Инициация рефлексивной деятельности учащихся как один из инновационных способов осуществления воспитательного процесса.
Моисеева А.Н., к.п.н., доцент ИПК и ППРО ОГПУ, Россия

В статье раскрываются особенности организации воспитательного процесса при условии включения учащихся в разные виды рефлексивной деятельности.

Ключевые слова: рефлексивная деятельность учащихся, смыслопоисковая деятельность, проблемная ситуация, технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

В современных условиях воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития личности. Иными словами, если ученик принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Для достижения положительных результатов в воспитании современных школьников педагоги должны владеть такими инновационными технологиями, приемами и методами, которые бы создавали условия для гармоничного развития всех сфер личности ребенка, обладающего системно-смысловым сознанием.

Одним из таких средств способствующих включению учащихся в смыслопоисковую деятельность является организо­ванная педагогом рефлексия как обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний - ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чув­ствовал, к тому, как, почему и за­чем он так видит, делает, думает, чувствует.

Рефлексивная деятельность учащихся как вариант работы со смыслами воплощается в суждения. Смысл суждения – это отрефлексированная информация. Именно через суждение приоткрываются для учащегося связи между уже известным и еще не известным, но обнаруживающим себя в виде противоречия, проблемы или сомнения. Составление суждения связано с осмыслением того, как поняли содержание образования (произведения, понятия, жизненной ситуации), или какой свой вывод сделали, какие ассоциации возникли.  Отрефлексированная и самостоятельно изложенная мысль является первой оценкой самому себе. 

Предлагаемые для использования в воспитательной деятельности педагогом задания и вопросы рефлексивного характера способствуют самоанализу учащимся своих действий и поступков, анализу поведения другого, сравнения поступков своих и совершенных другими. Организация рефлексивной деятельности предполагает не только активизацию рефлексивной функции личного опыта ученика, но и соотнесе­ние предмета рефлексии с неким ценност­ным эталоном (духовный аспект), которое и воплощает трансформацию опыта, «пере­осмысление смыслов». Осмысление (выявление смыслов и значений) и осознание (оформление смыслов и значений в систему индивидуальных ценностей) разнообразных ситуаций бытия составляют механизм саморазвития воспитанника (2).

Типичными ситуациями проявления рефлексии являются:

  • ситуации работы с проблемным содержанием (новые, незнакомые, неструктурированные, неопределенные ситуации, ситуации проблемно-конфликтного типа);
  • ситуации взаимодействия в диаде (рефлексия актуализируется при затруднениях в организации взаимодействия, в ситуациях непонимания, позиционного конфликта);
  • ситуации группового взаимодействия (групповое решение проблем, коллективное взаимодействия, групповой дискуссии)

Что инициирует рефлексивную деятельность учащихся? Осознание какого–либо противоречия в процессе деятельности, которое приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. Вышеобозначенное возможно в результате решения проблемных ситуаций. «Ситуация проблемная – (от греч. problema – задача) – соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения» (7,343-344).

Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта и рекомендует использование педагогом в воспитании учащихся проблемных вопросов и ситуаций для решения, анализ художественной литературы, развертывание этической беседы, проведение дискуссий и ролевых игр.

Одним из педагогических способов реализации выше обозначенного является технология индивидуального рефлексивного самовоспитания авторами которой являются О.С. Анисимов и П.Г. Щедровицкий. Щедровицкий Г.П. отводил значительную роль рефлексии в образовательном процессе и видел проблему ее решения в особой организации этого процесса, представляя его как систему взаимодействия взаимообусловленных внутреннего и внешнего пространств, заключающееся в развитии способности «первого» задавать вопросы, а «второго» - создавать для этого условия, провоцируя рефлексивные ситуации.

В данном контексте рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события», чтобы учиться на собственном жизненном опыте. Для применения технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания важно наличие педагогической ситуации. Проблемы, которые затрагивают данные ситуации, могут быть общими для всех воспитанников класса, свойственными какой-либо группе, индивидуальными. Технология проведения начинается с постановки цели предстоящего обсуждения и осознанием ее каждым участником, ее внутреннее принятие; наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для ее дальнейшего анализа, «Я – позиция по обсуждаемому вопросу, рефлексия; выбор нормы поведения; мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу (явлению) (6).

Ситуации могут быть взяты из литературных и публицистических произведений, реальной жизни. Например, ситуация отраженная в письме А.М. Горького сыну: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой». Вопросы, инициирующие рефлексивную деятельность учащихся, могут быть следующие:

- Как вы думаете, в чем смысл наставлений сыну, сделанных А.М. Горьким в его письме?

- Какое влияние на совершенствование личности каждого оказывает любое дело, даже самое маленькое, если оно выполнено для пользы других людей?

- Упражняете ли вы себя в деятельности на пользу других? (4).

Таким образом, после прочтения письма учащиеся определяют и называют чувства, вызванные этими произведениями. В чувствах, состоянии, ощущении, осознании выражен личностный смысл читателя. При этом, открытость новому опыту, другой личности, самому себе являются показателями рефлексивности. Таким образом, мы видим, что проникновение в текст – это своего рода путь от случайности к глубинной сути объекта и одновременно познание собственных возможностей, самого себя.

В рамках занятий внеурочной деятельности могут быть заданы проблемные вопросы для самостоятельных рассуждений и ответов:

Что значит жить в коллективе и для коллектива? Как вы сочетаете личные интересы с интересами коллектива?

Как вы относитесь к общественному мнению своего коллектива? Дорожите ли вы им?

Народная пословица гласит: «Человек – то, что он сам из себя сделал». Подумайте, что делаете Вы для своего совершенствования. Как вы работаете над воспитанием устойчивых черт личности, которые будут определять Ваше поведение в различных жизненных обстоятельствах?

«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», - писал Н.Г. Чернышевский. Так ли? Выскажите свое суждение. А как Вы изучаете самого себя?

Человечность распространяется не только на человека. Как Вы понимаете смысл этой фразы? 

Как вы понимаете это изречение: «Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке»?

Что имел в виду древнегреческий философ Сократ, когда произнес: «Заговори, чтоб я тебя увидел?»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Б. Паскаль). Так ли бывает в жизни? Приведите известные вам факты из жизни и литературы.


Как вы понимаете смысл народной пословицы: «За добро добром и платят»? Ну, а если не заплатили? Тогда как? Как обогащается духовно человек, сделавший добро не за плату, а ради добра?

«Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать», - говорил Аристотель. Согласны ли вы с этим? Проанализируйте свои поступки и свое отношение к людям и сделайте вывод: обладаете ли вы добром? В чем проявляется ваша добродетель?

Является ли подвигом «элементарное исполнение повседневных обязанностей», свершение чего-то хорошего, доброго, полезного людям? Можно ли тогда отличную учебу школьника считать подвигом? А может быть, это – норма поведения, обязательная для каждого человека? Выскажите свои суждения.

Как вы понимаете смысл пословицы: «Сам погибай, но товарища выручай»? Приведите известные вам факты поведения людей в соответствии с этой мыслью.

И.П. Павлов, великий русский физиолог, говорил: «Жестокость унижает достоинство человека». Согласны ли вы с этим? Раскройте смысл этого заявления, приведите примеры, подтверждающие ваши суждения.

Когда ты говоришь «Желаю тебе счастья», что именно ты желаешь человеку?

Иногда человек поступает против своей совести. Ему стыдно. Чтобы ты посоветовал такому человеку, избавляя его от неотвратимого стыда?   

Когда человек остается наедине с собою, он полностью свободен? Можно ли сохранить свободу среди множества людей?

Если деньги – только средство существования, то, имея много денег, обретешь ли большее содержание жизни?

Включение подобных вопросов в беседы посвященные решению проблем духовно-нравственного воспитания с одной стороны инициирует индивидуальную рефлексивную деятельность, с другой – коллективную, так как предполагает совместное их обсуждение. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентификации себя с другими, группа в значительной мере облегчает самоанализ и самораскрытие каждого члена этого временного социального объединения. И, пожалуй, самое главное – это интенсивная подготовка к активной и полноценной жизни среди людей.

Для инициации рефлексивной деятельности помимо проблемных вопросов можно использовать нравственные задачи, например: «Какое нравственное приобретение личности не позволит:

…не подумав, сказать человеку, что он некрасив;

…взяв взаймы небольшую сумму, забыть отдать;

…под влиянием настроения отказать человеку в помощи;

…обещая, не исполнить ожидаемого;

…допустив ошибку в расчетах, скрыть этот факт;

…допускать халатность и безответственность в делах.

Помимо рассмотренных способов осуществления рефлексивной деятельности в рамках воспитательной работы педагог может использовать в практике работы ролевую игру, дискуссию.

Ролевая игра, как один из методов воспитания, она позволяет проигрывать те или иные «социально полезные роли» и учит принимать верные в моральном отношении решения. В ролевой игре учащиеся смогут приобрести опыт поведения в соответствии с человеческими ценностями.

Дискуссии могут строиться на обсуждении вымышленных ситуаций; рассказов из жизни реальных героев; моральных и ценностных дилемм; ответов на поставленные педагогом вопросы «морального выбора». Довольно часто применяется такой способ проведения дискуссий, когда учащимся предлагаются для обсуждения факты и события, имевшие место в действительности, биографии известных людей.

Выполнение учащимися предлагаемых заданий с одной стороны является условием организации рефлексивной деятельности, с другой – условием приобретения социального опыта. И то, и другое, являются необходимыми инструментами воспитания в современных условиях.

Список используемой литературы

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 (6)с.
  2. Звенигородская, Г.П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода: автореф. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г.П. Звенигородская. – Хабаровск, 2002. – 39с.
  3. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
  4. Куриленко, Т.М. Задачи и упражнения по нравственному воспитанию / Т.М. Куриленко. – Мн., «Нар. асвета», 1971. – 120с.
  5. Полковникова, Т.А. Либеральный клуб как одна из форм проведения открытых дискуссий и обсуждений / Т.А. Полковникова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - №5 – 2009. – С. 76-86
  6. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – Р-н-Д.: Феникс, 2005. - 320с.
  7. Словарь – справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448с.

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации