Технология развития логического мышления учащихся
на уроках французского языка в процессе обучения чтению
Из опыта работы
учителя высшей категории французского языка
гимназии №2 г. Орска
Новиковой Ирины Геннадьевны

Представила: Сыресенкова Л.И. – методист Орского филиала ООИПКРО
Дата: 12.11.03

 

Теоретическая база опыта:

- Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», - М., 1991;

- Концепция развивающего обучения (Л. Выготский, П. Гальперин, Л.Занков);

- Использование заданий по развитию мышления при обучении всем видам чтения.

Актуальность

Разработка системы работы по развитию мышления вызвана потребностью достаточно высокого уровня мыслительных операций у учащихся гимназии; своевременного развития этих качеств, обусловливающего продуктивность учебной деятельности.

Основополагающими принципами педагогической системы являются:

- Применение теоретических знаний в речевой деятельности.

- Обучение на высоком уровне трудности.

- Создание собственной технологии развития мышления средствами французского языка.

- Осознание процесса обучения учащимися.

Условия возникновения и становления опыта:

- исследовательский подход к процессу развития мыслительной деятельности учащихся;

- умение учителя достигать устойчивого результата.

Сущность: процесс взаимодействия преподавания и учения, ориентированный на формирование мыслительных способностей в ходе усвоения или выработки способов деятельности, обусловленных необходимостью извлечения, обработки и переработки смыслов различного порядка, с последующим речевым поступком.

Новизна опыта заключается в использовании упражнений, направленных на актуализацию таких мыслительных процессов, как:

- классификация,

- анализ,

- синтез,

- обобщение,

- аналогия,

- противопоставление,

- конкретизация

Основные компоненты опыта:

Обучение велось по современным отечественным учебным пособиям повышенного уровня, построенным на ступенчатом материале социокультурного и страноведческого содержания.

На первом этапе эксперимента был осуществлен подбор и систематизация методических приемов и упражнений, направленных на обучение пониманию смыслового содержания и логико-смысловой структуры текста с элементами творческой переработки воспринятой информации.

На втором этапе эксперимента- упражнения, направленные на активную мыслительную работу учащихся, на включение полученной информации в процесс общения в нестандартных условиях.

Новизна

Разработанная учителем методика позволяет учащимся приобщиться к иноязычной культуре и научиться общаться, а также заставляет их мыслить, анализировать, вдумчиво оценивать полученные знания, отстаивать свои убеждения, осознавать себя как личность в окружающем мире.

Продуктивность:

Получен продукт равнопартнерского учебного сотрудничества учителя и обучаемых, направленного на совместное решение коммуникативно-познавательных задач в виде сформированной речевой деятельности учащихся и творческого развития учителя.

Разработаны элементы технологии развивающего обучения французскому языку, а также диагностирования умственного развития учащихся средствами французского языка.

Трудоемкость:

Опытное обучение французскому языку необходимо начинать с коррекционной работы во всех видах речевой деятельности и с учетом индивидуальных данных исходного психологического диагностирования; в дальнейшем обучение должно строиться на психологических особенностях каждого учащегося.

Возможность внедрения:

Присвоение учащимся навыков работы с содержательно-смысловой структурой читаемого текста приводит к качественному изменению психологических особенностей учащегося: как репродуктивного, так и продуктивного мышления; уровня речевых способностей; догадки; способности к логическому изложению; свободной ориентации в структуре языка.

Система работы учителя

Система работы учителя состоит из следующих компонентов:

1. Констатирующий этап эксперимента.

2. Разработка системы упражнений по развитию мышления учащихся.

3. Индивидуальный подход, прогнозирование положительных результатов деятельности школьников. Формирующий этап.

4. Диагностика результатов учебной деятельности учащихся.

5. Разработка системы коррекционных мер по развитию мыслительных операций.

6. Написание методических рекомендаций. Контрольный этап.

Результаты.

Контрольный срез по окончании 2-го этапа исследования (11 класс) включал в себя следующие мыслительные задачи:

1) оценить информационную значимость текста – 60 % выполнения;

2) обрисовать границы частей текста, содержащие основную информацию – 56 % выполнения;

3) проанализировать структуру абзаца, в котором полнее раскрывается главная мысль – 42 % выполнения;

4) определить логико-смысловые отношения текста – 57 % выполнения;

5) составить тезисы к тексту – 74 % выполнения;

6) написать аннотацию к тексту- 84 % выполнения.

Достижение оптимального результата возможно при следующих условиях:

- соблюдение определенной последовательности в применении системы специальных упражнений;

- мониторинг полученных результатов;

- система коррекционных мер по развитию мышления.

Применение разработанной системы упражнений:

1. На примере темы «Города Франции», 10 класс

Учащимся предложены тексты по теме: «Городская жизнь», (с. 91-92), «Что вы знаете о Париже?», (с. 95-96), пособие для старшеклассников по французскому языку – С.П. Золотницкая «Спутник старшеклассника», М., «Просвещение», 1997.

После чтения и работы с текстом учащиеся выполняют следующие задания:

- подготовить вопросы интервью для парижан, чтобы выяснить их отношение к своему городу;

- составить тезисы, отобрав наиболее значимые факты по теме;

- написать дружеское письмо, рассказав о своем путешествии по городам Франции;

- выделить 7-10 причин, почему бы вы хотели посетить Париж. Аргументировать их.

2. На примере темы «Гармония человека и природы», 11 класс.

Учащимся предложены тесты по данной теме; Е.Я. Григорьева «Французский язык для 10-11 классов», М., «Просвещение», 2001 г.

«Национальный парк», (с. 70-71)

«Международный закон», (с. 75-76).

После работы с тестами учащиеся должны:

- составить аннотацию текстов (предельно краткое и точное изложение главного смысла текста путем его компрессии, сжатия и передачи своими словами, то есть высокая степень обобщения смысла);

- подготовить вопросы к дискуссии по теме, систематизировав основную информацию;

- высказать свое личное мнение, возразить опоненту по проблемам, освещенным в текстах;

- написать краткую статью по данным проблемам.

Можно констатировать, что приобретенные при овладении чтением на французском языке умения и навыки анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы с успехом переносятся учащимися на другие гуманитарные дисциплины, что обнаруживается через их способность ориентироваться в смысловой структуре любого теста, выделять идею, проблематику, видеть подтекст, отделять основные от второстепенного, оценивать полученную информацию.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации