Автор: Антюфеева Н.К.
Дата: 01.06.98

О    роли   классного   руководителя в воспитательной системе школы

В области наблюдается тенденция определения самим общеобразовательным учреждением статуса и содержания деятельности воспитателя в школе, исходя из насущных потребностей. Чаще всего это обычный, традиционный классный руководитель. Но уже появляются освобожденные классные руководители (классные воспитатели), кураторы. А кроме того могут быть руководители разновозрастных отрядов, организаторы параллелей, наставники группы классов, консультанты старших классов.
Классные руководители имеют право на свою авторскую воспитательную программу, сами определяют формы, методы, содержание работы на основании стоящих задач и целей воспитания.
В то же время, анализ работы классных руководителей школ области, собеседование с классными руководителями практически всех районов, анализ деятельности института классного руководства области показал неразработанность и несовершенство документов, регламентирующих сегодня деятельность классного руководства и определяющих результативность его труда, место и роль в воспитательной системе воспитательно-образовательного учреждения.
В сегодняшней школе нет единых подходов к функционалу классного руководителя. Приоритет отдается образованию, а не воспитанию, практически перестали функционировать объединения классных руководителей, недостаточна организационно-методическая помощь классным руководителям со стороны школьной и районной администрации, особенно в вопросах диагностики, прогнозирования и оценки результативности воспитания, установления воспитательных отношений сотрудничества, создания благоприятного морально-психологического климата и др.
Серьезно затрудняют деятельность классного руководителя большие преподавательские нагрузки, высокая наполняемость классов, плохие условия для внеурочной работы, рассогласованность воспитательных институтов современного общества, недостаточная психолого-педагогическая и методическая подготовка, отсутствие дифференциации, низкая оплата труда.
Таким образом, система классного руководства в ее современном виде малоэффективна и нуждается в основательном преобразовании. Что касается методики работы с детьми, то она тоже подвержена преобразованиям, обусловленным новой постановкой цели, и соответствующей ей новой профессиональной позиции. Следует обратить внимание на:
·  необходимость разработки новой технологии общения с ребенком;
·  отказ воспитателя от принципа "как можно больше" и повернуть к принципу меры «только то следует делать, что необходимо и достаточно для развития детей»;
·  ориентация воспитателя на развитие личности школьника.

Документальное обеспечение воспитательного процесса

Примерное положение о классном руководителе (воспитателе, кураторе) воспитательно-образовательного учреждения
 

В истории развития Российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов как показывает практика различных типов учреждений образования дает именно классный руководитель.

Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
·  духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
·  защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
·  организатором отношений  сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
·  организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
·  помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
·  координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
·  создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

 Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).
Классный руководитель (куратор, воспитатель и т.д.) реализует эту задачу в своем учебном заведении:
1.  осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, девушки, юноши;
2.  содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3.  организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
4.  вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;
5.  помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
6.  работает над созданием классного (школьного) клуба и др. коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка, учащегося, студента.
 

 Функции и содержание работы
1.  Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:
·  изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
·  изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
·  анализ и оценка уровня воспитанности;
·  изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.;
·  изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
·  изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения.

2.  Прогностическая:
· предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
· прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
· прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
· построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения, соответствующей воспитательной системе учебного заведения;
· определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
· предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).

3.  Организационно-координирующая:
· помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
· помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
· организация взаимодействия с семьями учащихся;
· помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны;
· стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;
· координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов, социальных работников различного профиля;
· участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

4.  Коммуникативная:
·  помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;
·  построение оптимальных взаимоотношений: "учитель - ученик", "учитель - родители", "родители - ученик" и т.д.;
·  помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;
·  содействие установлению и поддержанию благополучного психологического климата коллектива;
·  коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально дезадаптивных детей и подростков.

Формы работы
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения.

Критерии оценки работы
Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев.
К ним относятся:
·  упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения;
·  наличие и уровень зрелости классного коллектива;
·  общий психологический климат группы, класса;
·  социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
·  реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
·  активная позиция классного руководителя;
·  участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
·  вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.

Подготовка классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора являются:
·  знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике;
·  знания теоретических основ воспитания;
·  владение технологией  воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;
·  широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
·  бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту  и традициям народной педагогики;
·  способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;
·  ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;
·  опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности;
·  вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
·  коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.


Назад