Комплексная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования
(обобщение опыта работы ОУ, участвующих в эксперименте)
Представили: А.А.Чирков, руководитель направления, и.о.зав.кафедрой педагогики и психологии
Л.И.Саитова, ст. преподаватель кафедры
Дата: 10.06.04

В мае 2004 года были получены отчеты экспериментальных ОУ по организации здоровьесберегающей деятельности. Анализ представленных отчетов проводился исходя из требований концепции модернизации российского образования, в которой предусматривается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

А) реальной разгрузки содержания общего образования;

Б) использования эффективных методов обучения;

В) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

Г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

Д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

Е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

При анализе установлено следующее. В СШ №4 г.Орска организована системная работа по здоровьесбережению учащихся. Эти задачи отражены в уставе школы. Мероприятия по формированию ценности здоровья представлены в плане учебно - воспитательной работы. Большое внимание в школе уделяется физкультурно - оздоровительной работе. Введен третий час физической культуры, для учащихся начальных классов проводятся уроки плавания в бассейне, дети активно привлекаются к участию в спортивных секциях и проведению общешкольных мероприятий. В школе проводится антинаркотическая работа, осуществляется взаимодействие с родителями . В отчете отсутствуют сведения об организации мониторинга здоровья учащихся, об условиях питания в школе.

В СШ № 52 г.Орска разработана комплексная программа "Здоровье" в соответствии с которой осуществляется мониторинг состояния физического и психофизиологического здоровья, школьных факторов риска, определяется объем двигательной активности школьников, проводится наблюдение в динамике за поведением, уровнем напряженности, школьной мотивацией. Для устранения школьных факторов риска создаются условия для рациональной организации учебного процесса, соблюдения норм учебной и внеучебной нагрузки. При этом выявлено, что происходит превышение затрат времени учащимися на выполнение домашних заданий. В связи с этим в школе запланировано проведение занятий с учителями по изучению методики оптимизации домашних заданий. Большие трудности отмечаются в школе с составлением рационального расписания. В школе апробируются элементы технологии В.Ф.Базарного для начальных классов и другие здоровьесберегающие технологии - коллективные и групповые формы занятий, технология ТРИЗ, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология проектов, ролевые игры и пр. Организована деятельность Научного общества учащихся, осуществляются элементы школьного самоуправления. Проводится работа по охране труда. Введено три урока физической культуры. В то же время отмечается недостаточность внеурочной спортивной работы, что связывается с ограниченной пропускной способностью спортивного зала школы, не решен вопрос с организацией активно - двигательных занятий на переменах. Осуществляется работа по формированию ценности здоровья и ЗОЖ, однако эта работа не носит системного характера. Организация антинаркотической работы в школе исходит из принципов первичной наркопрофилактики и заключается в формировании таких качеств личности, которые помогают справиться с возникающими в жизни проблемами без прибегания к наркотикам. В школе осуществляется взаимодействие с семьей, осуществляется социально - педагогическая и психолого - педагогическая помощь семье. Для организации досуговой деятельности в общешкольном плане воспитательной работы выделен раздел "Здоровье", предусматривающий проведение спортивных мероприятий.

В здоровьесберегающей деятельности Шарлыкской СШ №2 основной упор делается на создание нормальных санитарно - гигиенических условий, рациональную организацию учебного процесса, медицинское обслуживание учащихся, обучение педагогов личностно - ориентированному взаимодействию с учащимися, физкультурно - оздоровительной работе и формированию ценностей здоровья и ЗОЖ. Мониторинг здоровья осуществляется в соответствии с "Методическими рекомендациями" центра охраны здоровья министерства образования РФ. В качестве проблем отмечаются сложности с обработкой результатов мониторинга здоровья, сохраняющиеся учебные перегрузки, которые даже возросли в экспериментальных классах, материальные сложности в организации качественного питания учащихся. Количество детей, имеющих заболевания за период эксперимента не уменьшилось. Это может быть связано с отсутствием комплексного подхода в организации здоровьесберегающей деятельности.

Анализ результатов экспериментальной деятельности в Ибрагимовской СШ показывает, что в школе ведется здоровьесберегающая деятельность по всем основным направлениям. Она включет мониторинг здоровья, отслеживающий динамику заболеваемости, эмоциональные состояния учащихся, уровень тревожности. Проводится работа по созданию здоровой школьной среды, контроль за учебными нагрузками, создание оптимального двигательного режима учащихся, физкультурно - оздоровительная работа, осуществляется образование в области здоровья и ЗОЖ, работа с семьями, социально - психологическая помощь учащимся, проводится первичная наркопрофилактика.

В отчете МСШ №5 г.Оренбурга указывается, что здоровьесберегающая деятельность нашла отражение в Уставе школы. В школе разработана комплексная программа здоровьесбережения. В соответствии с ней проводится оценка состояния здоровья, отслеживается эмоциональное состояние учащихся экспериментального класса. Осуществляется работа по устранению внутришкольных факторов риска развития болезней. За счет уменьшения наполняемости классов, организации занятий в одну смену, сорокаминутной продолжительности уроков, введения динамических пауз между уроками, сочетания уроков физкультуры с часами здоровья, правильного составления расписания, индивидуального подхода создается охранительный педагогический режим обучения. Осуществляется внеурочная оздоровительная работа, большое внимание уделяется работе с семьей.

По результатам проведенного анализа готовятся методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в учреждениях общего образования, которые будут размещены на сайте института.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации