Элективный курс «Клоновая селекция»
из опыта работы учителя биологии МОУ «Лицей № п.Первомайский»
Шабуниной Надежды Ивановна

Представила: Мишакова В.Н, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

      Работа с растениями воспитывает бережное отношение к окружающей среде.
Это своего рода школа воспитания любви к природе. Знакомство с растениями, изучение особенностей их роста и развития, работа с ними развивает у школьников и интерес к различным отраслям сельскохозяйственного производства, способствуя профессиональной ориентации. Во многих школах проводится большая опытная работа, которая имеет и огромное воспитательное значение. В процессе проведения опытной работы у школьников воспитывается творческие отношение к труду, вырабатывается наблюдательность, дисциплинированность, способствует физическому, умственному и нравственному развитию.

Планируя опытную работу, следует учитывать возможности  школы. Наиболее важным требованием к опытной работе является ее целенаправленность и актуальность.

В настоящее время в науке большое внимание уделяется клонированию организмов, что вызывает живой интерес у учащихся.

Для обеспечения результативности и качественного изучения материала предполагается использовать современные педагогические технологии: проектную деятельность, лекционно-семинарскую систему занятий.
В процессе изучения курса предусматривается творческая работа учащихся с литературой, информацией на электронных носителях.

Курс имеет четко выраженную практическую направленность, помогает обучающимся использовать теоретические знания по биологии для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает содержание большинства тем в биологическом и технологическом аспектах.

Изучение материала курса способствует целенаправленной подготовке обучающихся в старших классах к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля, связанные с изучением биологических основ сельского хозяйства, селекции.

          Пояснительная записка

    Программа курса рассчитана на 18 часов. Предназначена для учащихся 9 классов, как профильной естественно - научной и гуманитарной, так и общеобразовательной школ. Курс открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, повышению интереса к изучению естественных наук, что поможет определиться с выбором профессии, своего  места в обществе, а может быть и науке.

Предпрофильная подготовка для учащихся предполагает организацию курсов по выбору, призванных помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказаться от него.

Данная программа относится к образовательной области ,,Естествознание”и имеет четко выраженную практическую направленность, ее можно использовать для углубления и для расширения знаний по предметам образовательной области, для ориентации в мире профессий аграрного профиля.  Это достигается за счет того, что:
- в программе приведено содержание, дополняющее действующие программы, позволяющее расширить представление о естественных науках, методах их исследования, по-новому взглянуть на процессы и явления;
- решается задача развития учеников, создания условий для приобретения ими опыта участия в учебном исследовании;
- осуществляется знакомство с приемами и содержанием профессиональной деятельности в области естествознания.

Цель курса:

  • знакомство с методом научного познания;
  • ориентирование учащихся  в выборе профиля ( в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;
  • ознакомление на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям;
  • показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности;
  • дать возможность каждому ученику проявить себя и добиться успеха.

Программа курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Виды деятельности:

  • устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • опытническая работа.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

  • биологические особенности плодовых культур;
  • планирование опытной работы;
  • варьирование признаков и их влияние на продуктивность;
  • сортовое многообразие плодовых растений;
  • клоновая селекция;
  • виды прививок, применяемых в садоводстве.

На основе перечисленных знаний формируются следующие умения:

  • отбор типичных образцов;
  • определение и  оценка общих  признаков;
  • закладка опытов и уход за растениями;
  • наблюдение и учеты;
  • прививка плодовых растений;
  • обрезка плодовых растений;
  • определение состава почвы;
  • расчет экономической эффективности опытнической работы;
  • оформление результатов опытнической работы согласно стандартным требованиям.

                                   Содержание программы.

При отборе содержания курса был сделан акцент на тех понятиях и умениях, которые
в базовом курсе рассматриваются косвенно.

Тематическое планирование:

  1.   Биологические особенности роста  плодовых растений.
  2. Особенности плодоношения плодовых растений.
  3. Техника безопасности при выполнении опытов.

             Опытническая работа.

1). Изучение зависимости роста и плодоношения от длины ветвей.

2). Изучение особенностей роста и развития в зависимости от разного наклона по отношению к вертикальной линии.

  1.   Изучение варьирования признаков плода и листа.
  2. Сортоизучение плодовых растений.

          Опытническая работа.

3) Изучение варьирования признаков разных частей растения на одном и том же дереве.

4) Варьирование хозяйственно ценных признаков в зависимости от природных условий.

  1. Выращивание корнесобственного и привитого посадочного материала.
  2. Реакция плодовых растений на факторы внешней среды.

         Опытническая работа.

   5) Сравнивание растений выращенных посевом семян и привитых или полученных  с помощью вегетативного размножения.

  1. Клоновый отбор.
  2. Техника проведения работ по опылению.

          Опытническая работа.

6) Выявление положительных отклонений в характеристике плодов и дерева.

7) Выявление клонов с отрицательными признаками.

8) Опыление цветковых растений.

10,11. Прививка плодовых растений.

12. 13. Способы прививки.

        Опытническая работа

9) Выполнение косого и прямого срезов.

10) Заготовка черенков.

14, 15. Уход за привитыми растениями.
16. Опыты по обрезке плодовых растений.
17, 18  Итоговая конференция по проблеме ,,Клоновая селекция”.

                   Тематика выступлений.

  1. Закладка опытов и уход за растениями.
  2. Обрезка плодовых растений.
  3. Основные формы крон плодовых деревьев, рекомендуемые для интенсивного садоводства.( Мультимедийная презентация.)
  4. Нормировка урожая плодовых растений.
  5. Клонирование плодовых растений.
  6. Удобрение клонированных плодовых растений.
  7. Орошение клонированных растений.
  8. Содержание почв в саду.

Методические рекомендации по проведению занятий

КЛОНОВАЯ СЕЛЕКЦИЯ

Каждый сорт плодового или ягодного растения является клоном, т. е. однородным потомством, полученным от одной первоначально исходной особи путем вегетативного размножения; другими словами, клон есть совокупность индивидуумов, происходящих от одного маточного растения бесполым, вегетативным путем (прививкой, отводками, корневыми отпрысками, зелеными черенками, розетками, листьями и т. д.) и имеющих много общих существенных признаков. Вегетативное размножение растений основано на митозе. При вегетативном размножении появляются генетически однородное потомство — клоны. Но не следует думать, что однородность потомства клона является абсолютной. Физиологическое и анатомическое состояние различных клеток в пределах одночленных органов при прохождении этапов онтогенеза не одинаково. На организм влияют различные условия внешней среды: температура почвы и воздуха, Продолжительность освещения и количество света, условия увлажнения и питания и многие другие факторы.

Можно считать, что всякое равновесие лишь относительно и временно, иногда изменения носят характер генетической разнородности тканей организма. Если эта изменчивость реализуется в почке, то возникает почковая вариация, т. е. изменение почек по отношению друг к другу. При соответствующих условиях измененная почка может дать начало побегу (ветке), а в дальнейшем при использовании такого побега для вегетативного размножения приводит к возникновению новой особи и получению нового сорта.

Клоновая селекция — это селекция вегетативно размножаемого растения с целью улучшения сорта путем освобождения его от малоценных признаков. Клоновые изменения имеют различные наименования: гетерогенные изменения, спорты или единичные изменения, почковая изменчивость, почковые вариации, почковые мутации, частичные мутации, соматические мутации. Под мутациями понимают наследственные изменения, которые обычно возникают внезапно, имеют скачкообразный характер. Следует помнить, что не все изменения можно считать наследственными. Очень многие изменения признаков носят временный, фенотипический или модификационный характер, с изменением условий среды они исчезают.

Задачей клоновой селекции и является выявление клоновых, наследственных изменений, а не модификаций.  В садоводстве это связано с выявлением отдельных растений (деревьев) или их частей — ветвей, плодовых веточек, отличающихся лучшими качествами плодов. В настоящее время в связи с интенсификацией садоводства все больше внимания придают деревьям с ослабленным ростом, характеризующимся ранним началом плодоношения, высоким качеством плодов, высокой урожайностью. Подобные растения получили название спуровых, т. е. плодоносящих в основном на шпорцах. Спуровым формам растений свойственна повышенная пробудимость почек с образованием большого количества однолетних кольчаток и плодушек на ветвях 2—З-летнего возраста, сильная облиственность более коротких в толстых побегов за счет сближенных междоузлий и более компактная форма дерева.

Опыты по клоновому отбору приурочивают к периоду созревания плодов. Поэтому во время сбора плодов учащимся следует рассказать о возникновении изменений признаков и указать на необходимость при сборе урожая обращать на это внимание. После выявления изменения любого признака необходимо один-три года вести наблюдения для установления характера изменения изучаемого признака. Варианты опыта определяют количеством выявленных отклонений по тем или иным сортам и породам. К настоящему времени выявлены клоновые изменения у яблони, груши, персика, вишни, сливы, черешни, розы и других растений. Приступая к опытной работе по клоновой селекции, следует предварительно хорошо изучить особенности роста и плодоношения.

 Возрастные периоды дерева
На основании результатов изучения роста и плодоношения плодовых растений П. Г. Шитт предложил весь жизненный путь дерева разделить на девять возрастных периодов: 1-й — роста; 2-й — роста и плодоношения; 3-й — плодоношения и роста;
4-й — плодоношения 5-й — плодоношения и усыхания б-й усыхания, плодоношения и роста; 7-й усыхания, роста и плодоношения; 8-й — усыхания и роста; 9-й — роста. Для промышленного плодоношения наибольшее значение имеют первые три периода.

Первый период — рост вегетативных частей дерева — продолжается до первого урожая, в основном до —8 лет. В это время надземная и подземная части дерева сильно растут. Задача садовода—не упускать деревья из поля зрения в первые 4—б лет. Нужно все предпринять для формирования кроны, сочетая укорачивание с прореживанием, отгибы и поднятие веток, пинцировку побегов и т. д.

Второй период — рост и плодоношение. Он длится от первых неустойчивых урожаев до наступления регулярного плодоношения. Плоды в это время имеют высокие товарные качества. Крона деревьев интенсивно увеличивается в объеме. Агротехника должна быть направлена на дальнейшее формирование дерева, слабое прореживание и уход за урожаем, создание оптимальных условий для роста. В это время идет формирование плодовых веточек. Задача садовода — ускорить регулярное плодоношение.

Третий период — плодоношение и рост. Он длится от наступления регулярных урожаев до получения наивысших урожаев. В это время нарастает урожай, снижается рост вегетативных частей. Деревья без обрезки начинают плодоносить периодически, а качество плодов снижается. Начинается усыхание верхушек и отмирание наиболее старых, обрастающих ветвей внутри кроны. Одновременно снижается и зимостойкость деревьев. Следует помнить, что хорошая продуктивность деревьев наблюдается при длине побегов не менее 20—25 см. Снижение зимостойкости растений в этот период происходит вследствие усиленного расходования питательных веществ на образование высокого урожая плодов. По продуктивности деревьев этот период наиболее ценный, поэтому очень важно удержать деревья в хорошем состоянии возможно более длительное время, что достигается за счет омолаживающей обрезки. При обрезке в этот период, чтобы не допустить перегрузки урожаем и усилить рост побегов, проводят укорачивание и прореживание обрастающих ветвей, укорачивание верхних частей тех скелетных ветвей и разветвлений, у которых слишком ослаблен рост. И все же, несмотря на проведение всего комплекса мероприятий, в силу неблагоприятных климатических условий и других факторов деревья часто начинают плодоносить периодично. Суммарный урожай за два  года регулярного плодоношения выше, чем при периодичном плодоношении. В этом случае большое значение имеет нормировка урожая. Этот агротехнический прием играет большую роль. В период плодоношения деревья яблони образуют 30—40 тыс. цветков, а для хорошего урожая нужно максимум 1—1,5 тыс. цветков. Полезная завязь у многих сортов составляет 3—5% и очень редко 10— 12%. А у косточковых растений она достигает 15—30% (в отдельны годы 50%). Основное количество питательных веществ, отчуждаемых с урожаем плодов, деревья затрачивают на образование семян и меньшую часть на рост околоплодника и других частей плода. При этом количество семян в плоде мало зависит от его массы. Следовательно, чем меньше средняя масса плода при одинаковом урожае с дерева, тем выше расход питательных веществ на рост и созревание их. В это же время происходит дифференциации цветковых почек под урожай будущего года и подготовка деревьев к перезимовке. Основная задача в данный период заключается в правильном перераспределении питательных веществ на происходящие физиолого-биохимические процессы.

Прививка плодовых деревьев
При заготовке черенков у обрезаемой однолетней ветви для дальнейшего роста оставляют часть ее длиной 5—7 см. В зимний период этот пенек может повредиться, но остающиеся неповрежденными почки обеспечат хорошее отрастание побегов. При необходимости заготовки черенков весной заканчивают ее до набухания почек. Черенки с набухшими и распускающимися почками хотя в пригодны для прививки, но они менее надежны, менее пригодны для хранения, и развивающиеся в них побеги растут слабее.

Черенки для прививки заготовляют только с апробированных высокоурожайных, здоровых деревьев. Хотя для сохранения сорта при постановке мостиков и креплении кроны от этого правила отступают. При заготовке черенков на них навешивают этикетки с указанием названия сорта и места заготовки. Иногда в саду первичные надписи делают на продольном разрезе  у 2—З черенков из пучка.

При заготовке черенков осенью всю зиму их хранят в снегу. При приближении весны снег уплотняют и мульчируют опилками, соломой, торфом, навозом. В противном случае их хранят в холодном подвале на снегу, льду или в слегка увлажненном песке при температуре 0— плюс 2° С. В подвале черенки можно не прикапывать, а укрывать влажным мхом, мешковиной или опилками. При большой сухости в подвале черенки периодически поливают водой. Небольшое количество черенков можно хранить в увлажненном материале (ткань, бумага), обернутыми в пленку, в холодильнике.

Наиболее эффективна перепрививка деревьев в молодом возрасте (до 15 лет) с хорошим ежегодным приростом. Возможна и целесообразна порой перепрививка деревьев при здоровом остове и до 20—25-летнего возраста.
Незимостойкие сорта лучше не перепрививать, но если в этом есть необходимость, то прививают их только в нижнюю часть штамба дерева (на высоте 20—30 см), так как эта часть штамба в зимний период, как правило, находится под снегом. В противном случае привитые сорта могут погибнуть от подмерзания штамба или скелетных ветвей. Зимостойкие сорта (Китайка золотая ранняя  и другие виды китаек; Коричное полосатое, Аркады, Пудовщина, Шаропай и многие другие) можно перепрививать в крону менее зимостойкими сортами (Пепин шафранный, Мелба, Уэлси, Лобо и др.).

По данным отдельных авторов, в этом случае зимостойкость указанных сортов немного повышается.  

В настоящее время в научно-исследовательских учреждениях нашей страны и за рубежом испытывают сорта, привитые на скелетообразователях, т. е. культивируемые сорта прививают в крону дерева зимостойкого сорта, достаточно устойчивого к солнечным ожогам.  Особенно это желательно для сортов, страдающих от ожогов в ранневесенний или позднезимний период и малозимостойких, но высококачественных, лежких, товарных (Мелба, Коричное новое, Лобо и др.).

В качестве скелетообразователей хорошие результаты дает использование сортов яблони: Анис, Боровинка, Китайка санинская, Антоновка обыкновенная, Грушовка московская и груши сортов Тёма и Ольга.

Для перепрививки больше подходят деревья с основными скелетными ветвями, имеющими острый угол отхождения. Деревья с пониклыми кронами перепрививать очень трудно в любом возрасте.  

Перепрививке ранней весной должна предшествовать обрезка всего дерева. У старых деревьев с отмершими обрастающими плодовыми веточками внутри кроны целесообразно за год до перепрививки хорошо проредить крону и тем самым вызвать сильный рост побегов на обрастающих ветвях из спящих почек, которые после обрезки и прививки врасщеп и другими способам с удалением большей части кроны возьмут на себя функции по обеспечению пластическими веществами привитых черенков. В противном случае привитые черенки с очень небольшой листовой поверхностью будут слабо обеспечивать корневую систему продуктами фотосинтеза, что обусловило ее угнетение или даже полное отмирание. Для усиления роста побегов на внутренней верхней стороне скелетных ветвей иногда делают местные поперечные надрезы коры.

Перепрививку плодовых деревьев можно проводить в течение 3 лет, оставляя ежегодно несколько старых, неперепривитых ветвей или ему подобных, т. е. без спиливания ветвей, перепрививают все ветви сразу, но удаляют их по мере приживания и отрастания черенков в год прививки. При отрастании побега на 1,0— 1,5 см срезают ветвь на 1/2 части, расположенной выше прививки. При достижении побегами 10—15 см ветви обрезают до 15— 2 см на боковую веточку горизонтального положения.

При обрезке придерживаются принятой системы формирования деревьёв. На перепрививку оставляют правильно расположенные, хорошо развитые скелетные и редко отдельные полускелетные ветви. При обрезке удаляют сучья с острым углом отхождения и без годового кольца (т. е. наплыва вокруг основания ветви), обрезают близко расположенные параллельные ветви или с малым углом расхождения, мешающие обработке почвы, развилки сучьев, усыхающие и др. Проводят соподчинение ветвей различных порядков ветвления, т. е. добиваются правильного соотношения в силе развития между несущими ветвями и отходящими от них ответвлениями. Все мелкие обрастающие веточки не трогают, так как развившиеся побеги на привитых черенках в первый год не могут выполнить функции сильно обрезанной кроны дерева.

Способов прививки очень много. По технике выполнения их можно разделить на прививки почками и черенками. Выбор способа прививки зависит от возраста растений и толщины ветвей. Все они отличаются друг от друга по приему и формам среза привоя и подвойной части растений.

Из всего многообразия способов для перепрививки плодовых деревьев можно рекомендовать следующие: седлом в приклад, в приклад с язычком, врасщеп, в боковой зарез, за кору, с различными видоизменениями (мостком, порослью и подстановкой добавочного подвоя), улучшенной копулировкой, аблактировкой. При срезке подвоя и привоя необходимо соблюдать правила безопасной работы.

При выполнении срезов (прямого или косого)    черенок или однолетнюю ветвь кладут на ладонь левой руки почти вдоль и прижимают большим, безымянным, средним и мизинцевым пальцами. Левая рука отведена от корпуса, согнута в локтевом суставе, кисть должна находиться перед грудью. Кисть левой руки по отношению к локтевой кости изогнута наружу почти под прямым углом. Срезаемая часть черенка должна быть немного ниже запястья. Направление среза должно быть почти по оси черенка.

Прививочный нож в правую руку берут следующим образом. Его сжимают четырьмя пальцами, кроме большого, режущей кромкой вверх, причем начало обуха ножа должно находиться напротив указательного пальца. Большой палец приближен к жалу ножа на расстоянии 8—10 мм. Срез прямой или косой начинают с пятки ножа и протягивают его до носка. При выполнении косого среза на подвое левую руку держат ниже среза, а при прививке в боковой зарез подвой поддерживают левой рукой выше места зареза. При выполнении клинообразного среза и при использовании способа улучшенной копулировкн черенок держат на четырех пальцах левой руки, так что верхний конец находится выше последней фаланги указательного пальца на длину среза. Большим пальцем черенок прижимают к остальным пальцам. Нож держат в правой, руке четырьмя пальцами, а большим пальцем правой руки, отведенным в сторону, упираются в черенок немного ниже места окончания среза; начиная с пятки к носку ножа осторожно делают разрез, параллельный оси черенка.

Очень осторожно нужно делать поперечный надрез при прививке седлом в приклад. Его выполняют на твердой опорной части, но ни в коем случае не на пальце левой руки.

Зачищая торцевые срезы подвоев при прививке врасщеп, седлом в приклад, в приклад с язычком, за кору при удаленной части подвоя, садовый нож держат двумя руками или левой рукой, согнутой в локтевом суставе и запястье, поддерживают подвой.

При перепрививке. плодовых деревьев можно поставить опыты по изучению эффективности разных способов прививки. Например, сравнить прививку седлом в приклад и в приклад с язычком, прививку врасщеп и в боковой зарез, прививку за кору в пень с прививкой за кору в ветвь копулировку улучшенную с простой. Прививку седлом в приклад применяют, если подвой толще привоя. данный способ прививки обеспечивает быстрое и прочное срастание. Техника выполнения его следующая. На нижней части черенка делают косой срез длиной не менее З—5 его диаметров так, чтобы в верхней трети этого среза с обратной стороны была почка. Затем, отступив от начала среза 4— мм, перпендикулярно к оси ветви делают поперечный надрез приблизительно на треть толщины черенка. После этого продольным срезом параллельно оси черенка вынимают клинообразную полоску древесины. Черенок вставляют в подвой так, чтобы седло насело на пенек подвоя,  длина прививаемого черенка при этом и других способах прививки должна быть в 2—З узла. Если черенки более длинные, то в последующем требуется более сложный уход за прививками. Камбиальные слои подвоя и привоя совмещают по одной стороне среза, накладывают обвязку и замазывают садовым варом верхнюю часть привоя и подвоя с торцевой стороны, а также с боковой, если она не прикрыта полностью привоем.

Прививка седлом в приклад более  трудоемкая, чем прививка в приклад с язычком.

При прививке в приклад с язычком подвой срезают перпендикулярно, ровно на пенек или с небольшим наклоном в обратную сторону от прививаемого места. Затем на нем делают косой срез длиной, соответствующей косому срезу на черенке. После этого параллельно оси подвоя, отступив от конца среза на треть его длины, делают расщеп-зарез на две трети длины среза, т. е. почти до начала косого среза. На черенке косой срез должен быть немного (на 4—б мм) длиннее косого среза на подвое. В начале среза, но с противоположной стороны должна быть хорошо сформированная почка. Отступив на треть от нижней части косого среза, делают расщеп—зарез параллельно оси черенка на половину длины косого среза. Привой и подвой соединяют.

Можно поставить опыты по изучению оптимальных сроков прививки одним и тем же способом: до начала вегетации (до распускания почек), в фазу бутонизации, после окончания цветения.

При закладке опыта нельзя  допускать, чтобы один учащийся проводил прививку на одном варианте опыта, другой — на втором, а третий — на следующем. Нужно, чтобы один учащийся  закладывал все варианты опыта.

Наблюдения и учеты.
В середине лета после окончания роста побегов на прививках учитывают прижившиеся черенки и определяют среднюю длину побегов. Сравнивая длину побегов разных вариантов между собой, дают оценку существенности различий между выборочными средними.

В первые годы после прививки учитывают также побегообразовательную способность и пробудимость почек  в дальнейшем — начало плодоношения, качество плодов и др. Осенью определяют площадь листьев у прививок каждого варианта или привитого сорта (т. е. у прививок, проведенных разными способами, или у сортов). Подсчитывают общее количество листьев на исследуемом побеге, прививке, ветви, растении. Перед листопадом собирают со всех или нескольких прививок одного варианта 25 или больше листьев измеряют длину (L) и ширину (В)каждого листа, определяют произведение (L Х В) вычисляют среднюю величину (Х)  из произведений по всем листьям и получают величину аргумента Х. Подставляя эту величину в соответствующее уравнение, находят У, т. е. среднюю площадь листа для определения средней площади листа плодовых растений предлагаются такие уравнення:
груши:Y=1, 02 + 0,64 вишни:Y=1,97+0,61
черешни: Y = 0,86 + 0,66  персика:Y = 1,48 +0,61

Умножая среднюю площадь листа на число листьев, получат суммарную поверхность всех листьев побега или прививки, ветви, растения. Более объективным показателем является облиственность побегов. Определяют ее как частное от деления суммарной площади листьев  побега на его длину и выражают в кв.см/см. В заключении дают оценку достоверности различий между полученными выборочными средними облиственности побега, площади листа и других показателей в разных вариантах или привитых сортах. Предварительные выводы можно сделать после получения 2-4 хозяйственно ценных урожаев. К дополнительному учету можно отнести изучение завязываемости плодов. Для этого в период цветения в разных местах кроны отмечают этикетками веточки определенной длины и подсчитывают все выше расположенные цветки. Желательно чтобы в каждом опыте было не менее 150—250 цветков. Спустя 3—4 недели после цветения проводят первую ревизию по завязываемости плодов, а еще через 4 недели — вторую ревизию. Учитывают также количество плодов перед съемом урожая.

Основным критерием оценки опыта является общая урожайность плодов и их качество. Определяют соотношение между количеством товарных плодов и падалицей. Взвешиванием 100 плодов находят среднюю массу, затем устанавливают среднюю минимальную и максимальную массу из 10 отобранных плодов. Рассчитывают одномерность плодов. Определяют выход плодов по товарным сортам, пораженности их паршой, содержанию растворимых и сухих веществ, а по возможности и биохимических соединений. Представляется правильным учесть затраты труда на обрезку деревьев и съем плодов с опытных деревьев. Обработку полученных данных, как правило, начинают с определения среднеарифметичёских и среднегеометрических величин. После установления ошибки определяют существенность различий между вариантами. При получении многолетних данных проводят дисперсионный анализ и расчет экономической эффективности вариантов опыта. При получении многолетних положительных результатов по одному или нескольким вариантам опыта можно будет рекомендовать данный прием обрезки для производства. Предварительные выводы можно сделать через 2 года, особенно если обрезка проводилась перед годом большого урожая.

Контурную обрезку широко используют в декоративном садоводстве, в лесо- и садозащитных насаждениях, и полученный опыт в проведении данной работы можно использовать в названных отраслях.

Закладка опыта и уход за растениями.
В процессе обследования большого производственного сада выявляют несколько положительных отклонений в характеристике плодов и дерева.

Как быстро определить характер изменения (модификационный или мутационный)?
Выращивание саженцев в питомнике и рост в саду до начала вступления их в плодоношение потребуют очень длительного времени (3—8 лет). Для сокращения срока, необходимого для проверки характера изменения признака, представляет большой интерес раннехенняя прививка измененных плодовых веточек (кольчаток, копьец, прутиков, плодушек). Прививки веточек с измененной части дерева методически правильно проводить в крону этого же дерева и одновременно в крону другого растения. На следующий год в случае сохранения изменения признаков на плодах обеих прививок данное изменение считают клоном, генотипическим если плоды на прививках не имеют отличий от исходных форм, то ранее наблюдавшиеся изменения являются модификационными.

Второй метод проверки изменчивости признаков основан на использовании искусственного опыления в пределах измененной части растения и между основным сортом и измененной частью растения. Большинство плодовых растений самобесплодны. Следовательно, при опылении цветков основного сорта пыльцой с этого же дерева получают очень незначительное число завязавшихся плодов. При опылении основного сорта пыльцой с измененной части дерева плоды не завяжутся, если изменение модификационное, и завяжутся в большем количестве при изменении клоновом.

После установления клонового хозяйственно ценного изменения клон детально изучают и размножают, а при необходимости сдают в государственное или производственное сортоиспытание. При наличии достоверных опытных данных новый сорт может быть передан в районирование, заменяя исходный сорт.

Техника проведения работ по опылению.
При достижении растениями фазы порозовения, а лучше разрыхления бутонов их заготавливают с основного сорта и с измененной его части. Бутоны собирают в марлевый мешочек, куда предварительно кладут этикетку с названием сорта, ряда и номеров деревьев, с которых проведут сбор бутонов. Количество заготавливаемых бутонов определяют с таким расчетом, чтобы пыльцой одного бутона плодовых растений можно было в среднем опылить 6— 8 цветков.

В лаборатории препаровальной иглой или пинцетом отгибают лепестки в разные стороны (или их удаляют), пыльники без тычиночных нитей срывают и кладут в бумажные коробочки с этикетками. Коробочки ставят в сухое, теплое (20—22° С) помещение, но в месте, недоступном для прямых солнечных лучей. На солнце большинство пыльников высыхает быстрее, чем созревает. Необходимо следить за тем, чтобы пыльники и созревающая пыльца не подвергались также воздействию влаги и резким колебаниям температуры. После созревания пыльцу пересыпают во флаконы из-под пенициллина, которые закрывают ватной пробкой. На флакон приклеивают этикетку с названием сорта-опылителя и ставят их в эксикатор, на дне которого помещен гранулированный хлористый кальций.

В фазу разрыхления бутонов приступают к кастрации цветков, опылению и их изоляции. В отдельных случаях очередность работ меняют. В практике селекционной работы изоляторы надевают до начала цветения, что позволяет уменьшить напряженность работ в период цветения и сохранить самые ценные цветы для опыления. Для опыления на дереве выбирают цветущие ветви, с периферии кроны, но так, чтобы при уходе за деревьями и обработке почвы в саду машинами они не были повреждены. При возможности следует отдавать предпочтение соцветиям, расположенным на ветвях верхнего яруса кроны, и многоцветковым соцветиям на молодых -колъчатках с хорошим листовым аппаратом и приростом. В пределах соцветия у яблони лучше завязываются плоды, развивающиеся из центральных бутонов в сравнении с боковыми, а у груши — наоборот. Если соцветия располагаются близко одно к другому, т. е. в каждом узле, то их прореживают, чтобы расстояния между ними были не меньше 6—10, см, После этого нормируют количество бутонов в соцветии. В первую очередь, если не были изолированы соцветия и запоздали с началом гибридизации, обязательно удаляют распустившиеся цветки, а затем слаборазвитые бутоны. В соцветии для кастрации и опыления у яблони оставляют 3—4 бутона, у груши — 4—6. у косточковых растений при скрещивании нормировку соцветий и цветков не проводят, а ограничиваются удалением распустившихся цветков, слаборазвитых и поврежденных бутонов.

Кастрацию начинают с хорошо разрыхленных бутонов. Вначале отгибают лепестки и придерживают их пальцами, затем выщипывают пыльники пинцетом, срывают их петелькой или препаровальной иглой. Во время работы следят за чистотой инструмента и периодически его тщательно протирают.

После нормировки бутонов, соцветий и кастрации цветков, а зависимости от вариантов опыта приступают к опылению с последующей изоляцией. При наличии благоприятных погодных условий лучшее завязывание плодов бывает при опылении через 1 —2 дня после кастрации разрыхленных бутонов.

СНИЖЕНИЕ ВЫСОТЫ ДЕРЕВА
Плодовые деревья достигают высоты 5—б и более метров. Работы по уходу за такими деревьями, сбору плодов довольно трудоемки. В научно-исследовательских учреждениях и хозяйствах опыт по снижению высоты плодовых деревьев дает положительные результаты. С ограничением высоты дерева открывается его центр, урожайность не уменьшается, а производительность труда при обрезке, опрыскивании и съеме плодов возрастает. Следует иметь в виду, что плоды самого лучшего качества образуются на верхних частях дерева, а при большой высоте дерева их, как правило, не снимают, а стряхивают, превращая тем самым в падалицу, непригодную для хранения.
Закладку опытов по снижению высоты дерева проводят весной в большинстве районов страны и ведут вплоть до окончания цветения. Правильнее ее проводить после безурожайного года, т. е. при большой закладке цветковых почек. Продолжительность опыта определяют степенью снижения высоты плодового дерева в каждом отдельном случае, исходя из состояния растений.

Следует помнить, что резкое снижение высоты деревьев, особенно у сортов с конической и сильно запущенной кроной, может вызвать сильный рост и тем самым ослабить закладку цветковых почек и приведет к затенению центра дерева за счет волчков.

В таких случаях правильно снижать высоту кроны дерева в 2—4 приема: первый раз—на 1,5—2 м, второй раз—через 3—4 года, когда оголенные части скелетных и полускелетных ветвей обрастут плодовыми веточками, примерно на 1,5 м, и позднее—в третий раз.

Опыты по снижению высоты дерева
1. Контроль—деревья оставляют без снижения их высоты, проводят лишь хозяйственную и санитарную обрезку.
2. Снижают высоту дерева в один прием до 3; 3,5; 4; 4,5; 5 м (каждый из выбранных размеров может быть вариантом опыта).

ОПЫТЫ ПО ОБРЕЗКЕ ПЛОДОВЫХ  РАСТЕНИЙ
Обрезка плодовых деревьев — один из важнейших вопросов в комплексе мероприятий по уходу за растениями, так как позволяет регулировать рост и плодоношение деревьев, создавать формы и конструкции крон, обеспечивающие в наибольшей мере рационализацию и механизацию всех трудоемких процессов. Обрезка на протяжении жизни плодового растения имеет следующие основные задачи: 1) формирование кроны растений; 2) регулирование силы роста и плодоношения; 3) улучшение условий освещения всех облиственных частей кроны, особенно расположенных в ее глубине и у оснований скелетных ветвей и разветвлений; 4) омолаживание. При решении любой задачи залогом успеха будет получение хорошего ежегодного прироста побегов. Ежегодный прирост в 30—35 см для плодоносящих растений — основной показатель хорошего состояния деревьев и залог высокой и ежегодной урожайности. Вызвать его садовод может обрезкой, одновременно улучшив уход за деревом. На большом приросте листья имеют более высокую интенсивность фотосинтеза, чем на кольчатках. Положительное влияние оказывает обрезка и на восстановление подмерзших деревьев. Таким образом, обрезка плодовых деревьев является необходимым мероприятием и существенным образом изменяет. жизнедеятельность растений. Все разнообразие способов обрезки можно свести к двум приемам укорачивание или подрезка ветви, связанная с сокращением длины, или обрезка на боковую ветвь как разновидность укорачивания (усиливает рост побегов и способствует загущению кроны дерева); прореживание или полная вырезка ветви на кольцо способствует осветлению кроны.

Обрезка оказывает влияние на рост и плодоношение деревьев. Это происходит в основном в результате перераспределения питательных веществ между органами плодового дерева. Благодаря перераспределению питательных веществ и усилению их притока к месту ранения происходит большее прорастание почек и усиление прироста побегов. Влияет оно также и на образование плодовых веточек. Кроме того, при обрезке к ранам поступают в значительном количестве гормональные вещества, а также образуются специфические соединения (раненые раздражители), стимулирующие деление и рост клеток довольно продолжительное время (2—3 года). Отсюда и образование сильных побегов на ветвях, подвергшихся обрезке в течениё этого периода.

Укорачивание и прореживание в большинстве случаев при обрезке сочетают. Укорачивание сильнее нарушает равновесие в кроне, чем прореживание, и обычно способствует пробуждению к росту спящих почек, усилению роста побегов деревьев, на которых проведено укорачивание ветвей, отличаются меньшим объемом, низкорослостью и др. Укорачиванием ветвей пользуются при формировании кроны, когда хотят соподчинить ветви  при омолаживании, вызывая более сильный рост побегов. При удалении до 1/3 длины однолетней ветви (прироста прошлого года) обрезку считают слабой и проводят ее с целью усиления плодоношения: укорачивание ветви на 1/2 и 2/3 длины означает обрезку умеренную и сильную, рассчитанную на увеличение прироста побегов продолжения.

В обрезке плодоносящих деревьев основным является ежегодное получение прироста в 30---35 см и новых плодовых веточек на смену усыхающим. С помощью обрезки повышают жизнеспособность обрастающих веточек. Если не проводить обрезку и другие агротехнические приемы, то снижается урожайность, товарность плодов и ослабляется зимостойкость растений, сильнее наблюдается периодичность плодоношения. В год большого урожая почти вдвое сокращается листовая поверхность и образующихся при этом углеводов достаточно только для роста мелких плодов, а на другие необходимые физиолого-биохимические процессы дерево расходует запасы питательных веществ предыдущих лет. Это ослабляет его подготовку к зиме и приводит к подмерзанию растений в суровые зимы.

При омолаживании полускелетных и плодовых веточек нужно стараться сокращать их длину, приближая плодовые веточки к боковым разветвлениям, расположенным ближе к основанию ветвей. При наличий хорошего вегетативного роста проводят умеренное укорачивание однолетних ветвей; при слабом — обрезают обрастающие ветви на приросты большей длины с прореживанием кольчаток, в первую очередь старых, тонких и слабых. У плодоносящих деревьев лучшие плоды формируются на молодых (до 5—7 лет) и сильных плодовых веточках. Внутри кроны на старых плодовых веточках, где освещенность в 20—25 слабее, чем на периферии, формируются плоды низкого качества. С увеличением количества плодовых веточек и полускелетных ветвей усиливается плодоношение, но длина годичных прироста при этом уменьшается. На концах скелетных ветвей, несмотря ин хороший уход, длина побегов едва достигает 15—20 см.. Как правило, образуются сложные кольчатки. Деревья плодоносят, но нерегулярно, быстро начинают отмирать плодовые веточки.

Закладка опыта. В большинстве районов нашей страны обрезку плодовых деревьев проводят весной в дни школьных каникул. Перед обрезкой деревьев в школьном саду на занятиях кружка юных садоводов знакомят с режущим инструментом, приемами обрезки и в заключение с методикой проведения опыта. Заранее подготавливают садовые секаторы (воздушный и ручной), пилки, ножи, лестницы, садовый вар и др.  Целесообразно подготовить квадратную рамку со стороной, несколько превышающей диаметр дерева, чтобы проводить обрезку строго в одной плоскости. Сверху рамки по пазам может опускаться рейка. Все ветви, не выходящие за пределы рамки, оставляют без обрезки. В заключение обрезают нижние ветви так, чтобы был обеспечен свободный проход почвообратывающих орудий под кроной дерева.
Представляется правильным закладывать опыт в год ожидания большого урожая. В неурожайный год правильнее ограничиться только прореживающей обрезкой.

      Влияние факторов окружающей среды на результаты опытов

 Опыты по орошению
Особенно эффективно использование капельного орошения в молодых садах. Расчеты показывают, что при поливе дождеванием и по бороздам в молодых садах расходуется воды в 10—15 раз больше фактической потребности молодых деревьев.

При небольших нормах полива при капельном орошении влага распространяется в почве в виде полусферы с радиусом 0,4— 0,8 м, а с увеличением нормы — в форме цилиндра. Для увлажнения почвы на глубину 1 м расход воды одной капельницей на слабогумусированных песках достигает примерно 35 л, а на темно-каштановых слабосолонцеватых почвах— 120 л.

Высокие и устойчивые урожаи плодовых растений можно получить в садах, где в почве имеется необходимое растениям количество влаги. Без искусственного орошения плодовые растения могут хорошо расти и плодоносить там, где в течение года выпадает равномерно 600—700 мм осадков. Потребность в воде у плодовых растений различна. Она зависит от породных, сортовых, возрастных особенностей, подвоя, почвенно-климатических условий, уровня агротехники, величины урожая и т. д. В течение вегетации и покоя потребность в воде неодинакова. Более всего растения расходуют влагу в период от конца цветения до созревания плодов, в особенности во время интенсивного роста плодов. Растения яблони более требовательны к воде, чем груши.

Наблюдения и учеты. У молодых деревьев измеряют длину ростовых побегов (не менее 25 побегов продолжения). Учетными признаками могут быть диаметр или длина окружности штамба, высота дерева, диаметр кроны в двух направлениях, величина листовой пластинки, облиственность побегов, ветвей и другие признаки.

С вступлением растений в плодоношение основными показателями опытов будут урожайность, качество плодов, поражаемость плодов и листьев болезнями, срок созревания плодов, опадение их и другие признаки. Желательно продолжать биометрические измерения. Все данные учета обрабатывают математически. Определяют среднюю арифметическую, ее ошибку, устанавливают значимость полученных результатов, определяют коэффициенты корреляции и регрессии между поливкой нормой и величиной урожая или оросительной нормой и длиной побегов и другие логические взаимосвязи.

Через 2—6 лет проводят экономическую оценку каждого варианта опыта, определяют чистый доход и рентабельность того или иного способа или нормы полива, делают выводы и рекомендации производству.

Знания, полученные при постановке опытов по орошению плодовых растений, можно использовать в любой отрасли растениеводства: садоводстве, питомниководстве, цветоводстве и т. д.

Полив
Наиболее требовательны к условиям увлажнения сорта яблони и груши позднеосеннего и зимнего сроков потребления. Растения с большим урожаем следует поливать чаще.

Основной источник обеспечения плодовых растений водой — атмосферные осадки. Осадки до 5 мм растениями почти не используются. Практическое значение имеют дожди свыше 10 мм. При таянии снега и ливневых дождях большая часть влаги теряется за счет поверхностного стока. Таким образом, накапливающейся влаги за осенне-зимний период бывает недостаточно, и покрыть дефицит воды можно только орошением. При орошении задача сводится к поддержанию оптимальной влажности почвенного слоя, в котором сосредоточена основная масса корневой системы. Многочисленными исследованиями установлено, что влажность почвы не ниже 70% полевой влагоемкости для средних и не ниже 8о% для тяжелых почв способствует хорошему росту и развитию деревьев, соответственно получению ежегодного и качественного урожая (при такой влажности суглинистая почва слипается при нажиме).

Норму полива устанавливают с учетом глубины залегания основной массы активных корней растений. Ориентировочно можно считать глубину залегания основной массы активных корней для яблони и груши до 50—80 ем, для вишни, сливы, крыжовника, смородины черной — до 40—60 ем, малины и земляники — до 30—50 см.

Опыты по орошению плодовых растений проводят летом и осенью. На качество плодов и частично на величину урожая полив влияет в год закладки опыта, но в значительной степени его действие сказывается в последующем. Поэтому опыты по орошению должны быть многолетними и проводят их четное число лет. Начинать можно как с вегетационных, так и с позднеосенних влагозарядковых поливов. В южных районах в среднем межполивной период для интенсивных садов составляет 20—35 дней.

По орошению плодовых растений могут быть поставлены следующие опыты: 1) изучение различных способов полива: по бороздам, дождеванием (подкронным, надкронным), капельным орошением; 2) изучение норм, сроков и количества поливов; 3) влияние орошения с поддержанием влажности почвы на определенном уровне (65, 70 или 75% полевой влагоемкости почвы) и орошения  с подкормкой азотными, азотными и калийными, органическими, органическими совместно с минеральными удобрениями. Контролем выбирают вариант без полива или с одним из его способов.

Закладка опыта    
В регулировании влаги в саду большое значение имеет правильное и своевременное выполнение агротехнических мероприятий. Уделяют должное внимание накоплению и сохранению в почве влаги за счет снегозадержания, задержания талых вод, своевременной обработки почвы, борьбы с сорняками и т. д. Большое значение имеют садозащитные насаждения. При организации поливов слёдует иметь в виду, что при меньшем числе поливов большими поливными нормами корневая система деревьев проникает глубже, чем при большем числе поливов меньшими нормами.

Представляет интерес опыт со способами полива: по прямым бороздам, приствольным кольцевым бороздам, чашам, дождеванием, подпочвенным и капельным орошением. Наиболее широко применяемыми являются полив по бороздам и дождевание. Для полива по бороздам в междурядьях сада по направлению склона нарезают борозды глубиной 12—25 см. Вода из оросителей поступает в выводные или распределительные борозды. Глубина поливных борозд зависит от уклона, механического состава почвы и расстояния их от штамба дерева. Крайние борозды в междурядьях нарезают на расстоянии м от ряда штамбов деревьев. Количество поливных борозд зависит от ширины междурядий сада, водопроницаемости и капиллярных свойств почвы, а также от возраста и породы деревьев. Расстояния между бороздами на легких почвах — от 45 до 60 см, а на тяжелых—от 75 до 100 см. Длина поливных борозд - может быть 50—150 м и более в зависимости от водопроницаемости почв, рельефа и микрорельефа орошаемого участка. Вода по поливным бороздам лучше распределяется при помощи поливных трубок, щитков и переносных сифонов малого диаметра. Количество и нормы поливов устанавливают в зависимости от сортового состава и возраста деревьев, почвенно-климатических условий и физических свойств почвы.

Перед каждым поливом борозды нарезают, а после, при рыхлении почвы, их закрывают. При поливе по кольцевым бороздам вокруг штамба воду подают до их затопления. Кольца от дерева дереву соединяют прямой бороздой. В настоящее время основной способ орошения растений — дождевание. Для полива используют дождевальные установки. Дождевание позволяет наиболее экономно расходовать воду.

Удобрения
При определении норм внесения удобрений используют примерные средние дозы удобрений для данной зоны, приведенные в рекомендациях по применению минеральных удобрений.

Кроме результатов агрохимических исследований, используют также рекомендации опытных учреждений и опыт применения удобрений в конкретном хозяйстве, учитывая при этом почвенно-климатические факторы, биологические и хозяйственные особенности выращиваемых сортов. Увеличение доз, изменение сроков, способов заделки, соотношения, состава и форм удобрений необходимо определить в каждом конкретном случае постановкой полевых опытов. За каждым опытом — окончательный и исчерпывающий ответ. При этом каждому новому приему следует давать экономическую оценку и только после этого рекомендовать его к внедрению в производство.

Наблюдения и учеты.
У молодых плодовых деревьев следует учитывать длину побегов после окончания роста; площадь листа, облиственность побегов, диаметр кроны в двух направлениях и штамба, высоту дерева.

У плодоносящих растений, кроме учета вегетативных признаков дерева, учитывают урожайность и качество плодов. Сначала определяют степень цветения, плодоношения, оценивают ожидаемый урожай. Затем устанавливают процент падалицы, количество съемных плодов определяют их качество: минимальную, среднюю и максимальную массу, одномерность, товарность, пораженность болезнями содержание растворимых и сухих веществ, дают общую дегустационную оценку. Желательно провести химические анализы почвы на содержание основных элементов питания растений. Все данные обрабатывают статистически и устанавливают достоверность различий полученных результатов. В заключение обязательно проводят экономическую оценку изучаемых вариантов опыта по системе удобрений. При получении 2—3-летних данных делают предварительные выводы о целесообразности применения тех или иных приемов, способов, норм внесения удобрений. После получения 4—б-летних данных делаются окончательные выводы и рекомендации производству. Знания, полученные при проведении опытов по системе удобрений, могут с успехом быть использованы в любой отрасли растениеводства: плодоводстве, ягодоводстве, питомниководстве, цветоводстве, лесоводстве, зеленом строительстве и т.д.

       Орошение
Высокие и устойчивые урожаи плодовых растений можно получить в садах, где в почве имеется необходимое растениям количество влаги. Без искусственного орошения плодовые растения могут хорошо расти и плодоносить там, где в течение года выпадает равномерно 600—700 мм осадков. Потребность в воде у плодовых растений различна. Она зависит от породных, сортовых, возрастных особенностей, подвоя, почвенно-климатических условий, уровня агротехники, величины урожая и т. д. В течение вегетации и покоя потребность в воде неодинакова. Более всего растения расходуют влагу в период от конца цветения до созревания плодов, в особенности во время интенсивного роста плодов. Растения яблони более требовательны к воде, чем груши.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОРТОВ, ГИБРИДОВ, АГРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
 При постановке опыта определяют экономическую эффективность испытываемого сорта или агротехнического приема.

Экономическую оценку сортов проводят в сравнении с районированными (контрольными) сортами. Вначале определяют себестоимость единицы продукции (в руб.),  для чего прямые, а также общепроизводственные и общехозяйственные затраты на выращивание сорта на 1 гектар (в руб.) делят на общую урожайность (количество плодов, ягод, цветов срезки, соцветий, горшков, луковиц и т. д.). К примеру, урожайность районированного сорта смородины черной составила 50 ц/га, а нового сорта — 58 ц/га. Прямые затраты в первом случае составили 912 р. и во втором — 1026 р. Общепроизводственные и общехозяйственные затраты в хозяйстве составили 25%. Таким образом, общие затраты соответственно были равны 1140 р. и 1282,5 р, а себестоимость определилась в 22,80 р. за центнер ягод у районированного сорта и 22 р. 11 к. у нового сорта. Подсчитывая чистый доход (в руб.), находят разность между стоимостью продукции с 1 га и суммой прямых затрат на выращивание сорта. Стоимость продукции при цене 1 р. 50 к. за 1 кг ягод у районированного сорта определилась в 7500, а у нового сорта в 8700 р. Чистый доход соответственно (7500—912) = 6588 и 7674 р. В заключение устанавливают рентабельность. Для этого чистый доход делят на прямые затраты и полученный результат выражают в процентах, умножив на 100. В данном случае рентабельность у районированного сорта составила 722%, а у нового сорта смородины черной — 748%. Сопоставляя полученные данные (себестоимость, чистый доход, рентабельность), делают окончательный вывод о перспективности того или иного сорта.

Экономическую оценку агротехнических приемов (детальная подготовка почвы, дополнительная обработка семян, внесение новых или большего количества удобрений, укорачивающая обрезка, мульчирование, полив и т. д.) определяют с учетом дополнительных затрат на работу и на материалы, необходимые на проведение данного агроприема. К.примеру, на дополнительную укорачивающую обрезку сильных одно- летних ветвей смородины черной было затрачено из расчета на гектар 10 рабочих дней, или 31 р. 50 к. Одновременно учитывают затраты на уборку, транспортировку дополнительного урожая, полученного в результате применения данного агроприема. Дополнительно было получено 600 кг ягод, на сбор которых затрачено 95 р. 50 к. Таким образом, все дополнительные затраты составили 127 р.

Умножением количества полученной дополнительной продукции на закупочные цены единицы данной продукции определяют стоимость прибавки урожая. В нашем примере она составит 900 р. Вычитая из стоимости прибавки урожая общую сумму дополнительных затрат, условно определяют чистый доход от применения данного агроприема, что и определяет его экономическую эффективность (в нашем случае 773 р.). Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности укорачивания однолетних ветвей.

СХЕМА И СОДЕРЖАНИЕ КРАТКОГО НАУЧНОГО ОТЧЕТА
По окончании вегетации растений и уборки урожая каждая группа учащихся во главе с руководителем составляют краткий годовой отчет, содержащий конкретный информационный материал истекшего года, увязанный с исследованиями последних лет. В нем должна отражаться практическая работа по сортоиспытанию растений, изучению приемов передовой агротехники, по разработке тех или иных методов исследования и др. Значительная часть отчета может быть представлена в виде таблиц.

В начале отчета дают сведения о посадке и наличии многолетних растений отдельно по каждой культуре,  прилагают план посадки, приводят данные о посадке и посеве двулетних и однолетних растений, в плане отмечают место размещения этих растений на участке. По всем культурам и сортам, находящимся на изучении по любой тематике опытной работы и даже используемым в озеленении, составляют ведомость наличия растений, указания тематики опытной работы, начала работы и рекомендации по данному растению.

Дальше в отчете излагают результаты наблюдений: фенологические наблюдения, полученные в отчетном году, и средние многолетние данные об урожае, сведения о качестве плодов, их массе, пораженности болезнями, плодородии почвы и т. д. Излагают материал по математической обработке данных отчета.

В заключение отчета формулируют краткие выводы и рекомендации по результатам опыта.

Руководитель на основании всех отчетов по каждой опытной работе составляет сводный отчет за год, который целесообразно обсудить на научной конференции.

 Приложение

Входная диагностика
1. Какие профессии, связанные со знанием биологии, на ваш
взгляд, сегодня востребованы обществом?
2. Какие из них можно назвать перспективными, престижными, высокооплачиваемыми?
З. Для чего по вашему мнению проводится большая научно-исследовательская работа в плодоводстве по созданию новых сортов плодовых растений именно в нашей стране?
4. Какие знания, на ваш взгляд, необходимы для достижения успеха в этой области?
5. С чем, как вы думаете, связан сегодня повышенный интерес общества к специалистам по созданию новых садов?
6. Занимались ли вы когда-нибудь работами в саду?
7.Почему вы решили выбрать именно этот курс?
а) заинтересовало название курса;
б) хочу попробовать свои силы в естественнонаучном профиле;
в) интересно узнать о представленных профессиях;
г) хочу в будущем иметь профессию не только интересную, но и обеспечивающую мое экономическое благополучие;
д) другая причина (пожалуйста, напишите).

                             Итоговое тестирование     
1) Растение, на которое осуществляют прививку, называется …
2) Корень, лист и стебель — это… органы растений.
3) Стебель с листьями и почками называется….
4) Почка — это …. побег.
5) Раствор органических веществ опускается по  …
6) Какие удобрения усиливают рост зеленой массы растений:
а.  органические в. калийные
б. азотные г. фосфорные.
7) Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток …
8) Часть растения, которую прививают, называется …
9) Метод прививки в селекционную работу ввел:
а) Мичурин
б) Вавилов
в) де Фриз
г) Тимирязев
10) Модификационную изменчивость относят к ….
изменчивости.
11) Пределы модификационной изменчивости называются ….
12) Основными методами селекции являются отбор и ….
13) Назовите и охарактеризуйте основные методы селекции растений…
14) К методам селекции относится:
А) рекомбинация
Б) мутация
В) модификация
Г) гибридизация

ИГРА-ЗАЧЕТ
Форма: тест с выбором ответа (типа «умники и умницы)
Цели: поощрение класса; повторение и закрепление материала по теме; знакомство с новыми терминами; контроль знаний по теме.
Правила:
а) учащиеся по очереди выходят к доске и садятся на стул (очередность определяется учителем в соответствии с успеваемостью);
б) ученик, ответивший правильно, имеет право отвечать на следующий вопрос. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
в) ученик, ответивший неправильно, возвращается на место и ждет своей очереди;
г) ученик, набравший 10 баллов, получает зачет-автомат и освобождается от зачета (либо получает дополнительную отметку, либо приз);
д) каждый вышедший к доске имеет право на З подсказки:
1) помощь класса; 2)50 на 50 (когда учитель убирает 2 неправильных ответа по своему усмотрению и З) звонок другу
(30 секунд для возможности воспользоваться литературой
или записями).

Итоговый контроль
(Для удобства ведущего правильные ответы выделены)
1) Гетерозис — это:
А) гибридная сила
Б) гибридная кукуруза
В) греческий генетик
Г) доминантная мутация
2) Подвой — это:
А) милицейский парный патруль
Б) растение, на которое производится прививка
В) удвоение генома
Г) подводная часть растения
3) Близкородственное скрещивание называется:
А) допинг
Б) консалтинг
В) инбридинг
Г) кемпинг
4) Генная мутация называется:
А) точечная
Б) двоеточечная
В) строчечная
Г) доминантная
5) Соматические мутации:
А) передаются по наследству
Б) не передаются по Наследству
В) передаются по завещанию
Г) передаются половым путем
6) Сколько центров происхождения культурных растений выделял Вавилов?
А)3
Б) 7
В) 11
Г) 12
7) К методам селекции относится:
А) рекомбинация
Б) мутация
В) модификация
Г) гибридизация
8) Где располагается Средиземноморский центр происхождения культурных растений:
А) по берегам Средиземного моря
Б) в Средиземном море на глубине до 122 метров
В) в южной Мексике
Г) в Крыму
9) У животных — порода, у растений:
А) штамм
Б) сорт
В) категория
Г) плод
10) К методам селекции относится:
А) отбор
Б) отъем
В) разбой
Г) убой
                                              Литература
Батурицкая Н.В. Удивительные опыты с растениями. Минск, 1991.
Бинас А.В.  Биологический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1990.
Вавилов П.П. Растениеводство. М.: Агропромиздат, 1986.
Потапов В.А. Плодоводство.      М.: Колос,                 2000.
Потапов С.П. Методика постановки опытов с плодовыми
и ягодными растениями.              М.: Просвещение,    1982.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации