ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

А.А. Муратова
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»,
город Оренбург

В статье описываются особенности формирования экологической культуры подростка на базе учреждения дополнительного образования детей. Экологическая культура подростка формируется в процессе прохождения курсов по выбору блочно-модульной структуры и интегрированного курса «Я делаю выбор».

Ключевые слова: экологическая культура подростка, дополнительное образование детей, курсы по выбору, интегрированный курс, экологический образ жизни.

Эффективным способом реализации в образовательной практике педагогических средств формирования экологической культуры подростка является использование возможностей дополнительного образования детей. В нашем исследовании формирование экологической культуры личности подростка осуществляется на базе Областного детского эколого-биологического центра и включает в себя: организацию педагогических условий (создание образовательного пространства, включающего ресурсы социума; осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения (аналитико-диагностического, просветительского, консультативного, организационного); применение инструментария аутентичного оценивания интегрированных результатов формирования экологической культуры подростка, позволяющего отслеживать личностные достижения учащегося), применение методических и диагностических процедур.

Формирование экологической культуры подростка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей осуществляется в процессе прохождения курсов по выбору блочно-модульной структуры естественнонаучной направленности и интегрированного курса «Я делаю выбор», включающего информационную и профориентационную работу.

Интегрированный курс «Я делаю выбор» представляет собой систему занятий, включающих самодиагностику учащихся, деловые и ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, ситуации-проб, упражнения и др.

Программа курса рассчитана на 204 часа и представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием экологической деятельности различных направлений, диагностических методик, информационной и ориентационной поддержки выбора способов социально-экологической деятельности и наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием.

Работа сопровождается анализом материалов СМИ, изучением реального состояния экологической обстановки, анализом проблем притязаний и потребностей человека и сочетается с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор образа жизни.

На протяжении занятий педагог, ведущий курс, занимает позицию активного участника. В зависимости от вида занятия он выступает в качестве информатора, эксперта, оппонента, наблюдателя.

Завершается курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного осмысления проведённой работы.

Часть занятий проводится в кабинете, оборудованном компьютерной техникой, для дополнительного привлечения информационных ресурсов и увеличения доли самостоятельной работы учащихся.

Содержание программных мероприятий предусматривает их интеграцию в программы курсов по выбору блочно-модульной структуры естественнонаучной направленности. Цели занятий рассматриваются как запланированный результат совместной деятельности педагога и учащихся и разделяются на познавательные (приобретение новой информации и умений), развивающие (формирование навыков логического, продуктивного мышления), воспитательные (развитие у подростков важных с экологической точки зрения качеств, волевых установок, коммуникабельности и др.).

Определённые вопросы курса излагаются во взаимосвязи общего (на уровне общества, государства в целом), особенного (регион, муниципалитет, отрасль) и единичного (образовательное учреждение, дом, ближайшее социально-экологическое окружение): социально-экономическая структура общества, характеристика современной социально-экологической ситуации, пути восстановления экологического баланса, знакомство с экологической картой территории и др. Это позволяет вместе с учащимися на конкретных примерах делать обобщающие выводы, расширять представления об экологическом образе жизни.

Самостоятельная деятельность учащихся выражается в планировании и реализации проектов, профильных проб, изучении справочной и художественной литературы, знакомстве с материалами средств массовой информации, посещении предприятий, экскурсиях, проведении экологических акций. Результаты самостоятельной работы обсуждаются в ходе занятий курса, выражаются в отзывах, эссе, рецензиях, репортажах, проектах, презентациях.

В соответствии с замыслом курса наряду с репродуктивными методами (рассказ, беседа, объяснение) широко используются эвристические, информационно-поисковые методы (проблемное изложение, методы организации исследовательской, проектной, игровой деятельности, работа с информационными источниками).
Значительная часть ориентационных средств в ходе курса имеет версионный характер, поэтому для лучшего восприятия учащимися его логики использовались схемы активизации профессионального самоопределения: эмоциональное воздействие при помощи введения необычной, яркой информации (любопытные факты биографии известных, успешных людей; информация о рекордах различного направления); применение способов логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования; использование интриги игрового взаимодействия; использование ярких биографических примеров; акцентирование внимания на ценностно-смысловых проблемах; использование приёма «незавершённость действия» для создания у учащихся мотивации для самостоятельного осмысления обсуждаемой проблемы.

В ходе изучения курса перед подростками актуализировались проблемы построения экологического образа жизни, уменьшения собственного экологического следа, экологического следа своего ближайшего окружения. В этой связи проблематика вопросов, затрагивающая основания для принятия решения в рамках экологических проблем определила реализацию эвристического, вероятностного характера образовательного процесса. Эвристический характер заключался во включении в занятия эвристических вопросов, позволяющих создать эвристическую ситуацию, отражающую актуальную для учащихся проблему, связанную с имеющимся у воспитанников жизненным опытом и позволяющую создать образовательный продукт. В ходе занятий учащиеся лично решали возникшие или специально созданные проблемы, демонстрируя образовательную продукцию в форме устных сообщений, обсуждения в группах и т.д. Материализованный образовательный продукт занятий выражался в виде небольших проектных работ, представленных как обзор литературных источников, вэб-страниц и вэб-сайтов, газет, теле- и радиопередач, рецензирования и взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т.д.

Методом приобретения учащимися практического опыта явилось выполнение ими профессиональных проб, связанных с экологическими специальностями, в процессе курсов по выбору, в ходе выполнения которых подростки приобретали первоначальный опыт примеривания на себя деятельности, которую желают освоить в результате выбора пути продолжения образования.

Использование собственных образовательных результатов, полученных в ходе занятий, служило материалом для выработки у учащегося комплекса аргументов, позволяющих ему: участвовать в процедуре защиты экологического образа жизни, которая организовывалась в зависимости от уровня готовности подростка как в условиях группового занятия, так и в виде индивидуальной консультации; подготовить сочинение или групповую проектную работу (например, «Я - экочеловек», в котором учащиеся формулировали основания, доказывали преимущества выбора социально-экологический действий, привычек).

Список литературы

  1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика: Монография /М.В. Аргунова. – М.: Спутник+, 2009. – 208c/
  2. Артёмова, Р.А. Возможности дополнительного образования при организации профильного обучения и предпрофильной подготовки /Р.А. Артёмова, Н.Т. Ивкина //Профильное обучение и предпрофильная подготовка. Бюллетень. – 2007. - №2. – С.7-10.
  3. Леонтович, А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования /А.В. Леонтович //Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - №01. – С.12-15.
  4. Тавстуха, О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография / О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. –  260 с.
  5. Щетинская, А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учебное пособие /А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И.Болотова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 404с.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации