Рекомендации экспертам по биологии ЕГЭ по проверке выполнения заданий со свободным ответом
Представлено: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии ООИПКРО

 

Задания с кратким свободным ответом повышенного уровня контролируют усвоение одного элемента знаний. Они направлены на проверку овладения учащимися: знаниями сущности проблем эволюции органического мира, клеточного метаболизма, цитологических основ законов наследственности, закономерностей развития экосистем, биологической природы и социальной сущности человека, механизма нервно-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и др. Выполнение таких заданий ориентировано на проверку овладения учащимися различными видами учебной деятельности: умениями проводить сравнение, объяснять факты, делать выводы, выявлять причины и следствия, выбирать правильное описание технологии проведения наблюдений, опытов.

Ответ на подобные задания учащиеся должны сформулировать самостоятельно и записать в виде одного-двух предложений.

Задания высокого уровня рассчитаны на более сложный вид познавательной деятельности: написания свободного развёрнутого ответа, чёткого изложения знаний по существу вопроса.

Задания со свободным развёрнутым ответом контролируют усвоение нескольких элементов знаний (не менее трёх) и умения их применять в новой ситуации. Они отнесены к высокому уровню сложности, так как требуют установления причинно-следственных связей, взаимосвязей строения и функций биосистем, приведения доказательств эволюции органического мира, родства организмов разных царств, обоснования мер охраны природы, профилактики заболеваний, мер, направленных на повышение продуктивности растений и животных, умений учащихся выражать собственные позиции. Эти задания направлены на выявление знаний выпускников, имеющих высокий уровень подготовки.

Задания части С являются наиболее сложными для учащихся и для оценивания экспертом. Поэтому при проверке к заданиям этого типа экспертам предлагается инструкция с кратким эталоном ответа. Она помогает эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценивать.

Анализ выполнения заданий со свободным ответом и методический комментарий к критериям оценки заданий

Приводим примеры заданий Части С, эталоны ответов и реальные ответы учащихся ЕГЭ по биологии 2002-03 гг.
(использованы материалы Калиновой Г.С.)

Задание С1. Что представляют собой полученные в лаборатории коацерват

Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Коацерваты содержали низкомолекулярные органические соединения: аминокислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты, которые при высокой концентрации могли соединяться и образовывать более сложные органические вещества.

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                    Максимальный балл

1

Близкий к эталону ответ следующий: «Коацерваты – скопления белковых молекул, подобных образованным в процессе эволюции в первичном океане». Ответ: «Капельки коацервата способны поглощать из окружающего раствора различные вещества, и они при этом увеличиваются (капли).

У них нет способности к самовоспроизведению молекул, входящих в их состав» правильный по сути, но не является прямым ответом на поставленный вопрос. При оценивании такого ответа некоторые эксперты поставили 1 балл, что является ошибкой.

Ответы: «Это химические удобрения», «Это питательные вещества, полученные искусственным путём», «Это комочки полинуклеотидов, способные к редупликации и размножению» не верны и даже абсурдны. Поэтому каждый из них оценен в 0 баллов.

Задание С1: В чём причина бурного расцвета пресмыкающихся в мезозойскую эру?

Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Засушливый теплый климат мезозойской эры способствовал расцвету организмов, в жизненном цикле которых отсутствовала стадия, связанная с водой. Среди животных это были пресмыкающиеся, млекопитающие отсутствовали.

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                      Максимальный балл

1

Близким к эталону является следующий ответ учащихся: «В мезозойскую эру не было теплокровных организмов, которые мешали бы развитию пресмыкающихся. Кроме того, климат был тёплым и способствовал потребностям пресмыкающихся, способствовал развитию растительности, животных». За данный ответ выставляется 1 балл. Ответ: «У пресмыкающихся сухая кожа, внутреннее оплодотворение, лёгочное дыхание» некоторые эксперты также оценили в 1 балл, так как перечисленные признаки действительно позволили пресмыкающимся выжить в сухом и тёплом климате мезозоя. Но такую оценку можно считать ошибочной, так как нет прямого ответа на вопрос.

Все остальные ответы типа «благоприятные условия среды», «мелкие размеры, близость к земле – безопасность» даны в общей форме, содержат ошибки и оценивались в 0 баллов.

Задание С2. Какова роль ДНК в биосинтезе белка?

Содержание верного ответа4 (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл)

Балл

ДНК содержит информацию о первичной структуре белка

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                      Максимальный балл

1

Ответы: «В ДНК содержится наследственная информация о первичной структуре белка», «Является матрицей иРНК и несёт генетическую информацию о первичной структуре белка» раскрывают основную функцию ДНК и оцениваются в 1 балл. Ответ «ДНК копирует информацию о наследственной структуре белка; информация переписывается по принципу комплементарности на иРНК – транскрипция; на иРНК нашивается рибосома и последовательность триплетов в ней определяет последовательность аминокислот в белковой молекуле (трансляция)» сформулирован неудачно, так как ДНК не копирует, а хранит наследственную информацию. Возможно, здесь имеет место просто описка учащегося и вместо «копирует» подразумевается «кодирует». Однако за ответ можно выставить 1 балл.

Остальные ответы «ДНК участвует в синтезе белка», «Биосинтез белка – сложный процесс создания белка в клетках из аминокислот. ДНК – это дезоксирибонуклеиновая кислота. Молекула ДНК представляет собой двойной неразветвлённый полимер. Мономерами являются четыре вида дезоксирибонуклеотид: аденин, тимин, гуанин, цитозин» не соответствуют эталону и оцениваются в 0 баллов.

Задание С2. Что служит матрицей для синтеза иРНК?

Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Матрицей для синтеза РНК служит молекула ДНК

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                     Максимальный балл

1

Близким к эталону является ответ: «Матрицей для синтеза и-РНК служит одна из двух полинуклеотидных нитей молекулы ДНК». Остальные ответы: «Служат матрицей для синтеза и-РНК, т-РНК», «Матрицей для синтеза и-РНК служат рибосомы», «Матрицей для синтеза и-РНК служит триплет нуклеотидов и-РНК, который доставляет из ядра с молекул ДНК путём переписывания», «Матрицей для синтеза и-РНК служат специальные макромолекулы, служащие местом сборки полинуклеотидной цепи. На данные молекулы поступают аминокислоты и идёт сборка полимера» содержат биологические ошибки, не могут считаться верными и оцениваются в 0 баллов.

Задание С2. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?

Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Проявление геномной мутации в результате нерасхождения 21 пары хромосом в мейозе.  В генотипе больного ребенка 47 хромосом.

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                     Максимальный балл

1

Верным считается ответ: «Это геномная мутация. Она возникает из-за нерасхождения двадцать первой пары хромосом в мейозе, появления в соматических клетках по 47 хромосом». Примером близкого к верному служит ответ: «Признаки передаются по наследству. Нарушение расхождения 21 пары хромосом – аутосом, появление дополнительной хромосомы – трисомия». Как и первый ответ, он оценивается одним баллом. В ответах: «Синдром Дауна возникает при недостатке одной хромосомы или её избытке», «Синдром Дауна возникает из-за нехватки хромосом (мутация)» неверно указывается на уменьшение (а не на увеличение) числа их у больных синдромом Дауна. Выпускники получают за эти ответы 0 баллов. В ответе: «Дети рождаются с синдромом Дауна из-за того, что во время зачатия ребёнка один из родителей был в алкогольном или наркотическом опьянении, или один или двое родителей являются алкоголиками или наркоманами. И если во время беременности женщина употребляет алкогольные напитки, курит или испытывает какие-то нагрузки: физические или моральные» – указываются причины, которые непосредственно не вызывают синдром Дауна. Поэтому ответ нельзя считать верным.

Остановимся на анализе ответов на задания высокого уровня сложности, которые содержат несколько элементов знаний. Оценка ответов на эти задания вызывает у экспертов наибольшие трудности.

Задание С3. Почему отношения между собакой и таёжным клещом считают примером паразитизма?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Элементы ответа

1.  Паразитизм – вид взаимоотношений между организмами, при котором один организм наносит вред другому, но не приводит к его гибели.

2.  Местообитание таежного клеща – кожные покровы собаки, на которых он может жить длительное время.

3.  Клещ питается кровью собаки, нанося ей вред

Ответ полный и правильный: включает все названные выше элементы знаний

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов знаний

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов знаний, возможны биологические неточности

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                      Максимальный балл

3

Наиболее близким к верному можно считать следующий ответ: «Таёжный клещ питается кровью собаки, на которой паразитирует. Паразитизм – это явление, которое присходит, когда одно живое существо живёт за счёт другого, т.е. питается и живёт на другом или в другом живом организме.

Отношения между собакой и таёжным клещом считают примером паразитизма, потому что таёжный клещ прикрепляется к телу собаки и питается её кровью и во время этого питания живёт на его теле, а шерсть собаки защищает его от холода. При этом собака ощущает дискомфорт и у неё портится общее состояние, т.е. поднимается температура, пропадает аппетит и появляется чувство угнетённости».

В этом ответе ученик даёт все три элемента ответа: определение паразитизма, указывает на питание клеща кровью хозяина, на использование тела собаки в качестве местообитания, на вред, причиняемый клещом собаке. За такой ответ ученик получает максимальный балл. Частично правильными являются и такие ответы: «Паразитизм – такой вид сожительства, при котором один организм приносит вред другому. В этом случае клещ-паразит, так как поселяясь в шерсти животного, он питается кровью, что приводит к ухудшению состояния его здоровья. Также таёжный клещ – возбудитель энцефалита», «Клещ-паразит поселяется на теле собаки и питается её органическими веществами. Собака-хозяин не получает ничего полезного от клеща. Клещ наносит вред собаке, постепенно убивая её». Эти ответы можно оценить в 2 балла, так как они недостаточно полно раскрывают сущность паразитизма.

В то же время в ряде ответов учащиеся допускают грубые ошибки. Так, в ответе: «Отношения между собакой и таёжным клещом считают примером паразитизма, так как и собака, и таёжный клещ являются разносчиками паразитов», – ученик отождествляет понятия «паразит» и «переносчик паразита» и не включает верные элементы. Ответ: «Потому что клещ является паразитом и губит жизнедеятельность собаки путём уничтожения жизненно важных частей животного и приводит к гибели животного» плохо сформулирован, не содержит чётких обоснований типа отношений собаки и клеща. Оба ответа не могут оцениваться положительно.

Задание С5. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Элементы ответа

1. Темновая фаза фотосинтеза – это ряд последовательных ферментатив-ных реакций, в результате которых из СО2  и водорода, полученного при фотолизе воды, образуется глюкоза. Этот процесс идёт с использованием АТФ, которая синтезирована в световую фазу.

2. В хлоропластах имеются 5-углеродные сахара, которые являются акцепторами СО2. Особый фермент связывает 5-углеродный сахар с углекислым газом воздуха. Восстановление углекислого газа протонами водорода, образовавшимися в световую фазу; происходит в темноте и на свету.

3. Использование на восстановительные реакции энергии молекул АТФ, синтезированных в световую фазу. Образуются соединения, которые за счёт энергии АТФ восстанавливаются до 6-углеродной молекулы глюкозы. Энергия света, преобразованная в течение световой фазы в энергию АТФ или иных носителей энергии, используется для синтеза глюкозы.

Ответ полный и правильный: включает все названные выше элементы знаний

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов знаний

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов знаний, возможны биологические неточности

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                     Максимальный балл

3

На это задание один из учеников дал следующий ответ: «Восстановление углекислого газа протонами водорода, образовавшимися в световую фазу; происходит в темноте и на свету. Использование на восстановительные реакции энергии молекул АТФ, синтезированных в световую фазу.

Поступление в клетки из атмосферы углекислого газа, а из световой фазы протонов водорода и АТФ. Темновая фаза фотосинтеза – это ряд последовательных ферментативных реакций, в результате которых из СО2 и Н2О образуется глюкоза. Этот процесс идёт с использованием АТФ, которая синтезирована в световую фазу, и водорода, полученного при фотолизе воды. Фотолиз – расщепление воды под действием света
4Н2О->4ОН–+ 4Н+; НОН–->2Н2О+О2+e– В хлоропластах есть 5-углеродные сахара, которые являются акцепторами СО2. Особый фермент связывает 5-углеродный сахар с углекислым газом воздуха. При этом образуются соединения, которые за счёт энергии АТФ восстанавливаются до 6-углеродной молекулы глюкозы. Энергия света, преобразованная в течение световой фазы в энергию АТФ или иных носителей энергии, используется для синтеза глюкозы».

В этом ответе раскрываются все процессы, происходящие в темновую фазу фотосинтеза, показана её связь со световой фазой, приведены уравнения химических реакций. Этот ответ заслуживал бы высокой оценки – 3 баллов, если бы не был почти полностью списан с эталона. Поэтому ему выставляется 0 баллов.

В ответе «6СО2+6Н2О->C6Н12О6+6О2. Происходит сложный процесс, при котором из СО2 и Н2О образуется глюкоза, на это затрачивается энергия АТФ» частично правильно раскрываются процессы, происходящие в темновую фазу, приводится 1 элемент знаний, за что выставляется 1 балла.

Ответ: «В темновую фазу фотосинтеза происходят такие процессы: выделяется молекулярный кислород, выделяются протоно-водороды, которые восстанавливают углекислый газ» неправильный, так как в нём даётся описание световой фазы и очень нечётко написано о восстановлении углекислого газа. Поэтому ответ оценивается в 0 баллов.

Задание С5. В чем проявляется сходство митохондрий и хлоропластов?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Элементы ответа

1.  Хлоропласты и митохондрии имеют двойную мембрану. Наружная мембрана – гладкая, а внутренняя  – в виде крист у митохондрий или гран у хлоропластов.

2.  Имеются кольцевая молекула ДНК, способная к самоудвоению, все виды РНК и рибосомы, идет синтез собственных белков

3.  Способны к самостоятельному делению

Ответ полный и правильный: включает все названные выше элементы знаний

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов знаний

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов знаний, возможны биологические неточности

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                    Максимальный балл

3

На задание получен один полный правильный ответ: «Скорее всего хлоропласты (ХП) и митохондрии (МХ) произошли от общего прокариотического предка, точнее от его двух форм: первые – от древних цианей, вторые – от древних бактерий, фагоцитированных древними эукариотическими клетками, но в силу несовершенства лизосомного аппарата, не переваренных ими. Поэтому они имеют следующие черты сходства. Происхождение от прокариот. Двуслойная мембрана. Внешний слой – гладкий – служит разделителем внутреннего состояния пластиды и цитоплазмы. Внутренний слой – в виде крист (у МХ) или тилакоидов и гран (у ХП), содержит большое количество ферментов и цитохромов. На ней идёт реакция синтеза АТФ.

Кольцевая ДНК, способная реплицироваться.

Способность к автономному (от клетки) делению, а также сборке и взаимной трансформации в другие пластиды. Способность размножаться вне клетки, in vitro.

Оба органоида имеют чаще всего уплощённую или бобовидную форму и локализуются ближе к периферии клетки. Размеры их около 0,1 мкм.»

Этот ответ значительно превышает базовый уровень, в нём имеются все необходимые элементы знаний. Однако он не может быть оценен выше 3 баллов.

Правильным, но неполным является следующий ответ: «Хлоропласты, как и митохондрии, имеют наружную и внутреннюю мембраны, размножаются делением. Основная характеристика, объединяющая эти органоиды, это то, что они имеют собственную генетическую информацию и синтезируют собственные белки». В нём не указано, что в этих органоидах имеются молекулы ДНК. Поэтому данный ответ оценивается 2 баллами.

Ответы: «Они похожи тем, что и в хлоропластах, и в митохондриях происходит восстановление углекислого газа до углеводов», «Сходство митохондрий и хлоропластов состоит в том, что в них происходит окисление органических веществ», «В хлоропластах и митохондриях происходит синтез органических веществ. Они имеют овальную форму и сходное строение (покрыты гладкой и гранулярной мембраной, имеют полости и т.п.).», – имеют грубые ошибки: 1) в митохондриях углекислый газ не восстанавливается, 2) в хлоропластах не происходит окисления органических веществ, 3) в митохондриях происходит синтез белков, а не всех органических веществ, 4) эти органоиды не покрыты гранулярной мембраной. Поэтому подобные ответы ученики получает 0 баллов.

Задание С5. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл)

Балл

Элементы ответа

1.  Накопление, преобразование и  сортировка  макромолекул, синтезируемых в клетке

2.  Упаковка веществ в виде пузырьков и вынос их из клетки или поступление в цитоплазму для внутриклеточного использования.

3.  Участив в образовании лизосом

Ответ полный и правильный: включает все названные выше элементы знаний

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов знаний

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов знаний, возможны биологические неточности

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

                                                                                     Максимальный балл

3

Рассмотрим примеры ответов учащихся на вопрос. В приведенном ответе подробно излагаются все функции этого органоида клетки: «Аппарат Гольджи выполняет много важных функций:

1) По каналам эндоплазматической сети к нему транспортируются продукты синтетической деятельности клетки – белки, углеводы и жиры. Все эти вещества сначала накапливаются, а затем в виде крупных и мелких пузырьков поступают в цитоплазму, либо используются в самой клетке в процессе жизнедеятельности, либо выводятся из неё и используются в организме;

2) на его мембранах происходит синтез жиров и углеводов;

3) благодаря деятельности аппарата Гольджи происходит обновление и рост плазматической мембраны».

Однако ученик, написавший этот ответ, не может получить за него 3 балла, так как это описание полностью соответствует тексту учебника.

Эксперт должен выставить этому ученику 0 баллов.

Пример другого ответа: «Аппарат Гольджи – это одномембранная, состоящая из плоских мешочков с отходящими от них в виде трубочек сеть, от которых отщепляются пузырьки. Функции аппарата Гольджи: накапливание питательных веществ. Часть используется, а часть выводится, синтез жиров и полисахаридов, транспорт веществ и их секреция, образование лизосом». В ответе содержится описание строения комплекса Гольджи, которое не предусмотрено заданием. Однако за превышение информации, предусмотренной эталоном, число баллов не увеличивается и выставляется 3 балла.

Краткий правильный, но неполный ответ типа: «Комплекс Гольджи выполняет функции: 1) склад веществ, 2) синтез веществ, 3) обновление плазматических мембран», – оценивается 2 баллами.

В следующем ответе: «Комплекс Гольджи содержит пищеварительные ферменты, пузырьки, благодаря которым перерабатывает вещества, а потом выбрасывает оставшиеся вещества», – функции комплекса Гольджи отождествляются с функциями лизосом, поэтому за него выставляется 0 баллов.

Таким образом, проблема оценивания экспертами выполнения учащимися заданий группы С остаётся сложной. Это обусловлено тем, что ответы учащихся часто оказываются недостаточно чёткими, логичными, не соответствуют содержанию эталонов ответа, имеют биологические ошибки.

Лишь в отдельных ответах раскрываются все элементы знаний, чаще всего содержатся один-два компонент содержания. В целях объективного оценивания ответов учащихся экспертам необходимо сравнивать их ответы с эталонами.