Дайджест российской прессы
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ
Материал к августовским конференциям

Представила: Воронина Ю.В., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Дата: 13.05.03

Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся // Биология в школе. 2003. №1. С.37-43.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение

Часто не только старшеклассники, но и абитуриенты демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Это приводит к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Поэтому одна из главных задач школьного образования — профессиональная ориентация учащихся - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и осо­знанному выбору профессии, призванная учитывать как особенности каждой лично­сти, так и социально-экономическую ситуацию на рынке труда. Цель профориентационной работы в школе — помочь кон­кретному ученику в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями.

Школьная биология обладает большими профориентационными возможностями. Изучением таких возможностей занимались известные ученые и методисты Н.М.Верзилин, И.Д.Зверев, М.И.Мельников, А.Н.Мягкова и многие другие. Они искали пути установления связи между обучением и трудом, биологической наукой и сельскохозяйственным производством - растениеводством и животноводством.

Однако ориентации школьников на виды профессиональной деятельности, связанной с медициной, экологией, биологической кибернетикой, биофизикой и другими науками, не уделяется должного внимания. Это приводит к парадоксальной ситуации: в классах естественнонаучного, медицинского и экологического профилей    профориентация учащихся не проводится вовсе или осуществляется эпизодически.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессио­нальными умениями и навыками.

Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией орудий, предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Важное значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения.

Консультация о профессиях проводится, как правило, в форме индивидуальных или групповых бесед учителя с учащимися, экскурсий и т.п. Этому посвящаются внеклассные мероприятия. Они проводятся по следующему плану:

1. Вводная беседа, раскрывающая тесную связь между биологией и профессио­нальной деятельностью людей, а также важность знания и учета индивидуально-психологических и физиологических качеств личности при правильном выборе профессии.

2. Анкетирование, позволяющее определить область профессиональных интересов.

3. Тестирование, выявляющее профессиональную направленность личности.

4. Коллективная обработка данных.
5. Ответы на вопросы учащихся.

Такая работа позволяет учителям плано­мерно и органично связывать профессио­нальную пропаганду с содержанием учеб­ного предмета.


Гуз К. Новая образовательная модель “Логика природы” (“Довкилля”) в учебном плане украинских школ // Народное образование. 2002.  №1. С.131-140.

Ключевые слова: образовательная модель, интеграция, ядро естественнонаучного образования, “образ природы”.

На Украине 10 лет назад создана, апробирована и стала востребованной образовательная модель “Логика природы” (украинское название — “Довкилля”). Руководитель разработки модели директор Научно-методического центра интеграции содержания  образования Академии педагогических наук Украины, действительный член АПН Украины Вера Романовна Ильченко. Под ее руководством  сотрудники центра разработали для практической реализации инновационной модели образования более 25 учебников и пособий для учителей и школьников.

Особенность и принципиальная новизна модели в том, что с 1-го по 11-й класс все содержание знаний базируется на общих закономерностях природы, на целостном восприятии окружающего мира учащимися. Познание этих закономерностей и с их помощью объяснение окружающего мира и себя как неотъемлемой его частицы совпадает  с базовыми потребностями каждого человека - с врожденным стремлением ребенка  к исследованию своего жизненного мира и его практическому обживанию, к коммуникации с миром, к конструированию, созданию продукта деятельности как способа самореализации, самовыражения, а в конечном счете - способа жизни.  Ибо жить иначе, как в труде, человеку не дано. И в этом смысле “Логика природы” - модель ярко выраженного природосообразного  обучения и воспитания.  Человек, живущий в гармонии с природой, с социа­льной средой, осознавший свое единство с жизненным пространством, не будет разрушать этот мир, не станет безнравственным человеком: его совесть - вот его главный императив.

Министерство просвещения и науки Украины включило  новую образовательную модель и ее базовый предмет “Довкилля” в типовой учебный план школы как новый учебный предмет III тысячелетия. Один из методологических аспектов этого предмета - освоение знаний в непосредственном общении с природой.

Интеграция (от лат. integег — целый) — это объединение элементов знаний на основе общих закономерностей, свёртывание и уплотнение информации без механического её уменьшения и соединения. Учителя, методисты всё глубже начинают осознавать, что этот путь реально может привести школьников к новому качеству мышления, осмысления многочисленных фактов и явлений. А кроме того, освободит школьные курсы от многократного дублирования, а учеников от перегрузки. Сегодняшний школьник только по естественнонаучным предметам должен усвоить около: 10 тысяч различных понятий, терминов, законов;— “основных понятий”. Во-первых, осмыслить такое астрономическое число понятий, не связанных между собой в целостность, вряд ли возможно, а во-вторых — нужно ли это? Для жизни, для будущей успешной деятельности?

Идея интеграции знаний и на этой основе целостного восприятия школьниками окружающего мира (природного, созданного человеком, социального) стала исходной, базовой при разработке новой образовательной модели “Логика природы”. Модель реализуется в 1-6 классах и базируется на законах возрастной психологии, на природосообразном  развитии детей.

С 7-го класса начинается глубокая интеграция предметов — физики, химии, биологии, физической географии. В этом возрасте на основе ядра знаний подростки создают, свой “образ природы”. Когда интеграция знаний осуществляется на основе общих закономерностей при­роды, школьные предметы объединяются совершенно естественным образом: частные законы и закономерности того или иного предмета обосновываются при помощи общих; законов и закономерностей. Из законов и закономерностей, которые изучаются в курсе многих предметов естественнонауч­ного цикла, образуется ядро знаний о при­роде, которое и составляет основу “образа природы”.

К 11-му классу ядро естественнонаучных знаний — система общих и частных законов и закономерностей — включает около 50 основополагающих законов физики, химии, биологии, физической географии, астрономии. Ядро естественнонаучного образования включает объем информации, посильный для каждого школьника, а “образ природы” представляет собой продукт естественнонаучного образования.


Князев А.А. Философские вопросы общей биологии. Спецкурс для старшеклассников. // Биология в школе. 2002. №2. С.40-42.

Ключевые слова: спецкурс, углубленное изучение биологии, философские проблемы биологии.

В современных условиях практически не подвергается сомнению идея о введении философских знаний в школьное образование. Союз философии и естествознания всегда был плодотворным, а философские во­просы естествознания вызывали и вызывают большой интерес и преподавателей, и школьников. Вот почему, по мнению автора, педагогически оп­равданно и целесообразно вводить специальный (факультативный) курс "Философские вопросы общей биологии" в классах с углубленным изучением биологии.

В программе спецкурса раскрываются специфика биологической формы движения материи, философские проблемы происхождения и сущности жизни, взгляды на сознание, взаимосвязь диалектики и биологии, гносеологические вопросы биоло­гии. Особое место занимают экологическая проблематика, подходы философии и биологии к происхождению человека и его биосоциальной сути.

Цель спецкурса — помочь формированию у учащихся единой научной картины мира, преодолеть фрагментарность знаний, осуществить синтез философского и естественно-научного материала, навести прочные "мосты" между общим и конкретным знаниями о мире.

Основные задачи предлагаемого спецкурса — углубить философскую подготовку школьников в определенном объеме, философски осмыслить достижения био­логии как одной из ведущих наук в совре­менном мире.

Спецкурс "Философские проблемы об­щей биологии" автор предлагает изучать в XI классе. Он рассчитан на 70 учебных часов (возможен вариант: X, XI классы по 35 ч на учебный год). Названный курс опирает­ся на программы курсов "Основы философ­ских знаний" и общей биологии.

В методических рекомендациях к изучению спецкурса указывается на  широком осуществлении межпредмет­ные связи, в частности с курсами химии, физики и других учебных дисциплин. В процессе проведения занятий необ­ходимо всеми возможными методами и средствами обеспечить сочетание принци­пов научности и доступности.

В ходе изучения спецкурса необходи­мо использовать различные формы учеб­ной работы: уроки-лекции, семинарские занятия, теоретичес­кие конференции и другие формы.

Особая роль должна отводиться само­стоятельной работе учащихся, изучению ими рекомендованной и дополнительной литера­туры, подготовке докладов и сообщений по отдельным проблемам спецкурса и их обсуж­дению (тематика рефератов, докладов и со­общений может быть предложена учителем заранее, в начале учебного года, и составле­на на основе предлагаемой программы).

Очень важно проводить интегриро­ванные уроки, исходя из проблематики спецкурса. Важно обеспечить дискуссионный характер проводимых занятий, не абсолютизировать какой-то один подход к изучению того или иного философского или биоло­гического вопроса. Вместе с тем недопусти­мо бездумное отбрасывание всего ценного и положительного, что было накоплено философской и биологической мыслью до настоящего времени. Использовать каждое занятие для конкретного осуществления межпредмет­ных связей, обеспечения прочного союза общего и конкретного знания, философии и биологии.

Изучение специального курса "Фило­софские вопросы общей биологии" будет способствовать формированию интеллек­туальных потребностей учащихся, расши­рению знаний, воспитанию философской культуры будущих граждан. Он поможет расширить и углубить философские и био­логические знания старшеклассников, уви­деть и осмыслить единое в многообразном, уникальность и ценность жизни. Автор предлагает следующие темы:

Введение (4ч). Место и роль биоло­гии в системе научного знания. Биология И основные типы мировоззрения. Синтез философии и различных отраслей биоло­гического знания.

Тема 1. Структурные уровни живой природы, специфика биологических форм движения материи (8 ч).

Тема 2. Философские вопросы происхождения жизни (8 ч).

Тема 3. Проблема сознания в философии и биологии (10 ч).

Тема 4. Законы диалектики и их действие на уровне "живой материи" (8 ч).

Тема 5. Принципы, категории диалектики и биологии (10 ч).

Тема 6. Гносеология и биология (8 ч).

Тема 7. Философия и биологияо человеке (10 ч).

Заключение (4 ч). Союз философии и естествознания - прошлое и настоящее. Роль биологии в формировании современной научной картины мира. Философия, биология и футурология.

К данному спецкурсу предлагается список литературы.


Куган Б. Профильное образование: региональный подход // Народное образование. 2002.  №2. С.61-67.

Ключевые слова: профильное образование, медицинские классы

В Курганской области 7 лет назад были созданы профильные медицинские классы. Это стало началом апробации современного регионального профильного образования. Развитие профильного образования — веление времени. Содержание об­разования, особенно в старших классах, должно строиться на основе максимального удовлетворения индивидуальных запросов, интересов обучающихся. Школа должна по­мочь осознанному профессиональному выбору.

Профильное образование мы рассматриваем как трудовую подготовку старшеклассников к жизни. Концепция профильного образования раз­рабатывалась у нас в области общественной организацией — центром “Гармония”, который много лет тесно сотрудничает с Главным управлением образования. Нам дорог развиваемый центром принцип открытости, принцип “не парниковой лаборатории”, а лаборатории на ра­бочем месте. Центру “Гармония” удалось выстроить систему многостороннего взаимодействия с государственными образовательными структурами и органами управления. Отношения партнёрства с общественностью позволяют делать школу открытой, преодолевать традиции предметоцентризма, ориентировать её на реализацию главной задачи — трудового воспитания и обучения, выбора жизненного пути, на котором наш выпускник проявил бы макси­мальную успешность.

В 1994 году в 57-й курганской гимна­зии, работающей в устойчивой, традицион­ной предметной системе, была создана экс­периментальная учебная группа десяти­классников, проявивших интерес к медици­не. Группа формировалась на абсолютно до­бровольной основе. В первые годы никакого конкурса не было, отсеивались только самые неподготов­ленные. Педагоги придерживались такой по­зиции: если у школьника слабая база, но сформирована мотивация, то все проблемы решаемы и результата можно достичь. Практика показала, что это не совсем так. Чаще всего при слабой подготовке за 2 года вывести их на требуемый уровень не удаётся. Если, конечно, не сводить всё обра­зование к подготовительным курсам по изу­чению 2-3 профильных предметов и не отка­зываться от полноценного цикла “Введение в специальность”. Преодоление этих трудностей возможно с переходом на профильное обучение с 8-го класса. Сейчас используются оба варианта.

Каковы же особенности преподавания профильных предметов, над чем плодотворно трудились педагоги гимназии? Химия ориентирована на практические аспекты, на то, чтобы ученики могли применять те свойства веществ и законы, с которыми знакомятся. Максимум упражнений с анализом условий задач, своих действий, внимание на план (путь) решения, на выяв­ление собственных ошибок. Важно было сформировать способы и приёмы химическо­го мышления.

На биологии значительное внимание уделяется обобщению знаний по морфологии и систематике растений с помощью обобща­ющих курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. А вот генетика и цитология изучаются практически на вузовском уровне. В целом биологические курсы связаны с расширением информации именно в медицинском аспекте, с выполнением заданий творческого характера. Учащиеся по своему усмотрению могли выбирать форму отчётно­сти: сдавать зачёт по билетам, репродуктивно, пересказывая тот материал, который изучался на уроках и который они нашли в книгах, или же с помощью проблемных, довольно трудных задач.

При изучении латинского языка выде­лено время для дополнительных уроков, на которых осваивались медицинские термины.

На занятиях по культуре общения по­дробно выделялся раздел психологии обще­ния, поскольку трудно представить деятель­ность врача вне общения с пациентами и их родственниками.

Углубление знаний по профильным предметам, погружение в новое информаци­онное поле стимулировали интерес к исследовательской работе. В аспекте экологического образования в гимназии преподается спецкурс “Медико-экологические проблемы Заура­лья”, который предполагает не только изуче­ние теории, но и самостоятельную практиче­скую работу.

Серьёзным испытанием является практика в лечебных учреждениях города. Будущие врачи знакомятся с медицинскими учреж­дениями, присутствуют на операциях и т.д. Именно внеурочная деятельность, введение в специальность помогают познакомиться с реальной жизнью медицинских работников. В про­цессе практики каждый школьник имеет воз­можность познать себя, свои возможности, ответить на главный вопрос: его ли это де­ло — медицина?

Профориентационная работа, которую ведёт гимназия, служит самому главному — приобщению к делу, к труду. Всё, что происходит в жизни ребят, становится объектом их ана­лиза. От констатации фактов, простого пере­числения того, что было, они постепенно пе­реходят к анализу и обобщению, пишут об этом сочинения, лучшие из них публикуют­ся в журнале “Медицинский класс”, кото­рый выпускает центр “Гармония”. Журнал родился как трибуна учащихся и педагогов  (он размещён в Интернете).

Раскрытие творчес­кого потенциала человека, возможностей ус­пешно реализовать себя, как в школьной жизни, так и после её завершения — глав­ный смысл медицинских классов. Медицинские классы станут предпосыл­кой жизненного успеха наших выпускников. За шесть выпус­ков медклассы закончили 149 человек и практически все они, за небольшим исклю­чением, поступили в медицинские вузы — в Омскую, Уральскую, Тюменскую, Челябин­скую, Оренбургскую медицинские академии. С этими вузами заключены договоры о выде­лении целевых мест для абитуриентов Кур­ганской области.

Сейчас областное управление образо­вания ведёт активную работу по организации различных видов профильных классов: созданы 344 класса с углублённым изучением предметов, областные лицейские классы физико-математического, биолого-химического и гуманитарного профилей, межрайонные классы с сельскохозяйственным, педагогическим, военным профилями. Всё это выведет школу из узких знаниевых рамок на путь трудовой подготовки и подлинной профессиональной ориентации.


Тюмасева З. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию // Народное образование. 2003.  №2. С.50-57.

Ключевые слова: обновление образования, экологизация образования

В данной статье рассматриваются проблемы обновления российского образования. Общее образование нуждается в комплекс­ном и системном реформировании по целому ряду причин. Поэтому актуальным становится вопрос об изучении потенциала обновления образования, а также средств, механизмов и условий его реализации. Только экологизация образования, или, педагоги­ческая экология, может и должна стать методологической основой устранения противоречий и ради­кального обновления образования. Многие но­вые идеи и понятия современного образова­ния хорошо разработаны именно в экологии и имеют изначальную сугубо экологическую сущность.

Современная модель образования и обеспечивающие её психология, педагоги­ка, системология, экология и валеология позволяют разработать теорию и практику обновления “всего образования”, нацелен­ного на эффективное формирование ответст­венных, рациональных взаимоотношений подрастающего человека и окружающей сре­ды. И конечно, экология (а в большей степе­ни — экология человека) призвана сыграть определяющую роль, вызвав к жизни такие понятия, как экологическая педагогика, эко­логическая психология, а вслед за этим и пе­дагогическая валеология.

Мировое сообщество признает особую роль и приоритетность экологического образования, предписывая ему функцию обновления “всего об­разования” в XXI веке.

Природа экологического образования представляет собой ди­дактическую проекцию соответствующей предметной научной об­ласти на сферу образования.

Экология как полидисциплинарная область знаний и экологичес­кое образование как полипредметная образовательная область ин­дуцируют у разных людей рассеянные представления о предметах и методах экологии и экологического образования. Многообразие этих ошибок, обрекает современное экологическое обра­зование и на неуспех, и на непризнание.

Экология, согласно определению, ко­торое дал в 1866 году её основатель Э. Геккель, — это наука о взаимоотношениях живого организма (групп организмов) и ок­ружающей среды. Это определение вызывает вопрос, выходящий за границы са­мой экологии как науки: кто, что и как формирует взаимоотношения организма и окружающей среды?

Если в качестве организма рассматри­вается человек, то его взаимоотношения с ок­ружающей средой не только природные, но и социальные явления. Среди послед­них самую важную роль играет образова­ние, которое ориентируется прежде всего на воспитание ответственных рациональных взаимоотно­шений человека и окружающей среды.

Целенаправленное фор­мирование рациональных взаимоотно­шений человека и окружающей среды и есть одна из важнейших задач общего образования вообще и экологического обра­зования — в особенности. Именно поэтому экологическое образование призвано обрес­ти функцию радикального обновления об­щего образования.

Экологическое образование не только не сводится “к традиционным образовательным областям и существую­щим учебным пред­метам”, но в прин­ципе не может быть ни образовательной областью, ни учеб­ным предметом — даже в том случае, ес­ли они будут пони­маться не в традици­онном, а в некотором новационном смысле. Чтобы убедиться в этом, достаточно дидактически пра­вильно спроецировать экологию как научное естественно-гуманитарное знание на образо­вание в целом.

Специфика дидактической проекции экологии на сферу образования проявляется в том, что возникающее в ре­зультате её экологическое образование на­целено не столько на формирование соот­ветствующих знаний, сколько на воспита­ние комплексных личностных качеств, выходящих за границы возможностей от­дельных учебных курсов и образовательных областей.

Именно недооценка или даже непони­мание этой специфики экологического обра­зования как специального вида образования и есть основная причина затянувшегося кри­зиса, в котором находится и экологическое образование, и образование в целом.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации