ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

     1) ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.

     2) Технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное  обновление  учебных  планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных  материалов,  оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново,  как только становится известной информация об эффективности системы. (С.Сполдинг).

     3) ПТ -  это  систематический  метод  планирования, применения и оценивания всего процесса  обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и  взаимодействия  между  ними  для достижения более эффективной формы образования.

     4) ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на  основе  проектирования  всех  учебных  ситуаций ( Пальчевский, Фридман).

     5) ПТ -  это  описание,  проект  процесса  формирования личности (А.П.Беспалько).

     6) ПТ -  это  научно  обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков).

     7) ПТ -  есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей,  идеи,  средства и способы организации деятельности для  анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих  все  аспекты  усвоения  и  управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний  (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США).

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учеб. целей

 

УЧЕНИК

I. ЗНАНИЕ

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий.     

                                

знает употребляемые термины,

 знает конкретные факты,

 знает методы и процедуры,

 знает основные понятия,

 знает правила и принципы.

 понимает факты, правила, принципы.

II. ПОНИМАНИЕ

Его показателем может быть преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения  в другую (например, из словесной  в математическую);интерпретация материала       

(объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов).

интерпретирует словесный материал,

интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

преобразует словесный материал в  математические выражения,

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся     данных.

III.ПРИМЕНЕНИЕ

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входят: применение правил, методов, понятий, законов, принципов,    

теорий.

использует понятия и принципы в новых ситуациях,

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях,

демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

IV. АНАЛИЗ

Эта категория обозначает умение  разбить материал на составляющие, так, чтобы ясно выступила структура. Сюда относится: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

 выделяет скрытые предположения,

 видит ошибки и упущения в логике

 рассуждения,

 проводит различие между фактами и

 следствиями,

 оценивает значимость данных.

V. СИНТЕЗ

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть: сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

пишет небольшое творческое сочинение,

предлагает план проведения   эксперимента,

использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

VI. ОЦЕНКА

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, худ. произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Оценочные суждения должны быть основаны на четких критериях (определяемых учащимся или задаваемых учителем).

оценивает логику построения материала в виде письменного текста,

оценивает соответствие выводов имеющимся данным,

оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Основные категории учебных целей

 Примеры обобщенных типов учеб. целей

 

УЧЕНИК...

I. ВОСПРИЯТИЕ

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимает те или иные явления.

Задача учителя  привлечь, удержать  и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: 1.1. осознание, 1.2. отовность, или желание воспринимать и 1.3. избирательное, т.е. произвольное внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения.

проявляет осознание важности учения,

внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т.д.,

проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

II.РЕАГИРОВАНИЕ

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и отклоняется на то или иное явление, проявляет интерес к    

явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1.подчиненныйотклик,2.2. добровольный отклик, 2.3. удовлетворение от реагирования.                  

                                

                               

выполняет заданную учителем домашнюю работу,

подчиняется нормам внутришкольного      распорядка и нормам поведения,

участвует в обсуждении вопросов в классе,

самостоятельно знакомится с освещением общественных, политических и международных проблем,

добровольно вызывается выполнять задание,

проявляет интерес к учебному предмету.

III. УСВОЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношений): 3.1.принятие ценностной ориентации, 3.2. предпочтение ценностной ориентации и 3.3.приверженность, убежденность. 

проявляет устойчивое желание овладеть какими-либо навыками,

целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение,

проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Субкатегории: 4.1. концептуализация ценностной ориентации, т.е. осмысление своего отношения, 4.2. организация системы ценностей.

принимает на себя ответственность за свое поведение,

понимает свои возможности и ограничения,

строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми способностями, интересами, убеждениями.

V. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида. Субкатегории: 5.1. обобщенная    

установка и 5.2. распространение ценностных ориентаций на деятельность.                                                 

самостоятельность в учебной работе,

стремление к сотрудничеству в группе,

готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов,

устойчивое и последовательное жизненное кредо.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

3. Теория   проблемного   обучения  (А.М.Матюшкин,   И.Я.Лернер,

М.И.Махмутов).

4. Теория содержательного обучения (В.В.Давыдов)

5. Программированное обучение (Н.Ф.Талызина, Т.А.Ильина и др.)

6. Концепция   поэтапного   формирования   умственных   действий

(П.Я.Гальперин).

7. Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина).

8. Теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташкин).

9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н.Ша-

мова, И.Ф.Харламова и др.).

10. Адаптивная система обучения (А.С.Границкая).

11. Система Л.В.Тарасова "Экология и диалектика".

    12. Теория решения изобретательных задач.

    13. Система, основанная  на гуманно-личностном подходе  (Ш.А.Амо-

нашвили).

    14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов).

    15. Технология "погружения" (М.П.Щетинин).

    16. Методические  системы  педагогов-новаторов:   С.Н.Лысенковой,

Н.П.Гузика, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова и др.

    17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.

    18. Предметно-классно-урочная система обучения.

    19. Коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко).

    20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов).

    21. Модель начального  образования "Развивающая среда"  (И.И.Иль-

ясов).

    22. Система,  созданная  на деятельностно-коммуникативной  основе

(Л.Ф.Климанова).

    23. Технология воспитания (Н.Е.Щуркова).

    24. Дифференцированное обучение.

    25. Бригадно-лабораторное обучение.

    26. Организационно-деятельностная игра.

    27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б.Эрдниев).

    28. Система С.Френе.

    29. Система М.Монтессори.

    30. "Вальдорфская педагогика" (Р.Штайнер).

    31. Система Л.Рона Хаббарда.

    32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс).

    33. Технология полного усвоения (В.Блум, Дж.Кэррол).

    34. Модель "Структура интеллекта" (Дж.Гилфорд).

    35. Когнитивно-аффективная модель (Ф.Ульямс).

    36. Модель "Три вида обогащения учебной программы" (Дж.Ревзулли).

    37. Система С.Пайперта "Использование компьютеров в учебном  про-

цессе".

    38. Современные технологии образованя:  "Система учебной информа-

ции", "Система творческих заданий", "Моделирование", "Учебное  иссле-

дование", "Научное исследование", "Проектирование е среды", "Констру-

ирование"(В.А.Бухвалов).

                      ЛИТЕРАТУРА по ПТ:

     1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?  М., 1977г.

     2. Бабанский Ю.К.  Оптимизация процесса обучения.  Общедидакти-

ческий аспект. М., 1977г.

     3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения// Биология  в

школе, N1 с.3-6

     4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.,Просвещение  1987г.

     5. Беспалько В.П. Слагаемые  педагогической технологии. М.,Педа-

гогика, 1989г.

     6. Беспалько В.П. Основы теории педагогичеких систем  г.Воронеж,

1977г.

     7. Беспалько В.П., Татур  Ю.Г. Системно-методическое обеспечение

учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов  М., 1989г.

     8. Боголюбов  В.И.  Педагогическая  технология:  эволюция  поня-

тия//Советская педагогика  N9, 1991г.

     9. Бордовский  Г.А.,Извозчиков  В.А. Новые  технологии обучения:

вопросы терминологии// Педагогика N5 1993г стр.12-16.

    10. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке  М., 1992г.

    11. Брусенцов Н.П. Микрокомпьютерная система обучения "Наставник"

М., Наука, 1990г.

    12. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования г.Рига,1994г.

    13. Волков И.П. Много ли в школе талантов?  М., Знание, 1989г.

    14. Волков И.П. Учим тврчеству.  М., Педагогика, 1982г.

    15. Волович М.В. Математика без перегрузок  М.,Педагогика, 1991г.

    16. Воробьев Г. Кибернетика стучиться в школу  М., 1986г.

    17. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка

М., 1985г.

    18. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы

и перспективы  М., 1987г.

    19. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж,  Юнеско,

1986г.

    20. Границкая А.С. Научить думать и действовать  М., 1991г.

    21. Гузик Н.П.  Учить учиться  М., Педагогика,  1981г.

    22. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии  М., Знание, 1992г.

    23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретичес-

кого и экспериментального психологического иследования  М., 1986г.

    24. Данюшенков В.С.  Практические  работы учащихся с позиции пед-

технологии.// Педагогика N3 1993г. стр.29-33.

    25. Дьяченко В.К. Организационная структура  учебного  процесса и

ее развитие  М., 1989г.

    26. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (техно-

логия педагогического труда)//Народное образование N1  1992г. с.42-47

    27. Давыдов В.В. О понятии  развивающего  обучения//Педагогика N1

1995г.

    28. Джуринский А.Н.  Новые технологии в симтеме образования Фран-

ции//Советская педагогика N4, 1991г. с.132-136.

    29. Занков Л.В. Избранные педагогические труды  М., 1990г.

    30. Зубарева Н.С.  Педагогическая  технология: путь в дидактику и

практику обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квали-

фикации работников образования. Межвуз. науч. труд  Вып.3 в 2-х ч, Ч1

М., 1994г. С.36-41.

    31. Игнатьев С.Т.  Мелехин  В.А. Анализ и классификация педагоги-

ческих технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991г.

    32. Ильин Е.Н.  Путь к ученику  М., Просвещение, 1988г.

    33. Ильина Т.А. Понятие "педагогическая технология" в современной

буржуазной педагогике//Сов. педагогика N9, 1971г.

    34. Ильясов И.И.  Структура процесса обучения  М., 1986г.

    35. Кларин  М.В.  Педагогическая технология  в  учебном  процессе

(Анализ зарубежного опыта)  М., 1989г.

    36. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы те-

ории обучения//Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122.

    37. Клинберг Л.  Проблемы теории обучения/ пер. с нем. М., 1984г.

    38. Коменский  А.Я.  Великая дидактика//Избранные  педагогические

сочинения  М., 1955г.

    39. Космодемьянская А.И. Разработка вопросов  педагогической тех-

нологии в США//Сов. педагогика N10,  1973г.

    40. Крулль З.В. Значение тестовых фондов//Совершенствование учеб-

ной литературы  г.Тарту, 1988г.

    41. Лазарев и др. Новые информационные технологии  обучения и де-

ятельностные подходы к проектированию//Народ.образование  N10, 1991г.

    42. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения//Сов.педагогика  N3,

1990г. с.138-141.

    43. Лернер И.Я.  Проблемное обучение  М., 1974г.

    44. Лысенкова С.Н.  Методом  опережающего  обучения  М., Просв-е,

1988г.

    45. Маркова А.К., Матис  Т.А., Орлов А.Б.  Формирование мотивации

учения  М., Просвещение, 1990г.

    46. Матюшкин А.М. Проблемные  ситуации  в мышлении и обучении М.,

1972г.

    47. Махмутов М.И. Проблемное обучение:Основные вопросы теории М.,

1972г.

    48. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы

М., 1986г.

    49. Машбиц  Е.И.  Психологические  основы управления учебной  де-

ятельностью  К., 1987г.

    50. Менчинская Н.А.  Проблемы "самоуправления" познавательной де-

ятельности и развитие личности//Теретические проблемы управления поз-

навательной деятельностью человека  М.,  1975г.

    51. Обучение и развитие/ Под ред. Л.В.Занкова  М., 1975г.

    52. Одаренные  дети  / перевод с анлг. М.,Прогресс, 1991г  (Глава

"Концептуальные модели").

    53. Пальчевский  Б.В., Фридман  Л.  Учебно-методический  комплекс

средств обучения // Советская педагогика N6 1991г ст.26-32.

    54. Пейперт С. Переворот  в  сознании: дети, компьютеры и плодот-

ворные идеи/ перевод с англ. М.,1989г.

    55. Подласый И. Как диагностировать урок?// Народное  образование

1991г., N9 ст.45-52.

    56. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.Становление человека. М.,94г.

    57. Суд над  системой образования: стратегия на будующее: сб./под

ред. У.Д.Джонсона, М., 1991г./

    58. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.  М., 1984г.

    59. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся.

М., Знание, 1983г.

    60. Унш И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990

    61. Фрадкин Ф.А. Гаврилин А.В. Технология формирования личности в

рефлексологической  педагогике//  История пед.технологии.  М., 1993г.

стр.23-25.

    62. Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении М.,1984г.

    63. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. М., Прос-

вещение, 1987г.

    64. Фридман Л.Н.  Урок? Нет тема (технология педагогического тру-

да)// Народное образование N1 1990г. стр.48-52.

    65. Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики//  Народное

образование N1 1991г. стр.70-78.

    66. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 1982г.

    67. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика 1979г.

    68. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение 1980г.

    69. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., Педагогика 1987г.

    70. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике

М., Просвещение 1989г.

    71. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика 1989г.

    72. Шейман В.М. Технология работы учителя физики. М., 1992г.

    73. Щетинин М.П. Объять необъятное. М., Педагогика, 1986г.

    74. Щукина Г.И. Познавательный интерес в уч.деят-ти шк-ов. М.,1972г.

    75. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина

//Педагогика N2,1993г. стр.66-70.

    76. Янушкевич Ф.  Технология обучения в системе высшего образова-

ния. М.,1986г.