материалом, источником для реализации программы, кроме того, в первую очередь, сами произведения писателя, атласы, справочники, исторические документы, и многое другое.

Формы работы учащихся.

Работа с произведениями писателя, экологической, исторической литературой, материалами периодической печати, интервью, беседы с жителями села, запись и обработка полученных данных. Встречи с работниками архива, музея, районного отдела культуры, местными писателями, работниками, ухаживающими за усадьбой и другими.

Каникулярные выездные учебно – полевые практики. Составление и защита творческих работ. Создание гербариев, систематического списка. Составление творческих проектов, профессиональные пробы.

Основное условие для успешной реализации программы – поэтапное влияние на личность учеников в процессе развития видов деятельности, которые будут воздействовать на их интеллектуальную, духовную, эстетическую, нравственную, волевую и другие сферы.

Этапы реализации программы.

1. Подготовительный этап. Проводится вводная диагностика, занимательная беседа, выявляются уровень знаний, заинтересованность идеей программы. В этот период организуется учебно – исследовательская работа школьников по овладению ими знаниями биографии, произведений писателя, история села и другое, навыками и умениями обследования территории окружающей среды, где расположена усадьба Аксаковых, практическими умениями по выявлению, сбору научной информации и описанию природного памятника.

2. Основной этап. Организация учебно – практической деятельности, включающей: оценку состояния природы села, составление различных проектов по её сохранению, изучение флоры и растительности различных природных сообществ, профессиональные пробы, составление экологических проектов, с позиции различных профессий.

3. Заключительный, пропагандистский, этап: защита школьниками рефератов, творческих отчетов, подготовка праздников, агитационных компаний. Диагностика, рефлексия.

Методика изучения растительного покрова заповедной зоны.

Для изучения флоры края могут использоваться следующие методы:

1. исследование мозаичности. Горизонтальную структуру фитоценоза называют мозаичностью. Она характеризует пятнистость, пестроту фитоценоза. Основные структурные единицы: мозаичности – микрофитоценозы и микрогруппировки.

Микрофитоценозы – структурные единицы горизонтального расчленения всего фитоценоза, включающие все ярусы.

Микрогруппировка – структурные единицы в пределах одного яруса.

2. Сбор гербариев. Необходимость сбора гербариев возникает для составления списка видов изучаемой территории. Сбор гербариев допускается не всегда “по правилам”- рабочий гербарий видоизменяется, иногда могут собираться только отдельные необходимые части растений, так как в настоящее время на Земле не так много мест подобных этому, и практически любой вид растений особенно красивоцветущих и редких, может быть уничтожен неумеренным сбором.

При гербаризации должны соблюдаться следующие правила:

*Многолетники не выкапывать целиком – достаточно и части одного из побегов.

*Однолетние растения собирать после рассеивания семян;

*Перед сбором убедиться, что растение не единственное.

Кроме гербария могут быть собраны и другие ботанические коллекции: веток древесных растений в безлиственном состоянии, плодов и семян, листьев.

3. Составление списка видов – очень важный этап выявления флористического состава района исследования. Составление видового списка древостоя и кустарникового яруса не вызовет больших затруднений, так как деревья и кустарники представлены небольшим числом видов, легко различаются. Деревья и кустарники расположены, при описании их биоморфологии (далее в работе), по степени их участия. На первое место помещаются виды с большим обилием, например, среди древесных форм наиболее обильные в с.Аксаково – береза бородавчатая, дуб черенчатый.

Травянистые растения встречаются на месте исследований в большом количестве, по сравнению с другими ярусами по этому, для того чтобы не пропустить виды, сначала в бланк описания включаются все виды, встречающиеся в близ границы, например Аксаковского парка, а при передвижении вдоль его границ, постепенно пополняется список новыми видами, после чего парк пересекается по диагонали, с тем чтобы включить еще не попавшие в список виды.

При описании пойменного луга реки Бугуруслан список составлялся по агроботаническим группам, отдельно выделялись бобовые, злаки и другие.

4. Учет обилия вида, на определенной территории производился наиболее доступными методами:

-глазомерный учет; числовой учет; относительный учет.

Наиболее простой глазомерный учет, при которым визуально, с наиболее удобных возвышенных точек просмотра растительного массива (Челяевская гора, левая сторона г.Сурчиной)определяется количество древостоя. Числовой учет подразумевает подсчет количества растений на определенной территории. Состав древостоя определяется относительным учетом, когда оценивается соотношение между численностью различных пород.

5. Фенологическое состояние растений, слагающих травостой, в момент описания, находились в различных фенологических фазах развития. Сравнение фенологических фаз одних и тех же видов растений в различных условиях место обитания позволило сделать заключение о том, насколько данные условия благоприятны для того или иного вида растения, какие условия ускоряют или задерживают его развитие.

 

Критерии оценивания результативности образовательной программы.

Посещение данного курса позволит ученикам :

- сориентироваться в выборе профиля в старшей школе,

- научиться работать с историческими документами, художественной, краеведческой литературой.

- приобрести уверенность в собственных силах, участвуя в исследовательской, научно – экспериментальной работе,

- научить ценить природное наследие, осознавать его историческую, научную значимость.

- Приобрести навык создания систематического списка растений, их научного описания.

- Овладеть методологией научного познания окружающего мира, приобрести умения обрабатывать и обобщать данные, устанавливать закономерности, обнаруженные на их основе.

- Познакомиться с различными способами представления собранных данных: в виде карт, таблиц, диаграмм, рефератов.

- Любить природу родного края.

Ученики должны знать:

- Термины и понятия, использующиеся при составлении характеристики растительности,

- Особенности методов: наблюдения, количественного учета, классификации,

- экологического мониторинга.

- Факты, влияющие на состояние природного комплекса края,

- Редкие и охраняемые растения, лекарственные растения.

- Историю и природное своеобразие родного края,

- Флору данной местности,

- Особенности планировки данного парка, усадьбы, её архитектуру,

- Жизнь и творчество писателя,

- Меры охраны данного исторического памятника.

Уметь:

- планировать и проводить наблюдения, опыты, измерения, оформлять полученные результаты,

- оформлять систематические списки, творческие работы,

- пропагандировать правила поведения на территории природно– культурного памятника,

- давать экологическую оценку состояния растительности на данный момент, доказывать необходимость принятия определенных мер по её охране,

- использовать полученную информацию в дальнейшем, участвовать в акциях по защите флоры родного края.

- Решать практические задачи экологического характера.

- Выполнять профориентационные упражнения, составлять “Цепочки биологических профессий”, уметь выделять общее и различное в видах трудовой деятельности, соотносить требования к профессии, связанной с биологией, и личные данные.

 

Содержание образовательной программы

предпрофильного курса

“Флора и растительность родного края”

(20ч.)

Введение.(1ч.)

Формирование группы, знакомство с содержанием курса. Вводная диагностика: “Зеленая анкета” (см. прил.) Выставка произведений писателя, буклетов, фотосюжетов. Экскурсия в музей.

1. “Певец природы” – Аксаков С.Т. (1ч.)

Знакомство с произведениями писателя. Составление выдержек флористических описаний. Биография писателя. История села. Работа в архиве.

Практическая работа. Изучение растительности родного края.

2.“Неповторимый край, тучные черноземы” (1ч.)

(физико – географический очерк).

Географическое положение, климат, почва, ландшафт.

3.“Летопись села” (2ч.)

История села. Создание видеоматериала, фотоальбома. Встречи с интересными людьми села, работниками архива, музея.

4.“Флора родного края” (3ч.)

Особенности флоры Бугурусланского района, села Аксакова. Сравнительная характеристика флоры времен жизни писателя и современное её состояние. Правила сбора природного материала. Сбор гербарных экземпляров. Работа с определителями. Составление систематического списка. Работа с Красной книгой, сборниками лекарственных растений. Практические работы. Экскурсия в музей – усадьбу: “Природные явления в жизни растений”. Изучение видового состава растительности родного края.

5. Аксаковский лесопарк. (4ч.)

Распределение ребят по группам. Практические работы:

Описание растений по плану:

- Цитаты из произведений писателя, народный фольклор,

- Хозяйственное значение, использование растения жителями села,

- Систематическое положение,

- Биологическая, экологическая характеристика,

- Лекарственные свойства,

- Распространение, необходимость охраны, предлагаемые меры охраны.

Деревья. Дубы на Сурчиной горе, “Плачущее дерево” - клен, дерево - “медонос”, липы семьи Аксаковых, дерево – “водокачка” (ольха). “Из чего срублен барский дом?” (сосна), “ель – долгожительница”, “дерево – календарь, символ очага”, “Из чего сплетены крестьянские лапти? Или история о том, как создавали пруд. Дерево, которое дрожит (тополь дрожащий). Из чего лошадиные дуги? Вяз гладкий. “Кружевная листва, да шапка белых цветов”, рябина.

Профессиональная проба: “составление гербариев” (разноуровневая работа, см. прил.)

Практическая работа. Изучение культурной растительности усадьбы и села.

Кустарники. Лещина – символ весны, жизни. Северная красавица – черемуха, боярышник, “маленькие ягоды” - малина. “Бородавчатое растение” - бересклет бородавчатый, “растение – чернильница” - бузина сибирская, волчья ягода. “Свадебное растение” - калина красная. Решение проблемных задач (см. прил.)

Травы. Гусиный лук, звездчатка – мокрица. “Лилия долин” - ландыш, купальница, “растение – ветерок” - ветреница. “Хохлатая трава” - хохлатка, земляника. Почему гравилат речной? Медовая дань (медуница). Мать – и – мачеха. Первоцветы. Прострел, адонис и другие редкие растения.

Эрудицион “Цветы родного края – земной красы начало” (см. прил.).

Практическая работа: Составление ситуационных проектов: “Экологическое значение зеленых насаждений” (см. прил.) Изучение видового состава антропогенных растений в окрестностях села. Изучение сорной растительности.

6. Растительность пойменных лугов. (3ч.)

Многообразие злаков. Тимофеевка. Костер. “Любимец пчел” - клевер, “луговой журавлик” - герань луговая, “растение – аист” - аистник. Зверобой, борщовник, “душистая трава” - душица, “шалфей вашей милости!” “Средство от тоски” - мелиса, “гоняющий чертей” - чертополох. Почему полынь горькая? Тысячелистник. Распашка земель. Пастбищный выпас скота. Экскурсия на луг. Профессиональная проба “Человек – природа” (см. прил.).

7. Растительность Аксаковского пруда. (2ч.)

Биологические особенности водных растений “Растения – земноводные”. Кувшинка белая и желтая. Рогоз – “подводный хлеб”. Экологические проекты озеленения (см. прил.)

8. “Бескрайний степной простор”. (1ч.)

Ковыли. Чабрец. Синеголовник. Мордовкин. Влияние человека на растительный мир степей. Необходимость рационального землепользования. Меры охраны земель. “Мозговой штурм” (см. прил.)

Практическая работа: “Погружение в практику – лучший способ принятия решения о будущей профессии” (см. прил.) Изучение видового состава раннецветущих растений усадьбы и села.

9. “Сохраним природные богатства” (1ч.) Экологический суд “Берегите природу!”. Творческие работы учеников, составление отчетов, подготовка выступлений.

10.Заключение (1ч.) Заседание круглого стола. Итоговая диагностика, игра “Узнай профессию” (см. прил.)
Встреча в музее – усадьбе.

Литература для педагога

1. Афанасьева З.Н. Рукописное наследие семьи Аксаковых Бугуруслан. 1988.

2. Алехин В.В. Методика полевого изучения растительности и флоры. -М., 1983.

Биология в школе.

3 Боголюбов А.С. Методы геоботанического исследования. // Биология в школе. -2001- №3. -С. 57-61. (статья в журнале)

4. Воронов А.Г. Геоботаника. М. 1983.

5. Егорова Н.А. Учебная практика по ботанической географии: Методическое пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984

6. Крашенников И.М. Геологическое строение Урала и Южного Приуралья. М., 1979.

Методика полевых геоботанических исследований. -М ; л., 1983.

7. Определитель ратений Башкирской АССР отв.ред. Е.В.Кучеров.-М., Наука 1998.

8. Прянишникова И.А. Певец природы: К 200 - летию С.Т.Аксакова. //Юж.Урал. -1996 -10. 9. Рябинина З.Н. Изучение и организация охраны редких и исчезающих видов растений Оренбургской области. // Редкие виды растений Южного Урала, их охрана и использование. -Уфа, 1985. -с.29-38.

10. Рябинина З.Н. Редкие виды растений Оренбургской области и их охрана. Екатеринбург: УНФ “Наука” 1995.

11. Рябинина З.Н. Эндемика и реликты во флоре Оренбургской области. // Редкие виды растений и животных Оренбургской области .-Оренбург. 1992-с.6-7.

12. Рябинина З.Н. Растительность и растительные ресурсы степной зоны Оренбургской области. // География, экономика и экология Оренбуржья. -Оренбург. 1994 - с.63-69.

13. Ремезом Г.Л. Эратова М.Е. Войди в зеленый мир -м. : Просвищение, 1996.

14. Савоськина Р.П., Волошина Г.М., Мушинская Н.И. К вопросу о редких видах флоры Оренбуржья. Оренбург . 1992.

15. Титов Е.В. Теплов Д.Л. Экскурсия “Растительность пойменного и суходольного луга”. //Биология в школе. 2001. №3, с74-78

16. Чумахов М.М. С.Т.Асаков - Исследователь природы Оренбуржья. Свердловск, 1983.

17. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. -Оренбург. Орен. кн-е изд-во, 1996.

18. Шептурова В.В. К вопросу изучения флоры меловых отложений Оренбургской области. //Редкие виды растений и животных Оренб. Обл. -Оренбург., 1992, с.22

19. Ярошенко П.Д. Геоботаника. -М.; Л. 1969

Литература для учащихся

1. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова - внука. -М., 1988

2. Гурманова В.И. Растения рассказывают. М. Мысль 1988

3. Громов А.А. Абаимов В.Ф. Лекарственные растения Оренбуржья. Оренбург. 1992.

4. Галеева А.Х. Редкие растения в некоторых районах Оренбургской области. // Редкие виды растений Южного Урала, их охрана и использование. -Уфа, 1985. - с.39-48.

5. Дархмевич Я.Н. Бузулукский бор. - Чпалов: Кн. из-во, 1953.-88с.

6. Чибилев А.А. Что завещал нам Аксаков? //Природа и мы. -Челябинск, 1981. -с.116 -122.

Чибилев А.А. Земная книга степного края . -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1987.

Приложение

Материал, полученный в результате исследовательской работы, проведенной автором программы, совместно с учащимися 8 – 10 классов за период работы летнего трудового лагеря с 2001– по 2003г, рекомендуется использовать в качестве учебно – методического пособия при реализации программы.


Учебно - методическое пособие

1. “Флора родного края”

 

2. БИОМОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА

Растения Аксаковского лесопарка.

Искусственно созданный семьей Аксаковых регулярный парк располагается за домом на лево берегу реки Бугуруслан, занимает площадь 3,5га и ограничивается рекой. За ней и на островах регулярный парк переходит в пейзажный (410га).

Деревья регулярного парка в основном старые, некоторым более 200 лет. Люди с уважением и восхищением относятся к деревьям - старожилам, живым памятникам, свидетелям давно минувших лет, составляя как в историческом, так и эстетическом аспекте элементы ландшафта, они же составляют ценнейший фонд лесовозобнавления, (сосны, липы, ветлы). По высоте (20-30м) доминируют из всех деревьев парка - сосны, по толщине стволов - ветлы (2-4м). Кроны деревьев плотно сомкнуты, пышные, особенно выделяются издалека старая знаменитая, воспетая писателем, липовая аллея. Рядом с ней густые заросли вишни, черемухи, акации, вплотную подходящие к тропинкам, образуя непроходимые заросли.

Вот как Аксаков в кратких зарисовках последовательно описывал все основные типы лесов, перечислил растения, составляющие травостой:

“Леса - черные: дуб, вяз, осокорь, липа, береза, осина. В тенистом дубняке чаще других виднеются плотные и зеленые листья ландыша, высокие стебли лесного левкоя, да краснеет кучками зрелая костяника. Местность славится своими пойменными лесами - уремами.

Урема растет по большим рекам: огромные деревья любят простор, растут не часто, под ними нет молодых древесных побегов;

другие, на малых реках на черноземной почве : березняк, осинник и ольха.Там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустарников: малины, жимолости, боярышника, смородины и других.”

Растения лесопарка, их биоморфология, описывается по мере убывания их численности, по результатам учета обилия.

Деревья.

Кустарники.

Травянистые растения.

 

3. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПОЙМЕННЫХ ЛУГОВ РЕКИ БУГУРУСЛАН

Травяной покров лугов всегда густой и обычно достаточно высокий. С ботанической точки зрения важно подчеркнуть, что растения, образующие луга, предъявляют определенные требования к почвенной влажности. Они не переносят как сильного иссушения почты, так и длительного ее переувлажнения. Луговые растения нуждаются в среднеувлажненной почве (мезофиты). Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Среди равнинных лугов различают прежде всего пойменные луга, или заливные, которые хорошо выражены по берегам реки Бугуруслан, но большей частью распаханы под поля. После каждого паводка на поверхности почвы откладывается слой плодородного осадка, наносимого водой рек - наилок, поэтому на заливных лугах господствуют растения семейств злаков и бобовые, требовательные к почвенному питанию.

Растительный покров пойменного луга неоднороден, поперек поймы на различном удалении от реки неодинаков по внешнему виду и составу образующих его растений. Прирусловая пойма самая сухая, так как она обычно самая высокая, на поверхности лежит рыхлый песок, принесенный рекой. Основу растительного покрова здесь составляют - костер безостый, пырей ползучий, вейник наземный, лисохвостник, все они имеют длинные ползучие корневища, способные быстро разрастаться во всех направлениях. Такие злаки называют корневищными.

Помимо злаков, на прирусловой пойме встречаются некоторые представители разнотравья, например, порезник из семейства зонтичных. Из бобовых обычна люцерна серповидная, чина луговая, клевер, мышиный горошек.

Видовая насыщенность пойменного луга отличается неоднородностью как по видовому составу, так и по высоте. Средняя высота основной массы травостоя в вегетативном состоянии 71-75см, в генеративном 80-85см. В вегетативном состояние издалека пойма кажется сплошным ярко-зеленным ковром. Во второй половине лета общий фон становится светло-коричнево-зеленым и оживляется от массового цветения чины клубненосной, мышиного горошка, девясила и другого разнотравья.

Травостой по строению - трехъярусные. Травостой костра безостого отличается преобладанием растений стеблевого облиствения максимум листовой поверхности к высоте от 30-40см до 50-100см, образует верхний ярус.

Средний ярус (высота 70-80 см ), кроме вегетативных побегов костра, пырея и лисохвоста, состоит из люцерна, осок, дербенников, чины луговой, мышиного горошка. Первый ярус заметен при разреженном травостое, состоит из: подорожников, лапчатки, одуванчика.

Прирусловая пойма обычно имеет небольшую ширину и довольно скоро сменяется центральной поймой, которая располагается несколько ниже предыдущей и почва здесь иная - суглинистая. Такая почва содержит больше влаги и лучше обеспечена питательными веществами, условия для жизни растений тут особенно благоприятны, поэтому в данной части поймы самое большое разнообразие растений. На 1 кв. м их можно насчитать не менее 10-15 видов. Обильно представлено разнотравье - колокольчики и лютики, герань луговая и свербига, емолка и гвоздика , мелисса и душица, васильки, зверобой, тысячелистник, подорожник. Цветки этих растений ярко окрашены, образуется красивый, пышный фон. Немало так же и бобовых - различные виды клевера (луговой, гибридный, ползучий, горный и др), мышиный горошек, чина луговая, лядвенец рогатый и др.

Большое участие бобовых - характерная черта центральной поймы. Особенно много злаков, причем разнообразие их гораздо больше, чем на прирусловой пойме: тимофеевка луговая, ежа собранная и др. Почти все эти злаки не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста (рыхло-кустовые).

Как известно, бобовые представляют большой интерес в кормовом отношении, так как содержат много белка, поэтому луга центральной поймы реки Бугуруслан дают особенно ценную кормовую массу.

Следующая часть поймы - притеррасная, она расположена еще ниже, чем центральная. Почва здесь тяжелосуглинистая, плотная, сильно увлажненная. Эта часть поймы наиболее удалена от реки и в то же время самая влажная. Нередко тут встречаются выходы грунтовых вод. В селе Аксаково насчитываются десятки родников.

Аксаковский пруд один из рыбных в районе, богато украшено цветущими белыми лилиями, желтой кубышкой, водокрасом. В травяном покрове указанного водоема крупные осоки, таволга вязолистная, тростник обыкновенный. Из злаков широко распространены щучка, или луговик дерновый, таволга, пушица, хвоец иловатый, сабельник болотный, гравилат речной, лютики.

Материковые (суходольные) луга, в отличие от пойменных, где начало вегетации существенно запаздывает из-за паводков, имеют нормальные сроки вегетации, и период этот довольно продолжителен.

Снег здесь сходит рано, особенно на южных склонах. Почва на суходолах весной хорошо прогревается, а талые воды почти не оказывают на нее механического воздействия. Поскольку увлажнение на суходольных лугах происходит только за счет атмосферных осадков, которые содержат мало растворенных веществ, питание растений в основном зависит от содержания минеральных солей в почве.

Однако, существенное влияние на суходольные луга оказывает хозяйственная деятельность человека - сенокошение и выпас скота, так как при сенокошении происходит 4 основных направления изменения травостоя:

-происходит отбор многолетних растений, а число однолетников становится ничтожным;

-у растений вырабатываются особые биологические формы, ритмика развитие которых тесно связана со сроками сенокошения, так как эти растения успевают пройти цикл развития и обсемениться к моменту скашивания;

-происходит истощение почвы, так как с сеном безвозвратно уносится большое количество минеральных веществ;

-улучшается вентиляция почвы, но одновременно происходит и ее осушение, поскольку после уборки сена поверхность не защищена от солнца. В результате на лугу постепенно поселяются травы - ксерофиты, начинает господствовать например, типчак (овсяница желобчатая), которая ухудшает качество луга. Доминирующими злаками являются душистый колосок, полевица, овсяница, ежа.

Бобовых на суходольных лугах немного (люцерна, клевер, лядвеница), но разнотравье представлено достаточно хорошо: манжетка, лапчатка, редкие виды- и гулявник лекарственный, коровяк.

Растения суходольных лугов имеют невысокую кормовую ценность, растительной массы на них сравнительно не много.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛУГОВЫХ РАСТЕНИЙ

Большинство луговых растений поймы реки Бугуруслан - многолетние травы. Они в течение долгого времени удерживают свое определенное место на лугу, давая каждую весну новые надземные побеги от зимующих подземных органов. Некоторые из луговых растений, как например, корневищные злаки, обладают способностью быстро распространяться в стороны, захватывать новую территорию. Многие же луговые травы остаются всю жизнь на одном и том же месте, ни куда не передвигаясь. Хотя почти все растения луга нормально успевают отцвести и дать плоды, всходы их находятся очень редко. Это объясняется тем, что появляющиеся всходы в массе погибают, не выдерживая конкуренции со взрослыми, более сильными растениями. Мелким проросткам трудно выжить среди очень густого и высокого травяного покрова на почве, сильно насыщенной корнями, побегами. Травы на лугах плохо размножаются семенами, в основном они поддерживают свое существование за счет вегетативного размножения.

Хотя луговые травы - многолетние растения, они способны цвести уже на первом или втором году жизни. В первый год способны зацвести, например, тимофеевка луговая, цикорий, кульбаба осенняя; на второй год - полевица тонкая, душистый колосок, щучка, черноголовка обыкновенная.

Луговые растения испытывают конкуренцию между собой, не только над землей (одни растения затеняют другие), но и в почве (корни одних растений перехватывают воду и питательные вещества у других).

Нужно отметить, что большинство луговой массы с.Аксаково находится в неудовлетворительном состоянии. До последнего времени, и сейчас, имеет место лишь примитивное, разрушительное, лугопользование местного населения, колхоза “Родина”. С лугов лишь берут урожай, не проявляя ни какой заботы о поддержании и повышения их производительности, не соблюдая приемы сенокоса - и пастбищеоборота.

Отсутствие ухода за лугами привело к полному стравливанию ряда участков и сильному засорению ядовитыми и другими не поедаемыми видами растений.

Наиболее распространенные ядовитые виды - горчак ползучий, живокость ползучая, лютики (едкий , золотистый), авран аптечный, звездчатка злаковидная, молочай, хвощи, болиголов крапчатый, дудник, борщевик.

Среди сорных растений лугов повсеместно встречаются полынь чилижная щавели (конский, пирамидальный и курчавый), молокан татарский, липучка обыкновенная, мытники, лебеда, марь. Примеси этих трав резко снижает качество сена, затрудняют его сушку и приводят к порче, а иногда к отравлению животных. Все это результат отсутствия должного внимания к мероприятиям по улучшению и охране лугов, в то время требуется принятие неотложных мер:

-прежде всего нужно устранить причины засорения лугов сорными и грубо стебельными растениями, такие как, бессистемная пастьба скота, несвоевременное и нерегулярное сенокошение, что связано с отсутствием мероприятий по организации охраны лугов.

Рекомендации по улучшению качества лугов:

-требуется орошение, так как высокие краткопоемные житняковые луга после первого укоса из-за недостатка влаги почти не растут или отрастание идет медленно, а ведь массивы с подобными естественными травостоями должны подлежать особой охране, так как они представляют собой основу ценных злаков, являются высокопродуктивными для заготовке кормов.

-с большой осторожностью путем внесения безвредных удобрений в оптимальных дозах можно повысить урожайность лугов;

-повысить продуктивность лугов может обновление травостоя, путем подсева семян (желательно бобовыми, так как они естественным путем обогащают почву азотом)

-для сохранения лугов требуется приостановить распашку земель под поля.

-усилить охрану и воспроизводство редких и исчезающих видов растений,

-усилить экологическое воспитание школьников, проводить экскурсии, воплощать различные природоохранные программы, проводить разъяснительную работу.

Луговые растения.

 

4. ВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ Аксаковского пруда.

Растения Аксаковского пруда, реки Бугуруслан играют большую роль, развиваясь в массе у берегов на мелководье, образуя обширные водные заросли на дне, а иногда сплошной покров на поверхности воды.

Из растений встречаются не только цветковые, но и некоторые папоротники, хвощи, мохообразные. Богато представлены водоросли (большинство из них мелкие, крупных немного).

Водные растения разнообразны в данных водоемах и по своему положению в водоеме. Одни из них целиком находятся под водой (элодея, роголистник), другие погружены в воду только своей нижней частью (хвощ приречный, камыш озерный, стрелолист). Есть и такие, которые свободно плавают на поверхности (ряска малая, водокрас). Некоторые обитатели водоемов имеют плавающие листья, но их корневище прикреплено ко дну (кубышка, кувшинка, горец зеленоводный).

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ

Обитатели водоемов, находясь в воде, не зависят от количества осадков, климата. Вода весной в водоемах прогревается медленно, долго остается холодной, что отражается на развитии растений, которое начинается только тогда, когда вода достаточно прогреется.

Своеобразны в водоемах и условия кислородного питания. Для многих водных растений - тех, которые имеют надводные побеги или плавающие листья - нужен газообразный кислород, поступающий через устьица, рассеяные на поверхности органов, которые соприкасаются с воздухом. Разветвленная сеть тончайших воздухоносных каналов, многочисленные воздушные полости - особенность обитателей водоемов.

Водная среда является распространителем пыльцы и семян растений. Среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды, способные долгое время оставаться на поверхности, не погружаясь в воду. Подгоняемые ветром, они проплывают значительные расстояния.

У водных растений встречается особый способ перезимовки. В конце лета образуются специальные почки - турионы, которые затем отделяются от материнского организма и погружаются на дно водоема. Весной турионы прорастают и дают начало новым растениям. Многие обитатели водоемов зимуют в виде корневищ. Ни у одного из водных растений зимой не остается живых органов на поверхности воды.

У погруженных в воду растений совершенно не развита кутикула. Защита от потери воды не нужна, нет опасности высыхания. Минеральные вещества эти растения получают из воды, поглощая их всей поверхностью тела. Корневые системы не играют здесь существенной роли, главное их назначение, прикреплять растение к определенному месту на дне водоема.

Стебли этих растений не имеют механической ткани Нежные, мягкие, слабые. Поддержание побегов в вертикальном положении происходит благодаря тому, что содержат много воздуха в тканях.

Среди целиком погруженных в воду растений в наших пресных водоемах обитают различные виды рдестов. Это цветковые растения с хорошо развитыми стеблями и листьями.

Водные растения.

 

5. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ СТЕПЕЙ

В селе Аксаково мало осталось уцелевших участков целинных, нетронутых степей. Лишь кое-где редко встречаются небольшие клочки степей, обычно там, где участки непригодны для распашки, на более или менее крутых склонах оврагов и балок, в приовражной полосе, на шиханах. В большинстве участки бывшей степи стали обширными колхозными полями, естественный растительный покров уничтожен.

Крупными массивами ковыльной степной целины восхищался писатель С.Т. Аксаков, который помнит их еще с детских лет, когда он со своей семьей приезжал к дедушке:

...Тот, кто хотя бы раз видел ковыльную степь в ее полной красе, никогда уже не забудет щемящего чувства восторга, возникающего среди бескрайнего моря волнующегося седого ковыля. Особенно красива степь на закате или восходе...

И стоишь ты среди этого бескрайнего степного простора и ощущаешь себя частицей чего - то большого и одновременно песчинкой малой на этой древней и такой прекрасной Бугурусланской земле... Сходные переживания испытывают и мои земляки - уроженцы берегов Большого Бугуруслана, Мочегая , живущие и в селе , и в городе...

Растительность степей.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Экскурсия на суходольный луг

Экскурсия в музей – усадьбу

Диагностический инструментарий

Вводная диагностика “Зеленая анкета”

1. Почему наш лес называют “Зеленой аптекой”?

2. Какие болезни лечит красавица береза?

3. Какую траву любят кошки? Какие болезни ею лечат?

4. Растет ли в наших краях липа? Если да, то где она встречается?

5. Как применяются ягоды рябины?

6. Можно ли чернику назвать лекарством?

7. Какая ягода наших лесов заменит лимон?

8. Какая ягода обладает противоцинговым свойством?

9. Какие ядовитые растения наших краев Вы знаете?

10. Какие растения, занесенные в Красную книгу Оренбургской области, растут в нашем крае?

11. Обладает ли лекарственными свойствами ландыш?

12. Какие распространенные в нашей местности растения используются в народной медицине?

13. Какие писатели в своих произведениях описывали природу нашего края?

 

Проблемные задачи

1.Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветов безразличным для растений? Почему?

1. В одном из сказочных государств злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести?

2. Ученые решают: где именно организовать заповедник для охраны редких растений и животных. На что должны обратить свое внимание ученые, принимая это решение?

4. Сельский житель посеял весной семена одного из видов огородных растений, однако большинство из них не проросли. Как можно объяснить эту неудачу?

5. У каких растений – болотных или луговых, корневая система должна уходить в землю на большую глубину?

6. При выращивании сельскохозяйственных растений человек удобряет и рыхлит почву. За лесными растениями люди не ухаживают, а они растут неплохо. Что позволяет им хорошо расти, без ухода со стороны человека? Зачем человек рыхлит и удобряет почву на полях и огородах?

 

Мозговой штурм

(Промежуточный контроль)

Вариант 1.

Охрана и рациональное использование растительных ресурсов родного края.

1. Площадь, занятую деревьями и кустарниками и используемую для хозяйственных целей, называют:

а) лесной полосой,

б) лесостепной полосой,

в) лесной площадью,

г) лесным хозяйством.

1. Наиболее отрицательное воздействие на восстановление природы края оказывают:

а) тепловые загрязнители,

б) атмосферные загрязнители,

в) световые загрязнители,

г) смоги, мешающие прохождению фотосинтеза.

2. Истребление растений на обширных территориях приводит:

а) снижению уровня воды в реках,

б) увеличению содержания кислорода в атмосфере,

в) образованию оксида азота,

г) раннему таянию снегов.

3. Важнейшим условием сохранения флоры края является своевременное:

а) принятие соответствующих законов,

б) внесение побольше жидких удобрений,

в) регулярная посадка молодых насаждений.

4. Наиболее эффективным и безопасным способом борьбы с вредителями растений музея – усадьбы является:

а) биологический метод,

б) физический способ,

в) химические вещества,

г) экономические меры.

 

Вариант 2.

1. Совокупность всех покрытых флорой земель, а также земель, предназначенных для ведения хозяйства, называют:

а) лесопарком,

б) лесной полосой,

в) лесным фондом,

г) лесной зоной.

2. Истребление флоры на обширных территориях приводит к:

а) уменьшению прозрачности атмосферы,

б) увеличение продуктивности лесов,

в) нарушение состава атмосферы,

3. Среди мер по охране флоры важное значение имеет борьба с:

а) вселением новых видов,

б) пожарами,

в) урбанизацией.

4. Охрана хозяйсвенно-ценных и редких видов растений музея - усадьбы состоит в:

а) промышленное использование природных территорий,

б) нормированный сбор, исключающий истощение,

в) организация научных мер по охране флоры,

г) применение большого числа удобрений.

5. Способ восстановления численности редких видов растений заповедной зоны:

а) разведение ботанического сада,

б) разведение лесопарка,

в) хранение в гербариях музея.

6. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь

к диоксиду серы, являются:

а) широколиственные породы,

б) многолетние травы,

в) газонные травы,

г) хвойные породы.

7. Истребление флоры на обширных территориях приводит к:

а) смягчению климата,

б) усилению эрозии,

в) увеличению видового разнообразия,

г) уменьшению испарения.


Профессиональная проба “Человек – природа”

Профессиональная проба “Изготовление гербария”

 

Тест
(диагностики достижений учащихся)

1. Что относится к экологическим факторам в нашей местности? (Климат, рельеф, Солнце, опыление растений насекомыми, содержание кислорода в воде)

2. Что является необходимым для жизни растений в нашем крае? (Вода, минеральные соли, солнечная радиация, органические вещества, углекислый газ)

3. Что является жизненным ресурсом для животных? (Вода, органические вещества, солнечная радиация, углекислый газ, кислород)

4. Какие естественные сообщества встречаются в наших краях? (Лес, поле, болото, парк, сад, другие)

5. Какие редкие растения произрастают в нашем крае?

6. Какие редкие животные, занесенные в Красную книгу, обитают в нашем крае?

7. Какие меры по охране редких и исчезающих организмов предпринимаются?

8. Какие дополнительные меры можете предложить Вы?

9. Какие методы исследования использовали Вы?

10. Что Вам особенно понравилось и удалось из задуманного?

11. Повлияли ли проведенные исследования на Ваш профессиональный выбор?

12. Если да, то кем бы Вы хотели стать?

Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения.

Проверка себя в сфере экологии.

Отношения людей с природой. Жизнь всех людей связана с природой, которая дает кров и энергию, одевает, кормит и лечит людей. Энергия Солнца, сохраняемая силами неживой природы в виде нефти, газа, торфа и каменного угля, крутит колеса миллионов автомобилей и поездов, поднимает в небо самолеты. Осталась в прошлом идея о том, что только химия накормит человечество, заменит синтетическими полимерами колосящиеся нивы и тучные стада, скани и стройматериалы. Природа лечит людей, восстанавливает силы. Художники и архитекторы, писатели и поэты обращаются к природе за вдохновением. Ученые пытаются с её помощью разгадать тайны мироздания. Однако ничего не дается даром. Природа все чаще дает людям понять, что её дары не бесценные: человек должен отдавать природе ровно столько, сколько взял у неё. Иначе случится катастрофа. С каждым днем человечество все больше осознают реальность этой угрозы. Все меньше становится людей, считающих себя непричастными к решению экологических проблем. Это отражается во всех сферах жизни. Всё больше работников разных отраслей производства, выполняя профессиональные обязанности, стараются уменьшить свое отрицательное воздействие на окружающую среду. Основную работу по защите окружающей среды и охране природы совершают специалисты экологического профиля. Многообразие отношений людей с природой можно разделить на три направления. В каждом из них есть специалисты, профессиональная деятельность которых связана с решением экологических проблем разного уровня и содержания.

В рамках первого направления Человек познает природу. Ученые разных отраслей науки (химии, физики, географии, биологии, астрономии) изучают природные системы разного масштаба (атомы, молекулы, клетки, организмы, почву, ландшафты).

Фундаментальные исследования экологических систем и сообществ проводят экологи. Они изучают законы, закономерности и правила, которые составляют теоретическую основу охраны природы и использования природных ресурсов. Особенностью работы специалистов этого направления заключается в том, что сферы профессиональных интересов находятся на стыке наук и при создании моделей развития экосистем, им приходится организовывать и координировать работу больших творческих коллективов. По предмету труда этих специалистов относят к сфере человек – природа. Это направление общей экологии.

В рамках второго направления человек преобразует природу. В процессе производства материальных благ люди различные природные объекты – воду, воздух, почву, минеральные ресурсы, растения и животных, изменяя, преобразуя их качество. Способы восстановления, сохранения, защиты природы от разрушительного действия различных производственных технологий разрабатывают специалисты по защите окружающей среды. Подготовка таких специалистов основывается на инженерном образовании в рамках конкретной отрасли производства – промышленности, энергетики, транспорта, строительства. В сфере деятельности специалистов данного профиля находится оценка и инженерное обеспечение экологической безвредности технических проектов и их решений. Поэтому таких специалистов можно отнести к сфере человек – техника. Это направление прикладной экологии.

В третьем направлении человек изучает и формирует отношения в обществе, связанные с использованием и охраной природных объектов. Это самое представительное по разнообразию профессий направление. Юристы занимаются правовыми вопросами природопользования и охраны природы. Журналисты, специализирующиеся на экологической тематике, освещают злободневные вопросы отношений человека и природы. Социологи изучают изменения в общественном мнении, вызванное строительством, например, дорог, промышленных объектов. Историки исследуют развитие отношения к природе в различные исторические эпохи. Деятели искусства, такие, как наш С. Т. Аксаков, создают художественные произведения о природе. Область действий всех специалистов – мир общественных отношений, мир художественных образов и информации, поэтому их относят к сферам человек – человек и человек – художественный образ. Это направление социальной экологии.

 

Творческие проекты

Для того чтобы проверить свои возможности в каждом из 3 направлений экологии, необходимо выполнить творческие проекты (задания) 2 типов – технологические и ситуационные. Они построены на основе упрощенных действий и операций, повторяющих действия профессионалов. Работа эколога заключается в разрешении проблемных ситуаций, которые возникают не только в процессе профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Анализируя ситуации, специалист формулирует проблемные вопросы. Для того чтобы сформулировать проблемный вопрос и ответить на него, нужен сбор информации, и умение пользоваться ею, что и является основным элементом работы экологов.

Проекты технологического характера выполняются по заданному плану действий. Поэтому проблемные ситуации носят технологический характер и возникают в ходе выполнения отдельных этапов проекта. Цель и пути движения к цели уже определены в задании, и поэтому главный вопрос проекта: “Как сделать?”

Проекты ситуационного характера построены по другому принципу. Проблемные ситуации носят организационный характер, и творческое мышление необходимо проявлять при составлении всего плана действий, определив цель и путь движения к конечному результату. “Что делать?” - вот вопрос, на который необходимо ответить в этом случае. Такие проекты рекомендуется выполнять следующим образом: внимательно прочитайте текст, проанализировав ситуацию, сформулируйте вопрос, который в первоначальном варианте будет звучать примерно так: “Что должно стать результатом моей работы, чтобы …(далее следует описание основного, на Ваш взгляд, затруднительного)? Ответ на этот вопрос является целью Вашего проекта;

Изучите текст, наметьте пути достижения предполагаемого результата, то есть цели. Выводите формулы, собирайте факты, проводите расчеты, пишите очерк – одним словом, выполняйте действия, необходимые для достижения мини проекта. В ходе выполнения проекта, возможно, Вы выберете профессиональный путь!

 

Экологический эрудицион

Новеллы о растениях (Рекомендуется использовать данный материал при знакомстве с растениями родного края)

 

Важное место в воспитании экологической культуры школьников принадлежит исследовательской деятельности учащихся, которая осуществляется в природном окружении села через экологический практикум. Экологический практикум, включая в себя разнообразные исследовательские задания, способствует развитию наблюдательности, повышению познавательных интересов, развивает мышление и помогает учащимся самостоятельно развивать практические умения.
Учащиеся на исследуемой экосистеме села, или участке усадьбы выбирают одно из заданий, знакомятся с содержанием работы, распределяют работу по дням и приступают к выполнению задания.

Тема 1. Изучение растительности родного края.

Цель работы: изучить состояние деревьев и кустарников в окрестностях музея-усадьбы.
Оборудование: планшет, лист бумаги, карандаш, рулетка.
Ход работы:1. Нарисуйте план участка. Покажите с помощью знаков размещение 2. Путем тщательного осмотра выясните, в каком состоянии находятся растения. Осмотрите и отметьте на плане деревья с дуплами, с обнаженной корневой системой, с ободранной корой, с засохшими ветвями, суховершинные деревья, обломанные и отмершие кустарники. 3. Установите причины повреждения: антропогенные факторы, заболевания растений, повреждение их насекомыми-вредителями. 4. На основе проведенного исследования составьте характеристику состояния древесно-кустарниковой растительности. Предложите конкретные меры по охране деревьев и кустарников.

Тема 2. Изучение видового состава растительности родного края.

Ход работы: изучить видовой состав деревьев и кустарниковродного края
Оборудование: блокнот, карандаш, секатор, гербарный пресс.
Ход выполнения: 1. Проведите описание и учет видового состава деревьев и кустарников.
2. Заложите в гербарный пресс по 2-3 экземпляра хорошо сформированных небольших (10-15 см) веточек каждого вида деревьев и кустарников.
3. Произведите паспортизацию ценных видов деревьев (липа сердцелистная, клен остролистный, лиственница европейская, ель сибирская и др.).
4. Оформите гербарий древесно-кустарниковой растительности исследуемого участка.
5. На основании проведенной работы по наблюдению и исследованию видового состава деревьев и кустарников составьте характеристику древесно-кустарниковой растительности исследуемой территории. Отчет: а) описание каждого вида деревьев и кустарников; б) описание состояния растений; в) оформленный гербарий.

Тема 3.Изучение видового состава антропогенной растительности в окрестностях села.

Цель работы: выявить и изучить видовой состав антропогенной растительности в биотопе родного края. Оборудование: блокнот, карандаш, гербарный пресс, папка.
Ход выполнения: 1. Обследуйте травянистую растительность в биотопе села. Выделите растения, которые являются антропогенными (распространяются посредством человека, другое название - сорные растения). 2. Определите распространенность антропогенных растений.
3. Заложите в гербарный пресс по 2-3 экземпляра каждого вида антропогенных растений.
4. Определите видовое название растений с помощью определителей.
5. Оформите гербарий антропогенной растительности биотопа села.
6. На основе проведенной работы составьте характеристику видового состава антропогенной растительности биотопа села.

Тема 4.Изучение сорной растительности села

Цель работы: выявить и изучить видовой состав сорной растительности села.
Оборудование: блокнот, карандаш, гербарная папка, гербарный пресс.
Ход работы.

1. Обследуйте на участке посадки возделываемых культур и выявите сорные растения.
2. Определите видовое название каждого сорного растения по определителям.
3. Заложите по 2-3 экземпляра каждого растения в гербарный пресс для сушки.
4. После того как растения высохнут, оформите гербарий сорных растений села.
5. Изучите агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью.
6. Опишите видовой состав и агротехнические меры борьбы с сорной растительностью.

Тема5. Изучение культурной растительности музея – усадьбы С. Т. Аксакова.

Цель работы: выявить и изучить видовой состав культурных растений музея – усадьбы.
Оборудование: секатор, копалка, ботанический пресс, гербарная папка.
Ход выполнения: 1. Обследуйте участок музея – усадьбы, выявите древесные и травянистые культурные растения. 2. С помощью секатора срежьте по 2-3 веточки каждого древесного культурного растения, тщательно расправьте и поместите в пресс для сушки. 3. То же сделайте с травянистыми культурными растениями.
4. После того как растения высохнут, определите видовые названия и названия сортов, оформите гербарий культурных растений усадьбы.
5. Опишите видовой состав, к описанию приложите оформленный гербарий.

Тема 6. Изучение антропогенного влияния на растительность села.

Цель работы: выявить факторы антропогенного воздействия на растительное сообщество окрестностей школы.
Оборудование: планшет, карандаш, гербарная папка, ботанический пресс
Ход выполнения: Проведите обследование растительного сообщества по следующим вопросам:
1) описать ярусно-видовой состав сообщества и заложить в ботанический пресс по 2-3 веточки каждого вида для сушки. 2) Описать наличие фактора вытаптывания и нанести на схему маршруты основных троп человека по территории исследуемого участка.
3) описать химическое и физическое загрязнение сообщества и его источники;
4) описать факты разрушения среды обитания сообщества; 5) описать влияние человека на подземные части растений; 6) отметить, есть ли оголенные корни, сухие верхушки и как часто они встречаются; 7) отметить наличие или отсутствие подстилки;
8) продумать мероприятия, необходимые для охраны данного сообщества.
Отчет - в виде письменного изложения по выше предложенным вопросам с выводами.

Тема 7. Изучение видового состава раннецветущих растений усадьбы и села.

Цель работы: изучить видовой состав раннецветущих растений окрестностей усадьбы и села и провести разъяснительную работу по охране этих растений.
Оборудование: ботанический пресс, гербарная папка, секатор, копалка, блокнот, карандаш. Ход выполнения: 1. Обследуйте древесную растительность окрестностей села и с помощью секатора возьмите по 2-3 веточки с цветками. Заложите их в ботанический пресс для сушки. 2. После того как высохнут растения, оформите гербарий и определите видовые названия этих растений. 3. Обследуйте травянистый покров окрестностей села и возьмите не более 2-3 раннецветущих растений с разрешения учителя для гербаризации.
4. После того как высохнут растения, оформите гербарий, определите видовые названия первоцветов.
5. Изготовьте по 3-4 листовки о каждом раннецветущем растении с призывами и разъяснением необходимости беречь их. Развесьте листовки на подъезды домов в микрорайоне школы, по улицам села 6. Отчет: а) описание особенностей биологии раннецветущих растений; б) описание видового состава раннецветущих растений села;

в) гербарий первоцветов села, усадьбы.

Тема 8. Изучение особенностей придорожных растений.

Цель работы: выявить видовой состав травянистых растений, которые способны развиваться, несмотря на вытаптывание. Оборудование: гербарная папка, ботанический пресс, копалка, блокнот, карандаш.

Ход выполнения: 1. Провести обследование обочин грунтовых дорожек на территории села. Выявить растения, которые произрастают там. 2. Заложить в ботанический пресс по 2-3 экземпляра травянистых придорожных растений. 3. Определить способы распространения семян и плодов этих растений. 4. Оформить гербарий (растение с плодами и семенами). 5. Определить видовые названия растений. 6. Отчет:
а) биологические особенности травянистых придорожных растений;
б) видовой состав травянистых растений окрестностей села, гербарий.

Тема 9. Изучение флористического состава лекарственных растений села.

Цель работы: выявить видовой состав лекарственных растений окрестностей села и возможность заготовки лекарственного сырья.

Ход выполнения: 1. Познакомиться с лекарственными растениями по справочникам, книгам, открыткам. 2. Провести обследование прилегающих к территории усадьбы и определить видовой состав лекарственных растений. Для этого взять по 2-3 растения. 3. С помощью определителей выяснить видовое название растений, после чего заложить в ботанический пресс для сушки. 4. Провести изучение возможностей сбора лекарственного сырья, для этого необходимо определить обилие лекарственного растения на данном участке с учетом последующего восстановления растений. 5. По литературным источникам и в аптеке узнать, какие части лекарственных растений заготавливают и в какой срок. Отчет: а) описание видового состава лекарственных растений окрестностей села; б) описание правил и сроков сбора лекарственного сырья.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации