Конструирование исследовательски-ориентированного пространства системы постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения

Колисниченко Т.Н.
Масловская С.В.

Конструирование исследовательски-ориентированного пространства системы постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время мы наблюдаем возрастающее внимание современной педагогической мысли к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения, которое обусловлено, прежде всего – динамичностью, быстро меняющимися условиями, а также кризисностью. Исследователи отмечают (Савенков… и др.), что происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого проявления поисковой активности. Учеными и обществом в целом все яснее осознается мысль о том, что от понимания механизмов функционирования и развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике образования во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире.

В  этих  условиях  возникает  острая  необходимость  выработки  новой  стратегии постдипломного образования педагога, определения главных направлений деятельности с учетом, во-первых,того глобального кризиса, который проявляется во всех областях жизнедеятельности людей и ставит перед человеком огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение. Во-вторых,с учетом изменений, которые произошли в экономической, социальной, культурной сферах современного общества, свидетельствуя о характере, уровне и глубине разрушения базовых основ того мира, в котором мы жили совсем недавно. И, в-третьих,с учетом изменения самого человека, его жизненных ритмов, а также отношений между людьми, между поколениями людей (1).

Все это требует повышенного внимания к конструированию исследовательски-ориентированного пространства системы постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения. При чем, в нашем понимании, понятие «пространство» не идентично понятию «среда». Мы придерживаемся точки зрения Л.И. Новиковой, Н.Л. Селива­новой, И.Д. Демаковой, в которой среда — это данность, которая не является результатом конструктивной деятель­ности человека, тогда как пространство — это резуль­тат педагогического освоения этой данности. Нам также близка точка зрения И.Г. Шендрика, в которой (2; 3; 4) образовательное пространство, будучи формой единства людей, формируется в процессе их совместной образо­вательной деятельности, в ходе которой образо­вывающий субъект создаёт условия и возмож­ности для образовывающегося субъекта, прямо или косвенно взаимодействуя с ним.

Автор утверждает, что образование представляет собой особое прост­ранство растущего человека и не сводится лишь к функции, способствующей его взросле­нию, подготовке к жизни. В современной постнеклассической культуре оно обретает смысл творчества или игры. Особый интерес для нас представляет конструирование постнеклассического обра­зовательного пространства, которое предстаёт как прост­ранство свободного взаимосогласованного целеполагания «Я» и «Других», пространство сво­бодных «практик».

Таким образом, в нашем понимании конструирование исследовательски-ориентированного пространства системы постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения представляет собой интеграцию, взаимодействие свободных исследовательских практик педагога системы постдипломного образования > педагога дошкольного образовательного учреждения >  ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения.

Нами также учитывается то обстоятельство, что проектирование, будучи предвидением будуще­го, невозможно без представлений об этом бу­дущем и формирование представлений о желае­мом образовательном пространстве осуществ­ляется посредством формирования представле­ний об образовательной среде и способах её ос­воения.

В этом процессе взаимо­действие субъектов образовательного процесса является ключевым условием проектирования образова­тельного пространства самих субъектов. И сама возмож­ность превращения педагогического действия в педагогическое взаимодействие, прежде всего, зависит от позиции наставников, тьюторов в образователь­ном процессе. Сама же специфика образовательного воздействия педагога на воспитанника изначально оп­ределяется тем, в каком качестве воспитатель рассматривает воспитанника:

  • в качестве объекта педагогического воздей­ствия, который имеет типологические характе­ристики;
  • в качестве объекта, имеющего кроме типоло­гических особенностей ещё и индивидуальное своеобразие, непохожесть на "других, которую необходимо учитывать;
  • в качестве субъекта своего собственного развития, способного к самостоятельному и от­ветственному выбору.

В первом случае воздействие носит объектно-ориентированный характер, при котором воспи­танник рассматривается как пассивный объект воздействия, продукт внешних условий. Во вто­ром случае воздействие носит субъектно-ориентированный характер, при котором обучающийся пред­стаёт активным и избирательным по отношению к внешнему миру субъектом, преобразующим испытываемые влияния. В третьем случае воз­действие носит развивающий характер, при ко­тором человек предстаёт открытой, постоянно взаимодействующей с внешним миром систе­мой, каждое следующее состояние которой оп­ределяется актом свободного выбора на основе соотнесения субъектом себя, своих особеннос­тей и окружающего его мира.

Таким образом, в своей деятельности мы отталкиваемся от следующей посылки И.Г Шендрика к пониманию образова­тельного пространства субъекта и способам его проектирования: не образовательное пространство долж­но конструироваться на основе социальных ценностей, а социальная реальность должна конструироваться на основе ценностей образо­вания (ибо образование есть осуществление гуманности).

Сложностью решения поставленной нами проблемы является исключительно    острая,    проблемная    ситуация,    в    которой    находятся    сегодня образование,   требующая   разработки новых концептуальных оснований, расширения исследовательского поиска закономерностей развития человека в условиях реального выхода его в открытое общество, что в корни изменяет характер общения и деятельности. Особенно эта ситуация затрагивает систему взаимодействия субъектов образовательного процесса постдипломного образования педагога. При этом, с одной стороны, возрастает ответственность и сложность работы педагогов системы постдипломного образования, как ученых, тьюторов. С другой - увеличивается сложность деятельности самих обучаемых (педагогов дошкольного образования, а также детей и родителей).  

Эта сложность обусловлена условиями  неопределенности,  высокой  динамичностью  происходящих процессов, выходом на историческую арену новых субъектов, объективным повышением активности человека, его более глубокой рефлексии на мир и, что очень важно, на себя четко фиксируемой  в  перестройке  ментальности, смене  целей,  ценностей,  ориентаций индивидов, появлении у них новых потребностей (1).

Так, Д. И. Фельдштейн отмечает, что до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития   человека.   Поэтому   при   всей масштабности современной жизнедеятельности людей проводимых ныне исследований имеется насущная потребность в организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. И, как нам представляется, деятельность системы постдипломного образования не должна быть отделена от научных поисков в данных направлениях.

Так, первое направление исследовательских поисков, связано, прежде всего, со сменой преобладающей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, то есть тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные возможности своей деятельности и творчества, пришла в качестве ведущей - проблема самого человека – и как существа биологического в обшей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса.

Данное направление в контексте постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения нами видится в изучении проблем человеческого в человеке. Так, актуализация задач осмысления особенности деятельности человека в изменяющемся пространстве требует мобилизации всех знаний о человеке. В связи с чем, наиболее актуальными нами видятся проблемы:

  • интенсификация деятельности по преобразованию мира природы (в новом ее понимании и согласии с ней);
  • преобразование общественных отношений;
  • усиление гуманистической направленности образовательного процесса;
  • человеческую ответственность, ее роль в образовательном процессе;
  • раскрытие сущности человека и как носителя развития и как организующего начала в этом развитии;
  • возможности саморазвития человека;
  • проблема определения места человека, его позиции в системе социальных связей - «ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им» (А.Н. Леонтьев).

Второе   направление исследовательской деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе постдипломного образования  связано   с    необходимостью   осуществления   развернутого междисциплинарного исследования особенностей современного ребенка, психологические, социально-психологические  изменения  которого  прослеживаются  сейчас  исключительно выпукло. В связи с чем, наиболее актуальными нами видятся следующие проблемы:

  • дифференцированное рассмотрение отдельных периодов детства;
  • возрастные особенности сложности, неравномерности, многохарактерности стадий, уровней развития детей в онтогенезе;
  • сравнительные характеристики детского развития «по вертикали»;
  • нормапсихического, психофизиологического, личностного развития ребенка (живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того «Дитя», которое описывали Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60-х и 70-х годов двадцатого, когда ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, а просто другим);
  • определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества;
  • направленность, динамика, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик Детства;
  • глубинная корректировка периодизации современного детства как научной основы развития, модернизации системы образования.

Третье направление, по мнению исследователей (1)состоит в организации интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия.

Так, наиболее актуальными в системе постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения становятся проблемы   изучения    нескольких образующих такого взросления:

  • раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;
  • определение характера и особенностей воздействия социальной среды и систем воспитательных воздействий как условий личностного развития;
  • анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности как субъекта действия:
  • выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.

Четвертое направлениесвязано с выявлением оптимальных сроков обучения. Так, устанавливая, чему и как учить детей, мы должны четко определять сущность, структура образовательной деятельности дошкольников, чем отличается она у младших дошкольников, а чем у старших дошкольников? При этом необходимо раскрывать новые способы усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть ребенок на выходе в школу - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть насущной необходимостью сегодня являются ответы на вопросы - на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в 3, 4, 5, 6 -летнем ребенке, чтобы через ряд лет он стал субъектом человеческого сообщества?

И здесь особую значимость приобретает выявление возможностей воспитания у дошкольников личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей.

Пятое направлениесвязано  с   проблемой  стремительных  сдвигов  в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный ребенок, и организуется образовательный процесс. Поэтому от системы постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения требуется кардинальное переосмысление и педагогических, и психологических основ образования.

Так, основными проблемами для изучения становятся:

  • выявление и учет влияния на дошкольников мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернет;
  • поиска психолого-педагогических оснований процесса воспитания и образования детей в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию (научить учиться), формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Шестое направление исследовательской деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе постдипломного образованиясостоит в изучении действия, а также воздействия новых субкультур, новых социальных связей ребенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.

Седьмое направлениеисследовательской деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе постдипломного образования состоит в том, чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности ребенка, с одной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что представляет собой важную задачу для исследователя.

Восьмое направление исследовательской деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе постдипломного образованиясвязано с актуализацией разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей в системе дошкольного образовательного учреждения. Эта проблема обостряется в силу нарастающего отчуждения между взрослыми и детьми. Так, исследователи подтверждают тот факт, что современный ребенок существенно повзрослел, с одной стороны, но с другой - по ряду параметров стал более социально инфантильным. При этом доказано, что взросление зачастую выражено не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. В связи с чем, исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия.

Так, речь сегодня идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений - взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые (1).

Можно констатировать, что проблема взаимодействия взрослых и детей фактически до сих пор не только в должной степени не проработана, но даже четко не поставлена на соответствующем научном уровне. В этом плане представляется чрезвычайно важным определить:

  • сущность, содержание позиций Взрослого мира и мира Детства именно как специфических субъектов взаимодействия;
  • выделить и раскрыть пространство (структуру, характер) их взаимодействия;
  • структуризация пространства мира Взрослого и Ребенка;
  • разработка моделей совершенствующегося образования;
  • проектирование конструктов, которые будут обеспечивать превращение ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослым;
  • ребенок как субъект диалога.

Девятое направление исследовательской деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе постдипломного образованиясвязано с тем, что в современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.

Десятое направление исследовательской деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе постдипломного образования связано с необходимостью в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-педагогической помощи субъектам образовательного пространства в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.

Одиннадцатое направление исследовательской деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе постдипломного образования состоит в разработке научных - психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

Таким образом, круг актуальных психолого-педагогических проблем достаточно широк, ибо сегодня перед системой постдипломного образования педагога дошкольного образовательного учреждения открывается многомерное пространство новых задач дошкольного образования, новых тем, требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительною расширения экспериментальных работ.

Список литературы:

  1. Фельдштейн Д.И. Актуальные направления психолого-педагогических исследований.
  2. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его формирова­ние. М., 2003.
  3. Шендрик И.Г. Проектиро­вание и инновационные процессы в обра­зовании // Образование и наука. 2000. № 3.
  4. Шендрик И.Г. Саморазвитие лично­сти в контексте проектирования образо­вания // Педагогика. 2004. № 4.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации