Аналитический отчет о проведении единого государственного экзамена  по истории России и единого государственного экзамена по обществознанию в 2005 году

 

Р.З. Казакбаева, председатель предметной комиссии

по истории и обществознанию,  преподаватель   кафедры философии

 

         В 2005 году проводились единые государственные экзамены (ЕГЭ) в образовательных учреждениях Оренбургской области. ЕГЭ по истории России  проводится в регионе уже четвертый год. Впервые в нашем регионе в этом году наряду с другими предметами проводился экзамен по обществознанию.  Целью проведения ЕГЭ по истории России и обществознанию является получение информации об уровне и качестве подготовки выпускников средней школы по данным предметам, что позволяет дифференцировать выпускников по уровню подготовки, осуществить итоговую аттестацию школьников и отбор для поступления в Вузы. Результаты единого государственного экзамена после завершения эксперимента могут быть использованы для оценки качества общего образования в регионе.

         Работа по проведению единого государственного экзамена по истории России и обществознанию велась следующим образом: подготовительный этап (информационное, научно-методическое обеспечение проведения ЕГЭ; подготовка кадров к проведению ЕГЭ; проведение 1-го и 2-го туров собственно экзаменов; анализ результатов ЕГЭ.

 

I. Информационное, научно-методическое обеспечение проведения ЕГЭ по истории России и обществознанию

 

В целях подготовки к проведению ЕГЭ в 2004-2005 учебном году регулярно пополнялся информационный банк материалов ЕГЭ. В настоящее время в него помещены следующие материалы;

1.      аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена по истории России» (2004г.);

2.       нормативно-правовые документы, регулирующие проведение ЕГЭ в Оренбургской области;

3.       спецификации экзаменационных работ по истории России и обществознанию 2005г.;

4.      демоверсии КИМов по истории России и обществознанию 2005г.

5.      региональная база данных экспертов по истории и обществознанию.

Для учителей-экспертов выпущены методические пособия, в которых представлены особенности контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории России и обществознанию, рассмотрены подходы к оцениванию и технология оценивания заданий части «С», предложены рекомендации по подготовке к экзаменам.

Для проведения практических семинаров по подготовке экспертов подготовлены дидактические материалы на бумажных и электронных носителях.

 Анализ проведенных мероприятий позволил сделать следующие выводы:

-          далеко не всегда необходимая информация оперативно доходит до педагогов;

-          слабо представлена и плохо разработана нормативно-правовая база, регулирующая труд и оплату экспертов;

-          отсутствуют материалы из опыта работы учителей истории региона по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории России;

-          необходимо массовое издание нормативно-правовых, информационных, методических материалов.

Для решения данных проблем необходимо следующее:

-          продолжить работу по созданию методических материалов, представив в них опыт педагогов области по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ;

-          использовать различные каналы связи для оперативной передачи и распространения необходимой информации;

-          учитывать результаты ЕГЭ по истории России обществознанию при составлении программы предметно-методического модуля курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания.

 

II. Подготовка кадров к проведению ЕГЭ

 

Успешность проведения ЕГЭ в больше степени зависит от кадров, обеспечивающих его проведение. В  связи с этим большое внимание было уделено подготовке кадров. Для участия в процедуре проведения и оценивания результатов ЕГЭ потребовались высококвалифицированные специалисты, обладающие профессиональной компетентностью. В рамках курсов, повышения квалификации педагогических кадров обязательно рассматривались темы, связанные с организацией и проведением ЕГЭ, подготовкой учащихся к сдаче единого экзамена.

         Кроме того, входная диагностика профессиональной компетентности учителей осуществлялась с использованием КИМов.

         Предполагаемым результатом работы по подготовке учительского корпуса к ЕГЭ является освоение педагогами методических основ подготовки учащихся к сдаче экзамена  в форме ЕГЭ.

         Подготовка экспертов проводилась на семинаре – тренинге, на котором отрабатывались навыков проверки задач с развернутым ответом. В ходе тренинга эксперты учились использовать единые подходы к проверке и оцениванию задач, рассматривали новые критерии и особенности ЕГЭ – 2005, права и обязанности членов предметной комиссии.

         На подготовительном этапе с целью повышения  качества подготовки учащихся к ЕГЭ проводились для учителей–предметников следующие мероприятия:

·         групповые и индивидуальные консультации;

·         семинары.

На групповых консультациях и семинарах учителя–предметники были ознакомлены с итогами ЕГЭ – 2004 по истории России, нормативно – правовыми материалами, спецификацией и демонстрационной версией КИМа на 2005 год, списком пособий для подготовки к ЕГЭ.

         Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод о том, что в целом педагоги знакомы с содержанием и структурой контрольных измерительных материалов, осуществляется работа по подготовке школьников к участию в эксперименте. При этом следует отметить следующее:

А) часть педагогов (особенно преподаватели учреждений начального профессионального образования) затрудняются в выполнении заданий КИМов;

В) при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ нередко акцент делается на тренировку в выполнении как можно большего числа вариантов КИМов, а не на изучение курсов истории России  и обществознания по отдельным разделам и темам.

Решение выявленных проблем связано с продолжением целенаправленной работы по подготовке учительского корпуса к проведению ЕГЭ с использованием различных организационных форм: включение вопросов ЕГЭ в программу курсов базового повышения квалификации, проведение проблемных курсов и семинаров, тематических консультаций. Также необходимо создание банка элективных профильных курсов, направленных на формирование умений у школьников выполнения заданий высокого уровня сложности.

Важной составляющей подготовки кадров к проведению ЕГЭ является подготовка корпуса экспертов. Это не только высокопрофессиональные специалисты, но и люди, обладающие соответствующими нравственно-психологическими качествами позволяющими работать в команде, обеспечить однородность оценивания.

В ходе проведения единого государственного экзамена была выявлена необходимость подготовки специалистов, владеющих новой профессиональной компетентностью, связанной с проверкой выполнения части «С» КИМов по истории России и обществознанию. В связи с этим были подготовлены электронные пособия по истории России и обществознанию, которые включают в себя иллюстрацию особенностей контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории России и обществознанию, рассмотрение подходов к оцениванию и технологии оценивания заданий части «С», Представлены материалы для самостоятельных практических занятий по оценке заданий части «С» (тип и содержание заданий, критерии оценки ответов, ответы к заданиям по отдельным баллам). Данные пособия рассылались в территории для самостоятельной работы экспертов. Подготовка экспертов по истории на базе ИПК в 2005 г. не проводилась. ЕГЭ по обществознанию проводился в Оренбургской области впервые, поэтому подготовка экспертов была необходима в ООИПКРО. После самостоятельной работы с электронным пособием эксперты приглашались на семинар. Семинар проходил без каких-либо затруднений, т.к. большинство приглашаемых являются также экспертами по истории и с технологией оценивания заданий части «С» знакомы. На семинаре наряду с традиционной формой подготовки экспертов использовалась программа «Эксперт ЕГЭ», созданная коллективом сотрудников Федерального института педагогических измерений. Здесь возникла проблема: не все педагоги владеют ПК, не владеющие работали с раздаточными материалами на бумажных носителях.

Всего прошли обучение 42 человека, все они являются педагогами ОУ (связано со спецификой предмета). В окончательный список экспертов, утвержденных для проверки работ на первом этапе ЕГЭ, были включены 31 человек, проживающих в г. Оренбурге. В данный корпус экспертов были введены новые педагоги, зарекомендовавших себя как высококвалифицированные специалисты и рекомендованных, в соответствии с предъявляемыми требованиями, зав. РМК.

База данных экспертов была скорректирована до начала экзамена по предмету с учетом планируемого объема работы и подготовленностью экспертов. В таблице представлено количество экспертов, привлеченных к работе в 2004 и в 2005 годах.

 

Статистические данные о количестве экспертов

 

История России

ЕГЭ 2004

ЕГЭ 2005

Всего

Учителя ОУ

Преподаватели ВУЗов

Всего

Учителя ОУ

Преподаватели ВУЗов

44

40 (91%)

4 (9%)

31

29 (94%)

2 (6%)

Обществознание

ЕГЭ 2004

ЕГЭ 2005

Всего

Учителя ОУ

Преподаватели ВУЗов

Всего

Учителя ОУ

Преподаватели ВУЗов

-

-

-

31

31 (100%)

-

 

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что корпус экспертов в регионе представлен в основном учителями школ.

Данного количества экспертов оказалось достаточным для проверки представленных работ в установленные для этого сроки. Проверки экзаменов по обществознанию и истории России проходили за один день.

Затрудняли работу экспертов нарушения технологии написания заданий на бланке №2. В ряде работ не были указаны варианты КИМов, не обозначены номера заданий части «С», в ряде работ по обществознанию встречались подписи, что требовало дополнительной проверки.

Расхождений в баллах у экспертов было мало, поэтому потребность в перепроверке работ и по истории и по обществознанию третьим экспертом оказалась невелика. Также ни по истории, ни по обществознанию, не было заявленных на апелляцию работ. Эксперты показали в работе слаженность, профессионализм, объективность. Отношение к проверяемым работам было лояльным, все спорные вопросы разрешались в пользу учащихся. Качество проверки было высоким. Можно сказать, что сформирован корпус экспертов, которые имеют хорошие навыки проверки части С.

В связи с этим необходимо повысить социально-профессиональный статус экспертов, морально поощрять тех, кто показал наиболее высокие результаты.

 

III. Результаты ЕГЭ по истории России и обществознанию

 

Единые государственные экзамены  по истории России и обществознанию проводились в два тура:

-          1-й школьный тур

история 15 июня;

обществознание  25 мая;

история и обществознание – 17 июня.

-          2-й вузовский тур

история 18 июля, 25 июля, 31 июля

обществознание  18 июля, 29 июля, 31 июля.

 

1-й тур ЕГЭ по истории России  и обществознанию

 

В 2005 году число выпускников, сдававших Единый государственный экзамен по истории России в регионе по сравнению с 2004 годом уменьшилось на  18 человек. Информация о количестве участников ЕГЭ по истории России за последние три года представлена в таблице.

 

Статистические данные о количестве выпускников, сдававших ЕГЭ по истории России:

 

2003 год

2004 год

2005 год

1769

1779

1761

 

Обществознание в Оренбургской области проводилось впервые, выпускников сдававших ЕГЭ было 581.

В таблицах обозначены территории, представительство которых в ЕГЭ по истории России и обществознанию было шире, чем в Оренбургской области.

 

Статистические данные об участии регионов в ЕГЭ и результатов  по истории России (выборка):

 

Регион

История

Число участников

из них доля, имеющих отметку

"2"

"3"

"4"

"5"

Якутия

2841

19,3

42,8

27,9

10,0

Алтайский край 

2202

12,1

38,9

34,5

14,5

Оренбургская область 

1685

13,8

41,5

30,3

14,4

Пермская область 

2612

13,9

40,8

29,4

15,9

Ростовская область 

2185

20,9

44,8

25,4

8,9

Самарская область 

3152

12,4

40,2

31,7

15,7

Челябинская область 

2144

7,5

35,9

37,7

18,9

 

Статистические данные об участии регионов в ЕГЭ результатов  по обществознанию (выборка):

 

Регион

Обществознание

Число участников

из них доля, имеющих отметку

"2"

"3"

"4"

"5"

Марий Эл

2305

2,2

25,3

44,3

28,2

Якутия

1978

19,1

44,6

30,9

5,3

Чувашия 

1912

1,6

16,6

44,8

37,0

Алтайский край 

5576

5,7

31,9

44,1

18,3

Хабаровский край 

3387

10,1

36,6

38,8

14,5

Вологодская область  

3856

2,2

26,3

47,9

23,6

Воронежская область 

1858

5,5

22,1

38,4

34,1

Костромская область 

1776

1,5

20,3

46,4

31,8

Курганская область

2643

5,7

34,1

43,0

17,3

Липецкая область 

1050

1,9

18,7

39,5

39,9

Оренбургская область 

581

7,6

32,2

37,7

22,5

Самарская область 

7795

4,7

27,0

41,4

27,0

Сахалинская область 

1181

12,6

42,2

36,2

9,1

Тюменская область 

3013

5,6

35,3

43,8

15,2

Челябинская область 

8006

4,4

27,7

42,3

25,6

Читинская область 

2574

9,5

44,4

38,9

7,3

Ханты-Мансийский АО

3210

6,7

35,2

44,4

13,7

Количество регионов, число "2" в которых:

 

 

 

 

 

имеет более 30% участников

 

 

 

 

 

более среднего по России

 

 

 

 

 

 

Количество участников в первой волне ЕГЭ-2005 по предметам и средний балл (100-бальная шкала и школьная оценка) показаны  в таблице:

 

Название предмета

Кол-во участников ЕГЭ

 (1 волна)

Средняя школьная оценка по Оренбуржью

Средний балл по Оренбуржью

Средний балл по России

История России

1685

3,5

48

49

Обществознание

581

3,7

47

49

 

Данные таблицы показывают, что расхождения в средних баллах по истории и обществознанию по Оренбужью и России небольшие.

 

Предмет

Пятибалльная шкала

Средний балл

"2"

"3"

"4"

"5"

Интервал тестовых баллов/процент учащихся, набравших соответствующий тестовый балл

 История России

0-32

33-49

50-65

66-100

49

13,2%

41,1%

31,4%

14,4%

Обществознание

0-30

31-44

45-58

59-100

49

6,2%

30,9%

41,9%

21,0%

 

Представленные данные свидетельствуют о том, что самой представительной является доля троечников по истории России, по обществознанию большая доля выпадает на хорошистов.

 

Наблюдается тенденция снижения результатов год от года по истории России:

 

Название предмета

ЕГЭ-2002

ЕГЭ-2003

ЕГЭ-2004

ЕГЭ-2005

История

50,7

49,36

50,86

48

 

Снижение результатов среднего балла по истории России в области можно объяснить несколькими причинами:

·         вузы области принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ по истории и его сдают учащиеся с разным уровнем подготовки;

·         учителя еще не в полной мере научились готовить учащихся к ЕГЭ;

·         ЕГЭ по истории требует от учащихся более глубокого понимания предмета и более широкого охвата разделов и тем, чем для традиционного экзамена;

·         ЕГЭ дает возможность получить объективную оценку знаний учащихся и пресекает практику завышения оценок, которая встречается при традиционном экзамене;

 

Доля школьных оценок по истории и обществознанию представлена в таблице:

 

Предмет

 

Количество и доля школьных оценок по предметам ЕГЭ

2

%

3

%

4

%

5

%

Всего

История

232

13,8%

700

41,5%

510

30,3%

243

14,4%

1685

Обществознание

44

7,6%

187

32,2%

219

37,7%

131

22,5%

581

 

По истории выпускники показали достаточно большой процент оценок «2», но в то же время более 10% оценок «5»:

 

Предмет

2

%

5

%

История

232

13,80%

243

14,40%

 

Достаточно низкий процент школьных оценок «2» и более 10% выпускники имеют оценки «5» по обществознанию:

 

Предмет

2

%

5

%

Всего

Обществознание

44

7,6%

131

22,5%

581

 

В следующей таблице представлено распределение региональных результатов ЕГЭ-2005 по предметам в разрезе баллов с интервалом 10.

 

Предметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История

Общество-знание

Всего

1685

581

0-10

2

0

%

0,12%

0,00%

11-20

12

3

%

0,71%

0,52%

21-30

131

41

%

7,77%

7,06%

31-40

408

124

%

24,2%

21,3%

41-50

420

169

%

24,9%

29,1%

51-60

334

153

%

19,8%

26,3%

61-70

247

79

%

14,7%

13,6%

71-80

93

11

%

5,52%

1,89%

81-90

26

1

%

1,54%

0,17%

91-100

12

0

%

0,71%

0,00%

 

Обратим внимание на средний первичный балл по предметам в процентном соотношении от максимально возможного, а также результаты выполнения выпускниками заданий ЕГЭ по частям А, В и С (среднюю долю верных ответов в процентном соотношении от максимума):

 

 

Средний первичный балл, в % от максимума

Средняя доля верных ответов, в % от максимума

Часть А

Часть В

Часть С

История России

2005г.

2004г.

2005г.

2004г.

2005г.

2004г

2005г.

2004г.

Оренбургская обл.

45,9

44,6

58,1

55,9

41,3

44,1

30,4

24,3

Россия

46,1

43,8

59,4

56,0

43,7

41,8

27,7

22,5

Обществознание

Оренбургская обл.

56,8

 

65,9

 

46,3

 

42,8

 

Россия

57,8

53,4

68,0

63,6

51,4

46,4

41,3

57,8

 

По истории 5 выпускников (0,3% от общего числа) из школ имеют лучшие результаты из следующих территорий:

 

Фамилия

Имя

Отчество

ОУ

Название школы

Баллы

Панамарева

Юлия

Сергеевна

Орск

МОУ Гимназия № 1

96

Мамбетов

Алмат

Амангель

дыевич

Новоорск

Новоорская средняя общеобразовательная школа №1

98

Опанасенко

Дарья

Николаевна

Первомайский

Первомайская средняя общеобразовательная школа

96

Хамидуллин

Марат

Талгатович

Матвеевский

 

МОУ Матвеевская средняя общеобразовательная школа

96

Анохина

Светлана

Вячеславовна

Бузулук

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 7

96

 

 

2-й тур ЕГЭ по истории России и обществознанию.

 

Второй тур проводился в три этапа;

-          18 июля – сдача экзаменов медалистами по истории и обществознанию, в ЕГЭ по истории участвовало 38 медалистов, в ЕГЭ по обществознанию 26;

-          25 июля – ЕГЭ по истории России, участвовало 630 выпускников;

-          29 июля – ЕГЭ по обществознанию, участвовал 361 выпускник;

-          31 июля – резервный день, обществознание - 7 человек, история -9.

 

В целом нужно отметить, что содержания экзаменационных заданий КИМов соответствует обязательному минимуму содержания среднего и основного общего образования по истории России и обществознанию, параллельность вариантов соблюдается.

         Результаты ЕГЭ показывают, что учащихся нужно готовить к этой форме контроля, используя весь спектр тестовых заданий, задачи различного уровня сложности. При подготовке к ЕГЭ необходимо проводить тренировочный этап, который состоит в решении типовых вариантов ЕГЭ и выработке умения правильно распределить время между задачами различных частей.

         Существуют определенные проблемы организации ЕГЭ;

- невысокий уровень информационной культуры, который мешает ориентироваться в потоке образовательной информации;

- недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности участников эксперимента;

         В связи с этим можно внести следующие предложения:

- проведение курсов, семинаров, консультаций и др. мероприятий по подготовке учащихся к сдаче экзаменов и организаторов ЕГЭ;

- обеспечение организации процесса ЕГЭ информационным массивом, научно-методической и технологической базой;

- создание условий для реализации профильного обучения в старшей школе;

- повышение социально-профессионального статуса и моральное поощрение участников проведения ЕГЭ.

 

 

30 июля 2005 года.