Отзыв на учебно-методический комплект по биологии для V класса
“Природоведение” авторов Н.И. Сонина и А.А. Плешакова.
из опыта работы
заслуженного учителя России.
Гуриной Ольги Александровны,
учителя биологии лицея 1 г. Оренбурга
Представлено: Мишаковой В.Н., заведующей учебно-методическим кабинетом биологии ООИПКРО

Пропедевтика биологических знаний, представленная в программе курса “Природоведение” в V классе, является очень важной ступенью в обучения биологии. Здесь не только предполагается формирование основополагающих понятий, необходимых для изучения систематических курсов биологии, химии, физики, географии, но и впервые сделана попытка решения сложной задачи – формирования у учащихся данной возрастной группы представления о целостной естественно научной картине мира. Особенностью учебного пособия является хорошая полиграфия, тесное взаимодействие рисунка и текста, доступность и научность. Удачным является форма подачи материала, которая представлена объясняющей частью, занимающей, как правило, один разворот, и следующего за ним дополнительного материала. Дидактические задания целесообразно представлены с повторительных вопросов, далее идут тесты (на утверждение, на выбор правильного ответа из нескольких предложенных). Мотивирует познавательный интерес учащихся рубрика “Подумайте”. Выводы, предложенные в конце темы, позволяют учащимся провести самоконтроль и самоанализ.

Учебник соответствует следующим дидактическим требованиям:
1.Служит источником знаний;
2. Позволяет организовать самостоятельную работу;
3. Способствует развитию познавательного интереса к биологии;
4. Содержание учебника позволяет учителю на уроке организовать разные виды учебной деятельности;
5. Предложенные задания соответствуют высокому уровню сложности, изобилуют фактическим материалом, способствуют развитию теоретического мышления.

Рецензируемый комплект, благодаря вышеуказанным особенностям, может успешно использоваться в русле деятельностно-развивающей технологии, так как направлен на формирование глубоко осознанных знаний и развитие широкого спектра личностных качеств учащихся. Включение рабочей тетради в комплект способствует активному и осмысленному изучению материала, развитию у учащихся абстрактного и конкретного мышления, обеспечивает оптимальную организацию труда. Задания в рабочей тетради интересны, разноплановы, представлены в виде схем, рисунков, текстов и позволяют выполнить различные дидактические задачи обучения (закрепление, повторение), способствуют развитию самостоятельного мышления, организации индивидуального учебного труда ребенка.

Интересно представлен системный подход к обучению, широко используется графический иллюстративный метод.

Курс, состоящий из 4 разделов: “Вселенная”, “Неживая природа”, “Формы организации живого на Земле”, “Многообразие жизни”, реализует идею интегрированного изучения живого и неживого, позволяет показать школьникам целостность природы, подвести к выводу о единстве мира.

К недостаткам учебно-методического комплекта можно отнести следующее:
1. Отсутствие материала об освоении космоса в советский период, о роли Гагарина Ю.А., Циалковского К.Э.;
2. Во второй главе тема “Гипотезы возникновения Земли” сложны и иллюстративны, трудно поддаются запоминанию, не столь важны по содержанию и на наш взгляд формальны;
3. недостаточно представлена пропедевтика географических понятий в теме “Строения Земли”: карта, глобус, параллель, экватор, меридиан.
4. принципы классификации царств живого мира, а также материков и частей света достаточно спорны.
5. тема развития жизни на Земле изобилует сложными для запоминания примерами и терминами, отсутствует графическая интерпретация темы.

Указанные замечания, однако, не снижают общей положительной оценки.

Учебник имеет новое свежее дидактико-психологическое звучание, что позволяет ему занять достойное место среди учебной литературы нового поколения.

Работая в режиме эксперимента, экспериментальная площадка Лицея №1 предлагает изучение курса “Природоведение” V класс за 34 учебных часа. Изучение материала в полном объеме будет обеспечено за счет дополнительного времени, работу кружков, индивидуальные занятия, интеграцию урочной и вне урочной деятельности.

Апробирование курса “Природоведение” в V классе за 34 часа будет проанализировано нами по окончании 2000-2001 учебного года. Для анализа мы предполагаем анкетирование учащихся и родителей, проведение сравнительного наблюдения контрольного тестирования в экспериментальном и контрольном классах.


Анкета для родителей учащихся 5-го класса.

1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к предмету, к учебному пособию? В чем он выражается?

2. Оценка учебника со стороны Вашего школьника:

Оформление;

Содержание;

Вопросы и задания для самостоятельной работы;

3. Обращался ли Ваш ребенок к Вам за помощью? Да \ Нет.

В чем он испытывал затруднения?

Можете ли вы при возникших затруднениях найти ответ в учебнике?

4. Какие задания наиболее интересны Вашему ребенку?

5. Чем обусловлен выбор экзамена Вашим ребенком?

6. Отмечаете ли Вы качественные изменения в структуре знаний Вашего ребенка?

7. Ваши замечания и предложения.

 

Обработка результатов анкетирования родителей учащихся 5 “А” класса лицея №1

Среди родителей учащихся 5 “А” класса лицея №1 было проведено анкетирование. (см. вопросы анкеты).

Количество опрошенных – 28 человек.

Родители отметили проявление интереса к предмету, учебному пособию: “перелистывают”, “показывают”, “интересные вопросы задают”, “рассказывают об уроках природоведения”.

Особенно отмечают красочное оформление учебника – 20 человек (71,4%);

Нравиться содержание – 24 человека (85,7%);

Пользуются вопросами для самопроверки “Проверь себя” - 28 человек (100%)

На вопрос о затруднениях ответы распределились следующим образом:

Испытывают затруднения – 4 учащихся (14,3%);

Затруднений нет – 24 учащихся(85,7%);

Затруднения связывают с неготовностью ученика к восприятию большого количества научных терминов (2 человека); испытывают трудности в систематизации материала, не готовы к монологичному высказыванию (трудности с пересказом).

Практически все родители отметили особенности учебного пособия. Это и возможность помочь ученику, пользуясь текстом учебника, и работа с вопросами и выводами, предложенными в теме.

К числу наиболее интересных для своего ребенка заданий, опрошенные отнесли:

Тестовые;

Утверждения;

Творческие задания (работа в группе, выпуск газеты).

Из 30 учащихся 5 “А” класса 21 ученик выбрал природоведение в качестве одного из переводных экзаменов. Их выбор был обусловлен:


1. “Интересом к предмету” - 61,8%
2. “Хорошо усвоили учебный материал” - 21,7%
3. “Конкретный материал, достаточный объем” - 7,2%
4. “Легче дается” - 3,4%

В вопросе качественных изменений в структуре знаний родители отмечают:


“взрослую самостоятельность”
“повышение уровня знаний и их глубины”
“увеличение количества знаний”
“творческий подход к любому заданию”
“более четкое изложение мыслей при рассказе”
“уверенное использование новых терминов и понятий”.

Родители отмечают познавательный интерес ребенка к предмету, самостоятельность, позитивное отношение к знаниям.

Никто из родителей не отметил перегрузки (37 уч. часов, 1 час в неделю вместо 2).

Предложили проработать, в течение недели в июне, летний практикум:


экскурсии на природу;
творческие задания;
практические умения и навыки.

 

Выводы:

I. Родители отнеслись к эксперименту класса позитивно.

II. отметили развитие интеллектуальных способностей, мышления (особенно логического), творческого воображения.

III. многие указали, что у учащихся формируется самостоятельность, мотивация к обучению.

IV. учебное пособие соответствует целям и методам обучения.

Успеваемость 5 “А” класса по природоведению, за 2000/01 учебный год, преподаватель Гурина О.А.

Фамилия

Контр.
работа

1-ая четв.

Контр.
работа

2-ая четв.

Контр.
работа

3-я
четв.

Контр.
работа

4-ая четв.

Год

экзамен

Итог

1

Борькин

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

2

Гирин

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

3

Горбунова

4

4

4

4

4

3

5

5

4

-

4

4

Гранкина

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

4

5

Егорова

5

4

4

5

4

5

5

4

4

5

5

6

Жилякова

3

3

3

4

4

4

4

4

4

-

4

7

Зинюхина

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

4

8

Злобина

5

4

5

5

4

5

5

5

5

5

5

9

Иванова

4

4

4

4

3

3

4

4

4

4

4

10

Казарцева

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

11

Каргапольцев

3

4

3

3

4

3

4

4

4

 -

4

12

Карянова

4

4

4

3

4

3

4

4

4

 -

4

13

Корнилов

4

4

3

4

3

3

4

4

4

4

4

14

Кунафина

4

4

4

5

4

5

5

4

4

-

4

15

Марченко

4

4

4

5

4

3

4

4

4

5

4

16

Масагутов

5

4

5

5

4

4

4

4

4

5

5

17

Митина

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

18

Мухатдинов

4

4

5

5

4

4

5

5

4

5

5

19

Нестерова

4

4

4

3

4

3

3

4

4

 -

4

20

Никитина

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

21

Петренчук

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

22

Приходько

4

3

4

4

4

5

4

4

4

5

4

23

Салихатдинов

4

4

4

4

3

3

4

4

4

4

4

24

Самсонов

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

25

Табакова

4

4

5

5

4

5

4

5

5

5

5

26

Тафинцева

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

27

Хибо

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

28

Чернобаева

4

4

4

3

4

4

5

4

4

-

4

29

Юдин

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

30

Якушев

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

Всего оценок “5”

9

6

10

12

6

11

12

10

8

14

11

Всего оценок “4”

19

22

16

14

21

9

17

20

22

7

19

Всего оценок “3”

2

2

4

4

3

10

1

0

0

0

0

Процент учащихся, получивших оценки “4” и “5”.

93,3%

93,3%

86,7%

86,7%

90%

66,7%

96,7%

100%

100%

100%

100%

 

Резкое снижение успеваемости в третьей четверти вызвано следующими причинами:


1. Частые пропуски занятий учащимися в связи с повышением заболеваемости;
2. Объемный материал для запоминания;
3. Повышенная сложность контрольно-диагностических заданий по рассматриваемой теме.

Проблема условий и критериев эффективности обучения по новому учебному пособию вызывает у учителя с одной стороны обостренный интерес, а с другой – значительные трудности, так как не заявлены параметры эксперимента, его этапы и цели.

Отсюда необходимость управление качеством образования средствами преподаваемого предмета мы видим через:

1. использование различных форм работы при объяснении материала и контроле знаний;
2. повышение мотивации к изучению естественных наук через систему познавательных креативных заданий;
3. личностно-смысловое отношение ученика к процессу собственной познавательной деятельности;
4. систему контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Возможные формы контроля знаний

5 класс

Гурина О.А.

Обобщающий урок-игра “Космическое путешествие”


Игра подразумевает конкурсную и командную основу.

Знаем мы все, что в природе
Есть разные тела в своем роде,
Наверное, эти тела вам известные
Это тела небесные.

ВОПРОС: Какие космические тела вам известны?


Знаем точно, что выйдет оно
Светом чудесным осветит окно.
Ласковый лучик заглянет в оконце –
Это сверкает ярче всех Солнце.

ВОПРОС: Дайте характеристику нашего светила.


Хвостатые, пылающие,
Мерцающие и пугающие
На нашем небосводе
В небесном хороводе.

I. Учащиеся отвечают на вопросы в письменном виде:


1) Ближайшая к нам звезда. (Солнце);
2) Небесное тело, не сгоревшее в атмосфере и достигшее Земли (метеорит);
3) Гигантские пылающие шары (звезды);
4) Звездная система гигантское скопление звезд (галактика);
5) Небесное тело, главной частью которого является ядро (комета).

II. Учащиеся отвечают письменно на вопросы – суждения (+ или * ) :


1) Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами (*);
2) Николай Коперник подтвердил правильность системы мира Птолемея (*);
3) Марс планета земной группы (+);
4) Ближайшая к Солнцу планета – Венера (*);
5) Только у Земли есть спутник (*);
6) Ближайшая к Земле звезда – Солнце (+);
7) Астероиды – это удаленные на огромные расстояния звезды (*);
8) Галактика – это гигантское скопление звезд, звездная система (+);
9) Созвездие – это участок неба (+);
10) Световой год – это расстояние, которое свет проходит за год (+).

III.

Термины, понятия
Выстроились в ряд.
Ребята пятиклассники
Знать о них хотят.

Учащиеся записывают определения:

1) планета –

2) метеор –

3) галактика –

4) звезда –

5) созвездие -

IV. “Пятый лишний” (необходимо определить термин, не входящий в классификацию):

1-ая группа

2-ая группа

3-ья группа

4-ая группа

1) звезда

2) планета

3) комета

4) Луна

5) астероид

1) галактика

2) метеор

3) метеорит

4) астероид

5) комета

1) Коперник

2) Галилей

3) Аристотель

4) Бетельгайзе

5) Птолемей

1) Венера

2) Земля

3) Марс

4) Уран

5) Меркурий

 

V. Решите кроссворд “Космические пришельцы”:

VI. Подведение итогов.

 

Вторая часть урока “Конкурс Эрудитов”

Класс разделен на несколько команд – исследователей Вселенной.

I. Отчет команды посланцев: представление.

1) Отчет команды с планеты Венера;
2) Отчет команды с планеты Марс;
3) Отчет команды с планеты Меркурий;
4) Отчет команды с планеты Сатурн;

II. Викторина (конкурс эрудитов);

1) Назовите дату Дня Космонавтики.
2) Какое событие произошло в этот день?
3) Объясните результаты увиденного: “На территории 1 км2 земля была изрыта огромными воронками, деревья повалены, выворочены с корнем”. (падение метеорита)
4) Спутники какой из планет носят такие названия: “страх” и “ужас”? (спутники Марса – Дейнос и Фобос)
5) Где вы можете встретить Море Ясности и Море Кризисов не заполненные водой? (на Луне)
6) Какое место занимает в солнечной системе Сатурн? (6 место) Особенность этой планеты. (кольца Сатурна)
7) Что вы знаете о комете Галлея?

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Одна из форм обобщения знаний в теме:
“Земля – планета солнечной системы” “О, счастливчик!”

1) Указать расположение Земли в Солнечной системе (от Солнца).


А) 1;
Б) 2;
В) 3;

2) Океания – это…

А) часть света;
Б) континент;
В) архипелаг;

3) Самая длинная река нашей планеты


А) Волга
Б) Янцзы
В) Нил

4) Самое большое озеро на земле


А) Байкал
Б) Ладожское озеро.
В) Каспийское море

5) Самый большой остров на планете.


А) Сахалин
Б) Гренландия
В) Океания

6) Высочайшая горная система


А) Анды
Б) Гималаи
В) Кордильеры

7) Самый Большой материк на Земле


А) Африка
Б) Евразия
В) Австралия

8) Самый маленький океан на Земле


А) Атлантический
Б) Индийский
В) Северный Ледовитый

9) Воздушная оболочка Земли


А) Гидросфера
Б) Атмосфера
В) Литосфера

10) Скопление пресного льда на суше


А) Айсберг
Б) Ледник
В) Источник

11) Крутящийся столб воздуха шириной до 500 метров


А) Ураган
Б) Тайфун
В) Смерч.

12) Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте


А) Климат
Б) Погода
В) Ветер

13) Верхняя оболочка Земли


А) Литосфера
Б) Земная кора
В) Мантия

14) В 1 литре океанской воды содержится соли:


А) 15 грамм;
Б) 25 грамм;
В) 35 грамм;

15) При внезапном смещении участков плит происходит


А) Торнадо
Б) Землетрясение
В) Тайфун.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации