ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СПЕЦКУРС "БИОХИМИЯ"
ГУРИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
учитель биологии школы-колледжа № 45 г.Оренбурга

Автор: Бланк Н.В.
Соавтор - учитель химии школы-колледжа N45 Носова Т.А.

Проблема сочетания интегрированного и дисциплинарного образования не раз остро стояла перед отечественной и зарубежной школой. С 20-х годов в отечественной школе утвердилась четкая дифференциация школьных учебных дисциплин, имевшая как положительные, так и отрицательные стороны.
С одной стороны, такой подход оправдывался глубокими и прочными знаниями по отдельным дисциплинам, высокими результатами советских и российских школьников на международных олимпиадах.
С другой стороны, изоляция дисциплин вносила элемент схоластики в знания учащихся вообще, не давала системности и целостности взглядов на окружающий мир, и пожалуй, самое главное, что особенно стало заметным на рубеже XXI века, - это неспособность, неумение узких специалистов видеть и учитывать все факторы, проявляющиеся в результате взаимодействия человека с природой и обществом.
Условия возникновения

В новых концепциях школьного биологического и химического образования интеграция рассматривается как одно из магистральных направлений развития школы сегодня. В практике работы средней школы-колледжа N45 с углубленным изучением иностранных языков и менеджерской подготовкой перед учителями биологии и химии проблема интеграции встала наиболее остро.
Согласно статусу школы в учебном плане имеется ряд профильных дисциплин, значительно наполняющих как инвариантную, так и вариативную часть плана (профильные дисциплины для учащихся 10-11 классов, иностранные языки - с 1-го класса - французский, с 7-го класса - английский, компьютерная подготовка с 1-го класса), а биология и химия являются непрофильными дисциплинами, поэтому учащиеся должны получить знания по этим предметам соответствующие требованиям средней общеобразовательной школы.
Потребность возникновения спецкурса "Биохимия" вытекает из логически оправданного объединения тесно связанных между собой разделов химии и биологии ("Цитология", "Амины. Аминокислоты", "Белки", а также тем "Нуклеиновые кислоты", "Углеводы", "Жиры").

Планирование содержания спецкурса осуществляется на основе принципов:
- стыковка,
- естественная необходимость,
- гуманистическая направленность.

'Стыковка' изучаемого материала по программам двух дисциплин по времени и в одной параллели, по мнению авторов, - наиболее важна, т.к. жесткая временная корректировка тематического планирования даже в области одного предмета нарушает логику изучаемого материала и вносит элемент искусственности.
Принцип естественной необходимости продиктован не только социальным заказом общества школе, но и требованиями учета возможностей и склонностей самих учащихся.
Принцип гуманистической направленности диктуется необходимостью приобщения учащихся к участию в решении нравственных, общечеловеческих проблем: охрана окружающей среды, СПИД, наркомания и т.д.

Практическая значимость и перспективность спецкурса:
- в отсутствии дублирования материала в ходе изучения;
- в широких возможностях формирования диалектических взглядов на окружающий мир;
- в многообразии форм и методов подачи материала и контроля за знаниями учащихся, позволивших углубить содержание областей знания, в преподавании на высоком уровне сложности, при высоком темпе, но без ущерба для учащихся;
- в осуществлении идей развивающего, проблемного и дифференцированного обучения;
- в отработке общеучебных навыков труда.

Интегрированный спецкурс "Биохимии" рассчитан на первое полугодие 11 класса (12 недель, 24 часа химии и 12 часов биологии). В его основу положены идеи создания целостного представления о мире и идея нахождения общей платформы сближения предметных знаний. По форме интеграции курс определен как объектно-практический. Со спецкурсом "Биохимии" содержательно связаны интегрированные спецкурсы "Экология и мы" (форма интеграции - предметно-деятельностная) и "Человек и человечество" (форма интеграции - проблемно-ценностная).

Этапы работы по спецкурсу


I этап. Подготовительный (накопление фактического материала).
ХИМИЯ БИОЛОГИЯ
углеводы химический состав клетки
амины
аминокислоты строение клетки
гетероциклические соединения
ИЗУЧАЮТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО

II этап. Основной (собственно биохимия).
Вещества клетки, ответственные за процессы жизнедеятельности клетки, взаимосвязь этих процессов, их характеристика с точки зрения химии и биологии.
ХИМИЯ БИОЛОГИЯ
Всего 12 часов Всего 6 часов
(тесный контакт, переплетение изучаемых тем, бинарные уроки)
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗАННО

Спецкурс имеет выход на воспитательную работу. Реализация модели воспитательной работы через интеграцию в единстве урочной и внеурочной деятельности осуществляется за счет:
- работы творческих групп, кружка и факультатива;
- индивидуальных заданий по реферированию материала из дополнительной литературы;
- постановки проблем общечеловеческого и нравственного звучания на уроках-конференциях;
- творческой работы по написанию заметки в газету по материалам конференции ( "Вести с конференции").

Цели спецкурса. Подготовка личности, наделенной определенными знаниями о собственных целях и возможностях, инструментарием для прописывания себя и своей деятельности в современные социально-экономические коммуникации.

Задачи спецкурса:
- формировать у учащихся целостную систему взглядов об окружающем мире на основе интегрированного материала, средств и методов двух дисциплин, обеспечивающих усвоение знаний по предметам естественного цикла в единстве и целостности;
- учить владеть сформированными навыками и умениями учения и самообразования, самокритично оценивать их результаты;
- учить владеть системой навыков чтения, выбирать и определять цель чтения, рациональные формы извлечения и систематизации информации;
- учить овладению навыками самостоятельного изучения школьной программы;
- учить выявлять аналогии в учебном материале;
- учить творчески применять знания в новых, нестандартных ситуациях;
- учить владению навыками аналитического подхода к изучаемому;
- учить аргументировать свое высказывание.

Теоретическая база. Автором использовались идеи развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова), дифференцированного и интегрированного обучения.

Новизна:
- Спецкурс отражает практическое осуществление интегрированного процесса как одного из перспективных направлений в работе школы, которое выражается в планировании нового курса, разработке уроков в их логической последовательности.
- Спецкурс отражает реализацию методологического подхода средствами двух предметов в их взаимопроникновении и взаимодополнении.
- Спецкурс отражает реализацию модели учебно-воспитательного процесса "воспитание через обучение" в единстве урочной и внеурочной деятельности.
- Спецкурс представляет оптимальное сочетание форм и методов, позволяющих негуманитарным дисциплинам выходить на проблемы нравственного характера (Жизнь, Человек, Отечество ... как наивысшие ценности).

Результативность. Автором определены следующие критерии результативности:
1. Характеристика мотивов деятельности учащихся. Исследуются особенности проявления учебно-познавательного интереса и выделяются следующие уровни:
I уровень - отсутствие интереса,
II уровень - реакция на новизну,
III уровень - любопытство,
IV уровень - ситуативный учебный интерес,
V уровень - устойчивый учебно-познавательный интерес,
VI уровень - обобщенный учебно-познавательный интерес.
Замеры показали преобладание у учащихся IV - VI уровней.
2. Характеристика целей и целеполагания.
Исследуются следующие уровни сформированности целеполагания:
I уровень - возможность применения лишь частных задач на основе "готовых знаний",
II уровень - самостоятельное определение целей в ходе выполнения деятельности. Исследование показало преобладание самостоятельного определения целей.
3. Характеристика учебных действий.
I уровень - отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности,
II уровень - выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем,
III уровень - неадекватный перенос учебных действий,
IV уровень - адекватный перенос учебных действий,
V уровень - самостоятельное построение плана учебных действий,
VI уровень - обобщение учебных действий.

Для работы по этим критериям и проверки надежности самих критериев взаимосвязи отдельных показателей эффективности обучения разработан инструментарий
система контрольно-диагностичских заданий:
- задания, фиксирующие не только результат, но и процесс решения задач;
- задания по структуре, содержанию и форме позволяют реализовать собственные способы учебной работы;
- серия заданий, позволяющая выявить индивидуальные особенности в работе ученика и оптимальных для каждого ребенка средств обучения;
- задания, направленные на усвоение материала и выявление внутренних факторов успеха, а также уровня и динамики их развития.

Диагностические замеры по критериям до проведения спецкурса и по окончанию его показывают позитивную динамику и подтверждают целесообразность выбранной формы интеграции школьных дисциплин в виде спецкурса.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации