Аналитический отчет

о проведении единого государственного экзамена по русскому языку и литературе в 2005 году

 

 

С.Н.Полькина, председатель предметных комиссий по русскому языку и литературе, заваф. гуманитарных и естественно-математических дисциплин ООИПКРО

 

Цель проведения эксперимента в Оренбургской области  - апробация технологии проведения экзамена в формате ЕГЭ для получения информации о реальных образовательных результатах, полученных в ходе объективных измерений.

Задачи:

-  разработка модели организации и проведения ЕГЭ в Оренбургской области;

-  создание ресурсов: организационно-технологического, материально-технического, информационного, научно-методического  обеспечения проведения ЕГЭ, подготовка кадров;

-  апробация выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ;

-  организация мониторинга проведения эксперимента, аналитического исследования итогов ЕГЭ на этапах его подготовки, организации и проведения.

Работа по организации и проведению единого государственного экзамена осуществлялась по следующим направлениям:

подготовка кадров;

научно-методическая работа;

информационное обеспечение проведения ЕГЭ;

апробация технологии проведения ЕГЭ;

анализ результатов ЕГЭ.

 

 

Подготовка кадров

 

Организации повышения квалификации педагогов, участвующих в подготовке и проведении ЕГЭ,  осуществлялась на основе утвержденного плана-графика обучения специалистов, распорядительных актов о проведении обучающих курсов.

Качество обучения обеспечивалось созданными ресурсами:

разработан комплект программ проблемных и элективных курсов («Организация работы по проведению единого государственного экзамена в системе среднего (полного) общего образования» (С.Н.Полькина); «Технология проверки контрольных измерительных материалов ЕГЭ» (С.Н.Полькина);

установлены партнерские отношения с представителями издательства «Взгляд» и авторских коллективов, написавших пособия по подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе (г. Челябинск).

Повышение квалификации педагогов осуществлялось в разных формах. Заведующей учебно-методическим кабинетом русского языка и литературы  Е.В.Смирновой были проведены заседание общественного совета кабинета  «ЕГЭ по русскому языку и литературе: итоги и перспективы», мастер-класс (совместно с отделом образования Оренбургского района) «Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе» на базе Донгузской школы.

В 2005 году была апробирована новая модель подготовки экспертов по русскому языку и литературе. Обучение экспертов, проверяющих экзаменационные работы (часть С) по литературе, было организовано на базе ООИПКРО, так как  в содержании КИМов по этому предмету произошли значительные изменения.

Подготовка экспертов, проверяющих работы по русскому языку,  экзамен по которому в формате ЕГЭ в регионе проводился не первый год, осуществлялась в дистанционной форме: в территории на электронных носителях переданы материалы для организации обучения экспертов на местах.

Кроме того, была организована стажировка экспертов в ходе проверки выполнения заданий части С пробного экзамена в форме ЕГЭ по русскому языку. Организация проверки осуществлялась по определенной модели. На базе ООИПКРО бала организована проверка экзаменационных работ ЕГЭ учащихся г. Орска и Гайского района, т.е. тех территорий, которые являются постоянными партнерами ООИПКРО.

Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод, что в целом педагоги знакомы с содержанием и структурой контрольных измерительных материалов, ими осуществляется работа по подготовке школьников к участию в эксперименте.

Создан региональный банк экспертов, способных в установленные сроки осуществлять однородную проверку части С экзаменационных работ ЕГЭ.

При создании банка данных экспертов ЕГЭ в настоящее время выявлены проблемы, заключающиеся в том, что дистанционное обучение в предложенной форме не включало обратной связи. Контрольный блок реализовывался на местах, что не позволило в настоящее время включить в региональный банк экспертов, прошедших обучение на муниципальном уровне.

Решению проблемы должно способствовать совершенствование модели обучения экспертов:

-         корректировка дистанционной модели обучения в плане организации контрольных процедур;

-         разработка программы курсов для подготовки экспертов в течение учебного года (например, программы элективного курса, предложенного педагогам, аттестующимся на высшую категорию).

 

Научно-методическая работа

 

В процессе научно-методической работы были представлены теоретические основы и технологические аспекты проведения Единого государственного экзамена. Так, в рамках межрегиональной научно-практической конференции "Совершенствование системы педагогического образования в условиях модернизации российского образования" на секции «Роль системы педагогического образования в условиях модернизации российского образования» по вопросу, связанному с проведением ЕГЭ, выступила С.Н.Полькина («Роль ООИПКРО в подготовке и проведении ЕГЭ в Оренбургской области»).

 Обратная связь на секции осуществлялась в форме обсуждения вопросов и проведения анкетирования.

Анализ полученных материалов позволяет сделать вывод о том, что  эксперимент  проведению ЕГЭ в Оренбургской области получил широкое распространение. Участники секции поделись опытом участия в эксперименте, обозначили проблемы:

-         недостаточный учет опыта работы участников проведения ЕГЭ при определении социально-профессионального статуса работников образования;

-         отсутствие в ряде территорий разъяснительной работы по организации проведения ЕГЭ, что влечет большое количество сдающих экзамен по литературе по технологии «+ 1».

Подведению итогов ЕГЭ было посвящено выступление С.Н.Полькиной на заседании Коллегии ГУО. Особое внимание было уделено анализу качества выполнения выпускниками заданий КИМов ЕГЭ. Так, было выявлено, что невысок уровень лингвистической,  языковой и коммуникативной компетентностей выпускников региона. Полученные результаты коррелируют  с данными по предметам, предполагающим ответ в свободной форме.

Кроме того, С.Н.Полькина приняла участие в заседании УМО Приволжского округа (НПО). Выступление на секции по вопросам, связанным с проведением ЕГЭ в Оренбургской области, позволило осуществить взаимосвязь между общим и начальным профессиональным образованием по одному из основных направлений модернизации российского образования.

Полученные в ходе эксперимента результаты единого государственного экзамена требуют значительных перемен

в формировании содержания обучения (изменение учебных планов и выбор программно-методических комплексов, обеспечивающих достижение образовательных стандартов);

в формах организации обучения (повышение веса тех технологий, которые формируют практические навыки использования полученных знаний, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становления ценностных ориентаций); 

в оценивании достижений образовательных стандартов (наряду с традиционными методами и формами проверки знаний учащихся необходимо использовать современные технологии педагогических измерений).

 

Информационное обеспечение проведения ЕГЭ.

 

В настоящее время в регионе ведется целенаправленная работа по обеспечению информационного сопровождения экзамена.

В ходе работы в 2005 году получены следующие  результаты:

-         в информационный банк института помещен аналитический отчет "Результаты единого государственного экзамена по русскому языку и литературе» (2004 г.);

-         обновлена региональная база данных экспертов по русскому языку и литературе по проверке бланков №2;

-         регулярно пополнялся соответствующий раздел электронной библиотеки статьями по проблемам организации и проведения ЕГЭ.

Анализ проведенных мероприятий позволил сделать следующие выводы:

является целесообразным включение нормативно-правовых, информационных, аналитических и методических  материалов в банк педагогической информации в ЦДИТ;

необходимо представлять методические аспекты подготовки учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе, в частности выполнения заданий с развернутым ответом высокого уровня сложности.

В ходе работы были выявлены следующие проблемы:

-                      не всегда необходимая информация оперативно доходит до педагогов. Так, в настоящее время не все руководители и педагоги ОУ владеют информацией о результатах ЕГЭ 2004 г.  Не все знакомы с нормативно-правовыми документами, регулирующими проведение ЕГЭ в 2005.

Для решения выявленных проблем необходимо следующее:

- продолжить работу по созданию методических материалов по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ;

- использовать различные каналы связи для передачи необходимой информации, в том числе создать информационный банк ЕГЭ на web-странице кафедры гуманитарных дисциплин сайта ООИПКРО;

- представить аналитические  материалы ЕГЭ-2005 для их использования в ходе августовских совещаний педагогов и в процессе последующей работы.

 

Апробация технологии проведения ЕГЭ

 

В 2005 году в ходе экзамена использовалась технология обработки бланков №2, разработанная в 2003  году, позволяющая повысить информационную безопасность исходных материалов и объективность проверки ответов на задания в свободной форме. Технология 2003  г. полностью исключила волевое распределение бланков №2 на проверку конкретным экспертам. Распределение осуществляется автоматизированно с помощью специального программного средства.

Кроме того, в текущем году экспертам, осуществляющим третью проверку работ, предложена скорректированная форма заполнения протоколов: даны результаты первых двух проверок.

Данная технология способствует сохранению информационной безопасности исходных материалов и объективности проверки ответов на задания в свободной форме, значительно облегчает работу экспертов.

Эксперимент показал, что результаты экзамена в значительной мере зависят от состава и качества работы экспертного корпуса.

База данных экспертов была скорректирована до начала экзамена по предмету с учетом планируемого объема работы и подготовленностью экспертов.

Всего было привлечено к работе 235 экспертов по русскому языку и 25 экспертов по литературе. Ежегодное преобладание в составе экспертов учителей ОУ  (более 95%) по сравнению с преподавателями вузов, ссузов и ПУ сохранилось и в 2004 году.

В целом данного количества экспертов оказалось достаточным для проверки представленных работ в установленные для этого сроки.

Однако в ходе организации и проведения проверки экзаменационных работ (частьС) были выявлены следующие проблемы:

-         недостаточно высокий уровень ответственности участников эксперимента (от 3 до 7 % экспертов не прибывали на проверку в установленные сроки после согласования состава экспертов с территориальными органами управления образования; ряд экспертов отставляли рабочие места без разрешения руководителя на продолжительный период времени);

-         недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности  экспертов (перепроверка сочинений выпускников, осуществленная в ходе рассмотрения апелляций, показала, что ряд экспертов необъективно оценили работы:  в большинстве случаев были завышены баллы в связи с тем, что не замечены разного рода ошибки, в том числе орфографические и пунктуационные);

-         высокая интенсивность труда за счет сокращения времени проверки работ (за два дня работы каждым экспертом проверено не менее 100 сочинений выпускников).

Решению проблемы способствует следующее:

согласованность в работе по формированию банка экспертов с администрацией вузов, ссузов, управлением профессионального образования, методическими службами городских и районных отделов образования;

совершенствование системы работы по обучению экспертов;

сокращение нагрузки работы экспертов за счет увеличения времени проверки или увеличения количества проверяющих.

 

 

Результаты ЕГЭ

Русский язык

 

ЕГЭ по русскому языку является самым массовым экзаменом. По количеству выпускников Оренбургская область находится на 12 месте из 68 территорий, в которых сдавали экзамен в форме ЕГЭ. В таблице представлен рейтинг территорий, представительство которых в эксперименте составило более 15 000 человек.

 

Статистические данные об участии

регионов России в ЕГЭ  по русскому языку

 

п/п

Регион

Количество сдававших ЕГЭ по русскому языку

Доля, %

  1.  

Краснодарский край 

48691

7,47

  1.  

Санкт-Петербург

43647

6,69

  1.  

Ростовская область 

33784

5,18

  1.  

Самарская область 

28679

4,40

  1.  

Саратовская область 

25576

3,92

  1.  

Пермская область 

24494

3,76

  1.  

Челябинская область 

20177

3,08

  1.  

Алтайский край 

18404

2,82

  1.  

Белгородская область 

16600

2,55

  1.  

Ханты-Мансийский АО

16646

2,55

  1.  

Тюменская область 

15305

2,35

  1.  

Оренбургская область 

15238

2,34

 

Всего по России

652116

 

 

Количественный состав участников первой волны ЕГЭ-2004 и ЕГЭ-2005 в Оренбургской области

Код

Предмета

 

Название

Предмета

 

1 волна

Всего

Резервный день

Основной день

 

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005 г.

 

 

Итого:

39131

32969

524

417

38607

32552

 

01

Русский

21812

15238

13

26

21799

15212

 

18

Литература

997

565

85

83

912

482

 

 

Анализ количественных данных показывает, что 32969 выпускников приняли участие в ЕГЭ-2005, что на 6162 человека меньше по сравнению с прошлым годом (в ЕГЭ-2004 39131 выпускник принял участие). Причиной является изменение региональной образовательной политики –  русский язык в форме ЕГЭ сдавался по выбору (в прошлом году русский язык был обязательным экзаменом для всех выпускников Оренбургской области).

Результаты экзамена по русскому языку в пятибалльной и стобалльной шкалах представлены ниже в таблицах

Количество участников в ЕГЭ-2005 по предметам и средний балл

Название предмета

Код предмета

Кол-во участников ЕГЭ (1 волна)

Средняя школьная оценка по Оренбуржью

Средний балл по Оренбуржью

Средний балл по России

Русский язык

01

15238

3,7

52,81

50,19

 

 

Предмет

Пятибалльная шкала

Средний балл

"2"

"3"

"4"

"5"

Интервал тестовых баллов/процент учащихся, набравших соответствующий тестовый балл

1. Русский язык

0-30

31-50

51-68

69-100

50

7,1%

45,0%

37,1%

10,8%

 

 

Анализ статистических данных показывает, что в 2005 году результаты выпускников региона превышают средний балл по России на 2, 62 (в 2004 году названный показатель был ниже российского), что еще раз доказывает  определенную зависимость результата от модели проведения экзамена.  Тотальная сдача экзамена в форме ЕГЭ (как в 2004 году) обусловила участие в эксперименте выпускников, не имеющих мотива для специальной подготовки к экзамену, так как не было необходимости предъявлять сертификаты в соответствующие учебные заведения.

 

Доля школьных оценок по русскому языку

Предмет

 

Код

 

Количество и доля школьных оценок по предметам ЕГЭ

2

%

3

%

4

%

5

%

Всего

Русский язык

01

396

2,6%

6339

41,6%

6693

43,9%

1810

11,9%

15238

В 2005 году доля «5» существенно превышает количество «2» на 9,3%; количество «4» несколько превышает количество «3».

 

Сравнительные показатели выполнения заданий разного типа по результатам ЕГЭ в 2005 г. и 2004 г.

 

 

Предмет

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Средняя доля верных ответов, в %

Средняя доля верных ответов, в %

Средняя доля верных ответов, в %

2005

2004

2005

2004

2005

2004

Русский язык

70,4

57,6

45,4

33,10

58,1

52,6

Значительно увеличилась доля правильных ответов на вопросы части 1 (на 12.8%) и  доля правильных ответов на  вопросы части 2 (12,3%), также увеличилась доля правильных ответов на вопросы части 3 (5,5%). Таким образом, школьники региона продемонстрировали повышение качества знаний базового, повышенного и высокого уровней сложности.

 

Распределение участников ЕГЭ

по диапазонам тестовых баллов

 

Предметы

Русский

Всего

15238

0-10

5

%

0,03%

11-20

49

%

0,32%

21-30

342

%

2,24%

31-40

2063

%

13,54%

41-50

4276

%

28,06%

51-60

4436

%

29,11%

61-70

2592

%

17,01%

71-80

1181

%

7,75%

81-90

205

%

1,35%

91-100

89

%

0,58%

 

Лучшие результаты (95-100 баллов) первой волны ЕГЭ по русскому языку в 2005 году продемонстрировали 29 выпускников,  что составляет 0,2% от общего количества сдававших экзамены. В таблице приводятся имена  названных учеников, образовательные учреждения, которые они закончили (всего27 и 14 территорий):

 

Фамилия

Имя

Отчество

Код школы

Название школы

Код предмета

Баллы

Журавлева

Ксения

Евгеньевна

80029

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 29

1

97

Сотникова

Ирина

Владимировна

800003

Бугурусланский педагогический колледж

1

97

Козолупова

Мария

Андреевна

70012

МОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков №12

1

97

Савельева

Ирина

Анатольевна

120007

МОУ Средняя общеобразовательная школа №87

1

97

Власова

Екатерина

Александровна

80027

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 27

1

97

Панфилов

Иван

Сергеевич

100002

МОУ Средняя общеобразательная школа №2 г. Сорочинска Оренбургской области

1

97

Хасанов

Руслан

Радикович

320012

МОУ Европейский лицей (Ассоциированная школа ЮНЕСКО)

1

97

Яковлева

Елена

Александровна

420002

Ташлинская средняя общеобразовательная школа №2

1

97

Матюшкина

Ольга

Владимировна

420001

Ташлинская средняя общеобразовательная школа №1

1

97

Гусева

Екатерина

Николаевна

70027

МОУ Средняя общеобразовательная школа №27

1

97

Крупко

Ирина

Валерьевна

140001

МОУ Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1

1

97

Дадонова

Ольга

Сергеевна

70002

МОУ Гимназия №2

1

97

Быстрова

Екатерина

Андреевна

70002

МОУ Гимназия №2

1

97

Карпова

Екатерина

Рафиковна

70040

МОУ Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением математики

1

97

Жарова

Ирина

Сергеевна

800033

Оренбургский педагогический колледж № 1

1

97

Валькевич

Юлия

Викторовна

70077

МОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики и химии №77

1

97

Секретева

Ольга

Николаевна

400013

МОУ Буранная средняя общеобразовательная школа Соль-Илецкого района

1

97

Бикбердина

Анна

Маратовна

260003

Гимназия №1

1

97

Эсаулова

Зоя

Александровна

70077

МОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики и химии №77

1

97

Костина

Татьяна

Сергеевна

150002

МОУ Александровская средняя общеобразовательная школа

1

97

Сизов

Артём

Сергеевич

230004

МОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №2

1

97

Приселкова

Ольга

Борисовна

80002

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Карнасевича С.С.

1

100

Касьянова

Татьяна

Сергеевна

460005

МОУ Акжарская средняя общеобразовательная школа

1

100

Кузьменко

Ольга

Александровна

70020

МОУ Гимназия №4

1

100

Бухорбаева

Айгуль

Тагабергеновна

70073

МОУ Средняя общеобразовательная школа №73

1

100

Фурса

Екатерина

Олеговна

170015

МОУ Днепровская средняя общеобразовательная школа

1

100

Банникова

Елена

Дмитриевна

320036

МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района

1

100

Федосеева

Наталья

Александровна

70039

МОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением химии, биологии, экологии и географии №39

1

100

Селиванова

Екатерина

Вячеславовна

100007

МОУ Средняя общеобразательная школа №7 г. Сорочинска Оренбургской области

1

100

                  

Из общего количества названных выпускников 100 баллов набрали 8 человек из следующих школ:

Код

Название школы

320036

МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района

70073

МОУ Средняя общеобразовательная школа №73 г. Оренбурга

460005

МОУ Акжарская средняя общеобразовательная школа Ясненского района

70020

МОУ Гимназия №4 г. Оренбурга

80002

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Карнасевича С.С. Г. Орска

100007

МОУ Средняя общеобразовательная школа №7 г. Сорочинска Оренбургской области

70039

МОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением химии, биологии, экологии и географии №39 г. Оренбурга

170015

МОУ Днепровская средняя общеобразовательная школа Беляевского района

 

В данный перечень вошли 5 школ городов области и 3 сельских школы.

 

 

Литература

 

Из 24 территорий, сдававших экзамен по литературе в форме ЕГЭ, Оренбургская область по количеству сдававших находится на 5-ом месте.

                                                                                             

Рейтинг территорий

п/п

Регион

Количество сдававших ЕГЭ по литературе

Доля, %

1.

Якутия

711

12,39

2.

Челябинская область 

700

12,20

3.

Кабардино-Балкария

633

11,00

4.

Самарская область 

599

10,44

5.

Оренбургская область 

565

9,85

 

Всего по России

5737

 

 

Количественный состав участников первой волны ЕГЭ-2004 и ЕГЭ-2005 в Оренбургской области

Название

Предмета

 

1 волна

Всего

Резервный день

Основной день

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005 г.

Итого:

39131

32969

524

417

38607

32552

Литература

997

565

85

83

912

482

 

Результаты экзамена по литературе в пятибалльной и стобалльной шкалах представлены ниже в таблицах

 

Количество участников в ЕГЭ-2005 по предметам и средний балл

Название предмета

Код предмета

Кол-во участников ЕГЭ (1 волна)

Средняя школьная оценка по Оренбуржью

Средний балл по Оренбуржью

Средний балл по России

Литература

18

565

3,1

43,83

48,74

 

Таблица соответствия

 

тестовых баллов по результатам ЕГЭ

 

отметкам по 5-ти балльной шкале в 2005 г.

 

 

Предмет

Пятибалльная шкала

Средний балл

"2"

"3"

"4"

"5"

Интервал тестовых баллов/процент учащихся, набравших соответствующий тестовый балл

Литература

0-33

34-50

51-66

67-100

49

17,5%

35,7%

35,2%

11,7%

 

Анализ статистических данных показывает, что средний балл по региону в 2005 году значительно ниже (как и в 2004 году) среднего балла по России.

 

Доля школьных оценок по предмету

Предмет

 

Код

 

Количество и доля школьных оценок по предметам ЕГЭ

2

%

3

%

4

%

5

%

Всего

Литература

18

141

25,0%

240

42,5%

158

28,0%

26

4,6%

565

 

Анализ результатов показал, что высок процент оценок «2»:  низкие знания показали 25% выпускников. Высокие результаты продемонстрировали 4,6% сдававших экзамен: получили оценку «5». Процент отметок «3» значительно превышает процент отметок «4». Данные факты определяют средний балл по Оренбуржью – 3.1 балла.

Распределение участников ЕГЭ по диапазонам тестовых баллов

 

Предметы

Литература

Всего

565

0-10

1

%

0,18%

11-20

12

%

2,12%

21-30

87

%

15,40%

31-40

133

%

23,54%

41-50

148

%

26,19%

51-60

128

%

22,65%

61-70

44

%

7,79%

71-80

11

%

1,95%

81-90

1

%

0,18%

91-100

0

%

0,00%

 

Статистические данные, представленные в таблице, свидетельствуют о низких результатах: есть выпускники, набравшие баллы в диапазоне от 0 до 10; высок процент ответов, расположенных в диапазоне 31-40 баллов; нет ни одного выпускника, набравшего более 90 баллов. 

 

Низкие результаты ЕГЭ по литературе связаны со следующими причинами:

недостаточно высоким уровнем преподавания предмета в регионе;

сокращением объема часов на преподавание литературы и увеличением объема содержания программ по предмету;

выбор выпускника обусловлен возможностью получить в любом случае положительный балл в аттестате (технология «+1»).

 

Общие выводы

 

Основными проблемами, затрудняющими проведение ЕГЭ в регионе, выделены следующие:

·         недостаточное использование информации о тенденциях общеобразовательной подготовки учащихся для определения направлений совершенствования образовательного процесса;

·         невысокий уровень информационной культуры, не позволяющий ориентироваться в потоке образовательной информации;

·         недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности участников эксперимента;

·         невысокая степень готовности учителей и обучающихся к независимой оценке результатов учебного труда;

·         недостаточный учет опыта работы участников проведения ЕГЭ при определении социально-профессионального статуса работников образования.

Для решения проблем необходимо  следующее:

-         проведение комплекса подготовительных мероприятий (курсов, семинаров, консультаций и др.) по подготовке учащихся к сдаче экзаменов и специалистов к проведению ЕГЭ;

-         наличие научно-методического, информационного, технологического обеспечения процесса, соответствующей материальной базы;

-         разработка системы управленческих решений, целью которых является  повышение ответственности участников проведения ЕГЭ;

-         повышение социально-профессионального статуса участников проведения ЕГЭ (присвоение высшей категории при наличии опыта работы в качестве экспертов, назначение на руководство различными профессиональными объединениями, работа в старшей профильной школе);

-         решение проблем психологии восприятия результатов ЕГЭ и обеспечение готовности учителей и обучающихся к независимой оценке результатов учебного труда;

-         подготовка пользователей к ориентации в потоке образовательной информации;

-         создание условий для реализации профильного обучения в старшей школе.

В целом полученные в ходе эксперимента результаты единого государственного экзамена требуют значительных перемен:

Подобные изменения требуют изменения системы действий участников образовательного процесса, содержания координирующей и контролирующей деятельности территориальных и муниципальных органов управления образованием.