Повышение качества производственного обучения
в учебных мастерских и производственной практики учащихся на предприятиях.
Из опыта работы
Кашкарова Николая Александровича,
мастер производственного обучения по профессии «сварщик» (электрогазосварочные работы)
ПУ №4 г. Бузулука

Представил: Арсланов Ф.Г., доцент кафедры ТиМПО
Дата: 29.03.04

Стаж работы в должности мастера по сварке - 13 лет. Специальность по диплому: техник- технолог по обработке металла резанием. Окончил техникум в г.Ташкенте в 1975 г.

В данное время Н.А. Кашкаров владеет шестью специальностями:
«Кузнец свободной ковки» - получил в ремесленном училище №14.
«Электрик» - приобрел во время службы в Советской Армии.
«Сварщик» - обучался на вечерних курсах.
«Техник - технолог по обработке металла давлением» - получил, обучаясь в техникуме.
«Машинист электрических мостовых кранов» - учился самостоятельно и сдал экзамен.
«Слесарь по ремонту промышленного оборудования» - учился самостоятельно и сдал экзамен.

Условия возникновения проблемы. Мастера долгое время не давала покоя проблема - уровень квалификации выпускников не устраивает работодателей, были большие затруднения с трудоустройством выпускников училища. Кроме того, равнодушное отношение мастеров к уровню квалификации учащихся не устраивало старшего мастера (в тот момент, когда на этой должности еще работал он сам).

Кроме этого, с каждым годом требования работодателей ужесточаются. Раньше они принимали на работу выпускников училища с относительно низкой квалификацией, а теперь требуют выпускников только с четвертым разрядом - и не меньше. Раньше в училище только отдельные учащиеся выпускались с четвертым разрядом, поэтому возникли проблемы с трудоустройством тех, кто имел невысокий разряд при выпуске. Для того, чтобы устроить всех выпускников на работу, потребовалось повышение качества производственного обучения.

Особенности организации образовательного процесса и практическая значимость описываемого опыта.

Когда Кошкаров Н.А. перешел на работу мастером производственного обучения и получил под свое руководство конкретную группу, он решил заняться проблемой усиления практического характера производственного обучения, которое в конечном итоге должно приводить к формированию личности конкурентоспособного выпускника. Свою работу он начал с изучения способностей, возможностей и желаний учащихся. Для достижения поставленной цели мастеру пришлось изучить научно-техническую, психологическую, педагогическую литературу, передовой производственный и педагогический опыт, посещать уроки мастеров своего и других училищ. Мастер «переработал» все программы по производственному обучению для подготовки сварщиков.

Кроме того, встречаясь с администрацией училища, мастер настоял на том, чтобы учащиеся первого и второго курсов проходили производственное обучение в учебных мастерских. Мастер, имея высокую квалификацию, сам начал обучать учащихся высокопроизводительным передовым приемам сварки. В итоге, когда учащиеся приходят в промышленные предприятия для прохождения производственной практики, они уже имеют определенные навыки, и качества выполненной работы часто бывает даже лучше, чем у рабочих предприятия.

Мастер производственного обучения при устройстве на производственную практику ищет такие предприятия, где учащиеся могут пройти практику по полной программе производственного обучения и где была бы представлена работа более высокой, по сравнению с заданной учебной программой, квалификации. Сам мастер - высококвалифицированный специалист по сварочным работам, своим личным примером является образцом для подражания в отношении к работе и по качеству выполнения работы. На рабочих местах мастер создает обстановку соревновательности, т.е. учащиеся по качеству выполнения работы постоянно соревнуются между собой. Кроме того, мастер часто организует соревнование между учащимися и рабочими профессионалами - наставниками. Если в первые дни производственной практики учащиеся по качеству выполнения работы уступают профессионалам, то ближе к концу практики нередко учащиеся выходят победителями в этом соревновании.

Мастер Н.А.Кошкаров уделяет серьезное внимание формированию мотивации достижения у учащихся. В самом начале практики с администрацией предприятия составляется договор о том, что если учащийся не выполняет порученное задание или выполняет его некачественно, мастер снимает учащегося с этого рабочего места и устраивает на практику в другом месте. К счастью, пока таких случаев не было. Мастер устраивает учащихся на практику в те места, где имеются большие объемы работы. Мастеру в этом отношении легче - он в этом городе живет давно и долгое время работал старшим мастером, неоднократно контактируя с руководителями промышленных предприятий по многим вопросам.

Сейчас выпускники училища, освоившие профессию «сварщик», в основном имеют при выпуске четвертый разряд.

Повышение качества подготовки сварщиков при прохождении производственной практики в учебных мастерских достигается тем, что мастер производственного обучения, используя знание индивидуальности каждой личности учащегося, обучает учащихся передовым, прогрессивным, высокопроизводительным методам работы, передает свое умение и навыки.

Для создания благоприятных условий, в которых данный опыт можно использовать для получения устойчивых положительных результатов, необходимо, по мнению Н.А.Кошкарова, в первую очередь добросовестное отношение к работе. В этом случае положительный результат не заставит себя долго ждать. Помимо этого необходимо изучить возможности своих учебных мастерских, изучить передовые приемы работы. В современных социально-экономических условиях крайне важно также наладить контакты с социальными партнерами. Для мастера Н.А.Кошкарова, как и для всего ПУ №4 г. Бузулука, таким партнером является в первую очередь «родной» машиностроительный завод.

Технология опыта может быть представлена в следующем алгоритме:
1. Изучение интеллектуальных и физических способностей учащихся.
2. Организация изучения правил техники безопасности при работе сварщика. Изучение трудового процесса сварщика.
3. Разделение трудового процесса сварщика на элементарные действия. Отработка каждого действия.
4. Изучение учащимися передовых приемов. Применение передовых приемов в практической трудовой деятельности учащимися.

Устойчивые положительные результаты деятельности:

Сохранение контингента учащихся на 100%.

Высокая квалификация выпускников.

100%-ное трудоустройство выпускников с предоставлением оплачиваемых рабочих мест.

На областном конкурсе профессионального мастерства среди учащихся, проведенного на базе ПУ №41 в 2003 году, первое место занял учащийся, подготовленный мастером Н.А.Кошкаровым.

На Всероссийских конкурсах, проведенных в 2001 и 2002 годы в гг.Балашове и Магнитогорске, в списке победителей фамилии учащихся из ПУ №4 находились в «почетной» середине (В Магнитогорске из 32 участников - 12 - е место).

Адресная направленность опыта. Этот опыт заслуживает распространения. Особенно этот опыт полезен молодым мастерам производственного обучения.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации