Антюфеевой Н.К.     (06.98)

Основы регионального воспитания

 (информационная справка)

Понятие "воспитание" продолжает оставаться составной частью целостного процесса образования. Произошло его принципиальное, содержательное переосмысление: воспитание понимается не как политическая, а прежде всего, как культурно-историческая ценность. Воспитанию отводится приоритетная роль в процессе социализации личности, а также в развитии ее индивидуальности и самобытности. Исходя из этого, воспитание можно рассматривать: во-первых, как целостное управление (или формирование) развитием, становлением ребенка (З.А.Малькова, Л.И.Новикова, В.М.Коротов, Е.В.Квятовский, И.М.Таланчук); во-вторых, как взаимодействие детей и взрослых (В.А.Петровский, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Прозументова, А.И.Тубельский).

 Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется тем, что с одной стороны, заявляются гуманистические цели и задачи - развития, поддержки ребенка, в его саморазвитии через создание для семьи, учреждений дополнительного образования, органов власти - межведомственными интересами. Поэтому, освоение гуманистического смысла воспитания потребовало изменения содержания воспитательной работы в образовательных  учрежденииях.

 Наличие единой цели воспитания в ОУ дает возможность говорить о воспитательной работе как о развитии воспитательного процесса во всем пространстве образовательного учреждения. Это позволяет сказать, что основным содержанием воспитательной работы является создание и развитие воспитательной системы (ВС) образовательного учреждения как устойчивой целостности, объединяющей на основе смысла и цели воспитания все виды деятельности в ОУ ( в том числе учебную деятельность, дополнительное образование, внеурочную и внешкольную деятельность и т.п.) и определяющей характер отношений учителей, учащихся, родителей.

  Так, анализ результатов в ОУ Оренбургской области показал, что нестабильность во всех сферах жизни приводит к нестабильности в системе нравственых норм и ценностей подрастающего покаления. C  одной стороны, сохраняется традиционная гуманистическая шкала ценностей: добро, честность, бескорыстие. С другой стороны, происходит нарастание индивидуализма, противопоставления другим людям, деловитость, прагматизм.

  Что касается структуры жизненных ценностей, здесь можно констатировать завидное постоянство в отношении ценностей межличностного общения (любовь, дружба, счастливая семейная жизнь), наблюся выдвижение ценности здоровья, связанное с ухудшением экологической обстановки, условий жизни. При этом образование и профессиональная активности уступают свои ведущие места.

  На данный момент нет единой программы, которая определяла бы требования к воспитанности школьников. И это невозможно сделать, т.к. существуют различные типы образовательных учреждений, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи ОУ вправе определить образ выпускника своей школы, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс. В качестве ориентировки для характеристики воспитанности выпускника можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим человеяческим ценностям: к человеку, к семье, к самому себе.

  Изучение результатов воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теори и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самого учреждения, но и внешняя по отношению к нему среда. В "чистом виде" определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать результат воспитательного процесса? Безусловно. Ведь отказавшись от этого, мы тем самым отказываемся и от целенаправленности в работе, от квалификационного управления педагогическим процессом.

 Тем не менее, при разработке конкретных критериев участникам педагогического процесса важно учитывать общие критерии, которые могут давать относительно объенктивную характеристику результативности воспитательной работы.

 Общими критериями могут являться:

1. Развитие ребенка (изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций, жизненной позиции); успешность его социализации (освоение социальных ролей, способность адаптироваться и быть автономным, профессиональная сориентированность).

2. Развитие педагога, рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиции в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения.

3. Развитие родителей, изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации воспитательной работы учреждения, коллектива.

4. Развитие отношений между участниками педагогического процесса: педагог-воспитанник, педагог-педагог, ребенок-ребенок, педагог-родители, родители-ребенок.

  Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить воспитательный результат с учетом всех показателей. Отбор критериев, показателей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллективом в данный период. При этом, безусловно, некоторые критерии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы наблюдать динамику, успешность развития и результат воспитательно процесса.

  Выявление и распространение лучшего опыта работы с детьми, поиск новых форм и содержания воспитывающей деятельности в ОУ области позволяют сделать следующие выводы:

1. Процесс преобразования воспитательной работы как совокупности различных воспитательных мероприятий в целостную воспитательную систему находится на этапе становления. Это доказывается следующим.

 В области сложилась определенная система воспитательной работы с детьми и начат процесс преобразования этой работы как совокупности различных воспитательных мероприятий в целлостную воспитательную систему, объединяющей на основе смысла и цели воспитания все виды деятельности в ОУ. В 30% ОУ области начался процесс моделирования и апробации локальных, самобытных ВС. На основе реальной практики можно выделить некоторые типы воспитательных систем, уже сложившихся в ОУ области. Прежде всего: в школах - гимназиях, школах - лицеях выстраивают воспитательные системы познавательной ориентации, где главное: ориентация на созидание человека знающего и познающего. В ряде школ складываются ВС культурно-нравственной ориентации, где главное: ориентация на созидание человека культуры.

  Своеобразные ВС складываются в Учебно-воспитательных комплексах, где пытаются преодалеть разрыв между дошкольным и школьным воспитанием, обеспечить целенаправленность и преемственность в развитии ребенка. В этом плане представляет интерес опыт работы школ N 31, 69 г.Оренбурга, школы Пречистинской УВК и др.

   Таким образом, формирование воспитательной системы определенного типа свидетельствует, на наш взгляд, о преодалении хаоса, возможности целенаправленной самоорганизации, увеличении целостности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

  Перед нами не стоит задача подчинить концептуальному единству весь регион. Развитие любой системы характеризуется увеличением разнообразия. Поэтому не может не радовать существование разных подходов, разных типов ВС. Именно в вариативности кроются предпосылки для развития научно-практических идей воспитания. Главное: видеть смысл научно-практических идей , целей и задач в работе с конкретным человеком, видеть результаты деятельности.

  Особо следует рассматривать развитие системы воспитания на селе, как приоритетное направление региональной образовательной политики, направленной на воспитание хозяина земли. ориентацию молодежи на сельский образ жизни, на экологически и экономически эффективный труд в аграрной сфере. В отдельных селах региона еще живы народные традиции - воспитание "всем миром", чувство отчего дома, включение детей с раннего возраста в различные виды трудовой деятельности, ритуальные праздники и многое другое.

2. В УДО разрабатываются и реализуются новационные программы, ориентированные на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, навыков общения и самопознания.

  Отрабатываются критерии результативности педагогической деятельности. За основу берутся: сущность и разноуровненность результата, его достижимость, отслеживание и оценивание. Применяются критерии:

- освоение детьми содержания образования;

- развитие у ребенка мотивации к познанию и творчеству;

- развитие уровня самостоятельности и творческих способностей ребенка;

- Развитие интеллектуальных,психических и физических способностей детей в соответствии с целевыми установками конкретных программ;

- межличностные отношения в коллективе и позиция личности в коллективе;

- позитивный характер изменений во взглядах, убеждениях, отношениях, ценностях, поведении ребенка.

 По каждому критерию отрабатываются показатели и методики анализа.

Однако престоит немалая работа с педагогами дополнительного образования области по изменению их установки на видение результатов своей деятельности, по обучению их методам педагогической диагностики.

3. В ОУ стали возрождаться различные детские объединения и организации. Цель деятельности детских организаций следует  рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, объединившись в общую организацию, с другой - как сугубо воспитательную, которую ставят перед собой взрослые сообщества, создавшие эти организации для детей.

 На сегодня в области существуют 18 районных и 4 городских детских организации._

Интересен опыт детских организаций г.Оренбурга городская ассоциация детских общественных организаций и бъединений "Радуга" основой целью своей работы ставит реализацию статей Конвенции ООН о правах ребенка.

  Более трех лет В Орске активно действует Городской совет детских организаций, который координирует работу школьных, обеспечивает взаимодействие образовательных структур с детскими общественными организациями, государственными структурами.
  В городе апробируются свои программы - "Россиия начинается с тебя", "Пионерский компас", "Победа", "Имидж".

  Программа "Имидж" позволяет решать вопрос подготовки кадров и как результат в школах города отсутствует "текучка" вожатых.

  В Оренбургском районе уже 4-й год работает Районная Ученическая Дума.

  Деятельность детских организаций Саракташского района осуществляется по районной программе "Единство". Руководит работой районный совет детских общественных организаций, состоящий из представителей РОО, отдела молодежи, ЦВР, учащихся школ района и заинтересованных ведомств.

  Сложилась определенная система развития детского движения в Илекском, Ташлинском, Грачевском, Новосергиевском, Алексеевском и др.районах, в городах Медногорске, Кувандыке.

  Вместе с тем, в детском движении на сегодня существует ряд проблем:

- детского движения получило развитие лишь в некоторых территориях;

- заметно слабое взаимодействие образовательных учреждений и общественных детских и молодежных движений и организаций;

- отсутствие (еще в большинстве случаев) ориентации школ и учреждений дополнительного образования на эффективное использование воспитательного потенциала детских движений и организаций;

- неготовность общественности и педагогического сообщества к серьезному  принятию детского и молодежного движения (отсутсвие точного статуса педагога-организатора, отожествление общественной организации и объединений с кружковой работой).

     Из всего вышесказанного можно выделить следующие направления воспитательной деятельности:

1. Формирование теоретико-методологической и технологической готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений.

2. Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их гуманизация, переориентация на совершенствование индивидуальных качеств и межличностных отношений.

3. Выработка каждым ОУ своей программы воспитания школьников с учетом потребностей, интересов, пожеланий учащихся и их родителей.

4. Творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.