«ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Самсоненко Людмила Сергеевна, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ, доцент кафедры педагогики и психологии, Оренбург

АННОТАЦИЯ
В современных условиях внедрения стандартов второго поколения и изменений в порядке аттестации педагогов сложилось противоречие между высокими требованиями к умениям ставить цели и задачи, к умениям планировать и принимать решения и недостаточным уровнем развития данных умений у педагогов.
Попыткой разрешения данной проблемы является разработка в Институте повышения квалификации учебной программы курсов по проблеме «Формирование целеполагания у педагогов».

Далее…

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. В условиях внедрения стандартов второго поколения именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Останавливаясь на тех или иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос, для чего учить. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, чему учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этический, эстетические) должен уметь решать учащийся с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п. (Н.Ф. Талызина).

Проблеме целеполагания в отечественной психологической науке уделяли внимание И. В. Дубровина, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, О. К. Тихомиров. Они разработали понятие «Цель», определили виды целей, указали на значимость для развития личности так называемых внутренних целей [2, 4].

А. Н. Леонтьев рассматривает понятие цели в теории деятельности и соотносит его с понятием сознательного действия, которое выступает как важнейшая «образующая» человеческой деятельности. А. Н. Леонтьев первым рассматривал проблему соотношения мотива и цели. В развитых формах деятельности отношение мотива и цели меняется: мотив осознается, превращается в «мотив-цель», который выполняет функцию общей цели [3].

Другой аспект проблемы цели и целеполагания рассматривает С. Л. Рубинштейн. Он связывает понятия цели и произвольности и подчеркивает важность отношения цели и условий действия: «Однако, как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того чтобы ее осуществить, надо учесть условия ... Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть решена действием» [5, с. 112].

В. В. Давыдов, обобщая теоретические представления отечественной психологии о роли и функции целеполагания, говорит, что рассмотрение сущности человеческой деятельности как целеполагающей приводит к новому определению предмета психологии. «Изучение механизмов целеполагания, имеющих форму поиска, изучение законов, по которым цели определяют способы и характер человеческой деятельности - таков предмет психологии как науки» [1, с. 29].

В реальной педагогической практике цели часто вообще не рефлексируются и не описываются. В других случаях указываются цели слишком общие и не определенные - обеспечить фундаментальную подготовку в такой-то области, научить творчески применять знания на практике и т.п. Но чаще всего описание целей подменяется простым указанием на содержание обучения и воспитания, перечнем знаний, умений, убеждений, которые должен приобрести учащийся.

Таким образом, в современной педагогической практике в условиях внедрения стандартов второго поколения и перехода на новую модель аттестации педагогов сложилось противоречие между требованиями к умениям ставить цели и задачи, к умениям планировать и принимать решения и недостаточным уровнем развития данных умений у педагогов.

Попыткой разрешения данной проблемы является разработка в Институте повышения квалификации учебной программы курсов по проблеме «Формирование целеполагания педагогов». 

Цель программы: обеспечение психологической подготовки слушателей для повышения уровня психолого-педагогической компетентности в сфере целеполагания в современных условиях введения стандартов нового поколения и новой модели аттестации педагогических работников.

Задачи:

- представить теоретические основы проблемы целеполагания в педагогической деятельности;
- сформировать навыки по формулированию целей и задач; по применению упражнений, развивающих целеполагание у учащихся;
- раскрыть особенности моделирования ситуаций, связанных с постановкой целей, принятием решений и планированием деятельности в образовательном процессе;
- формирование социальных компетенций: умение принимать решение, умение планировать, умение прогнозировать, терпимость и умение вести диалог; ответственность за свое будущее; социальную активность и творчество;
- представить возможности приобретения опыта использования технологий принятия решений, технологий прогнозирования и целеполагания.

Основной частью данной программы являются групповые занятия с педагогами, проводимые в форме тренинга, т.к. это обеспечивает участникам возможность быть услышанным, получить поддержку и понимание в процессе формирования эмоциональной культуры.

Тренинговые формы занятий предполагают большую, по сравнению с лекционными и семинарскими активность андрагога, который задаёт направление движения, ориентирует педагога в формировании целеполагания.

Занятия тренинга сочетают в себе групповую и индивидуальную работу.

Каждое занятие включает следующие стадии: 1) «разогрев» (снятие напряжения, работа с психологическим сопротивлением); 2) упражнения содержательного плана; 3) подведение итогов.

Тематический план занятий

 

 

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

 

лекции

практич. занятия

 

1

Развитие планирования и прогнозирования в тренинге целеполагания

2

2

 

 

2

Что такое цель

2

 

2

 

3

Структура и типология целей

4

2

2

 

4

Препятствия на пути к цели

2

 

2

 

5

Шаги к цели

2

 

2

 

6

Ответственность

2

 

2

 

7

Индивидуальная стратегия

2

 

2

 

8

Тайм-менеджмент для педагогов и учащихся

4

2

2

 

9

Осмысление понятия «время»

2

 

2

 

10

Принципы и правила планирования

2

 

2

 

11

Итоговое занятие «Чему я научился»

2

 

2

Зачет

 

итого

    26

6

20

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
  2. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. – М.: Наука, 2001. – 256 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
  4. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Журнал практического психолога. – 1998. – № 1. – С. 54-63.
  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации