Дайджест

Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л.В.Калинина // Начальная школа.–2011.–№1.–С.46-50

Ключевые слова: ценностные ориентации, знания, эмоции, воля, воспитывающая программа

Основные идеи статьи (краткая аннотация): в современных условиях необходимо уделять внимание ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.

Педагогу важно учитывать, что на формирование нравственных ценностных ориентаций оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля.

Учитывая данные положения, автор разработал программу, которая включает в себя все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную. Главная ее идея: не навязывать ученику нравственные идеалы в процессе обучения и воспитания, а создать условия для того, чтобы он ориентировался в ценностях общества, вводил их в свой внутренний мир или отвергал, т.е. умел рефлексировать свое поведение с позиции усвоенных им правил и поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями. При этом учитель является консультантом, помощником в  проявлении индивидуальности школьника, действующим под лозунгом «Я вместе с вами».

На уроках литературного чтения можно использовать методы и приемы, которые являются источниками ориентации учащихся на нравственные ценности. К ним относятся: а) чтение произведения, при котором центром его анализа становится судьба героя, его характер, авторская позиция; б) написание сочинений; в) работа с незаконченными предложениями, когда ученик оценивает события или героев, прогнозирует свое поведение в похожей ситуации, обосновывает свою точку зрения; г) систематический анализ пословиц, которые хранят богатый человеческий опыт, способствуют не только обогащению словарного запаса, но и нравственному развитию личности, углубляя понимание нравственных ценностей; д) установление взаимосвязи сюжета произведения с реальным событием, происходившим с учащимися класса, окружающими или учителем и др.

Для ориентации учащихся на нравственные во внеучебной деятельности была разработана программа спецкурса «Радуга», которая корректировалась и дополнялась в ходе учебно-воспитательного процесса. Спецкурс «Радуга» рассчитан на 1 час в неделю и реализуется на классных часах  и часах общения. Его содержание построено по спирали. В  течение каждого учебного года работа идет по четырем разделам: «Мой мир», «Мир человека», «Искусство общения», «Мир ценностей», каждый из которых состоит из 8-9 занятий. Последнее занятие является итогом и обобщает тему. Каждый следующий год дополняет рассматриваемые вопросы, расширяет представления учащихся об общечеловеческих ценностях.

Занятия раздела «Мой мир» способствуют познанию учениками своего физического «Я» (телесной сущности человека), духовного «Я» (его внутреннего мира), социального «Я» (его отношений с миром людей), учат уважать себя, верить в свои возможности по самоизменению.

На занятиях раздела «Мир человека» происходит определение личности школьника в многообразном мире человеческих качеств, формируется желание проявлять доброжелательные отношения к окружающим и поступать в соответствии с нормами общечеловеческой нравственности.

Раздел «Искусство общения» знакомит учеников с правилами вежливости, помогает выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами общения, приобрести навыки культуры общения с людьми.

Занятия раздела «Мир ценностей» помогают учащимся расширить границы общечеловеческих ценностных категорий.

Начальная школа должна помочь школьнику сориентироваться в общечеловеческих, нравственных ценностях, согласующихся с его неповторимой человеческой сущностью, в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.  

Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности // Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№2.-С.41-45

Ключевые слова: личностно – ориентированный подход, ценности, ценностная ориентация, индивидуальность, культура человека, личность

Основные идеи статьи (краткая аннотация): Современному образованию свойственна опора на гуманистическую парадигму, в связи с чем и личность ученика представляется как духовно – нравственная, интеллектуально – творческая, практико – ориентированная деятельностная, физически и психически здоровая личность. В связи с этим приобретает большое значение сущность индивидуальной культуры личности.

Методологическая база воспитания в 20 веке, по мнению ученых, может стать философская теория ценностей и педагогическая теория, теория духовного воспитания детей. В современной педагогической науке появились реальные научно – теоретические предрассылки для развития педагогики духовности. На повестке дня – вопрос о духовных ценностях как культурологическом основании в воспитании личности.

Леонтьева Е. В школу введен новый предмет. Комплексный учебный курс основ религиозной культуры и светской этики/Е.Леонтьева//Сельская школа.–2010.–№5.-С.7-15

Ключевые слова: основы религиозных культур, многоконфессиональная среда, духовно-нравственное воспитание и просвещение, законодательная база преподавания комплексного курса

Основные идеи статьи (краткая аннотация): Комментарии к нормативному документу от 29.10.2009. №1578-р дает заместитель начальника Департамента Управления президента РФ по внутренней политике.

Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования. Минобрнауки России и органы управления образованием большинства субъектов Российской Федерации считают целесообразным изучение в образовательных учреждениях исторических и культурных основ мировых религий, в том числе религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Изучение культуро-религиоведческих дисциплин в системе образования призвано формировать у обучающихся представление о религии как о социокультурном феномене, важной составляющей мировой религии как о социокультурном феномене, важной составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии; способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе знаний и понимания ценностных систем и этических установок ведущих мировых религий.

Апробация комплексного курса основ религиозной культуры и светской этики осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. №Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного курса, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. №1578-р.
Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В ходе апробации комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», далее – Закон), такое обучение может вести религиозная организация.

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство обучающихся с основами культур соответствующих религий, их историей,  традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не включает в себя критических оценок других религий и мировоззрений.

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Группой разработчиков учебного курса выработаны согласованные структура и примерная программа курса, они не скрывают и не нивелируют разнообразие и множественность мировоззренческих взглядов и представлений. Чтобы не допустить противоречий, учителем должно учитываться, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия.

Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учета мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребенок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимися на уроке в фото/видео/ аудио формате.

При подготовке в субъектах Российской Федерации учителей по модулям основ религиозной культуры ориентиром в организации взаимодействия со всеми религиозными организациями – участниками апробации может служить Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13 июля 2007 г. № 03-1584).

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации