Дайджест
«Профильное обучение биологии»

Представлено: Ворониной Ю.В., ст. преподаватель каф. гуманитарных и естественных дисциплин
Дата: 15.01.02

Беляев Д. К. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ: Учеб. для 10—11 кл. / Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц, А. О. Рувинский.— Изд. перераб.— 288 с.: ил. (в пер.).

Учебник включен в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, рекомендуется для физико-математического профиля.

Известный учебник существенно переработан. Отличается эволюционной, экологической и природоохранной направленностью. Он поможет развить у учащихся эволюционный взгляд на природу, повысить экологическую культуру школьников. В книге раскрыты основные общебиологические понятия, закономерности, теории; особое внимание уделено вопросам охраны природы/ селекции, биотехнологии, медицинской генетики и др.

Методический аппарат учебника включает лабораторный практикум, а также задания, направленные на поиск логических причинно-следственных связей, на работу с терминами, заполнение таблиц.

Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими областями позволят успешно решать задачи общего среднего образования.

Воробейков Г.А. Микроорганизмы в биотехнологиях и защите природной среды: Учебное пособие для вузов. 104 с.: ил. – Пер.

В книге приведены сведения о роли микроорганизмов в промышленных биотехнологиях, в защите растений от фитопатогенов, насекомых-вредителей, грызунов и в повышении продуктивности растений, обработанных бактериальными препаратами. Показаны перспективы применения бактериальных штаммов для улучшения минерального питания, особенно биологическим азотом, устойчивости растений к "возврату" холодов, водному стрессу и другим неблагоприятным факторам. Приведены сведения об очищающей способности микроорганизмов по отношению к пестицидам, нефтепродуктам, фенолам и другим органическим и неорганическим загрязнителям воды и атмосферы.

В пособии обобщены сведения об основных (около 150) микробиологических препаратах, выпускаемых для повышения продуктивности растений, защиты их от вредителей, болезней и очистки природной среды от промышленных, бытовых и сельскохозяйственных загрязнений.

Городские экспериментальные площадки (из опыта   работы). Выпуск № 3. // Сост.В.В. Хайтова, Н.Н. Ваганова, Н.Л.Анисимова ; Отв. ред. Курнешова Л. Е. —  М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 88 стр.   

Брошюра посвящена деятельности городских экспериментальных площадок. Представлены  некоторые образцы концептуальных подходов к экспериментальной деятельности, анализы результатов работы площадки на заключительном этапе.

Представлен опыт работы коллег из Зеленограда по формировании и разви­тию экспериментального пространства округа.

В помощь участникам экспериментальной работы Информационно-аналитическим центром Московского комитета составлен тезаурус — словарь терминов, используемых в практике работы экспериментальных площадок (см. приложение).

Захаров В. Б., Мамонотов С.Г., Сонин Н.И. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. Учеб. для 10 -11кл. общеобразоват. уч­реждений.

Учебник включен в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, рекомендуется для химико-биологического профиля. Представляет собой концентрический цикл, который знакомит учащихся на глубоком уровне с важнейшими закономерностями существования мира живого. Цель данного учебника – дать представление о структуре живой материи, обобщить знания о многообразии форм жизни, об основных биологических процессах и об истории развития жизни на Земле. Большое место отводится изложению трудных для понимания общебиологических закономерностей.

Захаров В. Б. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ: Тесты, вопро­сы, задания: 9—11 кл. / В. Б. Захаров, А. Г. Мустафин.— 176 с.: ил. (в обл.).

Переработанное популярное издание для школ медико-биологического профиля. Книга может быть использована также  абитуриентами. Сборник включает большой объем проверочных заданий разной сложности.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. уч­реждений. — М.: Просвещение, 2000.

Учебник включен в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, рекомендован для изучения биологии в гуманитарном профиле. В данном учебнике главное внимание уделяется рассмотрению основных характеристик уровней организации живой природы: клеточного, организменного, популяционно-видового, экосистемного и биосферного; знаниям мировоз­зренческого, общекультурного и практического значения. Учебник рассчитан на изучение курса "Общая биология" в течение одного года. Доступность изложения материала дает возможность использовать данный учебник в школах небиологического профиля.

Иванова Т.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСО­БИЕ ПО КУРСУ «Общая биология»: 10-11 кл.: Поурочное планирование / Т. В. Иванова, Г. С. Ка­линова, А. Н. Мягкова.— 128 с. (в обл.).

Иванова Т. В. СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ: 10 кл. / Т.В.Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова.— 128 с.: ил.(в обл.).

Сборник содержит задания различной сложности по всем темам курса.

Камерилова Г.С. Экология города: 10-11 классы. – 192 с.- Пер.

Учебник предназначен для школ естественно-научного профиля. Данный курс отличается комплексностью и системным подходом. От общей характеристики городской среды через факторы формирования урбосистем автор переходит к экологическим проблемам города.

Камерилова Г.С. рабочая тетрадь по экологии города: 10-11 классы. – 48 с.- Обл.

Тетрадь для старшеклассников, изучающих экологию города, содержит вопросы и задания разного уровня сложности.

Красновидова С. С. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ: 10-11 кл.: Пособие для учащихся / С. С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Хватов. — 160 с. (в обл.).

Дидактический материал составляет комплект с любым действующим учебником общей биологии. Предназначен для организации работы на уроках при изучении нового материала, для закрепления и проверки знаний, а также для самостоятельной работы дома. Среди разновидностей заданий — вопросы по теме, биологические задачи, тесты.

Красновидова С.С., Павлов С.А., Хватов А.Б. Общая биология: Дидактические материалы для 10-11 классов: Пособие для учащихся. - 260 с.; ил. - Обл.

Дидактические материалы предназначены для организации работы на уроках при изучении нового материала, для закрепления и проверки знаний, а также для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включены задания, вопросы по теме, биологические задачи, тесты.

Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 10-11 классы. – 228с.: ил. – Пер.

Учебник расчитан как на общнобразовательный стандарт, так и на углубленное изучение предмета Особое внимание в учебнике уделено глобальной экологии, её основным законам и принцапам, а такжеэкологии человека и общества..

Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента / Сост. Г. С. Ковалева, С. В. Иванова. — М.: Дрофа, 2001. — 224 с.

В сборник включены материалы для организации и проведения первого этапа мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, которые могут быть использованы во всех общеобразовательных учреждениях, ведущих самостоятельно пе­дагогический эксперимент в данном направлении. Предлагаются мето­дика и инструментарий, которые позволят оценить состояние подготовки учащихся первых и десятых классов экспериментальных школ в начале учебного года на момент начала эксперимента.

Сборник адресован специалистам системы управления образованием, методистам, руководителям общеобразовательных учреждений различного типа, учителям

Медников Б.М. БИОЛОГИЯ: ФОРМЫ И УРОВ­НИ ЖИЗНИ: Учеб. пособие для 10-11 кл.- Изд. пе-рераб.— 448 с.: ил. (в пер.).

В пособии прослежен эволюционный путь всех организмов от простейших до -высших.  Доступность изложения и нетривиальный подход к самым трудным вопросам школьной программы делают книгу интересной и полезной не только для школьников, изучающих курсы "Человек" и "Животные ", но и для широкого круга читателей.

Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. / Сост. : А.В. Баранников, А.Г. Капустняк — М.: АПКиПРО, 2002. - 76 с.

Общая биология: 10-11 классы / Под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О.Рувинского.- 544 с.: ил. - Пер.

Учебник, предназначен для углубленного изучения общей биологии, ориентирован на учащихся биологических, медицинских, психологических и экологических классов.

Задача данного учебного курса - изложение основ биологических знаний в соответствии с уровнями организации живой материи. В учебнике учитываются новейшие достижения биологической науки, особое внимание уделено вопросам эволюции и экологии. Книга содержит хорошо продуманный методический аппарат и лабораторные работы. Учебник может быть использован абитуриентами при подготовке к экзаменам.

Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования / Под ред.-д-ра ист наук, проф. А.Ф. Киселева. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2001.—512с.

Сборник включает документы, определяющие нормативно-правовую, организационную и научно-методическую основу проведения эксперимента. Конкретное представление об изменениях в подходах к структуре и содержанию общего образования можно составить из опубликованных в сборнике обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников.

Сборник адресован руководителям и специалистам органов управление образованием, администрации и учителям экспериментальных общеобразовательных учреждений, а также всем, кто интересуется проблемами модернизации содержания образования.

Пуговкин А. П. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ: Учеб. для 10—11 кл. / А. П. Пуговкин, Н. А. Пуговкина, В. С. Михеев.— 304 с.: ил. (в пер.).

Пуговкин А. П. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ: 10—11 кл.: Пособие для учащихся.—160 с. (в обл.).

Учебный комплект по общей биологии, предлагаемый для школ гуманитарного профиля, — победитель конкурса, проводимого Министерством образования РФ и НФПК — Национальным фондом подготовки кадров.

Саблина О.В., Дымшиц Г.М. Общая биология: Рабочая тетрадь для 10-11 классов. - 48 с.: ил. - Обл.

Рабочая тетрадь представляет собой сборник заданий, выполняя которые учащиеся смогут лучше понять материал учебника. Тетрадь предназначена для организации работы с учебником при изучении нового материала, а также для закрепления и проверки знаний школьников. Она содержит вопросы и задания разных уровней сложности.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: 9 класс. - 320 с.: ил-Пер.

В учебнике изложены самые современные анатомические сведения о строении, топографии и функциях органов, микроскопической анатомии, гистологии, цитологии.

Большое внимание в книге уделено возрастным, половым и индивидуальным особенностям организма. Книга прекрасно иллюстрирована. Иллюстрации представляют собой своеобразный анатомический атлас в учебнике. Часть учебного материала изложена в виде таблиц.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека: Учебник для педагогических вузов. - ИМ с.: ил. - Пер.

В оригинальном издании изложены самые современные анатомические сведения о строении, топографии и функциях органов и основных систем организма человека. Книга содержит интересные данные по микроскопической анатомии, гистологии и цитологии.

В книге много иллюстраций, схем и таблиц, в которых обобщен и систематизирован сложный материал по анатомии и физиологии. Рекомендуется студентам и магистрантам биологических специальностей, учителям биологии и экологии, а также всем, кого интересует эффективное использование микробиологических препаратов в защите окружающей среды от ксенобиотиков.

Сергеев Б.Ф. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛО­ГИЯ.- 224 с.: ил. (в обл.)

Книга известного ученого-популяризатора, доктора биологических наук содержит интересные сведения о приспособлениях организма человека и животных к разным условиям среды, механизмах важнейших жизненных функций, особенностях работы отдельных органов и систем живого организма.

Смирнов А.В. Удивительное в жизни растений:Книга для учащихся.- 182 с.: ил. - Обл.

В книге доступно и увлекательно рассказано обо всех известных растениях, так и о растениях редких и необычных. Она будет полезна всем, кто интересуется биологией. Книга будет также полезна для внеклассной работы.

Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / Сост. Н.Н. Гара, С.В. Иванова; Под ред. А.В. Баранникова. — М.: 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002. — 221 с. — (Образование в документах и ком­ментариях).

Сборник содержит концептуальные научно-методические материалы, нормативно-правовые и инструктивные документы о проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Книга предназначена для работников органов управ­ления образованием, методистов, администраторов общеобразовательных учреждений, учителей, педагогической общественности, представителей педагогической науки и родителей.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации