Программа элективного курса по биологии "В мире профессий": из опыта работы учителя биологии лицея 1 г. Оренбурга Гуриной О.А.

(для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов)

Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии
Дата: сентябрь 2010

Содержание

1. Пояснительная записка.

Цели курса

Характеристика контингента слушателей курса по выбору.

Организация, формы и методы обучения на курсе.

2. Содержание программы курса по выбору.

3. Итоговый контроль.

4. Учебно-тематическое планирование курса.

5. Список рекомендуемой литературы.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках концепции профильного обучения на старшей ступени образова­ния, утвержденной Приказом Министерства образования №2783 от 18.07.2002, в МОУ “Лицей №1” г. Оренбурга апробируется пропедевтический профильный спецкурс выбора школьниками специальностей естественнонаучного профиля.

Целями проводимого курса является:

- формирование целостной картины мира и развитие аксиологической куль­туры школьников;

- создание условий для существенной дифференциации содержания обуче­ния и предоставление широких и гибких возможностей для построения школьниками индивидуальных образовательных программ в старших классах;

- предоставление школьникам возможности объективно определить ком­плекс своих способностей, индивидуальных склонностей и потребностей в выборе профиля будущей специальности;

- расширение возможностей социализации учащихся через информацион­ную подготовленность в отношении значимости профильного обучения для даль­нейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессиональ­ного самоопределения и получение широкой информации о потребности региона в квалифицированных кадрах естественнонаучного профиля;

- обеспечение преемственности школьного и специального профессиональ­ного образования.

Контингентом слушателей курса являются девятиклассники МОУ “Лицей №1” г. Оренбурга. Специальной подготовки слушателей не требуется. Спецкурс является обязательным для всех учащихся девятого класса. Диффе­ренциация возможна при проведении экскурсий в вузы, ПТУ, на производства и в ходе встреч с представителями производственных сфер.

Организация, формы и методы обучения на курсе.

Для организации курса по выбору от лицея назначается основной координатор из числа учителей естественнонаучного цикла.

Спецкурс рассчитан по 12 часов на каждую группу слушателей.

Часы спецкурса реализуются в течение учебного года.

Их них: лекционных - 8 часов;

практических (экскурсии) - 2 часа;

итоговое контрольное занятие - 2 часа.

Для проведения лекционных занятий, кроме учителей лицея, приглашаются специалисты с производств и преподаватели высших учебных заведений.

Экскурсии носят ознакомительный характер, организуется координатором спецкурса и проводятся классными руководителями 9-х классов.

Спецкурс предполагает проведение входной диагностики способностей уча­щихся и их профильной направленности, которая проводится психологической службой Лицея.

Итоговое контрольное занятие включает проведение семинара с защитой ин­дивидуальных творческих работ учащихся, а также групповые формы работы по заданной тематике.

2. Содержание программы курса.

Роль науки в построении целостной картины мира. Естественнонаучная и гу­манитарная культура современного человека.

Аксиологические аспекты методологии научного исследования. Субъективно-ценностные аспекты научного познания и социальная ответственность ученого. Понятие “жизнь”, “красота”, “здоровье”, “истина”, “личность”, “эмпатия”, “долг”.

Панорама современного естествознания. Перспективные направления разви­тия естественных наук (кибернетика, синергетика, нанотехнологии, биотехнология и генная инженерия...).

Психология самопознания и “Я - концепция”. Соотношение способностей и потребностей личности в построении жизненной стратегии.

Специфика Оренбургского региона. Региональная программа подготовки профессиональных кадров и презентация “образовательной карты” региона. Гео­графия предприятий и учреждений региона, требующих специалистов естественно­научного профиля.

Общая характеристика производств, процессов и технологий на примере конкретных предприятий. Специфика труда рабочего, специалиста, управленца на предприятиях данного профиля. Ключевые профессиональные компетенции и требования к знаниям, умениям и квалификации специалиста, профессиональные психограммы.

Паспорта специальностей высших и средних профессиональных образова­тельных учреждений региона по данному профилю. Требования к базовым зна­ниям абитуриентов. Рейтинг специальностей в вузах и СПУЗах за последние пять лет. Содержательные линии в подготовке данных специалистов.

Личностные профессиональные предпочтения. Проблема выбора будущей профессии. Социальный, когнитивный, личностный, мотивационный компо­ненты выбора. Построение жизненной стратегии. Выбор профиля обучения в старших классах.

3. Итоговый контроль.

Итоговое контрольное занятие включает проведение семинара с защитой индивидуальных творческих работ учащихся, а также групповые формы ра­боты по заданной тематике.

Предлагаемые темы для обсуждения, индивидуальной творческой работы и защиты.

Построение “Я - концепции”.

Я - инженер-технолог предприятия пищевой промышленности.

Я - инженер-технолог химического производства.

Я - эколог, специалист по защите окружающей среды.

Я - медицинский работник.

Я - педагог естественнонаучных дисциплин.

Я - агроном (ветеринар, зоотехник).

Я хочу учиться в ...

Приходите работать в...

Творческие работы предполагают последующую проектную деятельность в группе и презентацию наработанного материала и разработка рекомендаций для ровесников.

4. Учебно-тематическое планирование

№ занятия Тема Формы и место проведения Содержание Ответственный
1. (2 часа) Значение естественнонауч­ных дисциплин в формирова­нии целостной научной кар­тины мира современного человека Лекция, вводная ди­агностика, Лицей №1 Роль науки в по­строении целостной кар­тины мира. Естественно­научная и гуманитарная

культура современного

человека.

Аксиологические

аспекты методологии

научного исследования. Субъективно-ценностные аспекты научного познания и социальная ответственность ученого. Понятие “жизнь”, “красота”, “здоровье”, “истина”, “личность”, “эмпатия”, “долг”. Психология самопознания и “Я - концепция”. Соотношение способностей и потребностей личности в построении жизненной стратегии.

Гурина О.А. Носова Т.А.
2. (2 часа) Новые направления совре­менного естествознания Лекция ОГУ Панорама современного естествознания. Перспективные направления развития естественных наук (кибернетика, синергетика, нанотехнологии, биотехнология и генная инженерия.). Цыцура А.А Кучеренко М.Г.
3. (2 часа) Презентация “образователь­ной карты” региона и по­требность в кадрах специали-стей естественнонаучного профиля Лекция, Лицей №1 Специфика Оренбургского региона. Региональная программа подготовки профессиональных кадров и презентация “образовательной карты” региона. География предприятий и учреждений региона, требующих специалистов естественнонаучного профиля. Облкомитет по труду и занятости населения
4. (2 часа) Презентация специальностей вузов и СПУЗов естествен­нонаучного профиля Круглый стол с приглашением ответственных лиц из приемных комиссий Ключевые профессиональные компетенции и требования к знаниям, умениям и квалификации специалиста, профессиональные психограммы. Паспорта специальностей высших и средних профессиональных образовательных учреждений региона по данному профилю. Требования к базовым знаниям абитуриентов. Рейтинг специальностей в вузах и СПУЗах за последние пять лет. Содержательные линии в подготовке данных специалистов. Гурина О.А.
5 Введение в профессию Экскурсия на производства, ОГУ, ОГПУ, ОГМА, ОГАУ, Институт степи, краеведческий музей Общая характеристика производств, процессов и

технологии на примере конкретных предприятий. Специфика труда рабочего, специалиста, управленца на предприятиях данного профиля.

Гурина О.А. Классные руководители 9-х классов
6. (2 часа) Итоговое контрольное занятие Защита проектов, Лицей №1 Личностные профессиональные предпочтения. Проблема выбора будущей профессии. Социальный, когнитивный, личностный, мотивационный компоненты выбора. Построение жизненной стратегии. Выбор профиля обучения в старших классах. Гурина О.А. Носова Т.А.

 

5. Список рекомендуемой литературы.

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.; Центр, 2001. - 208с.

3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 2232с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1980. - 387 с.

5. Андрианова Л.В. Профессиональное самоопределение школьников. // Ориентация и деятельность школьников. Монография под ред. Ахаян Т.К., Кирьяковой А.В. М.: Прометей, 1991 - С. 153 - 158.

6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.; Прогресс, 1986 - 422 с.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение 1989 - 255с.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации