ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ
Основные понятия и определения
 

Если у какого-либо человека (у Вас,  например) возникает потребность в некотором  результате, то ему следует предпринять систему определенных действий:

     точно  установить,  определить  и конкретизировать свое  желание (ожидаемый результат) - это цель,  ради  достижения  которой  следует разворачивать действия;

     собрать информацию о существующих  способах  достижения подобных целей и разработать собственную программу действий;

     спланировать и создать специальную организацию (систему, коллектив единомышленников, группу исполнителей), в которой можно будет организовать технологический  процесс  по  материализации желаемого результата;

     распределить обязанности (информацию), материалы и другие ресурсы между исполнителями, указать нормы и ожидаемые характеристики продукции, заинтересовать участников и запустить в  действие процесс реализации желания;

     проследить самому или с  помощью  группы лиц за качеством работы от самого их начала и в конце получить желанный результат.

Весь этот минимально необходимый набор действий определяет понятие управления и содержание  управленческого  труда в его общем виде.

Каждое из названных действий и даже их некоторые составные части имеют свои назначения, понятия, определения.

Информация  существует  в форме  понятий.  Понятие  "вскрывает" единство и закономерности там, где, на первый взгляд,  есть лишь разрозненное многообразие. Знаковая система (слова, символы, звуки), передающая информацию,  должна  быть  известна получателю. Но поскольку используемые символы всегда соответствуют различным у каждого человека элементам  опыта, то возникает  и различие в их понимании.

Поэтому для успешной  совместной  деятельности  надо договориться о смысловом значении ключевых слов, то есть дать им определения.

1. Анализ внешней среды - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля  факторов,  внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

2. Анализ содержания работы - определение задач,  которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой  работы для обеспечения  более  эффективного и целесообразного найма работников.

3. Алгоритм -  1)  точное предписание, система правил, определяющих содержание и последовательность  работ  по переводу исходных данных в искомый  результат;  2) однозначное пошаговое описание  (инструкция, правило, рецепт) решения любой конкретной задачи; 3) программа, определяющая способ поведения.

4. Аппарат управления - организованная на основе структуры,  штатного расписания и  профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников, объединенных в подразделения, службы управления, на которых возложено выполнение определенных функций управления.

5. Базисные (основные, первичные)  потребности - обычно  врожденные потребности, такие как потребность выжить.

6. Бюрократия - тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

                                                                    

7. Вертикальное разделение  труда - разделение и координации усилий и выполнения составляющих работу компонентов  (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.

8. Взаимозависимость факторов внешней среды - сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

9. Власть - возможность действовать или  способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

10. Власть в организации  -  ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.

11.  Влияние - поведение какого-либо человека,  которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.

12. Внешние поощрения - сюда относится все,  что  в рамках мотивации имеет  какую-либо  ценность для сотрудников организации и может  быть предложено им в  качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого  рода  поощрений  являются:  заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т.п.

13. Внутреннее вознаграждение - ценности,  приписываемые  человеком процессу совершения  работы,  например,  удовлетворение от достижения поставленных целей.  Внутренние вознаграждения удовлетворяют  потребности высшего порядка.

14. Воздействие управляющее  (УВ) - действие субъекта управления на объект управления с целью перевода  его  в  новое, желательное состояние. Для возможности реализации УВ система должна отвечать некоторому набору требований.

15. Выработка решения - деятельность субъекта управления, направленная на разрешение проблем по достижению стоящих перед системой целей.

Принятие решения -  система действий, связанная с выбором лучшего варианта в соответствии с принятыми критериями.

16. Внутренние переменные - ситуационный фактор внутри  организации.

К основным  внутренним переменным относятся цели, структуры, задания, технологии и люди.

17. Вознаграждение - в рамках теории мотивации - это  все, что человеку может казаться ценным.

18.  Вторичные  потребности -  потребности,  имеющие  психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность.

19. Гигиенические факторы - согласно двухфакторной теории  Герцберга - это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие  может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.

20. Горизонтальное распределение труда - разделение работы в организации на составляющие компоненты на одном уровне.

21. Группа - два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

22. Двухфакторная модель  Герцберга  - модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории:  гигиенические факторы и мотивы.

                                                              

23.  Дополнительные льготы - виды компенсации сверх заработной платы, включающие оплату больничных, медицинское страхование и т.п. Их также называют дополнительными выплатами.

24. Единоначалие и коллегиальность - один из организационных принципов управления, требующий рационального сочетания единоличного  руководства и коллективной  выработки  решений как в организационных формах, так и в стиле руководства.

25.  Закон эффекта - концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тот тип поведения,  который,  по  их  оценкам, позволяет удовлетворить  их  потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей.

26. Иерархическая структура -  организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

27. Иерархия потребностей Маслоу  -  подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы  потребностей: физиологические, безопасности,  социальные, уважения и самовыражения.

28. Информация (в управлении) - это 1) сведения, сообщения и другие данные, обладающие элементами новизны для их  получателя; 2) осведомление, сообщение о каком-либо событии, о чьей-либо деятельности; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением; 4) количественная мера устранения неопределенности  (Энтропии),  мера организации системы; 5) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Информация является предметом и продуктом процесса управления.

29. Искусство  управления  - 1) умение применять теорию управления; 2) умение действовать в  тех ситуациях, для которых теория управления еще не выработала рецептов стереотипного поведения.

Искусство  управления  требует особых  свойств  у  руководителя: чувствительность к  проблемам,  умение  их формулировать; мобильность мышления -  способность к переформулированию;  способность к анализу, оценке и синтезу; активное осмысление накопленного опыта; восприимчивость к чужим идеям.

30.  Информационно-управляющая система - формальная система обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия решений.

31. Качество трудовой жизни  -  степень удовлетворения важных личных потребностей через деятельность в трудовой организации.

32. Квалификация -  это степень готовности к выполнению определенного вида труда.

33. Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, ориентированности на развитие и продуктивность педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

34.  Контроль  (-и  учет) - заключается в проверке соответствия  действительного хода и развития процесса разработанному плану. Позволяет разрабатывать программу последующих действий по достижению цели. Контролируют процесс или конечный результат в  зависимости от значимости этого конечного результата.

                                                        

35. Косвенные факторы  окружающей  среды  - факторы окружающей среды, которые могут  не  оказывать немедленного и непосредственного воздействия на  деятельность организации, но тем не менее  влияют на ее деятельность.

36. Критерий -  признак,  на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Критерий эффективности управления - условие, при котором процесс управления может  быть признан эффективным. Такими условиями являются наличие соотношений  между достигнутыми и желательными значениями показателя (-лей), принятого в качестве оценочной функции.

37. Метод - 1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

38.  Метод управления  -  способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект.  Методы  управления  выступают в качестве средств реализации  принципов.  Все  многообразие способов воздействия  можно свести в три группы методов:

     организационные, в том числе административные  и правового регулирования;

     экономические;

     социально-психологические.

39. Методика - 1)совокупность способов, методов,  приемов систематического, последовательного, целесообразного проведения какой-либо работы; 2)совокупность методов обучения чему-либо; 3) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету.

40.  Метод экспертных оценок  -  метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

41.  Миссия - в планировании основная общая цель или задача организации.

42.  Модель - представление предмета,  системы  или идеи в форме, отличной от формы  целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому  что они упрощают  реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.

43.  Моделирование - процесс построения и исследования моделей, которые, отражая или воспроизводя реальные объекты (либо процессы в них), способны их  замещать. Различают физические, или материальные, модели и мысленные, или  идеальные,  модели. Идеальные подразделяют на логические, математические и образные.

44.  Модель Портера-Лоулера - ситуационная теория мотиваций,  объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности,  вознаграждения и удовлетворения.

45.  Модель Хоманса -  теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются  неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.

46. Мотивация деятельности исполнителей  выступает как средство  усиления действенности методов управления. Мотивация является  средством побуждения, активизации деятельности работника в достижении цели или решении поставленной ему  задачи.   Она должна  опираться на реальные потребности и  интересы работника, его культуру, сознательность, идеалы.

                                      

47. Неформальная организация -  спонтанно  возникающие группы людей, которые регулярно  вступают  во взаимодействие для достижения определенной цели.

48. Обратная связь - реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику  информации определить, воспринята ли отправленная им информация.

49.  Объем работы -  количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.

50.  Обучение. Существует два понятия.

     а) Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное)  требует от ученика выполнения  действий по образцу, по аналогии. Позиция учителя  активная,  ученика - пассивная. Отсюда определение: Обучение  - это двусторонний процесс:  с одной стороны - передача знаний, умений, навыков; с другой - их усвоение.

     б) Современное обучение (развивающее) направлено на развитие интеллектуальных способностей и качеств  мышления  (экономности, логичности, самостоятельности), активной познавательной деятельности и интереса. Позиция и  учителя, и ученика - активная. Обучение рассматривается как процесс взаимосвязанной деятельности учителя  и ученика по решению дидактических задач.

60. Окружение прямого  воздействия  -  внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют  на  организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы.

61.  Организация в управлении - это процесс,  который направляют, регулируют, то есть связан с распорядительством.  При этом программируются и осуществляются действия (организационные, технические,  технологические, информационные) по реализации разработанного и  принятого плана (программы). Процесс организации развернут во времени до полной реализации плана.

62. Организация формальная - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

63. Ориентация на развитие - способность к обновлению профессионального стиля деятельности в направлении его большего соответствия изменяющимся требованиям отрасли и условиям труда.

64. Ограничения -  допустимые  пределы,  в которых могут варьировать характеристики условий и средств достижения поставленной цели.

65. Первичные потребности - психологические,  обычно  врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.

66. Планирование -  это  определение  (или  получение) цели развития объекта  управления  и средств ее достижения, составление плана  действий. Оно включает  в  себя прогнозирование развития и моделирование процессов и состояний  объекта управления.

67.  Планирование трудовых ресурсов - применение методов планирования кадров и рабочей  силы.  Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей.

68.  Политика - общие  ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.

69.  Потребности -  психологический  или физиологический дефицит  чего-либо, отраженный в восприятии человека.

71.  Продуктивность - получение устойчивых результатов деятельности.

                                                                    

72.  Подходы в управлении.

Школа научного управления - первый формальный  подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через  наблюдения, замеры, логику и  анализ так, чтобы  он стал более эффективным.

Школа  поведенческих бихевиористических  наук  -  концептуальный подход к управлению,  который вырос из движения за человеческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях  психологии  и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью  реализовать свой потенциал, применяя  концепции поведенческих наук к проектированию организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.

Школа  научного  управления - подход к управлению, для  которого характерны применения  научного  метода, моделей и системной ориентации. Иногда называется количественным подходом.

Школа человеческих отношений -  исторически  существовавший концептуальный подход,  в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы.

Процессный подход к управлению - подход к управленческой теории, основывающийся на  концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.

Системный подход  появился  в  связи с необходимостью целостного описания сложных объектов управления.

Системный подход в  управлении - это рассмотрение проблемы в целом; выделение,  определение  главных факторов, влияющих на проблему; установление степени влияния этих факторов на проблему и друг на друга; принятие решения с учетом этих влияний и взаимовлияний.

Ситуационный подход - концепция,  утверждающая,  что оптимальное решение есть функция  факторов  среды в самой организации (внутренние переменные) и в  окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе  сделана  попытка интегрировать  отдельные  аспекты  исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных  приемов.

Концепция управления  в  конкретных  ситуациях для более эффективного достижения целей  организации. Известен под названием "конкретный подход".

73.  Прогноз - вероятностный вариант будущего состояния  исследуемого объекта или его внешней среды на более или менее отдаленный период.

74.  Процесс - это последовательная смена состояний системы. Процесс управления - совокупная   и  непрерывная  последовательность целенаправленных действий  управленческого аппарата на объект управления для достижения результата. Процесс реализации содержания действий следует рассматривать как технологию управления.

75.  Психологический климат в коллективе - это характер взаимоотношений между членами коллектива вообще, между  исполнителями и руководителем во всем их эмоционально-психологическом многообразии.  Психологический климат в значительной степени зависит от умения руководителя работать с людьми, в том числе от использования им прав  по поощрению и наказанию работников.

76.  Рабочая группа - группа, состоящая из лиц, работающих вместе.

77.  Регулирование. Применительно к управлению коллективами используют термины корректирование, руководство - это поддержание управляемых процессов (систем) в рамках параметров, заданных  планом или программой. Регулирование чаще основано  на  информации об отклонениях и используется для  устранения  этих отклонений и компенсации возмущающих воздействий.

                                      

78. Развитие организации -  долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации  решать  различные проблемы и способностей к обновлению, в  особенности  путем  повышения эффективности управления культурой организации.  При этом активно используются теоретические и технологические новинки,  достижения  прикладных  наук о поведении, в т.ч. и теории операций.

79. Реализация решения - осуществление управленческих воздействий по определенному организационному плану, который доводится до исполнителей, разъясняется им.

80.  Решение - 1) процесс нахождения связи между существующими и желательными состоянием системы; 2) желательное состояние системы или искомый результат действий.

81.  Руководитель, сосредоточенный на  труде  - руководитель, занимающийся прежде всего организацией работы и разработкой системы вознаграждений с целью повышения производительности труда.

82.  Руководитель, сосредоточенный на человеке - руководитель,  который заботится в  первую очередь о людях и повышает производительность труда путем  совершенствования  человеческих  отношений. В континууме руководства Лайкерта такой тип руководителя располагается на противоположном конце от руководителя, сосредоточенного на труде.

83.  Руководство организации -  способность  оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

84.  Связующий процесс - в управлении  - это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы -  это  принятие решений и общение (коммуникация). Руководство тоже можно рассматривать как связующий процесс.

85.  Семантика - изучение  способа  использования слов и передаваемых ими значений.

86.  Система - это  организованное сложное целое. Она состоит из подсистем и обладает свойствами, не  сводимыми  к  простой сумме свойств составляющих ее  подсистем. Система характеризуется структурой и процессами, протекающими в ней.

Система управления - система, в которой  реализуются функции управления.

87.  Система обратной связи  - в управлении - любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями  для корректировки отклонений от намеченного плана.

88.  Ситуационная теория мотивации  - модель мотивации, основанная на предложении, что поведение  человека  является функцией не только его потребностей, но  и восприятия им той  или иной ситуации  и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.

89.  Содержательные теории мотивации -  теория  мотивации, основанная на попытке определить в  первую  очередь те потребности, которые заставляют людей действовать.  К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредериха Герцберга и Девида Макклеланда.

90.  Создание организации -  процесс  создания структуры организации, которая дает  возможность  ее  сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.

            

91.  Социальная адаптация  в  организации  - процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения.

92.  Социотехническая система  - система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют  собой социотехнические системы.

93. Социотехнические подсистемы - внутренние переменные организации, представляющие людей и технические компоненты.

94.  Среда косвенного  воздействия  -  внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее.

95.  Стиль работы руководителя - это совокупность конкретных  (неформализованных) методов и  приемов  руководства. Он является формой реализации руководителем организационных, экономических,  социальных  и психологических отношений в коллективе.

96.  Различают две составляющие, определяющие стиль руководства:  общую и индивидуальную. Индивидуальная  составляющая  обусловлена двумя главными факторами - ситуацией и личными  склонностями руководителя и определяет тип руководства:  авторитарный, демократический, либеральный.

97.  Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством,  которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации  достичь своих целей.

98.  Стратегия - общий, всесторонний план достижения целей.

99.  Структура, в том  числе управления, - 1) совокупность взаимосвязанных элементов,  образующих  систему;   2) совокупность элементов и упорядоченных связей между ними, обеспечивающих устойчивость системы.

Иерархические структуры - многоуровневые системы управления; они дают возможность распределять функции (по характеру  и виду) управления по уровням системы.

100. Тактика -  краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

101. Творчество - процесс, в результате которого  создается нечто новое. Важным атрибутом творчества является осознание новизны созданного.

102. Теория "Х" - термин Дугласа  Мак  Грегора,  относящийся к оценке автократического  руководителя  его исполнителей.  Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими  руководили,  хотят защищенности, главный вывод - людей надо принуждать работать.

103. Теория "У"  - термин Дугласа  Мак Грегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут  стремиться к работе, тогда как  преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели.  Согласно  этой  теории  большая часть населения обладает творческим потенциалом.

                           

104. Теория ожидания - концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели.

Человек  должен  ожидать при этом, что его действия  обязательно приведут к достижению этой цели.

105. Теория потребностей Махклеланда - модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.

106. Технология - в  наиболее общем смысле - это алгоритм переработки исходного материала в конечный продукт; наука  о способах воздействия на сырье,  материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.

107. Технология управления - это система действий  (операций и процедур) по  достижению  искомого  результата, выполняемых в определенном порядке с использованием специальных методов, правил и приемов.

108. Технология управления включает в  себя последовательно выполняемые этапы:

     сбор, обработку, анализ и хранение информации;

     выработку управленческого решения;

     доведение решения до исполнителей и реализацию решения;

     контроль результатов.

109. Типы организационных структур систем управления: линейная,  функциональная, линейно-штабная, матричная, системы с меняющейся  структурой.

Качество организации - степень совершенства построения и функционирования системы управления. Нет  методики,  позволяющей однозначно оценивать качество организации.

110. Управление. Оно может  рассматриваться в статике - тогда это организационные структуры, и  в динамике - как процесс. Существуют различные определения понятия управления, вот наиболее емкое и короткое.

Управление - это процесс целенаправленного воздействия на систему для обеспечения ее работы наилучшим образом.

Содержание управления - это ЧТО делать; технология - КАК делать, КАК реализовать функции, которые позволят достичь цели.

111. Управление кадрами - это одновременно и теоретическая, и практическая задача менеджмента. Управление кадрами имеет  много аспектов и относится к числу сложных комплексных проблем науки управления.

Управление кадрами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование трудовых ресурсов.

2. Набор персонала.

3. Отбор.

4. Определение заработной платы и льгот.

5. Профориентация и адаптация.

6. Обучение.

7. Оценка трудовой деятельности.

8. Повышение, понимание, перевод, увольнение.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе.

112. Формальная группа - группа,  специально  сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно является выполнение какого-либо конкретного задания.

113. Функциональная организационная  структура - тип  организационной структуры, построенной  в  соответствии  с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.

                                                                 

114. Функция - 1)  обязанность, круг деятельности, назначение, роль; 2) явление, зависящее от другого и  изменяющееся  по  мере  изменения этого другого явления;  3) переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (аргумента).

115. Функции управления - особые,  специфические  виды управленческой деятельности, направленные на управляемый  объект.  Подразделяются на основные и конкретные. Основные  функции:  планирование, организация, регулирование (координирование), контроль. Иногда к ним относят и мотивацию. Реализация функций управления возможна только при циклически повторяющихся процессах получения и переработки информации,  принятия решения, доведения до исполнителя и реализации решения.

116. Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

117. Цель - 1)  планируемый результат, выступающий как единство желаемого  и  возможного; 2) заранее мыслимый, желаемый результат  сознательной деятельности человека, группы людей.

По своему  происхождению  цель есть опредмеченный мотив деятельности человека  и коллектива. Достижение поставленной цели составляет суть управления.

118. Этика -  принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

119. Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

120. Эффект Хоторна -  условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышение  внимания к исследуемому вопросу приводит к искажению, слишком благоприятному результату во время эксперимента.