В.Н. Мишакова,

председатель предметной комиссии

по биологии

 

Аналитическая информация по результатам проведения ЕГЭ-2005 по биологии в Оренбургской области

 

Эксперимент по введению единого государственного экзамена в Оренбургской области проводится четвертый год.

Перед ЕГЭ по биологии поставлены следующие задачи:

1) определить уровень биологической подготовки выпускников за основную и среднюю (полную) школу;

2) дифференцировать учащихся по уровню овладения биологическими знаниями и умениями для итоговой аттестации и отбора в вузы;

3) выявить эффективность контрольных измерительных материалов с целью их дальнейшего совершенствования.

Исходя из целей ЕГЭ, минимума содержания биологического образования были разработаны задания-измерители базового, повышенного и высокого уровня сложности, из которых составлены КИМы по биологии. Базовому уровню соответствуют задания с выбором одного верного ответа из четырех и со свободным кратким ответом.

К повышенному уровню относятся задания:

а) с выбором одного верного ответа из четырех, нескольких верных ответов из шести;

б) на установление соответствия строения и функций органоидов клетки, органов, систем органов; биологических объектов их характеристикам, организмов систематическим таксонам;

в) на определение последовательности биологических процессов и явлений, этапов исторического и индивидуального развития организмов;

г) с кратким свободным ответом.

Высокому уровню соответствуют задания с развернутым свободным ответом.

Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение основных знаний и умений и соответствуют структуре курса биологии, его основным разделам: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов (КИМ).

ЕГЭ по биологии в 2005 г. ориентирован на проверку результатов усвоения знаний и умений семи содержательных блоков.

 

Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии

 

 

 

Содержательные блоки

 

Число заданий

 

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания  от максимального первичного балла за всю работу (%)

1. Биология – наука о живой природе. Вклад ученых в ее развитие

1

1

2

2. Клетка как биологическая система

8

12

18

3. Организм как биологическая система

10

13

20

4. Многообразие организмов

6

8

11

5. Человек и его здоровье

8

11

17

6. Надорганизменные си-стемы. Эволюция органического мира

9

12

18

7. Экосистемы и присущие им закономерности

8

9

14

Итого

50

66

100

 

 

В содержании теста преобладают задания по  разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, теоретические и общебиологические закономерности: клеточная, хромосомная, эволюционная теории, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы. Кроме того, этот раздел превалирует по объему содержания в школьном курсе биологии.

Экзаменационная работа предусматривает проверку усвоения знаний и умений учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях, а также контролирует овладение школьниками интеллектуальными умениями: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

В контрольные измерительные материалы по каждому блоку включены задания разного уровня сложности, что позволяет получить наиболее объективные данные о биологической подготовке экзаменуемых, дифференцировать сильных и слабых учащихся. Содержание всех заданий независимо от их уровня (базового, повышенного или высокого) соответствует обязательному минимуму содержания основного и среднего (полного) общего образования.

На основании анализа результатов выполнения отдельных частей экзаменационной работы, совершенствования контрольных измерительных материалов ЕГЭ, а именно повышения уровня сложности и веса заданий части С, в структуре  КИМов 2005 г. внесены следующие изменения:

Число заданий в тесте уменьшено с 55 до 50.

Пересмотрено распределение заданий по уровню сложности: число заданий базового уровня увеличено до 33, высокого уровня до 4, повышенного уровня – уменьшено до 13.

Доработан план теста. Выделены специальные линии заданий, которые предусматривают проверку умений применять теоретические знания на практике, решение задач по генетике, работу с рисунками, схемами, таблицами.

Увеличено число заданий по блоку «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» за счет уменьшения заданий по блоку «Многообразие организмов».

В рубрику «Справочные материалы» включена таблица генетического кода.

Кроме того, изменены критерии оценивания: каждое задание части В и задание С2 оценивается 2 баллами вместо 1.

Распределение заданий в тесте и максимальный балл за их выполнение представлен в табл.

 

                             Распределение заданий экзаменационной работы в 2005 г.

 

№ п/п

Части

работы

 

Число заданий

Макси-мальный первич-ный

балл

Процент макс. перв. балла за задания данной части

1

Часть 1 (А)

37 заданий с выбором одного ответа (ВО)

32 – базовый уровень

5 – повышенный уровень

37

56

2

Часть 2 (В)

7 заданий с кратким ответом (КО)

3 – с выбором нескольких верных ответов

3 – на  соответствие

1 – на установление последовательности

14

(6)

(6)

(2)

21

3

Часть 3 (С)

6 заданий с развернутым ответом (РО)

С1 – с кратким ответом базового уровня

С2 – с  кратким ответом повышенного уровня

С3–С6 – со свободным  развернутым ответом высокого уровня

15

(1)

(2)

 

(12)

23

4

Итого

50

66

100

 

В этом году состав и количество членов предметной комиссии были определены в зависимости  от объема работы. Для проверки заданий в свободной форме (часть «С») в ходе первой волны привлекалось 24 эксперта, это в два раза меньше, чем в предыдущие годы. Такое количество экспертов было достаточно для проведения работы в течение дня.

Среди экспертов по-прежнему основная масса - это учителя биологии высшей категории: из г. Оренбурга 6 человек, из других территорий - 12, преподаватели ВУЗов - 5 человек (ОГМА, ОГАУ).

Для оценки результатов единого государственного экзамена используются две системы оценивания: в виде аттестационных отметок по пятибалльной шкале и в баллах по стобалльной шкале.  Соответствие отметок в двух системах определяется путем пересчета первичных результатов выполнения заданий по единой шкале. При оценивании работ учитывается степень трудности заданий. Это позволяет сравнивать с достаточной точностью подготовку выпускников, выполнявших разные задания. Отметка за выполнение всей экзаменационной работы выставляется в зависимости от числа  полученных баллов. Установление соответствия школьных отметок и тестовых баллов осуществляется на основе анализа статистических данных специальной комиссией, в которую входят члены рабочей группы Министерства образования и науки РФ, специалисты-предметники, а также специалисты в области педагогических измерений.

 

Система оценивания заданий со свободным ответом

и анализ экспертных оценок  на ЕГЭ  2004–2005 гг.

 

Большое значение для аттестации выпускников школы и их отбора в вузы с помощью контрольных измерительных материалов ЕГЭ имеют задания со свободным ответом.

В отличие от экзаменационных билетов, которые используют при традиционной аттестации, задания части С со свободным ответом более конкретны, в большей степени рассчитаны на применение знаний, охватывают содержание всех разделов курса биологии.

При проверке результатов выполнения заданий со свободным ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания. К ним прилагается инструкция с эталоном ответа. Она помогает эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном. При сопоставлении ответа ученика с эталоном необходимо найти в нем элементы, которые требуется раскрыть в задании, выявить биологические ошибки.

Задания со свободным ответом являются наиболее сложными и для учащихся и для их оценивания экспертом. Это связано с тем, что учащиеся часто дают расплывчатые ответы, не конкретизируют их, отвечают не на поставленный вопрос. Вычленить в таких ответах правильные элементы достаточно сложно. Следует отметить, что эталоны ответов являются примерными, поэтому при оценивании ответов эксперты не должны воспринимать формулировку критериев как единственно правильную. Учащиеся могут иначе сформулировать свой ответ, а в некоторых случаях дать полный, развернутый ответ, привести дополнительные данные, которые не содержатся в эталоне. В этом случае эксперт должен объективно установить степень полноты и правильности ответа и оценить его.

Каждый ответ ученика оценивается независимо двумя экспертами. При расхождении экспертных оценок в один балл выставляется более высокая оценка. Если расхождение в оценках двумя экспертами в 2003 г. составляло 2 и более баллов, назначался третий эксперт. В 2004- 2005г. при расхождении оценок в 2 балла (1 и 3, 0 и 2) выставлялась средняя оценка, а третий эксперт назначался только в случае расхождения в 3 балла.

 

Результаты ЕГЭ по биологии 2005 года

 

 В конце учебного года проводилось централизованное тестирование по биологии.

Результаты, которые были получены в процессе централизованного тестирования выпускниками 9-х и 11-х классов в 2005 году, представлены в таблице:

 

Название предмета

 

 

Всего выпускников

 

Количественное и долевое распределение школьных оценок участников независимого централизованного тестирования

 

 

«2»

«3»

«4»

«5»

 

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Биология-11

905

114

12,6

603

66,6

167

18,5

21

2,3

Биология-9

1646

147

8,9

774

47,0

645

39,2

80

4,9

 

 

Низкие результаты (от  10% до 19% двоек) Биология-11.

В 11 классе из 905 участников 114 получили «2», что составило 12,6%.

Результаты ЕГЭ по биологии выше, чем результаты централизованного тестирования.

                                           

Первая волна 2005 года

 

Биология, как и в прошлом году, была одним из самых востребованных выпускниками школ экзаменом в ходе ЕГЭ (после русского языка и математики):

 

Количество участников ЕГЭ (по годам)

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2620

2870

2995

2811

 

Шкала перевода баллов в отметки для результатов по биологии в 2005 году:

менее 31 баллов - отметка “2”

от 32 до 48 баллов - отметка “3”

от 49 до 65 - отметка “4”

от 66 баллов - отметка “5”

Результаты ЕГЭ за два года:

 

Отметки

Результаты ЕГЭ по биологии (%)

 

2004 год

2005 год

"2"

7,9

5

"3"

49,6

40

"4"

33,2

45

"5"

9,4

10

 

Средний балл 3,4

Средний балл 3,5

 

 

 

 

Статистические данные о результатах ЕГЭ за четыре года:

 

Предмет

год

Кол-во работ

Отметки

 

 

 

2

3

4

5

Биология

2002

2620

5,6%

51,8%

36,1%

6,5%

 

2003

2866

9,3%

50,3%

34,4%

6,0%

 

2004

2995

7,9%

49,6%

33,1%

9,4%

 

2005

2811

5%

47,5%

39%

9,5%

 

Средняя отметка в Оренбургской области в 2005 году-3,5, что составляет 49,3 балла (по России-49,5).

 

Средние первичные баллы ЕГЭ 2004 г. и ЕГЭ 2005 г.

 

Регион

Средний тестовый балл

Средний первичный балл, в % от максимума

Часть С

Средняя доля верных ответов, в % от максимума

2005 г.

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005 г.

2004 г.

Новосибирская область 

44,4

44,8

44,6

41,1

18,4

13,6

Оренбургская область 

49,3

49,5

51,8

48,4

28,9

30,8

Сахалинская область 

45,2

43,7

45,7

39,5

26,8

19,5

Свердловская область 

50,6

 

53,8

 

30,4

 

Смоленская область 

51,9

54,7

55,8

56,3

31,9

35,7

Всего по России

49,5

50,0

52,1

49,1

30,3

29,6

 

10 участников по России получили 100 баллов.

В Оренбургской области, как и в прошлые годы, такого результата никто не достиг.

93 балла -  у 2 учащихся (код ОУ – 440030, 180042)

88 баллов -  5 человек:

Степанова Екатерина - лицей 1 г. Оренбург

Аманкулова         Марина         - сш. 64 г. Оренбург

Бегдаирова         Дина   сш. 73 г. Оренбург

Гнетова     Ольга  - Асекеевский район

Яруллина   София - Абдулинский район

 

В этом году в ходе первой волны выпускники 2005 года показали результаты выше, чем в прошлом году.

Следует отметить тот факт, что отдельные районы показали хорошие результаты.

Выделим такие учреждения и территории в Оренбургской области:

 

Образовательные учреждения

Количество учащихся, сдававших ЕГЭ по биологии

 

 

Отметка «5»

 

 

отметка «4»

 

Гимн. 3

10

6

3

76 баллов

Гимн.1

18

14

3

93 балла

Лицей 2

13

8

4

88 баллов

Лицей 1

5

4

1

88 баллов

 

В прошлом году лучшие результаты были также из этих инновационных образовательных учреждений:

лицей 2 – 98 баллов

гимн. 1 г. Оренбург  – 90 баллов, 90 баллов.

 

Вторая волна

 

25 июля проходил вузовский тур: ЕГЭ сдавали абитуриенты в вузы.

По предварительным заявкам число абитуриентов составляло  более 1023 выпускника, почти столько, как в прошлом году.

Процедура проверки экзаменационных работ была соблюденена. К работе были приглашены 11 экспертов-учителей биологии высшей категории из г. Оренбурга и преподавателей ОГМА и ОГУ:

Следует и на этом этапе отметить качественную работу экспертов.   На третью проверку работ не было.

 

Выводы и размышления по обозначенным проблемам в ходе эксперимента:

 

Анализ результатов выпускников региона показал, что возможно отслеживание некоторых закономерностей в результатах по биологии.

Результат мог быть выше, если бы, как и в прошлые годы, в  ЕГЭ по биологии участвовали лучшие школьники из инновационных учреждений (гимназий 1,3,4;  лицеев 1,3 г. Оренбурга, а также выпускники из инновационных учреждений г. Орска, Новотроицка, Медногорска, Гая), которые поступали в московские вузы, не принимавшие результаты  ЕГЭ.

Результаты по биологии в этом году могут быть объяснены тем, что, как и в прошлом году,  многие ученики с высоким потенциалом из престижных инновационных образовательных учреждений, где биологию изучают углубленно, поступали в медицинскую академию, где принимали результаты ЕГЭ только на двух факультетах.  Абитуриенты этого ВУЗа на другие факультеты сдавали биологию в письменной форме, по структуре приближенной к ЕГЭ.

В 2005 году КИМы были  сложнее, чем в прошлые годы:  увеличено количество заданий с развернутым ответом, которые диагностируют учебные достижения учащихся за основную школу.

Эффективность подготовки учащихся высока в тех образовательных учреждениях, где реализуется профильное обучение.

И, хотя окончательные итоги эксперимента еще не подведены, уже в настоящее время ясно: тому, кто раньше освоил информационные технологии, современные технологии педагогических измерений, будет легче войти в качественно новое состояние образования после окончания эксперимента.

 

Рекомендации:

 

В целях повышения качества биологического образования УМК ООИПКРО рекомендует :

- совершенствовать подготовку учащихся по использованию учебных задач по цитологии, генетике, молекулярной генетике, экологии и эволюции, которые развивают у школьников и абитуриентов логическое мышление и позволяют им глубже понять учебный материал по этим темам, дает возможность осуществить эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний;

- усилить внимание к формированию и контролю знаний об основных биологических закономерностях, теориях, научных фактах;

- в процессе преподавания биологии наряду с традиционными методами и формами проверки знаний учащихся органично включать тестовые формы контроля, используя разнообразные виды заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

- уделять больше внимания в учебном процессе обучению школьников выполнению заданий со свободным ответом, особенно с  развернутым;.

- добиваться более четкого, краткого, но глубокого раскрытия материала, умения по существу вопроса письменно излагать свои мысли.

 

 

 

30.07.05г.