Единый государственный экзамен по биологии в 2004 году

Представила: Мишакова В.Н. зав. УМК биологии ООИПКРО
Дата: сентябрь 2004 г.

2004 год – третий год эксперимента.

Цель проведения эксперимента по биологии: отработка организационных форм работы в рамках ЕГЭ для модернизации регионального образования.

Как средство для обеспечения ключевой цели УМК биологии ООИПКРО были поставлены следующие задачи:

· подготовка учителей биологии к работе с учащимися, сдающими экзамен в форме ЕГЭ;

· формирование базы данных экспертов и подготовка экспертного корпуса для проверки части С – заданий с кратким и развернутым ответом;

· анализ содержания КИМов, соответствия их обязательному минимуму содержания биологического образования;

· соответствие научно-методического обеспечения проведения ЕГЭ по биологии.

Подготовительный этап

Три года в Оренбургской области проводится эксперимент по введению ЕГЭ по биологии. Опыт проведения итоговой аттестации свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к особой форме контроля, которая отличает этот экзамен от традиционных выпускных и вступительных экзаменов и возможности использования единого государственного экзамена для осуществления итоговой аттестации выпускников средней школы и их отбора в вузы.

Результаты ЕГЭ по биологии прошлого года, как и данные, полученные в других исследованиях состояния общеобразовательной подготовки учащихся, свидетельствуют о существующей взаимосвязи между уровнем учебных достижений школьников и профессиональной компетентностью педагогов.

В связи с этим УМК биологии большое внимание было уделено подготовке учителей биологии к проведению ЕГЭ. Обязательной составляющей основных программ повышения квалификации педагогических работников стали темы, связанные с организацией и проведением ЕГЭ, подготовкой учащихся к сдаче единого экзамена по биологии.

Основным критерием профессиональной компетентности учителей биологии является владение содержанием базового предмета.

Уровень сформированности указанного критерия наиболее точно диагностируется с помощью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по биологии, которые представляют собой систему взаимосвязанных заданий по ключевым элементам содержания биологического образования.

Как показывает входная диагностика, проводимая УМК биологии последние два года, некоторые учителя испытывают затруднения при выполнении заданий КИМов не только Части 3, но и Части 2. На основе полученных результатов разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты повышения квалификации педагогов.

Исходя из анализа итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ за три года, в подготовке учителей биологии и экспертов рассматривались следующие вопросы:

v нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ;

v спецификация экзаменационной работы 2004 года в сравнении с предыдущими годами;

v наиболее трудные темы, которые плохо усваиваются учащимися в ходе учебного процесса;

v практическая работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.

Предметом анализа было выявление соответствия КИМов обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) образования.

В ходе проведения единого государственного экзамена была выявлена необходимость подготовки специалистов, владеющих новой профессиональной компетентностью, связанной с проверкой экзаменационных работ (Части С) ЕГЭ.

В апреле 2004 года в ООИПКРО, а также в городе Орске были организованы и проведены семинары для экспертов, участвующих в проверке заданий части С. Целью семинаров было:

- формирование базы данных об экспертах;

- отбор педагогов ОУ и преподавателей для процедуры ЕГЭ по профессиональным качествам и психофизиологическим особенностям;

- выработка навыков организации проверки заданий части С с кратким и развернутым ответом.

В настоящее время продолжается формирование регионального банка экспертов, в который вошли опытные учителя биологии общеобразовательных учреждений, преподаватели вузов, прошедшие в ООИПКРО специализированный курс обучения технологии проверки экзаменационных работ в рамках ЕГЭ и имеющие высокий рейтинг среди остальных экспертов по результатам предыдущих экзаменов.

Состав и количество членов предметной комиссии были определены в зависимости от объема работы. Для проверки заданий в свободной форме (часть “С”) в ходе первой волны привлекалось следующее число экспертов:

ЕГЭ-2002 - 59 человек

ЕГЭ-2003 - 46

ЕГЭ-2004 - 53

Среди экспертов основная масса - это учителя биологии высшей категории, в том числе из г. Оренбурга 19 человек. Все учителя имеют высшую квалификационную категорию.

Покажем экспертов из различных видов ОУ:

Следует отметить, что в этом году вузовских преподавателей было значительно больше, чем в прошлом.

При создании банка данных экспертов ЕГЭ в настоящее время существует проблема: преобладание в составе экспертов учителей ОУ по сравнению с преподавателями вузов, ссузов и ПУ.

Что касается психологической и эмоциональной неустойчивости отдельных экспертов, то эта проблема разрешается во время предварительной работы по подготовке экспертов.

Следует отметить качественную работу экспертов по биологии, как в прошлом, так и в этом году.

Анализ содержания КИМов по биологии ЕГЭ 2004 года

Содержание КИМов по биологии с каждым годом качественно изменяется и соответствует следующим нормативным документам:

- временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ % 1236 от 12 мая 1998 г.;

- об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) образования (приказ %56 от 30 июня 1999 г.)

Для проведения ЕГЭ в 2004 году были использованы контрольно-измерительные материалы: задания-измерители различного типа, разной степени сложности и трудности для выполнения. Эти задания-измерители составляют содержание каждого теста (варианта проверочной работы), предназначенного для одного ученика, охватывают содержание всех разделов курса биологии. Это позволяет выявить уровень овладения учащимися наиболее существенными знаниями на базовом, повышенном и высоком уровне сложности.

КИМы-2004 ориентированы на проверку результатов усвоения основных содержательных блоков, в которых раскрываются знания:

биологии как науки;
молекулярный и клеточный уровни организации жизни;
организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности;
многообразие, строение и жизнедеятельность растительного, животного, грибного и бактериального организмов, классификация растений и животных;
строение, жизнедеятельность, происхождение и гигиена человека, его биологическая природа и социальная сущность, о факторах здоровья и риска, профилактике СПИДа и инфекционных заболеваний;
надорганизменные системы.

Задания повышенного уровня так же, как и в прошлом году, были направлены на проверку овладения учащимися более сложным содержанием. Выполнение заданий этой группы рассчитано на более сложную умственную деятельность и ориентировано на проверку овладения учащимися различными видами учебной деятельности: умениями проводить сравнение, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия, выбирать правильное описание технологии проведения наблюдений, опытов.

Впервые в 2004 г. в экзаменационную работу включены задания – биологические задачи из основной школы и незначительно изменена структура КИМов: уменьшено количество заданий части В и расширена часть С.

Большое значение для аттестации учеников школы и отбора их в вуз имеют задания высокого уровня. Они направлены на проверку овладения учащимися наиболее существенных вопросов курса.

Каких-либо серьезных замечаний по содержанию КИМов и ответов председателю предметной комиссии от экспертов не поступало.

Результаты ЕГЭ по биологии 2004 года

Первая волна ЕГЭ-2004

Биология, как и в прошлом году, была одним из самых востребованных выпускниками школ экзаменом в ходе ЕГЭ (после русского языка и математике):

Приводим статистические данные ЦДИТ ООИПКРО (жирным выделяем наиболее массовые территории, в которых количественный состав был 70 человек и выше)

По итогам первого тура ЕГЭ мы можем указать количество участников по биологии в процентном отношении к общему числу выпускников:

Статистические данные о результатах ЕГЭ за три года:

Число выпускников, сдававших экзамены по биологии в июне 2004 г., несколько увеличилось по сравнению с 2003 годом от 2866 человек до 2995. Всего по России в эксперименте принимало участие 64659 человек из 65 субъектов Федерации.

Доля участия в эксперименте по биологии Оренбургской области значимая: мы входим в девятку наиболее представленных территорий по количеству участвующих. Также как и в прошлом году, это третья позиция после математики и русского языка.

Если сравнивать результаты ЕГЭ этого года с прошлым годом, то они несколько ниже.

Шкала перевода баллов в отметки для результатов по биологии в 2004году:

менее 34 баллов - отметка “2”

от 35до 50 баллов - отметка “3”

от 51 до 65 отметка “4”

от 66 баллов - отметка “5”

Если сравнивать с предыдущим годом, то она выглядит иначе:

Шкала перевода баллов в отметки для результатов по биологии в 2003 году:

менее 32 баллов - отметка “2”

от 33 до 50 баллов - отметка “3”

от 51 до 70 - отметка “4”

от 71 балла - отметка “5”

Средний балл по России составил –50. В Оренбургской области – 48.

8 участников по России получили 100 баллов.

В Оренбургской области самый высокий результат – 98 баллов получил 1 человек.

Обратим внимание на следующие моменты:

1. Максимальный процент выпускников демонстрирует результаты от 31 до 65 баллов, что совпадает с данными по России.

2. Практически нет “нулевых результатов”.

В этом году в ходе первой волны выпускники 2004 года показали результаты несколько ниже, чем в прошлом году. Возможно потому, что учащиеся с низким потенциалом, выпускаясь из школы, считают биологию “легким” предметом для сдачи итоговой аттестации по сравнению с другими предметами.

Следует отметить тот факт, что отдельные районы показали хорошие результаты.

Выделим такие учреждения и территории в Оренбургской области:

Отмечаем учащихся из других территорий, которые показали высокие результаты:

Шнитов Н., г. Орск – 90 баллов.
Игнатович А., г. Новотроицк – 87 баллов.
Лащенко М., г. Оренбург, сш. 84 – 83 балла.
Якунина Е., г. Оренбург, сш. 79 – 83 балла.
Лыско Н., Новоорский район – 81 балл.

ЕГЭ по биологии для медалистов

17 июля ЕГЭ по биологии сдавали 27 медалистов, поступающие в вузы.

В таблице представлены результаты:

Отметку “5” получили только 8 выпускников из 27. Высокий результат – 87 баллов у Садыковой А. В прошлом году одна выпускница – медалистка набрала 94 балла.

На этом этапе задания высокого уровня были сложными, как никогда.

Вузовский тур второй волны

26 июля проходил вузовский тур: ЕГЭ сдавали абитуриенты в вузы.

По предварительным заявкам число абитуриентов составляло более 1000 выпускника, это несколько выше, чем в прошлом году.

Процедура проверки экзаменационных работ была соблюденена. К работе были приглашены 13 экспертов-учителей биологии высшей категории из г. Оренбурга и преподавателей ОГМА и ОГУ:

Следует и на этом этапе отметить качественную работу экспертов.

Выводы и размышления по обозначенным проблемам в ходе эксперимента:

Анализ результатов выпускников региона показал, что возможно отслеживание некоторых закономерностей в результатах по биологии, которая третий год входит в эксперимент ЕГЭ.

В ЕГЭ по биологии не участвовали лучшие школьники из инновационных учреждений (гимназий 1,3,4; лицеев 1,3 г. Оренбурга, а также выпускники из г. Орска), которые поступали в московские вузы, не принимавшие в этом году результаты ЕГЭ по биологии.

Высокие результаты показали выпускники инновационных образовательных учреждений.

Эффективность подготовки учащихся высока в тех образовательных учреждениях, где реализуется профильное обучение.

Результаты по биологии в этом году могут быть объяснены тем, что, как и в прошлом году, многие ученики с высоким потенциалом из престижных инновационных образовательных учреждений, где биологию изучают углубленно, поступали в медицинскую академию, где принимали результаты ЕГЭ только на двух факультетах. Абитуриенты этого ВУЗа на другие факультеты сдавали биологию в письменной форме, по структуре приближенной к ЕГЭ, а не устно, по билетам. Это был эксперимент ОГМА, который был проведен удачно.

И к тому же в 2004 году КИМы были сложнее, чем в прошлом году: увеличено количество заданий с развернутым ответом, которые диагностируют учебные достижения учащихся за основную школу.

По сравнению с прошлым годом, было выявлено меньше нарушений, но все же они имели место: в некоторых бланках не указан номер варианта.

И, хотя окончательные итоги эксперимента еще не подведены, уже в настоящее время ясно: тому, кто раньше освоил информационные технологии, современные технологии педагогических измерений, будет легче войти в качественно новое состояние образования после окончания эксперимента.

Резюме:

УМК биологии ИПК проделана значительная работа по подготовке и проведению ЕГЭ. Каких-либо замечаний, претензий к работе предметной комиссии не поступало. Были апелляции, однако они не были удовлетворены.

В целях усовершенствования учебного процесса по биологии УМК рекомендует РМО:

- совершенствовать подготовку учащихся по использованию учебных задач по цитологии, генетике, экологии и эволюции, которые развивают у школьников и абитуриентов логическое мышление и позволяют им глубже понять учебный материал по этим темам, дает возможность осуществить эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний;

- усилить внимание к формированию и контролю знаний об основных биологических закономерностях, теориях, научных фактах;

- уделять большее внимание формированию умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, критически осмысливать явления природы;

- не следует “натаскивать” выпускников на определенные типы заданий, в то время как нужна совершенно иная технология подготовки учеников;

- необходимо продумать работу с учащимися по освоению техники тестирования. В процессе преподавания биологии наряду с традиционными методами и формами проверки знаний учащихся органично включать тестовые формы контроля, используя разнообразные виды заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

- уделять больше внимания в учебном процессе обучению школьников выполнению заданий со свободным ответом, особенно с развернутым;.

- добиваться более четкого, краткого, но глубокого раскрытия материала, умения по существу вопроса письменно излагать свои мысли.

Последнее особенно актуально, так как в течение многих лет в России нормативными документами были запрещены письменные контрольные работы по биологии.

Школьников не обучали этому виду учебной деятельности.

Для позитивной работы по освоению технологий ЕГЭ УМК биологии ИПКРО на 2004-2005 учебный год ставит следующие цели:

1. Транслировать среди педагогического сообщества Оренбургской области информацию по единому государственному экзамену по биологии;

2. Продолжить работу с педагогическими кадрами по подготовке учащихся к ЕГЭ и экспертов по проверке Части С.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации