АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В 2005 ГОДУ

 

Целью проведения ЕГЭ является получение информации об уровне и качестве подготовки выпускников по географии, что позволяет осуществить итоговую аттестацию школьников и совершенствовать механизм приема в ВУЗы. Результаты ЕГЭ после завершения эксперимента могут быть использованы для оценки качества общего образования в регионе.

 

Информационное, научно- методическое обеспечение ЕГЭ.

Для повышения качества работы по подготовке к проведению ЕГЭ сформирован информационный банк материалов ЕГЭ. В него помещены следующие материалы:

1. Нормативно-правовые документы, регулирующие проведение ЕГЭ в Оренбургской области.

2. Спецификация экзаменационной работы по географии в 2005 году.

3. Демонстрационная версия КИМов по географии 2005 года.

4. Региональная база данных экспертов по географии.

Для учителей выпущено методическое пособие, в котором представлены особенности контрольно-измерительных материалов по географии, рассмотрены подходы к оцениванию заданий части С, предложены рекомендации по подготовке к экзамену.

 

Подготовительный этап

                           

В течение 2004-05 учебного года  с учителями географии проводилась подготовительная работа  по проведению ЕГЭ. Для участия в процедуре проведения и оценивания результатов ЕГЭ потребовались высококвалифицированные специалисты. В связи с этим  большое внимание было уделено подготовке кадров к проведению ЕГЭ.   В ходе курсовой подготовки было организовано проведение спецкурсов по проблеме “Организация и проведение эксперимента по ЕГЭ в системе среднего (полного) общего образования”. Целью спецкурсов было обеспечение готовности слушателей к организации и проведению единого государственного экзамена.

Обязательной составляющей основных программ повышения квалификации педагогических работников стали темы, связанные с  организацией и проведением ЕГЭ, подготовкой учащихся к сдаче единого экзамена. Результаты ЕГЭ, как и полученные в других исследованиях данные состояния общеобразовательной подготовки учащихся, свидетельствуют о существующей взаимосвязи между уровнем учебных достижений школьников и профессиональной компетентностью педагогов.

В связи с этим основным критерием профессиональной компетентности педагогов является владение содержанием базового предмета.

Уровень сформированности указанного критерия наиболее точно диагностируется  с помощью контрольных измерительных материалов ЕГЭ,  которые представляют собой систему взаимосвязанных заданий по ключевым элементам содержания предметов.

Поскольку представленные в различных формулировках задания КИМов направлены на проверку системных знаний по предмету, требуется последовательное повторение всех разделов и тем, включенных в обязательный минимум содержания образования. И только для контроля усвоения материала нецелесообразно использовать соответствующие задания ЕГЭ.

Предметом анализа было выявление соответствия КИМов обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) образования. При анализе использовался опыт работы учителей по материалам ЕГЭ 2001, 2002, 2003, 2004 годов, материалы централизованного аттестационного тестирования, опыт проведения областных предметных олимпиад. В экспертизе заданий части “С” приняли участие 25 человек, в основном учителя школ г. Оренбурга и территорий области – 20 человек, а также пятеро ученых-географов из ОГУ, ОГПУ и института степи УРО РАН. Состав экспертного корпуса оказался разнородным, но управляемым и мобильным. В результате можно говорить о создании основного костяка экспертного корпуса на следующий год, который необходимо пополнить преподавателями ВУЗов и ССУЗов.

 Было выявлено, что наибольшую сложность как для педагогов, так и для учеников представляют задания части С. Именно поэтому в работе был сделан акцент на выработку общих методических подходов к подготовке выпускников к выполнению заданий части С. 

 

I. Содержание экзаменационной работы по географии

 

1 Раздел "Глобус, географическая карта  и план местности"

В ЕГЭ 2005 г. по разделу «Глобус, географическая карта и план местности» проверяются следующие умения: определять направления, координаты, азимут и различие в поясном времени территорий. При этом наибольшие трудности вызывает определение направлений по картам полярной проекции.

 Типичной ошибкой учащихся при определении азимута является то, что они не обращают внимания на направление стрелки "север-юг", нанесенной на план местности.

При решении задач на умение использовать знания о поясном времени даже сильные учащиеся не учитывают декретное время, действующее на территории России.

2 Раздел "Природа Земли"

По теме «Земля  как планета Солнечной системы»  в ЕГЭ 2004 г. проверялись следующие  знания: размеры Земли - ее средний радиус, различие между ее экваториальным (расстояние от центра Земли до экватора) и полярными (расстояние от центра Земли до полюсов) радиусами, длина экватора; движения Земли и их следствия - направление движения Земли по орбите вокруг Солнца и  вращения Земли вокруг ее воображаемой оси, дни равноденствий и солнцестояний, положение Солнца над горизонтом в эти дни над экватором, тропиками и полярными кругами, границы распространения явлений полярного дня и ночи, различие в освещенности и высоте Солнца над горизонтом на разных параллелях в течении года; причины смены времен года и дня и ночи на Земле.

          В ЕГЭ 2005 г. знания по теме "Литосфера" будут проверяться выборочно и ограниченно: знание типов горных пород по происхождению, особенностей рельефа материков (в т.ч. умение определить крупные формы рельефа мира по их характерным признакам).

По теме «Атмосфера» проверяются  знания об особенностях климата различных частей Земли и России и причинах обуславливающих  эти особенности, положении на карте России климатических поясов и т.д.

Содержание темы «Гидросфера» в ЕГЭ 2005 года проверяется не полностью. В части 1 проверяются знания географической номенклатуры. В части 3 проверяется умение устанавливать причинно-следственные связи между особенностями внутренних вод территорий и рельефом и климатом.

           По теме «Биосфера» проверяются знания о географическом распространении животных, растений и почв. В заданиях проверяются усвоение фактов – уникальные представители растительного и животного мира материков, типичные растения, животные природных зон мира, почвы, характерные для природных зон, пространственное распространение природных зон.

            3. Раздел «Население мира»

          Заданиями по этому разделу  проверяются знания о численности и географических особенностях воспроизводства населения мира, его половозрастном, религиозном и этническом составе, знание географии размещения населения мира, его миграций, особенностей современного процесса урбанизации, качества и уровня жизни населения.  

            4. Раздел «Мировое хозяйство»

В разделе "Мировое хозяйство"  проверяются знания о важнейших международных интеграционных группировках; об отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, об основных чертах  географии ведущих отраслей  промышленности, сельского хозяйства и транспорта мира; о  географии внешнеэкономических связей и роли России в мировой экономике; умения  определять важнейшие факторы размещения отдельных отраслей, определять географические особенности размещения  основных отраслей, определять ведущие страны – лидеры по производству основных видов промышленной продукции и выращиванию основных сельскохозяйственных культур, по экспорту основных видов сырья, топлива, готовой продукции; объяснять основные черты размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства, особенности региональных транспортных систем.

          Для выполнения заданий базового уровня, проверяющих знания на воспроизведение, необходимо знать  определенные факты по темам (страны-лидеры в производстве основных видов продукции ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, крупнейшие страны-экспортеры основных видов сырья и готовой продукции); в общих чертах представлять себе пространственную структуру мирового хозяйства; роль России в мировом хозяйстве.

              5. Раздел  «Природопользование и экология»

Задания ЕГЭ 2005 года достаточно полно проверяют основные вопросы раздела. В них проверяются знания об основных видах природных ресурсов, об особенностях размещения основных видов природных ресурсов и обеспеченности ими отдельных регионов мира и России. Также проверяются  знания об основных источниках загрязнения окружающей среды, причинах возникновения негативных изменений в ней под влиянием хозяйственной деятельности человека и о мерах по охране окружающей среды.

 6. Раздел «Страноведение»

В экзаменационной работе 2005 г. заданиями базового и повышенного уровня сложности проверяется усвоение знаний об этапах формирования современной политической карты мира, о положении крупных стран на политической карте, об основных типах стран; проверяется сформированность умений определять (сравнивать) характерные особенности природы, населения, хозяйства отдельных стран и регионов мира, определять страну по ее краткому описанию.

7. Раздел «География России»

В ЕГЭ 2005 года количество заданий, проверяющих содержание этого раздела остается наибольшим, по сравнению с другими разделами. В этих заданиях, контролируется усвоение знаний об особенностях географического положения, границах, политико-административном устройстве и природе страны. Проверяются знания о численности, составе, естественном приросте и размещении населения; об основных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта России. Осуществляется контроль знаний о природе, населении и хозяйстве регионов. Таким образом, заданиями экзаменационной работы практически полностью охватывается содержание курса «География России».

 

II. Типы тестов и заданий ЕГЭ. Общие рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по географии

 

Экзаменационные работы ЕГЭ по географии состоят из трех частей, отличающихся типами и уровнем сложности заданий. Часть 1 экзаменационной работы включает 32 задания с выбором ответа базового уровня сложности. Часть 2  - двенадцать заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ в зависимости  от особенностей составления заданий используются следующие тесты:

 Наиболее применимые в практике ЕГЭ задания, выраженные в закрытой форме. Конструкция таких тестов предполагает выбор, фиксацию правильного ответа. Ввиду определенности вопросов и продуманности предполагаемых ответов на них, от экзаменующихся требуется особенно внимательное прочтение вопроса. При этом следует помнить, что только один из четырех вариантов ответов является правильным. Задания такого типа составляют первую часть контрольно-измерительных материалов (часть А). Таких заданий в ЕГЭ – 2005 будет 32.

Например:

Крупнейший в ближнем Зарубежье ледник Федченко расположен в горной стране

1)     Алтае

2)     Памире

3)     Карпатах

4)     Кавказе

В этом задании имеется три важнейших словосочетания: «горная страна», «ближнее Зарубежье» и «крупнейший ледник». Алтай и Кавказ большей частью расположены в России, а не в Зарубежье, а крупнейший ледник должен располагаться в наиболее высоких горах. Ответ становится очевидным – Памир, горная страна в Таджикистане, высшая точка- 7495 метров.

Во второй части экзаменационной работы (часть В), содержатся задания на которые нужно дать краткий ответ в виде числа или последовательности букв. В заданиях, имеющих открытую форму необходимо самостоятельно вписать правильный ответ в бланке ответов.

Например:

      Эта страна является самой большой по численности населения страной на континенте. Ее столица – не самый крупный город страны. Основное богатство страны – нефть. Страна входит в состав ОПЕК.

      Ответ необходимо формировать поэлементно, исходя из приоритетных признаков. Крупнейшие по численности страны на отдельных материках – Китай в Евразии, США в Северной Америке, Бразилия в Южной Америке, Нигерия в Африке и Австралия в Океании. Во всех этих странах столицы не самые крупные города страны, но значительные объемы добычи нефти имеют только США и Нигерия. Основным богатством нефть является в Нигерии, единственной из предполагаемых стран членом ОПЕК.

В заданиях на установление соответствия требуется установить соответствие между различными географическими объектами, между географическими объектами и их признаками и т.д. Количество элементов, между которыми необходимо установить соответствие не совпадает.

Например:

Установите соответствие между народом и страной его компактного проживания:

Народ:                                                                 Страна:

1)     Каталонцы                                         А) США

2)     Алеуты                                               Б) Мексика

3)     Бушмены                                            В) Афганистан

4)     Ацтеки                                                Г) ЮАР

                                                                  Д) Испания

Алеутские острова находятся в Северной Америке и, соответственно, алеуты живут в США. Из курса истории и географии известно о государствах индейских народов майя и ацтеков, располагавшихся на территории современной Мексики. Ареал проживания бушменов и готтентотов – Южная Африка и Каталония одна из административных единиц Испании. Таким образом ответ должен быть записан следующим образом – ДАГБ без пробелов и знаков препинания. Помните, что если буквы проставлены в другом порядке или недостаточном количестве (три вместо четырех), то ответ не будет засчитан.

В заданиях с множественным выбором нужно выбрать несколько верных ответов из нескольких предложенных вариантов. Например:

Выберите три страны, входившие в состав СФРЮ: А) Албания; Б) Словения; В) Словакия; Г) Македония; Д) Хорватия; Е) Румыния.

При выполнении заданий этого типа необходимо внимательно анализировать все варианты, и только потом выбранные ответы в виде последовательности букв в алфавитном порядке занести в бланк ответов. В данном случае Румыния, Албания  – страны длительное время  имеющие суверенитет, а Словакия входила в состав Чехословакии. Отсюда правильный ответ: БГД.

Задания на установление правильной последовательности имеют свою специфику. Например:

Установите правильную последовательность стран по степени возрастания в них естественного прироста населения.

        А) Чехия

Б)Кувейт
              В)Уругвай
              Г) Австралия

Известно, что наименьший естественный прирост в странах, где низкая рождаемость и высокая смертность, из-за большой доли в возрастной структуре населения лиц преклонного возраста. Следовательно, первой в списке окажется Чехия, несколько выше прирост населения Австралии. В Уругвае, как и во всех латиноамериканских странах, значительный естественный прирост, который, однако, существенно ниже, чем в странах Азии и Африки. Правильный ответ: АГВБ.

 

Примеры заданий открытого типа со свободными развернутыми ответами:

 

Пример

Определите страну по ее краткому описанию:  "Эта небольшая африканская страна, название которой совпадает с названием ее столицы. Она обладает разнообразными минеральными ресурсами, включающими железные, свинцово-цинковые руды, фосфориты. В ней также добывается нефть, но страна не является членом ОПЕК. Ее разнообразные природные ресурсы, уникальные памятники старины (на ее территории находился легендарный Карфаген) и теплое море способствовали превращению туризма в ведущую отрасль ее хозяйства".

 

Пример

Определите экономический район России по его краткому описанию:  "Экономический район России, который производит электроэнергию за счет угольных бассейнов и гидроресурсов рек. На базе гидроэлектроэнергии развивается производство цветных металлов. Запасы водных ресурсов определяют развитие водоемкого производства целлюлозно-бумажной промышленности. Субъекты Российской Федерации представлены областями, республиками, краем".

 

Пример

Почему во внутренних районах материка Австралия выпадает мало осадков? Укажите не менее двух причин.

В этом задании проверяется сформированность умения  применить знания о влиянии климатообразующих факторов (географической широты, рельефа, океанических течений, особенностей циркуляции атмосферы, подстилающей поверхности) для объяснения особенностей климата конкретной территории мира или России. 

Основные параметры сформированности умений, представлений, понятий представлены в таблице:

 

   Характеристика выпускников, сдававших экзамен

Описание подготовки выпускников.

Отметка "2"

 Тестовый балл 0-36

 

Сформированы умения:

-         определять направления по карте

-         определять географические координаты

 

Отметка "3"

Тестовый балл 37-50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированы представления:

-  о положении на карте мира и России наиболее значимых географических объектов:   стран, гор и равнин; рек, озер и морей; островов и полуостровов.

-         о положении на карте России субъектов Российской Федерации

-         об атмосферном давлении, температуре воздуха, атмосферных осадках

 - зональной дифференциации температуры воздуха и осадков;

-         о географических различиях показателей плотности населения на территории России

-         о географических различиях обеспеченности различных регионов России основными  видами природных ресурсов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-         о месте России в мире по запасам основных видов природных ресурсов, по производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции

-         о зональной специализации сельского хозяйства мира и России 

-         о структуре грузооборота мирового транспорта

Усвоены понятия:

-     атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера

-         об основных типах горных пород

-         об основных видах природных ресурсов

Знают основные факты: 

-         особенности компонентов природы отдельных природных зон (степей и пустынь) мира и России

-         типичных представителей животного и растительного мира Австралии

-         характеризующие численность населения Земли и наиболее крупных стран мира

-         характеризующие географические различия полового состава населения мира

-         крупнейшие города мира и России

-         пограничные с Россией государства

-         численность населения России и показатели естественного прироста России на современном этапе

-         главные районы добычи нефти и газа в России

Отметка "4"

 Тестовый балл 51-65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированы общие представления:

-         о положении природных зон на карте мира и материков

-         о географических различиях показателей плотности населения мира,   естественного прироста мира и  России, возрастной структуры населения мира, уровней урбанизации; показателей уровня жизни населения мира

-         о районах компактного проживания народов России

-         об особенностях структуры хозяйства основных типов стран

-         о роли отдельных видов транспорта в транспортных системах отдельных регионов мира (в т.ч. России)

 

Усвоены закономерности:

-         изменения температуры и давления воздуха с высотой; температуры горных пород в литосфере, солености вод мирового океана

-         зональной и азональной дифференциации компонентов природы

Усвоены понятия:

-         естественный прирост населения, урбанизация, эмиграция  и иммиграция;

Знают основные факты

-         характеризующие Землю как планету

-         состав, строение геосфер

-         географическое распространение мировых религий

-         крайние точки территории России

-         соотношение внешних миграций населения России

-         основные направления миграций населения мира и России

-         главные районы производства всех основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции мира и России, особенности территориальной структуры отраслей России

Сформированы умения:

-         объяснять особенности возрастной  структуры населения стран мира в зависимости от особенностей естественного прироста

-         объяснять особенности хозяйства отдельных территорий мира и России в знакомой ситуации

-         объяснять в природной среде, происходящие под влиянием хозяйственной деятельности человека в знакомой ситуации

-         определять страну и  регион России по их краткому описанию

- определять азимут по карте

Отметка "5"

Тестовый балл 66-100

 

Сформированы детальные представления:    

- о положении климатических поясов и областей на территории России

-         о региональных различиях показателей плотности населения,   естественного прироста, возрастной структуры населения, уровней урбанизации  мира и России

-         об основных этапах формирования политической .карты мира

Усвоены понятия

-         ресурсообеспеченность

-         международная экономическая интеграция

 

 Знают основные факты

-         особенности компонентов природы всех природных зон

-         типичных представителей животного и растительного мира всех материков и природных зон

-         этнический состав населения основных регионов и стран  мира, России 

-         коренные народы экономических районов России

-         центры производства основных видов промышленной продукции

-         крупнейшие железнодорожные магистрали и порты мира и России

Сформированы умения:

-  определять различия в продолжительности дня и ночи, высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года

     - объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий

- объяснять особенности половозрастной  структуры населения стран мира в зависимости от особенностей естественного и механического прироста

- объяснять особенности хозяйства отдельных территорий мира и России в новой ситуации

- объяснять в природной среде, происходящие под влиянием хозяйственной деятельности человека, в знакомой ситуации

 

Для дифференциации выпускников по уровню овладения продуктивными видами деятельности, проверки сформированности умений использовать  географические  знания для получения новых знаний путем дедуктивно-индуктивных рассуждений (высокий уровень подготовки) используются задания открытого типа со свободными развернутыми ответами.

По типу проверяемых умений можно выделить задания с развернутым ответом, проверяющие умение:

1. применять знания об общих географических особенностях крупных регионов мира (России) для определения конкретной страны (региона) по ее краткому описанию

2. на основе использования знаний о причинно-следственных и пространственных взаимосвязях в природе:

-объяснить географические особенности природы территории;

-определить особенности природы территории;

3. на основе использования знаний о причинно-следственных и пространственных взаимосвязях объяснить географические особенности населения конкретной территории;

4. на основе использования знаний о причинно-следственных и пространственных взаимосвязях, технико-экономических особенностях отдельных производств:

-          объяснить географические особенности хозяйства конкретной территории;

-          давать обоснованную оценку природных условий и ресурсов территории с определенной целью,

5. на основе использования знаний  общегеографических закономерностей определять положение географических объектов на поверхности Земли или географические особенности территорий;

6. на основе использования всего комплекса географических знаний:

- объяснять изменения в окружающей среде под влиянием хозяйственной деятельности человека.

- прогнозировать возможные изменения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

 

На всех этапах ЕГЭ – 2005 в нашем регионе были задействованы 27 различных вариантов заданий с развернутым ответом, выдержанных в едином логическом ключе, соответствующим представленным выше образцам. Все задания были корректны и в целом технологичны, именно этим можно объяснить сравнительно незначительное количество работ, требующих проверки третьим экспертом. Наименьшие трудности вызвало задание С 1, с которым справились до 40% учащихся. Эти задания вызвали большой интерес у учащихся и есть необходимость их широкого применения в практике работы учителей. С заданием С 3 справились около 30% учеников, которые сумели самостоятельно объяснить особенности возрастной структуры населения стран разных социально – экономических типов. Наибольшие трудности как для выполнения, так и для экспертизы представляло задание С 4, к выполнению которого не приступило большинство учащихся.

 

Результаты ЕГЭ по географии

 

 

Первая волна

          

28 мая 2005 года в Оренбургской области проходил единый государственный экзамен по географии для выпускников школ.

В нем приняло участие 1891 человек (в том числе в резервный день – 95 человек)  из  47 территорий области. Это второй количественный показатель из регионов России, принявших участие в ЕГЭ, после Челябинской области.

Всего по России приняло участие 18340 выпускников из 19 субъектов федерации.

Самыми массовыми территориями в Оренбургской области были:

г. Оренбург - 732 учащихся;

г. Орск  - 304;

Саракташский район - 85;

Оренбургский район – 54;

Соль-Илецкий  район - 53;

г.Новотроицк – 48;

Кувандыкский район – 42;

Г.Медногорск – 33;

г. Гай – 32;

Новосергиевский район – 32

   От одной до восьми работ поступило из Абдулинского, Илекского, Кваркенского Светлинского, Северного, Сорочинского районов, г. Сорочинска и ЗАТО «Комаровский». В проверке заданий части “С” приняло участие 24 эксперта.

В соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена, на основании данных, представленных Центром тестирования Минобразования России, и решения комиссии по установлению шкалы перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ установлена следующая шкала перевода баллов в отметки для результатов по географии в 2005 году:

 

 

«2»

«3»

«4»

«5»

2003

0-30 баллов

31-50 баллов

51-70 баллов

71-100 баллов

2004

0-38 баллов

39-52 баллов

53-66 баллов

67-100 баллов

2005

0-36 баллов

37-50 баллов

51-65 баллов

66-100 баллов

 

170 работ были оценены на “5”,  что составляет 9,0% при средних показателях по России 9,8%. Следует отметить, что, несмотря на изменившуюся шкалу перевода тестовых баллов и значительно возросший (929 человек в 2003 и 1891 человек в 2005 году) количественный состав, качественные показатели выпускников области существенно не снизились. Отметим тот факт, что ежегодно меняется подходы к оцениванию результатов экзаменующихся, и это делает невозможным сопоставление результатов прошлых лет.

Статистические результаты единого государственного экзамена по пятибалльной шкале по всем территориям области  выглядят следующим образом:

 

Район

Число участ-ников

“5”

“4”

“3”

“2”

 

 

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Абдулинский

3

0

0

1

33,3

2

66,6

0

0

Адамовский

20

0

0

3

15,0

16

80,0

1

5,0

Акбулакский

20

3

15,0

7

35,0

8

40,0

2

10,0

Александровский

10

0

0

5

50,0

4

40,0

1

10,0

Асекеевский

21

1

4,7

12

57,2

7

33,3

1

4,7

Беляевский

18

0

0

13

72

2

11,1

3

16,6

Бугуруслан

19

2

10,5

3

15,8

14

73,7

0

0

Бугурусланский

9

1

11,1

2

22,2

6

66,7

0

0

Бузулук

15

0

0

3

20,0

7

46,6

5

33,3

Бузулукский

15

0

0

8

53,3

7

46,6

0

0

г. Гай

32

1

3,1

8

25,0

18

56,2

5

15,6

Гайский

16

0

0

9

56,2

7

43,7

0

0

Грачевский

13

0

0

8

61,5

5

38,5

0

0

Домбаровский

18

2

11,1

10

55,5

4

22,2

2

11,1

ЗАТО

2

1

50,0

0

 

1

50,0

0

 

Илекский

7

1

14,3

2

28,6

4

57,1

0

0

Кваркенский

5

1

20,0

2

40,0

2

40,0

0

0

Красногвардейский

9

1

11,1

5

55,5

3

33,3

0

0

Кувандыкский

42

3

7,1

14

33,3

20

47,6

5

11,9

Курманаевский

13

0

0

7

53,8

5

38,5

1

7,7

Матвеевский

9

2

22,2

3

33,3

3

33,3

1

11,1

Медногорск

33

2

6,0

11

33,3

14

42,0

6

18,1

Новоорский

28

1

3,6

11

39,3

15

53,5

1

3,6

Новосергиевский

32

5

15,6

8

25,0

16

50,0

3

9,4

Новотроицк

48

3

6,2

17

35,4

20

41,6

8

16,6

Октябрьский

16

1

6,2

5

31,2

7

43,7

3

18,7

Оренбург

732

73

10,0

252

34,4

325

44,4

82

11,2

Оренбургский

54

4

7,4

16

29,6

27

50,0

7

13,0

Орск

304

27

8,8

100

32,9

149

49,0

28

9,2

Переволоцкий

26

3

11,5

9

34,6

10

38,5

4

15,4

Первомайский

23

1

4,3

7

30,4

13

56,5

2

8,6

Пономаревский

21

2

9,5

7

33,3

7

33,3

5

23,8

Сакмарский

18

3

16,6

4

22,2

9

50,0

2

1,1

Саракташский

85

8

9,4

39

45,9

30

35,3

8

9,4

Светлинский

3

0

0

1

33,3

2

66,6

0

0

Северный

4

0

0

3

75,0

0

0

1

25,0

Соль-Илецкий

53

5

9,4

17

32,0

25

47,1

6

11,3

Сорочинск

8

1

12,5

4

50,0

3

37,5

0

0

Сорочинский

1

0

 

1

 

0

 

0

 

Ташлинский

13

1

7,7

5

38,5

5

38,5

2

15,4

Тоцкий

10

3

30,0

3

30,0

3

30,0

1

10,0

Тюльганский

19

5

26,3

10

52,6

4

21,1

0

0

Шарлыкский

12

0

0

3

25,0

9

75,0

0

0

Ясненский

19

2

10,5

5

26,3

12

63,1

0

0

Неизв. Р-н

12

1

 

1

 

5

 

5

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Область

1891

170

9,0

667

35,3

852

45,0

202

10,7

Россия

18340

 

9,8

 

32,4

 

42,2

 

15,7

 

 

 

 

 

Таким образом, результаты первой волны ЕГЭ по географии в Оренбургской области оказались в определенной степени выше, чем аналогичные показатели по России. Особенно это заметно в части неудачно выполнивших задания (в области на 5% меньше «двоек», чем в России). В первую очередь это можно объяснить ответственным отношением самих учащихся к новой форме аттестации, возросшей мотивацией к результатам единого экзамена. Откровенно слабые результаты показали только представители г. Бугуруслана, Бузулука,  Гая, Адамовского и Шарлыкского районов. Нельзя не отметить отличные результаты представителей Беляевского, Тюльганского, Домбаровского районов, которые были представлены значительным числом экзаменующихся, что делает результаты вполне корректными. Наглядно это представлено в таблице, отражающей качественные показатели экзамена:

 

 

Территория

Количество участников

Минимальный балл

Максимальный балл

Средний балл

Процент кач-ва

Абдулинский

3

40

54

45,3

 

Адамовский

20

35

62

46,7

15

Акбулакский

20

32

74

51,6

50

Александровский

10

35

64

48,8

50

Асекеевский

21

36

68

51,8

62

Беляевский

18

29

60

49,6

72

Бугуруслан

19

37

73

47,0

26

Бугурусланский

9

41

81

50,1

33

Бузулук

15

31

62

42,8

20

Бузулукский

15

39

60

52,1

53

Гай

32

31

97

46,2

28

Гайский

16

43

62

50,8

56

Грачевский

13

47

62

54

61

Домбаровский

18

31

78

53,9

66

ЗАТО

2

40

70

55,0

 

Илекский

7

38

81

53,8

43

Кваркенский

5

47

71

54,6

 

Красногвардейский

9

41

67

52,7

66

Кувандыкский

42

27

68

47,3

40

Курманаевский

13

35

60

50,3

54

Матвеевский

9

21

71

54,25

55

Медногорск

33

36

66

48,7

39

Новоорский

28

36

67

48,5

43

Новосергиевский

32

25

88

52,5

41

Новотроицк

48

29

78

48,7

42

Октябрьский

16

32

67

47,7

37,5

Оренбург

732

24

92

50,3

44

Оренбургский

54

25

81

47,9

37

Орск

304

24

81

49,4

42

Первомайский

23

33

71

48,6

35

Переволоцкий

26

31

70

49,3

46

Пономаревский

21

27

84

49,1

43

Сакмарский

18

29

78

48,8

39

Саракташский

85

25

71

50,7

55

Светлинский

3

39

61

46,7

 

Северный

4

36

57

50,0

 

Соль-Илецкий

53

29

78

49,5

41,5

Сорочинск

8

44

66

51,5

 

Сорочинский

1

 

57

 

 

Ташлинский

13

32

74

45,3

46

Тоцкий

10

31

70

55,2

60

Тюльганский

19

41

76

58,1

79

Шарлыкский

12

39

63

45,8

25

Ясненский

19

38

68

49,7

37

Неизвестный район

12

32

71

42,3

17

Всего по области

1891

21

97

49,8

 

 

 

 

 

 

 

 

Особый интерес представляют результаты, показанные образовательными учреждениями областного центра:

 

МОУ

Кол-во

«5»

«4»

«3»

«2»

Минимальный балл

Максимальный балл

Средний балл

% качеств

Гимн №1

8

5

3

0

0

55

92

71,1

100

№ 2

4

1

2

1

0

49

76

61

75

№ 3

13

3

6

4

0

38

81

58,3

69,2

№ 4

4

1

3

0

0

53

70

61,2

100

№ 5

3

0

1

2

0

40

56

50,0

33,3

№ 6

37

0

6

27

4

32

58

44,6

16,2

Лицей № 1

36

3

16

16

1

33

76

52,3

53

№ 2

24

10

12

2

0

49

88

66,7

92

№ 3

37

10

25

2

0

39

84

61,6

94

№ 4

4

3

1

0

0

57

76

67,7

100

 

 

Из представленной таблицы видны заметные различия в результатах выпускников учреждений, имеющих одинаково высокий статус, но разную профильную направленность и, таким образом высокие результаты лицея № 2и № 3 можно считать закономерными, то результаты выпускников гимназии № 1 – приятной, но все же закономерной неожиданностью. Нельзя не обратить внимания на довольно слабые результаты представителей гимназии № 6, которые и в прошлом году были соизмеримы с нынешними. Дают материалы для размышления и результаты выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, представленных в сводной таблице:

 

МОУ СОШ

Всего участников

«5»

«4»

«3»

«2»

Мин. балл

Макс.балл

Средний балл

№ 1

11

0

7

4

0

44 – 64

53,2

№ 3

17

0

7

7

3

32 - 64

47,3

№ 5

17

0

8

8

1

31 - 63

50,2

№ 6

14

1

4

6

3

32 - 76

47,0

№ 7

22

0

7

14

1

32 - 60

45,7

№ 8

4

1

0

3

0

38 – 67

50,3

№ 9

19

1

6

10

2

27 - 68

49,5

№ 10

9

0

1

6

2

24 - 57

42,9

№ 11

2

1

1

0

0

55 - 71

63

№ 12

29

4

13

10

2

24 - 76

52,7

№ 15

4

1

1

1

1

36 - 71

52,7

№ 16

10

0

2

6

2

24 - 63

44,5

№ 17

2

0

1

1

0

46 - 64

55

№ 18

33

1

10

16

6

25 - 67

46,1

№ 19

9

1

4

3

1

36 - 67

50,3

№ 20

4

1

3

0

0

53 - 70

61,2

№ 21

2

0

0

0

2

24 – 25

 

№ 23

4

0

3

1

0

43 - 63

54,8

№ 24

8

1

2

5

0

39 - 74

51,7

№ 25

1

0

0

1

0

47

 

№ 26

3

0

1

2

0

40 - 56

50,0

№ 27

1

0

0

1

0

45

 

№ 30

2

0

1

1

0

49 - 54

51,5

№ 31

7

0

2

5

0

44 - 52

47,0

№ 32

9

3

1

3

1

29 - 78

52,9

№ 34

28

0

3

17

8

25 – 60

40,9

№ 35

1

0

1

0

0

58

 

№ 37

1

0

0

1

0

41

 

№ 38

3

0

1

2

0

38 - 52

44,3

№ 40

9

2

6

1

0

49 - 76

62,5

№ 41

6

0

1

3

2

32 - 52

42,4

№ 42

37

0

6

27

4

32 - 58

44,6

№ 44

17

4

7

6

0

37 - 78

56,2

№ 47

8

2

3

3

0

42 - 66

54,4

№ 49

10

0

0

4

6

31 - 45

36,7

№ 50

2

0

1

1

0

 

 

№ 51

3

0

3

0

0

52 - 61

 

№ 52

11

1

2

7

1

36 - 66

47,8

№ 54

8

0

3

4

1

36 - 55

47,1

№ 56

1

0

1

0

0

 

 

№ 57

8

1

4

2

1

36 - 70

53

№ 58

4

0

2

2

0

42 - 57

50,7

№ 60

1

1

0

0

0

 

 

№ 61

5

0

3

2

0

42 - 62

49,9

№ 62

5

0

2

2

1

31 - 58

45,4

№ 63

16

0

2

11

3

25 - 57

41,7

№ 64

10

5

4

1

0

46 - 81

64,0

№ 65

1

0

1

0

0

 

 

№ 67

1

0

1

0

0

 

 

№ 68

18

0

7

9

2

36 - 61

49 2

№ 69

13

1

2

8

2

32 - 71

46,0

№ 71

19

0

2

13

4

24 - 58

43,2

№ 72

23

2

9

12

0

38 - 74

52,0

№ 73

5

1

4

0

0

51 - 76

59,4

№ 74

13

3

6

4

0

38 - 81

58,3

№ 76

9

1

1

5

2

36 - 70

47,4

№ 77

25

1

12

10

2

33 - 70

51,2

№ 78

31

0

4

18

9

31 - 55

42,2

№ 79

4

3

1

0

0

57 - 76

67,7

№ 81

6

0

1

4

1

35 - 62

45,2

№ 83

4

0

0

3

1

32 - 42

38,2

№ 85

2

0

0

2

0

 

 

№ 86

7

0

2

2

3

36 - 59

43,2

№ 95

2

0

1

1

0

 

 

 

 

 

Достаточно убедительны и показатели плотности распределения диапазонов тестовых баллов в Оренбургской области по сравнению со среднероссийскими показателями, что представлено в следующих графике и таблице:

 

 

 

Плотность распределения тестовых баллов

2003 год

 

 

Диапазоны тестовых баллов  (в процентах)

Сред-ний балл

 

0-10

11-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100

 

Россия

0,1

1,1

11,2

19,9

24,2

20,1

13,3

6,7

2,3

1,0

49

Оренбугская область

0,0

0,75

9,25

18,1

20,4

21

18

7,85

3,1

1,1

52

2004 год

 

 

Диапазоны тестовых баллов  (в процентах)

Сред-ний балл

 

0-10

11-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100

 

Россия

0,01

0,1

2,31

17,84

32,86

28,23

12,87

4,33

1,28

0,18

50,23

Оренбугская область

0,0

0,0

1,2

12,7

33,0

33,2

14,5

4,1

1,0

0,2

51,9

 

2005 год

 

Диапазоны тестовых баллов  (в процентах)

Сред-ний балл

 

0-10

11-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100

 

Россия

0,0

0,2

3,8

23,2

30,6

25,0

12,5

3,6

0,9

0,3

48,8

Оренбугская область

0,0

0,0

1,73

19,71

34,02

27,67

12,47

3,39

0,89

0,11

49,8

 

Большой интерес представляет и список  лучших работ, представленный ниже:

 

 

Код ОУ

Название

Фамилия

Имя

Отчество

Балл

30001

Гимназия № 1 г. Гай

Сомов

Эдуард

Владимирович

97

70066

Гимназия № 1 г. Оренбург

Земляных

Юрий

Евгеньевич

92

300019

Новосергиевский р-н

Капишников

Николай

Валерьевич

88

300020

Новосергиевский р-н

Концевой

Виталий

Викторович

88

70036

Лицей № 2 г. Оренбург

Лукина

Елена

Викторовна

88

70036

Лицей № 2 г. Оренбург

Ляшук

Елена

Владимировна

88

70036

Лицей № 2 г. Оренбург

Баранов

Андрей

Павлович

84

350010

Пономаревский р-н

Нафиков

Радик

Данирович

84

70043

Лицей № 3 г. Оренбург

Сальдаева

Дарья

Сергеевна

84

70066

Гимназия № 1 г. Оренбург

Солодкий

Дмитрий

Валерьевич

84

70043

Лицей № 3 г. Оренбург

Черемушникова

Татьяна

Викторовна

84

 

Из 10 учащихся, показавших лучшие результаты - четверо, а именно Сомов Э., Земляных Ю., Нафиков Р., Сальдаева Д являлись участниками, лауреатами и призерами областных олимпиад школьников по географии в 2003, 2004, 2005 годах, что наглядно демонстрирует невозможность случайного успеха  и закономерность в достижении выдающихся результатов, лежащих в плоскости кропотливой работы с одаренными детьми и отлаженном учебном процессе в каждом конкретном образовательном учреждении. Примечателен и тот факт, что наилучший результат показал участник и призер российской олимпиады по географии 2004 и 2005 года, выпускник СОШ № 1 г. Гая Сомов Э.  Необходимо отметить, что успехи выпускников напрямую связаны с именами успешно работающих учителей: Татьяниной Г.М. (лицей № 2 г. Оренбург), Ильиной Н.И. (лицей № 3 г. Оренбург), Цымбалюк А.А. (СОШ № 1 г. Гай), Пучкиной З.М. (СОШ № 64 г. Оренбург), Жунусовой Н.И. (гимназия № 1 г. Оренбург), Литвиновой А.А. (Пономаревский район), Дворянцевой Е.Д. (Илецкий район) и некоторых других.

Следует отметить, что в списке 30 лучших региональных результатов доминируют выпускники образовательных учреждений областного центра - 15 человек, 4 иыпускника из г. Орска, по 2 из Новосергиевского и Оренбургского районов и по одному из г. Гая,  Новотроицка, Пономаревского, Илекского, Домбаровского, Сакмарского и Соль- Илецкого районов. Как и в прошлом году в числе 30-ти лучших оказались 9 выпускников из лицеев № 2 и 3 г. Оренбурга, что объясняется тем, что только в этих заведениях преподавание географии не завершается в 10-х классах, а продолжается и далее в виде факультативных и элективных курсов, а также многолетней успешной практической деятельностью учителей географии названных учреждений – Ильиной Н.И. и Татьяниной Г.М. 

 

Вторая волна

 

18 и 27 июля 2005 года проходил вузовский тур: ЕГЭ сдавали медалисты и абитуриенты оренбургских ВУЗов. В экзамене приняли участие 13 медалистов и 1262 абитуриента.

Результаты медалистов выглядят следующим образом. Подтвердил уровень знаний только один медалист, двое получили оценку «3», остальные «4». В целом результаты несколько лучше предыдущих показателей, но и значительное расхождение в баллах (от 41 до 66) и невысокий средний балл  подтверждают прошлогодние тенденции  , что является следствием недооценки сложности предмета и, особенно, результатом перерыва в обучении географии, курс которой заканчивается в 10 классе. 

Основные показатели первой и второй волны ЕГЭ представлены в следующих таблицах:

 

 

Всего участников

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Средняя оценка

1 волна

1891

170

667

852

202

49,8

3,4

Проценты

 

9,0

35,3

45,0

10,7

 

 

2 волна

1262

27

218

742

274

43,3

3,0

Проценты

 

2,1

17,3

58,8

21,7

 

 

 

 

 

Диапазоны тестовых баллов (в процентах)

Ср. балл

 

0-10

11-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100

 

1 волна

0,0

0,0

1,73

19,71

34,02

27,67

12,47

3,39

0,89

0,11

49,8

2 волна

0

0,0

4,9

36,9

38,7

15,4

3,5

0,3

0,15

0,0

43,3

 

 

В целом результаты вузовского тура значительно уступают результатам школьного по всем основным показателям, что вполне объяснимо составом экзаменующихся, так как во втором туре достаточно много выпускников прошлых лет с устаревшим или забытом багажом знаний.

 

Основные выводы

 

 Результаты экзамена показывают удовлетворительное, а в ряде территорий и хорошее усвоение содержания школьной географии, причем результаты можно признать вполне репрезентативными, так как в экзамене принимало участие большое количество выпускников из всех территорий области. Но результаты ЕГЭ не могут отражать полной картины уровня подготовки выпускников, т.к. часть сильных учеников не выбрала экзамен по географии, а часть учеников “слабых” сдавала экзамен наудачу. Однако это не помешало показать достаточно хорошее усвоение материала базового уровня подготовки по основным фактам о природе, населении и хозяйстве мира. Хуже усвоены отдельные вопросы содержания разделов “Население мира” и “Мировое хозяйство”, затрагивающие изменения за последние 10 лет, произошедшие на политической карте мира, в мировом хозяйстве. Это может быть объяснено отсутствием в распоряжении учителя новой литературы. Более успешно учащиеся справились с заданиями на простое воспроизведение знаний. Наибольшие затруднения у учащихся вызвали задания, нацеленные на проверку умения использовать имеющиеся знания для анализа, сравнения, объяснения географических закономерностей и причинно-следственных связей; объектов и явлений окружающего мира, что свидетельствует о недостаточной отработке примеров переноса знаний и умений в новую ситуацию. 

Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к особой форме контроля, которая отличает этот экзамен от традиционных выпускных и вступительных экзаменов.

Для решения этой задачи необходимо следующее:

1. Проведение курсов,  семинаров, консультаций по проблемам проведения и подготовки к ЕГЭ.

2. Включение изучения обобщающего курса географии в 11 классе общеобразовательной школы в вариативной или инвариантной части учебного плана.

3. Создание условий для реализации профильного обучения в старшей школе.

4. Обобщение и внедрение опыта работы учителей по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.