Дистанционное обучение учителя сельской школы


Автор: Куркина Елена Викторовна, преподаватель информатики Михайловской средней школы, Бугурусланского района, Оренбургской области


Для начала необходимо определиться, что же такое дистанционное образование (ДО)? Наиболее удачное, на мой взгляд, определение было дано в одном из проектов "Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России", разработанном в Госкомитете РФ по высшему образованию:

«Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».

ДО бурно развивается в многих странах мира, однако для России это относительно новый вид образования. Принципиальным в идее ДО является переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся». Использование методов ДО позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т.д. Использование современных средств электронных коммуникаций позволяет обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между учащимся и преподавателем, удаленными друг от друга.

Характерные черты ДО

-   Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

-   Модульность: в основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

-   Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

-   Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного образования (СДО) предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

-   Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

-   Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

-   Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном СДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

-                     необходимыми учебными и учебно-методическими материалами

-                     обратной связью между преподавателем и обучаемым

-                     обменом управленческой информацией внутри системы ДО

-                     выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.



В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами. Основными из них являются следующие:

1. Проблема эквивалентности курсов и признания уровней дистанционного образования классическими университетами.

2. Проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения. Особенно остро эта проблема стоит при экспорте (импорте) образования. Однако, существует подобная проблема разницы аналогичных курсов в различных российских учебных заведениях или на схожих специальностях даже одного университета.

3. Языковая проблема при экспорте (импорте) образования.

4. Выработка приоритетов в ситуациях, когда национальные интересы и культурные традиции могут существенно различаться.

5. Проблема стратегического планирования, например, решение вопроса о том, кому, какие и где предоставить курсы.

6. Проблема коммуникаций и стандартов.

7. Разница во времени на больших территориях.

8. Вопрос качества курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов.

Ни в коем случае системы дистанционного образования не следует рассматривать антагонистами очной и заочной форм образования. Дистанционные технологии обучения естественным образом интегрируется в традиционные системы, совершенствуют и развивают их на основе широкого спектра современных информационных и телекоммуникационных технологий.



Дистанционное обучение является удобным способом повышения квалификации для учителей сельских школ. Если в школе есть компьютер с выходом в Интернет, то учитель может изучить любой предлагаемый ему курс, не выезжая из села, не отрываясь от работы. На данный момент в сети Интернет предлагается множество курсов, предназначенных именно для педагогических работников.

Дадим краткую характеристику наиболее популярным в сети ресурсам, на которых предлагаются дистанционные курсы для педагогических работников и руководителей учреждений.

www.dlmsk.fio.ru - Центр дистанционного обучения при Федерации Интернет-образования. Все курсы здесь бесплатны, группы формируются по мере поступления заявок. Тематика курсов определена профилем организации – использование Интернет-технологий в образовательной деятельности. Курсы направлены как на освоение Интернет-технологий, так и на внедрение их в образовательный процесс.

Предлагаются следующие курсы.

«Основы работы в Интернет. Сетевые технологии». Курс имеет теоретическую направленность и ориентирован на людей с опытом работы с компьютером.

«Интернет в преподавании истории». В курсе содержится аннотированый обзор информации сайтов и Web-страниц,которые уже сейчас содержатся на образовательных серверах Интернета,предложены некоторые рекомендации по использованию материалов размещенных в сети на уроках и во внеурочное время.

«Интернет в преподавании английского языка». Предлагаемый курс знакомит с возможностями использования услуг и информационных ресурсов Интернет в обучении английскому языку.

«Основы Flash-технологий». В курсе рассматриваются основы Flash-технологии как среды создания динамических демонстраций и вопросы педагогически целесообразного их использования.

«Основы работы в PowerPoint 2002». Курс «Основы PowerPoint 2002» предназначен для ознакомления с возможностями системы подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2002, входящей в состав пакета Office XP.

«Создание эффективных презентаций». Курс предназначен для изучения особенностей подготовки современных педагогически эффективных презентаций на опыте их применения в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях. Разработка презентации описывает особенности подготовки слайдов , включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации, оптимальной с позиции восприятия учащимися.

«Общие проблемы использования Интернет-ресурсов в образовании». Этот курс окончила и автор статьи в мае-июне 2003 года. Поэтому о нём подробнее.

Авторы курса глубоко убеждены, что для того, чтобы не дискредитировать идеи применения Интернет в педагогике, надо идти от общего к частному, что в первую очередь нужен общий курс по теории и практике такого применения. Конкретный опыт работы в Интернет должен обобщаться по специальностям учителей, видам педагогической деятельности и в итоге становиться составной частью частных методик преподавания. В рамках курса рассказывается о дидактических свойствах Интернет, о наиболее важных из них.

Курс содержит 10 занятий и к каждому из них предлагаются задания.

После каждого занятия имеются:

-         стандартное тестовое задание и (или)

-         вопросы и (или)

-         групповые творческие задания.

Стандартное тестовое задание во всех занятиях данного курса состоит в следующем:

1.                  Вы формулируете 3-5 вопросов по материалам занятия, отражающих, на Ваш взгляд, самые важные его идеи.

2.                  К каждому вопросу Вы даете 4 варианта ответа, пометив единственный правильный вариант знаком + впереди.

3.                  Пишете пояснения: почему верен правильный ответ и почему неверны неправильные.

4.                  Посылаете сформулированные Вами вопросы вместе с ответами и пояснениями на форум.

От слушателей не требуется составить полноценную систему тестов, позволяющую надежно выставить оценку, речь идет просто о выполнении задания «в форме теста». После некоторых занятий задаётся вопрос и ответ на него предполагается оформить в виде свободного письма на форум. Интересен курс ещё и тем, что на форуме присутствует общение с коллегами, которые не всегда являются единомышленниками. Таким образом стимулируется дискуссия по самым разнообразным вопросам.

В качестве примера приведу свой ответ к одному из занятий.

Ответы на занятие 7. Типы информационных ресурсов Интернет.

Тест.

1. Аутентичность информации – что это?

1. +Избежание недостатка полноты или точности информации при ее санкционированных изменениях;

2. Свойство информации оставаться постоянной, не меняться;

3. Изолированность информации от учебного процесса;

4. Невозможность внести изменения в данные.

 

Вариант 1 – это определение аутентичности информации, взятое из глоссария Яндекса.

Также мне показалось интересным и такое определение: аутентичность - в обработке данных - свойство данных быть подлинными, означающее, что
- данные были созданы законными участниками информационного процесса; и
- данные не подвергались случайным или преднамеренным искажениям.

 

2. Какие свойства мультимедиа-ресурсов дают возможность использовать их при обучении?

1. Большинство мультимедиа-ресурсов представлено в виде гипертекстовых сред;

2. +Ресурсы мультимедиа одновременно используют несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, средства гипертекста;

3. Эти ресурсы обладают свойством интерактивности;

4. При использовании средств мультимедиа обучаемый встаёт в активную позицию.

 

Наиболее общий ответ – вариант 2. Остальные являются как бы более узкими свойствами мультимедиа при использовании в обучении.

 

3. Выберите вариант, в котором указана неподходящая причина для использования  мультимедийных средств учителем.

1. Для повышения творческой активности учащихся.

2. Для того, чтобы иметь возможность воздействовать одновременно на все органы чувств учеников и тем самым дать им возможность глубже усвоить учебную информацию;

3. Для повышения мотивации учения;

4. +Для облегчения работы.

При использовании готовых мультимедийных сред и при создании учениками собственных проектов на основе мультимедийных средств активизируется творческий потенциал обучаемых, повышается мотивация, учебная информация усваивается глубже. Последний вариант является для меня очень личным, о котором не принято говорить на серьёзных форумах по использованию Интернет в гуманитарном образовании (так как лень нужно искоренить).

 

После прохождения курса слушатели получают диплом Федерации Интернет- образования. Данная организация имеет значительный вес в системе повышения квалификации работников образования. Достаточно вспомнить, что именно в ФИО повышают квалификацию педагоги, работающие по программе «Компьютеризация сельской школы».

 

Другая организация, предлагающая педагогическим работникам дистанционные курсы – это центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru).

Дистанционные курсы Центра "Эйдос" вызывают неизменный интерес для тех, кто: 
а) хотел бы практически освоить ту или иную тему курса,
б) хотел бы сам научиться проводить дистанционные курсы. 

В дистанционных курсах и семинарах Центра "Эйдос" участвуют учителя и администраторы школ, лицеев, гимназий, методисты Институтов повышения квалификации, вузовские педагоги, студенты, аспиранты, школьники и их родители, научные сотрудники. 

Кроме курсов, предлагаются также дистанционные Мастер-классы для учителей и Профиль-курсы для школьников, которые ведут педагоги-практики. Координатором дистанционного мастер-класса может стать любой из слушателей школы, показавший творческую активность в процессе прохождения курсов.

 

Приведу тематику курсов «Эйдос».

 

Блок 1. «Личностная и творческая ориентация в очном обучении»

«Индивидуальная образовательная траектория»

Цель - изучить технологию личностно-ориентированного обучения, позволяющую ученикам выстраивать индивидуальные траектории в общеобразовательных предметах.
В программе занятий:
- Как одновременно обучать всех по-разному. Методика проведения уроков с ориентацией на индивидуальные образовательные результаты учеников.
- Образовательная диагностика. Индивидуальная образовательная программа ученика.
- Методы постановки учениками целей и осознания деятельности.
- Контроль и оценка. Основной критерий - личностное приращение. Формы оценки результатов личностно-ориентированного обучения. 

«Развитие одарённости школьников»

Цель - рассмотреть и освоить способы выявления и развития одарённости детей в очном обучении средствами базовых учебных предметов.
В программе занятий:
- Ученик как источник знаний. Эвристические качества личности.
- Способы диагностики творческих образовательных результатов.
- Как разработать творческий урок. Открытые задания.
- Методы эвристического обучения. Виды творческих работ, формы их защиты и оценки. 
- Система учебных занятий по развитию одарённости детей. Эвристические олимпиады, «погружения» и другие формы творческих занятий.

«Организация экспериментальной работы в школе»

Цель - выработать и сформулировать основные направления инновационной деятельности школы (лицея, гимназии, частной школы).
В программе занятий:

- Основы экспериментальной деятельности в школе.
- Методы диагностики деятельности школы для уточнения особенностей педагогического эксперимента. Уточнение стратегии развития школы на основе имеющихся условий.
- Выбор типа эксперимента и формирование его программы.
- Способы формирования «критической массы» педагогов и управленцев, обеспечивающей экспериментальную деятельность школы.

«Система творческих и научных недель в школе»

Цель - рассмотреть особенности организации в рамках общеобразовательного  процесса особой системы занятий, направленной на существенное повышение его креативности обучения по всем учебным дисциплинам.
В программе занятий:
- Основные элементы системы организации творческих работ учащихся с позиций администратора и учителя (с 1 по 11 классы).
- Знакомство с реальным опытом действия рассматриваемой системы.
- Конструирование системы творческих занятий с учетом реальных условий каждого участника курса.

«Методологические основы продуктивного образования»

Цель - познакомиться с методологическими и методическими основами образования продуктивного (творческого, эвристического) типа. 
В программе занятий:
- Концепция и принципы продуктивного образования.
- Новые педагогические технологии, направленные не на изучение, а на создание учениками знаний.
- Сочетание продуктивного образования и образовательных стандартов.
- Предпосылки и попытки организации продуктивного образования участниками курса в своём учебном предмете, классе, школе.

«Инновационные педагогические системы (обзорный курс)»

Цель - сопоставить технологические основы различных инновационных педагогических систем с действующей; разработать фрагменты занятий, базирующихся на различных педагогических системах.
В программе занятий:
- Система Сократа.
- Вальдорфская педагогика.
- Методика "погружений".
- Школа свободного развития.
- Школа диалога культур.

«Педагогические изюминки»

Цель - познакомиться с методам выявления и оформления авторских педагогических находок, использовать эти методы применительно к опыту участников курса.
Подготовленные участниками семинара материалы с обобщением своего опыта (или опыта коллег) могут быть опубликованы. Курс полезен для подготовки к аттестации на  повышение разряда.

«Профильное обучение в старшей школе»

Цель - рассмотреть педагогические основы построения профильного обучения в старших классах (10-11 классы в действующей нумерации); разработать и обсудить элементы содержания и организации профильного обучения по курсам и профилям, выбранным участниками курса применительно к их условиям.
В программе занятий:
- Что такое профильное обучение? Какова его связь с индивидуализацией и дифференциацией обучения?
- Каковы принципы профилизации? Что влияет на отбор содержания и технологий обучения в профильной школе?
- Какие профили следует реализовать в школе? Роль ученика, его родителей, школы, региона и общества в определении целей, структуры и содержания профильного обучения.
- Учебный план и программы профильного обучения.
- Ученик в профильной школе. Как разработать индивидуальную образовательную программу его занятий?
- Урок в профильной школе. Особенности методики обучения

«Как организовать рефлексию учащихся»

Цель - научиться организовывать осознание учениками своей деятельности. А для этого нужно, чтобы рефлексия стала личным средством работы самого педагога. Чтобы освоить смысл рефлексии, требуется систематическая целенаправленная деятельность, но научиться использовать определённые приемы и методы можно уже за время наших занятий.
В программе занятий:
- Педагогические и мировоззренческие смыслы рефлексии.
- Понятия, необходимые для овладения рефлексией в деятельности учителя.
- Анализ и сравнение смыслов, символики, мотивов и стимулов организации рефлексии в деятельности учителя и ученика.
- Технология организации рефлексии и её формы.
- Методика организации рефлексии. Проблемы применимости.
- Схема анализа своих ощущений, трудностей и проблем, возникающих в ходе рефлексии.

Блок 2.

Дистанционные курсы по тематике «Дистанционное обучение»

«Введение в дистанционное обучение»

«Дневник дистанционного педагога»

«Образовательный сайт»

«Методика разработки дистанционных олимпиад»

«Методика разработки дистанционных курсов»

«Методика разработки дистанционных проектов»

«Электронный учебник»

«Веб-дизайн. Photoshop»

«Microsoft Word для классных руководителей»

«Формы телекоммуникаций в сети Интернет»

 


Блок 3.
«
ДИСТАНЦИОННЫЕ СЕМИНАРЫ». Сроки проведения: 1-3 дня.

Дистанционные педагогические семинары отличаются от курсов рассмотрением одного небольшого вопроса в течение 1-3 дней. Особенно интересны для творчески работающих учителей, использующих традиционные и инновационные методики.

«Как составить план творческого урока»

«Методы работы с одарёнными детьми»

«Методы творческого обучения английскому языку»

«Целеполагание и рефлексия учащихся в обучении»

«Эвристическая образовательная ситуация»

«Личностно-ориентированная система оценки»

«Как подготовиться к эвристическим олимпиадам»

«Как разработать и провести чат-занятие»

«Как разработать и провести дистанционную образовательную телеконференцию»

 

Мастер-класс проводится дистанционно в оргдеятельностной форме. Каждый зарегистрированный участник получает по электронной почте материалы по рассматриваемой теме, участвует в их обсуждении, разрабатывает вместе с коллегами актуальные вопросы и проблемы. 

Занятия проводятся с помощью электронной почты. Участники, которые имеют полный доступ в Интернет, могут использовать веб-форум и чат-дискуссии с коллегами по Мастер-классу.

Мастер-классы проводятся по учебным предметам, кроме этого есть мастер-классы по отдельным направлениям:

-  дошкольное образование;

-   обновление начальной школы;

-   экспериментальная деятельность школы;

-   проектирование воспитательных пространств;

-  методика «погружения» в обучении;

-  метод обратного диалога в обучении;

-  организация групповой формы обучения в Интернет;

-   формы телекоммуникаций в сети Интернет;

-   дизайн образовательного сайта;

-  информационная среда и пространство обучения.

Срок обучения на курсах – 10-14 дней, оплата – примерно 500 руб. Дистанционные семинары проводятся за 1-3 дня, мастер-классы – 5 дней.

 

Третий ресурс, на который стоит обратить внимание, предназначен для учителей информатики, а также для групп учащихся, работающих вместе над одной проблемой. Это сайт Роботландского университета www.botik.ru/~robot

Предприятие "Роботландия" многие годы занимается проектированием, разработкой и внедрением программно-методических систем для общеобразовательной (в первую очередь, начальной) школы. Несколько последних лет усилия "Роботландии" направляются на отработку различных форм дистанционного обучения школьников и учителей. 1997 год - Дистанционная Роботландская олимпиада для младших школьников. 1997-1998 учебный год - двухсеместровые дистанционные Роботландские курсы.

В 1998-1999 учебном году начал свою деятельность Роботландский сетевой университет с шестью курсами для коллективных студентов (групп школьников, возглавляемых учителями) и индивидуальных студентов: - Введение в информатику (Ранее обучение информатике); Программное конструирование; Программирование для новичков; Программирование для продолжающих; Введение в Интернет; Английский с компьютером.

Роботландская школа устроена следующим образом: учитель и курируемый им детский коллектив образуют в рамках курсов активный сетевой узел — команду, которая связана с куратором Университета и другими командами в едином учебном информационном пространстве. Эта связь крепится активной совместной деятельностью.

Дистанционные курсы для самых разных категорий населения предлагает и ЕШКО  – Европейская школа корреспондентского обучения http://escc.narod.ru. Материалы высылаются по обычной почте. Курсы рассчитаны в среднем на 7-8 месяцев и оплату $ 7-15 в месяц. Тематика курсов – языки (английский, немецкий, французский, испанский), компьютер (делопроизводство, дизайн), хобби-курсы (кройка и шитьё, вязание, астрология и т.п).

Многие учебные заведения предлагают дистанционное обучение и повышение квалификации. Подробнее об этом можно узнать по адресу http://teacher.fio.ru   - проект Учитель.ru/ Справочная служба / каталог ссылок / дистанционное образование.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации