Программа пропедевтического курса
«Выбор учащимися 9 классов специальностей естественнонаучного профиля». 12 часов.
(для предпрофильной подготовки)

Авторы программы:
Гурина Ольга Александровна, учитель биологии лицея 1 г. Оренбурга, Заслуженный учитель России.
Носова Татьяна Анатольевна, к.п.н., учитель химии.

Содержание

1. Пояснительная записка.

Цели курса

Характеристика контингента слушателей курса по выбору.

Организация, формы и методы обучения на курсе.

2. Содержание программы курса по выбору.

3. Итоговый контроль.

4. Учебно-тематическое планирование курса.

5. Список рекомендуемой литературы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках концепции профильного обучения на старшей ступени образования, утвержденной Приказом Министерства образования №2783 от 18.07.2002, в МОУ «Лицей №1» г. Оренбурга апробируется пропедевтический профильный спецкурс выбора школьниками специальностей естественнонаучного профиля.

Целями проводимого курса является:


- формирование целостной картины мира и развитие аксиологической культуры школьников;
- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения и предоставление широких и гибких возможностей для построения школьниками индивидуальных образовательных программ в старших классах;
- предоставление школьникам возможности объективно определить комплекс своих способностей, индивидуальных склонностей и потребностей в выборе профиля будущей специальности;
- расширение возможностей социализации учащихся через информационную подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения и получение широкой информации о потребности региона в квалифицированных кадрах естественнонаучного профиля;
- обеспечение преемственности школьного и специального профессионального образования.

Контингентом слушателей курса являются девятиклассники МОУ «Лицей №1» г. Оренбурга. Специальной подготовки слушателей не требуется.

Cпецкурс является обязательным для всех учащихся девятого класса. Дифференциация возможна при проведении экскурсий в вузы, ПТУ, на производства и в ходе встреч с представителями производственных сфер.

Организация, формы и методы обучения на курсе.

Для организации курса по выбору от лицея назначается основной координатор из числа учителей естественнонаучного цикла.

Спецкурс рассчитан по 12 часов на каждую группу слушателей.

Часы спецкурса реализуются в течение учебного года.

Их них: лекционных - 8 часов;
практических (экскурсии) - 2 часа;
итоговое контрольное занятие - 2 часа.

Для проведения лекционных занятий, кроме учителей лицея, приглашаются специалисты с производств и преподаватели высших учебных заведений.

Экскурсии носят ознакомительный характер, организуется координатором спецкурса и проводятся классными руководителями 9-х классов.

Спецкурс предполагает проведение входной диагностики способностей учащихся и их профильной направленности, которая проводится психологической службой Лицея.

Итоговое контрольное занятие включает проведение семинара с защитой индивидуальных творческих работ учащихся, а также групповые формы работы по заданной тематике.

 


2. Содержание программы курса.

Роль науки в построении целостной картины мира. Естественнонаучная и гуманитарная культура современного человека.

Аксиологические аспекты методологии научного исследования. Субъективно-ценностные аспекты научного познания и социальная ответственность ученого. Понятие «жизнь», «красота», «здоровье», «истина», «личность», «эмпатия», «долг».

Панорама современного естествознания. Перспективные направления развития естественных наук (кибернетика, синергетика, нанотехнологии, биотехнология и генная инженерия...).

Психология самопознания и «Я - концепция». Соотношение способностей и потребностей личности в построении жизненной стратегии.

Специфика Оренбургского региона. Региональная программа подготовки профессиональных кадров и презентация «образовательной карты» региона. География предприятий и учреждений региона, требующих специалистов естественнонаучного профиля.

Общая характеристика производств, процессов и технологий на примере конкретных предприятий. Специфика труда рабочего, специалиста, управленца на предприятиях данного профиля. Ключевые профессиональные компетенции и требования к знаниям, умениям и квалификации специалиста, профессиональные психограммы.

Паспорта специальностей высших и средних профессиональных образовательных учреждений региона по данному профилю. Требования к базовым знаниям абитуриентов. Рейтинг специальностей в вузах и СПУЗах за последние пять лет. Содержательные линии в подготовке данных специалистов.
Личностные профессиональные предпочтения. Проблема выбора будущей профессии. Социальный, когнитивный, личностный, мотивационный компоненты выбора. Построение жизненной стратегии. Выбор профиля обучения в старших классах.


3. Итоговый контроль.

Итоговое контрольное занятие включает проведение семинара с защитой индивидуальных творческих работ учащихся, а также групповые формы работы по заданной тематике.

Предлагаемые темы для обсуждения, индивидуальной творческой работы и защиты.

Построение «Я - концепции».


Я - инженер-технолог предприятия пищевой промышленности.
Я - инженер-технолог химического производства.
Я - эколог, специалист по защите окружающей среды.
Я - медицинский работник.
Я - педагог естественнонаучных дисциплин.
Я - агроном (ветеринар, зоотехник).
Я хочу учиться в ...
Приходите работать в...

Творческие работы предполагают последующую проектную деятельность в группе и презентацию наработанного материала и разработка рекомендаций для ровесников.


4. Учебно-тематическое планирование

заня

тия

Тема

Формы и место проведения

Содержание

Ответственный

1

(2 часа)

Значение естественнонаучных дисциплин в формировании целостной научной картины мира современного человека

Лекция, вводная диагностика, Лицей №1

Роль науки в построении целостной картины мира. Естественно­научная и гуманитарная культура современного человека.

Аксиологические аспекты методологии научного исследования.

Cубъективно-ценностные аспекты научного познания и социальная
ответственность
ученого

Понятие «жизнь»,
«красота»,
«здоровье»,
«истина»,
«личность»,
«эмпатия», «долг».

Психология самопознания и «Я - концепция».

Соотношение способностей и
потреб
ностей личности в
построении жизненной

стратегии.

Гурина О.А.
Носова Т.А.

2

(2 часа)

Новые направления
современного естествознания

Лекция ОГУ

Панорама современного естествознания.

Перспективные направления развития
естест
венных наук
(кибернети
ка, синергетика, нанотехнологии, биотехнология и генная
инжене
рия.).

Цыцура А.А
Кучеренко М.Г.

3

(2 часа)

Презентация «образовательной карты»
региона и по
требность в
кадрах специали
стей
естественнонаучного
профиля

Лекция, Лицей №1

Специфика Оренбургского региона.

Региональная программа подготовки профессиональных кадров
и презентация
«образова
тельной карты»
региона.

География предприятий и учреждений региона,
тре
бующих специалистов
ес
тественнонаучного профиля.

Облкомитет по труду и
занятости населения

4

(2 часа)

Презентация специальностей вузов и
СПУЗов естественно
научного профиля

Круглый стол с приглашением ответственных лиц из
приемных комиссий

Ключевые профессиональные компетенции и требования к знаниям, умениям и
квалификации специалиста, профессиональные психограммы.

Паспорта специальностей высших и средних
профессиональных образовательных учреждений региона по
данному профи
лю.

Требования к базовым
знаниям абитуриентов.

Рейтинг специальностей в вузах и СПУЗах за
по
следние пять лет.

Содержательные линии в подготовке данных
специали
стов.

Гурина О.А.

5

Введение в профессию

Экскурсия на производства, ОГУ, ОГПУ,
ОГМА,
ОГАУ,
Ин
ститут степи, краеведческий музей

Общая характеристика производств, процессов и технологии на примере конкретных предприятий.

Специфика труда
рабочег
о, специалиста,
управ
ленца на
предприятиях
данного
профиля.

Гурина О.А.
Классные руководители 9-х классов

6

(2 часа)

Итоговое  контрольное
заня
тие

Защита проектов,
Лицей №1

Личностные профессиональные предпочтения.

Проблема выбора будущей профессии.

Социальный, когнитивный, личностный, мотивационный компоненты выбора.

Построение жизненной стратегии.

Выбор профиля обучения в старших классах.

Гурина О.А.
Носова Т.А.


5. Список рекомендуемой литературы.

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.; Центр, 2001. - 208с.

3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 2232с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1980. - 387 с.

5. Андрианова Л.В. Профессиональное самоопределение школьников. // Ориентация и деятельность школьников. Монография под ред. Ахаян Т.К., Кирьяковой А.В. М.: Прометей, 1991 - С. 153 - 158.

6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.; Прогресс, 1986 - 422 с.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение 1989 - 255с.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации