Методологические условия повышения качества биологического образования на переходном этапе освоения  УМК Н.И. Сонина
Опыт работы
Мишниной Лидии Александровны,
учителя биологии Акбулакской школы-интерната)

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО

В педагогической практике понятие  «эксперимент» употребляется не в строгом смысле этого слова, не как научно- исследовательская  деятельность с заранее совершенно неопределенным и абсолютно неизвестным результатом, а как  «поиск», «опыт», «исследовательская деятельность».

Нововведением в педагогическую практику учителей биологии является переход на концентрическую структуру преподавания, который предполагает обучение по новым учебно-методическим комплектам (УМК).

Данное положение определило направление исследовательской работы учителя, исходя из изменений ценностных ориентиров в образовании:

-      замена значимого подхода на компетентный, энциклопедичности на общую грамотность;

-      акцент на сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие воображения и мышления, дифференциацию и индивидуализацию образования - потребовали от учителя применения новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса.

 

Проблема исследования: выявление (поиск) методических условий, при соблюдении которых  обучение и развитие проходило бы наиболее продуктивно.

 

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в 6 – 8 классах.

Предмет исследования: методологический аспект преподавания биологии.

 Цель исследования: выявление оптимальных условий, обеспечивающих развитие школьников, формирование мотивации, воспитание жизнеспособной личности.

 

Задачи:

1.      Изучить способности и склонности учащихся, уровень их учебных возможностей и степень сформированности психических качеств.

2.      Выявление и обоснование, методические условия повышения качества образования школьников в работе по новым УМК.

3.      Разработать диагностические  материалы определения достижений учащихся по биологии.

Гипотеза:

Если учитель, конструируя урок и процесс обучения в целом,         

-      исходит из индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-      ориентируется на наилучшее (для конкретных условий) сочетание приемов, методов, средств обучения, форм организации учебной деятельности;

-      создает условия для развития учащихся,с учетом их личностных характеристик;

-      обеспечивает наиболее благоприятные гигиенические, морально-психологиеские  и материальные условия;

-      систематически отслеживает уровень усвоения материала и осуществляет коррекционную работу, то результаты обучения будут максимально возможными для каждого ребенка при минимальном расходе времени.

      

Методы исследования для проверки гипотезы и решения       поставленных задач:

-      диагностические

-   методы экспертных оценок

-   анализ научной литературы, учебных планов, образовательных программ.

Сроки: определяются поэтапным переходом на обучение по учебно-методическому комплекту Н.И. Сонина (1999 – 2005 г.).

 

Критерии оценки ожидаемого результата:

-      результаты обучения оптимальные, т.е. максимально возможные для каждого ребенка, что совпадает с реальными знаниями, умениями и навыками учащихся;

-      сохранение и развитие интереса к предмету;

-      отсутствие перегрузки, сохранение работоспособности;

-      сокращение затрат времени на усвоение базовых знаний школьного курса биологии.

-      Формы контроля:

1.Поэтапное отслеживание результатов деятельности учащихся.

2.Зачеты.

3.Творческие задания для самоконтроля.

4.Контрольные срезы.

5.Сравнение с классом, занимающимся по базовой программе.

6.Творческие работы учащихся.

 

Эксперимент проводится на базе Акбулакской средней школы-интерната, школы, в которой проживают дети из малообеспеченных семей и семей социального риска.

В связи с обучением по новому УМК содержание школьного курса биологии распределяется по годам обучения следующим образом (все учебники входят в УМК Сонина Н.И.):

5 кл. «Природоведение» (пропедевтика)

6 кл. «Биология. Живой организм»

7 кл. «Биология. Многообразие организмов»

8 кл. «Биология. Человек»

9 кл. Биология. Общие закономерности

10 –11 кл. Общая биология.

Концентрический принцип биологического образования вносит кардинальные изменения в структуру школьного биологического курса, в последовательность изучения материала и соответственно предполагает иные подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

 Система работы по УМК Н.И. Сонина в 6 классе была описана учителем и направлена на конкурс «Сто друзей», организованный «Учительской газетой» в номинации «Работа по новым учебникам». Работа получила достойную оценку коллег. Методика работы с учебником шестого класса переносится и на седьмой класс. Однако  преподавание биологии в седьмом классе имеет свои особенности. Учебник «Многообразие  организмов»  включает в себя материал курсов ботаники и зоологии, это связано с одной стороны с перегрузкой учащихся в связи с увеличением объема содержания, с другой стороны – со свертыванием информации при изучении семейств растений и отрядов животных.

Выходом из сложившейся ситуации является выделение дополнительного одного недельного часа (34 разовых часа) на данную образовательную область.

Из 34 часов -  20 отводится на изучение материала учебника, то есть курс биологии в 7 классе изучается за 88 часов, а не за 68, как было ранее. Это позволило в полном объеме изучить программный материал и избежать перегрузки учащихся.

 Распределение часов  на изучение программного материала  представляется в следующем виде

1.       Введение в царство растений–2 часа.

2.       Бактерии -  2 часа.

3.       Царство грибов – 3 часа.

4.       Отдел лишайники –1 час.

5.       Подцарство низшие растения. Водоросли. – 3 часа.

6.       Отдел моховидные – 2 часа.

7.       Отдел плауновидные –1 час.

8.       Отдел папоротниковые – 1час.

9.       Отдел голосеменные растения – 1 час.

10.     Отдел покрытосеменные – 9 часов.

11.     Урок обобщения – 1 час.

12.       Зачет –2 часа

13.     Введение в царство животных – 1 час.

14.     Подцарство одноклеточные – 3 часа.

15.     Подцарство многоклеточных – 1 час.

16.     Тип кишечнополостные – 2 часа.

17.     Тип плоские черви – 2 часа.

18.     Тип круглые черви – 1 час.

19.     Тип кольчатые черви – 2 часа.

20.     Тип моллюски – 2 часа.

21.     Тип членистоногие. Класс Ракообразные – 2 часа.

22.     Класс Паукообразные – 1 час.

23.     Класс Насекомые -  6 часов

24.     Урок обобщения знаний – 1 час.

25.     Тип Хордовые . Подтип  Бесчерепные – 1 час.

26.     Надкласс рыбы – 3 часа.

27.     Класс Земноводные – 3 часа.

28.     Класс Пресмыкающиеся – 3 часа.

29.     Класс Птицы – 7 часов.

30.     Класс Млекопитающие – 8 часов.

31.     Урок обобщения знаний – 1 час.

32.     Вирусы – 1 час.

33.     Зачет – 2 часа.

резерв 4 часа.

На основе остальных 14 часов разработан  спецкурс «Степь. Многообразие организмов». Спецкурс базируется на материале учебника биологии 7 класса авторов Сонина Н.И., Захарова Б.Б., является его логическим дополнением, обеспечивая целостность восприятия и прочность усвоения государственного стандарта биологического образования учащихся 7 классов.

Целью данного спецкурса является  расширение знаний учащихся о многообразии организмов степного ландшафта, формирование умений, связанных с изучением и охраной окружающей среды, обогащение ценностных ориентаций  учащихся.

-      Формирование  умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей среде обеспечивается за счет расширения знаний о природе своего края, вовлечение учащихся в реальную деятельность по ее изучению.

Программа включает систему заданий, связанных с изучением степных экосистем. Степь рассматривается как в естественно-историческом, так и в эстетическом аспекте и включает изучение следующих разделов:

Естественно–историческое развитие степного Оренбургского края.

Степь в наших ощущениях.

Памятники природы Акбулакского района.

Влияние деятельности человека на степь.

Видовое многообразие степного края: многообразие живых организмов, образующих   сообщества степи, доминирующие виды и редкие виды, виды, занесенные в Красную книгу Оренбуржья.  Сезонные  изменения в природе.

Практикум. Изучение многообразия видов степи.

В рамках творческой микрогруппы составлено пособие в помощь учителю, в котором собран краеведческий материал к каждому разделу плана.

Диагностические замеры по критериям ожидаемого  результата показали позитивную динамику, что подтверждает целесообразность выше обозначенного подхода в преподавании  биологии в 7 классе .

Обученность учащихся  отслеживалась по контрольно -  измерительным материалам, разработанным членами творческой микрогруппы, контрольным  работам по текстам РОО и администрации школы, изучалось мнение детей и их родителей об эффективности работы по новым учебникам в сочетании с изучением спецкурса. Оценки за контрольные работы  были  на      8% выше средней оценки по району, ответы отличались содержательностью  и аргументированностью.

Объединение материала учебника и спецкурса позволило в конце учебного года сформировать у детей представление о многообразии органического мира в целом и своеобразии природы Акбулакского района  в частности.

Изучая свой край,  дети проникаются уважительным отношением  ко всему живому, у них формируется бережное отношение к природе, ее богатствам. Данное положение обеспечивает создание условий максимальной реализации воспитательных функций  образовательного процесса, формирование интереса к предмету и положительные изменения в развитии школьников.

 

 

На начало учебного года

 

 

На конец учебного года

 

 

Успевают на «4» и»5» десять учащихся

 

Успевают на «4» и»5» двенадцать учащихся

Положительное отношение к предмету

Сохраняется положительное отношение к предмету, кроме того, более 50% учащихся относят его к числу любимых

Называют объекты природы и биологические объекты

Умеют устанавливать взаимосвязи строения и функции, делать сравнения, выводы и обобщения

Учатся работать с текстом учебного материала

Умеют работать с текстом учебного материала и дополнительной литературой

Работая в группе, нуждаются в четком обозначении своей функции

Сформированы  навыки коллективного труда

Работают с учителем

Отдают предпочтение самостоятельной работе

Недостаточная сформированность навыков целеполагания

Могут ставить цели и определять пути их решения

 

 

Новизна подхода к изучению биологии в 8 классе заключается в том, что Человек рассматривается в двух аспектах: через изучение учебника биология «Человек», авт. Н.И. Сонин и спецкурса «Подросток и окружающий мир».

Материал учебника формирует знания о человеке как биологической системе, спецкурс рассматривает социально-психологическую сущность человеческой натуры.

Структура и содержание  спецкурса утверждает ценности здоровья, семьи, человека, окружающего природного мира. Построен спецкурс с учетом психологических особенностей подростков, для которых познание своей личности, характера, способностей, является весьма актуальным и значимым. Прямолинейность  в формировании у них ответственного отношения к природе, окружающему миру, к своему здоровью  малоэффективны, поэтому через познание самого себя обеспечивается формирование у подростков механизма самовоспитания ценностных в экологическом и нравственном плане качеств личности (программа прилагается).

Многие методы, приемы, способы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся 7 класса сохраняются  и в 8 классе, но специфика построения материала, возрастные особенности детей накладывают отпечаток на систему преподавания биологии курса «Человек».

В преподавании  делается акцент на использование  поисковых, частично-поисковых методов обучения, самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний.

В начале урока учитель уделяет внимание обозначению учебной проблемной ситуации – ситуации познавательного затруднения, влияющей на активизацию мыслительной деятельности детей, на формирование нестандартных подходов в решении учебных задач.

Такая ситуация может быть заложена как в названии темы урока: «Органы пищеварения – лаборатория и кухня организма», так и в постановке учебной проблемы к темам: «Какие особенности опорно – двигательного аппарата позволяют ему выполнять защитную, двигательную и опорную функции?» или на отдельных уроках «Сердце – удивительный мотор, который работает в течение всей жизни  без остановки. Почему это возможно?»

Данный подход к началу урока обеспечивает выделение главной мысли учебного занятия, определяет логику построения конкретного урока и характер мыслительной деятельности участников образовательного процесса. Большое значение уделяется  работе с основными опорными понятиями. Изучение нового материала  представляет собой цепь последовательного развития и формирования биологических понятий и укладка их в определенную логическую схему.

 

 

 Например:

Внутренняя среда организма

 

Тканевая жидкость          Лимфа                      Кровь

 

                                                          Плазма                клетки

 

                                                                          Эр     Лей           Тр

 

Это позволяет высветить порядок рассуждений, выявить отношения, связи компонентов изучаемого биологического объекта, облегчить процесс понимания и усвоения учебного материала учащимися.

Важным моментом в организации и проведении урока является определение оптимального соотношения деятельности учителя и учащихся, повышение познавательной активности последних. Деятельностный подход в обучении способствует развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, в связи с этим большое значение имеет работа с учебником.

Изучение достаточно сложной темы: «Строение и значение нервной системы» провела следующим образом : после объяснения новой темы составили с детьми опорную схему в тетрадях, затем учащиеся прочитали  материал по учебнику и воспроизвели его, работая в паре, опираясь на составленную схему. Данный алгоритм изучения сложных тем  обеспечивает учет закономерностей познавательной деятельности: «…чтобы прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к его изучению». (И.Ф.Харламов. Педагогика.М.: 2000 .

Посильный для понимания материал учащиеся изучают самостоятельно:

после вступительного объяснения учителя, в процессе которого сделан акцент на основные вопросы, учащиеся работают  с  учебным текстом.  Обращение к вопросам рубрики « Проверь свои знания» предупреждает механическое чтение учебника, ставит ребенка в ситуацию поиска ответов на вопросы, формирует интеллектуальные умения.

Объединение курса биологии «Человек» и спецкурса «Подросток и окружающий мир» позволяет выйти на следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивается развитие у учащихся качеств личности, способной адекватно относится к самому себе, окружающим людям и природе.

2. Происходит осознание детьми особенностей своего возраста и значимости самовоспитания при  формировании духовно богатой и физически развитой личности.

3. Возрастает познавательная активность детей, закрепляются навыки самообразования.

4. Сохраняется положительное отношение к предмету, не происходит снижения числа хорошистов и отличников.

5. Расширяется познавательная деятельность, интересы детей выходят за рамки учебной программы: двое учащихся обратились к исследовательской работе по выявлению характера воздействия  вредных привычек на организм человека, трое участвуют в  создании проекта «Школа будущего», группа учащихся входит в оргкомитет по проведению экологического месячника в школе.

6. Заметно изменились взаимоотношения детей, повысилась их требовательность  к себе, атмосфера в классе  стала более доброжелательной.

 

 Спецкурс «Подросток и окружающий мир»                         

 (автор: Мишнина Л.А.)

 Пояснительная записка

 

Спецкурс «Подросток и окружающий мир» является существенным звеном в системе экономического воспитания учащихся.

Структура и содержание данного курса построены с учетом психологических особенностей подростков, для которых познание своей личности, характера, способностей является весьма актуальным и значимым. Прямолинейность в формировании у подростков ответственного отношения к природе, окружающему миру, к своему здоровью малоэффективна, ибно для такого возраста эти проблемы абстрактны и малозначимы. Более целесообразен косвенный путь с учетом личности подростка.

Побуждение интереса к своему внутреннему миру связано у них с формированием самосознания и самооценки, возможностью сознательно усваивать нравственные нормы поведения. Поэтому спецкурс «Подросток и окружающий мир» призван обеспечить формирование механизма самовоспитания ценных в экологическом и нравственном плане качеств, мотивов деятельности.

-        В основе спецкурса – принципы тесной взаимосвязи самопознания и информации об окружающем мире. Содержание утверждает ценности здоровья, семьи, человека, окружающего природного мира. Оно направлено на воспитание у подростков ответственности за свое здоровье и поступки, последствия которых имеет значение для окружающих людей и природы, на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств ли

-      факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

-      особенности своего возраста;

-      условия сохранения современной цивилизации.

 

Учащиеся должны уметь:

-      оценивать свои поступки, состояние здоровья, управлять собой;

-      владеть основами общения с людьми и окружающей природой;

 

                                   Программа

 

I.Введение (2часа)

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство

 

IIУникальность человеческой природы (3часа)

Homo sapiens – человек разумный. Природе человека присуще богатство и утонченность, разнообразие и непостоянство. Сотрудничество людей рождает культуру. Человек уникален, ибо все в нем необычно. У него есть разум, воля, чувства. Каждый поступок – результат неповторимых движений души.

 

III.Я личность (5+3)

Чтобы понять себя как необычное творение, нужно осознать, кто я. Тело – первооснова индивида. Восприятие собственного тела в разные годы жизни. Особенности каждого возраста. Непохожесть людей разного пола. Национальное самосознание – мощный фактор человеческого самоутверждения.

 

IV. Как я воспринимаю других

      Из чего складывается первое впечатление о человеке, что фиксируют глаза при первом знакомстве. Что такое сознание? Соотношение сознания и мнения о человеке. Преимущества и недостатки личностной и безличностной информации. Каждый человек воспринимает других через определенный образ, идеализирует людей, среди множества лиц и образов ищет своих кумиров.

       Практикум

1.Что главное в твоей жизни?

Цель: Помочь учащимся осознать, что является для них самым значимым в жизни, какие взаимоотношения они хотят установить с окружающими людьми и природой.

2.Как управлять собой

Цель: Познакомить с  механизмами самоуправления.

3.Основы общения

Цель: Показать важность умения находить контакт и вступать во взаимодействия с другими людьми. Отработать правила общения.

 

4.Как избегать конфликтов

Цель: Показать преимущества бесконфликтной жизни, отработать умения избегать конфликтов с другими людьми.

5.От общения к взаимоотношению.

Цель: Развивать умения строить взаимоотношения на основе элементарных правил общения.

.

 V. Человеческие потребности (1+1)

      Важные человеческие потребности: потребности в общении, в творчестве, в ощущении глубоких корней.

      Практикум

Мои потребности и экология

Цель: формирование экологически оправданных потребностей, знакомство со структурой основных человеческих потребностей.

 

VI. Здоровье и укрепляющие его факторы (2+2)

      Здоровье – одна из важнейших  ценностей человека, залог его благополучия. Здоровье взрослого человека закладывается в детстве. Воспитание у учащихся привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие.

      Факторы здоровья: четкий и правильный распорядок дня, высокая двигательная активность  и достаточная физическая нагрузка, постоянное общение с природой. Использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.

      Группы здоровья. Влияние наследственности на здоровье.

      Практикум

1.Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.

Цель: Оценить состояние здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния организма.

2.Мое здоровье и экология.

Цель: Осознание подростками влияния окружающей среды и привычек на здоровье.

 

VII. Факторы разрушающего здоровья (1+2)

      Гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, нарушение режима питания, нервные стрессы и др.

      Практикум

1.Мое здоровье – основа моей жизни.

Цель: Помочь детям осознать, что здоровье зависит от образа жизни и от отсутствия вредных привычек.

2.Как мое здоровье зависит от меня.

Цель: Показать роль личностных качеств в сохранении здоровья.

3.Влияние динамики изменения собственного здоровья.

Цель: Определить, как изменилось состояние здоровья (из класса в класс) с возрастом, проанализировать факторы, вызвавшие изменения.

 

VIII. Особенности моего возраста (1)

      Отметить возрастные особенности учащихся восьмых классов (индивидуальные особенности). Значение социально-бытовых условий в формировании личности.

      Практикум

1.Как я расту и взрослею.

Цель: Обратить внимание детей на противоречие между социальным, физическим, психологическим, половым развитием, отметить психологические отличия юношей и девушек.

 

IX. Я учусь жить в гармонии с окружающей средой (1+1)

      Человечество – часть природы. Условия сохранения современной цивилизации, создание гармоний во взаимоотношениях человека и при роды.

       Практикум

1.Природа Земли и будущее человечества.

Цель: Помочь детям осознать взаимосвязь состояния природы и будущего человечества.

 

                                        Литература

Артюхова И.С. Я и окружающий мир//  Биология в школе №2,3,5,7, 2000, 2001           

Гуревич П.С.. Человек М, 1995. 

Лаптева И.С. Окружающий мир и подросток// Биология в школе № 2,

3,4,5, 1997.

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек – М., 2000.

Храпкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 1988    

       

Результаты учебно–воспитательного процесса  в седьмых классах, работающих  в режиме эксперимента   в традиционном режиме                           

 

 

                               результаты вводного контроля

 

 

«5»    8%                                                                       «5»   12%

«4»  28%                                                                        «4»   32%

«3»   64%                                                                       «3»    56%

                                   результаты промежуточного контроля

«5»  10%                                                                          «5»   10%

«4»  30%                                                                          «4»   30%

«3»  60%                                                                          «3»   60%

 

результаты итогового контроля

«5»  14%                                                                          «5»    9%

«4»   36%                                                                         «4»   30%

«3»   50%                                                                         «3»   61%

 

Отношение к предмету:

 

В начале учебного года                                                 В конце учебного года

Считают предмет интересным:

 80% учащихся                                                                     92% учащихся

не проявляют интереса

  12%                                                                                       4%

не нравится предмет

  8%                                                                                         4%

Считают предмет интересным

96%                                                                                          100%


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации