Холокост.
Методические разработки уроков подготовлены учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Л.Ю.Ежовой Любовью Юрьевной НОУ СОШ «Ор–Авнер». Тема Холокоста рассматривается в рамках курса «История еврейского народа» в 11 классе.

Методические разработки уроков подготовлены учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Л.Ю.Ежовой Любовью Юрьевной НОУ СОШ «Ор–Авнер». Тема Холокоста рассматривается в рамках курса «История еврейского народа» в 11 классе.

 

Тема урока: Антиеврейская политика нацистской Германии, 1933-1939 гг. (2 часа)

Цели урока:

  • Раскрыть процесс превращения Германии в тоталитарное государство с присущими таковому особенностями.
  • Показать глубоко бесчеловечный, циничный характер идеологии и политики нацистского режима на примере таких его особенностей, как расизм и антисемитизм.
  • Показать, что массовое уничтожение евреев было первым звеном в цепи нацистских планов по установлению «нового порядка».
  • Добиться чёткого понимания учащимися преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с ним была принципиальным противостоянием сил общественного прогресса силам бесчеловечности и мракобесия.

 

Средства обучения:

  • Карта Европы перед началом  Второй мировой войны.
  • Карта территорий, оккупированных нацистской Германией в ходе Второй мировой войны.
  • Отрывки из документов «Нюрнбергские законы», «Закон об охране арийской крови и германской чести», «Закон о гражданстве Рейха».
  • Карикатуры из нацистских газет и плакатов.

 

План изучения нового материала:

  1. Обстановка в Германии перед приходом нацистов к власти.
  2. Источники нацистского антисемитизма.
  3. Государственная политика нацистов по отношению к немецким евреям в 1933–1939 гг.

 

Ход урока:

Вводное слово учителя:

1 сентября 1939 года немецкая армия ворвалась в Польшу: вторая мировая война началась. Для евреев эта война оказалась роковой. Шесть миллионов евреев было уничтожено в нацистских лагерях смерти. Никогда раньше человеческая история не знала ничего подобного.

Актуализация знаний учащихся (повторение из курса «Истории Отечества»):

  • Каким образом нацистской партии удалось прийти к власти в Германии в 1933 году? (поражение в Первой мировой войне, тяжёлые условия Версальского мирного договора, экономические трудности, безработица, гиперинфляция, неустойчивость власти демократов, подстрекательство крайних партий)
  • Какие главные задачи ставили нацисты, планируя начать мировую войну и распоряжаться завоёванными территориями? (уничтожение евреев, превращение захваченных земель в колонии, а жителей – в рабов)
  • Какая политическая доктрина была основой для осуществления этих задач? (нацистская теория о расовом превосходстве германской расы над всеми остальными и о неполноценности любой другой расы).

 

Изучение нового материала:

В конце июня 1933 года А.Гитлер был назначен на должность канцлера Веймарской республики. Так родился «Третий Рейх», которому нацисты прочили «1000 лет». Гитлер пришёл к власти не в результате переворота, а законным путём. Во время его вступления в должность канцлера многотысячные демонстрации избирателей маршировали по улицам Берлина с факелами и пением «Хорст Весль» – гимна нацистской партии, в котором говорится о дне, когда «кровь евреев потечёт с ножа».

Ненависть к евреям была центральным пунктом нацистской идеологии. Подобного антисемитизма ещё не знало человечество. Нацисты приводили следующие основания для антисемитизма:

Запись в тетрадях:

  1. Евреи созданы не по подобию человека, а являются воплощением дьявола на Земле. Евреи подобны паразитирующим бактериям, разрушающим тело, в котором они обитают.
  2. Евреи управляют миром и угрожают самому существованию Германии. Существует еврейский заговор, направленный на уничтожение Германии.
  3. Евреи захватили власть над экономикой Германии.
  4. Евреи загрязняют арийскую кровь.
  5. Евреи стоят во главе марксистко–социалистического движения, являющегося врагом Германии.

 

Откуда черпали нацисты свою звериную ненависть к евреям, и почему антисемитизм оказался одной из основ нацистской идеологии?

Объяснение учителя:

  1. Историко–культурное объяснение:

В средние века страны, население которых говорило на немецком языке, активно преследовали евреев как реальное воплощение дьявола на Земле. Это представление закреплялось в сознании немцев в течение столетий. Со временем евреи стали собирательным образом зла не только в глазах простонародья, но и среди образованных людей. В 19 веке ненависть к евреям стала даже модной в интеллектуальных кругах Германии. Философ Фридрих Гегель считал Танах (письменная Тора) воплощённым «злым духом подстрекательства». Историк Генрих фон Тричке многократно повторял: «Евреи – это наша катастрофа». «Немцы даже не представляют всё величие еврейского зла»,–постановил Ф.Ницше. Среди интеллектуалов Германии нашлись сторонники практического подхода к проблеме. Профессор Яаков Фриз из Гейдельберга просто требовал: "Стереть евреев с лица Земли". "Евреи - это микробы. Переговоры с микробами невозможны, их надо уничтожать", - утверждал писатель Поль Битхер. В 1879 году в Берлине была создана Лига антисемитов, которую основал писатель Вильгельм Мар. Создатель термина антисемитизм объявил, что "семитизм" является полной противоположностью всего "германского", и потому евреев следует полностью искоренить прежде, чем они уничтожат культуру и погубят все человечество.

В мире не было другой страны, где бы идеологией большинства писателей и других просвещенных людей была ненависть. В Германии взрыв антисемитизма, вызванный поддельными "Протоколами сионских мудрецов", не шел ни в какое сравнение с реакцией общества в других странах. Документ был сочинен российской секретной полицией - охранкой - с целью спровоцировать еврейские погромы. Согласно "Протоколам", существовал мировой заговор евреев с целью захвата власти во всем мире с помощью интриг, обмана и убийств. Представления нацистов о евреях уходили корнями в глубокую историю.

  1. Расовая теория:

 

Вершиной антисемитских измышлений стала так называемая расовая теория. Во второй половине XIX века и в начале XX века Германию буквально затопили статьи с изложением расовой теории, которые превозносили германскую и всячески унижали семитскую расу - евреев. Евреи причислялись к низшей, неполноценной расе. Поэтому "научно" оправданным считалось преследование евреев только за их национальную принадлежность, без всякой связи с их поступками, верой или общественным положением. Один из столпов расовой теории Йоган Дигеринг (как мы помним, Герцль прочел его книги и содрогнулся) "доказал", что евреи - это самая низшая ступень в низшей семитской расе. Еще более крайние взгляды были у Юстона Стюарта Чемберлена, который ради Германии оставил родную Англию. В своей книге "Основы ХГХ столетия" он претендовал на объяснение всех исторических и культурных проблем человечества. Основополагающий принцип, как он верил, это чистота расы. Исходя из этого открытия, он объяснял всю историю. Только тевтонец, в жилах которого течет чистая арийская кровь, способен внести вклад в цивилизацию. У евреев нет ни капли чистой крови, и поэтому они чужды основной линии развития человечества и выступают как разрушители.

Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает по карикатуре из нацистских газет и плакатов, где изображены «еврейские типы».

Задание: рассмотреть карикатуры, и объяснить каким образом они связаны с расовой теорией? (см. Приложение 3–6)

Учитель: В первые годы только немногие относились с серьёзностью к антиеврейской пропаганде, которую вела нацистская партия, остальные видели в ней только предвыборную кампанию. Однако с приходом к власти нацисты не удовлетворились одной только пропагандой, а ввели антиеврейские государственные законы.

Работа с документами: Приложения 1,2.

Учитель:

В конце сентября 1938 года произошло событие, определившее дальнейший ход не только немецкой, но и мировой истории. Главы правительств Англии и Франции, Чемберлен и Даладье, прилетели в Мюнхен. Они капитулировали перед угрозами Гитлера и принесли в жертву Чехословакию. Уинстон Черчилль был одним из немногих, кто правильно охарактеризовал Мюнхенское соглашение, как "полный и окончательный провал". Гитлер получил возможность беспрепятственно проводить в жизнь свои планы. Это немедленно отразилось на евреях.

7 ноября 1938 года молодой еврей по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Рета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родители Гриншпана были в группе евреев - польских граждан, которых за две недели до того изгнали из Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Были сожжены синагоги, разбиты витрины еврейских магазинов (отсюда название - "Хрустальная ночь"), разгромлены квартиры, разграблены еврейские жилища. Приблизительно 100 евреев было убито, тысячи ранено. Около 30.000 евреев были изолированы в лагеря. Эти погромы не были спонтанной реакцией на убийство фон Рета, как утверждали нацисты. Они были спланированы заранее, а когда представился случай, проведены под руководством верхушки СС. Все это произошло приблизительно за год до начала войны, на глазах у всего мира, который ничего не предпринял в защиту евреев.

Погромы "Хрустальной ночи" ознаменовали начало тяжелейшего периода в жизни тех евреев, которые еще оставались в Германии. Они лишились источников заработка, так как с 1939 года евреям было запрещено работать на какой бы то ни было работе. Многие молодые люди были арестованы и сосланы в трудовые лагеря, а на еврейскую общину была наложена контрибуция за ущерб, причиненный "Хрустальной ночью". Решение еврейского вопроса в это время было полностью передано в ведение СС, которое интенсивно проводило политику полной эмиграции евреев из Германии (до начала второй мировой войны из Германии эмигрировало более, чем 350.000 евреев, а осталось в стране около 230.000 евреев). Однако наиболее важным было отношение Гитлера к еврейскому вопросу. В публичном выступлении 30 января 1939 года он прозрачно намекнул, что судьба евреев связана с общим развитием событий в свете надвигающейся войны. Эта речь прозвучала прямой угрозой еврейскому народу.

В сентябре 1939 года немецкая армия вторглась в Польшу. Вторая мировая война началась.
Приложение 1

Перед вами отрывок из "Нюрнбергских законов". Прочтите и выполните следующее:

1)Подчеркните      прямой      чертой      предложение, свидетельствующее   о   расовом   характере   "Закона   о гражданстве".
2)Обведите  слова, в которых говорится о том, чего лишены те, кто не являются гражданами Рейха.
3)В   нескольких   фразах   подведите   итоги   отрывка, касающиеся евреев Германии.

Из "Закона о гражданстве рейха":

"Рейхстаг единогласно принял решение о принятии следующего закона:
- Гражданин Рейха... это только такой подданный страны, в чьих жилах   течет   чисто   арийская   кровь,   кто   доказал   своим поведением готовность верно служить народу Германии и Рейху.
-Гражданские     права     Рейха     даруются     через     вручение удостоверения о гражданстве Рейха.
- Только гражданин рейха имеет полные политические права, в соответствии с Конституцией."

Приложение 2

Перед вами отрывок из "Нюрнбергских законов". Прочтите и выполните следующее:
1)В трех первых трех абзацах трижды повторяются слова "арийская кровь".  Какие  из  этого  повторения  можно сделать выводы?
2)Объясните значение наложенных на евреев запретов.
3)Объясните значения данных евреям "прав".

Из "Закона об охране арийской крови и германской чести":

"С глубоким пониманием того, что чистота арийской крови есть обязательное условие существования германской расы, с глубоким неодолимым желанием гарантировать вечное существование немецкого народа, Рейхстаг единогласно принял следующий закон:
Брак между евреями и подданными государства арийской или близкой к ней крови - запрещен. Брак, заключенный в нарушение этого закона, даже если он заключен за границей, -недействителен.
-  Внебрачные связи между евреями и подданными государства арийской или близкой к ней крови - запрещены.
-  Евреям запрещено поднимать флаг Рейха и государства и представлять государственные цвета.
- Но им разрешено представлять еврейские цвета. Контроль за соблюдением данного права осуществляется государством".

Приложение 3

«Германия» – плакат на стене Рейхстага, 1920 г.

Приложение 4

Карикатура из нацистской газеты «Дер Штиммер»,1932 г.
Подпись под карикатурой: «Сколько времени ещё понадобится Германии, чтобы она увидела нас за решёткой?»
Лозунг: «Евреи – это наша катастрофа»

Приложение 5

«Еврей правит миром» – карикатура из «Дер Штиммер»,1943 г.

Приложение 6

«Отто Маер – еврей из Нюрнберга» – нацистский плакат 30–х годов.
Подпись под плакатом: «Отто Маер, еврей из Нюрнберга, распинал свои жертвы. Он привязывал их обнажёнными к кресту и насиловал в то время, когда их кровь текла из ран».

Тема урока: Обыкновенный фашизм. Этапы окончательного решения. (2 часа)

Цели урока:

  • Показать цели нацистов на оккупированных ими территориях.
  • Ознакомить учащихся с наиболее вопиющими преступлениями против человечности, совершённых оккупантами на захваченных территориях, в частности – против еврейского населения.
  • Помочь учащимся на материалах урока понять историческую обречённость политики подавления национальной и политической самостоятельности народов, насилия, террора, духовного порабощения и разобщения.

 

Средства обучения:

  • Карты «Концентрационные лагеря, 1939–1945 гг», «Еврейский мартиролог, 1939–1945 гг.»
  • Отрывки из «Секретного циркуляра Гейдриха» 21 сентября 1939 г.
  • Воспоминания узников концлагерей.

 

План изучения нового материала:

  • Создание гетто.
  • Первый этап «окончательного решения» – уничтожение евреев СССР.
  • Второй этап «окончательного решения» – лагеря уничтожения.

 

Ход урока:

Вводное слово учителя:

Война позволила нацистам, скрываясь за дымовой завесой боев, осуществить их замыслы. У них были долговременные планы относительно судьбы "низших наций", среди которых числились поляки, русские, другие славянские народы. Первыми в этом списке стояли евреи. Программа уничтожения евреев развивалась и приводилась в исполнение поэтапно. Когда нацистам стало ясно, что равнодушное мировое сообщество не спешит предоставить евреям убежище и не протестует против дискриминационных и преступных действий, включая убийства, они перешли к следующему этапу зловещего плана. Евреев пометили особым знаком, чтобы отделить их от остального населения. Закон обязывал евреев носить нашивки в виде шестиконечной звезды, не только в Германии, но и на всех захваченных территориях. Так еврей мог быть узнан сразу. Следующим этапом было сосредоточение евреев в гетто, затем-массовое убийство евреев Восточной Польши и Советского Союза, оказавшихся за линией фронта, а также депортация евреев Европы в лагеря уничтожения. Эти меры не были проведены в жизнь моментально, каждый этап намечался и проводился последовательно. В эскалации репрессий была внутренняя логика, которая привела к проекту об "окончательном решении". Невмешательство свободных стран, которые никак не прореагировали на первые волны преследований, утвердили нацистов в уверенности, что во всем, что касается евреев, они могут беспрепятственно пойти до конца.

  1. Создание гетто:

 

1 сентября 1939 года германская армия ворвалась в Польшу. Такой мощной военной агрессии еще не видел мир. Менее чем через месяц польская армия была разбита. Перед Второй мировой войной в Польше проживало 3.3 миллиона евреев. После нападения Германии на Польшу, под властью немцев оказалось около двух миллионов евреев (приблизительно 1.5 миллиона евреев Восточной Польши оказались в Советском Союзе). Еще до окончательного падения Польши 21 сентября 1939 года в Берлине состоялось секретное совещание, в результате которого Рейнгард Гейдрих - командир службы безопасности - передал командирам специальных групп, эйнзацгрупп - передовых частей СС, наступавших вместе с армией, секретный документ. Этот циркуляр содержал дополнительный приказ о концентрации евреев Польши в гетто ради некоей, пока не определенной "конечной цели".

Анализ документа: Приложение 1,2.

В соответствии с приказом Гейдриха началось выселение евреев из деревень и местечек Центральной Польши в большие города. На первых этапах войны с мест своего проживания было выселено около 400 тысяч евреев, и до начала войны Германии с Советским Союзом в июне 1941 года было выселено еще около 200 тысяч евреев. Этот период первых высылок послужил подготовкой и тренировкой перед большими выселениями 1942 года в концентрационные лагеря. Нацисты постепенно приобрели навыки массовых депортаций.

Презентация: Варшавское гетто (Учащиеся выполняют самостоятельно).

  1. Первый этап «окончательного решения» – уничтожение евреев Советского Союза: сообщения учащихся.

 

  1. Второй этап «окончательного решения» – лагеря уничтожения:

Учащиеся изучают карту расположения концентрационных лагерей и пытаются объяснить концентрацию этих лагерей в Польше (Приложение 3).

В шести больших лагерях уничтожения, расположенных на территории Польши, было умерщвлено около 4 миллионов евреев. Самым ужасным из всех был лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим). В нем содержалось огромное число военнопленных разных национальностей, и евреев-заключенных - около 250.000 одновременно. Аушвиц (Освенцим) использовался не только как лагерь смерти, но и как грандиозный рабочий лагерь, где на благо Рейха трудились тысячи заключенных. Из всех лагерей именно Аушвиц-Биркенау был примером эффективного уничтожения множества людей. Он работал дольше всех остальных лагерей смерти, с 1942 до начала 1945 года, то есть до самого окончания войны, когда он был освобожден Советской Армией. В нем использовали газ циклон, более эффективный, чем газы, использовавшиеся в Собиборе или в Треблинке. Гигантские газовые камеры вмещали до 800 человек одновременно. В Аушвице работало также 5 огромных печей, в 50 топках которых можно было сжигать 10.000 тел за сутки. В Аушвице врачами под руководством печально известного доктора Менгеле проводились ужасные медицинские опыты.

Работа с документами:

Прочтите отрывки из документальных источников (Приложение 4) и охарактеризуйте борьбу за выживание, которую вели заключённые в концлагерях. Для этого используйте следующую форму:

Цели заключения в концлагеря и пути достижения этих целей

Способы выживания

Пример:
Превращение заключённого в часть общей огромной массы людей (В.Френкель «Человек в поисках смысла»)

Пример:
Сохранение человеком своей личной жизни и жизни товарищей способствует сохранению им своей человеческой ценности (В.Френкель «Человек в поисках смысла»)

Заключение:

Весной 1945 года закончились длившиеся шесть лет ужасы войны. По всей Европе люди праздновали победу. Но один народ не принимал участия во всеобщем ликовании: для евреев победа пришла слишком поздно. Польское еврейство - самая большая община в Европе - было почти полностью истреблено. Из примерно трех с половиной миллионов евреев, проживавших в Польше до 1939 года, до победы дожили около 250.000 человек, большинство из которых спаслись в СССР. Подобным образом сложилась судьба евреев Чехословакии, Югославии и Прибалтики. Восточноевропейское еврейство - душа и основа всего народа - вознеслось к небу дымом крематориев. И хотя статистика гибели евреев Южной и Западной Европы была менее ужасной, еврейство этих стран тоже понесло невосполнимые потери. Шесть миллионов евреев - треть мирового еврейства - были стерты с лица земли.

Приложение 1

Перед   вами   отрывок   из   секретного   циркуляра   Гейдриха,
посланного 21 сентября 1939 г. командиру Эйнзацгруппен в
Польше.
Прочтите текст ддокумента и напишите, каково его значение:
"Планируемую операцию, то есть конечную цель, следует хранить в полном секрете. Первое условие достижения конечной цели - это концентрация евреев из маленьких деревень и городов в крупных городах...
При этом следует позаботиться о том, чтобы места концентрации находились в городах, расположенных в железнодорожных узлах, или по крайней мере у железных дорог".

Приложение 2

Перед вами распоряжение Геринга Гейдриху от 23 июля 1941 г. Этот документ является важным этапом в осуществлении "окончательного решения". Почему?
"Для успешного выполнения возложенной на Вас 24.07.1939 задачи, то есть исполнения окончательного решения еврейского вопроса посредством депортации, следует добиться координации деятельности. Я передаю Вам все необходимые организаторские, экономические и практические полномочия, необходимые для окончательного решения еврейского вопроса во всех районах германского влияния в Европе... Кроме того, я прошу Вас составить всеобщий план, касающийся организации, действий и средств, необходимых для реализации "окончательного решения еврейского вопроса".
Приложение 4

Виктор Френкель. «Человек в поисках смысла»

Все, что не имело отношения к усилиям человека выжить и к его усилиям помочь выжить своим ближайшим товарищам, - теряло всякое значение. Все было принесено в жертву во имя этой цели. Душевные потрясения, выпавшие на долю людей, приводили к тому, что в своем смятении человек утрачивал точку опоры и все его моральные принципы ставились под сомнение. В том мире, в котором он существовал, жизнь и достоинство человека больше не имели никакой цены; в этом мире человек был лишен собственной воли и подлежал уничтожению (но до этого он должен был быть эффективно использован - до последней капли его физических сил); в таком мире в итоге личные моральные ценности утрачивали всякое значение. Заключенный концлагеря, который не в силах был сделать последнее усилие во имя сохранения своих нравственных принципов и своего достоинства, в конце концов терял ощущение самого себя как человеческой личности, как существа мыслящего, свободного духовно и сознающего собственную человеческую ценность. В таком состоянии он воспринимал самого себя как частицу огромной массы людей: существование его скатывалось до уровня существования скота. Людей перегоняли, как скот, с места на место; иногда собирали всех вместе, а иногда разъединяли, подобно стаду овец, лишенных разума и собственной воли. Со всех сторон их окружали своры собак, прекрасно обученных всевозможным способам садистских пыток. Стадо неустанно подгонялось спереди и сзади при помощи окриков, пинков и побоев. А нас, стадо, заботили лишь две вещи: как увернуться от ужасных собак и каким образом добыть хоть немного еды.

Подобно перепуганным овцам, сбивающимся в кучу посреди стада, точно также каждый из нас пытался попасть в середину общей людской массы. Это увеличивало наши шансы спастись от ударов охранников, шагавших по обеим сторонам колонны, спереди и сзади нее. Место посередине имело еще одно преимущество: оно давало нам укрытие от жестокого ветра. И потому заключенные, попросту говоря, бросались в толпу людей в отчаянной попытке спастись. Делалось это автоматически в каждом из подразделений. Но в некоторых случаях эта попытка осуществлялась сознательно, являя собой пример одного из важнейших законов самосохранения: не выделяться! Заключенные всегда изо всех сил старались не обращать на себя внимания эсэсовцев.

Из опыта лагерной жизни мы видим, что человек свободен в выборе своих действий. Имеется множество примеров, среди них примеров истинного героизма, которые доказывают, что можно пересилить равнодушие и переступить через злобу. Человек способен сохранять последние остатки своей нравственной независимости и свободомыслия даже при таком ужасающем угнетении души и тела.

Мы, прошедшие через концлагеря, помним тех, кто переходил от барака к бараку, подбадривая остальных, делясь с ними своим последним куском хлеба.

То, как они несли свои страдания, являлось примером силы человеческого духа. Именно в этой нравственной свободе - той свободе, которую никто не в силах отнять у человека, - и заключается цель и смысл жизни.

Подобно тому, как прилюдно отправлялись естественные потребности, так же публично выставлялась и нагота. В лагерь следовало входить нагишом, более того - не только раздетыми и разутыми, но и с обритыми головами и телами. Наверное, точно также поступают или поступали с новобранцами, прибывшими в казарму; но здесь брили всех и каждую неделю, а нагота была общей для всех и выставлена на всеобщее обозрение. Это повторялось каждый раз и преследовало определенную цель. Это тоже было насилием, и его мотивировали необходимостью (ведь ясно, что для того, чтобы помыться или пройти медосмотр, необходимо раздеться), но в данном случае зло заключалось в чрезмерной и излишней многократности телесного обнажения. В течение дня в лагере заставляли раздеваться бессчетное количество раз: дня проверки на вшивость, для обыска, для осмотра на выявление чесотки, для утреннего умывания. И кроме того -для периодических селекции, на которых «комиссия» решала, кто еще способен работать, а кого следует уничтожить. Нагой и босой человек чувствует себя так, как будто у него обнажены нервы и сухожилия, - он представляет из себя беззащитную добычу. Та грязная одежда и грубые башмаки на деревянной подошве, которые выдавались заключенным, были хотя и слабой» но защитой, и без них нельзя было существовать. Человек, лишенный одежды и обуви, превращается в собственных глазах из человеческого существа в червя - голого, медлительного, поверженного на землю. Он сознает, что в любой миг может быть раздавлен.

Именно потому, что лагерь является отлаженным механизмом, цель которого заключается в превращении нас в животных, - именно поэтому нам нельзя становиться животными. Даже в таком месте можно выжить: чтобы рассказать об этом другим, чтобы оставить свидетелей того, что здесь происходило. А для того чтобы выжить, необходимо спасти самое основное - сохранить свой человеческий облик.

 

Виктор Френкель. «Человек в поисках смысла»

 «Об одном только я прошу вас, - добавил он, - брейтесь, по возможности, ежедневно, даже если для этого вам придется использовать осколок битого стекла... даже если ради этого вы вынуждены будете расстаться с последним куском хлеба. Лица ваши будут казаться моложе, а щеки ваши порозовеют оттого, что вам придется тереть их. Если вы хотите остаться в живых, то у вас нет иного выхода: вы должны выглядеть сильными и способными работать. Если вы прихрамываете, скажем, из-за того, что натерли ступню, и хромота эта будет замечена эсэсовцем, то он сделает вам знак отойти в сторону, а назавтра вас наверняка отправят в газовую камеру. Вам известно, что такое «мозельман»? Это человек самого жалкого и несчастного вида, больной и тощий, кожа да кости, который не в состоянии больше выполнять физическую работу... Вот что такое «мозельман». Рано или поздно в большинстве случаев всякий мозельман кончает тем, что его отправляют в газовую камеру. Поэтому запомните: брейте лица, стойте и ступайте, держась прямо. Если вы будете соблюдать эти правила, то вам не придется страшиться газовых камер. Все вы, которые стоите тут, даже те из вас, кто находится здесь всего лишь сутки, - вам нечего бояться газа. За исключением, быть может, только вас», - при этом он указал на меня и сказал: «Вам, я надеюсь, все равно, что я так откровенно говорю об этом». И, обращаясь к остальным, он повторил: «Из вас всех ему единственному следует бояться очередной селекции. А вы не бойтесь!»

 

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации