История развития этнокультурного образования

Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ

В наше время техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной такой дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций. Определенная часть молодежи стесняется говорить народном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни.

Как отмечал Мустай Карим, народный поэт Башкортостана: «...Род людской может погибнуть не от землетрясений, не от потопа, не от космических катаклизмов, даже не от атомной войны, погибнет он от водки, от наркотиков, от выхлопных газов, от духовного разложения людей, если не опомнится сегодня».

Только сочетание достижений научно-технического прогресса и испытанных веками этнокультура может обеспечить стабильное развитие общества, предотвратит духовное обнищание молодежи, поможет противостоять западному влиянию., псевдокультурным тенденциям, утрате сформированных веками нравственно - этических понятий, духовных ценностей, ассимиляции.

В настоящее время проблема заключается в выборе, который должен соответствовать этнопсихологическому и этнокультурному менталитету каждого народа.

Важнейшей основой решения проблем является возрождение принципов народности, согласно которой обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, истории, языка того народа , к которому относится индивид.

В основу национальной концепции регионального образования положены идеи выдающихся просветителей, таких как чешский философ-гуманист Ян Коменский, английский педагог Джон Лок, швейцарский педагог-демократ Иоганн Песталоцци, русский педагог Константин Ушинский(1824-1870), татарский педагог-реформатор Шигабутдин Марджани и многие другие

«Культура ого народа -жемчужина на ковре цивилизации», - сказал Ф. Искандер.

Различны компоненты национальной культуры: родной язык, музыка, традиции, устное творчество, игры и. т. д. На основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, с его нравственными ценностями материальной и духовной культуры, у детей складывается базис личностной культуры.

Родной язык - это сокровище народа. Равные права на него имеют большие и малые, старые и молодые, и служит он всем одинаково.

А К.Д Ушинский говорил: «В языке одухотворен весь народ и его родина, вся история духовной жизни».

И в то же время родной язык и родные песни можно отнять. И тем самым можно уничтожить целые народы. Только народ, сумевший сохранить свой язык, сохранится как этнос, а иначе он исчезнет с исторической арены.

В своей «Великой дидактике» Ян Коменский призывал «всю молодежь в возрасте 6 - 12 лет посылать в школу родного языка».

«Назначение и цель школы родного языка в том, чтобы дети научились бы тому, пользование чем простиралось бы на всю жизнь», -писал он Каменский знал, «что через родной язык ученики усваивают учение о нравственности», что на иностранном языке нельзя привить ребенку присущие народу богатства души народа

А иностранные языки Ян Коменский предлагал изучать на базе родного языка.

Один из организаторов народного образования России Владимир Шадриков обращается к трем взаимосвязанным проблемам национальной школы: педагогике личности, соотношению между универсальной общечеловеческой миссией и его этнокультурной функцией, связанной с передачей уникального этнокультурного наследия, сохранением национальной идентичности и, наконец, возможности построения индивидуально-ориентированного учебного процесса, позволяющего каждой личности реализовать свою образовательную траекторию, соответствующую ее интересам и способностям.

Обратимся к истории развития этнокультурного образования Оренбургского региона, чтобы увидеть, каковы были возможности индивидуально ориентированного учебного процесса национального образования и сравнить их с состоянием современного национального образования.

Оренбуржье до 1917 года и даже несколько лет после революции было одним из крупных центров татарской и башкирской культуры, здесь успешно действовала сеть учебных заведений. В двадцатых годах по области было 149, в Оренбурге- 8 татарских школ с полным циклом обучения. Работали 2 мусульманские библиотеки, «восточных» типографий в Оренбурге было 3 ( всего в России их было всего 13), было выпущено 384 названия книг на татарском языке общим тиражом более 1 млн. экземпляров, издавалось 16 газет и журналов на татарском языке. В Оренбурге в 1919 году был открыт татаро- башкирский агропединститут, который располагался в здании Пединститута по ул. Советской.

Крупным завоеванием явилось открытие института народного образования в Караван-Сарае на 150 человек. Год открытия –1921г. Преподавателями в институте работали высококвалифицированные и опытные специалисты.

Среди них – Фатих Каримов, окончивший Константинопольский университет- (преподаватель истории и литературы), Ханаф Бакиров- преподаватель физики и химии (Константинопольский университет), Камил Каримов-преподаватель истории (Казанский университет), Сунагулла Бикбулатов- заместитель директора и преподаватель истории Башкирии и тюркских народов (Каирский университет), Хан Юсупов- преподаватель математики (Томский технологический институт), Кабир Сагиров- преподаватель географии (Константинопольский учительский институт), классик татарской литературы Шариф Камал и другие. Многие из них являлись авторами учебников.

С весны 1923 года Оренбургский институт народного образования был реорганизован в педтехникум. Оренбургский башкирский педагогический техникум являлся кузницей национальных кадров просвещения. Здесь учились известные башкирские писатели Зайнаб Биишева, Сагит Агиш, Баязит Бикбай, Габдулла Амантай, Гайнан Хайри, редактор республиканской газеты в довоенный период Касим Азнабаев, министры культуры и просвещения Сагит Алибаев, Исмагил Гафаров, заслуженные учителя РФ С. Алсынбаев, С.Ишемгулов.

Большую роль в подготовке национальных кадров сыграл также Оренбургкий Неплюевский корпус, который был открыт в 1825 году. В кадетском корпусе было 2 отделения: европейское и азиатское. На азиатском отделении выделялись места для детей башкиро- мещарского войска. На отделении преподавались дисциплины, связанные с земледелием и лесным хозяйством, а также арабский, персидский и родные языки.

Преподавателями Кадетского корпуса работали выдающиеся ученые- тюркологи того времени, как Мартиниан Иванов, Салихжан Кукляшев, Мирсалих Бикчурин, Искандер Батыршин.

В книге Мирсалиха Бикчурина, выпускника этого учебного заведения (1838), «Начальное руководство к изучению арабского, персидского языков с наречиями бухарцев, башкир, киргизов и жителей Туркестана» (Оренбург,1859, 2-ое издание -Казань, 1869) дан сравнительный анализ ряда тюркских языков.

Выпускник корпуса Абубакир Диваев явился одним из организаторов Среднеазиатского Государственного университета, руководил отделениями этнографии и археологии Ташкентского музея. Он изучал быт и нравы тюркских народов и записывал произведения устного народного творчества. Он автор более 100 работ. Он был членом- корреспондентом Российской академии наук, членом археологического и этнографического общества Казанского университета, членом антропологического общества Московского университета.

Выдающийся башкирский просветитель, крупнейший общественный деятель, историк –публицист, переводчик, ученый Мухаметсалим Уметбаев(1841-1907) также учился в Оренбургском кадетском корпусе.

До революции в Оренбурге существовали новометодные школы: Оренбургская татарская учительская школа. Были женские новометодные школы: в Оренбурге-школа «Бабстания», «школа Фатимы Адамовой», «школа Зайнаб Камалии» и в Троицке- «школа Гайнии Якушевой».

Большую роль в развитии образования имели медресе «Хусаиния» в Оренбурге и «Мухаммадия» в Троицке.

История создания и развития медресе четко прослеживается в монографиях Мадины Фатхеевны Рахимкуловой «Медресе «Хусаиния» в Оренбурге» и «Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России».

М. Ф. Рахимкулова- действительный член географического общества Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Республики Татарстан. Родилась она в 1916 году в селе Большие Каргали Уфимской губернии в семье сельского муллы и учительницы. В 1929- 1932 год гг. училась в давлекановской ФЗС ( фабрично- заводская семилетка), в 1932- 1936 гг.- директор киргизской начальной школы в селе Коштюбе Беловодского района Киргизской ССР. В 1936- 1938 гг. работала в авторемонтной мастерской и училась на рабфаке, а в 1938- 1941 гг в Казанском государственном университете. С 1941-1953 гг. работала учителем в с. Мустафино Новосергеевского района, с 1953-1971гг. работала на кафедре физики и электротехники Оренбургского сельхозинститута, затем работала преподавателем арабской письменности и истории цивилизации в Оренбургском педагогическом колледже №3. Кроме монографий « Медресе «Хусаиния» в Оренбурге» и «Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России», Мадина Фатхеевна также является автором целого ряда книг, содержащих краеведческий материал о выдающихся личностях из среды татар и башкир, чья жизнь и творчество были связаны с Оренбуржьем: «Ризаитдин бин Фахретдин», «Ахмет- бай», «Рамиевы», «Гатаитулла Камский», «Музыкальное Оренбуржье» и др.

Приведем некоторые сведения о медресе «Хусаиния», содержащиеся в монографиях «Медресе «Хусаиния» в Оренбурге» и «Преподавание естественных наук в дореволюционной России».

Основано медресе «Хусаиния» в 1889-90 годах и содержалось за счет средств Ахмета Галеевича Хусаинова и Махмута Галеевича Хусаинова- выходцев из села Каргала (Сеидовский посад). Имена трех братьев, называемых в народе Ахмет-бай, Гани-бай, Махмут-бай, тесно связаны с упрочением новометодных татарских школ.

При своей жизни Ахмет- бай построил 20 мечетей со школами при них стоимостью3 000 рублей. (По высочайшему повелению татарские школы можно было открывать не иначе как при мечетях). Помимо этого Ахмет-бай платил за работу учителям более 40 новометодных школ и обеспечивал учебниками и учебными пособиями более 200 школ. Были также определенные суммы денег для ежегодной выплаты стипендий студентам различных ВУЗОВ России, Египта, Турции и Сирии.

Стипендиатам медресе вменялось в обязанность после завершения обучения не менее 4-х лет служить при медресе «Хусаиния»

Помимо основ могометанской религии в медресе «Хусаиния» преподавались следующие предметы: татарский, русский, арабский, персидский, немецкие языки, татарская, русская, арабская литература, российская история, философия, учение о нравственности, законоведение, педагогика, методика различных предметов, гигиена и гимнастика, чистописание, черчение, рисование и поведение изучались на родном языке. Из естественных наук изучалась арифметика, геометрия с тригонометрией, физика, астрономия, естествознание, химия. Кстати, в химия не преподавалась в гимназиях того времени.

В медресе были кружки по изучению музыки, пения.

Учителя медресе издавали учебную и методическую литературу по предмету. Например, учитель Г. Биктави написал специально для новометодных школ 10 учебников по арифметике, а А. Ибрагимов составил иллюстрированный сборник задач и.т.д. Издавались также книги по химии, астрономии и физике.

Медресе за короткую историю выросло в одно из наиболее солидных высших учебных заведений.М.Ф.Рахимкулова приводит имена целого ряда преподавателей, ученых, писателей и поэтов, актеров и режиссеров, государственных деятелей, прославивших медресе и наш народ.

Медресе готовило в основном преподавателей новометодных учебных школ.

И в 1917- 1918 учебном году полностью пересмотрены программы и медресе «Хусаиния» стало называться учительским институтом Хусаинова.

А в1919 году медресе «Хусаиния» было переименовано в Татарский институт народного образования (ТИНО).

Медресе «Хусаиния» функционировало в совокупности с ТИНО 36 лет.

Но За 70 лет правления коммунистам удалось таки уничтожить все прогрессивное и передовое, что было национальным. Это привело к тому, что Оренбург, являвшийся в XIX веке центром национального просвещения народов России превратился в захолустный провинциальный город, где не выходила ни одна газета народов региона, не работала ни одна школа с изучением родного языка. Появление нескольких поколений детей, не знающих родной язык, обусловлено проводившейся в 50-70 годы политикой государственных учреждений по массовому переводу школ на русский язык обучения. Результат: незнание родного языка, истории и культуры своего народа, отчуждение молодежи от традиционного образа жизни, утрата сформированных веками духовных ценностей, деформация национального самосознания, ассимиляция и деградация этноса.

На сегодняшний день Оренбурге всего одна средняя школа, где татарский язык изучается как предмет, то есть как иностранный язык. Школу удалось открыть лишь в 1992 году. Школа нуждается в современных технических средствах обучения, беден фонд методической и профессиональной литературы учителей.

Где вы меценаты, подобные Ахмет- баю? Никто из современных бизнесменов не желает поддерживать образование. А ведь склонность татарских и башкирских предпринимателей к меценатству была неслучайна. В их кругах была в ходу поговорка: «Что у бога взял, то богу и отдал». Свои пожертвования они рассматривали как проявление желания быть в ладу с миром, не возвышаться над людьми, вызывать у них доброе отношение к себе. Понимание того, что людское признание- гарант душевного спокойствия, которого часто не хватает тем, кто имеет большие деньги сегодня.

К сожалению, ни выпускники вновь возрожденного медресе «Хусаиния», ни спустя более, чем 70 лет вновь набранные группы по подготовке учителей родного языка на филологическом факультете не отвечают уровню выпускников прошлого столетия

Задача национального образования сегодняшнего дня - общими усилиями поднять престиж школы №38 и факультетов университетов по изучению родного языка. Безусловно, многое изменилось в современной методике преподавания, появились новые технологии. Но цель- повышение качества национального образования в школах и вузах остается главной проблемой сегодняшнего дня. А образцом и ориентиром в достижении данной цели для нас являются национальные образовательные учреждения Оренбурга прошлого столетия.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации