Методическое обеспечение преподавания биологии в профильных классах
Представила: В.Н. Мишакова, зав. УМК биологии ООИПКРО
Дата: 10.10.03

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором форми­рования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается различать три компонента в содержании образования старшеклассников:

- базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

- профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

- элективный компонент (компонент по выбору): ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Сельскохозяйственные технологии, Психология, и проч. (комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории).

В соответствии с проектом профильного обучения и проектом государственного стандарта по биологии содержание  образования в средней ( полной) школе учитывает преемственность с курсом биологии основной школы, обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля: гуманитарно-филологического, социально-гуманитарного, физико-математического, биолого-химического и технико-технологического.

В классах  гуманитарно-филологического, социально-экономического и технико-технологического профилей, где биология не является профилирующим предметом (уровень «А»), выпускники должны получить обобщенные знания о разноуровневой организации жизни и эволюции живой природы. При этом главное внимание  уделяется знаниям, составляющим основу формирования научного мировоззрения, ценностных ориентаций,  а также прикладного характера. В итоге у учащихся должны быть сформированы целостные представления о жизни как уникальном общепланетарном явлении, многообразии биосистем, убежденность в необходимости бережного, гуманного отношения к биологическим объектам, в том числе и к человеку, окружающей среде в целом, обеспечена генетическая грамотность.

Гуманитарный профиль (социально-экономический и технический) – в X- XI кл. изучение биологии осуществляется по учебнику «Общая биология. 10-11 кл.», авт. Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова. – М.: Просвещение, 2001. В соответствии с Базисным учебным планом по этому учебнику на изучение биологии
отводится 68 часов: по 1 часу в неделю в Х и Х
I классах (или по 2 часа в неделю: в Х классе во II и в XI классе в I полугодии). К учебнику подготовлен учебно-методический комплект: «Методическое пособие по курсу общей биологии», авт. Т. В. Иванова и др., «Сборник заданий по общей биологии», авт. Т. В. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2002.

  Курс биологии физико-математического профиля (уровень «В») должен соответствовать названным выше требованиям  и в то же время расширять и углублять основные биологические понятия. На изучение курса биологии в 1О-11 классах данного профиля должно отводиться не менее 2 ч. в неделю. В X- XI классе изучение биологии осуществляется по учебнику «Общая биология. 10-11 кл.», авт. Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц. – М.: Просвещение, 2001. К учебнику разработан учебно-методический комплект: рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы.

 Содержание биологического  образования в классах биолого-химического профиля (углубленное изучение предмета) определяется педагогическим коллективом школы. В нем должны найти отражение современные достижения биологической науки: цитолого-генетические основы жизни, синтетическая теория эволюции, хромосомная теория наследственности и др.; получить более полное освещение основные признаки биосистем, выделяемых в науке, закономерности живой природы, ее процессы и явления, методы научного познания (эксперимент, наблюдение, выдвижение гипотез, математическое моделирование процессов жизни, мысленное экспериментирование). На изучение биологии в этом профиле отводится не менее 3-х часов в неделю.

В X- XI классе продолжается изучение биологии по учебнику «Общая биология. 10-11 кл.», авт. В. Б. Захаров, С. Г Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2000-2002. К учебнику разработан учебно-методический комплект, включающий рабочие тетради для учащихся и для учителя, методические рекомендации учителю.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более функциональным и эффективным.

В основе профильного биологического образования  должен быть принципиально новый курс биологии,  построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и  развивающего характера обучения,  преемственности,  широкой  дифференциации при минимально необходимых образовательных  стандартах.  Содержание курса должно отражать систему понятий биологии,  ее  место  в культуре, а структура  соответствовать  закономерностям  развития познавательных возможностей школьников. В  зависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного. Остановимся подробней на  содержании  биологического образования  в профильных химико-биологических классах.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

          - освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

          - ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

          - овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

          - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

          - приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Для усиления экологической направленности обучения наряду с  инвариантной частью - курсом общей биологии - в содержание  образования могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду с  курсом общей биологии целесообразно вести курсы «Здоровье  и  окружающая среда», «Основы гигиены».  Сельскохозяйственную  направленность химико-биологическому профилю придадут курсы  по  физиологии растений с основами растениеводства, по  физиологии  животных, генетике и селекции.

    Внеурочная работа по биологии  является  наиболее  подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика  которой определяется учителем в зависимости от его опыта и  возможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. В районах, где есть профильные учреждения дополнительного образования (эколого-биологический центр, станция юннатов), условия для работы со школьниками более благоприятные, т.к. происходит интеграция школьного и дополнительного образования. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного биологического образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации