Содержание творческих заданий по биологии по УМК Сонина Н.И. как основа развития мышления учащихся
Из опыта работы
Старостиной Л.Н.
учителя биологии г. Новотроицка
Материалы представила Мишакова В.Н., зав. УМК биологии ООИПКРО

В настоящее время учитель достаточно хорошо осведомлен о необходимости осуществлять развитие учащихся в процессе обучения. Произошла известная перестройка и в методах обучения в направлении усиления их влияния на развитие школьников. Однако перед учителем выдвигается и другая задача: изучать продвижение учащихся в развитии. Без установки на такое изучение сама работа над развитием школьников перестает осознаваться учителем как необходимая часть процесса обучения, как первостепенная его задача.

Что же такое развитие и чем оно отличается от усвоения?

В педагогической и психологической литературе признается, что развитие не сводится к усвоению. В то же время понятие «развитие» и явление, им обозначаемое, не имеют однозначного определения.

Некоторые авторы под развивающим обучением понимают такое обучение, при котором психические новообразования у ребенка возникают не только в содержательной стороне психики (в представлениях, понятиях, суждениях, обобщениях), но и в процессуальной стороне, в способах психической, в частности, умственной деятельности. Следовательно, под усвоением в данном случае понимаются изменения в сфере знаний, под развитием – изменения в сфере способов деятельности.

Другие исследователи утверждают, что изменения в психике могут возникать как в ходе прямого научения, так и в результате внутренних интегративных процессов, в результате внутренней самостоятельной переработки внешних воздействий. Следовательно, психические новообразования различаются по механизму их возникновения. О развитии в таком случае будут свидетельствовать новообразования второго вида, возникающие в следствии постепенного внутреннего движения, самостоятельной переработки впечатлений.

Новообразования такого рода могут, с одной стороны, как бы «забегать» вперед, за рамки того, чему ребенка обучали: у учащихся, например, появляются зачатки научного определения понятий, которые не давались в процессе обучения; появляется способность к тонкому, детальному наблюдению, к многоаспектному осмыслению явлений, к обобщению получаемых частных впечатлений, причем это проявляется при решении задач новых, не встречавшихся в обучении. Возникают и способы деятельности, которым ребенка не обучали.

С другой стороны, новообразования, возникающие в результате внутренних интегративных процессов, могут проявляться позже соответствующих педагогических воздействий. Иначе говоря, могут возникать ситуации, когда на протяжении какого-то времени преподаваемое учителем как бы не находит никакого отражения в психике ребенка. Он остается как бы глухим к определенным педагогическим воздействиям. Но наступает период, когда эти воздействия, казалось бы, прекращаются, учитель с классом приступает к решению новых учебно-воспитательных задач, а у данного ученика проявляются вдруг изменения в знаниях, умениях, отношениях, которые свидетельствуют о его психическом развитии в этом направлении, которого добивался учитель. Эти изменения могут быть малозаметными, в виде маленьких ростков, готовых вот-вот исчезнуть, но они проявляются и их очень важно учителю увидеть, они – свидетельство подлинного развития ребенка, его продвижения сравнительно с исходным уровнем.

Понятие развития употребляется в педагогике и в третьем значении, как обозначающее нарождение нового, движение от старого к новому безотносительно к тому, в содержательной или процессуальной стороне психики происходит возникновение нового и каковы механизмы этого возникновения. То есть термин «развитие» употребляется здесь в самом широком значении, покрывая собой и понятие «усвоение».

Может возникнуть вопрос: если уровни развития разные, то какими же нормами руководствоваться при определении результативности работы учителя?

Вопрос о качестве достижений учащихся до сих пор в педагогической науке остается дискуссионным. Диагностику предлагается измерять разными способами: оценочно, безоценочно, с использованием других параметров человеческой деятельности. Однако в последнее время качество знаний, умений и навыков все более уточняется и сюда включаются следующие моменты для тщательного анализа достижений учащихся как:

- глубина, осознанность и прочность знаний;

- умение вычленит ведущую идею, применить знания в различных жизненных ситуациях;

- умение приобретать с помощью имеющихся знаний новые знания;

- степень овладения практическими навыками;

- виды, формы проверки знаний учащихся;

- воспитывающий, стимулирующий характер подведения итогов, оценки результатов достижений.

На проблему качества биологического образования школьников я вышла в процессе отслеживания результатов своей деятельности и учета учебных и личностных достижений каждого ученика в ходе реализации школьного образовательного мониторинга «управление качеством обучения, воспитания и развития личности школьников». Возникли естественные вопросы:

- Что означает понятие «качество образования?»

- Как определяется качество образовательного процесса для учителя биологии?

- Каковы основные критерии качества образовательного процесса?

- Можно ли в условиях общеобразовательного учреждения достичь качественного образования?

Для организации и проведения учебного процесса в каждом классе в начале учебного года избирается ученическое самоуправление (по методу С.Д. Шевченко), в составе:

· лаборанты (ученики, которые отвечают за оборудование класса необходимыми средствами обучения и их сохранность: карты, таблицы, схемы и пр.);

· дублер учителя (ученик, который частично выполняет функции учителя: объясняет тему, помогает опрашивать учеников и др.);

· контролеры ( учащиеся, контролирующие ведение ученических тетрадей и работу с ними);

· консультанты (ученики, обеспечивающие консультацию учащихся, у которых выявлены пробелы в знаниях или которые по болезни пропустили урок).


Тематическое планирование

Раздел. Обмен веществ и энергии. Пищеварение.

Комментируемое управление
Тема: Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Схемы – опоры
Тема: Обмен органических и неорганических веществ.
Перспективная подготовка (I этап)
Тема: Пищеварение, его роль в обмене веществ. Строение органов пищеварения.
Лабораторная работа
Тема: Пищеварение в ротовой полости
Перспективная подготовка (II этап)
Лабораторная работа
Тема: Пищеварение в желудке
Перспективная подготовка (II этап)
Тема: Пищеварение в кишечнике. Всасывание
Опорно-тематические конспекты
Практическая работа
Тема: Витамины
Перспективная подготовка (III этап)
Тема: Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
Перспективная подготовка (III этап)
Тема: Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации