Обзор литературных источников,
в которых проанализированы важнейшие стороны социально-экономического профиля в старшей школе
Материал к августовским конференциям

 

Ломакина Н.Т., Бочков Д.В., Бикбулатова Д.Г. Социолого-экономическое направление профильного обучения: состояние и проблемы. Учебное пособие. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2003. – 21 с.

В пособии дан обзор литературных источников, в которых проанализированы важнейшие стороны социально-экономического профиля в старшей школе: содержание, структура и организация этого процесса, показаны технологические приемы в достижении качества экономического образования и воспитания (методы проектов и профессиональных проб).

Особое значение придается межпредметным (междисциплинарным)  связям в преподавании как самой экономики, так и экономической проблематики в различных курсах.

Данный материал адресован всем, кто интересуется введением социально-экономического направления в организацию профильного обучения в старшей школе.

В работе представлен дайджест с введением и резюме  по проблеме экономического образования, содержанию, структуре и применяемых при этом технологических приемов экономического воспитания старшеклассников - Н.Т.Ломакина, понятийный словарь составлен Д.В. Бочковым, список литературы – Н.Т.Ломакиной. Д.В.Бочковым, Д.Г. Бикбулатовой.


Введение

В быстроменяющихся социально-экономических условиях перед системой образования встают кардинальные вопросы пересмотра процессов развития школы. Программы развития школы в первую очередь нацелены на изменение содержания, образовательных технологий, моделей управления с учетом новых условий, региональной специфики, ресурсного обеспечения, общечеловеческих ценностей, индивидуальных особенностей и потребностей личности.

В наибольшей степени это связано с концепцией перехода на профильное обучение в старшей школе. Такая деятельность направлена на развитие, на достижение результата в формировании социально зрелой личности, ее самоопределении и самореализации в жизненном и профессиональном пространстве.

Миссия школы как раз и заключается в том, чтобы удовлетворять потребности всех участников образовательно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, означает целенаправленное воздействие управления на обеспечение качественно нового состояния школьного образования. Поэтому актуальность проблемы проектирования развития школы в условиях перехода на профильное обучение является несомненной. Социальный проект рассматривается как сложный продукт проектно-практической деятельности, направленный на изменение педагогической системы в течение определенного времени, с ориентацией на повышение качества результатов.

В рамках модернизации структуры и содержания общего образования налицо противоречия:

- между интересами общества, государства, личности и формированием социально зрелой личности (в самоопределении, в учете потребностей рынка труда и др.);

- между содержанием образования и новыми требованиями к выпускнику в части самореализации в жизни, умения принимать ответственные решения, в значительной степени связанные с этим.

Эти и другие противоречия требуют осмысления способов достижения нового качества образования, решения задач в соответствии с изменениями в социальной жизни и определения места современного выпускника в ней. Данная проблема может быть решена в парадигме развития при переходе на профильное обучение в старшей школе, в частности - организации социально-экономического направления этого процесса.


Дайджест

Процесс внедрения современных экономических знаний в общее образование требует критического осмысления решения этой проблемы. В статье заместителя директора центра экономического образования АПК и ПРО Е.М.Орловой “Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы”/ Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. - М.: АПУ и ПРО, 2002, раскрывается актуальность экономической подготовки школьников, подчеркивается, что экономика вряд ли имеет шансы войти в базисный учебный план как самостоятельный предмет, в настоящее время делается акцент на практическую ориентацию школьного экономического образования. Все это требует пересмотра экономической проблематики в содержательной части курса “Обществознание”.

Если предмет “Экономика” не включен в базисный учебный план, то многие проблемы формирования экономического мышления могут быть связаны с технико-технологической подготовкой учащихся старших классов, которые предусмотрены предметной областью “Технология”. Однако статистика образования первого этапа мониторинга эксперимента по модернизации образования показывает, что в 26 процентах образовательных учреждений имеется гуманитарный профиль, в 22 процентах - физико-математический, в 10 процентах - технологический, в 9 процентах - естественнонаучный, в 7 процентах - социально-экономический (Поляков В. Что можно ждать от РАО ? // Новости образования. - 2002. - № 12-13. - С. 20).

Включить экономику как самостоятельный предмет в учебный план 1998 года не удалось, в 1999 году экономика была исключена из перечня учительских специальностей в педвузах, а в соответствии с государственным образовательным стандартом экономика стала одним из модулей предмета “Обществознание”.

Исходя из этого, АПК и ПРО рекомендует включить в этот курс следующие экономические проблемы: основные понятия рыночного хозяйства, экономическая реформа в России, наемный труд, налогообложение, осуществление покупок, управление семейным бюджетом. Такая тематика, по мнению автора, чрезвычайно полезна и актуальна, позволяет обсудить в доходчивой форме абстрактные понятия и построения с позиций социокультурного знания. Такая же мысль подчеркивается В.М.Розиным в статье “Экономика с культурологической точки зрения” // ОНС. - 2002. - № 6.

Проблемам экономической подготовки посвящено много работ, публикуемых, в основном, в экономических журналах [1, 5, 15, 20, 29, 35, 37, 38, 44, 46, 47, 50].

В статье А.Самохиной “Проблемы экономического образования” // Экономика в школе. - 2001. - № 1 подчеркивается, что экономическое мышление и экономическая культура являются неотъемлемой часть самого человека. Экономика формирует рациональный тип мышления (у нее в этом смысле нет конкурентов), те ценности мировоззрения, которые необходимы для понимания реалий жизни и затрагивают интересы каждого ученика.

Содержательную сторону экономического образования дополняет методика преподавания этого предмета: деловые игры, кейс-метод, проект и др.

Именно совместное решение содержания и методических проблем школьного экономического образования требует разработки таких вопросов, как: совершенствование техники объяснения сложных содержательных разделов экономики; программ экономической подготовки для применения в различных педагогических системах; экономических тем проектов, рефератов,  докладов, эссе; комплект диагностических средств по темам курса.

Все это позволит устранить предметоцентризм и эффективнее координировать связи между предметами и в учебно-воспитательной деятельности, а четкая логика и последовательность в познании экономических процессов может быть обеспечена междисциплинарными подходами.

Особенности концепции структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе анализируются в статье  Л.Любимова по данной проблеме в журнале “Экономика в школе”, 2002  - №3.

Социально-экономические знания и навыки, гуманитаризация всего образования являются важным, долгосрочным способом преодоления ценностного раскола общества и приведение его к определенному консенсусу, к сознательно принимаемым решениям. Именно понимание роли ценностной и институциональной систем формирует гражданина, избирателя, покупателя, экономического агента, самодостаточного человека, что создает условия для преодоления конфронтации, раскола, внутренней и внешней разобщенности при устойчивых знаниях в экономике и праве. Данные позиции требуют существенного изменения содержания школьного экономического образования.

Экономическое образование школьника - это процесс формирования

- ценностных ориентаций и установок на консолидацию общества;

-  компетенций для организации своего поведения и защиты интересов при различных видах экономической деятельности;

- у учащихся профильной школы знаний для правильного выбора жизненного и профессионального пространства.

Таким образом, экономическое образование - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении. Устойчивые представления об основных принципах или понятиях экономики, как показывает опыт, возможно через межпредметные ориентиры в социализации личности. Поэтому информационный банк понятий, имеющий значение социокультурного фундамента экономического и социального развития человека, реализуется на всех ступенях школьного образования.

В условиях перехода на профильное обучение в старшей школе учащиеся смогут получить возможность выбрать будущую профессиональную траекторию собственного развития с учетом склонностей, интересов и способностей, оценок рынка труда, условий семейной среды и других обстоятельств.

Обучение в профильном классе социально-экономического направления должно основываться на обязательном курсе экономики с учебными материалами продвинутого уровня для подготовки к прикладному профилю (элементы прикладной экономической подготовки).  Предлагается:

- для профильных классов - короткий теоретический модуль в интегративном курсе;

- для широкой профилизации (широкий гуманитарный и социально-экономический профиль) - отдельные курсы с углубленной социально-экономической подготовкой;

- для естественно-научного профиля - модульный вариант в интегративном курсе.

К образовательным условиям достижения целей экономического образования в средней школе относятся:

- наличие научно-методического обеспечения;

- наличие нормально подготовленного либо переподготовленного учителя экономики;

- знание педагогическим корпусом основ социоэкономической культуры, ее понятийного аппарата;

- наличие эффективной системы внеклассных занятий, проектных работ с экономическими темами.

Таким образом, экономическое образование в условиях перехода на профильное обучение является одним из важных источников формирования цивилизованного поведения человека, понимание и признания им определенных “правил игры”, ценностных установок и ориентаций. По сути это имманентная часть гуманитарного образования, интегральная часть человеческой культуры, впитавшей научные, технические, общественные и культурные достижения. Это - процесс формирования личности, введение в личностное восприятие окружающего мира своеобразного порядка, определенных ограничений, рациональных параметров.

Чтобы выпускники школ успешно интегрировались в социально-экономические условия в начале третьего тысячелетия, необходимо, чтобы школа обеспечила хорошее экономическое образование, формируя у учащихся критическое мышление и навыки, необходимые им как гражданам для принятия разумных решений и влияния на формирование разумной экономической политики страны. Эти моменты подчеркиваются в статье И.А. Сасовой  “Социально-экономическое образование и воспитание учащихся” // Народное образование. - 2001. - № 10.

В статье Л.Э.Пробст “Профессиональное школьное образование в современных условиях” // Экономика. Вопросы школьного образования. - 2002. - № 4 подчеркнута важность рассмотрения профессионализации школьников как условие самоопределения личности и углубленного познания и развития производственных интересов.

Данный процесс анализируется с позиции обеспечения непрерывного образования. По справедливому замечанию автора, школа определяется как ранний институт социализации, что дает основание анализировать профилизацию как сложную институциализированную открытую систему, где профессиональное самоопределение формируется от детского сада до выбора профессии через углубляющийся процесс познания и развития интересов, способностей личности. В  настоящее время школа должна научить жить и выживать в новом обществе, сформировать готовность к активной трудовой деятельности.

Механизм взаимодействия профильного обучения и становления предпринимательских способностей учащихся отражает трансформационные компоненты современной России. Этот процесс расскрывается в ряде источников, где показаны различные подходы к формированию предпринимательской культуры:

- научно-методическое обеспечение преподавания предпринимательства [24, 28, 31, 43, 44];

- экономические и морально-этические аспекты ведения бизнеса [41, 42, 43];

- технология преподавания предпринимательства [4, 5];

- вопросы повышения квалификации учителя технологии в условиях модернизации образования [30].

Подробно проблема взаимодействия профильного обучения и формирования предпринимательских навыков содержатся в статье В.Максимова “Формирование навыков предпринимательства в школе” // Экономика в школе. - 2002. - № 4.

Автор статьи справедливо отмечает, что предпринимательство -  важное социальное явление, которое характеризуется многогранностью содержания данного института (экономический, политический, социальный аспекты). Вместе с тем имеется определенный разрыв в необходимости обучения этой деятельности, с одной стороны, и кадровым ресурсом - с другой: 63% учителей плохо представляют основы предпринимательства: 78% учителей затрудняются при обучении; 90% - желают получить правовую, методическую, психологическую поддержку.

В информационном письме МО РФ № 508/11-13 от 03.03.2000 г. обучение учащихся практическим навыкам предпринимательской деятельности, профессиональная ориентация, самоопределение личности и социальная адаптация школьников рассматриваются как комплексно-целевой экономический практикум.

В процессе обучения широко применяются проекты. Осуществляя сбор информации, планируя возможные варианты решения проблемы и возможности своей самореализации в этом, учащиеся формируют новые знания и приобретают новый учебный и жизненный опыт, что проявляется в построении межпредметных проектов, свидетельствующих о роли взаимодействия различных предметных областей в формировании социально зрелой личности.

Идея соединения преподавания всех дисциплин при отсутствии предмета экономики в базисном учебном плане позволяет осмыслить методику обучения экономики в виде:

- самостоятельного курса;

- раздела в интегрированном курсе обществоведческого направления;

- междисциплинарных блоков, прививающих ученикам базовые ценности и навыки с учетом рыночных реалий.

Межпредметные связи - условия формирования единой системы знаний и умений учащихся, что позволяет адекватно воспринимать общество, производство, а также определять сферу своей профессиональной деятельности в будущем, знания разных областей как на уровне использования информации, так и при осуществлении комплексных задач.

При использовании экономики и формировании на этой основе экономического образования и воспитания можно проанализировать нормативно-методические материалы, представленные в статье “Экономика в системе межпредметных связей” // Экономика в школе. - 1997. - № 1.

Авторы считают, что подготовке к жизни в современных условиях, оказании помощи в выборе профессии предполагается два уровня экономического образования школьников:

- первый этап (1-9 классы): формируются представления об окружающем мире как совокупности природы и человека, умение правильно употреблять экономические термины, анализировать и проектировать экономические явления с использованием экономической информации, применять полученные знания для объяснения происходящих событий;

- второй этап (старшая группа общеобразовательной школы) - более глубокое знакомство с экономической теорией, историческими аспектами современных экономических процессов в России и в мире. Учащиеся овладевают начальными навыками профессиональной деятельности (банковское и бухгалтерское дело, производственная сельскохозяйственная практика, делопроизводство и др.) На этом этапе осуществляется выбор программ нового содержания и структуры с учетом специализации.

На всем протяжении обучения большое внимание уделяется общечеловеческим ценностям и антропологическому фактору в экологической безопасности. Совокупность различной знаниевой информации  и осуществление на этой основе комплексных программ формирует единую систему знаний, умений и критического осмысления действительности.

Межпредметные связи обогащают учебно-воспитательный процесс, позволяют воспринимать многообразие экономической информации в системе, во взаимодействии разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, их циклами.

Вот как выглядит содержание программ и возможностей учебных дисциплин в формировании системы экономических знаний.


Схема взаимосвязи учебных предметов по экономическому образованию и воспитанию школьников

 

Далее в статье показано, как знания и умения учащихся в базовом предмете отражается в экономическом содержании вариативной программы профильного обучения.

В единой системе школьного экономического образования рассмотрены роль и место учебных предметов в межпредметных связях: истории, обществоведения, граждановедения, географии, математики, естественных наук (физики, химии, биологии, природоведения), информатики, технологии, русского языка и литературы, иностранного языка. Это углубляет экономическую культуру школьника, приобщает его к культурному мировому наследию, повышая его страноведческую эрудицию, способствует приобретению опыта  использования разнообразных знаний.

Профилизация в старшей группе школы требует создания разных образовательных программ для углубленного изучения экономических процессов в обществе. При этом большое значение имеют программы, ориентированные на глубокие, разноуровневые  межпредметные  связи.

В качестве примера приводятся такие темы:

·         коммерческая география России;

·         география человеческой деятельности: экономика, культура, политика;

·         космическая география;

·         природопользование;

·         избранные разделы математики для экономистов;

·         избранные разделы физики для экономистов;

·         информатика для экономистов;

·         русский язык для экономистов;

·         английский язык в бизнесе;

·         русский язык в деловом общении;

·         элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

 

Обозначенные программы или элективные курсы повышают уровень экономических знаний и экономической воспитанности учащихся, позволяет организовать рациональную работу и в системе дополнительного образования.

В.Автономов в статье “Ценностнообразующие аспекты школьного курса экономики” // Экономика в школе. - 2002. - № 2, подчеркивает, что междисциплинарные связи, прививающие ученикам основные ценности и навыки, наименее разработаны, хотя многие экономические идеи и категории могут быть использованы преподавателями прежде всего социально-гуманитарного профиля, а также в курсе математики, информатики, технологии и др. Мировой образовательный опыт позволяет широко его использовать: например, Великобритания имеет методические разработки в виде экономических тем в различных курсах.

Особенностью экономического образования, по мнению автора, является раскрытие функций образования, где наряду с познавательной, навыкообразующей определяется ценностнообразующая функция как  формирование способностей к рациональному поведению и естественному выбору, т.е. готовности отвечать за его последствия. Для осмысления этой проблемы предлагается включение важных экономических категорий и элементов экономической политики в различные предметные дисциплины школьного курса  “Обществознание”: ограниченный выбор, рыночная экономика, суверенитет потребителя, предпринимательство, конкуренция, роль государства в экономике. 

Профильное обучение как система специализированной подготовки старшеклассников в существенной степени ориентируется на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, на применение инновационных технологий преподавания. Это подчеркивается в статье Е.Землянской “Метод профессиональных проб в экономическом обучении” // Экономика в школе. - 2002. - № 2.

Цель перехода к профильному обучению состоит в развитии социального и профессионального самоопределения молодежи, где непременным атрибутом является профессиональная ориентация, уточнение старшеклассниками своего социально-профессионального статуса, контроль и коррекция профессиональных планов, самоподготовка в избранной деятельности.

По мнению автора, профильное экономическое обучение не ограничивается углубленным курсом экономики, а представлено рядом вариативных практико-ориентированных курсов по экономической тематике, организацией производственной практики в соответствии с выбранным профилем.

В теории профориентации особое значение имеет метод профессиональных проб, которые являются профессиональным испытанием конкретного вида профессиональной деятельности, сознательного и обоснованного выбора профессии. Специфика этого метода заключается в дифференциации по уровню сложности этапов оценки и результатов профессиональной деятельности: подготовительный и обучающий этап; практический этап; рационализирующий (коррекционный) этап профессиональной деятельности. Преимущество метода состоит в том, что профессиональная проба включает три важнейших компонента социально-экономической компетенции личности: технологический, ситуационный, функциональный, что позволяет выявить осознание оптимального соответствия выбранной деятельности старшеклассником.

 Для эффективного синтеза экономических и технологических проблем необходим учет актуальных задач, возникающих в условиях внедрения профильного обучения. Эти проблемы затрагиваются в методическом пособии  М.Б.Романовской “Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы”. - М., 2002.

Изменения структуры и содержания общего среднего образования требуют коррекции трудовой парадигмы при профилизации. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих профильное обучение, проектирование   как основной вид учебной деятельности занимает особое место. Здесь происходит интеграция технологического и социально-экономического направлений в формировании трудовой культуры выпускников, а исследовательские, творческие методы обучения позволяют реализовать идеологию развития на основе личностно- ориентированной модели образования.

Метод проектов относится к педагогическим технологиям XXI века, ибо он предусматривает умение адаптироваться в изменяющейся социально-экономической среде постиндустриального общества. В основе метода проектов лежат познавательные, креативные, навыкообразующие и ценностнообразующие функции, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, осмысленно исполнять жизненно важные и практические действия. Именно это позволяет формировать ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. Реализация динамического развития в процессе практической допрофессиональной подготовки личностных качеств и ключевых социально-экономических компетенций возможна при широком использовании метода проектов.

В программе модернизации большое значение при формировании гражданина России придается преподаванию социально значимых дисциплин (экономика, право, управление). Интересный педагогический опыт работы в этом направлении описан в статье О.В.Сергушиной, Е.Г.СергушинаФормирование социально-профессионального самоопределения в условиях педагогической модели гражданского общества” // Дополнительное образование. - 2002. - № 1.

Профессиональная и социальная ориентация (ПСО) учащихся учителями школ Мордовии рассматривается как развитие личности ребенка, как условие повышения результативности воспитательного процесса и связана с активным поиском новых форм, методов и средств.

При этом вырисовываются противоречия между адекватным содержанием ориентационной деятельности и комплексным решением задач самоопределения школьников, познавательной деятельности и преемственности этапов. Кроме этого существует разрыв между постановкой этой задачи и методами обучения, формами организации и характера деятельности детей. Эксперимент, который анализируется в статье, связан с деятельностью школы экономико-правового направления с приоритетом гуманитарного граждановедческого, правового и экономического образования на основе освоения общечеловеческих ценностей, принципа природосообразности, личностно-ориентированного и личностно-деятельностный подходов к обучению и воспитанию учащихся.

В качестве главных ценностей, характеризующих Гражданина, рассматриваются самоопределение, саморазвитие и самореализация. Перечислено, на какой основе эти ценности могут быть сформированы. Личностно-деятельностный подход, взятый авторами педагогической инициативы за основу реализации целей эксперимента, является важнейшим условием, обеспечивающим эффективность готовности учащихся к самоопределению.

В книге С.Г.Броневщука «Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ». - М.: АРКТИ, 2000 дана развернутая методологическая и методическая трактовка учебных планов профильного обучения в сельских общеобразовательных школах, их дифференциация.

Автором анализируется проблема профильной дифференциации обучения в сельской школе, отслеживается структура профильного аспекта в преподавании разных дисциплин, нацеленных на формирование крестьянина-профессионала, учет  способностей, интересов и склонностей сельских школьников.

С учетом того, что поколение молодых осваивает не весь социальный опыт, накопленный в обществе, отбор предметного содержания образования вызывает необходимость разработки новых общих подходов к конструированию учебных планов для школ с профильной дифференциацией обучения (список работ этого автора указан на С. 126 - 128 №№ 12 - 27).


Резюме

Анализ основных идей по организации социально-экономического направления профильного обучения в старшей школе позволяет оценивать профилизацию как механизм взаимосвязи гуманитаризации и технологизации обучения. Такой подход к осуществлению профильности с учетом социально-экономических реалий дает возможность внедрять различные организационные формы:

- кадровая обеспеченность профилизации в общеобразовательной школе требует переподготовки и повышения квалификации руководителей и учителей для профильного обучения в старшей школе. Эта важная роль отводится ИПКРО;

- качеству преподавания образовательной области “Технология” необходимо уделять особое внимание, т.к. профилизация тесно связана с формированием технологической (трудовой) культуры личности, а экономика и технология по своему содержанию являются сопряженными;

- в оценке руководителей образовательных учреждений области институт повышения квалификации рассматривается как важнейший научно-методический центр по решению проблем профильного обучения. В связи с этим выражается пожелание ускорить составление научно-методического “контейнера” к программам профилизации и описать категориальный ряд основных понятий по экономической проблематике;

- отмечается недостаточная связь образовательных учреждений с другими учебными заведениями (НПО, ссузы, вузы), что придает социально-экономическому профилю реальную преемственность в системе непрерывного экономического образования человека, способствует формированию сетевого образования.

По данной проблеме теоретическая и методическая база исследования изложена в следующих источниках:

1.  Автономов В. Ценностнообразующие аспекты школьного курса экономики // Экономика в школе. - 2002. - № 2.

2.      Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: пособие для руководителей и учителей сельских школ.. - М.: АРКТИ, 2000. - 136 с.

3.      Бринг К.П. К концепции школьной профильной ориентации // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2002. - № 1.

4.      Быков В.В., Потапов А.С., Ощепков П.В. Бизнес-проект собственного дела // Школьные технологии. - 2002. - № 1.

5.      Быков В.В., Парамонов А.И., Павлов И.С. Обучение основам предпринимательства в форме организационно-деятельностных игр // Школьные технологии. - 2002. - № 2.

6.      Волкова Н.А., Коротнев В. Д., Федосова М.Ю. Профориентация сельских школьников // СОЦИС. - 1999. - № 8.

7.      Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. - № 2.

8.      Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - № 6.

9.      Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. - 2000. - № 6.

10.  Гильманов Д.  Структурные изменения и возможные модели школы (По материалам Самарского семинара по проектированию образовательного пространства) // Наука и школа в Татарстане. - 2002. - № 8.

11.  Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. - 2002. - № 9.

12.  Дашковская О. Российская школа в профиль и анфас. Общеобразовательная среда // Управление школой - прил. к «ПС» - 2002. - № 40.

13.  Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору предпринимательской деятельности // Школа и производство. - 1999. - № 5.

14.  Землянская Е. Метод профессиональных проб в экономическом обучении // Экономика в школе. - 2002. - № 2.

15.  Исаева О.П. Проблема выбора профессии: психологический аспект // Экономика. Вопросы школьного образования. - 2002. - № 2.

16.  К настоящему в профиль, к будущему - спиной? Одна из управленческих ошибок, грозящих сегодняшней школе, - отказ от общеобразовательных задач // Управление школой - прил. к «ПС». - 2002. - № 29.

17.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Первое сентября. - 2002. - № 38.

18.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО № 2783 от 18.07.02) // Вестник образования. Сборник приказов и  инструкций МО РФ. Декабрь 2002. Пилотный № 4. Профильное обучение. Тематический выпуск.

19.  Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. - 2002. - № 1.

20.  Копытов А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в условиях рынка //Педагогика.- 1999.- № 4 .

21.  Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное  обозрение. - 2002. - № 6.

22.  Лебедев О. Модернизация и разрывы // Сельская школа. - 2002. - № 2.

23.  Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей  // Школьные технологии. - 2002. - № 6.

24.  Левицкий М., Шевченко Т. Предпринимательская деятельность в образовательном учреждении // Народное образование. - 2002. - № 10.

25.  Ломакина Н.Т. Профессиональная ориентация в системе формирования человеческого капитала / Сб. Антропологические основания образования. Ученые записки ООИУУ, Т. 3. - Оренбург, 1999.

26.  Любимов Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе // Экономика в школе. - 2002. - № 3.

27.  Макарычева А.П. Развитие и обучение в условиях многопрофильной школы с адаптивной системой образования // Начальная школа. - 1994. - №2.

28.  Максимов В. Формирование навыков предпринимательства в школе // Экономика в школе. - 2002. - № 4.

29.  Орлова Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы / Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. - М.: АПК и ПРО, 2002.

30.  Парамонов А.И. Повышение квалификации учителей технологии по предпринимательской подготовке учащихся // Школьные технологии. - 2002. - №1.

31.  Поляков С.  Профиль завтрашнего дня // Школьное  обозрение. - 2002. - № 6

32.  Пектин А.  Естествознание для профильной школы: интегративный курс или единый стандарт? // Школьное  обозрение. - 2002. - № 6.

33.  Пробст Л.Э Профессиональное школьное образование в современных условиях // Экономика. Вопросы школьного образования. - 2002. - № 4.

34.  Российская школа: профиль и анфас // Оренбуржье. - 2002.- № 227.

35.  Розин В.М. Экономика с культурологической точки зрения // ОНС. - 2002. - № 6.

36.  Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. - М., 2002.

37.  Самохина А. Формирование информационной культуры в процессе экономической подготовки старшеклассников // Экономика в школе. - 2002. - № 1.

38.  Самохина А. Проблемы экономического образования // Экономика в школе. - 2001. - № 1.

39.  Сасова И. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся // Народное образование. - 2001. - № 10.

40.  Сергушина О.В., Сергушин Е.Г. Формирование социально-профессионального самоопределения в условиях педагогической модели гражданского общества // Дополнительное образование. - 2002. - № 1.

41.  Соколинский В., Фаризов И. Этика предпринимательства // Экономика в школе. - 2002. - № 4.

42.  Тебиев Б., Калинина Н. Предпринимательство и его роль в формировании рыночной экономики // Экономика в школе. - 2002. - № 3.

43.  Терюкова Т. Предпринимательство раз, предпринимательство два, предпринимательство три … // Экономика в школе. - 2001. - № 3.

44.  Терюкова Т. Нужно ли учить школьников предпринимательству? // Народное образование. - 2001. - № 10.

45.  Тиз У. Осознанный выбор профессии: цели и методы консультирования // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2002. - № 2.

46.  Цирульников А. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. - 2002. - № 2.

47.  Чернер С.А., Зарецкая И.И. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьника // Школа. - 2000.- №2.

48.  Чистякова С.Н. Как помочь выпускникам школы стать конкурентоспособными на рынке труда // Школа и производство. - 2000. - №5.

49.  Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичева Н.Ф., Кузикова О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. - 2002. - № 1.

50.  Фролов И.В.  Профильное обучение в условиях сельской школы: состояние и проблемы // Наука и школа. - 2000. - № 3.

51.  Экономика в системе межпредметных связей // Экономика в школе. - 1997. - № 1.

52.  Ястребов В.А., Князева Н.В. Формирование экономического мышления учащихся общеобразовательной школы // Школа. - 2000.- №5.


Понятийный словарь

1.   Базовые общеобразовательные предметы - предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.

2.   Дайджест - сборник, особый вид журнала, включающий, часто в сокращении, наиболее интересные статьи из других журналов и газет;  сокращенный, облегченный вариант текста.

3.   Единое образовательное пространство - образование, в процесс которого наряду с учреждениями образования вовлекаются предприятия, организации и учреждения, семья, разнообразные социальные институты.

4.   Индивидуальная образовательная траектория - совокупность различных условий и наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов.

5.   Компетентность (от лат. competo - добиваюсь; соответствую, подхожу) - общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности "со знанием дела". Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем; область полномочий управляющего органа, должностного лица, устанавливаемая законом, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами; владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2); способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

6.   Компетенция (от лат. competentia - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом)  - знания, опыт человека, людей в определенной области, сфере, дающие им возможность глубоко понимать сущность событий, явлений, экономических и социальных процессов; совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним (Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2); готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач; компетенция для ученика - образ его будущего, ориентир для освоения.

7.   Компетенция (круг полномочий) образовательного учреждения - 1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; 2) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного пространства; 3) разработка и утверждение образовательных программ; 4) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

8.   Концептуальность - опора на систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований.

9.   Курсы по выбору - форма организации предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования. Основная функции курсов - профориентация.

10. Межпредметные связи - взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое; взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями.

11. Модель - это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции, то есть представляет собой некий идеальный образ.

12. Модель внутришкольной профилизации - модель организации профильного обучения, предполагающая профильную дифференциацию обучения в старшей школе в рамках одного общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

13. Модель сетевой организации - модель организации профильного обучения, в рамках которой профильная подготовка учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

    Может быть представлена в двух вариантах. Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, которое выполняет роль “ресурсного центра”, так как обладает достаточным материальным и кадровым потенциалом. При этом каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки берет на себя “ресурсный центр”. Второй вариант основан на кооперации образовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в объединенных образовательных структурах (дистанционные курсы заочных школ, учреждений профессионального образования и т.д.).

14. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

15. Мониторинг – процесс сбора и анализа многосторонней информации о ходе реализации программы и плана, последовательности деятельности по достижению поставленных целей.

16. Непрерывное образование - это целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира; целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в образовательных учреждениях, а также путем самообразования.

17. Образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно- и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной деятельности: ключевые - относятся к общему содержанию образования, общепредметные - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

18. Педагогическая техника – элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений обеспечивающий педагогу его организацию как инструмент воздействия.

19. Педагогические технологии – компонент педагогического мастерства, представляющий собой профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка.

20. Проект (от лат. projectus - букв.: брошенный вперед) - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями; первоначальный замысел, образ намеченного к созданию объекта, представленный в виде его описания, схем, чертежей, расчетов, обоснований, числовых показателей. Проекты бывают социальными, экономическими, техническими, строительными.

21. Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. В широком смысле - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

22. Педагогический проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией.

23. Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

24. Предпринимательство - инициативная, самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

25. Профиль - набор направлений и специальностей, включая профессиональное образование, относящихся к одной компетенции.

26. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

27. Профильная школа – это институциональная форма реализации идеи профильного обучения учащихся в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

28. Профильные курсы - курсы повышения уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения (например, история, право, экономика - профильные курсы в социально-экономическом профиле; физика, химия, биология - в естественнонаучном профиле и т.д.)

29. Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

30. Профильная подготовка (на второй ступени общего образования) - создание образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы предварительно самоопределению подростка в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

31. Профессиональная компетентность - многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний) (по Т.Г. Браже).

32. Социально-ориентированное воздействие – деятельность в едином процессе, в которой педагог выступает как ретранслятор социального опыта, а ребенок расценивается главным образом как воспроизведение его.

33. Система (от греч. sustema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

34. Система непрерывного образования - это целостная система формальных (государственных) и неформальных (негосударственных, дополнительных) образовательных учреждений в сочетании с разнообразными формами самообразовательной деятельности человека, которая предопределяет и государственно-общественный образовательный потенциал данного социума, и ту сферу образовательных возможностей, которыми может свободно воспользоваться каждый человек на протяжении всей жизни.

35. Технология - наука о способах действия человека при изменении и преобразовании окружающей среды.

36. Технологическое образование - система технологизации человеческой деятельности и выбора способов (включая материальные и интеллектуальные), средств своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к его оценке.

37. Технологическая грамотность - средство ориентации в технологической культуре общества и самоорганизации, эффективной деятельности в конкретном деле при уменьшении уровня ошибочного выбора.

38. Типы учебных предметов в системе профильного обучения - базовые общеобразовательные, профильные, элективные.

39. Факультативные курсы - необязательный для посещения учебный предмет, который изучается по желанию и выбору обучающихся для расширения общего кругозора или получения дополнительной специальности.

40. Эконом - 1) бережливый, хозяйственный человек; 2) заведующий хозяйством.

41. Экономика (от греч. oikonomia - букв.: искусство, правила ведения хозяйства) - хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

42. Экономическое воспитание - развитие человека как носителя ресурсосохранительной позиции; вооружение учащихся основами экономических знаний, побуждений и развитие интереса к экономике, воспитание чувства хозяина.

43. Экономическая культура - это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, неприятие настроения “уравниловки”, создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.; это такое интегративное образование, которое включает в себя направленность энергии и характер развития способностей индивидов и их общностей.

44. Экономические ценности - нормы, регламентирующие поведение участников экономического взаимодействия.

45. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - научно обоснованный опыт; комплекс работ по проверке, опытной реализации, доработке и подготовке к широкому распространению основных идей обновления школы; метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов; метод педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования.

46. Эксперимент педагогический - эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.д.

47. Экспериментальные школы (площадки) - учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей и педагогов.

48. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации