"Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии как средство развития конкурентоспособности"
из опыта работы учителя биологии высшей категории
гимназии №2 г. Орска
Кудрявцевой Людмилы Дмитриевны

Представила: Мишакова В.Н, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

       Ведущая тенденция в мире – скорость  перемен в науке, промышленности, социуме. Значит непрерывность образования – главная  тенденция образования в мире. Исходя из этого, необходимо через процесс усвоения предметных знаний готовить школьника самостоятельно действовать в условиях неопределенности.

Вся жизнь – это решение нестандартных производственных и житейских проблем и чтобы достойно отвечать вызову времени, быть востребованным, человек должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, умения.
Следовательно, целенаправленно формируя умения учащихся самостоятельно усваивать знания в ходе обучения биологии, мы не только сможем повысить качество обученности школьников, но и в перспективе поможем им быть успешными и конкурентоспособными в жизни.

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях,  дополнительной литературе. самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основе знаний, умений, навыков новое необычное – творить, изобретать, исследовать.

Выбор темы исследования продиктован относительно низким уровнем сформированности рациональных приемов самостоятельной работы  у учащихся и отсутствием специальной системы учебных заданий, способствующих формированию этих умений.

Противоречие в организации биологического образовательного процесса: между задачей формирования конкурентоспособной личности и не разработанностью системы предметных самостоятельных работ разного уровня сложности для повышения качества обученности и формирование умений самостоятельно приобретать новые знания. Причиной этого противоречия является не сформированность рациональных приемов самостоятельной работы.

также отсутствием педагогических условий, при которых учащиеся занимались бы самостоятельной работой.
В своем исследовании я опираюсь на идеи, взгляды, высказанные видными представителями педагогической науки: Р.Г.Иванова, Т.З.Савич, И.И.Чертков, Л.В.Махова, М.Г.Чернобельская, Д.Г.Кирилловак, П.И.Пидкасистый, Зимней И.А. и т.д.
Эти авторы раскрывают пути и методы познания биологических объектов, явлений на основе формирования у учащихся рациональных приемов самостоятельных работ.

Актуальность темы определяется необходимостью:

- социальным заказом общества на человека способного активно и осознанно учить в приобретении знаний
- готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием после окончания школы
- научить рациональным приемам самостоятельной работы
- научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности

Основополагающими принципами данного опыта являются:

  1. научность;
  2. системность;
  3. гласность;
  4. учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
  5. перспективность.

Условия возникновения и становления опыта:

- наличие относительно низкого уровня сформированности рациональных приёмов самостоятельной работы у  учащихся;
- отсутствие специальной системы учебных заданий, способствующих формированию этих умений.
- противоречие между задачей формирования конкурентоспособной личности и неразработанностью системы предметных самостоятельных работ разного уровня сложности.
 - эрудиция, высокий научно-методический и профессиональный уровень учителя биологии;
- изучение нормативных документов федерального, областного, районного уровня;
- изучение психолого-педагогической, методической, предметной литературы по вопросам организации профильного обучения;

Сущность:
Основана на анализе содержания курса биологии
- определении возможности организации различного вида самостоятельных работ;
- на системе диагностических заданий построенных по циклическому принципу;
- определении критериев уровня сформированности самостоятельности и конкурентоспособности.
- успешности реализации модели организации  профильного обучения в рамках образовательного     учреждения;
- разработанности стратегии деятельности учителя, создающей условия для личностных достижений учащихся и   ориентации их в будущей профессиональной деятельности;
- изменении подходов в организации учебного процесса в 9 классе.

Основные компоненты опыта

  1. Проведние поиска, изучение и анализ информации по организации самостоятельной работы на уроках биологии.
  2. Создание пакета учебно-диагностических материалов для учащихся.
  3. Создание пакета методических рекомендаций для учителя по технологии проведения курса «Биология человека».
  4. Система отслеживания результатов учебной деятельности учащихся в рамках курса.
  5. Разработка критериев оценки знаний и умений, приобретённых за время прохождения курса.
  6. Разработка механизма отслеживания динамики уровней самостоятельности и конкурентоспособности.

Новизна предусматривает:

Разработка критериев уровней самостоятельности и конкурентоспособности у учащихся, формирование системы самостоятельных работ направленных на развитие познавательной активности учащихся, именно самостоятельная работа даёт возможность проявиться индивидуальности каждого учащегося и повысить уровень конкурентоспособности.

- изменение подходов к преподаванию биология в рамках образовательного учреждения;
- изменение условий обучения учащихся в рамках предпрофильной и профильной школы по биологии;
- изменение статуса ученика как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;
- деятельность учителя ориентирована на индивидуальные потребности учащихся;
- стандарт - это конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален;
- в центре внимания учителя - выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
- продвижение ученика оценивается по личностным и поведенческим параметрам;
- контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащегося в дальнейшем обучении;
- максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету.

Система работы учителя биологии и ее результативность:
Диагностика уровней самостоятельности, обученности и конкурентоспособности. Технология учебного мониторинга.

В новых экономических и социокультурных условиях спрос на творческую личность чрезвычайно велик и он будет постоянно возрастать. В связи с этим ориентация среднего образования на стимулирование творческого развития и конкурентоспособности личности не вызывает сомнения.Диагностика   уровня конкурентоспособности личности производится с целью  определения личностных качеств учащихся, например трудолюбивый или ленивый, творческий или консервативный, лидер или ведомый, способный к саморазвитию или имеет остановленное саморазвитие, стрессоустойчивый  или стрессонеустойчивый. Данный тест, построенный по методике   В.И. Андреева позволяет проанализировать причины и способности, которые не позволили набрать учащимся более высокий балл и определить пути повышения уровня конкурентоспособности. 

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать и записать один из Вариантов ответа. Например: 1-а, 2-г, 3-в и т.д. Постарайтесь давать искренние ответы, тогда вы получите весьма интересную, а главное — более объективную информацию о себе.

  1. Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2—3 года:
    а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
  2. Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей:
    а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
  3. Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать:
    а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
  4. У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  5. Я устаю после работы:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет.
  6. Мои родители и учителя считали меня старательным и приложным:
    а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  7. Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение:
    а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.
  8. Я быстро осваиваю новые виды деятельности:
    а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет.
  9. Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе:
    а) да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет.
  10. Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  11. Мои друзья считают меня человеком решительным:
    а) да, б) скорее всего, да, в) кто как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  12. Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  13. В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  14. Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь:
    а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) чаще всего, нет, д) нет.
  15. В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании»:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) иногда, д) нет.
  16. Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми:
    а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.
  17. Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  18. Я систематически занимаюсь самообразованием, самораз­витием своих личностных качеств:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.
  19. Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки:
    а) да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет.
  20. Вечером после рабочего дня я засыпаю:
    а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда стра­даю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей.
  21. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  22. Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  23. Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискус­сиях, семинарах, конференциях:
    а) часто, б) сравнительно часто, в) периодически, г) сравнительно редко, д) не участвую.
  24. Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще:
    а) да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщатель­ности, г) мне не все в равной степени удается делать качественно, д) я делаю все быстро, но недостаточно качественно.
  25. Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вно­сить качественные улучшения:
    а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
  26. Были ли у вас случаи, чтобы ваш руководитель попросил вас переделать еще раз:
    а) такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) срав­нительно часто, д) очень часто.

Далее переводятся результаты ответов в баллы. При ответах на вопросы: а- 5 баллов, б- 4 балла, в- 3 балла, г- 2 балла, д- 1балл. Суммируем набранное число баллов и получаем число , находящееся в интервале 30-150 баллов. Затем соотносим баллы и уровни конкурентоспособности.

30-42 б.     1- очень низкий
43-57б.       2- низкий
58-70б.       3- ниже среднего
71-83б.        4- чуть ниже среднего
84-96б.         5- средний
97-109б.       6- чуть выше среднего
110-122б.     7- выше среднего
123-137б.     8- высокий
138-140б.     9- очень высокий
141-150б.    10- наивысший.

Диагностика осуществляется дважды в год, что позволяет проследить изменения способностей в личностных качествах, определяющих уровень конкурентоспособности личности. Формирование конкурентоспособности невозможно без воспитания личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления самостоятельной работой учителем:

  1. дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
  2. планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
  3. постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
  4. переход от контроля учителя к самоконтролю.

Обучение самостоятельной работе можно  начать  с приёмов  предложенных А.К.Марковой

  • приёмы смысловой  переработки  текста, укрупнение  учебного материала, выделение в нём исходных идей, законов, осознание  обобщённых  способов  решения  задач;
  • приёмы  культуры  чтения  и культуры  слушания, приёмы  краткой  и наиболее  рациональной  записи (выписки, планы, конспекты, аннотации, рецензии, общие  приёмы  работы с книгой).
  • общие  приёмы  запоминания (структурирование  учебного  материала, использование  особых  приёмов  мнемотехники с опорой на  образную и слуховую  память).
  • приёмы  сосредоточения  внимания, опирающиеся на использования  школьниками разных видов  самоконтроля, поэтапную проверку  своей  работы, выделение  « единиц» проверки, порядка  проверки и т.д.
  • общие  приёмы  поиска  дополнительной  информации (работа с библиографическими  материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и её  хранение в домашней  библиотеке.
  • приёмы  подготовки к экзаменам, зачётам, семинарам, лабораторным  работам.
  • приёмы  рациональной  организации  времени, учёта и затрат  времени, разумного чередования  труда  и отдыха, трудных  устных и письменных  заданий, общие  правила  гигиены  труда.

Данная подборка заданий относится к такому виду деятельности, как работа с учебной книгой. При этом вниманию учащихся предлагается определённый модуль, позволяющий поэтапно знакомиться с материалом параграфа, направляя мысль ученика на выделение главного, существенного, на установление причинно- следственных связей. Часто такая работа носит комплексный характер так как содержит разные по типу задания и формирует различные умения и навыки, например умения  работать с тестами, анализировать схемы, составлять план статьи. Причём  на заключительном этапе работы ребята могут проверить уровень усвоения материала, выполнив задания обязательного и повышенного уровня.

Тема   Строение  зрительного анализатора.

1.   В первом абзаце параграфа найдите сведения для ответа на вопрос:  Какое значение имеет зрение в жизни человека!

2.  Рассмотрите рисунок. Най­дите вспомогательные приспособления для зашиты
глаз: брови, веки и ресницы, слезные железы. В ста­тье "Строение глаза" найдите ответы на вопросы: Каково значение бровей, век и ресниц? Где находятся слезные железы? Каким образом слезы попадают в но­совую полость? Каково значение слез?

3.    Найдите места прикрепления глазных мышц. Пред­положите,   что   произойдет   с   глазным   яблоком, если сократится мышца, прикрепленная к нему:
а) сверху, б) в его средней части, в) снизу.

4. Найдите стекловидное тело
и оболочки глаза, а в тексте — разъяснение их роли.

Заполните таблицу.

Оболочки глаза и их значение

Название оболочки

Значение

1. 2. 3.

 

5. Проследите путь световых лучей, который они проходят в глазном яблоке до сетчатки.

6. В статье "Оптическая система глаза"  найдите материал о свойствах хрусталика.  Какое значение имеют его прозрачность и способность менять кривизну?

7. Используя рис. 99  и знания, приобретенные на уроках физики, объясните, почему изображение на сетчатке получается перевернутым.

 Найдите ответ на вопрос: Почему мы не видим все вокруг себя  перевернутым вверх ногами?

8. Определите, какие образования непосредственно примыкают к пигментному слою клеток. Определите, каких образований в сетчатке больше — палочек или колбочек?

9.   Составьте рассказ о зрительных рецепторах, выписав одно правильное утверждение из групп А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Ответ: А-_, Б-_2_, В-__, Г-__, Д-_. Е-__, Ж-__.

А. Зрительные рецепторы — это:

  1. только палочки;
  2. только колбочки;
  3. палочки и колбочки.

Б. В сетчатке глаза содержится:

  1. палочек и колбочек одинаковое количество;
  2. палочек больше, чем колбочек,
  3. колбочек больше, чем палочек.

В. Возбуждаются:

  1. палочки и колбочки с одинаковой скоростью;
  2. колбочки быстрее, чем палочки;
  3. колбочки медленнее, чем палочки.

Г. Слабым сумеречным светом возбуждаются:

  1. палочки и колбочки;
  2. только палочки;
  3. только колбочки.

Д. Цвета предметов воспринимают.

  1. палочки и колбочки;
  2. только палочки;
  3. только колбочки.

Е. Палочки и колбочки распределены по сетчатке:

  1. равномерно;
  2. неравномерно.

Ж. Наиболее отчетливо мы различаем предметы, изображения
которых попадают на желтое пятно, так как в нем находятся:

  1. палочки и колбочки;
  2. только колбочки;
  3. только палочки.

Правильность выполнения задания проверьте по учебнику.

10.    Проделайте опыт по обнаружению слепого пятна.

Используйте план проведения опыта со с. 181-182 учебника. Результаты опыта оформите в виде таблицы.

Примеры вопросов и заданий обязательного уровня

  1. Какие функции выполняет орган зрения9 Где он располагается9
  2. Какими вспомогательными приспособлениями, выполняющими защитную функцию, снабжен Iглаз? Каково их значение?;
  3. Где находится белочная оболочка (сетчатка, сосудистая оболочка)? Каково ее значение?
  4. Какая оболочка определяет цвет глаз?  Почему сосудистая оболочка имеет такое название?
  5. Каково значение зрачка. Какую форму имеет хру­сталик, какова его функция ?
  6. Где происходит преобразование света в нервные импульсы?
  7. В какой части зрительного анализатора происхо­дит окончательное различение раздражений.

Примеры вопросов и заданий повышенного уровня

  1. Какое строение имеет глаз Установите приспо­собленность его частей к выполняемым функци­ям ?       
  2. Какие особенности строения глаза позволяют све­ту проходить к сетчатке?
  3. В каких частях глаза преломляются световые лучи?
  4. Каким образом изображение предмета формиру­ется на сетчатке?
  5. Почему в сумерки мы не различаем цвета пред­метов . Почему ночные птицы плохо видят днем.
  6. Почему говорят "глаз смотрит, а мозг видит" ?
  7. Докажите, что в формировании зрительных вос­приятий участвует несколько анализаторов.

Основными объектами оцениваемой деятельности воспитанников  являются уровни обученности и самостоятельности .

Для отслеживания уровня обученности учащихся по каждой теме предполагается нижеследующая технология основанная на методике Е.П.Бруновт  где каждое задание рассчитано на определённое умение.  Данный вид диагностики позволил установить 3 уровня развития компетенций у школьников.

1 уровень - высокий;
2 уровень-средний;
3 уровень-низкий.

На 3 уровне  учащиеся понимают о каком объекте идёт речь, могут назвать его главный признак, определить к какому царству относится объект изучения, перечислить составные части.

На 2 уровне учащиеся  могут анализировать, выделять существенные морфологические признаки, объединять признаки, сравнивать и делать выводы.

На 1 уровне учащиеся  могут применять свои знания, обобщать, творить и оценивать.

Срезовая работа по теме «Дыхания».

1.Понимать.  Что такое дыхание и газообмен.
2.Знать.  Перечислить особенности строения и функции полости носа и лёгких.
3.Анализировать.   Объяснить механизм и регуляцию вдоха.
4.Применять.  Описать механизм искусственного дыхания.
5.Обобщать.  Как изменения физического и химического состава воздуха влияют на здоровье дыхательной системы.
6. Творить.  Что будет, если нарушится целостность грудной клетки…
7. Оценивать.   Оценить перспективы занятия плаванием.

        Методика определения уровня самостоятельности.
(П.И.Третьякова и И.Б.Сенновский)
Необходимо выбрать небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 10 минут. Объяснять необходимо, работая в разных модальностях, чтобы создать равные стартовые условия для «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков». Затем проводится закрепление новой информации 5-7 минут и организация самостоятельной работы, в ходе которой учащиеся отвечают на пять вопросов:  
1.  Напишите, что Вы узнали нового на уроке.
2.  Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести       факт, дать определение новому термину и т.д.)
3.  Выполнить задание по образцу.
4.   Выполнить задания в изменённой ситуации.    

                                                
5.  Применить полученные знания в новой ситуации, найти их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о первом уровне самостоятельности школьника.
Если ученик справился с четырьмя заданиями, то это говорит о втором уровне самостоятельности школьника.
Если выполненными оказываются три первых задания – у школьника третий уровень самостоятельности.
Диагностика результатов обучения  фиксируется в зачётной таблице учащегося самим учеником за росписью преподавателя.

Целью заполнения  зачётной таблицы является обеспечение открытости информации по результатам обучения для ученика, классного руководителя, родителей, а также  поддержание мотивации к изучению курса.
Диагностика результатов обучения  ученика  9___класса________________________

 

 №
п/п

 

         Тема занятия

  Оценка знаний и умений
учащегося

Оценка

самост.
работы

Общее
кол-во
баллов
за
занятие

 

   Роспись
учителя

1 уровень

2 уровень

3 уровень

 

 

 

  1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество баллов

 

 

 

 

 

 

 По результатам обучения составляется ежемесячный учебный рейтинг, отражающий успешность в прохождении программы. По окончании года составляется итоговый рейтинг.

    Цель составления рейтинга:

  • придать процессу обучения дух состязательности;
  • способствовать воспитанию конкурентоспособной личности.

Критерии оценки знаний и умений учащихся разработаны в соответствии с требованиями оценки качества подготовки выпускников основной школы /Приложение к письму Минобразования России от
31 мая  2000 г. № 795/11-13/      

      
оценка

 

баллы

         
умение осуществлять
коммуникацию

умение практически использовать знания

«отлично»

3

Задание полностью выполнено, цель вопроса достигнута, проблема раскрыта в полном объёме; учащийся имеет системные полные знания по поставленному вопросу; содержание вопроса  излагает связанно, в краткой форме, раскрывает сущность процессов, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Учащийся может применить знания для обоснования законов живой природы, установить взаимосвязь строения органов и выполняемых ими функций. Диапазон правильных ответов 95%-100% 

«хорошо»

2

Задание выполнено, цель общения достигнута. Однако проблема раскрыта не в полном объёме, т.к. отсутствуют некоторые несущественные элементы, допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Имеется некоторое количество ошибок; диапазон правильных ответов по тесту в  пределах 66% - 94%

«удовлетворительно»

1

Задание выполнено частично, цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объёме, учащийся   

 

Учащийся не может применить знания, не может раскрыть сущность процесса. диапазон правильных ответов  по тесту в пределах  40% - 65%

       В целях качественной организации учебного процесса к проведению каждого занятия курса разработан пакет для учащегося.

Пакет содержит следующие учебные материалы :

  • модули для работы с текстом статей учебника и другой справочной литературой;
  • материалы для проведения лабораторных работ по курсу;
  • материалы для работы над биологическими задачами .

Формой итоговой отчётности о прохождении курса является организация Круглого стола по теме «Здоровье человека и общество» с применением всех атрибутов, сопровождающих данный вид интерактивной деятельности. Это  своеобразный отчёт об усвоении содержания курса  нацеленный на демонстрацию умения учащихся пользоваться многочисленными информационными источниками, умения создавать электронную презентацию, умения быть убедительным и отстаивать свою точку зрения перед коллективом .

Основное содержание

1.Анализ предварительного анкетирования « Самооценка своего здоровья».   

2. Презентация темы « Отрицательное и положительное влияние факторов природной среды на здоровье человека».

3.  Презентация темы « Значение режима труда и отдыха».

4.  Презентация темы «  Отрицательное влияние гиподинамии»

5.  Презентация темы «  Взаимосвязь науки, техники и резервов организма человека».

6.  Групповая работа по вопросам: - проанализируйте график « Показатели здоровья в мире за 1000 лет(график прилагается)

  •  установите, когда резко снизилась рождаемость, существует ли взаимосвязь между рождаемостью и смертностью, рождаемостью и средней продолжительностью жизни.
  •     сопоставьте численность населения разных возрастных групп в странах Западной Европы за 100 лет. Сделайте вывод.(рисунок прилагается)

Известно, что степень усвоения учебного материала напрямую связана с заинтересованностью обучаемых к предмету учения. Отсюда желание знать насколько курс интересен и полезен с точки зрения профильной ориентации  для изучающих его.

Разработанная схема фиксации динамики интереса учащихся к курсу необходима для самоанализа учителя, направленного на совершенствование подходов к преподаванию курса и внесение коррективов в текущий процесс  обучения. Относительно учащихся данная диагностика необходима им для осуществления самооценки, осознания ответственности за выбор путей дальнейшего образования, самообразования и саморазвития.
Формы диагностики по изучению степени интереса учащихся к курсу и степени полезности курса – входное, промежуточное и итоговое анкетирование.

           Формы и виды
диагностики

                        Диагностируемые позиции

Входное анкетирование

1.Интересно ли вам изучать биологию?
2. Биология- это трудный предмет?
3. Каковы твои ожидания в связи с прохождением курса?
4. Старательно и охотно изучаю данный предмет, так как:      
5.Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом
- работу с учебником,
- с дополнительной литературой,
- с таблицами, - решение задач,
- лабораторные опыты.
6. Как лучше организовать работу на уроке биологии:
- отводить больше времени на самостоятельную работу,
- чаще предлагать творческие задания,
- задавать вопросы, вызывающие дискуссию.

Промежуточное
анкетирование (ранжирование)

1. Составьте учебное расписание на неделю исходя из предложенного количества часов по программе.
2. В расписание включите предметы с произвольным выбором часов.

Итоговое анкетирование

Самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:
а) сложности и характеру деятельности;
б) практической или теоретической направленности;
в) характеру выполнения заданий( индивидуальное или групповое). Ученик должен отразить причину выбора того или иного задания:
1. желание испытать себя;
3. интерес к предмету;
4.полезно, пригодится в будущей работе;
5.уверенность в успехе по данному предмету;
6.желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном ученическом коллективе;
7.желание быть готовым к самостоятельной жизни;
8.чтобы не ругали родители, учителя, это не приятно;
9.желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.  

К ожидаемым результатам обучения учащихся относится

1. сформированность следующих умений:
- умение определять познавательные проблемы, которые необходимо и  возможно решать в процессе учебной деятельности;
- умение определять цели, ожидаемые результаты, выраженные в структурных характеристиках системы знаний;
- умение выбирать источники информации, адекватные целям учебной деятельности;
- умение выбирать и использовать средства решения задач, адекватные
выбранным источникам информации и целям учебной деятельности;
- умение представлять результаты познавательной деятельности в форме соответствующей учебной ситуации;
- умение самоконтроля и самооценки. 1 Мотивами и ценностными ориентациями является: чёткость цели, осознание приоритетов, стремление к лидерству, оптимизм, вера в успех своего дела, интерес к делу, ориентация на здоровый образ жизни.

2. сформированность следующих качеств личности:
-  Нравственные качества: ответственность, обязательность, толерантность, способность к временным компромиссам, самостоятельность в условиях нравственного выбора.
- Личность должна обладать следующими гражданскими качествами: ясность и чёткость гражданской позиции, социальная активность способность отстаивать свои права, демократизм, патриотизм.
- Интеллектуальные и деловые качества: креативность, компетентность, профессионализм, системность мышления, критичность и прогностичность мышления.
- Особенности характера и поведения: способность ставить и решать всё более сложные задачи и проблемы, трудолюбие, энергичность, стрессоустойчивость, способность мобилизоваться и не останавливаться на достигнутом, расчётливость, способность начатое дело доводить до конца.
-  Коммуникативные способности: коммуникабельность, умение убеждать, эмпатийность (умение чувствовать собеседника), способность быть лидером, требовательность.
- Личность должна обладать способностью к самоуправлению, к самосовершенствованию и к творческой самореализации.

Результаты эксперимента осуществляемого в течении двух лет.
Проанализировав результаты работы мы выяснили: на заключительном этапе эксперимента количество учащихся с высоким уровнем увеличилось с 7% до 12%, а с низким уменьшилось с 23% до 7%, соответственно количество со средним уровнем возросло с 23% до 31%. Данный результат свидетельствует о повышении уровня компетентности школьников.
Анализ результатов контрольно-измерительного среза по определению уровня самостоятельности на заключительном этапе эксперимента: высокий уровень самостоятельности-7%, уровень выше среднего-15%, средний уровень-25%, уровень ниже среднего-28%, низкий уровень-25%.
Анализ результатов анкетирования по определению уровня конкурентоспособности на заключительном этапе эксперимента среди  учащихся контрольной группы показал, что количество школьников с высоким уровнем возросло до7%, количество школьников с уровнем выше среднего увеличилось
до-22%, количество учащихся со средним уровнем  изменилось до-31%, Таким образом, выдвинутые нами и целенаправленно внедряемые в учебно- воспитательный процесс условия формирования самостоятельности оказались эффективными. Критерии когнитивный, ценностно- смысловой возросли. И по внешним наблюдениям за детьми было замечено, что они стали более уверенными в себе, ответственными, самостоятельными и общительными.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации