Гуманитарный подход в формировании эмоциональной культуры педагога

Колтырева Людмила Юрьевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, аспирант кафедры общей педагогики Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
koltureva@rambler.ru

Аннотация
Рассматривается проблема реализации гуманитарного подхода в формировании эмоциональной культуры педагога. Представлены педагогические технологии формирования эмоциональной культуры педагога.

Ключевые слова
эмоциональная культура педагога, гуманитарный подход, система повышения квалификации, педагогические технологии

Современные социально-экономические условия обусловливают формирование социального заказа системе повышения квалификации педагогов. Он выражается в подготовке специалиста, способного к инновационной деятельности. Стремление педагога соответствовать изменяющимся требованиям времени вызывает необходимость постоянного повышения уровня профессиональной компетентности, что ведёт к эмоциональным нагрузкам. Для снятия чрезмерного напряжения большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.

Под эмоциональной культурой педагога мы понимаем интегративное динамическое образование личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля и способов профессионального поведения и деятельности, отражающее способность  человека успешно реализовывать себя в эмоциогенных ситуациях.

Актуален вопрос о том, каким образом можно обеспечить формирование высокого уровня эмоциональной культуры педагога. Необходима длительная, целенаправленная работа в ходе постдипломного педагогического образования учителей. Если методической подготовке в системе повышения квалификации отводится ведущая роль, то формированию эмоциональной культуры не уделяется должного внимания. Формирование эмоциональной культуры педагога в системе повышения квалификации осуществляется в основном на уровне знаний, а на уровне умений и способностей требует значительных изменений в организации, формах и технологиях работы с педагогом.

В качестве методологического основания формирования эмоциональной культуры педагога в системе повышения квалификации мы рассматриваем гуманитарный подход. Данный подход предполагает гуманизацию процесса повышения квалификации: постановку в центр внимания уникальной, целостной личности педагога; признание его права на  разностороннее развитие и проявление способностей; равенство, справедливость, человечность как нормы отношений в образовательном учреждении [1]. «Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей, – отмечает Н.М. Борытко– В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации» [2, С.34].

В соответствии с гуманитарным подходом рассмотрим технологии формирования эмоциональной культуры педагога. Технологии мы понимаем как последовательность процедур, методик, приёмов, характеризующих правила организации образовательного процесса в системе повышения квалификации. При выборе технологий мы основывались на существующих андрагогических представлениях, рассматривали повышение квалификации как «изменение внутреннего при взаимодействии с внешним» [3, С.187], а технологии как «гуманитарные технологии».

Гуманитарная природа педагогических технологий при формировании эмоциональной культуры педагога в системе повышения квалификации проявляется в ряде признаков [4]:

  1. диалог;
  2. открытость целей работы с человеком;
  3. внутренняя логика развития прогнозируемого качества, лежащая в основе гуманитарной технологий;
  4. возможность влияния на интегральные характеристики человека;
  5. допустимость выбора субъектом образования содержания, форм, способов деятельности или отказа от неё;
  6. использование в качестве педагогических средств собственно человеческих возможностей: личности, речи педагога, системы отношений, общения, а также произведений культуры, выражающих глубинную человеческую проблематику;
  7. возможность импровизационного характера применения, вариативности действий в условиях неопределённости.

Гуманитарные технологии обеспечивают реализацию процесса формирования эмоциональной культуры в системе повышения квалификации и позволяют с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическим процессом, комплексно решить образовательные проблемы, обеспечивать благоприятные условия для развития личности педагога, оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

Рассмотрим гуманитарные технологии, используемые в формировании эмоциональной культуры педагога: технология контекстного обучения, технология интерактивного обучения, арт-технологии.

Технология контекстного обучения обусловливает переход от одних базовых форм деятельности к другим через промежуточные [6]. Например, от теоретического занятия (лекция, семинар) к практическому (практикум), что позволяет соединить между собой теоретический и практический блок дополнительной образовательной программы. Программа формирования эмоциональной культуры педагога имеет блочно-модульную структуру. Каждый из блоков включает в себя теоретические знания и практические действия, выражающиеся в деятельности. Деятельность педагога направлена на познание эмоций; формирование позитивного отношения к педагогической деятельности, ценностного отношения к эмоциям; осуществление деятельности по формированию эмоциональных умений.

Технология интерактивного обучения сохраняет конечную цель образовательного процесса, но меняет транслирующие формы познавательной деятельности на само- и взаимоактивные, основанные на общих усилиях, взаимодействии и взаимоподдержке друг друга. Данная технология понимается как «система организации разнообразных (конструктивных, реструктивных и рестриктивньгх) взаимодействий субъектов образовательной ситуации, направленных на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач» [6, С.211]. Интерактивное обучение, основанное на интер- и интрагрупповых формах процесса познания, организует практико-ориентированную деятельность педагогов, когда теоретически выстраивается, оценивается и реализуется выбранный участниками вариант формирования эмоциональной культуры.  

Применение арт-технологий в формировании эмоциональной культуры педагога охватывает обширный материал, предполагающий интерпретацию произведений разных видов искусства (живописи, скульптуры, фотографии, архитектуры, музыки, литературы, театрального спектакля, мультфильма, кинофильма), включение в занятия теоретического комментария к интерпретируемому произведению, вопросы и задания к нему, материал для размышлений и бесед, перечень творческих работ, список литературы и произведений искусства (основной и дополнительный).

Логика нашего исследования требует обозначить соответствующие гуманитарным технологиям методы формирования эмоциональной культуры педагога.

Основным методом в формировании эмоциональной культуры является метод анализа опыта:

  • наличие и характер опыта составляют главное отличие обучающихся друг от друга;
  • опыт лежит в основе потребности взрослых обучающихся к продолжению учения;
  • взрослый обучающийся овладевает новым знанием через анализ собственного опыта;
  • возможность поделиться своим опытом является существенным мотивирующим фактором учения и кратчайшим путем успешного и эффективного овладения взрослым обучающимся новым образовательным опытом.

«Метод анализа опыта – это система обучения, преподавания и учения, которая обеспечивает создание условий, позволяющих взрослым обучающимся овладевать новым знанием или новым содержанием образования как новым образовательным опытом через эффективное привлечение личного опыта обучающихся в ходе его активизации преподавателем-андрагогом или преподавателем-фасилитатором с помощью системы специальных способов и приемов организации учебной работы [7, С.20].

Метод анализа опыта определил выбор специфических методов обучения – организационно-деятельностных, основанных на осознании, ориентированных на решение профессиональных затруднений [8]:

  • «4 угла» - осуществление выбора на основе аналитической деятельности, обоснование правильности выбора;
  • «алфавит» - углубление понимания смысла понятия, явления, процесса, алгоритма деятельности;
  • «метод анализа конкретных ситуаций» («case-studu») – изучение конкретной проблемы, средство оценки и выбора решений;
  •  и т.д.

В системе повышения квалификации формы и методы совершенствования эмоциональной культуры педагога, применяемые в рамках гуманитарного подхода, выступают «мостиком» между теорией и собственной практикой специалиста и позволяют:

  • оказать методическое содействие и расширить возможности обучающегося в совершенствовании эмоциональной культуры;
  • дать возможность овладеть широким спектром форм,
    методов, приемов для повышения эффективности собственной деятельности;
  • на основе лучшего отечественного и мирового опыта
    обучить современным принципам разработки программ самообразования.

Рассмотренные педагогические технологии, а также соответствующие им методы формирования эмоциональной культуры, применяемые в рамках гуманитарного подхода, апробированы в практике повышения квалификации педагогических кадров.  Применение обозначенных технологий привело к достижению следующих позитивных изменений в  эмоциональной культуре педагогов: формирование системы знаний определения и анализа ситуаций затруднения в педагогической деятельности и путей их преодоления, знаний особенностей своей эмоциональной сферы и другого; формирование позитивного эмоционального отношения к педагогической деятельности, ценностного отношения к альтруистическим, коммуникативным, гностическим эмоциям; формирование эмоциональных умений.

Литература

  1. Данилова М.М.  Гуманитарный подход как принцип построения процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов / М.М. Данилова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – 2008. – №10(57): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). – С.104–115.
  2. Борытко Н.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для студентов педвузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2006. – С. 34.
  3. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб.пособ. / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.187.
  4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И.А. Колесникова. – СПб.: СПбГУМП,1999. – 241 с.
  5. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А.Вербицкий // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С.39–46.
  6. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2007. – С.211.
  7. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике: автореф. дис. …доктора пед. наук / А.И. Кукуев. - Ростов-на-Дону, 2010. – С.20.
  8. Максимук Н.Н Интерактивные методы обучения как средство реализации деятельностного подхода в системе повышения квалификации / Н.Н.Максимук // Стратегические приоритеты развития дополнительного образования взрослых: тезисы докладов открытой науч.-практ. конф. (15 апр. 2010 г., г. Минск) / редкол.: В. В. Буткевич [и др.]. – С.97–98. 

-----
Lyudmila Y. Koltyreva
the senior teacher of chair of pedagogics and psychology Orenburg State Pedagogical University, Orenburg 
koltureva@rambler.ru
The humanitarian approach in formation of emotional culture of the teacher
The problem of realization of the humanitarian approach in formation of emotional culture of the teacher is considered. Pedagogical technologies of formation of emotional culture of the teacher are presented.
Keywords: emotional culture of the teacher, humanitarian the approach, system of improvement of professional skill, pedagogical technologies

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации