Курс по выбору «РЕПЕТИТОР ПО БИОЛОГИИ»
для предпрофильной подготовки учащихся
и для подготовки к итоговой аттестации по биологии за основную школу

Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии ООИПКРО
Дата: январь 2004 год

Авторы программы:

1. Шигаева Мария Васильевна, учитель биологии сш. 71 г. Оренбурга.
2. Белоногова Елена Викторовна, учитель биологии Переволоцкой сш. 1.
3. Сулеева Луиза Абдуловна, учитель биологии Зубочистинской сш. Переволоцкого района.
4. Алиева Надежда Темирхановна, учитель биологии Тамар-Уткульской школы Соль-Илецкого района.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору «Репетитор по биологии» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа.

Задачи:


- углубить и расширить знания учащихся по разделам «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»;
- способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии;
- развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии.
- реализация образовательных потребностей.

Проведения занятий предусматривает только теоретический курс, практические работы не запланированы.

Принцип отбора материала. Отобранный материал является основой для изучения курса «Общая биология». В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний по биологии.

Содержание курса позволяет использовать различные формы работы:


наблюдения
лекции
семинарские занятия
коллективные занятия
возможность получения знаний через современные источники знаний

Предполагаемые результаты:


- данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы.
- умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.

Инструментарий для оценивания результатов:


1. Входная диагностика для выявления уровня знаний по изученному ранее материалу.
2. Тестовый итоговый контроль по биологии за курс основной школы рассчитан на 1 час и включает задания с выбором ответа, задания со свободным ответом, позволяющий выявить умения учащихся применять теоретические знания по биологии.

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ИЗУЧЕННОМУ РАНЕЕ МАТЕРИАЛУ.


1. Что изучает предмет биология?
2. Каковы сходства и отличия растений и животных?
3. Перечислите виды тканей растительного организма.
4. Написать схему эволюции животных.
5. Перечислите особенности строения птиц, связанные с полетом.
6. Назовите главные признаки млекопитающих.
7. В чем сходство и различие строения приматов и млекопитающих?

 

Учебно-тематический план курса «Репетитор по биологии»

Название темы

Количество часов

Введение. Биология как наука.

1

I. Растения.

1

1.       Строение и жизнедеятельность клеток.

1

2.       Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией.

1

3.       Побег и побеговые системы.

1

4.       Репродуктивные органы растения

1

5.       Бесполое размножение растений разных жизненных форм.

1

6.       Биология семенного размножения.

1

7.       Водоросли – самые простые растения.

1

8.       Морфологические особенности плаунов хвощей, папоротников и голосеменных.

1

9.       Разнообразие покрытосеменных растений.

1

10.     Царство грибов: организмы, растущие  в одном измерении: Симбиотические организмы – лишайники.

1

II. Животные

1

1.       Животные состоящие из одной клетки.

1

2.       Двуслойные многоклеточные животные – кишечнополостные.

1

3.       Самые простые трехслойные животные: Плоские черви, Сосальщики.

1

4.       Кольчатые черви и их многообразие.

1

5.       Многоножки и насекомые.

1

6.       Наши отдаленные родственники – вторичноротые

1

7.       Рыбы – жители воды.

1

8.       Вышедшие на сушу – амфибии.

1

9.       Рептилии – предки птиц.

1

10.     Покорители воздуха – птицы.

1

11.     Цари природы – млекопитающие.

1

III. Человек и его здоровье

1

1.       Место человека в системе органического мира.

1

2.       Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

1

3.       Нервная регуляция

2

4.       Органы чувств. Анализаторы.

1

5.       Система опоры и движения.

1

6.       Внутренняя среда организма.

1

7.       Иммунитет. Профилактика вич-инфекции.

1

8.       Строение и функции дыхательной системы.

1

9.       Органы пищеварения и их функции.

1

10.     Особенности строения мочевыделительной системы.

1

11.     Рекомендации по выполнению практических заданий в процессе сдачи экзамена по биологии.

1

12.     Итоговый контроль.

1

Итого:

34

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Биология как наука. Методы изучения биологии. Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Входная диагностика.

I. РАСТЕНИЯ (10 ч.).


Строение и жизнедеятельность клеток.
Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Сравнительная характеристика Ядерных доядерных организмов. Анкетирование по основным разделам курса биологии.
Демонстрация: таблицы строения растительных, животных, грибов и бактерий клеток. Диафильм «Клетка и ее органоиды».

Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией.
Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Строение корневых систем. Видоизменение корней, их биологическое и хозяйственное значение.
Демонстрация: таблицы, гербарий. Демонстрация опытов: роль корневого давления в поглощении веществ из почвы.

Побег и побеговые системы
Боговые конусы нарастания – листья, почки. Особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза. Различные виды стеблей. Устьица, чечевички, их роль в газообмене.
Демонстрация: живые растения, гербарий, демонстрация опытов; выделение кислорода, образование крахмала в листьях в процессе фотосинтеза, доказывающих дыхание растений.

Репродуктивные органы растения
Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Способы опыления. Классификация соцветий. Типы плодов и различные способы распространения.
Демонстрация: различные способы распространения плодов и семян.

Живые цветки комнатных растений: модель цветка вишни, капусты: таблицы «Строения цветка», «Простые и сложные соцветия», кинофрагменты «Опыление растений», коллекция плодов и семян.

Бесполое размножение растений разных жизненных форм.
Размножение – характерный признак всех живых организмов. Значение размножения. Размножение спорами. Вегетативное размножение растений, его значение. Способы вегетативного размножения растений в природе. Метод получения растений с нужными свойствами и с помощью культуры тканей.
Демонстрация: живые и гербарные экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом; кинофильм «Вегетативное размножение растений», таблицы «Вегетативное размножение».

Биология семенного размножения
Семя – как орган полового размножения. Строение пыльцевых зерен и семязачатка. Цикл воспроизведения и семенное размножение у голосеменных. Двойное оплодотворение. Значение оплодотворения и полового процесса для процветания цветковых растений.
Демонстрация: таблицы «Оплодотворение у цветковых растений», гербарные экземпляры побегов сосны, шишки.

Водоросли – самые простые растения
Их происхождение, особенности строения и жизнедеятельности, метсо в системе органического мира, в экосистеме
Демонстрация: таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли». Кинофильм «Водоросли».

Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений
Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.
Демонстрация: гербарные экземпляры, диафильм «Эволюция растений».

Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники.
Строение и жизнедеятельность грибного организма. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, из использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемамх.
Демонстрация: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты – трутовик, спорынья, головня, гербарные экземпляры лишайников.

 

II. ЖИВОТНЫЕ (11 часов)

Животные состоящие из одной клетки
Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Демонстрация: таблиц, рисунков об одноклеточных.

Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные
Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточные с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.
Демонстрация: таблиц, рисунков с изображением кишечнополостных.

Самые простые трехслойные животные:
Плоские черви, сосальщики, ленточные черви.
Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.
Демонстрация: таблиц, рисунков червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.

Кольчатые черви и их многообразие
Биологические и экологические особенности. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека
Демонстрация: таблиц, рисунков о строении кольчецов, их разнообразии.

Многоножки и насекомые. Ракообразные. Паукообразные.
Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.
Демонстрация: таблиц, коллекций членистоногих, развития насекомых.

Наши отдаленные родственники – вторичноротые.
Тип иглокожих: строение, среда обитания, размножение.
Тип хордовых: Ланцетние. Практическое значение.
Демонстрация: влажного препарата ланцетника, натуральных объектов: морского ежа, морской звезды

Рыбы – жители воды.
Многообразие: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Приспособленность рыб к среде обитания.
Демонстрация: таблиц и рисунков о строении развитии рыб, влажный препарат о развитии рыб.

Вышедшие на сушу – амфибии
Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни. Биологические особенности, питание, дыхание, размножение.
Демонстрация: влажного препарата – «Лягушка. Внешнее и внутреннее строение» Таблиц и рисунков с изображением амфибий.

Рептилии – предки птиц.
Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе.
Демонстрация: таблиц, с изображением рептилий, рисунков о процессе жизнедеятельности рептилий.

Покорители воздуха – птицы.
Разные экологические группы птиц. Приспособленность к среде обитания. Биологические особенности. Размножение птиц. Сравнительная характеристика птиц.
Демонстрация: чучел, влажных препаратов птиц, рисунков, таблиц с изображением птиц.

Цари природы – млекопитающие.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение. Происхождение млекопитающих.
Демонстрация: таблиц и рисунков с изображением млекопитающих; влажных препаратов «Внутреннее строение млекопитающего».

Человек и его здоровье (12 часов)
Место человека в системе органического мира. Биосоциальная природа человека, отличие человека и сходство с приматами и млекопитающими.
Демонстрация: торс человека, дидактические карточки «Сходство и отличие между человеком и млекопитающими животными».

Гуморальная регуляция
Гормоны и их роль в регуляции деятельности организма. Нарушения гуморальной регуляции.
Демонстрация: дидактические карточки «Нарушение деятельности эндокринных желез»

Нервная регуляция
Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Условные и безусловные рефлексы, их роль в жизни человека. Биологическое значение торможения. Нарушения нервной регуляции. Особенности высшей нервной деятельности.
Демонстрация: дидактические карточки – «Рефлекс. Рефлекторная дуга». «Строение нервной системы». Муляж головного мозга.

Органы чувств
Анализаторы. Звенья анализаторов. Взаимозаменяемость анализаторов.
Демонстрация: дидактические карточки:
орган обоняния – нос,
органы осязания – кожа и мышцы,
строение и функции уха.

Система опоры и движения.
Состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Основные группы мышц. Работа мышц, влияние ритма и нагрузки на работу мышц.
Демонстрация: дидактические карточки:
Скелет
Виды костей
Строение кости
Типы соединения костей.

Основные мышцы человека.
Свойства мышц.
Первая помощь при повреждении скелета.

Внутренняя среда организма
Кровь, лимфа, межклеточная жидкость. Форменные элементы и особенность их строения. Органы кровообращения: Сердце, его строение и работа. Экология и гигиена сердечно-сосудистой системы.
Демонстрация: дидактические карточки:
Сердце,
Кровь,
Экология и гигиена сердечно-сосудистой системы.

Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями.
СПИД – болезнь века.
История возникновения СПИДа. Что необходимо знать о СПИДе. Роль И.И.Мечникова в учении об иммунитете. Предупредительные прививки.
Демонстрация: дидактические карточки:
Иммунитет.
Что такое СПИД.
Как можно заразиться СПИДом.

Строение и функции дыхательной системы.
Полость носа, гортань, трахея, бронхи. Экология органов дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания – сердечно-легочная реанимация. Болезни органов дыхания. Вред курения.
Демонстрация: дидактические карточки:
Дыхание
Воздействие никотина на организм.
Сердечно-легочная реанимация.

Строение и функция пищеварительной системы.
Полость рта, пищевод, желудок, кишечник. Роль желез в пищеварении. Регуляция процессов пищеварения. Режим питания.
Демонстрация: дидактические карточки:
Пищеварительная система.
Органы пищеварительной системы и их функции.

Особенности строения мочевыделительной системы.
Образование первичной и вторичной мочи. Нефрон – структурная и функциональная единица почек. Экология органов мочевыделения.
Демонстрация:
таблица строение Нефрона
Экология мочевыделительной системы – дидактические карточки

Рекомендации по выполнению практических заданий для сдачи экзамена по биологии.

Ответы на задания практического характера.

 

Литература

1. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. В 2-х частях.

2. Сапин Н.Р., Брыксина З.З. Анатомия и физиология человека.