Программа элективного курса по биологии «Олимпиада как средство развития»
Из опыта работы
Юлдашева А.К.,
учителя биологии Гайского района

Материалы представлены зав. УМК биологии В.Н. Мишаковой
                                                      

    
Как результативно подготовиться к олимпиаде по биологии? Задания олимпиады требуют знаний по всем разделам биологическим наук, на современном научном уровне, превышающем содержание школьного биологического курса.

     Основываясь только на материалы школьных учебников трудно рассчитывать на успех.

     Поэтому проанализировав имеющиеся школьные программы, в том числе программы для школ с углублённым изучением биологических дисциплин сделал попытку создания элективного курса по биологии для подготовки учащихся к предметной олимпиаде.

     Программа составлена для изучения биологии на элективном курсе, 4 часа в неделю.

     Программа углублённого курса, многие темы включенные в неё не изучаются в школьном курсе биологии, а содержание разделов, тем, изучаемых в общеобразовательной школе расширено и углублено.

Целеполагание: Помочь школьникам успешно подготовиться к олимпиадам, ЕГЭ, вступительным экзаменам в ВУЗы.

Задачи:

- Способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии;

- развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии.

- реализация образовательных потребностей.

    Программа основывается на последних достижениях биологической науки, вытекающих из классических исследований прошлого, опирается на общефизические и  общехимические законы Вселенной.

    Новизна программы заключается в том, что сначала изучается история биологии, источники научных сведений и научные методы биологии.

    Выделены основные обобщения биологических наук, важнейшие биологические теории.

    После изучения молекулярных основ жизни, характерных особенностей живых систем, их химического состава, изучается клетка, ткани, обменные процессы в клетке.

     Затем дается классификация живых существ, круговорот в-в  в природе, понятие экосистемы, взаимоотношения между видами, способы питания.

     Следующий раздел посвящен изучению растительной жизни, эволюции размножения растений морфологии, анатомии и физиологии растений.

     В этом же разделе изучаются бактерии, вирусы, грибы.

     Затем изучается мир животных, его многообразие, эволюционные связи. Анатомо-физиологические особенности человека рекомендуется изучать в следующем разделе.

     Процессы, связанные с размножением в органическом мире, эмбриональное развитие, хромосомная теория, наследственность человека - материал отдельного раздела.

    Завершается программа изучением темы «Эволюция», включающей эволюцию человека, основ экологии.

     Несмотря на некоторую нетрадиционную последовательность изучения тем программа логична и поможет систематизировать и углубить знания биологии полученные в школе на уроках через занятия на элективном курсе.

    Результатом изучения биологии на элективном курсе являются:

- знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов и живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях биологии; о сущности процессов обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза; о соотношении социального и биологического в эволюции человека; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе;

- умение пользоваться научными методами, обобщениями, знанием  общебиологических закономерностей для  объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на земле, а также различных групп растений, животных, человека; давать обоснованную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать  с микроскопом, решать генетические и цитологические задачи, составлять родословные, работать с учебной и научно-популярной литературой. Составлять план, конспект, хорошо знать терминологию и  язык изучаемого предмета.

     В программе дано распределение  по разделам и темам, имеется список литературы для учащихся и учителя.

I. Биология и научный метод

Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Научный метод. Применение биологических знаний. Живые системы подчиняются физическим и химическим законам. Биогенез. Клеточная теория. Теория эволюции органического мира. Генная теория. Процессы метаболизма происходят с участием ферментов. Биохимические реакции находятся под контролем генов. ДНК - главный носитель генетической информации. Витамины - предшественники коферментов. Гормоны  регулируют функции клеток. Взаимоотношения между организмами и окружающей средой.

II. Строение и функции клеток.

Молекулярная основа жизни. Характерные особенности живых организмов. Вещество и энергия. Строение вещества. Строение атома. Химические соединения. Органические соединения. Углеводы. Липиды (жиры). Стероиды. Белки. Нуклиновые кислоты. Химические связи. Физические свойства составных частей клетки. Клетки и ткани. Клетки. Методы изучения клеток. Энергия. Движение молекул. Скорость диффузии. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой. Ткани. Ткани животных. Ткани растений. Системы органов. План строения тела и симметрии.  Обмен веществ в клетке. Химические реакции. Катализ. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание и энергетические отношения. Окисление молочной кислоты. Окисление янтарной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Окисление жирных кислот. Гликолиз. Пентозофосфатный путь. Окисление аминокислот. Система переноса электронов. Динамическое состояние компонентов клетки. Процессы биосинтеза. Специальные типы обмена веществ. Биолюминсценция.

III. Мир живых организмов. Растения.

Биологические взаимоотношения. Классификация живых существ. Различия между растениями, животными и простейшими. Способы питания. Круговорот веществ в природе. Экосистемы. Местообитание и экологическая ниша. Типы взаимоотношений между видами. Основные свойства клеток зеленых растений. Свет. Фотосинтез. Синтез других органических соединений. клеточное дыхание у растений. Опорная система растений. Тургорное давление. Плазмолиз. Пищеварение растений. Проводящие системы растений. Растительные соки. Выделения растений. Координация у растений. Передача раздражений. Гормоны растений. Фотопериодизм. «Движение сна» (никтинастические движения).Строение и функции семенного растения. Корни и их функции. Среда, окружающая корни: почва. Стебель и его функции. Транспирация. Передвижение воды. Перенос и запасание питательных веществ. Хозяйственное значение растений. Бактерии. Постулаты Коха. Распространение бактерий. Строение бактериальной клетки. Размножение бактерий. Приспособление к неблагоприятным внешним условиям. Обмен веществ у бактерий. Методы изучения бактерий. Практическое значение бактерий. Паразитические бактерии. Другие микроорганизмы. Фильтрующие вирусы. Бактериофаги. Риккетсии. Положение в системе и эволюции. Водоросли и грибы. Жизненные циклы. Сине-зеленые водоросли. Эвгленовые. Зеленые водоросли. Хризофиты. Динофлагелляты, или пиррофиты. Бурые водоросли. Красные водросли. Грибы. Миксомицеты. Настоящие грибы. Фикомицеты. Аскомицеты. Базидиомицеты. Лишайники. Хозяйственное значение грибов. Завоевание растениями суши. Мхи. Сосудистые растения. Подтип псилофиты. Подтип плаунообразные. Подтип клинолистные. Подтип папоротникообразные. Класс Filicinae (папоротники). Семенные растения. Gimnospermae (голосеменные). Angiospirmae (покрытосеменные). Эволюция размножения растений. Бесполое размножение. Эволюция полового размножения. Цикл развития мхов. Цикл развития папоротников. Цикл развития голосеменных. Цикл развития покрытосеменных Прорастание семян и эмбриональное развитие. Хозяйственное значение семян. Направление эволюции растительного царства.

IV. Мир живых организмов. Животные

Низшие беспозвоночные. Основы классификации животных. Тип простейшие. Тип губки. Кишечнополостные и гребневики. Тип плоские черви. Системный уровень организации. Высшие беспозвоночные. Проблемы, связанные с жизнью на суше. Кольчатые черви. Членистоногие. Общее строение тела членистоногих. Классы членистоногих. Эндокринная регуляция линьки у ракообразных. Метаморфоз насекомых. Полет насекомых. Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Моллюски. Иглокожие. Тип полухордовые. Тип хордовые. Оболочники. Бесчерепные. Позвоночные. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные, или амфибии. Лягушка. Пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы. Млекопитающие.

V. Строение тела

Кровь. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и перенос кислорода. Жизненный цикл эритроцитов. Перенос кислорода у других животных. Лейкоциты. Защитные функции лейкоцитов. Жизненный цикл лейкоцитов. Тромбоциты. Свертывание крови. Болезни крови. Группы крови. Переливание крови. Система кровообращения. Кровеносные сосуды. Сердце. Сокращение сердца. Узловая ткань. Сердечный цикл. Тоны и шумы сердца. Электрические явления, связанные с сокращением сердца. Приспособление работы сердца к физической нагрузке. Пути циркуляции крови в организме. Кровообращение плода и изменения, наступающие после рождения. Скорость течения крови. Кровяное давление. Заболевания сердца и сосудов. Лимфатическая система. Кровообращение у других животных. Дыхание и газообмен. Прямое и непрямое дыхание. Строение органов дыхания у человека. Механика процесса дыхания. Количество воздуха, обмениваемого при дыхании. Состав альвеолярного воздуха. Газообмен в легких перенос кислорода кровью. Перенос углекислоты кровью. Асфиксия. Регуляция дыхания. Происхождение и эволюция легких. Дыхательные приспособления у других животных. Пищеварение. Ротовая полость. Глотка. Микроскопическая анатомия пищеварительного тракта. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка. Печень. Поджелудочная железа. Всасывание пищи. Толстая кишка и прямая кишка. Заболевания пищеварительного тракта. Химия пищеварения. Механизмы стимуляции пищеварительных желез. Пищеварительные системы других животных. Обмен веществ и питание. Основной обмен. Вещества, служащие источниками энергии. Обмен углеводов, жиров и белков. Другие компоненты пищевого рациона. Витамины. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины. Антиметаболиты. Пищевой рацион. Выделение. Почти и мочевыводящие пути. Образование мочи. Регуляторная функция почек. Вещества, содержащиеся в моче. Заболевания почек. Выделительные приспособления у других животных. Кожа, кости и мышцы - органы механической защиты и локомоции. Кожа. Скелет. Типы передвижения. Скелетные мышцы. Типы мышечного сокращения. Биохимия мышечного сокращения. Сердечная мышцы и гладкие мышцы. Мышцы низших животных. Нервная система. Нейроны. Нервный импульс. Мембранная теория проведения возбуждения. Передача в синапсе. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Электрическая активность мозга. Сон. Психические болезни и неврозы. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Мышление, память и научение. Вегетативная нервная система. Нервная система низших животных. Специализированные рецепторы - органы чувств. Процесс восприятия раздражения. Ощущения. Локализация раздражений. Кожная, кинестетическая и висцеральная чувствительность. Химические чувства - вкус и  обоняние. Зрение. Глаз человека. Химии зрения. Дефекты зрения. Ухо. Чувство равновесия. Эндокринная система. Эндокринные железы. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Островки Лангерганса. Надпочечники. Гипофиз. Семенники. Яичники. Эстральный и менструальный циклы. Плацента. Другие эндокринные железы. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны. Инфекционные болезни, иммунитет и аллергия. Каким образом  микроорганизмы вызывают болезнь? Защитные средства организма. Иммунологические реакции. Иммунологическая толерантность. Повышенная чувствительность. Антибиотики. Пути распространения микроорганизмов. Некоторые распространенные инфекционные болезни.

VI. Процессы, связанные с размножением

Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение у животных. Размножение у человека. Зародышевые оболочки. Плацента. Роды. Питание грудного ребенка. Эмбриональное развитие. Типы яиц. Дробление и гаструляция. Образование мезодермы. Развитие нервной системы. Развитие формы тела. Развитие сердца. Развитие пищеварительного тракта. Развитие почки. Регуляция процессов развития. Уродства и аномалии развития. Возникновение близнецов. Изменения, связанные с окончание внутриутробной жизни. Хромосомная теория наследственности. Развитие генетики. Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены и аллели. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Вероятностные отношения. Неполное доминирование. Определение генотипов. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Множественные факторы. Множественные аллели. Сцепление и перекрест. Генетическое определение пола. Сцепленные с полом и зависимые от пола признаки. Инбридинг и аутбридинг. Структура и функции генов. Молекулярная структура хромосом. ДНК как передатчик генетической информации. Химический состав ДНК. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Что такое ген? Генетический код. Синтез ДНК. Репликация. Транскрипция кода - синтез информационной РНК. Типы РНК: информационная, рибосомная и транспортная РНК. Синтез специфической полипептидной цепи. Связь между генами и ферментами. Гены и дифференцировка. Управление синтезом белков; концепция оперона. Изменение генов - мутация. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность. Наследственность человека. Вероятностные законы. Генетика популяций. Цитогенетика человека. Наследование физических признаков. Наследование умственных способностей. Наследственность и среда. Изучение близнецов. Евгеника.

VII. Эволюция

Основы и теории эволюции. История развития эволюционных концепций. Теория естественного отбора. Популяции и генофонды. Дифференциальное воспроизведение. Мутации - сырой материал для эволюции. Сбалансированный полиморфизм. Адаптивная радиация. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Прямолинейная эволюция. Происхождение жизни. Основные законы эволюции. Палеонтологические доказательства эволюции. Палеонтология. Геохронологическая таблица. Ранние геологические эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Живые доказательства эволюции. Данные систематики. Данные морфологии. Данные сравнительной физиологии и биохимии. Данные сравнительной эмбриологии. Данные генетики. Данные биогеографии. Биогеографические области. Эволюция человека. Приматы. Ископаемые приматы. Человекообезьяны. Ископаемые обезьянолюди. Ископаемые представители рода. Ископаемые и живые представители вида. Развитие культуры. Современные человеческие расы. Основы экологии. Факторы, регулирующие распространение растений и животных. Цепи и пирамиды питания. Популяция и их свойства. Колебания численности популяции. Циклические явления в биологии. Циркадные ритмы. Расселение популяции и территориальность. Биоценозы. Экологическая сукцессия. Прикладное значение экологических принципов.

VIII. Экология.

Адаптация и экосистемы. Морфологические приспособления. Физиологически приспособления. Приспособительная окраска. Приспособления одних видов к другим. Наземные жизненные зоны - биомы. Тундры. Лесные биомы. Степи. Чапараль. Пустыня. Марши и эстуарии. Зоны и обитания в морской среде. Пресноводная среда. Динамическое равновесие в природе.

Тематический план

Название темы

Кол-во часов

I. Биология и научный метод (4ч)

 

1.1. Краткая история биологии

2 ч

1.2. Основные обобщения биологических наук

2 ч

II. Строение и функции клеток (9ч)

 

2.1. Молекулярная основа жизни.

2.2. Клетки и ткани

2 ч

2.3. Обмен веществ в клетке

2 ч

2.4. Обмен энергии в клетке

2 ч

III. Мир живых организмов. Растения (15 ч)

 

3.1. Биологические взаимоотношения

1 ч

3.2. Основные свойства клеток зелёных растений

2 ч

3.3. Строение и функции семенного растения

3 ч

3.4. Бактерии

2 ч

3.5. Водоросли

2 ч

3.6. Грибы

2 ч

3.7. Завоевание растениями суши

1 ч

3.8. Эволюция размножения растений

2 ч

IV. Мир живых организмов. Животные (13 ч)

 

4.1. Низшие беспозвоночные

3 ч

4.2. Высшие беспозвоночные

4 ч

4.3. Тип хордовые

6 ч

V. Строение тела (32 ч)

 

5.1. Кровь

3 ч

5.2. Система кровообращения

3 ч

5.3. Дыхание и газообмен

2 ч

5.4. Пищеварение

4 ч

5.5. Обмен веществ и питание

4 ч

5.6. Выделение

2 ч

5.7. Кожа, кости и  мышцы - органы механической защиты и локомоции

2 ч

5.8. Нервная система

4 ч

5.9. Специализированные рецепторы - органы чувств

3 ч

5.10. Эндокринная система

3 ч

5.11. Иммунитет и аллергия

2 ч

VI. Процессы, связанные с размножением (22 ч)

 

6.1. Размножение

2 ч

6.2. Эмбриональное развитие

4 ч

6.3. Хромосомная теория наследственности

10 ч

6.4. Структура и функции генов

8 ч

6.5. Наследственность человека

3 ч

VII. Эволюция (14 ч.)

 

7.1. Основы теории эволюции

6 ч

7.2. Палеонтологические доказательства эволюции

2 ч

7.3. Живые доказательства эволюции

2 ч

7.4. Эволюция человека

4 ч

VIII. Экология (22 ч.)

 

8.1. Основы экологии

4 ч

8.2. Адаптации

4 ч

8.3. Экосистемы

8 ч

8.4. Биосфера

6 ч

Всего

136 ч.

Литература

Учебная:

1. Вилли К.  Биология М. «Мир» 1988 г.

2. Волцит О.В. Беспозвоночные М. «АСТ» 1999 г.

3. Захаров В.Б. Общая биология  10-11 кл. М. «Дрофа» 1999 г.

4. Крестьянинов В.Ю. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов «Лицей» 1998 г.

5. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М. «Дрофа» 1999 г.

6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М. «Просвещение» 1981 г.

7. Рувимский А.О. Общая биология 10-11 кл. (для школ с углубленным изучением биологии)  М. «Просвещение» 1993 г.

Дополнительная:

1. Соросовская олимпиада школьников. Т. 1, 2, 3, 4, 5. М. МЦНМО  1994-1999 гг.

2. Соросовский образовательный журнал. 1997-2002 гг. АО «Алпринт» Финляндия.

 

Список использованной литературы

1. Абульханова К.А. «О субъекте психической деятельности». М. Наука 1973 г.

2. Бардин К.В.  «Чтобы ребенок успешно учился». М. Просвещение 1997 г.

3. Бернс Р. «Что такое Я – концепция».  Самара 2000 г.

4. Блонский П.П. «Избранное педагогическое и психологическое сочинение» Т.1. М. 1972 г.

5. Братченко С.Л. «Диагностика личностно-развивающегося потенциала». Псков 1997 г.

6. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии «Речь» С-Петербург 2002 г.

7. Карелин А. Энциклопедия психологических тестов М.ООО «Издательство АСТ» 1997 г.

8. Комиссаров Б.Д. «Методические проблемы школьного биологического образования». М. «Просвещение» 1991 г.

9. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г . «Гениями не рождаются». М. «Просвещение» 1989 г.

10. Немов Р.С. «Психология образования». М. «Просвещение» 2000 г.

11. Окунев А.А. «О развитии творческих способностей учащихся». М. «Просвещение» 1988 г.

12. Петровский А.В. «Психология». М. «Просвещение» 2000 г.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании

14. Рубинштейн С.П. « Основы общей психологии». С-Пб. 1999 г.

15. Саитбаева Э.Р. «Личность и личностный рост в контексте гуманитаризации образования». Оренбург. 1997 г.

16. Цукерман Г.А. «Психология саморазвития». М. 1997 г.

17. Шацкий С.Т. «Избранное педагогическое сочинение» Т. 2.М. 1980 г.

18. Якимакская И.С. «Личностно-ориентировочное обучение в современной школе». М. «Сентябрь» 1991 г

19. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М. 1981 г.

20. «Одаренные дети». Сборник М. «Прогресс» 1991 г.

21. Журнал «Педагогика» № 7.  2002 г. стр. 13-18.

22. Журнал «Директор школы» № 3. 2000 г. стр. 56-62.

23. Журнал «Директор школы» № 6. 1996 г. стр. 38-43.

24. Журнал «Народное образование» № 5. 2001 г. стр. 129-137

25. Журнал «Вопросы психологии» № 6. 2001 г. стр. 38-39.

26. Журнал «Вопросы психологии» № 4. 2001 г. стр. 68-73

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации