Урок-семинар по теме: «Глобальные экологические проблемы современности»
учитель биологии высшей категории Адамовской средней школы №1
Осипова Инна Владимировна

Представила: Мишакова В.Н, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

     Данный урок лучше всего проводить в заключение раздела «Экология» в 11 классе. Он дает возможность проверить умение учащихся работать  с дополнительным материалом, позволяет проверить их способности владеть устной речью, проявить свою гражданскую позицию. На проведение данного семинара отводится 2 часа. За две-три недели учащиеся получают задания по разделам урока и готовят сообщения, по которым затем они делают краткие доклады. Урок имеет большое воспитательное влияние на учеников.

    Урок-семинар по теме: « Глобальные экологические проблемы современности ».

 11 класс.

 Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного и растений; жизнь культуры; жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Н.К. Рерих

Цель:

- обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека. последствия и пути решения данной проблемы;

- привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и показать, что они сами могут сделать для улучшения среды обитания;

-развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, применять полученные знания в конкретной ситуации.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

План семинара:

1.   Вступительное слово учителя.

2.   Выступления экспертов-экологов.

3.   Проверка полученных знаний с помощью теста.

4.   Решение практических задач.

5.   Подведение итогов урока.

Включается компьютер и проектор и тема урока проецируется на экран.

 Ход семинара:

  Учитель:        Лет 10-15 назад слово «экология» употреблялось не часто, а теперь оно у всех на слуху, и хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экологические – одни из  важнейших.

       Ежегодно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и охране природы, но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, здесь нет преувеличения.

       Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е место по уровню детской смертности и первые по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредней для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.

        Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагополучных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух, продукты оборачиваются утратой здоровья людей.

         Мы собрались, чтобы обсудить проблему загрязнения природной среды и его влияния на здоровье человека. На нашем уроке мы постараемся осветить следующие проблемы:

1.   Проблему пресной воды.

2.   Кислотных осадков.

3.   Истончения озонового экрана в стратосфере.

4.   Изменения климата.

5.   Стихийных бедствий.

6.   Проблему народонаселения.

7.   Проблему продовольствия. Генномодифицированных продуктов.

8.   Радиоактивного загрязнения местности.

9.   Проблему сокращения биологического разнообразия.

10. Охраняемых территорий Оренбуржья.

 

/ Эксперты- экологи делают небольшие сообщения по данным вопросам. Сообщения на 3-4 минуты. Все сообщения сопровождаются показом слайдов на заданную тему . Рассматриваются первые 8 вопросов/.

 Учитель: Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок и чудес. А беречь красоту природы, значит, беречь и красоту жизни, красоту человеческих взаимоотношений.

Прекрасное…Порой, наверное, это трудно передать словами, это надо почувствовать…Иногда, включив радио, мы слышим музыку… Не зная автора, мы чувствуем волнение и нам представляется то бушующее море, то сгибающиеся от ветра деревья, то стремительно несущиеся горные потоки…

 Музыку можно услышать в цветении ромашкового поля, в шуршании листьев, в звуках шагов, идущих по улице людей.

 Прекрасное – это природа. Природа в жизни, в музыке, в живописи.

 Но красота связана с жизнью, жизнь с человеком. Как только прерываются эти связи – погибает вместе с человеком и красота в природе.

 Присмотритесь, прислушайтесь внимательно к тому, что окружает вас и вы увидите необыкновенно много прекрасного.

 Певучесть есть в морских волнах,

 Гармония в стихийных спорах,

 И стройный мусикийский шорох

 Струится в зыбких камышах.

 Невозмутимый строй во всем,

 Созвучье полное в природе,-

 Лишь в нашей призрачной свободе

 Разлад мы с нею сознаем

 Откуда, как разлад возник?

 И отчего же в общем хоре

 Душа не то поет, что море,

 И ропщет мыслящий тростник?

( Остановиться на просмотре степи, слова сопровождаются показом слайдов)

   А сейчас мы посмотрим, как повлиял человек на сокращение биологического разнообразия.

   Рассказ учеников по проблемам биологического разнообразия.

    Учитель: Мы страшно неправильно живем на Земле, охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем. А озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно  непонятно, если посмотреть на жизнь Земли откуда-то со стороны.

 Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле и сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет.

 Земля – космическое тело, и все мы никто иные, как космонавты, совершающие очень длительный( но не бесконечный, надо полагать) полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем и во Вселенной.

 Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно и мудро, что она самообновляется и таким образом обеспечивает благополучное путешествие миллиардов пассажиров.

  Но вот постепенно, но последовательно мы эту систему жизнеобеспечения с безответственностью, поистине изумляющей, выводим из строя.

 Если на маленьком космическом корабле космонавт начнет развинчивать гайки и обрывать провода, это надо квалифицировать как самоубийство. Мы делаем то же самое, только результаты, по сравнению с маленьким кораблем, сказываются не так скоро.

    У нас в Оренбургской области есть заповедник, много других территорий, находящихся под охраной.

   / Рассказ об охраняемых территориях Оренбургской области и памятниках природы Адамовского района./

    Песня, на фоне показа слайдов о природе, «Кто тебя выдумал звездная страна?»

    Учитель: Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разрабатывали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. И не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

   Остановиться уже нельзя. Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала толчок и подвинула человека на этот пагубный путь.

   Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом.

   Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века…

   Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех, ну, какие-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.

   Но вот я разглядываю картинки в книге Дорета, «До того, как умрет природа». Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры. Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны, или пока есть бизоны.

   Лежбище котиков. Люди ходят между беззащитными зверями и палками убивают их. Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или пока есть котики. Как можно больше убить, как можно больше схватить.

   Истреблена морская корова, истреблена птица гага. Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

   Бей, пока есть патроны, бей, если можешь убить… и положить в карман гладенький холодный кусочек золота.

   Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшем человека на путь так называемого технического прогресса, была неутомимая, ненасытная жадность.

  Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие. Посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

 Покажите мне охотника, который, имея возможность убить двух уток, убивает только одну, или человека, который имел возможность взять три миллиона, берет только один?

 Есть, правда, попадаются и вовсе не охотники. Бывает, даже отдают другим людям последний рубль. Но таких людей мало, и не они, к сожалению, двигают наш прогресс. Они только помогают нам оставаться людьми, когда это трудно и почти невозможно.

  Хотелось бы, чтобы вы, ребята, став руководителями предприятий всегда помнили о том, что нас на Земле много, а она одна.

 Стихотворение «Останьтесь на Земле…»

 

Останьтесь на земле осина, дуб и клен.

Я показать хочу живую землю сыну –

Высокий мощный дуб и тонкую осину

На полотне весны, где свет со всех сторон.

 

Останьтесь на земле орел, журавль и стриж,

Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,

Увидел журавля, похожего на скрипку,

И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.

 

Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,

Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.

Даю ему на память молот, плуг и лиру.

На незакатный час, на безупречный день.

                           А.Макаров.

 

После проведения семинара выставляются оценки за доклады.

 

  2 часть урока – практическая.

Учащиеся класса отвечают на вопросы теста по теме «Экология» и получают оценки, выставленные компьютером.

Те учащиеся, которым не хватает места за компьютером, получают задания на листах, а потом меняются местами.

Таким образом, большинство учащихся класса получают по две оценки за урок.

 

Домашнее задание: повторить раздел «Экология» для написания контрольной работы по данной теме.

 

Приложение:

Экологические тесты

Вариант 1


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации