Экзаменационные вопросы по биологии и методике преподавания
и практические задания
(к аттестации учителей биологии на высшую - 1 - 2 квалификационные категории)

Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии ООИПКРО

Экзаменационные вопросы по биологии и методике преподавания
(к аттестации учителей биологии на высшую квалификационную категорию)


1. Новые педагогические технологии как средство развития учащихся.
2. Концептуальные подходы к обновлению содержания школьного курса биологии.
3. Достижения учащихся по биологии как результат образовательной деятельности.
4. Цели и задачи биологического образования в период модернизации учебного процесса. Проблемы биологического образования. Нормативно-правовые вопросы преподавания биологии.
5. Интеграция как средство развития ученика.
6. Региональные аспекты преподавания биологии и экологии.
7. Краеведческие подходы к преподаванию биологии.
8. Экология в школьном курсе биологии.
9. Генетика. Достижения современной науки в области генетики.
10. Системный подход к развитию личности школьников в процессе изучения биологических дисциплин.
11. Подходы к организации творческой деятельности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности.
12. Критерии анализа современного урока биологии.
13. Требованя к современному уроку биологии.
14. Организация работы учителя с одаренными детьми.
15. Подготовка учащихся к олимпиадам по биологии. НОУ по биологии.
16. Проблемы и перспективы развития биологического образования в связи с переходом на 12-летнее обучение.
17. Методические аспекты преподавания биологии. Предметные недели.
18. Нетрадиционные формы уроков.
19. Достижения учащихся как результат образовательной деятельности по биологии.
20. Некоторые аспекты профессионализма и компетентности учителя биологии: возможные подходы к их оценке.
21. Обобщение педагогического опыта как показатель профессионального уровня учителя.
22. Тестовый контроль знаний учащихся. Организация работы с тестами.
22. Учебно-опытный участок как средство формирования у учащихся теоретических и практических навыков работы.
23. Критерии живых систем.
24. Бионика. Значение биологии для научно-технического процесса. Евгеника. Достижения биологии в области генетики.
25. Система работы учителя по развитию личности школьника средствами предмета.
Практические задания для учителей биологии
1. Составить контрольную работу по биологии для учащихся (тематический, промежуточный, итоговый контроль - по усмотрению учителя).
2. Составить и защитить опорный конспект по одной из предложенных тем.
3. Решить задачу по генетике.
4. Разработать дифференцированные задания для учащихся по одной из предложенных тем.
5. Проанализировать одну из последних методических работ журнала “Биология в школе”.
6. Составить тезисы по одной из предложенных тем учебной программы.
7. Спланировать работу творческой группы учителей по предложенной проблеме.
8. Составить план совместной деятельности учителя и ученика по написанию и защите реферата.
9. Спланировать контроль знаний учащихся по одной из предложенных тем школьного курса биологии.
10. Составить методические рекомендации “Как повысить результаты в обучении”.
11. Предложить схему описания своего педагогического опыта.

Экзаменационные вопросы по биологии и методике преподавания
(к аттестации учителей биологии на первую квалификационную категорию)

1. Концептуальные подходы к преподаванию школьного курса биологии в условиях реформирования биологического образования. Цели биологического образования.
2. Пропедевтика биологического образования. Базовый уровень биологического образования.
3. Вариативность учебных программ по биологии. Учебно-методические комплекты к вариативным программам.
4. Формирование умений и навыков на уроках биологии.
5. Заключительный этап биологического образования в средней школе. Структура и содержание.
6. Нормативно-правовые вопросы преподавания биологии.
7. 12-летнее обучение: проблемы и перспективы. Структура биологического образования 12-летней школы.
8. Структура и содержание биологического образования при переходе на концентрическую систему обучения. Вариативность учебных программ по биологии.
9. Учебно-методический комплект Н.И. Сонина.
10. Основные формы организации методической работы в школе, районе.
11. Основные этапы совместной деятельности ученика и учителя при написании реферата. Защита реферата как форма итоговой аттестации учащихся.
12. Системный подход к контролю знаний учащихся по биологии.
13. Валеологические требования к преподаванию биологии.
14. Уровни организации живых систем. Методические аспекты преподавания одного из уровней.
15. Биологические законы. Формулировки и их сущность. Методические приемы преподавания одного из законов.
16. Приорететные направления в биологии.
17. Профессиональная культура учителя как фактор повышения качества биологического образования.
18. Экологическое образование в школе. Структура и содержание. Программы по экологии. Внеклассная работа учителя биологии по экологическому образованию.
19. Краеведческие побходы к преподаванию биологии.
20. Реализация идей гуманизации и демократизации средствами урочной и внеклассной работы.
21. Дифференцированный подход в обучении биологии.
22. Критерии живых систем.
23. Бионика. Значение биологии для научно-технического процесса.
24. Генетика в школьном курсе биологии.
25. Евгеника. Достижения биологии в области генетики.

Практические задания для учителей биологии

1. Составить контрольную работу по биологии для учащихся (тематический, промежуточный, итоговый контроль - по усмотрению учителя).
2. Составить и защитить опорный конспект по одной из предложенных тем.
3. Решить задачу по генетике.
4. Спланировать совместную работу ученика и учителя в ходе предметной недели по биологии.
5. Разработать дифференцированные задания для учащихся по одной из предложенных тем.
6. Предложить темы рефератов для учащихся за курс средней и основной школы.
7. Представить результаты исследовательской работы, проводимой в рамках проблемы по самообразованию.


Экзаменационные вопросы по биологии и методике преподавания
(к аттестации учителей биологии на вторую квалификационную категорию)

1. Преподавание школьного курса биологии в условиях реформирования биологического образования. Цели биологического образования.
2. Базисный учебный план. Пропедевтика биологического образования. Базовый уровень биологического образования.
3. Программно-методическое обеспечение преподавания школьного курса биологии.
4. обязательный минимум содержания основного образования.
5. Вариативность учебных программ по биологии. Учебно-методические комплекты к вариативным программам.
6. Подходы к определению структуры школьного курса биологии.
7. Заключительный этап биологического образования в средней школе. Структура и содержание.
8. Нормативно-правовые вопросы преподавания биологии.
9. 12-летнее обучение: проблемы и перспективы. Структура биологического образования 12-летней школы.
10. Структура и содержание биологического образования при переходе на концентрическую систему обучения.
11. Учебно-методический комплект Н.И. Сонина.
12. Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся.
13. Основные этапы совместной деятельности ученика и учителя при написании реферата.
14. Защита реферата как форма итоговой аттестации учащихся.
15. Системный подход к контролю знаний учащихся по биологии.
16. Валеологические требования к преподаванию биологии.
17. Уровни организации живых систем. Методические аспекты преподавания одного из уровней.
18. Биологические законы. Формулировки и их сущность. Методические приемы преподавания одного из законов.
19. Приорететные направления в биологии.
20. Методические особенности преподавания школьного курса биологии.
21. Современные представления о возникновении жизни.
22. Организация работы на пришкольном участке.
23. Кабинет биологии как средство развития учащихся. Требования к оформлению кабинета.
24. Внеклассная работа по предмету.
25. Система работы учителя биологии по отслеживанию качества знаний учащихся.

Практические задания для учителей биологии

1. Составить контрольную работу по биологии для учащихся (тематический, промежуточный, итоговый контроль - по усмотрению учителя).
2. Решить задачу по генетике.
3. Разработать дифференцированные задания для учащихся по одной из предложенных тем.
4. Проанализировать одну из последних методических работ журнала “Биология в школе”.
5. Составить тезисы по одной из предложенных тем учебной программы.
6. Спланировать контроль знаний учащихся по одной из предложенных тем школьного курса биологии.


Практико-ориентированные направления для аттестации учителей биологии на высшую категорию

1. Познавательная деятельность учащихся как одно из необходимых направлений эффективности процесса обучения.
2. Межпредметные связи как средство усвоения учащимися ведущих мировоззренческих идей в биологии.
3. Валеология - междисциплинарная область знаний как средство формирования, сохранения и укрепления здоровья.
4. Творческая активность как одна из ступеней развития личности.
5. Методологические условия повышения качества биологического образования на переходном этапе освоения УМК Сонина Н.И.
6. Отработка содержания и методики преподавания курса “Биология. Живой организм” автора Сонина Н.И.
7. Отработка содержания и методики преподавания курса “Многообразие живых организмов” авторов Захарова В.Б, Сонина Н.И.
8. Отработка содержания и методики преподавания курса “Человек” авторов Сапина М.Р, Сонина Н.И.
9. Отработка содержания и методики преподавания курса “Общие закономерности” авторов Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И.
10. Организация разноуровневого обучения биологии.
11. Проблемное обучение как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии.
12. Роль биологического эксперимента в развитии исследовательских навыков учащихся.
13. Игровая деятельность как средство гуманизации обучения.
14. Интеграция как средство обучения учащихся.
15. Экологизация биологических знаний как одно из направлений гуманитаризации школьного курса биологии.
16. Региональные аспекты биологического образования.
17. Краеведческие подходы к изучению курсов биологии в школе.
18. Эстетическое воспитание на уроках биологии как условие развития ученика.
19. Олимпиады по биологии как средство развития ученика и учителя.
20. Контрольно-измерительные материалы по биологии как средство итоговой аттестации учащихся за среднюю (полную) школу.
21. Контрольно-измерительные материалы по биологии как средство итоговой аттестации учащихся за основную школу.
22. Кабинет биологии как средство эффективности образовательного процесса по биологии.
23. Опытно-экспериментальная работа по биологии на пришкольном участке.
24. Разработка и внедрение современных технологий обучения, ориентированных на творческое саморазвитие личности.
25. Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии на основе личностно-ориентированного обучения.
26. Развитие познавательного интереса и повышение уровня обученности учащихся посредством элементов модульного обучения.
27. Развитие познавательных и творческих способностей учащихся средствами ТРИЗ-технологии.
30.Повышении эффективности обучения биологии в школе при использовании информационной технологии.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации