Инструктивно-методическое письмо
об использовании УМК В.П.Кузовлева учителями английского языка


Автор: Сыресенкова Л.И., методист Орского филиала ООИПКРО


Обращаю внимание руководителей образовательных учреждений на приоритетное использование УМК профессора В.П.Кузовлева при преподавании английского языка по программе "Английский, немецкий, французский, испанский языки для 5-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений" Гальсковой Н.Д., Никитенко З.Н., Соловцовой Э.И. и др.; под ред. Горчева А.Ю.

Вот уже несколько лет УМК Кузовлева В.П. занимает первую строку в федеральном перечне учебников, входит в состав регионального комплекта учебников УМК для 10-11 классов. УМК признан лучшим учебником Европы за 2000 год (грамота АWARD) - до сих пор ни один учебник России (и СССР) ни по одному предмету не получал подобных призов на международных книжных выставках.

В 2003 году учащиеся школ из социально-незащищённых слоёв населения будут обеспечены им на 100% за счёт областного бюджета.

         УМК Кузовлева В.П. реализует научную концепцию "Коммуникативное иноязычное образование: развитие индивидуальности в диалоге культур", отвечающую новой стратегии языкового образования.

         Индивидуальность есть интегративное свойство, присущее каждому ученику, появляющееся в процессе социализации на основе его индивидных свойств (природные задатки, нервно-типологические свойства, темперамент), субъектных (умения выполнять различные виды деятельности, например, учебную) и личностных свойств (личный опыт, контекст деятельности, мировоззрение, интересы, чувства, статус в коллективе). Всё это содержание  индивидуальности является условиями познавательного, развивающего, воспитательного и учебного аспектов эффективного процесса образования, здесь работает закон: уровень эффективности иноязычного образования прямо пропорционален полноте учёта свойств индивидуальности учащегося. Развитие индивидуальности - цель образования.

         Иноязычное образование  - это составная часть общего образования как становления человека путём вхождения в культуру благодаря её присвоению. Если цель обучения иностранному языку - человек говорящий, то цель иноязычного образования шире - человек духовный.    

         Иноязычная культура (не путать с иностранной культурой!) есть содержание иноязычного образования.

         Диалог культур есть такой процесс взаимодействия субъектов разных культур, результатом которого является взаимопонимание. Диалог культур предполагает учёт 3-х условий.

Во-первых, необходимо знать чужую культуру, т.е. не в смысле примитивно "запомнить и уметь воспроизвести", надо воспринять, проанализировать, сопоставить со своим, оценить, включить в систему своих знаний, иначе знания вряд ли будут действенными при отсутствии соотнесённости "страноведческих знаний" с системой своих ценностей, что и ведёт к индифферентному к ним отношению.

Во-вторых, предполагается  опыт эмоционально-чувственного отношения к фактам чужой культуры.

В-третьих, нужно быть готовым объяснять различные культурные ценности, смотреть на события и их участников не со своей точки зрения, а с позиций другой культуры; соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы.

 

         Учебный комплект для одного класса состоит из пяти компонентов, включающих книгу для чтения, рабочую тетрадь, книгу для  учителя, контрольные задания, методические рекомендации к контрольным заданиям и аудиокассеты.

         УМК Кузовлева В.П. в системе готовит учащихся к сдаче ЕГЭ; для этого в учебнике используются следующие средства:

§                     раздел "Test Yourself" ("Проверь себя"). Этот раздел есть в каждом цикле уроков во всех учебниках серии. Он содержит задания по всем видам речевой деятельности, а также задания на правильность лексико-грамматического оформления речи и на проверку межкультурных знаний, навыков и умений. Выполняя задания, совпадающие с типами заданий, используемых на ЕГЭ и экзаменах на получение международного сертификата, учащиеся с помощью ключей и шкал оценок учатся самостоятельно контролировать уровень сформированности речевых навыков и умений.

§                     Раздел "Self-Assessment" ("Самоконтроль") находится в конце каждого цикла уроков и предназначен  для развития у учащихся адекватной самооценки.

Специальный компонент УМК - тетрадь с контрольными заданиями для учащихся (Assessment Tasks), содержащая четвертные и годовые контрольные работы, - даёт возможность учащимся дополнительно ознакомиться с тестовыми заданиями, типы которых могут встретиться на ЕГЭ, предлагает памятки, облегчающие и учителю, и ученику подготовку к ЕГЭ.

Данные разделы в УМК Кузовлева В.П., в отличие от других пособий, направлены на проверку сформированности коммуникативных умений.


В иноязычном образовании представителем, ретранслятором, интерпретатором иностранной культуры служит учитель, что предъявляет к нему высокие профессиональные и моральные  требования. На базе Орского филиала постоянно проводится учёба учителей: например, в январе 2003 года на базе школы № 15 города Орска был проведён семинар для учителей Восточного Оренбуржья "Метод проектов в реализации программы В.П.Кузовлева" и т.д.; в 2003-2004 учебном году планируется ежемесячная работа творческой лаборатории по реализации этой программы. Предварительные запросы можно будет посылать в консультпункт (адрес  электронной  почты nmc@email.orgus.ru)

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации