Межпредметные связи как средство усвоения учащимися ведущих мировоззренческих идей в биологии
из опыта работы
учителя биологии Новоникольской сш. Грачевского района
Милениной Г.Ф.

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир(т.е. на природу, общество и мышление).

         Воплощая в себя достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картины мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

         Научные знания выступают  как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определённую научную картину мира.//с.240. В.А. Сластёнин. «Педагогика».: «Школа – Пресс.» 2000г.

         Поиски эффективных путей формирования целостной картины мира всё больше привлекают внимание педагогов, учёных и практиков к проблеме межпредметных  связей. В исследованиях известных учёных – педагогов. (И.Д.Зверева.,  В.М.Коротова., Э.И.Моносзона, М.Н.Скаткина. и других.) Межпредметные связи выступают как условие единства обучение и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения прочно утвердившейся в школе.

         Прогрессивные педагоги различных эпох – Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика» для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

         Особую роль в формировании мировоззрения школьников играют научные знания. Они являются источником объективной, достоверной информации об окружающем мире и наиболее полно отражены в содержании учебных программ.

         В советской педагогике плодотворное развитие получили вопросы формирования научного мировоззрения учащихся, с помощью межпредметных связей, раскрывающих ведущие идеи и понятия естественных наук.(Н.М.Верзилин, Ш.И. Ганелин, А.В.Усова, В.Н.Фёдорова и др.). Показано, что научные знания о природе включаются в структуру мировоззрения школьника, тогда, когда они усвоены как система на базе основополагающих и общенаучных идей. Идеи как бы возвышаются над конкретно-предметными знаниями. Они выполняют организующую, преобразующую, мобилизирующую роль в усвоении предметных знаний и в оценке их значимости в познании и преобразовании окружающего мира. Усвоение ведущих идей составляет центральную задачу в формировании целостного мировоззрения школьников при изучении предметов естественнонаучного цикла.

         Естественнонаучные предметы призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира. Знания о природе составляют естественнонаучный фундамент диалектично – материалистического мировоззрения. Межпредметные связи необходимо использовать с целью усвоения учащимися ведущих мировоззренческих идей; материальное единство мира, взаимосвязь форм движения материи, единство живой и неживой природы; движение и развитие природы; пространство и время, как формы существования материи, закономерности её развития и познания и др.; отношения «природа-общество-человек» , человек-часть природы, связь биологических и социальных факторов в развитии человека, сознание – высшая мера отражения действительности, его творческая роль в познании и преобразовании мира.//В.Н.Максимова «Межпредметная связь и совершенствование процесса обучения». М.: «Просвещение» 1984г.

         Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. В программах по биологии, особенно по курсу Биология. Человек и Общей биологии, мы видим широкое использование знаний учащихся из химии об органических и неорганических веществах, о типах химических реакций окисления, катализаторе и катализе, об окислительно-восстановительных реакциях и др.

         Рекомендуется также использовать понятия из физики о потенциальной и кинетической энергии, о механическом движении, давлении, плотности веществ, о диффузии, законе превращения и сохранения энергии и др. Физические и химические понятия необходимы, чтобы объяснять учащимся взаимосвязь физико-химических и биологических процессов;  раскрыть физико-химические условия осуществления биологических функций в клетках, тканях, органах, в организме в целом; показать сущность отдельных биофизических (например биопотенциалы) и биохимических (ассимиляция и диссимиляция) процессов.

         Итак, межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции; социализации, гуманизации, теоретизации, математизации, формализации и др.

         Благодаря межпредметным связям наука предстаёт перед учащимся не только как система знаний, но и как система методов.

         Межпредметные связи позволяют полнее раскрыть историю науки и её практическое применение.

         С помощью межпредметных связей раскрываются социальные значимости естественнонаучных наук. Представляется возможность приобщать школьников к гуманистической, мировоззренческой и практической ценности естественнонаучных понятий.

         Таким образом, межпредметные связи способствуют реализации принципа научности в содержании обучения. Они призваны довести до осознания учащимся общности всех предметов естественнонаучного цикла и показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.

         В современных условиях обучения межпредметные связи необходимо рассматривать как средство отражения в содержании каждого учебного предмета и учебной деятельности учащихся продукции межнаучной интеграции.//В.Н.Максимова «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения». М.; «Просвещение» 1984г.

         Следует отметить, что проанализированные учебные программы, учебники, требования к минимуму содержания естественнонаучного образования не уделяют достаточного внимания вопросам реализации межпредметных связей. Было проведено анкетирование учителей естественнонаучных дисциплин Грачёвского района. Цель опроса заключалась в том, чтобы определить отношение учителей к работе межпредметной связи, уровень их осведомлённости о ней,  степень использования интегративных технологий, трудности при осуществлении межпредметных связей на уроках. В анкетировании принимали участие 47 учителей, преподающих физику, астрономию, биологию, химию, географию, математику. Среди опрошенных – сельские учителя.

         Анализ результатов анкетирования показал, что только четверть всех опрошенных используют межпредметные связи регулярно, подавляющее же большинство – случайно, и наконец, 5% никогда не опираются на них в учебном процессе. Выяснилось, что межпредметный принцип обучения легко вписывается в уроки физики и химии (72%), реже его используют учителя биологии и географии, ещё реже – учителями математики -  30%

         По разному используют межпредметные связи учителя – предметники в процессе обучения: 49% - включают соответственный материал в поурочные и тематические планы; 18% считают необходимым, предварительное изучение и анализ учебных программ и учебников по другим предметам естественнонаучного цикла: 20% - координируют время изучения близких тем; 49% на основе повторения опорных знаний строят из них домашнее задание; 28% составляют задания интенсивного содержания; 27% используют учебники и пособия по системным предметам. //Наука и школа.№1 2000г. В.Е.Елагина. «Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умения осуществлять межпредметные связи на учебных занятиях».

         На вопрос: «Привлекают ли ученики для ответов на ваших уроках знания и умения, полученные на других уроках?» Мнение четверти опрошенных дали утвердительный ответ, около трёх четвёртых отметили эпизодическое, случайное использование школьниками сведений из смежных дисциплин. У 3% учителей ребята никогда не апеллируют к подобной информации. В тоже время в анкетах констатируется рост познавательного интереса и познавательных умений учащихся(умения сопоставлять, сравнивать, обобщать под влиянием М.П.С.).

         Признавая целесообразность дальнейшего развития этого направления своей деятельности, учителя считают необходимым выработать единый подход и преемственность в формировании общенаучных понятий(42.3%) и обобщенных умений и навыков(34.8%); согласовывать этот процесс во времени(40.8%); устранять дублирование при изучении одних и тех же вопросов(27.9%). Решать поставленные задачи, считают они, возможно только на основе планомерной и целенаправленной работы школьных, районных, городских, методических объединений учителей смежных предметов естественнонаучного цикла.

         Учитывая, что многие учителя затруднялись определить для себя значение этого дидакточеского принципа обучения, мы пришли к выводу о необходимости разработки спецкурса «Естествознание». Спецкурс позволяет повысить уровень творческих способностей учащихся. «Кроме запроса знаний» важными факторами творчества являются:

1.         Природные задатки субъекта и возникновения на основе этих задатков общих и специальных способностей;

2.         Уровень общего психического и, особенно, умственного развития (гибкость и пластичность мышления, наблюдательность, хорошая памяти);

3.         Волевые качества субъекта, в первую очередь такие, как настойчивость, терпение, отсутствие боязни, риска и др.;

4.         Особенности характера, в первую очередь такие как любознательность, оптимизм, трудолюбие, стремление к успеху, наличие стойких интересов и склонностей и.т.д.)

Важнейшими интегральными факторами творчества субъекта является уровень развития его творческой инициативы.

           Первый уровень – стимульно – продуктивный или пассивный, когда человек, при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного ими первоначального найденного способа деятельности. На этом уровне субъект не проявляет творческой инициативы.

         Второй уровень – эвристический.  На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную активность и инициативу не стимулируемую ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворенности результатами своей деятельности. Имея достаточно надежный способ деятельности, например способ решения задач, человек продолжает анализировать, и приходит к открытию новых способов решения поставленной перед собой проблемы.

         Третий, высший уровень творческой инициативы – креативный. Здесь обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становиться для него не просто эвристикой, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную изнутри. Между тем, как показывают массовые обследования учащихся креативного типа в школе – менее 10%. Но подлинное творчество, большие открытия и изобретения делаются, как правило, людьми креативного типа. //ж. «Завуч». №7 1999г. стр. 64-65.

         Нельзя не учитывать, что в биологии сделаны выдающиеся открытия, которые вносят серьёзный вклад в решение глобальных проблем человечества. Задачи, стоящие перед школьным образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе документов Минобразования РФ,

1.       Базисный учебный план (БУП) общеобразовательных учреждений (Приказ №322 от 09.02.98.)

2.       Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования. (Приказ №1236 от 19.05.98г.)

3.       Об утверждении обязательного минимума содержания основного (полного) образования. (Приказ №56 от 30.06.99г.)

В связи с переходам на концентрическое построение курсов,  выпускники основной школы должны получить относительно завершённое образование, необходимое для жизни, выбора пути продолжения образования в целях профессионального самоопределения. Поэтому спецкурс «Естествознание» может быть использован в системе дополнительного образования для учителей химии, физики, биологии.

Содержание спецкурса построено на исследованиях ведущих педагогов: В.Н.Фёдоровой, В.Н.Максимовой, И.Д.Зверева, Д.М.Кирюшкина, А.В.Усовой, Е.Е.Менчинкова, В.Р.Ильченко и др. В основу процесса формирования у училей данного умения положены исследования И.Я.Гальперина, Ю.А.Кулюткина, Е.Н.Кабановой-Миллер, Н.Ф.Талызиной и др.// ж. «Наука и школа». с.60. Елагина В.С.

Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умения осуществлять межпредметные связи на уроках.

Противоречие: Дублирование теоретических вопросов некоторых тем по физике, химии, биологии, привела к созданию спецкурса «Естествознание» и разработке методических рекомендаций по использованию межпредметных связей по биологии 8 класса.

Цель: Достичь оптимальных результатов творческого развития ученика по формированию целостной картины мира.

Задачи: Изучить методический аспект использования межпредметных связей

·      сформировать у учащихся целостную систему взглядов на окружающий мир, на основе интегрированного материала средств и методов трёх дисциплин, обеспечивающих усвоение знаний по предметам естественного цикла в единстве и целостности.

·      разработать методические рекомендации по использованию спецкурса в работе учителей, осуществляющих М.П.С. как в содержании и методах, так и формах организации обучения (комплексные уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая работу.

Ожидаемый результат представляю в форме тематического планирования уроков спецкурса «Естествознание» по учебнику Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин. //М.: «Дрофа». 2001г.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов в период с 1999 по 2002г. Первый этап – с 1999 по 2001 г. подготовка к исследованию теоретических основ проблемы обобщения передового опыта, систематизация личного опыта.

С 2001 по 2003 годы подведение итогов, обработка и обобщение полученных данных, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций и программы.

Эксперимент проводился в 8 классе. Для диагностики учащихся был приглашён школьный психолог. Он предложил следующий тест для оценки уровня творческого потенциала личности. Тест №3.//Андреев В.И. «Педагогика» М.: «Просвещение» 1989 г.

Тест №3. Оценка уровня творческого потенциала учащихся. 

1.       Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?

2.       Если всех людей разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой системе вы – генератор идей?

3.       В какой степени вы относите себя к людям решительным?

4.       В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение, чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?

5.       Насколько вы способны проявлять требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы своё обещание?

6.       Как часто вам приходиться выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?

7.       Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?

8.       Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?

9.       Как часто у вас бывает оптимистическое и весёлое настроение?

10.     Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?

11.     Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы и убеждения?

12.     В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем.

13.     Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходилось брать на себя?

14.     Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удаётся воплотить в жизнь?

15.     Как часто вам удаётся, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников в учёбе или работе?

16.     Как много среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?

17.     Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято вашими друзьями, как неожиданность, как принципиально новое дело?

18.     Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы к решению старых проблем?

Затем определили уровень творческого потенциала на основе суммарного числа набранных баллов.

Суммарное число балов

Уровень творческого потенциала личности

18-39

1-очень низкий

40-54

2- низкий

55-69

3- ниже среднего

70-84

4- чуть ниже среднего

85-99

5-средний уровень

100-114

6- чуть выше среднего

115-129

7- выше среднего

130-142

8- высокий уровень

143-162

9- очень высокий уровень

 

По результатам самооценки мы далее построили свой профиль творческих качеств и определили, к какому типу творческой личности относиться каждый ученик 8 класса Новоникольской средней школы.

 

Изучив теоретические исследования  в области познавательного интереса (Г.И.Щукина), проблем неуспеваемости (Н.А.Менчинская), индивидуализации и дифференциации обучения (И.Унт), а также работ современных дидактов по проблеме совершенствования процесса обучения, я начала работу с мониторингов исследования.

Мониторинг – это регулярное, постоянное отслеживание, на основе которого делается анализ, выводятся закономерности при сравнении полученных данных, и выявляется тенденция.

Объект мониторинговых исследований – уровень умственного, личностного и творческого развития учащихся. Почему мониторинг, а не обычный контроль? Дело в том, что постоянное наблюдение нужно в тех случаях, когда объект наблюдения постоянно меняется, когда необходимо практически постоянно удерживать меняющийся объект в заданных параметрах: когда происходящие изменения скрыты, и вы недостаточно уверены, что они носят положительный характер. Такими выбранными показателями являются: здоровье школьников и их учебные достижения, как интеллектуальные способности, обучаемость, интерес (внутренний мотив), обученность, характеристика знаний. 

Результативность.

1.       Характеристика мотивов деятельности учащихся.

Исследуются особенности проявления учебно-познавательного интереса и выделены следующие уровни.

1.                 уровень – отсутствие интереса

2.                 уровень – реакция на новизну.

3.                 уровень – любопытство

4.                 уровень – ситуативный учебный интерес.

5.                 уровень – устойчивый учебно-познавательный интерес.

6.                 уровень – обобщённый учебно-познавательный интерес.

Замеры показали преобладание у учащихся 4 – 6 уровней.

2.     Характеристика целей и целеполагания.

Исследуются следующие уровни сформированности целеполагания:

1.              уровень – возможность применения лишь частных задач на основе «готовых знаний»

2.              уровень – самостоятельное определение целей в ходе выполнения деятельности.

Исследование показало преобладание самостоятельного определения целей.

          3. Характеристика учебных действий.

1.                 уровень – отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности.

2.                 уровень – выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем.

3.                 уровень – неадекватный перенос учебных действий

4.                 уровень – адекватный перенос учебных действий

5.                 уровень – самостояельное построение плана учебных действий.

6.                 уровень – обобщение учебных действий.

Для работы по этим критериям и проверки самих критериев взаимосвязи отдельных показателей эффективности  обучения разработан инструментарий – контрольно-диагностических заданий:

·                    задания, фиксирующие не только результат, но и процесс решения задач;

·                    задания по структуре, содержанию и форме позволяют реализировать собственные способы учебной работы;

·                    серия заданий, позволяющая выявлять индивидуальные особенности в работе ученика и оптимальные для каждого ребёнка средств обучения.

·                    задания, направленные на усвоение материала и выявления внутренних факторов успеха, а также уровня и динамики их развития.

Сравнительные данные по уровням развития творческих способностей на начало и на конец работы.

уровни

низкий

средний

достаточный

высокий

На начало

На конец

12%

9%

38%

39%

35%

32%

15%

20%

Потребность возникновения спецкурса «Естествознание» выступает из логически оправданного объединения тесно связанных между собой разделов химии, физики, биологии.

Планирование содержания спецкурса осуществляется на основе принципов:

·                  стыковка

·                  естественная необходимость

·                  гуманистическая направленность

Практическая значимость и перспективность спецкурса «Естествознание»

·                 в отсутствии дублирования материала в ходе изучения;

·                 в широких возможностях формирования диалектических взглядов на окружающий мир;

·                 в многообразии форм, методов, подачи материала и контроля за знаниями учащихся, позволяющих углублять содержания областей знания, в преподавании на высоком уровне сложности, при высоком темпе, но без ущерба для учащихся;

·                 в осуществлении идей развивающего, проблемного и дифференцированного обучения;

·                 в отработке общеучебных навыков труда.

Спецкурс рассчитан на весь учебный год.

 1 урок в неделю – всего за год 34-35 часов или 2 урока в неделю – всего за год 68 часов.

         В его основу положены идеи создания целостного представления о мире, и идея нахождения общей платформы сближения предметных знаний. По форме – спецкурс определён как объективно-практический.

Спецкурс имеет выход на воспитательную работу. Реализация модели воспитательной работы через интеграцию в единстве урочной и внеурочной деятельности осуществляется за счёт:

·                работа творческих групп, кружка или факультатива;

·                индивидуальных заданий по рефератированию материала из дополнительной литературы;

·                постановка проблем общечеловеческого и нравственного звучания на уроках – конференциях;

·                творческой работы по написанию заметки в газету по материалам конференции.

Цель спецкурса «Естествознание»: подготовка личности, наделённой определёнными знаниями о собственных целях и возможностях, инструментарием для прописывания себя в своей деятельности в современной социально-экономической коммуникации.

 Задачи спецкурса:

·                формировать у учащихся целостную систему взглядов об окружающем мире на основе интегрированного материала, средств и методов трёх дисциплин, обеспечивающих усвоение знаний по предметам естественного цикла, в единстве и целостности;

·                учить владеть сформированными навыками и умениями учения и самообразования, самокритично оценивать их результаты;

·                учить владеть системой навыков чтения, выбирать и определять цель чтения, рациональные формы извлечения и систематизации информации;

·                учить овладению навыками самостоятельного изучения школьной программы;

·                учить выявлять аналогии в учебном материале;

·                учить творчески применять знания в новых нестандартных ситуациях;

·                учить владению навыками аналитического подхода к изучаемому;

·                учить аргументировать своё высказывание.

Новизна.

Спецкурс отражает практическое осуществление интегрированного процесса как одного из перспективных направлений в работе школы, которое выражается в планировании нового курса, разработке уроков, в их логической последовательности.

Спецкурс отражает реализацию методического подхода средствами трёх предметов в их взаимопроникновении и взаимодополнениями.

Спецкурс отражает реализацию модели учебно-воспитательного процесса «воспитание через обучение», в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Спецкурс представляет оптимальное сочетание форм и методов, позволяющих негуманитарным дисциплинам выходить на проблемы нравственного характера.

Программой спецкурса помимо более глубокой проработки и освоения базового материала, выполняет основную коммутативную функцию по организации междисциплинарных связей в едином цикле обучения.

 

Программа спецкурса «Естествознание» для 8 класса общеобразовательной школы.

(1час в неделю – 34 часа за год – 1 вариант; 2 часа в неделю – 70 часов за год – 2 вариант).

Пояснительная записка.

Содержание программы спецкурса служит обобщению и систематизации знаний, полученных ранее и направлено на формирование представлений о природе и человеке как целостной динамической системе.

 Основная цель спецкурса «Естествознание» - сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира, а на её основе заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося.

Основная идея спецкурса – показать учащимся, что окружающий мир представляет собой совокупность большого числа сложноорганизованных, взаимодействующих друг с другом, постоянно эволюционирующих систем; что эволюция биосферы и развитие человеческого общества подчиняются одним и тем же законам: что единственным условием возможного выживания человечества как биологического вида является коэволюция человечества и биосферы.

Изучение спецкурса «Естествознание» позволит решить следующие учебно-методические проблемы:

1.                 На основе целостного описания окружающего мира и человека в нём, сформировать основы научного мировоззрения учащихся, отвечающего современному состоянию развития науки.

2.                 Сформировать у учащихся понимание целостности естественнонаучных знаний, как необходимого условия существования людей в современном мире.

3.                 Сформировать у учащегося простейшие навыки проведения системного анализа процессов и явлений, происходящих в окружающем мире.

4.                 На основе системного анализа природных явлений и процессов, связанных со взаимодействием природы и общества, рассматривать окружающий мир, как совокупность всё более усложняющихся систем, включая наиболее сложную систему – биосферу, в которой существует человеческая цивилизация.

В результате выполнения программы спецкурса «Естествознание» по завершению изучения анатомии и физиологии человека, каждый ученик должен

 знать:

·                          роль науки в формировании мировоззрения человека.

·                          возможные пути устойчивого развития человечества, как части биосферы.

·                          главные анатомические понятия, термины;

·                          этапы развития человека до рождения и после рождения.

·                          Общую анатомию органов, систем, аппаратов.

Уметь:

·                  определить органы, их расположение в теле человека (на рисунках, схемах, моделях.)

·                  применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

·                  пользоваться дополнительной литературой.  

Рекомендуемая литература для учителей.

1.       Программа общеобразовательных учреждений. Биология 5-6. Москва. «Просвещение» 2001 г. Сост. В.С.Кучменко.

2.       Программно-методические материалы. Химия 8-11 классы. М.: «Издательский дом «Дрофа» 2001 г. Сост. Н.И. Габрусева.

3.       Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы. Астрономия 11 класс. Москва.; Издательский дом «Дрофа». 2001 г. Сост. Ю.И. Дик., В.А. Коровин.

4.       Максимова В.Н. «Межпредметные связи в процессе обучения.» М.: «Просвещение» 1988г.

5.       Дадринова В.Д. «Процессы познавательные и способности в обучение».М.: «Просвещение». 1990 г.

6.       Елагина В.С. «Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умения осуществлять межпредметные связи на учебных занятиях: Межпредметная интеграция». // Наука и школа – 2000 г. №1 с.58

7.       Зарина Л.Я. Ценности естественнонаучного образования // Педаюшка, 1995 г. №3. с. 29-32.

8.       Теплов Д. «Как сделать современный урок биологии?» // Учитель, 1998 г., с. 29.

9.       Симонова Л.П, «Интеграция, как принцип экологического образования в начальной школе». М.: «Просвещение». 1997 г.

10.     Ильченко В.Р. «Перекрёстки физики, химии, биологии». М.: «Просвещение» 1986 г.

11.     Елагина В.С. «О подготовке учителей естественнонаучных дисциплин к самообразовательной деятельности по проблеме межпредметных связей».//ж. Наука и школа №3 за 2000 г. с.32.

12.     Кононова А.А, Голдинцова А.В., Хохлов Э.М. «Сетевой график обучения предметам естественнонаучного профиля с использованием межпредметных связей».// ж. «Наука и школа» №4 за 2001г.

Физика

1.       Внеурочная работа по физике/ Под редакцией О.Ф Кабардина, М.: «Просвещение», 1993г.

2.       Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы.// Под ред. А.А. Покровского. М.: «Просвещение». 1974 г.

3.       Ефименко Ф.Ф. «Методические вопросы школьного курса физики», М.: «Просвещение», 1998 г.

4.       Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: «Просвещение». 1996г.

5.       Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики» М.: «Просвещение», 1995 г.

6.       Спасский Б.И. «Вопросы методического историзма в курсе физике средней школы». М.: «Просвещение», 1995 г.

7.       Физический энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия», 1993 г.

8.       Ретюнский В.Н., Гранатов Г.Г., Клочкова В.А., Суртаева Л.Ф. Реализация межпредметных связей при формировании понятия о стандартном виде числа.// ж. «Физика в школе», 1979 г. №2. с.31.

9.       Разумовский В.Г. «Проблема общего образования школьников и качество обучения физики». //»Педагогика», М.: 2000 г. №8.с 8.

10.     Иродова И.А., Пурышева Н.С. «Обучение физики в профессиональной школе; история, мировой опыт, актуальные проблемы».

Биология.

1.         Сонин Н.И. «Биология. Человек».,«Дрофа» 2001 г.

2.         Рохлов В.С. «Компьютерная поддержка биологии. Раздел «Человек и его здоровье», - М.: «Просвещение», 1996 г.

3.         Сухорукова Л.Н. «Формирование у старшеклассников умения делать мировоззренческие обобщения». //ж. «Биология в школе» №3 1982 г.

4.         Наумов Н.А. «Единство процессов формирования научной картины мира и научно-мотериалистического, атеистического мировоззрения учащихся в процессе изучения биологии».//ж.»Биология в школе» №4 за 1982 г.

5.         Шилов В.Ф. « Об использовании учебного оборудования по физике в процессе преподавания биологии» //ж. «Биология в школе» №2 за 1984 г.

6.         Короткова Л.С. Проблемный семинар для учителей биологии на тему: «Межпредметной связи, как основа формирования системы знаний и умений учащихся» //ж. Биология в школе» №1 1989 г.

7.         Петросян Г.П. «Законы физики и организм человека» (межпредметный вечер в 9 классе). //ж. «Биология в школе» №3. 1990 г.

8.         Хуторский А.В. «От единства к многообразию: интегративное начало занятий естественнонаучного цикла в 8-9 кассах».// Биология в школе. №5-6. 1992 г.

9.         Писарчук Е.А., Щербан О.В. «Ещё раз о концентрации интеграции естественнонаучных знаний». //ж. «Биология в школе». №1. 1991 г.

10.        Баландина В.Н. «Интегрированный урок: «Расход энергии; нормы и гигиена питания». //.ж. «Биология в школе» №6. 1997 г.

11.        Астанина С.Ю. «Межпредметные связи на обобщающем уроке». №6 1997 г.

12.        Смирнова Т.Г., Белоусова Е.Н. «Симметрия в биологии и математике». (Интегрированный урок) №5 1999г.

Химия.

1.         Семенькова Н.И. «Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся в процессе изучения периодического закона Д.И .Менделеева //ж. «Химия в школе» №3 за 1979 г.

2.         Мисечко Е.Н. Мациевский А.Э. «Обобщение и систематизация знаний о законах сохранения массы и энергии на основе межпредметных связей». //ж. «Химия в школе» №1-2. 1992г.

3.         Минченков Е.Е., Старченко А.К. «Межпредметные связи в процессе формирования понятия о химической реакции» //ж. «Химия в школе» №2

4.         Рыбницев П.Ф. «Обратные внутрипредметные связи» // №2. ж. «Химия в школе». 1987 г.

5.         Крылова Н.В. «Интеграция как важная составляющая учебного процесса». //ж.»Химия в школе»  №1. 1997 г.

6.         Макареня А.А., Кривых С.В., Шикова Л.В. «От химического образования к междисциплинарному подходу» //№7. за 2000 г. ж.«Химия в школе».

7.         Турлакова Е.В. «К изучению энергетического обмена в клетках», //ж. «Химия в школе» №7 2000г.

Литература для учащихся.

1.       Медников Б. «Аксиомы биологии». М: «Знание» 1982 г.

2.       Ильченко В.Р. «Перекрёстки физики, химии и биологии». М.: «Просвещение» 1986г.

3.       Астафуров В.И., Бусев А.И., «Строение вещества». М.: «Просвещение». 1998 г.

4.       Волькенштейн М.В. «Перекрёстки науки». М.: «Наука» 1992 г.

5.       Шрединир Э. «Что такое жизнь?» М.: «Автомиздат», 1972 г.

6.       Вавилов С.И. «Глаз и солнце». М.: «Наука».1981г.

7.       Васильев М.В. «Материя: повествование об элементах, стихиях и царствах природы».М.: «Советская Россия», 1977 г.

8.       Гальданский В.И. «Периодический закон и новое в изучении строения вещества». М.: «Знание», 1974 г.

9.       Данин Д. «Вероятностный мир». М.: «Знание» 1981 г.

10.     Петрянов И.В., Трифонов Д.Н. «Великий закон». М.: «Педаюшка». 1976 г.

11.     Шарден П.Т.» «Что такое жизнь, с тачки зрения физики». М.: «Наука», 1972 г.

12.     Моисеев Н.Н. «Человек и ноосфера». М.: «Прогресс», 1990 г.

13.     Большой энциклопедический словарь (1456 стр.), М.: «Дрофа» 2000 г.

14.     Большой справочник школьника по всем предметам 5-11 класса. М.: «Дрофа» 2000 г.

Методические пути осуществления межпредметных связей в спецкурсе «Естествознание»

Средства и приёмы реализации межпредметных связей в проведении спецкурса «Естествознание».

В дидактике давно установлено, что усвоение нового материала учащимися протекает в активной форме тогда, когда новое с самого начала представлено в виде задачи (М.А. Данилов) // «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения». В.Н. Максимова М.: «Просвещение» 1984г. стр. 68.

Содержание, объём, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования спецкурса. Для этого необходимо тщательно изучить учебные программы. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования – сетевое, курсовое, тематическое, поурочное.

Сетевое планирование осуществляется завучем или председателем методической или предметной секции. Сетевое планирование имеет форму графика, плана-карты, которые выявляют основные темы с наибольшим числом связей с другими предметами. Сетевой график представляет модель учебного процесса, которая отражает содержание и объём учебной деятельности учащихся в определённые отрезки времени и с учётом межпредметных связей.

Курсовое планирование спецкурса «Естествознание» осуществляется учителем или методистом. При этом могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. При использовании этого плана можно заранее спланировать консультации и посещения уроков учителей других предметов, подобрать необходимую методическую литературу по межпредметным связям спецкурса в каждой учебной теме.

Тематическое планирование. В нём отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в одних случаях создаётся опора для введения новых понятий, в других – объясняются причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих, конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретические положения и.т.п. В зависимости от познавательных целей использования межпредметных связей отбираются методы и приёмы их осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся.

Поурочное планирование. Конкретизация использования межпредметных связей спецкурса «Естествознание» в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план – разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучении нового или закреплении учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока – спецкурса с межпредметными. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования.

Формы обучения в процессе реализации спецкурса «Естествознание».

Систематическое использование в процессе обучения межпредметных связей в преподавании данного спецкурса, требует совершенствования организационных форм. Опыт показал, что применение и синтез знаний из различных учебных предметов осуществляется успешнее, если формы организации обучения носят коллективный характер. Сотрудничество учителей разных предметов, их взаимные консультации важны для правильного применения в обучении знаний из родственных предметов. Организация коллективной учебной работы учащихся полагает каждому ученику активно  использовать знания из тех предметов, по которым его успехи выше и которые вызывают особый интерес, что ведёт к формированию творчества. //. В.Н. Максимова. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения». М.: «Просвещение» 1984 г.

Возможны следующие формы творчества.

1.       Создание в результате творчества образа воображения.

2.       Создание знакомо-символической модели исследуемого объекта, изобретаемой конструкции или способа решаемой задачи. Простейшим в такой модели является вербальное описание.

3.       Результат творчества выражен в форме материального объекта.

//ж. «Завуч» №7. 1999 г. стр.64

         Итак – творческая активность – высшая форма активности. //Андреев В.Н. «Педагогика творческого саморазвития». М.: «Просвещение», 1996 г.

         Требования к уроку спецкурса «Естествознание».

         Межпредметные связи могут включаться в урок спецкурса «Естествознание» в виде фрагмента отдельного этапа урока. Анализ экспериментальных уроков, их сравнение с контрольными классами позволили нам выделить следующие основные требования:

1.        Урок с межпредметными связями спецкурса «Естествознание» должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов;

2.        На таком уроке должны быть обеспечены: высокая активность и интерес учащихся при применении знаний из других предметов;

3.        Межпредметные связи на уроке не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию учащимся сущности изучаемых понятий и явлений;

4.        На основе межпредметных связей важно сформулировать мировоззренческие выводы, сформулировать убеждения учащихся в материальности и познаваемости мира. Цель уроков спецкурса с межпредметными связями состоит в обучение и развитии творческих способностей учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач. Важно шире использовать на уроках такие методические пути активизации познавательной деятельности учащихся как:

·         Проведение повторительной беседы, выявляющий знания из других предметов, в начале урока или в процессе объяснения нового материала.

·         Создания проблемных ситуаций, постановка и решение проблемных вопросов, требующих знаний из смежных предметов;

·         Предварительные домашние задания на повторение знаний из смежных предметов с указанием параграфов из учебников;

·         Сочетание индивидуальных и групповых заданий (по интересам, по выбору, обязательных) с коллективной учебной работой в классе;

·         Опора на внеклассную работу, обобщающую знания учащихся из различных предметов и др. Целесообразно практиковать такие формы организации урока, которые обеспечиваю обобщающие функции межпредметных связей спецкурса «Естествознание»:обобщающее – повторительные уроки, уроки-обзорные лекции, уроки – конференции, уроки «путешествия»

Урок, с использованием межпредметных связей по спецкурсу «Естествознание».

Тема: «Газообмен в лёгких и тканях» (учебник Биология. Человек.. Н.И. Сонин. М.Р. Сапин, М.: «Дрофа» 2000 г).

Задачи:

1.             Познакомить учащихся с сущностью процессов дыхания, его роль в обмене веществ.

2.             Развивать знания о влиянии среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Сформировать у учащегося умение объяснять причинно – следственные связи в процессе газообмена в легких и тканях на основе усвоения физико-химических особенностей газообмена.

3.             Экологическое воспитание.

Межпредметные связи: состав воздуха, физические и химические свойства углекислого газа, качественная реакция на СО2, Реакция оксидов с водой, кислоты(Химия, 8 класс.). Кислород. Оксиды. Горение. Водород. Кислоты. Соли, механизм электрической диссоциации, ионы, химия – 9 класс «Теория электрической диссоциации», атмосферное давление, его изменение с подъёмом над уровнем моря, диффузия в газах и жидкостях (физика, тема «Первоначальные сведения о строении вещества», «Давление жидкостей и газов»).

Оборудование: таблицы «Органы дыхания», «Схема процесса дыхания», «Сравнение состава воздуха при дыхании», прибор для опыта с известковой водой.

Ход работы.

1.       Фронтальный опрос по рубрикам «проверьте свои знания (1-7) с.140», и «Подумайте» с.141. №1.

2.       Биологический диктант на основе рубрики: «Какие утверждения верны?» с.140.(Взаимоконтроль и тестирование).

3.       Повторение учащимися сущности дыхания с зарисовкой схемы процесса дыхания на доске или использованием самостоятельно подготовленной таблицы;

4.       Анализ изменения состава воздуха при дыхании с помощью таблицы «Сравнение состава воздуха при дыхании».

Таблица 1

Вохдух

O2

CO2

N2

примеси

1

Атмосферный

21%

0,05%

70%

0,94% инертные газы

2

Альвеолярный

14%

5,5%

80%

0,03% прочие газы, пары

3

Выдыхаемый.

16%

4%

79,7%

-«--------«-------«---------«-.

Вопросы к учащимся:

1.       Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?

2.       Почему отличается состав атмосферного и вдыхаемого воздуха?

3.       Как проверить, что мы действительно выдыхаем так много углекислого газа. (Надо провести качественную реакцию на углекислый газ с известковой водой).

4.       Эта реакция неоднократно проводиться в курсе природоведения и на уроках химии. Объясните, как собрать прибор для опыта, как его провести и запишите реакцию.(Ответ: прибор собирается, как показано на рис. 1).

 В вводную трубку выдыхается ртом воздух, примерно 10 полных выдохов. Помутнение известняковой воды происходит в результате образования нерастворимой соли карбоната кальция в процессе реакции:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О.

5.       Почему отличаются состав альвеолярного и вдыхаемого воздуха. (Ответ: в альвеолярночных пузырьках лёгких (таблица №1) скапливается воздух, непосредственно выделяемый из крови человека через капилляры. Он насущен углекислым газом (5,5%) и беден кислородом (14%). Проходя через бронхи, трохею, гортань, носовую полость, выдыхаемый воздух смешивается с находящимся в этих органах воздухом, который не участвует в газообмене, и в результате состав воздуха, выдыхаемого из организма, изменяется.

Ш Обсуждение вопроса «Физико–химические причины газообмена в лёгких и тканях». Рассказ учителя: В сентябре 1862 года во Франции был завершён подъём на воздушном шаре «Зенит» на высоту 11 тысяч  метров трёх воздухоплавателей. На землю вернулся живым только один человек, и он находился в обморочном состоянии. Двое других погибли. Никто не мог объяснить причину гибели этих людей, ведь кислорода было достаточно на этой высоте и он начинает исчезать из атмосферы на высоте 80 км. Нашёл эту причину русский физиолог И.М. Сеченов. В чём же она.

    Вопросы к учащимся.

1.       Что такое атмосферное давление? Как оно изменяется с подъёмом на высоту?.

Ответ: Атмосферное давление – это отношение силы давления, которую оказывает масса атмосферы на поверхность Земли. Атмосферное давление измеряется с помощью барометров. Раньше широко использовали ртутные барометры и измеряли атмосферное давление в мм.рт.ст. Теперь за международную единицу давления принят Паскаль. (1 Па. = 1Н/м2). Нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст. = 1.013 * 105. Н/м2. На высоте плотность воздуха и давление уменьшается.

Дополнение учителя: Воздух – это смесь газов, с подъёмом над уровнем моря уменьшается давление каждого газа, входящего в состав воздуха, в том числе и кислорода. Низкое давление кислорода препятствует его поступлению в организм, у человека начинается кислородное голодание, появляется учащённое дыхание, головокружение. Это признак горной болезни.

2.       Как вы думаете, в чём состояла причина гибели воздухоплавателей?

Ответ: Низкое давление кислорода на высоте 11 км. Привело к кислородному голоданию и гибели организма.

Пояснение учителя: Давление каждого газа, входящего в состав воздуха, составляет часть от общего давления смеси газов. Поэтому давление отдельных газов ( О2, СО2,) называется парциальным ( от лат. слова « парс»- часть) Запись или демонстрация таблицы.

3 Как объяснить направление движения газов при дыхании ? Почему О2 движется из воздуха в легкие, из легких в кровь, из крови в клетки, а СО2 движется в обратном направлении?

Ответ: Направление движения газов зависит от их давления.Кислород и СО2 движутся из области большого давления в область меньшего.

4 Рассмотрите в учебнике рисунок,изоброжающий газообмен в легких и в тканях.Стрелками показан процесс диффузии О2 и СО2. Вспомните из курсов физики и химии, что такое диффузия . В каком направлении происходит движение молекул газа в зависимости от его давления?

Ответ: Диффузия- это распространение одних веществ в других, движение молекул одного вещества между молекулами другого вещест ва.Молекулы газа и жидкости движутся из области большего давления в область меньшего.

5 Объясните как на основе этих знаний поддержание постоянной разницы давления газов между атмосферой и легкими, между  легкими и кровью, между кровью и тканями?

 ( Ответ: Наличие постоянной разницы давления газов обеспечивает необходимый для дыхания газообмен в легких и тканях, который происходит в соответствии с законом движения газов при их диффузии из области большого давления в область меньшего)

Вывод: Газообмен в легких и тканях объясняется поддержанием в организм постоянной разницы парциального давления газов ( О2 и СО2 ) между внешней и внутренней средой организма.

 

IV. Перенос газов кровью.

В венозной крови протекающей по капиллярам легочных пузырьков в легкие, кислород соединяется с гемоглобином ( условный символ )- Нв, образуя оксигемоглобин: Нв+ О2    = НвО2. Венозная кровь превращается в артериальную. Реакция окисления гемоглобина тормозится при наличии большой концетрации водородных ионов ( Н+  ) в крови. Их концентрация возростает при наличии в крови большого количества СО2. Это объясняется происходчщей в крови реакцией соединения СО2 с Н2О с образованием Н2СО3 слабой угольной кислоты, которая расподается на ионы H + и HCO3-. Происходит электролитическая диссоциация, механизм которой будет изучаться в курсе химии 9 класса.

CO2 + H2O == H2CO                H +

                                                 HCO3-

Высокая концентрация ионов Н +  имеет большое значение в капилярах тканей ,в которых образуется венозная кровь, вследствии поступления из клеток большого количества СО2. Повышение конентрации Н+ в крови уменьшает способность гемоглобина соединятся с кислородом. В результате концентрации кислорода и его давления в капиллярах остаются высокими,это облегчает его отдачу тканям. А углкислый газ соеденяется с кислородом.Таким образом кисотность среды ( концнтрация ионов в крови ) регулирует реакцию окисления гемоглобина и перенос кислорода к тканям. Гемоглобин очень легко соеденяется с оксидом углерода – угарным газом, который в виде вредных примесей может попадать в воздух. При этом  гемоглобин уже не может переносить кислород. Наступает « отравление « организма из-за недостатка О2 по физике, происходит газообмен в легких.

Ответ: в легочные пузырьки- альвеолы- поступает атмосферный водух с давлением О2 в 152-159 мм. рт.ст.: в альвеолах его давление резко падает- до 100-110 мм рт. ст .

т.к .он путем диффузии через тоньчайшие проницаемые стенки капилляров и легочных пузырьков проникает в движущуюся по капиллярам венозную кровь, где его давление еще ниже. В крови О2 сразу соеденяется с гемоглобином ,поэтому его концентрация и давление не возрастают. Концентрация же углекислого газа в венозной крови, поступающей вкаилляры легочных пузырьков, очень высока. Вследствии диффузии он выделяется в альвеолярный воздух. Давление углекислого газа в альвеолярном воздухе выше ( 40 мм рт. ст. ), чем в атмосферном, поэтому он выделяется из организма.

6.Почему снижается и поддерживается низкое давление О2 в тканях?  ( Ответ: О2 расходуется на реакции окисления,его концентрация в цитоплазме клеток поддерживается низкой,поэтому и давление его низкое.)

7.Какое значение для организма имеет поддержание постоянной разницы давления?

 V.   Закрепление. Ответьте на вопросы.

1.Почему у жителей горных районов увеличено количество эритроцитов в крови (в мм.-до 8) ?

2.Как в природе поддерживаетя постоянство состава воздуха? Какова роль зеленых растений?

3.Как в кабинах космических кораблей поддеривается нормальный состав воздуха и давления?

4.Почему необходимо вести борьбу с загрезнением воздуха в быту,в школе,на производстве,на улице?

5.Какие меры применяются за чистоту воздуха?

VI.    Итог урока.                         

  Комплексный семинар.

Комплексность означает решение комплекса учебно-воспитательных задач,сочитание различных методов и форм обучения,взаимодействия учителей разных предметов,которые принимают участие в подготовке и проведении уроков,семинаров,экскурсий с межпредметными связями спецкурса.Семинар можно провести в конце учебного года.

Задачи образовательые-обобщить и закрепить знания учащихся о проявлениях закона сохранения энергии и физических процессах и явлениях,в превращении химических веществ,в процессе жизнедеятельности организма:развивающие-развитие познавательных умений:видеть общность между физическими явлениями,химическими реакциями и процессами жизнедеятельности с позиций закона сохранения энергии и видеть специфику его проявления в процессах и явлениях разной природы:

Воспитательные-формирование понятие об универсальностизакона сохранения энергии,его роли в развитии филисофии диалектического материализма,раскрытие практического значения закона и научно-технического прогресса.

    В совместной работе учителей физики,химии,биологии был отобран учебный материал,составляющий содержание семинара,определены вопросы для подготовки учащихся,выделены параграфы для повторения.Межпредметный комплексный семинар-одна из продуктивных форм организации обучения,которая позволяет обобщить знания учащихся,из разных предметов с позиции мировозренчиских идей и успешно решать в единстве задачи образования,развития и воспитания школьников.

// Максимова В.Н. Межпредметный комплексный семинар «Движение крови по сосудам»- ж.  «Биология в школе» №5 1980 год.

         Таблица№2 «Закон сохранения энергии – универсальный закон природы"

Основные вопросы

Вопросы для подготовки учащихся

литература

1. Энергия, ее виды и превращения

1.       Что такое энергия. Основные виды энергии. Виды механической энергии.

2.       Превращение энергии и закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах

Физика 8-9 класс.

2. Закон сохранения энергии в превращениях химических элементов

1.       Закон сохранения массы вещества.

2.       Тепловые явления при растворении.

3.       Тепловой эффект химической реакции.

4.       Превращение энергии в окислительно-востановительных реакциях.

Химия 8 класс.

3. Закон сохранения энергии в обмене веществ организма

1.       Превращение энергии в работе мышц, движение крови по сосудам, в дыхательных движениях.

2.       Процесс ассимиляции и диссимиляции. Распад белков, жиров, углеводов. Биосинтез белка.

3.       Энергетический этап обмена веществ. Роль А.Т.Ф.

4.       Расход энергии организмом. Измерение количества энергии, истраченной организмом. Нормы питания человека.

Биология 8 класс.

Человек.

Общая биология 10-11 класс

4.Закон сохранения в механике

1.       Закон сохранения импульса. Его проявление в реактивном движении.

2.       Закон сохранения полной механической энергии.

3.       Закон сохранения энергии и вечный двигатель.

5. Закон сохранения энергии – универсальный закон природы

1.История открытия законов сохранения энергии. Энергия и масса

2. Значение законов сохранения энергии в живой и неживой природе.

     

                      Межпредметная конференция

 

Конференция, как и семенар, обобщает знания учащихся из разных предметов вокруг определенных проблем, идей, учебных тем. Она может быть проведена на обобщающем уроке или форме внеклассного мерориятия. Методика конфернции состоит в последовательно раскрывающих ее тему сообщениях учащихся ,а методика семинара ,как показано выше,более разнообразна,она включает дискуссии,беседы, опыты. Конференция может быть подготовлена и проведена одним учителем или группой учителей

Тема: Движние крови по сосудам.

Цель: формирование у учащихся представления об особенностях движения крови по сосудам о кровяном давлении и скорости тока крови.

Задачи: 1) образовательные-усвоение учащимися закономерностей движния крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости;

2)развивающие-развитие познавательных интересов школьников,развитие умения учащихся применять знания,полученные при изучении физики для решения позновательных по биологии,овладение учащимися навыками измерения кровяного давления;

3) воспитательные-формирование у учащихся диалектино-материалестического мировозрения,убежденности в материальности и познаваемости.

   За 2-3 недели до конференции учащиеся получают вопросы. Им предлагается по взаимному соглашению объеденится в 3-5-7 групп и выбрать для подготовки докладов один из следующих вопросов;

1.История открытия кровообращения.Круги кровообращения.(Литература:Детская энциклопедия,Т.7.Биология.Человек Н.И.Сонин.М.;»Дрофа»2000 г.)

2. Давление,способы его измерения,еденицы,приборы ( Литература: Физика-6-7 классы)

3. Кровяное давление,его роль в движении крови по сосудам,измерение его.(Учебник. Биология .Человек-8 класс,консультация школьной медсестры).

4.Сопротивление стенок сосудов. Пульсовые волны. Закон сохранения энергии. (литература:Физика-7-9классы)

5 .Скорость,еденицы измерения.Скорость тока крови.Зависимость скороси от сечения сосуда. Закон Бернули. ( Литература: Физика 7-9 классы. Консультация учителя физики).

6.Работа и движение органов тела,их роль в движении и перераспределении крови в организме.  (Литература: Физиология человека А.Г.Хриппова,Д.В.Колесов. Изд.2-е М.: «Просвещение»,1976г,с 64-73).

7. Регуляция величины прсвета сосудов. Роль химических веществ и их концентрация в крови. ( Литература:ж.» Биология в школе» №5 1980 г.В.Н.Максимова.Межпредметный комплексный семинар «Движение крови по сосудам»)

        Анализ и обощение эксперементальной работы по методике преподования биологии.

      Проводя диагностику в январе 2002 года (8 класс) по тесту № 6 «Оценка способностей к саморазвитию» // Андреев В.И. «Педогогика творческого саморазвития». Были получены следующие данные по 14 учащимся 8 класса

Уровень способностей к саморазвитиюи самообразованию

Количество учащихся

Сентябрь 2001 г.

Январь 2002г.

1. Очень низкий

-

-

2. низкий

-

-

3. ниже среднего.

1

-

4. чуть ниже среднего.

1

2

5. средний.

3

1

6. чуть выше среднего.

2

1

7. выше среднего.

2

3

8. высокий.

2

3

9. очень высокий.

3

4

Была проведена тематическая контрольная работа по биологии. Базовый уровень. Январь 2002 г. Контрольная работа была расчитана на один урок. Тема « Кровь».

В итоге – уровень знаний учащихся показанных при выполнении контрольных работ соответствует ожидаемым результатам.

График ,показывающий качество знаний и успеваемость учащихся в 8 классе за сентябрь 2001 г. и январь2002 года.

Анализ результатов следующий: подтвердилась удачность выбора содержательного материала по биологии, наметились принципы взаимосвязи этих предметов в совершенствовании качества знаний;единство решаемой проблемы; формулировка конкретных вопросов к учащимся,требующие воспроизведения и применения знаний по биологии,химии,физике; включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания,умения работать с дополнительной литратурой.

Опыт работы Милениной Г.Ф. рассматривался на методическом объеденении в школе. Коллеги используют ее рекомендации по формированию научного материалистического мировозрения школьников. Работа по данному исследованию продолжается. Ноуже сейчас можно говорить о позитивных сторонах эксперимента.

Улучшилось:

1.Систематическая подготовка учащихся к урокам.

2 Активность учащихся на уроке.

3 Качество знаний на уроке.

4 Работа учащихся с дополнительной литературой..


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации