Региональные особенности содержания экологического образования

Представила: Воронина Ю.В., ст. преподаватель каф. гуманитарных и естественных дисциплин
Дата: 17.12.02

Немногие науки сегодня могут похвастаться столь частым упоминанием своего имени, как экология. Нет более широко известной и непонятной для всех отрасли биологической науки. Что только не включают в это понятие - и загрязнение окружающей среды, и охрану редких видов различных биообъектов, и заботу о здоровье населения. Более того, стали появляться и многочисленные “подразделы” в других науках, основанные на базе экологических подходов, например, экология культуры. Развиваются экоархеология и экоэтнография. Исходя из этого, наш век можно назвать “веком экологии”. Это не только дань моде - актуальность вопросов жизнедеятельности человека и других живых организмов, зависящих от условий среды, возрастает по мере интенсификации процессов антропогенной трансформации естественных экосистем. Возрастающее воздействие антропогенных факторов на окружающую среду помимо прямого мутагенного действия оказывает токсическое влияние на различные биообъекты, опосредованно, через модифицирование функциональной активности живых организмов и их экзометаболитов. Многочисленные токсиканты, аккумулируясь и мигрируя по трофическим цепям, в конечном итоге, вызывают изменения в геноме различных биологических объектов, в том числе и в человеческой популяции.

Антропогенное загрязнение окружающей среды влияет на здоровье населения нашей области. Если рассмотреть различные аспекты влияния Тоцкого ядерного взрыва на здоровье населения, то можно отметить, что в результате ядерных испытаний у жителей региона наблюдаются не только явления иммунодефицита, проявляющиеся повышением заболеваемости инфекционными болезнями и злокачественными новообразованиями, но и генетические нарушения, выражающиеся в повышении частоты встречаемости врожденных уродств и различных аномалий развития. Повысился уровень различных патологий сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем у детей, увеличилось число аутоиммунных заболеваний у населения, проживающего в районах с повышенной техногенной нагрузкой. Экологическое картирование различных районов Оренбургской области по результатам обследования детей 8-12 лет на стафилококковое бактерионосительство показывает повышение прослойки бактерионосителей среди детского контингента, что можно рассматривать как своеобразный биоиндикатор техногенного загрязнения окружающей среды.

Антропогенная трансформация экосистем и биоты на примере Оренбургского региона оказывает мощное модифицирующее воздействие на устойчивость природных биоценозов и сукцессионные процессы в популяциях различных биообъектов. Наиболее ярко процессы экологического кризиса проявляются в степной зоне, где можно наблюдать и изучать разрушение геохимического облика ландшафта, регенерационных и сукцессионных возможностей экосистем, а также феномен “инсуляризации”, т.е. переход различных экосистем из положения доминирующего в ландшафте компонента на положение антропогенного реликта, уцелевшего в изолированных очагах.

Отсутствие внимания государственных органов к охране уникальных памятников природы может привести к их утрате для следующих поколений. По данным сотрудников Комиссии по охране природы Уральского отделения Российской академии наук можно сделать вывод, что хорошее состояние имеют 30% памятников, удовлетворительное - 55%, малоудовлетворительное и плохое - 15%. Находящиеся в плохом состоянии памятники природы частично вырублены или сгорели, либо усыхают в результате техногенного воздействия. Страдают гидрологические и ботанико-гидрологические памятники (озера, пруды, болота), находящиеся в непосредственной близости от городов и поселков. Например, средства массовой информации Оренбургской области уже не первый раз поднимают проблему судьбы природного заповедника Бузулукский бор. Лесники и экологи настаивают на необходимости создания на его базе национального парка. Но этому существует немало препятствий, и не только финансовых. Во-первых, почти в центре Бузулукского бора находятся склады боеприпасов, где более 50 лет хранятся артиллерийские снаряды. Во-вторых, на территории бора насчитывается более 162 законсервированных или ликвидированных скважин. Нефтяники Оренбурга, Самары, Татарии и даже Москвы “положили глаз” на эти скважины, поскольку бурить новые гораздо дороже, нежели “реанимировать” старые. Давление в скважинах представляет опасность, так что не пускать нефтяников в бор - тоже не выход. Непринятие срочных мер по сохранению биоразнообразия и ландшафтной экологии природных экосистем может привести к невосполнимым утратам для биосферы, “в конечном счете, люди без биосферы или с плохо работающей биосферой не смогут существовать на Земле” (Н.В. Тимофеев-Ресовский).

Поэтому, как ни разнообразны направления экологических исследований в нашей области, все они должны быть направлены на решение проблем, связанных с влиянием различных факторов на живые организмы, их популяции и сообщества и минимизацией их биоцидального действия. Необходимо решать вопросы становления и развития экологического сознания, проблемы сохранения биоразнообразия и нормального функционирования природных экосистем, проблемы медицинской экологии, вопросы техногенного загрязнения окружающей среды, производства и переработки экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Экологическое сознание должно сыграть определяющую роль в преодолении экологического кризиса. Оно является отражением социальных, природных и специфических социально-экологических законов формирования системы “природа-общество”, а его формирование предполагает перестройку взглядов и представлений, когда усвоенные экологические нормы становятся нормами поведения. Если экологические знания не становятся для индивидуума императивом поведения, то нельзя говорить о наличии экологического сознания, т.е. необходимо формирование экологического мировоззрения.

Формирование экологического сознания должно происходить на основе идеальной модели взаимодействия природы и общества, основанной на понятии “ноосфера”. Ноосферное сознание включает: научное знание - готовность определять границы своей компетентности, получать и правильно применять свои знания на практике; феноменологическое сознание - отношение ко всем естественным и социальным объектам как к живым организмам; экологическое сознание - понимание органического единства научной картины мира, осознания научных последствий вторжения в сложные природные системы; гуманистическое сознание - понимание ценности каждой культуры, личности, природного организма и бережное отношение к ним; вселенское сознание - понимание взаимосвязи глобальных проблем и готовность их решать; самоопределение личности как ноосферного человека - единство знания, убеждения и практики, понимание ответственности человека за мир живой и неживой природы. Таким образом, экологическое сознание является одной из составляющих идеальной модели ноосферного человека.

Цель экологического образования - формирование экологической культуры личности и общества в целом, воспитание у каждого человека потребности природоохранной деятельности, чувства ответственности за состояние окружающего мира. Если грядущий век футурологи прогнозируют как век информационно-экологический, то экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из главных системообразующих факторов его развития.

Экологическое образование наиболее успешно может осуществляться при условии непрерывности и преемственности на каждом этапе развития личности. В соответствии с этим в Оренбургской области продолжается развитие системы всеобщего, комплексного, непрерывного экологического образования, охватывающего весь процесс дошкольного, школьного, общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации.

Процесс формирования экологически грамотной личности начинается с экологического воспитания в дошкольных учреждениях (ДУ). Многие дошкольные учреждения должны реализовывать модели валеологического и экологического образования, пропагандирующие здоровый образ жизни, взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды. Все программы, реализуемые в ДУ, должны быть ориентированы на непосредственное общение детей с природой. Решая задачи экологического образования, педагоги детских учреждений должны ставить целью воспитание у детей доброго, заботливого, внимательного отношения к природе, окружающему миру, использовать необычные формы и методы воспитания экологической культуры у детей (экологические акции “Зеленый друг”, “Аллея цветов”, “Птичья столовая”, “С любовью к родной планете”, конкурс рисунков, поделок и игрушек из природного материала и отходов производства (поролона, картона, полиэтиленовых пакетов и бутылок).

Во многих детских дошкольных учреждениях области наблюдаются тенденции расширения рамок экологического воспитания, где используются разнообразные формы и методы работы. Наряду с положительными аспектами необходимо отметить основные трудности и серьезные проблемы, стоящие на пути экологизации ДУ: слабая материально-техническая база дошкольных учреждений, недостаточное финансирование, отсутствие необходимой преемственности “детский сад - школа”.

Важнейший этап формирования экологической культуры - школьное экологическое образование. Основой его в нашем регионе служат общеобразовательные учреждения различных видов (школы, лицеи, гимназии). В региональном компоненте есть возможность введения в учебный план школы интегрированного предмета типа “Экология”, содержание которого целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации в Оренбургской области. В то же время для регионального компонента актуальной задачей является обеспечение преемственности в содержании экологического образования, особенно в плане связи теоретических знаний с практической деятельностью учащихся. Это можно осуществить путем выделения учебного времени на проведение учебных экологических практикумов для учащихся разных классов. Такие практикумы проводятся путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они должны быть ориентированы:

1) на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг);

2) на проектирование и уход за ландшафтом;

3) на практическое участие в природоохранных мероприятиях;

4) на пропаганду идей здорового образа жизни.

В школьном компоненте в наиболее полной мере может реализоваться идея о конструировании “индивидуальной траектории обучения”, которая позволяет претворять в жизнь главный девиз экологов: “Мыслить глобально - действовать локально”. Наилучшим образом этого можно достичь путем вовлечения учащихся в выполнение школьных экологических проектов. Работа над проектами проводится с использованием прогрессивной педагогической технологии - индивидуальная учебная деятельность организуется в малых группах сотрудничества. По своему содержанию учебные проекты состоят из трех частей:

- поиск источников и сбор первичной информации; ее анализ, обработка (в том числе компьютерная) и оформление в виде текстов, рисунков, графиков, диаграмм и др.;

- разработка программы практической деятельности по осуществлению проекта;

- личное участие и вовлечение других участников в практическое осуществление теоретически разработанной части проекта.

На заключительном этапе каждая малая группа сотрудничества оформляет соответствующим образом выполненный проект и докладывает о нем на конференциях разного уровня: школьных, городских, районных и других. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного экологического образования. При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Таким образом, разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей непрерывного экологического образования подрастающего поколения нашей области. Но экология как школьный предмет до сих пор не введена в перечень обязательных общефедеральных дисциплин. Это свидетельствует о явном недопонимании ее роли в общем образовании.

В перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ на 2000 - 2001 учебный год (приказ от 29.12.99 №1428), входят учебники, составляющие Региональный комплект: Миркин Б.Н. “Экология России” 9-11кл.; Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Экология” 10-11 кл., Чернова Н.М. “Основы экологии" 10-11 кл.: Камерилова Г.С. “Экология города” 10-11кл.; Винокурова Н.Ф. “Глобальная экология” 10-11кл.

Отбор содержания для школьных программ представляет собой сложную задачу. Современная экология - огромная, сложно структурированная область научного знания, имеющая центральную и дополняющую части. Это целый комплекс теоретических и прикладных наук, к тому же экологические аспекты отражены практически во всех других естественных и некоторых гуманитарных дисциплинах.

Опорной базой экологической подготовки школьников должны быть теоретические основы общей экологии с ориентацией на принципы рационального природопользования и предотвращения глобальных и региональных катастроф.

Преподавание общей экологии (имея в виду ее системный характер) должно основываться на достаточной фактологической базе, поставляемой другими школьными дисциплинами (биология, география, химия, физика и др.). Такое преподавание предполагает уже достаточную зрелость мышления учащихся. Вот почему основное место этой дисциплины - в старших классах (9,10,11), однако элементы общеэкологических представлений рационально вводить еще в начальной школе, постепенно подготавливая все более глубокое восприятие. Такой подход требует пересмотра содержания практически всех школьных дисциплин с целью направленности их на формирование экологического мировоззрения, обогащение новыми аспектами, которые работают и на основной предмет.

Экологизация и естественнонаучных, и гуманитарных дисциплин должна быть органичной, углубляющей их восприятие. Каждый предмет в глубинах содержания имеет потенциал экологического и природоохранного воспитания. Так, в математике можно рассматривать абстрактные трубы А и Б, а можно решать увлекательную задачу, как предупредить местную экологическую катастрофу, регулируя потоки сточных вод. В химии, безусловно, полезным будет ознакомление с методами проверки на загрязнение питьевой воды или с принципами безопасности химических производств. В истории, например, возможно обсуждение связи оседлого или кочевого образа жизни народов с характером использования ими природных ресурсов.

Прикладные и технические вопросы, связанные с рациональным природопользованием и охраной природной среды, могут развиваться на всех ступенях обучения и во всех учебных предметах. Однако в старших классах, после курса основ общей экологии, они должны носить более систематизированный и мировоззренческий характер и выливаться в отдельные циклы (например, “Экология города” или “Экология и цивилизация”).

Понятийный аппарат, необходимый для базового экологического образования определяется несколькими разделами:

· биосфера (среда жизни человека, организм и среда, надорганизменные системы - популяции, сообщества и экосистемы);

· проблемы глобальной экологии (загрязнение окружающей среды отходами химических производств, проблема утилизации радиоактивных отходов, усиление парникового эффекта, опустынивание, таяние полярных льдов, проблема нехватки пресной воды, проблема народонаселения, сокращение биоразнообразия на планете, выработка методов борьбы со смертельными болезнями человечества);

· проблемы региональной экологии (выветривание гумусового слоя, лесные пожары, состояние Урала и малых рек, загрязнение атмосферы, сокращение биоразнообразия области, проблема изменения климата, проблема чистой воды, индикация, состояние ландшафтных заповедников области, экологический мониторинг, феномен “инсуляризации”, проблемы медицинской экологии);

· экология человека (здоровье человека, факторы риска и адаптивные возможности организма);

· социальная экология (понимание взаимоотношений общества и среды, основных противоречий этих взаимосвязей, демографических проблем, путей формирования экологической культуры, знакомство с международными усилиями в обеспечении устойчивого развития и экологической безопасности человечества).

Весь объем экологических знаний, полученных школьниками, должен сформировать представления о том, каковы основы и пределы устойчивости живой природы, почему возникают экологические проблемы у человеческого общества, существующего за счет природы, что нужно делать, чтобы сохранить себя на Земле.

Выпускник школы должен представлять, что такое биосфера, какова ее структура, какую роль в ее создании и поддержании играют живые организмы (живое вещество) и какова роль круговорота веществ в обеспечении устойчивой жизни. Необходимо представление о масштабах биологического многообразия и его роли в функционировании и стабилизации природных систем. Следует быть знакомым с общими законами влияния экологических факторов на живые организмы и главными направлениями адаптаций к условиям жизни в разных средах. Очень важно сформировать представления о системных свойствах популяций и сообществ, принципах и пределах их саморегуляции, так как это меняет взгляд на формы эксплуатации человеком живой природы.

Необходимо, чтобы учащиеся познакомились с общими проблемами загрязнения среды, истощения ресурсов, изменения теплового баланса Земли, редукции озонового экрана, падения плодородия почв и биологической продуктивности растительного покрова как следствиями антропогенного нарушения принципов работы природных экосистем. Одновременно нужно формировать представление о возможных путях и способах решения этих проблем, задачах и методах экологического мониторинга, практики и перспективах охраны природы и среды жизни человека, экологическом плане.

Названный круг представлений достаточен для формирования экологической картины мира, связывающей частные проявления жизни организмов и видов с общей экосистемной организацией биосферы, для понимания роли и места человека в природе.

Таким образом, задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально ориентированного экологического образования.

Важное место в системе экологического просвещения занимают высшие учебные заведения. Экологическое обучение студентов в Оренбургской области проводится по следующим направлениям:

· освещение природоохранных аспектов во всем комплексе учебных дисциплин;

· подготовка квалифицированных кадров в области техносферной безопасности;

· профессиональная подготовка педагогов-экологов.

В региональной системе непрерывного экологического образования активно участвуют практически все высшие учебные заведения г. Оренбурга. В каждом вузе есть своя научная школа и система подготовки студентов, организованы и успешно действуют экологические кафедры.

Развитие системы непрерывного экологического образования в Оренбургской области продолжается, однако наряду с положительными аспектами имеется ряд трудностей и серьезных проблем. Как правило, эта работа недостаточно финансируется и остается в большой мере уделом энтузиастов. По-прежнему отсутствует единая государственная политика в области экологического образования. Создание развитой системы непрерывного экологического образования должно быть законодательно закреплено в качестве конституционной нормы.

Необходимо понять каждому, от рядового гражданина до государственного деятеля, что только экологически грамотное общество не допустит экологических катастроф, обеспечит экологическое возрождение России.

 

Литература:

1. Алексеев С.В. Анализ определений понятия “экология’’.// Экология.- 1999.- №2. - С.89-98.

2. Ахренов В. Обеспечение государственных образовательных гарантий на региональном уровне // Учитель. - 1999. - №5. - С.7-9.

3. Вишнякова С.М., Вишняков Г.А., Алешукин В.И., Бочарова Н.Г. Экология и охрана окружающей среды : толковый терминологический словарь М.: Всемирный следопыт, 1998.

4. Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлом, настоящем и будущем географии мира. - М.: Наука, 1995.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов -на -Дону: Феникс, 1996.

6. Иванов Ю. В центре внимания - экология //Теоретический журнал СКЕОО. - 1998. - №5.

7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990.

8. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. в 2-х т. Перевод с англ. - М.: Мир, 1993.

9. Основы экологии и природопользования : Компьютерный курс : Учебн. Пособие для 10-11 классов общеобр. учережд. /В.Ф.Шолохович и др. -М.: Просвещение ,1995.

10.Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова В.А. Экология России: кн. для учителя (методическ. комментарии). - М.: МДС, 1996.

11.Степановских А.С. Общая экология. - Курган .: Зауралье, 1999.

12.Чернова Н.М. и др. Основы экологии: учебн. для 9 кл. общеобр. учережд. - М.: Дрофа, 1997.

13.Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. - Оренбург, 1996.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации