Информационный материал, содержащий классификацию участников образовательного процесса в сетевом взаимодействии в школе и сферы их ответственности

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется информационный материал, содержащий классификацию участников образовательного процесса в сетевом взаимодействии в школе и сферы их ответственности.

Материал подготовлен по итогам курсовой подготовки в г. Вологда старшим преподавателем кафедры Педагогики и психологии И.Н. Мещеряковой.

Участники образовательного процесса в рамках единого информационного пространства сети  и сферы их ответственности

Необходимость создания единого информационного пространства в условиях сетевого взаимодействия  связана с тем, что информация в современных условиях является основой, определяющей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих успешному функционированию образовательной сети.

Единое информационное пространство сети – это совокупность банков и единой базы данных, технологий их сопровождения и использования; информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса в сетевом объединении. В его рамках важно обеспечить возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса в сети;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью сети школ;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  • взаимодействие образовательных учреждений, входящих в сеть с органами, осуществляющими управление в сфере образования,  с потенциальными социальными партнерами.

Основным принципом создания единого информационного пространства является обеспечение комфортности информационной среды для всех потребителей информации, а также определение наиболее эффективных условий взаимодействия всех участников образовательного процесса - субъектов информационного пространства.

Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы:

  • администрация образовательных учреждений (директор, его заместители);
  • социально-педагогическая служба;
  • педагоги (классные руководители, учителя-предметники);
  • обучающиеся (независимо от параллели, класса и возраста);
  • родители или лица, их заменяющие (как основные заказчики качественных образовательных услуг).

В едином информационном пространстве задействованы и на информационном уровне связаны все вышеперечисленные участники образовательного процесса, объединены между собой соответствующими информационными потоками. Если представить схему информационных взаимосвязей этих групп, то она будет выглядеть следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Схема информационных взаимосвязей участников образовательного процесса в сетевом взаимодействии

Информационные связи участников образовательного процесса представляют собой информационные потоки, которые возможно разделить на несколько основных:

1. Планирование, организация и оперативное управление образовательным процессом.
2. Административное управление обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.
3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса в соответствии с нормативно установленными требованиями и индивидуальными запросами личности.

Основой для информационных потоков  является определенная базовая информация. Составной частью базовой информации, и ее наглядным отображением, является так называемая информация общего (коллективного) доступа, размещенная в единой  для всей сети школ базе данных и  содержащая сведения о различных аспектах учебно-воспитательного процесса.

Информационные потоки тесно взаимодействуют между собой, при этом опорой для процессов администрирования и процессов обеспечения содержания служат результаты работ по планированию, организации и управлению образовательным процессом в сетевом объединении. В этом отношении, возможно, выделить приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса и сферы их ответственности в рамках сетевого информационного пространства.

Приоритетные направления деятельности администрации образовательных учреждений

  • Автоматизация организационно-распорядительной деятельности, электронный документооборот.
  • Пополнение и своевременная корректировка базы данных образовательного учреждения «ХроноГраф 2.5».
  • Осуществление компьютерного мониторинга качества образования.
  • Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
  • Совершенствование и поддержание сайта школы, Web-страниц отдельных проектов.

Приоритетные направления деятельности учителя-предметника

  • Использование информационных ресурсов сети Интернет, электронных образовательных ресурсов в организации познавательной деятельности школьников на уроке, при организации проектной и исследовательской деятельности и во внеклассной воспитательной работе.
  • Диагностика учителями учебных достижений и уровня воспитанности обучающихся как составная часть мониторинга  качества образовательных результатов с использованием средств ИКТ.
  • Дистанционное сопровождение учащихся  в сетевом объединении
  • Эффективное использование сетевых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности, разработка собственных  оригинальных продуктов на базе цифровых средств

Приоритетные направления деятельности обучающихся

  • Использование информационных ресурсов сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов в ходе самообразования.
  • Дистанционное обучение в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.
  • Использование средств ИКТ, цифровых образовательных ресурсов при подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям.
  • Тренировочное тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  • Участие в  дистанционных обучающих олимпиадах, викторинах.

Приоритетные направления деятельности родителей или лиц, их заменяющих

  • Освоение курсов информационной грамотности.
  • Получение оперативной информации о расписании учебных занятий; текущей успеваемости детей; о проводимых мероприятиях и их результатах через сайты образовательных учреждений, входящих в сеть. Участие в решении возникающих проблем.
  • Интернет–знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса в образовательной сети.

Таким образом, функционирование единого информационного пространства сети определяется необходимостью решения насущных педагогических задач, их взаимосвязью и взаимодействием участников образовательного процесса.

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации