Роль системы дополнительного образования детей в организации предпрофильной подготовки учащихся

Тавстуха О.Г., Муратова А.А., Моисеева А.Н.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
lictor-z@mail.ru

В статье раскрываются особенности предпрофильной подготовки, обеспечивающей условия для профессионального самоопределения. В поиске направлений организации и совершенствования предпрофильной подготовки значительная роль принадлежит идее построения образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей и интересов учащихся, реализующего идеи свободы выбора, вариативности образования. Наибольшими возможностями построения такого пространства, по мнению авторов, обладают учреждения дополнительного образования детей.

Важным социальным требованием, предъявляемым к современному образованию, является его ориентация на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке труда. Решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс образования и развития подрастающего поколения.

В Концепции модернизации российского образования и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается необходимость создания в системе образования условий для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших образовательных и профессиональных планов. «Реализация идеи профильности старшей ступени общего образования ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Предпрофильная подготовка является подсистемой профилизации старшей школы и выполняет подготовительную функцию к выбору профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности. Она призвана актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и профессиональных планов; создать условия для получения личного опыта в различных областях образовательной и профессиональной деятельности.

Система предпрофильной подготовки включает в себя ряд идей, ставших новыми для российского образования:

  • актуализация потребности учащегося в определении своих образовательных и профессиональных планов;
  • введение курсов по выбору, включающих активные методы преподавания, профессиональные и профильные пробы, позволяющих определиться в дальнейшем образовательном и профессиональном пути;
  • прохождение учащимися курсов профессионального самоопределения, включающих обеспечение ресурсами для построения образовательных и профессиональных планов, личностного развития подростка;
  • введение аутентичного оценивания достижений учащихся по типу «портфолио», позволяющего отслеживать промежуточные личностные результаты;
  • использование конкурсных форм работы с учащимися, позволяющих повысить собственную значимость учащегося и отразить его индивидуальные образовательные достижения.

Реализация обозначенных идей создаёт условия для профессионального самоопределения учащегося: предоставление права выбора курсов предпрофильного обучения, темпов и форм их прохождения; осознанный выбор профиля обучения, в логике будущей профессиональной деятельности, соответствующий собственным способностям и возможностям.

Предпрофильное обучение реализуется в различных вариантах и моделях. Многообразие организационных моделей предпрофильной подготовки обусловлено многообразием типов образовательных учреждений, видов и форм (очная, заочная, дистанционная) организации предпрофильного обучения.

В настоящее время существуют следующие модели предпрофильного обучения: внутришкольная, сетевая, ресурсная. В реальной практике та или иная модель в чистом виде используется редко. Предпрофильная подготовка в общеобразовательных школах преимущественно осуществляется по смешанному типу: сочетание внутришкольной профилизации с ресурсной или сетевой моделью, или с обеими вместе.

Анализ теории и практики предпрофильной подготовки учащихся выявил проблемы, возникающие при её проведении в общеобразовательной школе:

  • отсутствие условий проектирования индивидуальной образовательной траектории в связи с ограниченным количеством курсов по выбору и форм их проведения;
  • программы курсов по выбору, создаваемые школьными учителями, преимущественно связаны с академическим углублением в рамках конкретного предмета, являются пропедевтикой профильных курсов;
  • конструирование и реализация курсов по выбору в школе не способствуют возникновению ситуации образовательного поиска, позволяющего подростку принять решение о выборе того или иного курса;
  • недостаток кадрового, материально-технического и образовательного ресурсов для реализации курсов по выбору, осуществления профильных и профессиональных проб;
  • применение характерных для знаниевой парадигмы форм оценивания, не позволяющих фиксировать промежуточные личностные достижения учащихся;
  • осуществление предпрофильной подготовки начинается в 9-м классе, что не соответствует потребностям самоопределившихся учащихся;
  • время проведения предпрофильной подготовки может оказаться неприемлемым для учащихся, долгосрочно получающих дополнительное образование различного направления (художественного, эколого-биологического и т.п.);
  • тотальная предпрофильная подготовка подходит для определённой категории учащихся, имеющих ярко выраженные специфические способности, которые они могут применить в имеющихся курсах; учащиеся с универсальным характером общих способностей вынуждены ограничивать индивидуальную образовательную траекторию курсами, предлагаемыми в школе, и делать свой выбор образовательного и профессионального пути на их основе.

Обозначенные проблемы определили необходимость поиска путей организации предпрофильной подготовки, обеспечивающих наиболее полную реализацию интересов и образовательно-профессиональных потребностей учащихся, и обращения нашего внимания к системе дополнительного образования.

В российской системе образования сеть учреждений дополнительного образования детей действует параллельно со школами. Общее (базовое) образование ценно своей системностью, а дополнительное - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребёнка. Оно предоставляет право свободного выбора, которое является главным условием определения содержания и организации педагогической деятельности в предпрофильной подготовке.

Гибкость, мобильность и вариативность дополнительного образования обеспечивают условия для широкого выбора ребенком вида деятельности, творческого объединения или педагога, развития социальных компетенций воспитанников, удовлетворения персонифицированных образовательных запросов, профессионального самоопределения, создания для каждого воспитанника ситуации успеха. Это определяет расширение поля общего образования учащегося в рамках действующей образовательной системы и даёт право на участие в определении будущей профессии.

Именно учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательные цели и как самостоятельные функции (самостоятельные образовательные программы), и как единый процесс (комплексные дополнительные образовательные программы, в нашем случае – предпрофильной подготовки учащихся). Это обеспечивает учащимся возможность развития способностей и склонностей, выбора значимых для них целей образования, формирование знаний, умений и навыков в той сфере деятельности, которую они выбирают.

Уникальность дополнительного образования состоит в том, что оно позволяет расширять общие цели образования, так как выводит на значимый для развивающейся личности уровень индивидуальные образовательные цели. Многообразие целей дополнительного образования предполагает и многообразие результатов: позитивные учебные и творческие достижения, освоение учащимися новых видов деятельности в рамках интересующих предметных областей, социальных ролей; уровень творческой активности; динамика личностного развития ребёнка; его успешность в деятельности и образовательном процессе.

Роль учреждений дополнительного образования как социального института интегративного типа возрастает при реализации предпрофильной подготовки и в связи с тем, что они обладают значительными возможностями её наполнения профильно-ориентационными ресурсами социума (прохождение производственных, полевых и социальных практик; организация занятий в учреждениях профессионального образования, привлечение к преподаванию преподавателей вузов, специалистов-профессионалов и др.), что обусловливает целенаправленность и результативность процесса выбора профиля обучения.

В поиске направлений организации и совершенствования предпрофильной подготовки значительная роль принадлежит идее построения образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей и интересов учащихся как с универсальным характером способностей, так и со специфическими способностями, реализующего идеи свободы выбора, вариативности образования и решающего проблему их профессионального самоопределения. Наибольшими возможностями построения такого пространства обладают учреждения дополнительного образования детей.

Понятие «образовательное пространство» употребляется преимущественно по отношению к множеству образовательных институтов, деятельностей, программ, понятий. Системообразующим компонентом этого пространства являются отношения, в которые вовлекаются учащиеся, организация их деятельности и общения. Субъектами образовательного пространства предпрофильной подготовки в этом случае выступают учащиеся, родители, педагоги, учёные-практики. Структурной единицей образовательного пространства предпрофильной подготовки является образовательное учреждение, принимающее участие в его создании, основным социально-педагогическим механизмом – взаимодействие коллективов, объединённых едиными принципами и подходами.

В роли ресурсов пространственного развития предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей выступает кадровый, материально-технический, образовательный потенциал социальных институтов различного типа, основой взаимодействия которых, по нашему убеждению, должен стать принцип корпоративизма, предполагающий построение взаимовыгодных отношений ради совместного достижения общей цели при обязательном соблюдении интересов всех сторон.

Сопоставительный анализ теории и практики дополнительного образования детей и предпрофильной подготовки позволяет нам обосновать следующие принципы образовательного пространства предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей:

- Принцип единства: однообразия, разнообразия, многообразия. Однообразие определяется общей направленностью учреждения дополнительного образования (например, эколого-биологическая). Разнообразие - возможностью в рамках одного образовательного направления пройти различные, иногда и противоположные элективные курсы, на выбор учащихся («Экологический туризм» и «Озеленитель»). Многообразие - предпочтениями обучающихся в освоении курсов и может меняться в зависимости от этих предпочтений.

- Принцип вариативности: реализуется в разработке вариантов внутри программы элективного курса в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей; в предоставлении учащемуся многообразия полноценных, качественно различных и привлекательных вариантов образовательной траектории, спектра возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории.

– Принцип свободы выбора: личность в образовательном пространстве предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей, богатом источниками информации, источниками возникновения интереса, имеет многочисленные возможности развития, возможности обращения к тем из них, которые в данный момент являются для неё наиболее значимыми.

- Принцип активности: способность поддерживать достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряжённости, стимулировать вопросительное отношение воспитанника к миру и творческий поиск ответов на вопросы, возникающие у него в процессе предпрофильного обучения. Принцип активности обеспечивает каждого ребёнка в предпрофильной подготовке возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями; источниками возникновения образовательного и профессионального интереса.

- Принцип преемственности содержания образования: построение образовательного процесса предпрофильной подготовки по вертикали (поэтапно) и по горизонтали (по разным формам образования). Мобильность и отсутствие регламентированных стандартов дополнительного образования заполняет образовательное пространство, удовлетворяя образовательные потребности детей. Основная задача программ курсов по выбору в образовательном пространстве в учреждении дополнительного образования – обеспечение специализации образования (например, эколого-биологическая), затрагивающая те области знаний, к которым дети проявляют интерес.

- Принцип практической ориентации: предоставление учащемуся возможности деятельности в различных образовательных направлениях (экология, биология, химия, география, медицина), детских объединениях, группах. Доминантой является деятельность в различных её проявлениях – образовательная, культурно-досуговая, исследовательская. Особое место занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, которые обеспечивают возможности: ознакомление с основными профессиями и специальностями (биолог, агроном), их содержанием и условиями труда, организацией, формами и сроками освоения профессии в процессе профессиональных проб.

Обозначенные принципы определяют реализацию учащимся собственной модели предпрофильного обучения, что значимо для разновозрастного, переменного состава творческого объединения; получение необходимого практического опыта и знаний; обеспечение развития познавательной мотивации, способностей, осознания собственных возможностей. Каждая программа курса по выбору устанавливает свой стандарт её освоения и обеспечивает разработку индивидуальной образовательной траектории, позволяющей самостоятельно выбирать путь освоения вида деятельности, который в данный момент наиболее интересен, актуален; заполнить то пространство знаний, которое учащийся не получает в других образовательных условиях.

Таким образом, образовательное пространство предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей обеспечивает учащихся возможностью выбора профиля обучения в логике будущей профессиональной деятельности как одной из составляющих профессионального самоопределения подростка.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации