Из опыта работы

Учитель биологии МОУ «НАДЕЖДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  Саракташского района, Оренбургской области
Перегудова Наталья Федоровна

Представила: Мишакова В.Н, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

   Краткая аннотация. Данный урок проводится в заключении раздела «Анализаторы» Он дает возможность проверить умение учащихся работать с компьютером, позволяет проверить их способности анализировать, делать выводы

Обобщающий урок по теме «Анализаторы»
«Мастер – класс»

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализатора;
развивать способности анализировать, делать выводы;
формировать представления о связи теории с практической жизнью, развивать интерес и положительную мотивацию к предмету, показать вред курения на здоровье подростка.

Оборудование: книга, цветной картон, магнитофон, лук, чеснок, сладкий чай, шарф, пластмассовая бутылка, стеклянная трубка, сигарета, компьютер, проектор, диск______

Тип урока: обобщающий
Ход урока.

  1. Орг. Момент
  2. Вступительное слово.

Какая она все-таки удивительная природа человеческого организма! Пастарнак называл наше тело пустым собранием висков, губ и глаз, ладоней, плеч и щек. И вот это собрание способно мыслить, чувствовать, ощущать. Кроме того, мы стремимся не только понять законы физических явлений, мы пытаемся объяснить, откуда берутся наши мысли, чувства, переживания. Мы пытаемся понять природу своих ощущений. А ощущения это наши проводники в окружающий мир. Мир этот богат красками, запахами, звуками.
- Ребята, а с помощью каких органов мы воспринимаем все эти ощущения?
(С помощью органов чувств)

Итак, ребята, нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем об анализаторах, т.е. совершить путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира, в страну анализаторов. Здесь нам предстоит совершить несколько остановок. Составляем кластер вопросов.

(Составление кластера)

Итак, маршрутная лента нашего путешествия готова. Так что же такое анализатор?
(Анализатор- это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.)

-Какие бывают анализаторы?

-Как устроен анализатор?
(Анализатор состоит из трех частей- рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга.)

-Что такое рецепторы?
(Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды)

- Какие функции выполняет проводник?
(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)
-Какие функции выполняет  зона коры полушарий большого мозга?

(Проводит анализ поступившей информации)

-Итак, предлагаю вам все это доказать.
Что вы можете сказать об этом предмете (демонстрация книги)

- С помощью какого анализатора вы получили эту информацию?
( Зрительного)

-Охарактеризуйте, пожалуйста, функции зрительного анализатора в связи с строением.
(Ответ учащегося с применением электронного носителя)

-Продолжим наши исследования. Боковым зрением определите цвет предмета. (демонстрация)

- Почему, мы не можем правильно определить цвет предмета.
(Все зависит от расположения колбочек)

- Продолжим наше путешествие из мира красок в мир звуков, который нас с одной стороны раздражает, а с другой стороны мы наслаждаемся пением птиц, журчанием ручейка, шорохом листвы.
(звучит музыка)

-Расскажите о функциях слухового анализатора в связи с строением.
(Ответ учащегося с применением электронного носителя)

-Какой анализатор расположен во внутреннем ухе?
(Вестибулярный аппарат).

Выполните творческое задание.

-Из мира звуков мы продолжаем наше путешествие в мир вкусов и запахов.
(Исследования. С завязанными глазами оценить запах )

- Объясните, как возникают ощущения запаха?
(Орган обоняния находится в слизистой оболочке верхнего отдела носовой полости. Здесь находятся обонятельные рецепторные клетки. Частицы вещества, попав в носовую полость, вызывают раздражения рецепторов. Возникает импульс, который по обонятельным нервам поступает в соответствующие центры в коре полушарий головного мозга и человек ощущает запах.)

- С действием химических веществ на рецепторы связано и ощущение звука.
(Определение вкуса пищи. Испытуемому с завязанными глазами предлагается оценить вкус пищи и узнать продукт).

-Как возникает ощущение вкуса?
(У человека орган вкуса представлен множеством вкусовых почек, расположенных в слизистой оболочке языка, мягкого неба, зева и глотки. В них содержатся рецепторы. Они воспринимают сладкое, кислое, горькое, другие раздражители и дают первое вкусовое ощущение, а в результате сложного взаимодействия разных рецепторов- вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных и соответствующих анализаторов возникает полное вкусовое чувство).

-Очень много рецепторов не только на языке, гораздо большее количество их расположено на кончиках пальцев.
Опыт. (С завязанными руками оценить качества предмета)
(Благодаря кожной чувствительности мы воспринимаем механические воздействия на кожу, то есть осязаем.  С помощью осязания можно судить о показателях предмета и даже узнать его, если он нам знаком).

- Скрестите два пальца, дотроньтесь ими одновременно до шарика. Сколько шариков вы чувствуете?
(Мы чувствуем два шарика, потому, что привыкли трогать маленький предмет внутренней поверхностью этих пальцев. А в данном случае вопреки привычке мы дотрагиваемся внешними сторонами пальцев и это сбивает с толку)

-А теперь закройте глаза  и опишите в каком состоянии находится ваше тело.
Почему это возможно?
(От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы, информирующие головной мозг о состоянии органов опорно-двигательного аппарата. Это кожно-мышечная чувствительность.)

-Каково главное условие деятельности любого анализатора?
(Три человека образуют цепочку: рецептор-проводник-зона к.п.б.м., передают предмет. При нарушении цепи, предмет не доходит до зоны коры полушарий большого мозга)

- Главное условие деятельности анализатора –это его целостность.

-Что может нарушить целостность анализатора?
(болезни, курение, употребление алкоголя и наркотиков)

-Доклад ученика: «Влияние табака на здоровье подростка»
Многие считают, что все сказанное – пустые слова. Предлагаю вам убедиться в обратном.

Демонстрация вреда курения.  В пластмассовую бутылку помещают кусочки стерильной ваты, закрывают крышку, в которой делают отверстие. В нее вставляют тонкую трубку, желательно стеклянную.  В противоположный конец трубки тоже помещают кусочек ваты и  сигарету. Сигарету зажигают, дым попадает в бутылку. Результат: стерильная вата желтеет на глазах.

-Почему вата пожелтела?

-Итак, что мы выяснили за урок?
(В рецепторах возникают нервные импульсы. Они по рефлекторной дуге доходят до головного мозга, где возникают ощущения, восприятия, представления. Это сложная система, обеспечивающая анализ раздражителей называется анализатором и состоит из трех частей – рецепторов, проводника и соответствующей зоны коры полушарий. Согласованная деятельность анализаторов – главная причина восприятия окружающего мира как единого целого. Вредные привычки могут нарушить деятельность анализаторов. )

-Наше путешествие подходит к концу. У финиша я предлагаю вам составить синквейн.

Представление синквейна.
На этом наше путешествие завершается.  Урок окончен.

 


 

Открытый урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости» был дан в 8 классе Надеждинской школы учителям предметникам в 2006г.

Тема: «Пищеварение в ротовой полости».

Цели урока:
1. Образовательная: показать особенности строения ротовой полости; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляцию этих процессов.
2. Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное,                               обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.
3. Воспитательные: разъяснить влияние курения и экологических факторов на пищеварение в ротовой полости, сформулировать правила ухода за зубами.

Оборудование: учебник Сонина «Биология», таблицы, кварц, рисунки учебника, ржаной    хлеб, чай, сок, шарф, сигарета, вата, резиновая и стеклянная трубки, резиновая груша, этанол 96%, вода.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Вступительное слово учителя.

-Пища – источник жизни. Не один раз мы оставляем свои дела, чтобы поесть. Пища – не         только источник жизни, необходимый для деятельности человека. За счёт пищи происходит образование новых клеток в растущих тканях, восстановление поврежденных тканей. Таким образом. Пища – хлеб, мясо, овощи – превращается в вещества, которые поступают в кровь. Но прежде, продукты питания проходят сложную обработку. У здорового человека пищевые массы совершают весь путь за 1-2 сутки. Питательные вещества переводятся в водорастворимое состояние и всасываются в кровь. Как происходят эти явления – долгое время оставалось неразрешимым вопросом.

Итак, нам предстоит приподнять завесу над одной из тайн природы и выяснить, где, когда и как начинается пищеварение. Пусть девизом нам в этом поиске будут слова писателя Бориса Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому надо думать сообща».

Запишите тему урока: «Пищеварение в ротовой полости».

На первый вопрос: где начинается пищеварение? – даёт ответ название темы.

Пищеварение начинается в ротовой полости. Разберём его строение.

Ротовая полость образована твёрдым и мягким нёбом, языком, миндалями глотки, зубами, внутренней стороной щёк и губами.

Подумайте, что происходит с пищей в ротовой полости?

(Пища в ротовой полости механически обрабатывается зубами и языком, оценивается на вкус с помощью особых вкусовых рецепторов на языке, смачивание слюной).

-Установлено, что передняя часть языка реагирует на сладкое, задняя – на горькое, боковые части – на кислое, кончик языка – на солёное.

Обратите внимание на рисунок, стр. 153 и ответьте на вопрос: откуда берётся слюна?

(Её выделяют три пары слюнных желёз: подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные).

-Слюна – это слабощелочная жидкость, состоящая, главным образом, из воды, небольшого количества минеральных солей, слизи, ферментов.
(запись на доске)

Главная функция слюны состоит в увлажнение сухой пищи, облегчающем её проглатывание. Однако, в ротовой полости происходит ещё и расщепление пищи.

Как вы думаете, за счёт чего?  (За счёт ферментов).

-Ферменты слюны участвуют в этом процессе. Особенно, важное значение имеет амилаза.

Что вам известно про этот фермент? (выслушиваются варианты ответов)

- Вспомните питание растений – фотосинтез. Что образуется в ходе этого процесса?
(Крахмал)

-Во что превращается крахмал, прежде чем попасть в клетки растительного организма?
( В глюкозу)

-Амилаза расщепляет крахмал до глюкозы. Конечно, поскольку пища остаётся в ротовой полости очень короткое время, то под действием амилазы в глюкозу переходит незначительное количество крахмала. И большая часть его поступает в желудок без изменений. В том, что  в слюне содержится амилаза легко убедиться опытным путём.

Эксперимент № 1

У вас на столах лежит чёрный хлеб, медленно пожуйте его.

Какой вкус, вы, ощущаете?    
(Сладкий)

-Почему?     
(Под действием фермента безвкусный крахмал превратился в глюкозу)

-Для чего нужна глюкоза?
(выслушиваются варианты ответов)

Объяснение учителя.

-Глюкоза обогащает кровь и даёт мышцам энергию. Избыток глюкозы задерживается в печени и превращается в гликоген – концентрированный вид сахара. При уменьшении содержания глюкозы в крови, гликоген печени превращается в глюкозу и с током крови разносится по всему телу.

В содержится ещё один фермент – лизоцим  Он убивает микробы, и тем самым защищает повреждённую слизистую оболочку ротовой полости от заражения. Слюна ослабляет вредное воздействие на организм раздражающих и едких веществ, которые могут попасть в ротовую полость при неосторожности. Таким образом, слюна выполняет свою защитную функцию.

Подумайте, какая система в нашем организме контролирует работу слюны? 
(Нервная).

- Как осуществляется эта регуляция?  
(Рефлекторно).

- Что такое рефлекс? Рефлекторная дуга? 
(определения)

- Что является раздражителем слюны? 
(Пища).

-Пища, попав в ротовую полость, действует на рецепторы, расположенные на языке и в слизистой оболочке, выстилающей полость рта. В них возникает возбуждение, которое проводится по отросткам центростремительных нейронов в центр слюноотделения, находящихся в продолговатом мозге. Здесь возбуждение передаётся на центробежные нейроны и по их отросткам к слюнным железам, которые начинают выделять слюну. Такова дуга самого простого слюноотделительного рефлекса.

А  какие - же органы участвуют в оценке физических свойств пищи?

Понять это поможет следующий эксперимент.
Эксперимент №2.

Завяжите своему соседу по парте глаза шарфом. Предложите выпить ему разные напитки: горячий сладкий чай, воду, сок и т.п., оценить физические свойства пищи. Выясните, с помощью, каких органов пищеварения определяются свойства пищи.
(выслушиваются ответы учащихся)

Подводит вывод подготовленный ученик.

«В оценке  физических свойств пищи участвуют нервные окончания губ. Губы захватывают пищу и оценивают её качества. С их помощью мы определяем жидкая она или твёрдая, плотная или твёрдая, должна ли она подвергнуться перевариванию, измельчению. Это имеет большое значение для дальнейшей обработки пищи пищеварительными соками. Чем тщательнее измельчена пища во рту, тем лучше она подготовлена к обработке пищеварительными ферментами. Плохо пережёванная пища затрудняет работу ферментов и способствует развитию заболеваний желудка».

Учитель:
-С помощью каких органов происходит механическая обработка пищи?  (С помощью зубов)

- От чего зависит строение зубов? (От характера пищи).

-Вспомните, как сильно различаются поверхности коренных зубов грызунов и хищников. Предки человека питались смешанной пищей и имели зубы, характерные для всеядных животных. Могучие челюсти  и крепкие зубы у обезьянолюдей были орудием защиты и нападения, служили для дробления сырой и грубой пищи.

Послушайте доклад о формировании зубов у человека.

Ученик:
«У зародыша человека зачатки зубов развиваются в мягкой ткани дёсен. Валик из покровных клеток, похожий по форме на рельс, погружается в соединительную ткань. В основании валика куполом поднимается сосочек. Постепенно формируется зуб. Увеличиваясь  в размерах, он в первые месяцы жизни младенца продвигается к поверхности дёсен и прорезается. Это так называемые молочные зубы. Название «молочные» дано Гиппократом. Позже молочные зубы заменяются постоянными. Последние постоянные коренные зубы прорезаются обычно к 18-20 годам, а иногда и позднее. Эти зубы Гиппократ назвал «зубы мудрости», поскольку они появляются, когда человек «благодаря учению приобретает мудрость». У людей бывает 2 или 4 зуба мудрости. Смена зубов у человека и высших млекопитающих происходит один раз в жизни. У некоторых млекопитающих происходит многократная замена зубов.

Зубы располагаются на челюстях. Каждый зуб имеет корень, сидящий в глубокой ячейке челюстной кости, шейку, погружённую в десну, коронку, выступающую в ротовую полость.

Новорожденный не имеет зубов. Примерно с 4 месяцев у детей начинают появляться молочные зубы, которые к 10-12 годам выпадают и заменяются постоянными. У взрослых людей 32 зуба. Редко, но бывают случаи, когда дети рождаются зубами. Или наоборот они не вырастают всю жизнь. Строение зубов различно и зависит от выполняемых функций.

Учитель:
- По рисунку на странице 152 определите, какие зубы имеет человек. (работа по рисункам учебника)

-8 резцов и 4 клыка служат для откусывания пищи. 8 малых и 12 больших коренных зубов служат для дробления, размельчения и пережёвывания пищи.

Зуб- это сложный орган. Внутри него находится полость. Заполняет её губчатое вещество – пульпа, здесь ветвятся кровеносные сосуды, питающие зуб и проходит нерв. Вся костная масса зуба состоит из дентина, похожего по прочности и составу на кость.

Прочность дентина похожа на прочность чугуна и зависит от наличия в нём нерастворимых минеральных солей. Под действием кислот, соли становятся растворимыми, и зуб теряет прочность. В толщу дентина по канальцам входят отростки дентинных клеток. Длина всех канальцев 1 зуба равна 1 км. Дентинные клетки, связанные с нервами и сосудами, обеспечивают жизнь зуба. Они выделяют в дентин и удаляют из него известь. Гибель этих клеток означает гибель зуба. Мёртвый зуб легко разрушается.

Дентин в области коронки покрыт богатой неорганическими солями  эмалью. По твёрдости эмаль можно сравнить с кварцем (демонстрация кварца). Остриё сабли при ударе об неё тупится. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль имеет желтовато-белый цвет. Твердая зубная эмаль покрывает коронку снаружи, предохраняя зуб от порчи – стирания и проникновения микробов.

Корень зуба покрыт цементом. Он похож на обыкновенную кость. В нём есть клетки, как в кости. Корень зуба окружён сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб, температуру.  Дентин, эмаль, цемент обеспечивают прочность зуба.

Как только эмаль разрушится, в зуб проникают микробы. Они быстро разрушают зуб. Поэтому зубы необходимо беречь. Соблюдать гигиену ротовой полости. Для этого зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером. 

Демонстрация чистки зубов.
(Демонстрирует ученик)

(На расчёску укрепляет вату, которая убирается зубной щёткой вертикальными движениями.)

Учитель:

-От чего зависит здоровье зубов? (От здорового образа жизни, от экологической обстановки).

- Особую опасность представляет курение. У нас в гостях «учёный – химик», встречайте (входит ученик в костюме алхимика)

Алхимик: «Здравствуйте. Огромное число людей на Земле курит. Курильщики значительно подрывают своё здоровье и сокращают себе жизнь. Ведь в табачном дыме содержится масса вредных веществ. Кроме никотина, 2 капли которого смертельны для человека, в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжёлые металлы, канцерогены, табачный дёготь. В лёгкие сигарет попадает сажа, за 20 лет в лёгких скапливается до 6 кг. сажи. А, что можно сказать о ротовой полости! Ведь она первая принимает все эти вредные вещества. У курильщиков часто развиваются рак губы, кариёс зубов, снижение функций слюнных желёз. В этом можно убедиться, проделав следующий опыт».
Демонстрация опыта.
(Проводится в вытяжном шкафу учителем)

К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка (ротовая полость), в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной

трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается. Обращается внимание учеников на изменение цвета ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится жёлтой. Вата вынимается из трубки, делится на 2 части и помещается в стаканы с водой  и 96% этанолом. Растворители желтеют, получается вытяжка табачного дёгтя. В водную вытяжку добавляют раствор перманганата калия, он обесцвечивается, что говорит о наличии непредельных соединений, весьма агрессивных в химическом соединении, они могут вызвать в организме нежелательные реакции, встраиваться в обменные процессы клеток. В спиртовую вытяжку добавляем хлорид железа трёх валентного, смесь приобретает чёрно-фиолетовую окраску, что говорит о наличии фенола и его производных, эти соединения являются канцерогенами. (Прощается и уходит)

-А у нас в гостях эколог. Послушаем сообщение: «Экологические факторы, влияющие на здоровье зубов». (Рассказывает уч-ся).
-После всего услышанного и увиденного, что бы вы пожелали курящему человеку?
(Немедленно бросить курить).

 

Закрепление
(Работа с тестами на  компьютере)

Прочитайте материал и ответьте на контрольные тесты.

Проверка результатов самостоятельной работы.

Выводы: пищеварение начинается в ротовой полости, где происходит механическая обработка пищи с помощью зубов и языка и химическая- с помощью слюны. Здоровый образ жизни – основное условие нормального функционирования пищеварительной системы.

 Домашнее задание: прочитать текст учебника (стр.152-153), вопросы на стр.154-155
Подготовить сообщение: «Модифицированные  продукты питания»
Урок окончен, благодарю за сотрудничество.


ДЕНЬ РОДНОЙ ШКОЛЫ.

Цели и задачи: воспитание любви к родной школе и чувство ответственности перед ней.

Форма проведения: концертная программа.

Оформление: празднично убранный актовый зал школы, на столиках самовары, конфеты.

Песня «Маленькая страна»  
(поёт ученица)
Знаем мы все, что есть на свете
Маленькая страна.
Есть у страны свое название-
«Школа начальная».
Там ждет вас множество открытий,
Там зла и горя нет,
Там управляет всем учитель
И знаний дарит свет!
Припев:
Школа начальная!
В сердце ты навсегда!
Класс, где учитель строг и ласков,
Класс, где всегда весна!
Помним, как привели впервые
Мамы за ручку нас,
И за учителем вошли мы
В светлый просторный класс.
В школе родной мы знали точно,
Что нас всегда поймут.
Что нас в любую непогоду
Школьные мамы ждут
Припев.
Здесь стали мы учениками
И обрели друзей.
Здесь мы немного повзрослели,
Стали чуть-чуть умней.
В школе начальной мы учились,
Но вот прошли года:
Выросли мы и распрощаться
Нам настает пора!
Припев.

- Славься, ты славься день ото дня,
Наша дружная, школьная, славься, семья.
Все мы сейчас величаем тебя
Славься родная, школы семья

- Добрый вечер, дорогие друзья!

- Добрый вечер, дорогие учителя!

- Не мысля гордый свет забавить,
Всем сердцем школу возлюбя,
Здесь собралась ее поздравить
Большая дружная семья.
Не будем льстить, играть, лукавить,
А вместе, правду не тая,
Мы постараемся представить
Родную школу от А до Я.

- Дорогие выпускники, учителя и ученики. Сегодня мы отмечаем торжественный вечер, посвященный родной школе, который по традиции сопровождается встречей выпускников. Кажется, совсем недавно вы ходили в 1 класс – маленькими, робкими, неумелыми. И вот незаметно пролетели годы. И сегодня вы пришли сюда не как ученики, а как дорогие, уважаемые, всегда желанные гости. Слово для приветствия предоставляется директору Надеждинской школы Карякиной Р.Ф.

(После слов директора).
- Настал поистине чудесный день,
Которого, давно мы ждали,
Ведь в школе нашей юбилей
И собрались мы в этом зале.
Улыбки расцвели вокруг
И стал теплее вечер зимний
Стал шире круг друзей, подруг
Светлее в зале стало вдруг.

- На первый взгляд немного – 35,
Но сколько радостей и бед здесь пережито!
Встреч, расставаний, над собой побед,
А сколько радостных и горьких слез пролито!

- И в этот юбилейный день
Мы собрались, чтоб снова вспомнить
Тех, кто ушел в историю теперь
И кто собою нынешний день наполнил.
Их много пожилых и молодых,
Чей труд, сродни труду героя.
Кто, не жалея сил своих,
Растил грядущее поколение.

- Поприветствуем же друзья всех тех. Кто вложил свое сердце, свою душу и свою любовь в процветание нашей школы.
Мы приветствуем выпускников первого десятилетия существования школы 1972-1981 (аплодисменты)
Мы приветствуем выпускников второго десятилетия 1982-1991(аплодисменты)
Мы приветствуем выпускников третьего десятилетия 1992-2001(аплодисменты)
И самых молодых выпускников 2002-2006(аплодисменты)
Сегодня мы также приветствуем всех, кто является выпускником старой школы.

Для вас дорогие выпускники звучит песня в исполнении выпускника 2002 года, Моисеева  Данила.
Песня: «Школьный вальс»

- Когда природа крутит жизни пряжу,
И вертится времен веретено,
Ей все ровно, идет ли нитка глаже,
Или с задоринками волокно.

- Кто придает, выравнивая прялку
Тогда разгон и плавность колесу,
Кто вносит в шум разрозненности жалкой
Аккорда благозвучье и красу.
-Кто подвиги венчает?
Кто защита
Земли за годом год, за веком век,
Пока она несется по орбите
Конечно, это человек!
У нас в гостях самые уважаемые жители села, и самые дорогие нам - наши учителя, ветераны школы.
Мы приветствуем наших ветеранов
Вьюн АГ- прошедшая путь от учителя географии, Истории, завуча и директора
Столбоушко ТС- рус. Лит. Завуч
Демидова НГ- физика, матем, ст. пионер. вожатый, завуч по воспит работе. Пред ПК
Коломоец РИ –нач кл. ст.пионер.вож.
Тимошенко ЗС.-нач.кл.
Сурина НИ-воспитатель группы продлённого дня.
Слово от ветеранов предоставляется Демидовой Н.Г.

(После слов ветерана)
-Уважаемые ветераны
Низкий поклон вам за ваши бессонные ночи,
За уважение к детству, любовь и заботу.
Счастья и света! Еще мы желаем вам очень
Бодрости, сил и здоровья! Еще поработать.
Для вас дорогие ветераны звучит песня в исполнении Каштановой Вали.
Песня «Крылатые качели»
В ярком светлом школьном зале,
Отмечая праздник ваш,
Мы с глубоким уваженьем
Прочитали вам монтаж.
А теперь споем вам песню,
Чтобы вас приободрить-
Ведь вам нас еще так долго,
Еще долго так учить!
Припев: Забросив в парты книжки,
Который год подряд
Девчонки и мальчишки
Учиться не хотят
Вы всю жизнь о нас в заботе,
Никогда покоя нет;
Так стараетесь вы, чтобы
Озарил нас знаний свет.
Припев
Наши грязные тетрадки,
Наши вечные «забыл»,
Наша лень и беспорядки
вам на все хватает сил!
Мы напишем президенту,
Пусть поднимет он вопрос:
Почему пенсия ваша
Остается с гулькин нос?!
Припев.
Ну а мы вас поздравляем
И желаем не болеть
И душою ежедневно,
Ежечасно молодеть!
И душою еже-час-но,
Еже-час-но  мо-ло-деть!!!

- Есть в селе начальник- внимателен, умен
Попробуй, угадай-ка, чем прославлен он.
Мы скажем откровенно, не частый в школе гость,
Но в нуждах педагогам старается помочь.

Слово предоставляется генеральному директору
ООО КХ Надеждинка Дуник ВН.__________

- Слово предоставляется главе администрации
Надеждинского Сельского Совета Кукушкину ГН______________

Ведущий:
-Дорогие, выпускники! Некоторые из вас остались в родном селе после окончания школы. И сегодня они добросовестно работают в колхозе, внося свой вклад в развитии села. Есть среди них и такие, которые радуют односельчан не только трудовыми успехами, но и своими выступлениями на сцене. Слово предоставляется выпускникам. Поёт выпускница1992 года Говорова Лариса.

Звучит песня: «Детства  последний звонок »

Монтаж:
- Уважаемые выпускники
Мы говорим легко и просто
Такие добрые слова
Желаем творческого роста
Чтоб не седела голова

- Чтоб дети ваши не грубили
Пугая жесткостью сердец
Чтоб вас внимательно любили
И обожали, наконец.

- Чтоб ежедневно на работу
С улыбкой шли, и не спеша.
И чтоб с работы возвращаясь,
Всё пело - тело и душа.

- Чтоб небо чистое над вами
Ненастье не закрыло вдруг.
Не расставались, чтоб с друзьями,
Чтоб вспомнил вдруг далекий друг

- Чтоб нашу слабость вы прощали
А годы... Годы придержать.
В глазах, чтоб не было печали,
Но что еще вам пожелать?

- Чтоб ваше сердце не болело,

Чтоб наполнялись паруса.
Одним простым кусочком мела
Вы открывали чудеса.

- Так пусть всегда вам звезды светят,
Поют по утро петухи.
Пускай всегда вас любят дети
И посвящают вам стихи.

Сценка.  (все в костюмах)
-Уважаемые выпускники. Я принес вам подарок круче всех даров, «Машина времени» называется. Принцип такой: открываете крышку, и в тот же миг перенесетесь на 35 лет назад, и увидите, как всё начиналось. Демонстрирую. И раз!
(появляется избушка)

Избушка:
- Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех мудрее,
Всех румяней и белее?
Признавайся, всех я краше,
Обойди все царство наше,
Хоть весь свет, мне равной нет.
Так ли?

Зеркальце:
- Ты прекрасна, спору нет,
Но живет без всякой славы
Средь зеленой той дубравы
Школа, что тебя мудрей,
И румяней, и белей.

Избушка:
- Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло,
Чтоб испортить настроение в этот праздник юбилейный.
Проработав тыщу лет,
Что же слышу я в ответ?!
Где ж, та школа, что мудрей,
И красивей, и белей?!

(появляется баба Яга)
Баба Яга
- А, вот ты где, деревяшка на курьих ножках, мясорубка скрипучая, любоваться вздумала. А ну отдавай сюда зеркальце, а сама марш домой.
Я прекрасна, спору нет
Я куплю себе доху, на гагачьем, на пуху,
А еще одну из норки, чтоб зимой кататься с горки,
Телогрейку из песца, чтоб в мехах быть до конца.
Ах, как буду я красива
А еще колье кардинала Ришелье,
И индийские сережки, чтоб в ушах и внос немножко,
Тушью крашены ресницы, парфюмерии из Ниццы.
(появляется водяной)
-Я водяной, я водяной
Поговорил бы кто со мной
А то мои подружки,
Пиявки да лягушки.
Эх, жизнь моя жестянка
Ну, ее в болото.
Живу я как поганка,
А мне летать охота.

Баба Яга:
-Ой, ой, ой!
Ты откуда, изверг, взялся?
Как в мой регион пробрался?

Водяной:
-Я ищу ракеты след,
А её всё нет и нет
Ты бы, бабка, помогла

Баба Яга:
-Если б только я смогла?
А почто тебе ракета?

Водяной:
-Улететь хочу на ней,
Встретить школьный юбилей.
Там покушаю я плотно,
Погуляю я вольготно.
Я не лопал трое суток,
Не стрелял в дороге уток.
А желудок бабка пуст,
Как зимой во поле куст.

Баба Яга:
-Испекла я спозаранок
Лишь лепешек из поганок,
А взамен вина кагора,
Пей коньяк из мухомора,
Жабья печень на закуску
С паутиною в прикуску.
Водяной:
-Ты не вешай мне лапшу!
Не сдержусь и укушу!
Не крути Яга, не ври
Что за люди? Говори!
Для таёжного уюта
Заплачу тебе валютой.

Баба Яга:
-Коль валютой, слушай речь:
Ученик наш бывший,
Что не кончил ПТУ
Он придумал инструмент.
Вот попали мы сюда
И ракета не нужна.
Собрался народ честной
Встретить праздник удалой
В этой школе вечер встречи
(появляются девочки)
А это кто?

Водяной:
-А...  Это мои друзья: лодыри и бездельники.

Баба Яга:
-Вы кто такие?

Лентяйки:
-Мы ученицы Надеждинской школы

Баба Яга:
-А у вас есть мечты?

Лентяйки:
-Я хочу, чтобы отменили русский язык и чтение, историю и географию, а в математике оставили только таблицу умножения.

Баба Яга:
-А зачем вам таблица умножения
Лентяйка:
-На рынке, знаешь, как считать нужно! Если не знаешь таблицы умножения, в миг обсчитают!

Баба Яга:
-А еще о чем мечтаете

Лентяйка:
-Чтоб уроки сократили на 20 минут, а перемены на столько же увеличили.

Баба Яга:
-А ваши планы на будущее?

Лентяйка:
-Мы хотим поступить в 10 класс, где не будет уроков математики, истории, литературы, а только физкультура, пение и рисование.

-Я бы в школе разрешила модно одеваться,
На уроках и везде шумно развлекаться.
Чтоб никто не запрещал джинсы и шорты.
И ходила бы в спортзал, заниматься спортом.
Надевала б для красы с желтой крапинкой штаны
Почему нельзя нам сделать макияж, завивку,
Волосы покрасить в модный цвет
Губы все помадой исчертить.
Пудрою лицо запорошить и румяна наложить?
Почему нельзя сережки, колье, бусы, даже брошки?
Мы же все же не уроды, почему нам нет свободы?
Начитались мы газет и создали свой совет,
В школе всем на удивленье написали объявленье:
«Слушай школьная братия!
Объявляется демократия!
Демократия в каждом слове:
Выбираем на конкурсной основе
Классных руководителей,
Увеличиваем перемены,
Переводим всех в одну смену.
Сокращаем уроки в минимальные сроки,
Школы произвольное посещение.
Это Совета окончательное решение»

Баба Яга:
-Вот это объявление! Да и сами школьницы что-то на школьниц не похожи. Наверное, это «машина времени» их заколдовала

Водяной:
-А ты их расколдуй.

Баба яга:
-Ладно, так и быть: выполню твое желание. Если выпускники разгадают мои загадки.
Кто покажет букву «А»,
Перемножит 2на 2,
Кто отметит первый промах,
Первый раз поставит 5
Впишет палочку в тетрадь
(ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ)
Молода, стройна, красива,
Петь, плясать она ретива.
Ей без музыки и песен
Шар земной как будто тесен.
(учитель музыки)
Коль пожар иль наводненье-
Всех спасет без исключенья
Борщ сварить, испечь пирог
Нам поможет
(учитель ОБЖ)
Всегда приветлива, спокойна,
Как утро майское, тепла.
Ей возраст вовсе не помеха,
Всегда душою молода .    (КЛАССНЫЙ РУК)

Петр первый занимался кораблестроением.
Школокормлением кто занимается?
Школоотоплением кто занимается?
Школоочищеним кто занимается?

Кто заставит относиться с уважением к зарядке,
Чтоб всегда самочувствие было в порядке?
(Учитель физкультуры)

Гвоздик вбить, строгать и шить
Кто вас может научить? (учитель технологии)

Молодцы, ладно так и быть расколдую учениц
Колдуй бабка, колдуй дед,
Трое сбоку, ваших нет.
Туз бубновый, гроб сосновый,
Расколдуй девчонок снова
(уходят)
(Под музыку «Ваше благородие» появляется Кощей.)

- Что за чудо, что за сказки? Куда это меня черти занесли

- Это школа, господин Кощей

Кощей:
-А какая она ваша школа?

- А, вот послушай.

Песня  на мотив «Лучше нету того света»
Я, ребята, вам признаюсь и ни капли не совру,
Что спешу, аж спотыкаюсь, в нашу школу поутру.
Коль звонка я трель услышу, сердце ноет и болит;
Вся душа тем звуком дышит, вся душа огнем горит

Мне в глаза учитель глянет, в руки белый мел возьмет.
И чего, не знает сам он, говорит из в года в год.
Не болеет, не чихает, ко всему всегда готов
И любой предмет читает на любом из языков.

Нашей школе три десятка видно стукнуло давно-
Эти треснувшие стены помнят Первого Петра.
Всё историей здесь дышит, всё осталось с той поры:
Те же классы, та же крыша, те же стулья и столы.

Кощей:
- Так вы любите свою школу

-Обожаем.

Кощей:
- Тогда объявляю аукцион. На сцену приглашаем председателя Совета выпускников Тимко ОА.
-Здравствуйте, уважаемые выпускники. На нашем аукционе
Продается учебник чтения за 2 класс.
Учебник замечательный, из бумажек,
Очень питательных,
Незаменим в быту,
Пригодится даже на мосту.
Возможность есть сделать кораблики
Или свить гнездо зябликам,
А кто разберет текст,
Тот его может даже прочесть!
Не упустите удачу, купите скорее без сдачи!
Начальная цена – 10 копеек.
Итак, господа, кто больше?

Продаются модные клипсы. (Прищепки)
Начальная цена – 30 копеек.
Итак, господа, кто больше?

Продаётся эликсир жизни (Молоко).
Начальная цена – 1 рубль.
Итак, господа, кто больше?

Продаётся  супермодная зажигалка (Спички).
Начальная цена – 10 рублей.
Итак, господа, кто больше?
(Подведение итогов).
Ведущий:
-Сегодня никому не секрет, что существование села целиком зависит от существования школы. Отрадно, что вы понимаете это и помогаете школе выжить в этих сложных экономических условиях. Сегодня, мы хотим поблагодарить наших шефов и спонсоров.
Это предприятие «Оренбургэнерго», частные предприниматели: Андреев А.Н. и Кигай Л.В. (Аплодисменты)
И сегодня Л.В. Кигай дарит вам песню
Звучит песня: «Не забывайте друзей»
Ведущий:
-Есть у нас выпускники, которые после получения образования работают в нашей школе.  Вас, дорогие выпускники, приветствуют вчерашние выпускники школы, ныне её работники.

- Когда-то вышла я из этих стен.
Меня томила почему - то грусть.
Я уходила… но не насовсем
И знала, что опять сюда вернусь.

- Вернусь, чтоб грудью глубоко вздохнуть.
Здесь воздух и родной, и так любим.
Себе я обрела достойный путь,
О чем мы очень редко говорим.

- Я рада этим детским голосам,
И рада я сиянью детских глаз
Я вместе с ними верю в чудеса
И знаю это не в последний раз

- Так здравствуй школа много - много лет
Пусть бьются беспокойные сердца.
Тебе желаем света и побед
С тобой останемся мы навсегда.

- Благослови, ликующая муза!
Благослови:
Пусть процветает школа,
Хранившим,  в этих школах юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам, подняв воспоминаний чашу,
Не помня зла,
За благо воздадим!
- Дорогие выпускники, вот и подходит к концу наша встреча
- Мы благодарим всех, кто пришел сегодня к нам
- Двери школы всегда для вас открыты
- И где бы вы ни были, чтобы с вами не случилось
- Знайте, что есть на земле место, где вас всегда будут ждать
- Где вам всегда будут рады
- Это ваша родная школа
Песня.
Ночью звезды вдаль бегут по синим рекам,
Утром звезды гаснут без следа,
Только школа остается с человеком,
Школа верный друг твой навсегда.
Через годы, через расстояния
На любой дороге, в стороне любой
Школе ты не скажешь «До свидания»,
Школа не прощается с тобой.
Нашу школу носим в сердце с колыбели
С песней всюду вместе мы идем
Сколько песен мы любимой песне спели
Сколько мы еще ей пропоем
припев

До свидания, до новых встреч!


  Классный час
Тема: «Шум и здоровье человека»
8 класс.
Цель: Воспитание экологической культуры, здорового образа жизни.
Оборудование: ручные часы, таблицы, плакаты.
Форма проведения:  ток-шоу.

Учитель:
-Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на нашем ток-шоу.
Мы дети малые одной большой природы,
Мы делим с ней удачи и невзгоды,
Одна судьба у нас и у неё.
Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан?
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»

Ребята, о чём идёт речь в этом стихотворении?»
(Ответы учащихся)

-Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна, чтобы пытаться изучить её на уроке. Поэтому ограничимся её частью и ознакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды. А вот с каким, попытайтесь определить, прослушав отрывок из повести Б. Васильева: «Не стреляйте в белых лебедей!».

«Лёгкий туман ещё держался кое-где над водой, ещё цеплялся за мокрые кусты лозняка, и в тихой воде чётко отражалось всё, что гляделось в неё в это утро. Странное чувство полного, почти торжественного спокойствия охватило его. Он вдруг услышал эту тишину и понял, что всё это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствия звуков, а означает лишь отдых природы, её сон, её предрассветные вздохи. Он всем телом ощутил свежесть тумана, уловил его запах, настоянный на горьковатом мокром лозняке. Он увидел в глубине воды белые стволы берёз, чёрную крону ольхи. Они переплетались с всплывшими навстречу солнцу кувшинками, почти что неуловимо, размываясь у самого дна. И вдруг он догадался, чего ему хочется: зачерпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».

О чём идёт речь? (О тишине).

- Согласны ли вы с тем, что тишина нужна людям так же, как солнце и свежий воздух, что тишина – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим.

(Ответы учащихся)

- Какое явление нарушает тишину? 
(Шум)

-Человек  всегда жил  в мире звуков. Из живых существ только он использовал свойства окружающей среды, как носителя звука. Человек внёс в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим помощником. Но уже в древние времена стук колёс по булыжной мостовой вызывал у многих бессонницу. Именно поэтому дорогу перед домом насыпали песком или устилали соломой.

А, может быть, это проблема возникла ещё раньше, когда соседи по пещере начинали ссориться из-за того, что один из них сильно стучал, изготавливая каменный топор или нож. Проходили века, человек трудился, творил. В мире появлялось всё больше источников шума, росла их сила. Современная «шумовая симфония» складывается из грохота железной дороги, шума заводских цехов и т.п. В средствах массовой информации шуму обычно уделяют мало времени и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так?

Академик Амосов писал: «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» Эти слова можно отнести не только к внутренним резервам человеческого организма. Люди должны позаботиться, чтобы их продукты питания, были экологически чистыми, автомобили не отравляли атмосферу выхлопными газами. А как много беспокойства вносит в нашу жизнь шум! Изучению шума как одного из загрязнителей окружающей среды, его влиянию на здоровье человека и установлению связи между охраной окружающей среды и охраной здоровья посвящено наше ток-шоу: «Шум и здоровье человека».

Итак, что же такое шум? Предоставим слово учителю физики.

Учитель физики:
- Для здорового анализатора звук – постоянный раздражитель. Звуковые волны существуют как чередование сгущений и разряжений воздуха, которые распространяются во все стороны от источника звука. Все вибрации воздуха, воды или другой упругой среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы).

Тоны бывают высокие и низкие. Основная характеристика каждого звукового тона – длина звуковой волны, которой соответствует определённое число колебаний в секунду. Самый высокий звук, который мы можем услышать, имеет 20000 колебаний в сек. (20 000 Гц.), самый низкий 12 – 24 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 000Гц., у пожилых людей ниже – около 6 000 Гц. Шум – один из видов звука, правда, его ещё называют «нежелательным звуком» Уровень шума определяется в единицах, выражающих  степень звукового давления – в децибелах. Это давление воспринимается не  беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая норма – 80 децибелов. Звук в 130 децибелов вызывает у человека болевые ощущения, а в-150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал человека. Колебания с частотой менее 16 Гц не воспринимаются нашим слухом. Это инфразвук. Он представляет собой колебания упругой среды, имеющие одинаковую с шумом природу, но отличающиеся частотой. В воздухе инфразвук поглощается незначительно и в связи с этим может распространяться на большие расстояния. Иногда в троллейбусе компрессор воздушного тормоза, и пассажиры, хотя и не слышат звук, но чувствуют боль в ушах. Компрессор издаёт инфразвук. Эти неслышимые звуки оказывают вредное воздействие на здоровье человека,  негативно влияют на психику: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного напряжения. По мнению учёных, именно инфразвуками, проникающими сквозь самые толстые стены, обусловлены многие нервные болезни горожан. Инфразвуковые волны можно улавливать приборами. Этим пользуются военные, рыболовные суда. Существуют также колебания с частотой 20 000 Гц – ультразвук. Эти колебания нам не слышны. Однако, их воспринимают живые существа на суше, в воздухе, в воде и используют для своих переговоров. Например, крохотные веслоногие рачки издают ультразвуковые волны, потирая лапкой о лапку. Летучие мыши пользуются ультразвуком и его отражением от предметов, чтобы ориентироваться в пространстве и ловить добычу. Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. У работающих с  ультразвуковыми установками нередко наблюдаются функциональные отклонения нервной и сердечно-сосудистой  системы, изменение давления, состава и свойств крови, головные боли. Ультразвук широко применяется в медицине».

Учитель:
-Из всего сказанного следует вывод: шумы по разному действуют на человека. Их действие зависит от происхождения шума, уровня громкости, возраста и состояния здоровья человека, окружающих условий.
Перед вами таблица, где приведены типичные и максимальные громкости шумов от различных источников. По данным таблицы определите, какие источники шума безвредны для человека? Как бы вы оценили уровень шума в течение учебного дня? Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы?   (Ответы детей).
По статистике сегодня 20 из 150 млн. россиян страдают тугоухостью. У большинства в результате шумовых воздействий. Какое влияние оказывает шум на здоровье человека, вам расскажет наш участковый врач.

Врач:
-Длительно действующий шум приводит к жалобам на быструю утомляемость, ослабление памяти, снижение памяти, потерю работоспособности, повышенную раздражимость, нарушение сна, общую слабость. Шум вызывает выраженные изменения частоты пульса: чем больше его интенсивность и длительность, тем более значительные изменения отмечаются у людей. Иногда выявляются аритмии, гипертонии. Под влиянием шума происходит стойкое угнетение частоты и глубины дыхания. Шум вызывает угнетение секреции желудочного сока. Длительное действие шума приводит к уменьшению количества желудочного сока и его кислотности. Влияет он и на функции коры надпочечников, приводит к увеличению щитовидной железы. Изменяется белковый, углеводный, жировой обмен веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови. Снижается количество хлоридов в сыворотке крови и уровень сахара. Под влиянием шума происходит значительное снижение устойчивости, внимания, особенно сумеречного. Снижается чувствительность зрения к оранжево- красным лучам, а к сине-зелёным повышается. Изменяется функциональное состояние вестибулярного анализатора, что выражается в появлении головокружения, ощущение неустойчивости. Крайне негативное влияние оказывает на организм человека вибрация. Под её влиянием изменяется температурная и болевая чувствительность кожи. Заболевание носит общий характер, о чём свидетельствуют быстрая утомляемость, головные боли, повышенная жажда, бессонница. Под воздействием вибрации более выражены изменения  со стороны центральной нервной системы: отмечаются боль в икроножных мышцах, шум в ушах, нарушение координации движений. Иногда проявляются зрительные расстройства, снижается острота зрения. Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдается неустойчивость артериального давления с проявлением гипертонии. Поражение костно-сосудистого аппарата локализуется в ногах и позвоночнике. Нарушается функциональное состояние внутренних органов. В шумном помещении быстрее проникают в организм газообразные вредные примеси, имеющиеся в воздухе. Современная аудио- и видеоаппаратура повышает уровень шума в квартирах. У 20% юношей и девушек, увлекающихся рок-музыкой слух оказался сниженным как у 85 летних стариков. В настоящее время из 20 млн., страдающих тугоухостью, половина - дети. Смириться с болезнью трудно. Забыть мир, заполненный палитрой звуков невозможно. Взрослых людей болезнь чаще поражает в результате шумовых воздействий. Потеря слуха ведёт к ненормальной деятельности мозгового центра, анализирующего звуковой сигнал. Особенно губителен шум для детей. Дети, живущие вблизи источников шума, болеют в 2 раза чаще и дольше, чем те, кто не подвергается шуму.

Вывод один: не подвергайте себя «шумовой обработке», берегите слух!»
Учитель:
- Как обстоят дела у нас.  Предлагаю определить остроту своего слуха.

 

Практическая работа.
Цель: определить остроту своего слуха.

  1. Приближайте к себе часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в см.
  2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Определите расстояние до часов.
  3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
  4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух измерений. Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.

Результаты социологического опроса.
Учащийся:
-Мы провели социологический опрос школьников по выявлению действия шума на физическое состояние учащихся школы и выявили следующее.
Длительно действующий шум приводит к


Признаки

Количество человек (опрошено 45)

Быстрой утомляемости

25

Ослаблению памяти

34

Снижению внимания

28

Потере работоспособности

43

Нарушению сна

38

Общей слабости

40

Повышенной раздражительности

44

Действие шума может постепенно привести к психическим заболеваниям, а именно: вначале возникают трудности взаимопонимания, рассеивается внимание, человек слабо сосредотачивается на каком-либо виде деятельности. Это вызывает досаду, что ведёт к раздражительности, функциональная деятельность снижается, появляется недовольства, трудности в семье, ссоры. В конечном счёте, всё это ведёт к заболеваниям. Но только ли человек страдает от шума. На нашем ток-шоу присутствует эколог. Предоставим слово ему.
Эколог:
-Американский специалист по шуму Кнудсен считает, что шум – это такой же убийца, как и смог. Постоянный шум – причина того, что в городе деревья болеют гораздо чаще и умирают раньше, чем в естественной среде. Длительный шум высоких тонов приводит к угнетению, а нередко и к гибели растительных и животных организмов. Было установлено, что у животных изменения физиологического состояния под воздействием шума протекает в три фазы: угнетение, затем некоторое возбуждение и снова подавленное состояние, но уже более глубокое и продолжительное, чем вначале. Длительное пребывание животных в условиях интенсивного шума сопровождается изменением у них артериального давления, ухудшением работы сердца. Что касается растений, здесь установлено, что подбором шумовых тонов можно воздействовать на их рост. Причём одни растения любят негромкую, мелодичную музыку и страдают от громкой, другие наоборот. Самыми чувствительными к музыке растениями признаны табак и рис. Если включать любимые их мелодии, они растут быстрее. Зелёные насаждения регулируют шумовой фон, например, в городе. Так лиственные породы деревьев поглощают до 25% шума, а отражают и рассеивают до 74%.  Активно поглощают звуковую энергию и хвойные деревья. В лесу тоже много звуков. Но они природного происхождения. Шелест листьев, шёпот травы, журчание лесного ручейка, пение птицы успокаивает не только человека, но и всё живое вокруг. Поэтому, когда в лесу громко звучит музыка, ревут моторы автомобилей , всё вокруг настораживается, пугается. Постоянный шум в лесу заставляет зверей и птиц покидать излюбленные места. Поэтому, будучи на природе необходимо соблюдать тишину. А на производстве и в быту бороться с шумом, как загрязнителем окружающей среды.

Учитель:
-Итак, шум  вреден. Шум – медленный убийца. «Обуздание» шума – одна из острейших проблем нашего века. Стихия шума, захлестнувшая улицы, дома, заводы, небо достигла опасного уровня. Но можно ли уменьшить его воздействие на живые организмы? Что может сделать каждый из вас? Я предлагаю разработать проект защиты человека от шумового воздействия на разных социальных уровнях.

И мы ещё не раз будем говорить т думать о последствиях деятельности человека для природы и самого себя. Хотелось бы надеяться, что сегодняшний разговор не прошёл бесследно. Только защищая природу от вредных последствий, мы сможем сохранить и самих себя.

Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте ж мы все на век объединимся,
Давайте наши души сохраним, тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Классный час окончен. Спасибо за сотрудничество.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации