Вопросы охраны здоровья детей и населения
Представил: Чирков А.А.
Дата: 26.03.02

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей. Графики рождаемости и смертности с 1992 г пересеклись (график рождаемости идет вниз, а смертности - вверх) и такое пересечение на западе получило название “русский крест”. Эта картина свидетельствует о депопуляции населения, т.е. уменьшении его численности. Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание.

Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти - изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. “Болезни поведения” становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.

На состояние здоровья детского населения существенную отрицательную роль играют, также, условия обучения в образовательных учреждениях. Большинство учащихся приобретают заболевания в стенах школы. За время обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта. К выпускному классу полностью здоровых остается не более 15%. Можно сказать, что дети расплачиваются за образование в современной российской школе своим здоровьем.

Это происходит потому, что во многих ОУ не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки, как правило на фоне недостаточной двигательной активности, учебные программы перегружены, рассчитаны на продвинутый уровень учащихся и многим детям не по силам. В образовательных учреждениях не организована работа по формированию здорового образа жизни детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получают информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей.

Таким образом, ситуация со здоровьем Россиян требует активизации оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Общество предъявляет социальный заказ системе образования на здоровую личность. Необходимо обеспечить сохранение здоровья детей, научить их вести здоровый образ жизни, правильно строить свои взаимоотношения с природой. Перед практикой образования поставлены задачи внедрить принципы новой научной области - педагогики здоровья - в педагогический процесс, что позволит обеспечить здоровую среду в образовательных учреждениях, усилить валеологическое образование подрастающего поколения.

Необходимость активизации оздоровительной работы с детьми нашла свое отражение в целом ряде правительственных документов(СанПиНы, приказы Министерства образования, Доктрина развития образования в РФ и др.). В них подчеркивается, что любой тип образовательного учреждения должен стать образовательно-оздоровительным.

Чтобы успешно осуществлять оздоровительную работу, учитель должен осознать свою ответственность за здоровье детей и овладеть знаниями, позволяющими организовать здоровую школьную Среду, использовать принципы и технологии здорового урока, интегрировать валеологическую тематику с другими предметами, осуществлять валеологическое воспитание.

Организуя образовательный процесс следует помнить, что в основе современного подхода к человеку и его здоровью лежит системный принцип, исходящий из представлений о человеке как биосоциальном существе. При этом, биологические и социальные факторы развития человека взаимодействуют между собой, находясь в диалектическом единстве. Организм развивается и живет как единое целое, в котором функции отдельных систем взаимосвязаны. Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа. Личность нельзя отрывать от ее биологической основы. Биологический аспект существования связывает человека с животным миром. Но свою эволюцию человек совершает прежде всего в психической сфере, расширяя сознание, осваивая его новые уровни. Только учитывая природные индивидуальные задатки и особенности и организуя в соответствии с ними социальные воздействия, можно обеспечить оптимальное развитие личности.

Именно гармоничность и мощность биосистемы позволяют говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности.

Человек как система постоянно обменивается со средой информацией, энергией и веществом. Оптимизация указанных видов обмена способствует упорядоченности системы и это является одним из основных подходов к оздоровлению.

Чтобы понять систему, следует рассматривать как внутренние так и внешние аспекты ее функционирования. Внешнее для человека это окружающая Среда, в которой он выполняет свои биологические и социальные функции. Внутреннее состояние человека может быть оценено по степени гармоничности системы, т.е. внутрисистемного порядка.

Механизмы здоровья - это автоматические механизмы самоорганизации человека. Происходит здоровье из правильного формирования системы на ранних этапах жизни и из постоянного поддержания, укрепления, восстановления здоровья во взрослом состоянии. Механизмы здоровья, их активность можно поддерживать, активизировать, направлять, тренировать.

Существует множество определений понятия здоровье. Хрипкова А.Г. дает такое определение: “Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей”.

Здоровье человека в понимании всемирной организации здравоохранения - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Таким образом, критерии оценки здоровья заключаются в способности индивида осуществлять свои биологические и социальные функции, а совокупность механизмов, обеспечивающих выполнение этих функций и называют здоровьем. Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психо-эмоциональное) и социальное здоровье.

Физическое - определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное - определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Чтобы обеспечить сохранение и укрепление здоровья человека, надо знать от чего зависит наше здоровье, чем оно определяется. Как показали исследования, факторы, влияющие на уровень общественного здоровья распределяются следующим образом:

1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

3. Деятельность системы здравоохранения - на 10%

4. Образ жизни человека - на 50%

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Под образом жизни понимают индивидуальные особенности жизнедеятельности. Образ жизни - это то, что соединяет человека с обществом, включает его в систему общественных отношений. Поэтому это одна из его социальных характеристик. Образ жизни реализуются в 4 сферах: 1.Трудовой. 2.Общественной. 2.Семейно-бытовой. 4.Досуговой.

Различают здоровый и нездоровый образ жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ), как определяет его академик В.П.Петленко, это модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний.

Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет индивид. Главным регулятором образа жизни человека являются нравственные отношения, складывающиеся в обществе. Поэтому формирование ЗОЖ- задача не медицинская, а прежде всего воспитательная. В то же время, разработка принципов ЗОЖ является прерогативой медицины и других наук о человеке.

Положительно влияя на образ жизни мы можем существенно повысить потенциал здоровья. ЮНЕСКО считает, чтобы адаптировать человека к современному миру надо: 1.Делать акцент на индивидуальное развитие. 2. Формировать отношение к жизни выраженное постулатом: “Жить здесь и сейчас” 3. Уметь жить в условиях постоянных перемен. 4. Целью жизни ставить саморазвитие.

В современнных Российских условиях только система образования может обеспечить формирование ЗОЖ детей, а это позволит постепенно осуществить оздоровление всего общества. Поэтому необходимо стимулировать выполнение в образовательных учреждениях программ, направленных на охрану и укрепление физического, психоэмоционального и нравственного здоровья учащихся, дальнейшее развитие системы валеологической и психологической службы, повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья детей.

Российская школа должна стать “Школой здоровья”, в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей и педагогов. В связи с этим актуальна разработка методологических, управленческих, экономических, психологических проблем организации валеологической работы в ОУ.

Организуя воспитательную работу в образовательных учреждениях следует ориентироваться на основные составляющие компоненты здорового образа жизни.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗОЖ

1. Психологическая устойчивость, позитивное мировосприятие.

2.Соблюдение норм и правил личной и общественной гигиены.

3.Зкаливание и повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней Среды и заболеваниям.

4.Оптимальный двигательный режим, предусматривающий такой объем движений, который обеспечивает минимальную суточную потребность организма в движениях.

5.Рациональное сбалансированное питание, которое должно быть полноценным, разнообразным с достаточным количеством составляющих компонентов.

6.Сознательное взаимоотношение с медициной, предусматривающее регулярное прохождение профилактических медицинских осмотров, своевременное проведение прививок, выполнение врачебных рекомендаций и др.

7.Отказ от вредных привычек (курение, наркотики, злоупотребление алкоголем).

8.Удовлетворенность работой - учебной, производственной и другими видами деятельности.

9.Семейное благополучие.

10.Активная жизненная позиция

11.Достаточный уровень экологической культуры.

12.Безопасное для жизни поведение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Х. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223с - 1 экз.

2. Андреев В.П. Педагогика творческого саморазвития: индивидуальный курс .- Книга 1. - Изд-во Казанского ун-та.- 1996. - 224с.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Учебн.пособие .- Ростов на Дону: Феникс, 2000.

4. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М. Химия, 1994.

5. Валеология. Справочник школьника./ Сост.С.Н.Заготова. - Донецк: ПКФ”БАО”,1998.

6. Ермолаева М.В. и соавт. Психолого- педагогическая практика в системе образования. М.: Инт-т практической психологии,1998.

7. Занков Л.Д. Дидактика и жизнь .- М.:1990.

8. Игра, обучение, развитие, развлечение. Популярное пособие для родителей и педагогов .- Ярославль: Академия развития, 1997.

9. Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья в школе . Журн. "Школа здоровья", № 3, 1997, с. 7

10. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям . М. Нов. шк., АСТ прес, 1996.

11. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: уч. метод. пособие .-М.: Педагогическое общество России, 2000.

12. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение .- 1993.

13. Мижериков В.А. Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов -на Дону: Феникс, 1998.

14. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Просвещение .- 1996.

15. Поташник М.М. Технология разработки и освоения педагогических инноваций .- М.: Педагогика, 1994.

16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Уч.пс. М.: Владос, 1996.

17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы .- М.: Новая школа .- 1993.

18. Сластенин В.А.,Исаев И.Ф. и соавт. Педагогика. / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа- Пресс, 1998. - 512с.

19. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Изд-во "Петроградский и К",1995.

20. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.М.: Просвещение, 1988.

21. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед.Общ-во России,1998.

22. Эльконин Д.Б. Психологические игры .- М.: Педагогика, 1994.

23. Энциклопедия современного учителя. -М.: Астрель, Олимп, 2000.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации