Подготовительный этап ЕГЭ – 2005 в Оренбургской области

 

Нефедова Вера Ивановна,

руководитель регионального центра обработки информации

 

1.1.                     Организационными структурами на уровне Оренбургской области определены:

 

Департамент общего и профессионального образования - по общему руководству, направленному:

·         на выработку стратегических подходов к проведению эксперимента по введению ЕГЭ;

·         разработку и внедрение нормативно-правового, инструктивного, информационного обеспечения эксперимента по введению ЕГЭ;

·         организационно-технологическое обеспечение проведения ЕГЭ;

·         обеспечение информационной безопасности на всех этапах передачи материалов ЕГЭ;

·         обеспечение мониторинга проведения эксперимента на региональном уровне;

·         обеспечение информирования о проведении ЕГЭ (работа СМИ, социологические опросы);

·         финансовое обеспечение ЕГЭ на всех его этапах.

Отвечает за проведение опросов общественного мнения об эксперименте (выпускники, родители, учителя, администрация школ, директора и ректора ВУЗов и ССУЗов, органы управления образованием, администрация районов (городов) и субъекта в целом) и обработку результатов.

Организует подготовку и формирование отчетов о результатах мониторинга на следующих уровнях:  органов управления образования; РЦОИ; ГЭК; предметных комиссий; конфликтных комиссии; общественных наблюдателей; приемных комиссий ВУЗов и ССУЗов.

Оренбургский областной ИПКРО на своей базе обеспечивает работу регионального центра обработки информации (РЦОИ) и организует повышение квалификации специалистов для проведения ЕГЭ, реализует эксперимент на следующих его этапах:

·         разработка нормативно-правового, инструктивного, методического, информационного  обеспечения эксперимента по введению ЕГЭ;

·         организационно-технологическое обеспечение проведения ЕГЭ;

·         формирование распределенных информационных баз данных регионального уровня в соответствии с требованием и форматом Рособрнадзора: выпускников общеобразовательных учреждений; общеобразовательных учреждений; пунктов проведения ЕГЭ; специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ и т.д.;

·         формирование регионального банка данных «Эксперты»;

·         обеспечение информационной безопасности на этапе обработки материалов ЕГЭ и предоставления результатов;

·         обеспечение мониторинга проведения эксперимента;

·         организация подготовки и повышения квалификации специалистов для проведения первой и второй волны ЕГЭ;

·         обеспечение информирования о проведении ЕГЭ (издание информационной и справочной литературы, обеспечение портала информационной поддержки ЕГЭ, организация взаимодействия с территориальными и федеральными структурами);

·         материально-техническое обеспечение ЕГЭ;

·         организация научно-исследовательских работ по вопросам обеспечения ЕГЭ (подготовка публикаций);

·         распределение выпускников по аудиториям ППЭ;

·         обработка результатов ЕГЭ по 12 общеобразовательным предметам - русский язык,  математика, физика, химия, биология, история, география, английский язык, немецкий  язык, французский язык, обществознание, литература;

·         своевременная отправка обработанных материалов ЕГЭ в федеральный центр обработки результатов ЕГЭ;

·         получение, распечатка и доведение до органов управления протоколов проверки результатов ЕГЭ из федерального центра;

·         ведение региональной базы данных результатов ЕГЭ.

 

Территориальные органы управления образованием организуют работу по подготовке и проведению ЕГЭ на следующих этапах:

·         организационно-технологическое обеспечение проведения первой волны ЕГЭ;

·         формирование территориальных баз данных в соответствии с требованием и форматом Рособрнадзора: выпускников общеобразовательных учреждений; общеобразовательных учреждений; пунктов проведения ЕГЭ; специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ и т.д.;

·         формирование территориального банка данных «Эксперты»;

·         формирование данных на всех этапах мониторинга;

·         информационное обеспечение эксперимента на уровне территории, образовательных учреждений, выпускников и их родителей.

В регионе задействовано 17  ППОИ в структурах территориальных органах управления образованием. ППОИ выполняет следующие функции:

·       получение бланков регистрации;

·       обработка бланков регистрации участников ЕГЭ по 12 общеобразовательным предметам:  русский язык, математика, физика, химия, биология, история, география, английский язык, немецкий язык, французский  язык, обществознание, литература;

·       отправка обработанных данных в РЦОИ.

В территориях на первом этапе ЕГЭ было организовано 138 ППЭ, которые выполняют следующие функции:

·         подбор кадров и инструктаж специалистов, задействованных в ЕГЭ;

·         подготовка ППЭ к проведению экзаменов;

·         подготовка и распечатка материалов, необходимых для проведения экзаменов в ППЭ;

·         автоматизированное распределение выпускников и организаторов по аудиториям ППЭ;

·         получение и распределение экзаменационных материалов;

·         обеспечение проведения экзаменов в ППЭ;

 

ВУЗы, ССУЗы являются структурными подразделениями на этапах подготовки и проведения организационно-технологического обеспечения второй волны ЕГЭ, обеспечивающими:

·         подбор кадров и инструктаж специалистов, задействованных в ЕГЭ;

·         подготовку ППЭ к проведению экзаменов;

·         подготовку и распечатку материалов, необходимых для проведения экзаменов в ППЭ;

·         автоматизированное распределение выпускников и организаторов по аудиториям ППЭ;

·         получение и распределение экзаменационных материалов;

·         обеспечение проведения экзаменов в ППЭ;

·         передачу в ФБС информации о зачислении в ВУЗы, ССУЗы.

1.2.           Подготовка кадров

 

В Оренбургской области разработаны документы ОУО об организации обучения специалистов на основании приказа департамента образования «О проведении единого государственного экзамена в Оренбургской области в 2005 году» от 02.12.2004 г. № 01/05-564:

·       план-график обучения специалистов;

·       программа обучения специалистов;

·       распорядительные акты о проведении обучающих курсов.

 

Мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области подготовки и проведения эксперимента были организованы по следующим направлениям:                                                                           

 

Направление

Реализация

Участие во Всероссийском и межрегиональных совещаниях, коллегиях Минобрнауки России, научно-методических конференциях

весь период

Принимали участие администраторы департамента общего и профессионального образования, руководство ООИПКРО, ВУЗов и ССУЗов.

Участие в обучающих семинарах, организованных на федеральном уровне:

по отдельному плану-графику

Были командированы на обучение следующие категории специалистов:

·         системные администраторы РЦОИ – 2 чел.

·         председатели или представители предметных комиссий 14 чел., из них 10 чел. прошли обучение в два этапа.

 

Организация обучения в субъектах Федерации:

весь период

Обучение организовано Оренбургским областным ИПКРО.

·         состава предметных комиссий;

 

·         операторов РЦОИ;

 

март-апрель

 

март-апрель

 

Организаторы ЕГЭ, специалисты РЦОИ и представители предметных комиссий, прошедшие обучение на федеральном уровне провели обучение на региональном уровне в виде курсов, семинаров, совещаний, форумов, круглых столов.

Количество проводимых дистанционных курсов – 5, семинаров – 12 , совещаний – 2, круглых столов – 2.

Для обеспечения проведения курсов, семинаров, совещаний, конференций, форумов, круглых столов: сформированы раздаточные материалы; разработана программа проведения;  разработаны электронные ресурсы.        

Количество обучаемых человек: на дистанционных курсах – 231 чел, семинарах – 809 чел, совещаниях – 76 чел, круглых столах – 88 чел.

Для проверки части «С» экзаменационных работ участников ЕГЭ по 12 общеобразовательным предметам подготовлено для работы в 2005 году следующее количество членов предметных комиссий по следующим предметам:

·         русский язык – 235 чел;

·         математика – 149 чел;

·         физика – 39 чел;

·         химия – 10 чел;

·         биология – 50 чел;

·         история – 31 чел;

·         география – 25 чел;

·         английский язык – 47 чел;

·         немецкий язык – 7 чел;

·         французский язык – 7 чел;

·         обществознание – 31 чел;

·         литература – 25 чел.

Всего на региональном уровне организовано обучение для 1204 человек, проведено дистанционных курсов – 5, семинаров – 12, совещаний – 2, круглых столов – 2, созданы и реализованы 15 программ обучения.

 

·         администраторов ЕГЭ муниципального уровня;

·         организаторы ЕГЭ в ППЭ;

·         руководители ППЭ.

март-апрель.

 

март-апрель

март-апрель

 

Требуемые результаты: создание системы подготовки кадров для проведения ЕГЭ.

Реально мы получили следующие ресурсы:

1. Разработан пакет программ проблемных и элективных курсов: «Подготовка экспертов и экзаменаторов ЕГЭ по английскому языку» (Н.Б.Савинова); “Организация деятельности учителя биологии по подготовке учащихся к ЕГЭ” (В.Н.Мишакова); «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Методика оценивания заданий» (Л.В.Криворучкина); «Организация работы по проведению единого государственного экзамена в системе среднего (полного) общего образования» (С.Н.Полькина); «Технология проверки контрольных измерительных материалов ЕГЭ» (С.Н.Полькина).

2. Установлены партнерские отношения

·         с представителями издательства «Взгляд» и авторских коллективов, написавших пособия по подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по отдельным предметам (г. Челябинск).

·         авторами пособия «Единый государственный экзамен. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом» проведен семинар для учителей физики.

3. Использовались различные формы повышения квалификации работников образования:

3.1. Заседания общественных советов кабинетов

·         русского языка и литературы «ЕГЭ по русскому языку и литературе: итоги и перспективы» (Е.В.Смирнова);

·         математики «Анализ результатов ЕГЭ 2004 года»;

·         химии «Результаты мониторинга учебных достижений учащихся образовательных учреждений региона на основе ЕГЭ по химии» (Л.В.Криворучкина);

·         биологии «Проблемы и перспективы. Анализ содержания демоверсий КИМов 2005 года по биологии» (В.Н.Мишакова).

 

3.2.Ггрупповые  консультации:

·         «Решение задач единого государственного экзамена по математике» (Скрынникова О.Н.);

·         «ЕГЭ по биологии как средство итоговой аттестации учащихся» (В.Н.Мишакова)

·         «Подготовка учащихся к ЕГЭ с использованием КИМов по биологии» - для учителей биологии Южного округа г. Оренбурга (В.Н.Мишакова);

·         «ЕГЭ как форма итоговой аттестации учащихся» (В.А.Доморозов).

 

3.3. Мастер-класс заведующей УМК русского языка и литературы Е.В.Смирновой совместно с отделом образования Оренбургского района «Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе» на базе Донгузской экспериментальной школы.

3.4. Подготовка председателей предметных комиссий по литературе и обществоведению  на семинарах, организованных Минообразованием России.

3.5. Апробированы новые модели подготовки экспертов в регионе. По предметам, по которым экзамен в формате ЕГЭ проводится в регионе впервые (иностранный язык, обществознани) или в содержании КИМов произошли значительные изменения (литература), обучение экспертов организовано на базе ООИПКРО:

·         проведены проблемные курсы «Подготовка экспертов и экзаменаторов ЕГЭ по английскому языку» (Н.Б.Савинова);

·         проведены семинары для экспертов по литературе и обществознанию (С.Н.Полькина, Р.З.Казакбаева).

При этом обучение экспертов по обществознанию осуществлялось с использованием электронных учебников.

Для экспертов по предметам, по которым ЕГЭ в регионе проводится не первый год, подготовка осуществлялась в дистанционной форме: в территории на электронных носителях переданы материалы для организации обучения экспертов на местах.

Была организована стажировка экспертов в ходе проверки выполнения заданий части С пробного экзамена в формате ЕГЭ по русскому языку. Организация проверки осуществлялась по определенной модели. На базе ООИПКРО бала организавана проверка экзаменационных работ ЕГЭ учащихся г. Орска и Гайского района, т.е. тех территорий, которые являются постоянными партнерами ООИПКРО.

Организация двухгодичной подготовки специалистов Оренбургской области к проведению ЕГЭ по иностранному языку, направленная на подготовку опытных экспериментаторов по проведению устной части ЕГЭ и экспертизе  ЕГЭ в разделах «Говорение» и «Письмо», показала следующие результаты.

Подготовка экспертов по иностранным языкам осуществлялась на базе Санкт-Петербургского института повышения квалификации (французский, английский),  Центра по подготовке экспертов в Москве (немецкий язык) и  Оренбургском областном ИПКРО (английский язык).

В результате проведенной работы подготовлено: 143 человека: на курсах Санкт-Петербурге по английскому языку 10 человек, французскому языку 7 человек; на курсах в  Москве  по немецкому языку 8 человек; на курсах в г. Оренбурге 33 человека; на межрегиональных курсах - 85 человек.

Анализ первого года работы экспертов по иностранному языку показал, что требуется система подготовки кадров, направленная не только на расширение их количественного состава (эта проблема стоит остро), но и на развитие профессиональной компетентности эксперта (особенно по части «Говорение»).

Оренбургский областной ИПКРО планирует подготовить экспертов к ЕГЭ-2006 в ходе следующих учебных курсов и семинаров:

·         проблемных курсов по современным  стратегиям и  технологиям в преподавании иностранных языков;

·         проблемных курсов по подготовке экзаменаторов и экспертов ЕГЭ по французскому языку, немецкому языку, английскому языку;

·         цикла  семинаров по подготовке к профильному обучению;

·         цикла семинаров по раннему обучению.

 

Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод, что в целом педагоги знакомы с содержанием и структурой контрольных измерительных материалов, ими осуществляется работа по подготовке школьников к участию в эксперименте.

Создан региональный банк экспертов, способных в установленные сроки осуществлять однородную проверку части С экзаменационных работ ЕГЭ.

При создании банка данных экспертов ЕГЭ в настоящее время выявлены проблемы, заключающиеся в том, что дистанционное обучение в предложенной форме не включало обратной связи. А именно: контрольный блок реализовывался на местах, что не позволило в настоящее время включить в региональный банк экспертов, прошедших обучение на муниципальном уровне.

Решению проблемы должна способствовать разработка новой модели обучения экспертов:

·         корректировка дистанционной модели обучения в плане организации контрольных процедур;

·         разработка программы курсов для подготовки экспертов в течение учебного года (например, программы элективного курса, предложенного педагогам, аттестующимся на высшую категорию).

 

 

1.3.            Методическое обеспечение подготовительного этапа ЕГЭ было направлено на разработку программ обучения специалистов на курсах, семинарах, круглых столах, дистанционных формах обучения, а также подготовку методических рекомендаций, справочных материалов, дидактических материалов.

Требуемые результаты: разработка теоретических основ и технологических аспектов проведения Единого государственного экзамена

Реальные результаты

1. Подготовка и проведение секции «Роль системы педагогического образования в условиях модернизации российского образования» в рамках межрегиональной научно-практической конференции "Совершенствование системы педагогического образования в условиях модернизации российского образования".

По вопросу, связанному с проведением ЕГЭ, выступили С.Н.Полькина и О.Н.Скрынникова («Роль ООИПКРО в подготовке и проведении ЕГЭ в Оренбургской области»).

Обратная связь на секции осуществлялась в форме обсуждения вопросов и проведения анкетирования.

Анализ полученных материалов позволяет сделать вывод о том, что  эксперимент  проведению ЕГЭ в Оренбургской области получил широкое распространение. Участники секции поделись опытом участия в эксперименте, обозначили проблемы:

-         недостаточный учет опыта работы участников проведения ЕГЭ при определении социально-профессионального статуса работников образования;

-         отсутствие в ряде территорий разъяснительной работы по организации проведения ЕГЭ, что влечет большое количество сдающих экзамен по технологии «+ 1».

2. Выступление на заседании Коллегии ГУО (С.Н.Полькина, Л.А.Тимченко).

Основными проблемами, затрудняющими проведение ЕГЭ в регионе, являются следующие:

·         недостаточное использование информации о тенденциях общеобразовательной подготовки учащихся для определения направлений совершенствования образовательного процесса;

·         невысокий уровень информационной культуры, не позволяющий ориентироваться в потоке образовательной информации;

·         недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности участников эксперимента;

·         невысокая степень готовности учителей и обучающихся к независимой оценке результатов учебного труда;

·         недостаточный учет опыта работы участников проведения ЕГЭ при определении социально-профессионального статуса работников образования.

Для решения проблем необходимо  следующее:

·         проведение комплекса подготовительных мероприятий (курсов, семинаров, консультаций и др.) по подготовке учащихся к сдаче экзаменов и специалистов к проведению ЕГЭ;

·         наличие научно-методического, информационного, технологического обеспечения процесса, соответствующей материальной базы;

·         разработка системы управленческих решений, целью которых является  повышение ответственности участников проведения ЕГЭ;

·         повышение социально-профессионального статуса участников проведения ЕГЭ (присвоение высшей категории при наличии опыта работы в качестве экспертов, назначение на руководство различными профессиональными объединениями, работа в старшей профильной школе);

·         решение проблем психологии восприятия результатов ЕГЭ и обеспечение готовности учителей и обучающихся к независимой оценке результатов учебного труда;

·         подготовка пользователей к ориентации в потоке образовательной информации;

·         создание условий для реализации профильного обучения в старшей школе.

 

3. Участие в заседании УМО Приволжского округа (НПО). Выступление на секции по вопросам, связанным с проведением ЕГЭ в Оренбургской области, позволило осуществить взаимосвязь между общим и начальным профессиональным образованием по одному из основных направлений модернизации российского образования.

 

4. Использование учебных программ для подготовки экспертов, разработанных и апробированных на практике в прошлом учебном году. Принципиальным отличием организации методического  обеспечения является его направленность на использование в дистанционной форме обучения. Обучение экспертов по всем предметам, кроме обществознания и иностранных языков, проходило на территориальных учебных площадках с использованием кадрового потенциала экспертов-тьюторов и координацией председателей предметных комиссий. На учебных площадках учебные группы использовали методическое обеспечение, подготовленное председателями предметных комиссий и предоставленное для работы на бумажных и электронных носителях информации. Для учителей иностранных языков методическое обеспечение курсовой подготовки было предоставлено в печатном и электронном виде. Для экспертов по обществознанию в процессе обучения был использован учебно-методических комплекс, предназначенный для работы в компьютерном классе. Председатель предметной комиссии по обществознанию Р.З.Казакбаева и методист-тьютор регионального центра дистанционного обучения (РЦДО) А.В.Еюкин провели учебный семинар на компьютерной базе Оренбургского областного ИПКРО.

5. Специалисты РЦОИ разработали и реализовали следующие программы обучения:

·         Программа обучения «Формирование базы данных «Образовательные учреждения»» (56 ч., Нефедова В.И., Тимченко Л.А.) направлена на привитие практических навыков работы с базами данных у специалистов, ответственных за формирование базы данных «Образовательные учреждения» в территориальных органах управления образованием. Обучение построено в дистанционной форме, индивидуально с каждым представителем территориальных органов управления образования.

·         Программа обучения «Формирование базы данных «Выпускники"» (56 ч., Нефедова В.И., Тимченко Л.А.) направлена на привитие практических навыков работы с базами данных у специалистов, ответственных за формирование базы данных «Выпускники» в территориальных органах управления образованием. Обучение построено в дистанционной форме, индивидуально с каждым представителем территориальных органов управления образования.

·         Программа учебного семинара «Особенности формирования и ведения БД на уровне территориальных органов управления образованием» (8 ч., Нефедова В.И., Пономаренко Д.А.) подготовлена для начальников и заведующих районными и городскими методическими кабинетами, заведующих районными и городскими методическими центрами. Обучение ориентировано на получение практических навыков работы с базами данных на этапах сбора данных, проверки их корректности, ведения базы данных, формирования отчетов. В рамках обучения предполагаем  процесс формирования умений по организации и функционированию территориальных баз данных.

·         Программа семинара «Схема взаимодействия ВУЗ-РЦОИ на втором этапе ЕГЭ-2005» (4 ч., Тимченко Л.А., Нефедова В.И.) для ректоров и проректоров ВУЗов, директоров ССУЗов направлена на выработку общей стратегии интеграции информационных систем, функционирующих в системе общего и профессионального образования.

Кроме того, были разработаны и реализованы учебные программы для руководителей территориальных органов управления и заведующих районными и городскими методическими кабинетами, которые являются нашими главными партерами на этапах подготовки и проведения ЕГЭ. Для них:

·         Разработана программа практического занятия по проблеме: «Роль территориальной информационной среды в условиях модернизации образования» на курсах «Управление районным отделом образования в условиях модернизации» (8 ч., Нефедова В.И.) для очень серьезной категории обучающихся – начальников территориальных органов управления образованием. Цель - определить роль территориальной информационной среды в условиях модернизации образования.  Занятие направлено на формирование таких навыков, как: подготовка презентации практико-ориентированных проектов по организации территориальной информационной среды (из опыта работы); использование информационных технологий на этапе обсуждения проектов, созданных совместно с партнерами.

·         Создана модель и разработано содержание практического занятия «Роль территориальной информационной среды в условиях модернизации образования» (8 ч., Нефедова В.И.). В рамках семинара заведующие методическими кабинетами территориальных органов управления и специалисты в области информатизации Оренбургского областного ИПКРО за круглым столом «Наш вклад в развитие региональной информационной среды» обсудили вопросы с позиции методической структуры органов управления образованием: Каковы пути развития методической службы в рамках информационной среды на региональном уровне? Какие ресурсы Вы имеете и готовы предложить для использования методическим службам других территорий? В чем главная проблема становления методической поддержки единой территориальной информационной среды?

Количество тиражируемых материалов, подготовленных для работы на подготовительном этапе к ЕГЭ-2005, соответствовало тому, чтобы предоставить для работы во всех образовательных учреждениях региона:

·         Инструктивные материалы для экспертов, участвующих в проверке ответов Части «С»  ЕГЭ-2005 - 1100 экз.;

·         Дидактические материалы для подготовки экспертов ЕГЭ-2005 - 200 экз.;

 

Планируем выполнить подготовку материалов о результатах единого государственного экзамена 2005 года, для подготовки к проведению единого государственного экзамена в 2006 году:

·         Аналитические материалы по результатам ЕГЭ-2005 - 50 экз.;

·         Методические рекомендации по подготовке к проведению ЕГЭ-2006 - 200 экз.;

 

1.4.                     Методические и педагогические формы подготовки выпускников к ЕГЭ

 

На протяжении ряда лет Оренбургский областной ИПКРО является координатором независимых централизованных процедур тестирования в рамках российских исследований (в сотрудничестве с Центром тестирования Минобразования РФ, Лабораторией гуманитарных технологий Московского государственного университета) и международных исследований TIMSS, PISA, PIRLS.

Четвертый год ИПКРО является одним из ключевых учреждений в регионе по реализации федерального эксперимента «Единый государственный экзамен». Главная цель заключается в технологическом обеспечении эксперимента, подготовке кадровых ресурсов для экспертного корпуса, повышении уровня квалификации учителей-предметников, создании условий образовательным учреждениям для апробации модели сдачи экзамена по КИМ-ам до начала реального  ЕГЭ.

Достижение цели, на наш взгляд, дает возможность учителям определиться в методических и педагогических формах подготовки выпускников, способствующих повышению качества образования в регионе.

В регионе накоплен солидный опыт координационной работы, направленной на предоставление выпускникам возможности участвовать в независимых процедурах контроля знаний.

Например, в регионе в период подготовки к ЕГЭ широко используется методика организации централизованных процедур контроля знаний. Однако, в последние два года на уровне департамента образования не определена управленческая позиция, в следствии чего мониторинг имеет меньшую выборку (например, 2004 год – 29324 человеко-тестов; 2005 год – 14940 человеко-тестов, что меньше по сравнению с прошлым годом на 14384 человеко-тестов).

Пути решения проблем:

1.      В процессе ЕГЭ продолжать агитационную работу с представителями РОО/ГОО и в будущем учебном году активизировать работу в данном направлении.

2.      Председателям предметных комиссий использовать результаты ЦТ как основу на этапе подготовки к ЕГЭ.

3.      Предметно обсудить с заведующими РМК/ГМК и начальниками РОО/ГОО подходы к организации мониторинга качества обучения, основываясь на независимые процедуры проверки знаний.

4.      Рекомендовать Департаменту общего и профессионального образования включить в график инспекторских проверок контроль знаний учащихся тех  территорий, которые не проводили мониторинговое исследование в период подготовки к ЕГЭ-2005:

КОД

Название территории

2004 год

2005 год

Динамика за 2 года (кол-во)

56ouo17

Беляевский

364

0

-364

56ouo18

Бугурусланский

124

0

-124

56ouo27

Курманаевский

329

0

-329

56ouo28

Матвеевский

140

0

-140

56ouo37

Саракташский

620

0

-620

56ouo21

Грачевский

0

0

0

56ouo24

Кваркенский

0

0

0

 

1.5.                     Разъяснительная работа

Опыт и информация, полученные специалистами Оренбургской области:

·         на межрегиональных совещаниях, семинарах, конференциях и форумах по вопросам организации в процессе реализации эксперимента по введению единого государственного экзамена;

·         в ходе мониторинга качества образования;

·         анализа итогов подведения итогов эксперимента 2004 году и постановке задач на 2005 год,

послужили основой для проведения разъяснительных работ, направленных на различные категории специалистов, задействованных в эксперименте ЕГЭ-2005.

Разъяснительные работы проведены:

·         на региональном уровне (для 47 начальников территориальных органов управления образованием, 94 организаторов ЕГЭ и их заместителей, более 50 членов ГЭК, 40 ректоров ВУЗов и директоров СУЗов, председателей и технической группы всех приемных комиссий, 10 председателей предметных комиссий, более 1200 экспертов по предметам, 25 специалистов РЦОИ);

·         на территориальном уровне (для 47 организаторов ЕГЭ, более 250 ответственных в ППЭ, около 2000 ответственных в аудиториях, более 750 руководителей школ,  более 2000 учителей по предметам, включенным в эксперимент по ЕГЭ, 17 руководителей ПОИИ, 25 верификаторов ППОИ, общественных родительских комитетов);

·         на уровне образовательных учреждений (для 21023 выпускников и их родителей, учителей, руководителей).

Проведены муниципальные совещания для руководителей образовательных учреждений, завучей, учителей, выпускников, родителей в каждой территории и в каждой школе.

Проведены региональные совещания, семинары, конференции по вопросам организации проведения и итогам эксперимента по введению ЕГЭ–2005 и перспективным задачам на 2006 год.

Ряд проблем по организации ЕГЭ в регионе выявлен в ходе пробного экзамена по русскому языку. Анализ ситуации позволил организаторам ЕГЭ исключить большинство  проблем, выявленных в ходе первых экзаменов реального ЕГЭ.

В качестве результата разъяснительных работ следует отметить, что в Оренбургской области:

1. Наблюдается тенденция территориальных органов образования к налаживанию Интернет-канала для обмена информационными потоками с РЦОИ.

На этапе подготовки к самому массовому ЕГЭ по русскому языку РЦОИ организовал обмен данными для рассадки выпускников по ППЭ по электронной почте через Интернет-канал с большей частью территориальных органов управления образованием. Не имели Интернет-выхода только три территориальных органа управления: г. Новотроицк, Октябрьский, Светлинский районы. Эти территории пользуются региональной локальной сетью ГАС ВЫБОРЫ.

2. Следует отметить точность при заполнении Актов передачи КИМов и других материалов ЕГЭ практически во всех территориях. Вместе с тем, было сделано разъяснение, что:

во-первых,  все формы, передаваемые в РЦОИ, должны быть систематизированы по типам форм с указанием их количества: 14-ППЭ, 12-ППЭ, 12/1-ППЭ, 13-ППЭ, 13/1-ППЭ;

во-вторых, недопустимо использование скрепок и степлера, так как формы предназначены для сканирования (например, г. Орск);

в-третьих, форма 14 предполагает передачу пактов, а не индивидуальных КИМов;

в-четвертых, сделано разъяснение о проблемах, связанных с попаданием в пакеты с бланками дополнительных материалов: сопроводительный бланк, кусочки полиэтилена от пакетов, кусочки скотча, скрепки. Лишние предметы задерживают процесс обработки материалов в РЦОИ и могут быть причиной поломки скоростных сканеров, поэтому нарушения были рассмотрены с каждым организатором в аудитории индивидуально;

в-пятых, сохраняется тенденция представления актов о вскрытии спецпакетов по причине неправильной их упаковки, открытие лишних КИМов и пр. (организаторы путают типы бланков для определенного пакета, разрезают ножницами все, что можно разрезать, но не по указанной на спецпакете линии). По итогам самого массового экзамена по русскому языку следует отметить такие территории: Орск, Бузулук, Новотроицк, Медногорск, Домбаровский, Северный, Новоорский, Тоцкий, Соль-Илецкий, Матвеевский, Оренбург и пр.

Серьезное замечание было сделано организаторам в аудитории №1 ППЭ-53 (Александровский район, Жихарева С.Э., Жаворонкова И.Н.). Количество бланков в спецпакете №2 не соответствовало данным сопроводительного бланка (на сопроводительном бланке ошибочно указано 15 человек, внутри пакета 9 бланков, что потребовало дополнительной проверки в РЦОИ на этапе сканирования бланков). Следует отметить, что в процессе ЕГЭ-2005 такой случай был единственным.

3. Можно говорить о чистоте процедуры организации и проведения ЕГЭ в территориях, корректной работе с учениками и их родителями. Это подтверждает факт представления в РЦОИ единичных экземпляров форм 2-ППЭ и 3-ППЭ.

4. Значительно уменьшилось количество работ без указания номера варианта в части № 2 бланков ответов, но организаторы многих территорий по-прежнему не следят за правилами заполнения обязательных полей (Новосергиевский, Первомайский, Красногвардейский, Бузулук, Переволоцкий, Саракташский, Сорочинский и др.).

5.  Не смотря на ежегодный инструктаж о правилах заполнения бланков ответов учеников яркой черной гелиевой ручкой, в ряде ППЭ эти правила игнорируются. Проведено разъяснение, что этот факт требует запроса нахождения бланка в пакетах, перебор всех пакетов с бланками с целью отыскать бланк, сделать ксерокопию и дать экспертам на проверку. Если напечатанный в проекте ЕГЭ бланк имеет нечитабельный вид, эксперт имеет право поставить «ноль» баллов за нарушение правил оформления бланков ответов. Например, нарушения, выявленные в указанных ниже ППЭ, являются типичными:

 

Код ППЭ

Название территории

Номер аудитории

Ответственный организатор в аудитории

Предмет нарушения заполнения бланков

001

Г. Бугуруслан

0005

Журкина О.В.

Бледные серые чернила, ручка шариковая

152

Ташлинский

0001

Жуламанова И.И.

Синие чернила, ручка шариковая.

227

Оренбург

0302

Пращук О.Е.

Бледные чернила.

139

Светлинский

0002

Тюнева Н.В.

Бледные чернила, ручка не гелевая.

 

          6. Опыт работы с программой автоматической рассадки выпускников в этом году достиг определенного позитивного уровня. Результаты автоматической рассадки выпускников и организаторов в РЦОИ по электронному каналу связи присылали все территории перед началом ЕГЭ или в день экзамена (разъяснительные работы были проведены с тремя территориями: Илекский, Саракташский и Тюльганский районы).

Во всех территориях программа автоматической рассадки по аудиториям работала корректно, если базы данных «Выпускники» и «Организаторы» были заполнены корректно. По работе с данной программой РЦОИ провел разъяснительные работы в форме консультаций как в дистанционной, так и в очной форме. На консультацию прибыли представители 13 территорий. Однако не были представители ряда территорий, которые не смогли самостоятельно применить программу рассадки. Для них была проведена разъяснительная работа по телефону. Особо следует обратить внимание на подготовку кадровых ресурсов, владеющих навыками работы с базами данных в городе Орске, Кувандыкском, Сорочинском, Илекском и Беляевском районах.

 

1.6.                     Информационное обеспечение

Требуемые результаты: создание системы информационного сопровождения эксперимента.

Все 45 территориальных органа управления образованием и все 795 общеобразовательных учреждений Оренбургской области были обеспечены аналитическими материалами по итогам ЕГЭ прошлых лет, информационно-справочными, инструктивными и нормативно-правовыми материалами по ЕГЭ-2005.

Все участники эксперимента (от административных структур до выпускников и их родителей) были информированы о работе специального федерального портала www.ege.edu.ru, который дает возможность участвовать в форумах, просматривать новости, знакомиться с инструкциями и нормативно-правовыми материалами  по организации и проведению ЕГЭ.

В 2004-2005 уч.г. в информационный банк помещены следующие материалы:

·         аналитический отчет "Результаты Единого государственного экзамена» (2004 г.);

·         статья для зональной интернет - конференции «Подготовка учителей естественнонаучного цикла к оцениваю результатов обучения учащихся в условиях эксперимента по введению ЕГЭ» (Л.В.Криворучкина, В.Н.Мишакова);

·         информационно-педагогический модуль опыта Плужниковой Л.Н., учителя химии высшей категории Зареченской средней школы №2 Тоцкого района по проблеме «Роль расчетных задач по химии при подготовке к ЕГЭ».

Для систематизации и учета информации создана база данных образовательных учреждений, база данных выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ, обновлена региональная база данных экспертов по проверке бланков №2.

Собранная информация сгруппирована в специальные формы учета и хранится в РЦОИ.

Регулярно пополнялся соответствующий раздел электронной библиотеки статьями по проблемам организации и проведения ЕГЭ.

Мероприятия по обеспечению информирования о проведении ЕГЭ были организованы по следующим направлениям:

1.7.1. Участие в  тематических передачах по местному ТВ и радио проходило на этапе подготовки к ЕГЭ с привлечением представителей департамента общего и профессионального образования, представителей городских и территориальных органов управления образования, директоров школ, учителей, учащихся и их родителей.

1.7.2. Проведение пресс-конференций осуществляли административные структуры департамента общего и профессионального образования...

1.7.3. Подготовку и проведение региональных учебных и информационных семинаров по тематике ЕГЭ осуществляли департамент общего и профессионального образования, а также Оренбургский областной ИПКРО с участием: руководителей муниципальных органов управления образованием; представителей школ; представителей вузов и ссузов; представителей общественности.

Например, семинар «Схема взаимодействия ВУЗ-РЦОИ на втором этапе ЕГЭ-2005» для ректоров и проректоров ВУЗов, директоров ССУЗов была направлена на выработку общей стратегии интеграции информационных систем, функционирующих в системе общего и профессионального образования. В рамках подготовки к ЕГЭ руководство ООИПКРО в лице ректора и представители регионального центра обработки информации (Нефедова В.И., Тимченко Л.А.) посчитали целесообразным обострить проблему интеграции информационных структур, функционирующих в системе общего и профессионального образования. Например, требуется построение общей системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности образовательных учреждений, территориальных органов управления, ВУЗов, ССУЗОв.

Реализация поставленной цели предполагает организацию корпоративного удаленного доступа от приемных комиссий ВУЗов, ССУЗов до РЦОИ. Для организации бесперебойного обмена информацией между участниками июльской волны ЕГЭ необходимо организовать VPN (virtual private network) защищенное соединение между ВУЗами, ССУЗами и РЦОИ.

Все пользователи по способу организации VPN могут быть разделены на три группы:

a)     Организация VPN через СПД ОАО «Волгателеком». В этом случае расходы будут составлять стоимость аренды порта СПД и гарантированную скорость не менее 64К

b)     Организация программного VPN для пользователей, имеющих доступ в Интернет. Расходы для этого подключения - стоимость Интернет трафика, оплачиваемая провайдеру.

c)     Организация доступа точка-точка посредством модемного соединения. Низкое качество связи, расходы представляют стоимость телефонного времени.

Для организации этих работ представителями РЦОИ было внесено предложение об объединении расходов ВУЗов, ССУЗов, ООИПКРО и Департамента общего и профессионального образования на проведение работ по организации в РЦОИ узла доступа. Смета расходов подготовлена и предложена для обсуждения. Но на уровне начальника Департамента общего и профессионального образования А.В. Ковалева идея построения узла доступа для всех образовательных учреждений региона не была принята. Этот факт может негативно сказаться на организации информационных потоков в ходе второй волны ЕГЭ-2005.

1.7.4. Организацию взаимодействия с сайтами информационной поддержки осуществляет РЦОИ:

·         на федеральном уровне использовался технический раздел сайта Федерального Центра тестирования (http://www.ege.rustest.ru), обеспечивающий организацию информационных потоков между РЦОИ и Федеральным ЦТ;

·         на региональном уровне информационно-аналитический поток материалов был направлен на потребителей информации через портал Оренбургского областного ИПКРО http://www.orenipk.ru. Взаимодействие с территориальными органами управления образованием и ППОИ проходило через портал http://www.ege56.ru/, позволяющий обновлять программное обеспечение; формировать региональные БД; организовывать дистанционные курсы, семинары и консультации; передавать инструктивные, нормативно-правовые, методические и информационные материалы; получать протоколы с результатами ЕГЭ; информировать выпускников и их родителей о полученных результатах по индивидуальному запросу информации и конкретном выпускнике и пр.;

·         на второй волне взаимодействие с ВУЗами и Сузами РЦОИ планирует осуществлять через портал http://ekp.ege56.ru/ . В ходе учебного семинара, организованного в РЦОИ для председателей и представителей технической службы приемных комиссий, проблема организации обмена данными прошла обсуждение в период подготовки ко второй волне ЕГЭ-2005.

 

На этапе подготовки ко второй волне ЕГЭ-2005 все приемные комиссии информированы о формах представления данных на различных этапах  работы:

1. Сбор сведений о приемных комиссиях по электронному адресу РЦОИ: ege@orenipk.ru: название ОУ; ФИО ответственного за техническую организацию сбора данных; наличие собственной программы сбора данных об абитуриентах; потребность в программном комплексе единой системы приема (ЕСП) «Абитуриент»; электронные адреса для передачи данных; постоянный IP-адрес; контактные телефоны ответственных (служебный, домашний, мобильный).

2. Сбор данных о ППЗ и присвоение кодов: название ВУЗа, номер корпуса, адрес почтовый, как добраться общественным транспортом.

3. Передача формата данных для представления сведений об абитуриентах в РЦОИ по электронному каналу связи.  

4. Инструментарий для организации обмена информационными потоками между приемными комиссиями и РЦОИ.                                       

5. Программный комплекс единой системы приема (ЕСП) «Абитуриент».    

6. Программа автоматизированной рассадки абитуриентов и организаторов в аудиториях.       

7. Рекомендации по использованию программы автоматизированной рассадки абитуриентов.

8. Этапы представления списков абитуриентов в РЦОИ: I -   05 июля; II - 08 июля; III- 12 июля; IV -15 июля.

Проблемы:

·         не всегда необходимая информация оперативно доходит до педагогов. Так, в настоящее время не все руководители и педагоги ОУ владеют информацией о результатах ЕГЭ 2004 г. 

·         не все знакомы с нормативно-правовыми документами, регулирующими проведение ЕГЭ в 2005.

Для решения выявленных проблем необходимо использовать различные каналы информирования работников образования о ЕГЭ; в том числе поместить на сайте ООИПКРО  нормативно-правовые документы, регулирующие проведение ЕГЭ в 2005, и  аналитические  материалы ЕГЭ-2005.

 

1.7.                     Работа со СМИ.

Подготовку публикаций в СМИ осуществляли специалисты Департамента общего и профессионального образования, а также сотрудники Оренбургского областного ИПКРО. В местных газетах были представлены материалы информационного, разъяснительного характера, а также интервью со специалистами, осуществляющими проведение ЕГЭ, учителями школ, выпускниками, их родителями.