Замечания и предложения по направлениям ЕГЭ-2005

 

Нефедова Вера Ивановна,

руководитель регионального центра обработки информации

Тимченко Леонид Анатольевич,

заместитель регионального центра обработки информации,

системный администратор

 

 

Федеральная нормативная правовая база

Замечание 1: Необходима координация мероприятий на этапе подготовки к ЕГЭ, а именно: сроки формирования БД «Выпускники» и выбор предметов ЕГЭ выпускниками требуют уточнения.

Предложение 1: Третий год Оренбургская область вносит предложение о принятии решения на федеральном уровне по статусу РЦОИ. На наш взгляд, нормативно-правовая база должна  трактовать РЦОИ как структуру, учредителями которой являются не региональные, а федеральные органы управления. РЦОИ Оренбургской области, находясь в структуре Оренбургского областного ИПКРО, имеет мощный потенциал для организации повышения квалификации специалистов для ЕГЭ и ведения круглогодичного мониторинга качества образования.

 

Контрольные измерительные материалы

Замечание 1: Некачественная работа комплектации спецпакетов должна быть устранена. Например, на математике в Оренбургской области были зафиксированы следующие проблемы:

·         Полиграфический дефект (не пропечатаны страницы 3,4,5,6 в вариантах № 95 - 2 шт., 140 - 1 шт., 114 - 1 шт.,111 - 1 шт., 105- 1 шт., 117 - 1 шт.).

·         Недоукомплектованный спецпакет индивидуальными пакетами (№ 224017) – 14 вместо 15.

·         Не пропечатаны страницы (1-4, 7)  в пакете № 158296 (вариант №117).

·         Напечатано только задание А (спецпакет № 302980).

·         Наложение печати страницы 5 и 6 на страницы 1 и 2 (вариант № 143).

·         Два регистрационных бланка в одном индивидуальном пакете - в одном пакете.

 

Предложение 1: Внести в инструкцию право выпускника требовать в случае полиграфического дефекта переноса ЕГЭ на резервный день или продления времени экзамена или присвоения высшего балла за задания с полиграфическим эффектом.

 

Замечание 2: Направлять ответы в РЦОИ на замечания по содержанию КИМов, которые делают в процессе ЕГЭ выпускники. Например, не были получены ответы на замечания по биологии и по математике.

Предложение 1: Отвечать на все замечания выпускников публично и размещать на сайте.

 

Технологическое обеспечение

Предложенная на уровне федерации организационно-технологическая схема обработки экзаменационных материалов, основанная на использовании современных информационных технологий, является достаточно эффективной. Вместе с тем, на региональном уровне в принципе невозможно решить некоторые проблемы.

Замечание 1: Технические парки регионального центра обработки информации (РЦОИ) и пунктов первичной обработки информации (ППОИ) требуют модернизации, без этого ЕГЭ - 2006 будет проблематичным (выходят из строя и требуют дорогостоящего ремонта системные блоки, принтеры МВ, скоростные сканеры).

Предложение 1: Организовать централизованную поставку в РЦОИ и ППОИ более надежной в эксплуатации материально-технической базы. Опыт эксплуатации принтеров МВ показывает, что данная техника ненадежна и фантастически дорога в эксплуатации.

Предложение 2: На федеральном уровне не налажен механизм организации профилактических и ремонтных работ специалистами офисов регионального уровня. Постараемся убедить примерами. Например, проблема организации ремонта принтера МВ-345 была решена руководителем РЦОИ Оренбургской области только на уровне фирмы МВ (Москва). Однако, специалисты предупредили, что через год ремонт этого принтера будет стоить РЦОИ не менее 50 тыс. рублей. Проблема профилактического ремонта принтеров МВ-326 осталась не решенной по причине того, что региональная компания Белфорт не может до сих пор выписать счет на нужные для ремонта механизмы (осмотр техники произведен в начале мая 2005 года, деньги на ремонт техники ООИПКРО запросил). В ходе первой волны принтеры работали, но выполняли функцию нагревательного прибора, а не печатающего устройства, которое через каждый 100-200 листов печатной продукции нужно останавливать и проветривать, несмотря на функционирование общей системы вентиляции в помещении.

Причина обострения ситуации на федеральном уровне обосновывается тем, что в регионе нет подобной техники в других организациях, поэтому в фирмах по ремонту техники отсутствуют специалисты, профессионализм которых может позволить решить проблему корректной настройки принтера или, что еще более проблематично – ее ремонта. 

 

Еще одна проблема, которую выносим на федеральный уровень:

Замечание 2: Обработка бланков ответов части «С» в формате А3 не целесообразна в рамках действующей технологии обработки материалов. Обработка бланков формата А3 задерживает обработку материалов на уровне РЦОИ.

Предложение 1: Предусмотреть формирование спецпакетов для бланков формата А3, чтобы исключить дополнительную раскладку бланков перед сканированием.

Предложение 2: Не использовать формат А3 в связи с тем, что сохраняется тенденция заявок выпускников о недостаточном объеме листов для размещения решений заданий в свободной форме, недостаточном количестве времени на оформление бланка «С», а также увеличен процент пустых страниц.

Предложение 3:  Считаем более разумным не увеличение объема листов для ответов, а разумный подход к определению объема решений в предлагаемых заданиях (пусть разработчики КИМов сами попробуют разместить решения на бланке «С» по всем заданиям в свободной форме).

 

Аппаратно-программные средства

Замечание 1: Программное обеспечение, предназначенное для ППОИ, требует максимальных усилий для его эффективного использования. Оно однозначно нуждается в серьезной доработке.

Предложение 1: На наш взгляд в ряде ППОИ (крупные города) необходима установка сетевых версий ABBY TestReader или модернизация имеющегося парка до сетевого варианта.

Замечание 2: Корректность работы программ региональной БД (ввод данных, распределение выпускников по ППЭ, распределение в ППЭ по аудиториям) недопустимо сильно зависима от сочетания программных продуктов, установленных на компьютере пользователя, что не позволяет выделить общие тенденции сбоев программного обеспечения в каждом из ППЭ.

Замечание 3: Процесс отладки программного обеспечения, предназначенного для эксплуатации в ЕГЭ, должен быть вынесен в подготовительный этап ЕГЭ.

Предложение 1: Апробировать программное обеспечение на выбранных региональных базовых площадках (Оренбургская область готова для работы в процессе отладки программного обеспечения).

 

Информационные системы

Предложение 1: О расширении услуг эксплуатации системы передачи данных (СПД).

Как и в прошлые годы эксперимента по ЕГЭ, остро стоит вопрос с эксплуатацией СПД. Положительным является факт организации в 2005 году канала связи РЦОИ-ЦТ, РЦОИ-ФБС. Но к сожалению:

ð      начало его эксплуатации пришлось на время, когда основные работы по формирования региональной базы данных закончены;

ð      эксплуатация канала не носит круглогодичный характер, что не позволяет вести мониторинговые исследования, предусмотренные программой эксперимента по ЕГЭ.

Замечание 1: Одним словом, второй год сохраняется тенденция несогласованности сроков работы каналы и выполнения нормативных документов по формированию РБД, проведению мониторинга и т.д.

Предложение 2: Кроме того, на наш взгляд, СПД на федеральном уровне должна решать не только вопросы передачи данных по маршруту РЦОИ – Центр тестирования, но и являться транспортной артерией системы оповещения выпускников (абитуриентов) о получаемых результатах. Система ручной выкладки на закрытом разделе ЦТ результатов, с последующим скачиванием в РЦОИ и выкладыванием на собственных Интернет ресурсах слишком зависит от человеческого фактора и не позволяет решить задачу оперативной передачи результатов выпускникам.

Четвертый год в Оренбургской области  для организации обмена между РЦОИ, ППОИ, отделами образования (ВУЗами и Сузами на втором этапе) используются существующие публичные каналы. Если на федеральном уровне существует система передачи данных, то на региональном уровне ее в принципе нет.

Замечание 2: на федеральном и региональном уровнях не выработана общая стратегия  интеграции информационных систем, функционирующих в системе общего и профессионального образования. Этот факт позволяет на управленческом уровне региона  и на уровне ректората ВУЗов отвергать проекты, предлагаемые на протяжении всех четырех лет участия в эксперименте специалистами РЦОИ.

Считаем необходимым внести предложение 3 на федеральный и региональный уровни о безотлагательном решении проблемы интеграции информационных структур, функционирующих в системе общего и профессионального образования каждого региона. Реализация поставленной задачи предполагает организацию корпоративного удаленного доступа от РЦОИ до ППОИ, приемных комиссий ВУЗов, ССУЗов, а в идеале – до каждого ППЭ. Анализ условий для решения данной проблемы в Оренбургской области показал, что организация бесперебойного обмена информацией между участниками ЕГЭ возможна. Целесообразно и вполне реально организовать VPN (virtual private network) защиту соединения между ВУЗами, ССУЗами и РЦОИ.

 

Информационная безопасность

На этапах подготовки и проведения ЕГЭ обеспечение информационной безопасности играет одну из приоритетных ролей.

Замечание 1: На федеральном и на региональном уровнях нет четкого деления информационных потоков для  определенных категорий пользователей.

Замечание 2: Не выработан механизм для эффективной организации работы информационного канала, направленного на выпускников школ и их родителей. Наряду с положительным результатом пользователей Интернет должен быть продуман механизм оперативного и полноценного оповещения о результатах, полученных в ЕГЭ, выпускников, не имеющих доступ в Интернет. Решение этой проблемы не позволит на уровне образовательных учреждений и территориальных органов управления организовывать задержки по информированию выпускников о результатах после ЕГЭ, предоставление неполной информации о его результатах. Например, в  процессе апелляции выявлены случаи, когда выпускники узнают только балл и свою оценку в аттестате, а информация о  качестве выполнения заданий по блокам А, В, С, качестве сканирования номера варианта,  критериев, по которым были выставлены баллы, для выпускников и родителей была закрыта. 

Региональный центр обработки информации использует в ходе ЕГЭ сайт http://www.ege56.ru/, предназначенный для обмена информационными потоками с пунктами первичной обработки информации, а также предоставления возможности выпускникам Оренбургской области познакомиться с результатами сдачи ЕГЭ. Его посещаемость – более 16 тыс. человек.

Предложение 1: Сделать открытой наиболее востребованную информацию для выпускников школ – это их результаты; шкалу перевода в школьную оценку; критерии, по которым оценивались работы; место в рейтинге не только по региону, но и по России; средний балл не только по региону, но и по России.

Замечание 3: Одним из слабых звеньев информационной безопасности ЕГЭ на сегодняшний день является ППЭ. В целях усиления информационной безопасности в 2004 и 2005 году применялась программа автоматической рассадки выпускников и организаторов по аудиториям. Опыт эксплуатации программы показывает, что

ð      программа нуждается в доработке (исключить некорректность работы в различных ОС, пересмотреть справочники для работы с БД «Организаторы в аудиториях», в которой не предусмотрены все категории педагогических работников, что вынуждает в позиции предмет указывать недостоверную информацию: например, вместо реального «воспитатель группы продленного дня» мы указываем «учитель испанского языка»).

ð      существует расхождение между нормативной базой и возможностями программы (например, невозможно автоматическое распределение организаторов без распределения учеников, не всегда выдерживается позиция  распределения выпускников из одного класса, организаторов из одной школы и др.);

ð      во многих ППЭ отсутствует техническая база и не предусмотрен кадровый потенциал для организации автоматической рассадки согласно существующим нормативам (за 1,5 часа до начала экзамена), поэтому распределение проводится в ППОИ или в отделе образования на все ППЭ и вместе со спецпакетами направляется в определенные ППЭ.

Предложение 2: При подготовке к ЕГЭ-2006 учесть вышеприведенные факторы, а также отсутствие системы обратной связи между результатами автоматической рассадки и реальной картиной в аудитории (эту функцию приходится делать выборочно вручную).

 

Информационное сопровождение

Замечание 1: Информационное сопровождение ЕГЭ должно быть корректным. К сожалению, в СМИ преобладает информация стихийная, и она имеет, как правило, негативный характер.

Предложение 1: Как на федеральном, так и на региональном уровнях должны быть утверждены не только этапы, предусматривающие информационное сопровождение ЕГЭ, но их содержательная сторона.

Предложение 2: Более широко следует освещать подготовительный этап. К сожалению, все передачи сводятся к тому, что учителя натаскивают детей на ЕГЭ, этим же занимаются и репетиторы.  Следует показать выпускникам и их родителям принципиальные подходы к организации учебного процесса школьников. Учителя школ должны быть в центре событий подготовительного этапа к ЕГЭ.

Предложение 3: Обсуждать и утверждать на федеральном уровне тематику и сценарии передач на ТВ и радио, посвященных проблемам организации ЕГЭ.

 

Замечание 2: Для обеспечения широкого информационного сопровождения эксперимента на федеральном уровне должны быть определены четкие направления, реализация которых должна быть обязательной в каждом регионе:

 Предложение 1: Формирование опыта, который может быть использован всеми другими субъектами федерации.

Предложение 2: Организация доступных пользователям определенного статуса банков данных с информационными, аналитическими, статистическими и методическими материалами ЕГЭ, например: статистические материалы; аналитические отчеты о проведении единого государственного экзамена по всем предметам в 2002, 2003, 2004 годах; нормативно-правовые документы, регулирующие проведение ЕГЭ в Оренбургской области; региональные базы данных «Выпускники», «Образовательные учреждения», «Педагогические кадры», «Эксперты»;

Предложение 3: Подготовка систематических выпусков методических пособий, в которых представлены особенности контрольных измерительных материалов  ЕГЭ по предметам, рассмотрены подходы к оцениванию заданий части С.

Предложение 4: Изучение и представление на региональном уровне опыта педагогов по эффективной подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ (на основании полученных учителем результатов).

Предложение 5: Подготовка сборников нормативных, инструктивных и рекомендательных материалов, необходимых на этапе подготовки к ЕГЭ.

Предложение 6: Формирование региональной информационно-образовательной сети, направленной на решение проблем подготовки к ЕГЭ выпускников школ, предусматривающей организацию взаимодействия с сайтами информационной поддержки: Федеральным; региональными; ППЭ, ВУЗов, ССУЗов.

Предложение 7: Организация региональных научно-практических конференций, семинаров, форумов на этапах подготовки к ЕГЭ и подведения итогов организации мониторинговых исследований.

 

Мониторинг

Замечание 1: Мероприятия по обеспечению мониторинга проведения эксперимента не имеют системы и направлены в регионы не в начале учебного года, а перед ЕГЭ, что не позволяет на уровне региона организовать качественное широкомасштабное мониторинговое исследование.

Предложение 1: Определить программу мониторингового исследования, рассчитанного на двухгодичное ведение банков данных для определенных групп выпускников и процессов, связанных с их обучением.

Предложение 2: Предложить для использования на региональном уровне инструментарий, предусматривающий автоматизированный ввод данных и формирование отчетов о результатах мониторингового исследования.

Предложение 3: Сделать открытыми сводные аналитические отчеты всех субъектов федерации, включающие предложения по совершенствованию процедур проведения ЕГЭ (по всем направлениям работ).

 

 

Подготовка кадров

Предложение 1: Анализ результатов ЕГЭ показывает типичные ошибки выпускников по всем предметам. Данная информация должна быть эффективно использована в процессе организации курсов повышения квалификации учителей. Целесообразно включать в содержание программ курсовой подготовки слушателей темы, детальное рассмотрение которых требуется для повышения качества учебного процесса в школе.

Предложение 2: Считаем, что наряду с традиционной формой повышения квалификации учителей - проведением курсов, более эффективными являются формы повышения квалификации, предусматривающие специфику обучающихся, позволяющие учитывать их опыт, особенности характера, возрастные особенности. Например: деловые игры; создание и защита проекта; групповые и индивидуальные консультации; «мастер-классы»; обобщение и распространение педагогического опыта и др.

Предложение 3: В связи с тем, что специалисты РЦОИ должны быть готовы к различным видам деятельности, предусматривающие не только реализацию технологических процессов обработки материалов, но и работу с людьми, важно организовать тренинг, направленный на приобретение опыта в решении ситуации с такими категориями людей, как: члены ГЭК, специалисты органов управления образованием, выпускники и родители, председатели предметных комиссий, эксперты.

Предложение 4: Для всех кадров, задействованных в ЕГЭ, ценным является опыт рационального распределения времени для решения определенных задач. Поэтому для региональной команды (особенно руководящего уровня), задействованной в проведении ЕГЭ, необходима система занятий, позволяющая им четко планировать свой рабочий день и выполнять все мероприятия.

 

Организация надзора и инспектирование

Замечание 1: Необходимо усилить контроль за соблюдением условий безопасности на уровне ППЭ.

Предложение 1: Выявлять и строго наказывать лиц, занимающихся взятками на этапах проведения ЕГЭ.

Предложение 2: Готовить специалистов для организации надзора и инспектирования процесса ЕГЭ на региональном уровне из независимых организаций и структур.

Предложение 3: Для исключения ситуации подсказок учителей во время ЕГЭ организовать сеть региональных учебных семинаров для учителей соответствующих предметов в день сдачи ЕГЭ по актуальным для них проблемам.