Из опыта работы Игнатенко Светланы Николаевны, учителя биологии высшей категории МОУ «Халиловская СОШ» Гайского района.
Кабинет биологии в сельской школе как среда образовательного взаимодействия

материалы представила Мишакова В.Н., ИПКиППРО ОГПУ

     Кабинет биологии в сельской школе как среда образовательного взаимодействия

«Цветы считаются самыми             
прекрасными  произведениями» 

                    Ч. Дарвин


Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счёт обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Учитель биологии не может ограничивать свою работу только обучением детей в урочное время. Для того, чтобы быть хорошим учителем и воспитателем учащихся, необходимо не только сообщать им определенную сумму биологических знаний, но и развивать навыки коммуникативной культуры и будить активную творческую мысль. Поэтому, целесообразно рассмотреть вопрос об организации работы кабинета во внеурочное время. В неурочное время отдается углублению знаний учащихся, проведению факультативов, проектных работ. Соответственно и обустройство кабинета для перечисленных видов работ есть предмет заботы учителя. Вот уже несколько лет в нашей школе работает кабинет комнатных растений. Идея о его создании появилась, когда в школе было собрано большое количество комнатных растений.

Средой образовательного взаимодействия  становится современный кабинет. Именно тема кабинета, как составной части образовательного процесса, заставила меня обратиться к ней. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета биологии и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления?

Кабинет во внеурочное время может быть:

  • местом проведения занятий кружка, элективного курса;
  • местом для самостоятельной работы по подготовке домашних заданий и выполнению проектов;
  • местом, где готовятся и проводятся «час игр», день викторин, неделя  биологии и т.д.;
  • местом просмотра видео и кинопрограмм по курсу биологии;
  • местом, куда приятно придти и пообщаться друг с другом, с учителем, с книгой или новым журналом и т.д.;

             Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и учащихся и вместе с тем быть функционально значимым. Для оформления целесообразно использовать материалы, которые постоянно или часто демонстрируются на уроках, включать в содержание интерьера кабинета вопросы национально-регионального характера, способствующие развитию у учащихся интереса к биологии, привитию чувства патриотизма к своей малой родине, конкретизации теоретических знаний, повышение познавательной активности, уровня овладения биологическими знаниями.

Комнатные растения используются на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, нормы освещенности, техники безопасности. Отбираются растения не вызывающие аллергических реакций. Часть живых растений выращивается на пришкольном участке, служащие для иллюстрации особенностей строения. Они должны быть типичны для данной местности и мало требовательны  к условиям выращивания.

При подборе растений в кабинете исхожу из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении кабинета. Растения размещаются на стойках, крепятся в простенках или на подставках. Два-три крупных растения создают неповторимый интерьер.

Если в кабинете проводятся занятия и элективные курсы, то просто необходимо чтобы текст программ или планов работы кружка был представлен на стенде.

 

Таким образом, открывается для учащихся содержание деятельности, обеспечивается им реализация их собственных управленческих функций: - в любой момент каждый ученик может ещё раз обратиться к этому стенду и выбрать формы своей внеурочной деятельности по предмету. Обычно на занятиях кружков и факультативов сразу выделяются учащиеся, для которых
мотивация «на деятельность» выше, чем мотивация на «результат»: такие учащиеся становятся первыми помощниками при организации практических занятий, подготовки оборудования и специального оснащения. При этом вырастает роль управленческих документов в кабинете. Необходимо иметь грамотное описание оборудования кабинета в содержании Паспорта
кабинета, где учащиеся могут найти необходимые для работы объекты и другое оснащение.

 

Очень  важно  для  поддержания  мотивации  участников  кружковой работы
в классе постоянно действующую выставку результатов их работы. Практика показывает, что в тех школах, где в начале и в конце учебного года проходит презентация кружков, мотивация учащихся к внеклассной работе по предмету заметно возрастает.

 

При отборе или проектировании программ кружковой работы, опираюсь не только на собственные интересы: наибольший интерес у учащихся вызывают, те направления работы, в которых интегрированы биологические знания и навыки с практическими реально востребованными делами.

Тогда и формы работы в кружке всегда будет проектной: посадка цветковых растений, создание зимнего сада, составление социальных проектов, экологическое исследование кабинетов.

Приоритетным направлением в работе кабинета стало изучение растений и прежде всего - их приспособленности к абиотическим факторам. Об условиях произрастания растений на родине школьники узнавали из научной, научно-популярной, художественной литературы. Эти знания помогают детям при выращивании и уходе за растениями. В кабинете для растений созданы условия приближенные к природным. Ухаживая за живым организмом ребята учатся делать выводы и принимать решения: растение угнетено – необходима подкормка; листья бледно-зеленые, побеги вытянувшие - надо усилить освещение; растение поражено вредителями- следует принять соответствующие меры.

Одна из задач работы кабинета- сформировать у учащихся навыки наблюдения. Наблюдение позволяет ученику сделать правильное описание морфологических признаков растения и на основе этого выявить приспособленность его к факторам окружающей среды. Например, большие сильно рассеченные листья монстеры позволяют выдержать мощные потоки ливневых дождей; воздушные корни этого вида удерживают лиану в вертикальном положении. Наличие вытянутого кончика по центральной жилке листа у тропических растений- приспособленность к стеканию излишков влаги. Все это- новые знания, полученные в результате наблюдений. Они формируют у детей представления о большом биологическом разнообразии растительных видов и их приспособленности к окружающей среде.

При организации работы учащихся в школьном кабинете решается задача профильного обучения. Ученик приобретает здесь навыки исследователя, натуралиста. Это может стать его будущей профессией. Выполняя функции экскурсовода, просветителя, школьник осваивает методику пропаганды знаний.

Цели и задачи, которые приходится решать в процессе работы, не традиционны. Они достигаются в обстановке реальной жизненной ситуации, личностно значимы и деятельностны. Все это привлекает учеников к работе, привлекают их и выступление, прослушивание, обсуждение результатов работы друг друга, возможность посоветовать взрослым, приобрести, те или иные растения. В настоящее время в школе собрано более трехсот цветковых растений, имеется более десятка книг по цветоводству. Стали собирать библиотеку по комнатному цветоводству. Отделами музея стали рекреации и некоторые учебные кабинеты школы.

В  кабинете предусмотрено и время для самостоятельной работы учащихся над выполнением домашних заданий и проектов, где необходимой поддержкой для ученика являются: - наличие тематических каталогов книг и статей и доступ к ним;

  1. доступность дидактической поддержки (памятки);
  2. по возможности выход в Интернет для поиска необходимой информации;

Работа в режиме проектной деятельности становится источником создания необходимого оснащения кабинета. Необходимо выделить те задачи, в выполнении которых могут принять участие школьники. Придумываю интересную форму реализации этих задач, чтобы мотивировать учащихся не только результатом, но и формой деятельности.

Проектируя условия для обеспечения возможности осуществления проектной деятельности, помню о том, что основным тезисом современной концепции метода проектов является следующее высказывание ученика:

Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю.
Я знаю, где и как я могу это применить.

Творческая по своей сути, включающая в себя исследования, поиск, проблемной ситуации, проектная деятельность наполняет жизнь каждого кабинета интересными делами.

Анализируя свои ресурсы и возможности детей, отдаю предпочтение таким типам проектов: исследовательскому, прикладному или информационному.

Исследовательский проект требует определенный алгоритм работы:

- выявление и постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- постановка целей и задач;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание проекта, его результативность;
- защита, презентация проекта.

Прикладной проект с самого начала четко обозначает результат деятельности его участников.

Информационный проект направлен на анализ и обобщение, для широкой аудитории, какой-либо информации.

Необходимо иметь папку с памятками для учащихся по проектам, можно начать эту памятку небольшим словариком для юного исследователя, который поможет ему на этапе описания и оформления результатов проекта.

Начиная с пятого класса, а сегодня уже и значительно раньше, учащиеся попадают в различные кабинеты: информатики, иностранного языка, музыки. Иногда эти кабинеты не выполняют такой важной роли, на мой взгляд, как создание эмоционального настроя и психологического погружения в предметную область.

Кабинет, именно Кабинет с большой буквы, позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками.

Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя. Считаю, что в воспитании все главное. Я твердо убеждена в том, что ребенка должен окружать мир красоты, мир фантазии. В кабинете имеется мебельная стенка сделанная руками учеников, ее интерьер оформлен с творческой выдумкой. Рабочий кабинет один из лучших в районе.

 

Большую роль в формировании экологической культуры школьников их толерантности играет школьный кабинет биологии. Учащиеся средних классов выполняют здесь экологические проекты, наиболее удачные детские работы получают награды. Постоянно работает сменная выставка детских поделок. В кабинете имеется научно-популярная литература, справочные издания. Основное назначение этого – развитие интереса детей к дальнейшей самостоятельной работе.

Кабинет центр общего и дополнительного образования нашей школы. Здесь проводятся уроки экологии, кружковая деятельность, творческие вечера, открытые уроки. С большим интересом учащиеся школы занимаются в кабинете разработкой и реализацией экологических проектов. Примером может служит проект «Секреты в видовом названии растений». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что кабинет побуждает школьников к самообразованию, воспитывает любовь к краю, в котором живет ребенок.

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму» - гласит китайская мудрость. Основываясь этой истины, работает наш кабинет.

А это значит, кабинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.

Каждый учитель стремиться к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят поурочные планирования, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и текстовые задания, дидактические материалы, индивидуальные задания, методическая и справочная литература, литература для учеников, наглядные пособия(таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся. Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные технические средства обучения. Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две группы: научно-методические и технические

Учебно-методический комплекс кабинета биологии имеет все эти составляющие. Кроме того, в распоряжении учителя и учащихся диски с разработками уроков. В кабинете много дополнительной литературы, что позволяет выполнять реальные дела доступные для детей с романтикой и творчеством, имеющим конкретные результаты.

 

Достаточно ли подробное содержание УМК кабинета для плодотворной и результативной работы учителя и учащихся? Можно ли дополнить  содержание учебно-методического комплекса кабинета?

Да, можно! Кабинет биологии в школе – это биологическое пространство, созданное своими руками. Тихий и молчаливый без детей, как бы переживающий то, что здесь происходит, он вобрал в себя всю мудрость прошлого, ведь школе уже исполнилось 75 лет.

Пронизанный гомоном учеников кабинет становится другим. Все его пространство наполняется их эмоциями и искренним интересом к коллекциям кабинета биологии. Казалось бы, все видели и рассмотрели, но, тем не менее, пытливый взгляд ученика всегда найдет что-то новое и интересное в уже увиденном.

 Каждый новый учебный год обязательно встретит учеников обновлённой коллекцией цветов и новой выставкой. Приборы кабинета биологии школы в рабочем состоянии и всегда готовы к использованию. Все экспонаты кабинета «активно работают», востребованы на уроках, создают при этом эмоциональный и творческий настрой на восприятие учебного материала.

Приятно слышать от учеников, что именно в таком кабинете так замечательно работается и думается. Можно сказать, экологически самый чистый кабинет, благодаря обилию живых цветковых растений.

К.Д. Ушинский считал, что «... ребёнка важно научить наблюдать, созерцать, а предметом созерцания должен быть естествоведческий материал». Именно эти функции и выполняют коллекции и экспозиции кабинета биологии.

Особенностью кабинета биологии школы является то, что он отображает мою жизнь в педагогике, исследовательской работе. У меня не было стремления сделать из кабинета музей, хотя многие гости: и школьники, и учителя - именно так его и воспринимают. Это то, биологическое образовательное пространство, которое и позволяет создать настрой на урок, создать атмосферу творчества, атмосферу взаимопонимания учителя и ученика, расширить рамки учебника, показать широкий мир биологии и пробудить интерес к предмету.

В кабинете биологии школы важно то, что все экспонаты абсолютно доступны, всё можно потрогать руками и попробовать «на зуб».

Зайдите в кабинет, и вы почувствуете дух природы и вам станет тепло и необыкновенно хорошо от того мира, в который вы попали.

Задачей учителя-предметника является расширение предметной области за счёт совершенствования учебно-методического комплекса кабинета. Кабинет должен явиться настоящей образовательной средой, педагогическим инструментом, создающим настрой на урок, формирующим положительные эмоции учащихся, стимулирующим познавательный интерес. Кабинет поможет в полной мере раскрыть мир данной предметной области и стать помощником учителю и другом ученикам. Результатом учебной деятельности учащихся школы является не только хорошая успеваемость, но и заинтересованность в предмете. Она проявляется в участии учеников в школьных образовательных проектах и в проектах внешкольных, в активном участии в цветоводческом кружке.

Подводя итог, можно утверждать, что традиционные ресурсы, используемые для создания кабинета, могут и должны дополняться и расширяться за счёт профессионального творчества и научного поиска учителя, реализуя тем самым современные педагогические подходы в организации образовательного процесса. При этом принципиально изменяется и качество образовательного взаимодействия учащихся, учителя и образовательной среды.

Кроме описанных выше функций, кабинет является и местом подготовки и проведения игр, викторин, недель с содержанием биолого-экологического направления. Как видите, возможности организации работы кабинета биологии безграничны.

Желаю Вам творческих успехов в создании кабинета биологии!

КАБИНЕТ БИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации