Здоровый учитель как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья  учащихся

Представил: Чирков А.А., доцент, кандидат медицинских наук
Дата: 27.02.03

Возрастание роли человеческого капитала в современном мире связано с переходом человеческой цивилизации к постиндустриальному этапу развития, для которого характерно сокращение сферы неквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости, возрастание потребности в постоянном повышении профессиональной квалификации работников, их профессиональной мобильности.

           В этих условиях, как указывается в концепции модернизации российского образования, образованию принадлежит решающая роль в процессе перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, в преодолении опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении гуманизации общественно – экономических отношений, консолидации общества, сохранения генофонда нации, стать важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, движущей силой экономического роста и формирования профессиональной элиты.

Главным субъектом системы образования является педагог, поэтому эффективное использование человеческих ресурсов системы образования, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогических кадров должно стать приоритетным направлением образовательной политики государства и региональных органов власти. От здоровья учителя в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущего страны, поэтому для изменения сложившейся ситуации необходимо создание нового направления медико-психологической профилактики и охраны здоровья педагогических кадров.

Здоровье – представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию. Критерии оценки здоровья - в способности индивида эффективно осуществлять свои биологические и социальные функции. По определению всемирной организации здравоохранения здоровье человека  - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков.

Митина Л.М.  определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности».

Мы предлагаем следующее определение понятия профессиональное здоровье педагога -  «совокупность физических, психических и личностных качеств, позволяющих оптимальным образом осуществлять профессиональную деятельность и сохранять профессиональное долголетие».

 Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Оно не запрограммировано самим образом его школьной жизни:

1.          Отсутствие правильного режима дня.

2.          Отсутствие достаточной физической активности.

3.          Психоэмоциональные перегрузки.

4.          Перегрузки речевого аппарата.

5.          Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.

6.          Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.

Добавьте к этому шум, запыленность, микробную обсемененность, недостаточную вентиляцию и освещенность, некомфортную температуру воздуха, питание на ходу, расписание уроков, разрушающее здоровье, отсутствие времени на осмысление только что состоявшегося с учеником разговора и т.д. Основную задачу многие учителя все еще видят в том, чтобы дать знания, развить умения, считают, что школа должна любыми путями научить математике, грамматике и др.

Большинство учителей в современной школе не могут психологически себе позволить выйти из - за учительского стола и стать соавтором педагогического процесса, не могут осознать себя созидателями другого человека.

Профессия педагога это еще и профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение всего дня непрерывно воздействовать на учащихся. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает стресс руководства. Чтобы уменьшить вероятность его развития, анализ педагогической ситуации должен осуществляться педагогом с некоторым отстранением, с холодным разумом. Проводя анализ стоящих перед детьми проблем, необходимо уметь игнорировать чувственную, эмоциональную составляющую, а использовать только мыслительный, рассудочный. Эмоциональное сопереживание должно распространятся до определенного предела - иначе это чревато, в случае полного растворения в эмоциях другого, нарушением здоровья. В результате в сознании остается генерализованное чувство тревоги.

На практике для учителя характерен низкий уровень психологической культуры, недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции. Современные учителя как профессиональная группа находятся на I- м месте по нервно- психическим расстройствам. Педагог находится под гнетом двойного стресса – социального и профессионального. Отсюда излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции - формируется консерватизм, неприятие новой педагогики. Отсюда педагогические кризисы, истощение, сгорание.

Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями.

Важнейшими показателями профессионального здоровья и долголетия учителя являются такие интегральные характеристики как педагогическая направленность, педагогическая компетентность эмоциональная (поведенческая) гибкость и физическая адаптированность.

Важнейшая задача - воспитание и поддержание педагогической направленности: профессиональных целей, идеалов, представлений о результате педагогического труда, мотивации на педагогическую деятельность. Необходимо преодолеть сегодняшний низкий уровень самоотношения, самоуважения, самопринятия, повысить профессиональное самосознание учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать свое будущее. Это предусматривает решение проблемы гармонизации и гуманизации личности, осознание цели своего труда: сотрудничество с ребенком, позволяющее вдохновить и направить сердца и мысли учеников к восприятию знаний в атмосфере доверия, уважения и сформировать у них потребность в здоровом образе жизни как высшей радости бытия.

Педагогическая компетентность включает в себя, прежде всего, коммуникативность и конфликтоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Учителя, как представители стрессогенной профессии  должны владеть психологическими знаниями, уметь управлять своим разумом, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Нужно развивать психологическую готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.), способность ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои собственные. Эти качества позволяют педагогу учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций.

 Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.

Решение перечисленных выше проблем предусматривает разработку комплексной (межведомственной) программы на региональном, муниципальном уровнях, включающей информационное, диагностическое, профилактическое, оздоровительно – восстановительное (реабилитационное), лечебное направления.

Для формирования профессиональных качеств и умений учителя необходимо создание в ОУ системы работы с кадрами, направленной на реализацию программы «Обучение здоровью». Для реализации программы необходимо использовать новые технологии диагностики физического и психического здоровья, комплексы психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур.

Личностный профессиональный рост педагога стимулируется в процессе включения в индивидуально-развивающую программу. Для ее составления в ОУ организуется система непрерывного образования педагогических кадров. Формы работы с кадрами различны - участие в семинарах по обмену опытом, конференциях, теоретические и практические занятия, лекции, беседы, консультации на которых учителя знакомятся с содержанием основных психологических понятий, получают психологические рекомендации о способах и приемах самоконтроля, специфике профессионального самоконтроля педагога и особенностях его проявлений в деятельности.

Можно использовать диагностико - развивающие деловые игры, систему специальных тренинговых занятий с элементами социально-психологического тренинга, психологические упражнения, отражающие основное содержание процесса педагогического взаимодействия, моделирующие педагогические ситуации и позволяющие развивать умения реализовывать различные формы самоконтроля, анализировать стратегию и тактику поведения учителя в ситуациях педагогического выбора. Это повысит его готовность к самостоятельной работе в условиях реальной педагогической практики.

Целесообразно в программе «Обучение здоровью» планировать тематические семинары - практикумы, интегрирующие проблемы методологии, психологии, теории современной дидактики и инновационных технологий. Такие занятия, построенные по системе методов активного обучения,  позволяют развивать навыки самоконтроля эмоциональных состояний, овладевать приемами снятия стресса, регуляции творческого самочувствия и т.п.

Актуальной задачей является разработка соответствующего диагностического инструментария, позволяющего проводить индивидуально-психологическую диагностику для выявления проблем и психологических затруднений в профессиональной деятельности учителей для последующей коррекции. Нужно предложить педагогам наборы алгоритмов самодиагностики, самооценки, самокоррекции и помочь в разработке индивидуальной, коррекционной программы, способствующей профессионально-личностному росту.

  Программа должна предусматривать также комплекс спортивно-оздоровительных и восстановительных мероприятий, занятия укреплением собственного здоровья, оказание помощи в реализации оздоровительных программ своим близким, друзьям, коллегам.

Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества в целом.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации